Honda CB1100 2018 → California Superbike School: Level 1
В продолжение своего опыта езды по треку, я решил как минимум раз в год выезжать на трек, желательно в форме обучения.
В этом посте я хотел бы рассказать как я проходил California Superbike School (aka CSS) курс, который мне неоднократно рекомендовали, совершенно разные люди, которые так или иначе катались со мной.
Последней каплей была очередная поездка на Malle Rally, где я специально напросился в быструю команду, с опытными дядьками. В этот раз формат заезда был понятен, маршрут известен и с погодой нам повезло.
По этому мы в кайф прошивали все однополосные серпантины с закрытыми поворотами и горные перевалы на «около разрешенных» скоростях.
Находя на горизонте следующую цель для обгона. Неудержимое веселье!
После каждого дня, мы садились у костра и трясущимися руками пили пиво, вспоминая как мы вообще доехали до кемпинга.
Но на следующий день, видя потрясающие маршруты ничего не могли с собой поделать, и повторяли это снова.
В таком активном ритме, я понял, что могу ездить по 8 часов в день не уставая. Но заезжая в город, или вставая в полосу автострады я начинаю залипать. Видимо приток адреналина падает, и меня клонит в сон. Все тело начинает уставать сидя ровно на мотоцикле, и приходится часто останавливаться, чтобы размяться.
Я поймал себя на мысли, что я слишком уверенно начал себя чувствовать на мотоцикле, и появилось неудержимое желание вваливать. Пока что мотоцикл и дорожные условия мне все прощали.
Посоветовавшись с опытными дядьками, мне в очередной раз посоветовали California Superbike School. В этот раз, посмотрев как я катаюсь, дядьки настояли на том чтобы я обязательно туда пошел.
California Superbike School это культовый курс разработанный Keith Code, известным по книге и фильму "A twist of the wrist".
Курс состоит из 4 уровней, каждый уровень это полный трек-день уроков, и езды с инструктором. По прохождении 4 курса дают толстовку. Стоимость £500 за день/уровень.
Как и ожидалось, все занятия до конца сезона были уже выкуплены, но по счастливой случайности было одно свободное место на конец августа на Bedford Autodrome, это где-то в часе езды от меня.
Я подумал что езда по треку была бы не плохим долгосрочным хобби, и £500 хорошая инвестиция в это. Купил себе место в этот же вечер, прям из палатки.
Раз уж я решил всерьез заняться треком, было бы разумным купить отдельный мотоцикл для этого.
Я подумал что лучшим выбором будет старый Supersport. Составил себе примерно такой список:
— Honda CBR600RR (2013-2017)
— Suzuki GSXR750
— Yamaha R6
— Triumph Daytona 675 R (2013-2018)
Нашел на рынке старенькую Triumph Daytona 675 2007 года, при стоимости £3k ее страховка на год была бы для меня £5k. Это при том что мне надо было бы еще и за свой основной мотоцикл платить £1k страховку в год. Смысла в этом не было.
Единственный способ, это брать мотоцикл в SORN (это специальная регистрация, запрещающая езду по общим дорогам), в этом случае страховка была бы не обязательной. Но тогда мне необходимо было придумать как возить мотоцикл на трек. Машины и прицепа у меня пока нет. Да и парковать все это дело негде. Оставлю эту идею на вырост. Буду кататься на своем мотоцикле, при таких ценах на страховку мне дешевле свой мотоцикл разбивать и каждый год покупать такой же новый.
Я подумал, возможно, есть смысл почаще выезжать на трек, без каких либо курсов. Цена вопроса £150 за целый день. Нашел единомышленников, и забронировал себе один день в Brands Hatch: Indy. Культовый трек, не однократно проезжал его в Gran Turismo. Почитав правила, и пройдя online briefing, как мне казалось, я был готов. Весь необходимый экип у меня уже был с предыдущих выездов.
Проснувшись в 4am, я радостный поехал в Brands Hatch.
После всех проверок, дополнительных брифингов — моя сессия была назначена на 10am.
Стою самым первым на pit-line, к нам подходит маршал и говорит: «подыми-ка руки вверх», я подымаю. Он говорит «Сорян чувак, ты слишком толстый для этого костюма. Подожди секунду.» И зовет другого маршала, который подтверждает. Выяснилось что two pieces костюмы, которые молнией застегиваются не должны сильно расходиться в районе живота. И меня удалили с заезда. Печально, про это было написано в правилах, и деньги не вернут. Самое обидное что отпуск мне тоже никто не вернет.
Почитав правила к Bedford Autodrome, я заметил там такие же условия. Поехал в панике выбирать себе костюм, до CSS курса было всего две недели.
Остановил свой выбор на двух местных брендах Frank-Thomas и RST. Для меня было важно чтобы костюм был CE сертифицирован, так как ходят слухи что без этой сертификации тоже не будут пускать на трек, ну и чтобы по больше AAA было в сертификации, чем больше тем лучше защита. Ну и чтобы выглядел хорошо, конечно же.
Вскоре я обнаружил, что защиту спины почему-то не ставят в костюмы, и мне ее надо покупать отдельно. Это еще £150.
Составил себе вот такой список костюмов:
— Frank Thomas Qualifier
— Frank Thomas Dynamic
— Frank Thomas Podium
— RST Pro Series Airbag CE
Из всех только RST Pro Series был AAA, в котором уже была защита спины и встроенный воздушная подушка.
К тому же я нашел место где он стоил всего £500! Тут долго думать не надо, его и купил.
Приехал домой в обед, я решил надеть костюм.
Походив по дому и понял, что не могу его снять.
Жена уехала купаться в Брайтон. Я походил еще минут 15, и понял что я сварюсь если буду дальше сидеть в костюме. Единственным правильным решением было поехать кататься.
Покатался часов 6, прихожу домой, дома все еще никого нет. Я после установки всех замков и цепей на мотоцикл капец вспотел.
6 гребанных часов в новом костюме ходил, все болит, жарко невыносимо, устал. Пошел соседям стучать, в общем объяснил комичность ситуации, сосед потянул за рукав и я снял костюм.
Ладно, ладно, пора и про сам CSS курс рассказать :)
Как и в прошлый раз, проснулся в 4am и поехал на трек. Там познакомился с ребятами из своей группы, у всех похожая мотивация, как и у меня. Я единственный на классическом дорожном мотоцикле, остальные на спортухах разной крутости и стоимости.
Курс состоит из 5 упражнений. Отдельная сессия для каждого упражнения. Нас разбили на группы по два человека и прикрепили за нами инструктора. Внимания было более чем достаточно.
После ознакомления с треком, инструктор выезжал вперед и целый круг показывал как правильно делать упражнение. Потом он перестраивался назад и следил чтобы упражнение было выполнено правильно. Если необходимо он повторно показывал упражнение.
После каждой сессии мы встречались с инструктором и он рассказывал что мы делали не так.
Каждое следующее упражнение было прогрессом над предыдущим. т.е. весь полученный фидбек мы должны были применять в добавок к новому упражнению.
Тут нам сказали просто проехать трек на одной передаче, не использую тормоз.
Задача упражнения заставить задуматься о скорости перед вхождением в повороты.
Здесь нам отметили точки где нужно начинать поворот, и задачей было с закрытым газом рулить в поворот, и при окончании руления плавно открывать газ и выходить с поворота.
Смысл занятия в том чтобы максимально улучшить стабильность мотоцикла в повороте. При маневре, мотоцикл максимально стабилен при закрытом газе.
Здесь я понял что я не чувствую разницу между рулением и поворотом. Я не всегда понимаю момент когда мое руление закончено и мне нужно открывать газ.
Также я понял что поиск точки поворота это какая-то магия со всеми этими формулами вычисления траектории и поиском апекса. Когда я еду — я вообще не думаю про это. Просто как-то интуитивно вхожу в поворот.
В этом упражнении у меня были проблемы с заходом в поворот на слишком низкой скорости, и при торможении двигателем я терял момент. Приходилось перед входом в поворот немного ускоряться.
Тут нам в очередной раз рассказали про контр-руление, и сказали прям на отмеченной точке поворота резко толкать руль, чтобы мотоцикл быстро нырял в поворот. Таким образом можно срезать траекторию, и не наклонять мотоцикл в повороте.
Я понял что мой мотоцикл слишком тяжелый для этих трюков, и мне кажется у меня плохо получалось это упражнение. Но инструктор говорит, что все было круто и я молодец.
Тут нам рассказали как важно не держаться за руль и как при воблинге мотоцикл выкидывает мотоциклиста если не отпускать руль. Ездили по треку и трясли локтями как курицы. Тут у меня никаких проблем не было.
Здесь задача была не фокусироваться на отмеченной точке поворота, а держать ее боковым зрением и начинать смотреть в сторону выхода с поворота, через апекс.
Это упражнение мне понравилось больше всех. Создается впечатление что время замедляется, и можно хорошо спланировать выход с поворота. Очень похоже на то как делали развороты на экзамене по вождению.
Стоит отметить что в обед пошел дождь и вторую половину занятия все проходили очень аккуратно. Никто кроме инструкторов не падал в этот день.
Мне все очень понравилось, и я планирую каждый год делать по одному такому курсу, пока не получу толстовку.
Единственное что мне не понравилось, помимо дождя, это то что из-за расслабленного вождения моя покрышка выглядит так же как и раньше.
Да и полного бака мне хватило на весь день, даже домой доехал без заправки.
В этом посте я хотел бы рассказать как я проходил California Superbike School (aka CSS) курс, который мне неоднократно рекомендовали, совершенно разные люди, которые так или иначе катались со мной.
Malle Rally 2023
Последней каплей была очередная поездка на Malle Rally, где я специально напросился в быструю команду, с опытными дядьками. В этот раз формат заезда был понятен, маршрут известен и с погодой нам повезло.
По этому мы в кайф прошивали все однополосные серпантины с закрытыми поворотами и горные перевалы на «около разрешенных» скоростях.
Находя на горизонте следующую цель для обгона. Неудержимое веселье!
После каждого дня, мы садились у костра и трясущимися руками пили пиво, вспоминая как мы вообще доехали до кемпинга.
Но на следующий день, видя потрясающие маршруты ничего не могли с собой поделать, и повторяли это снова.
В таком активном ритме, я понял, что могу ездить по 8 часов в день не уставая. Но заезжая в город, или вставая в полосу автострады я начинаю залипать. Видимо приток адреналина падает, и меня клонит в сон. Все тело начинает уставать сидя ровно на мотоцикле, и приходится часто останавливаться, чтобы размяться.
Я поймал себя на мысли, что я слишком уверенно начал себя чувствовать на мотоцикле, и появилось неудержимое желание вваливать. Пока что мотоцикл и дорожные условия мне все прощали.
Посоветовавшись с опытными дядьками, мне в очередной раз посоветовали California Superbike School. В этот раз, посмотрев как я катаюсь, дядьки настояли на том чтобы я обязательно туда пошел.
California Superbike School это культовый курс разработанный Keith Code, известным по книге и фильму "A twist of the wrist".
Курс состоит из 4 уровней, каждый уровень это полный трек-день уроков, и езды с инструктором. По прохождении 4 курса дают толстовку. Стоимость £500 за день/уровень.
Как и ожидалось, все занятия до конца сезона были уже выкуплены, но по счастливой случайности было одно свободное место на конец августа на Bedford Autodrome, это где-то в часе езды от меня.
Я подумал что езда по треку была бы не плохим долгосрочным хобби, и £500 хорошая инвестиция в это. Купил себе место в этот же вечер, прям из палатки.
Выбор мотоцикла
Раз уж я решил всерьез заняться треком, было бы разумным купить отдельный мотоцикл для этого.
Я подумал что лучшим выбором будет старый Supersport. Составил себе примерно такой список:
— Honda CBR600RR (2013-2017)
— Suzuki GSXR750
— Yamaha R6
— Triumph Daytona 675 R (2013-2018)
Нашел на рынке старенькую Triumph Daytona 675 2007 года, при стоимости £3k ее страховка на год была бы для меня £5k. Это при том что мне надо было бы еще и за свой основной мотоцикл платить £1k страховку в год. Смысла в этом не было.
Единственный способ, это брать мотоцикл в SORN (это специальная регистрация, запрещающая езду по общим дорогам), в этом случае страховка была бы не обязательной. Но тогда мне необходимо было придумать как возить мотоцикл на трек. Машины и прицепа у меня пока нет. Да и парковать все это дело негде. Оставлю эту идею на вырост. Буду кататься на своем мотоцикле, при таких ценах на страховку мне дешевле свой мотоцикл разбивать и каждый год покупать такой же новый.
Попытка выйти на трек
Я подумал, возможно, есть смысл почаще выезжать на трек, без каких либо курсов. Цена вопроса £150 за целый день. Нашел единомышленников, и забронировал себе один день в Brands Hatch: Indy. Культовый трек, не однократно проезжал его в Gran Turismo. Почитав правила, и пройдя online briefing, как мне казалось, я был готов. Весь необходимый экип у меня уже был с предыдущих выездов.
Проснувшись в 4am, я радостный поехал в Brands Hatch.
После всех проверок, дополнительных брифингов — моя сессия была назначена на 10am.
Стою самым первым на pit-line, к нам подходит маршал и говорит: «подыми-ка руки вверх», я подымаю. Он говорит «Сорян чувак, ты слишком толстый для этого костюма. Подожди секунду.» И зовет другого маршала, который подтверждает. Выяснилось что two pieces костюмы, которые молнией застегиваются не должны сильно расходиться в районе живота. И меня удалили с заезда. Печально, про это было написано в правилах, и деньги не вернут. Самое обидное что отпуск мне тоже никто не вернет.
Покупка костюма
Почитав правила к Bedford Autodrome, я заметил там такие же условия. Поехал в панике выбирать себе костюм, до CSS курса было всего две недели.
Остановил свой выбор на двух местных брендах Frank-Thomas и RST. Для меня было важно чтобы костюм был CE сертифицирован, так как ходят слухи что без этой сертификации тоже не будут пускать на трек, ну и чтобы по больше AAA было в сертификации, чем больше тем лучше защита. Ну и чтобы выглядел хорошо, конечно же.
Вскоре я обнаружил, что защиту спины почему-то не ставят в костюмы, и мне ее надо покупать отдельно. Это еще £150.
Составил себе вот такой список костюмов:
— Frank Thomas Qualifier
— Frank Thomas Dynamic
— Frank Thomas Podium
— RST Pro Series Airbag CE
Из всех только RST Pro Series был AAA, в котором уже была защита спины и встроенный воздушная подушка.
К тому же я нашел место где он стоил всего £500! Тут долго думать не надо, его и купил.
Приехал домой в обед, я решил надеть костюм.
Походив по дому и понял, что не могу его снять.
Жена уехала купаться в Брайтон. Я походил еще минут 15, и понял что я сварюсь если буду дальше сидеть в костюме. Единственным правильным решением было поехать кататься.
Покатался часов 6, прихожу домой, дома все еще никого нет. Я после установки всех замков и цепей на мотоцикл капец вспотел.
6 гребанных часов в новом костюме ходил, все болит, жарко невыносимо, устал. Пошел соседям стучать, в общем объяснил комичность ситуации, сосед потянул за рукав и я снял костюм.
California Superbike School
Ладно, ладно, пора и про сам CSS курс рассказать :)
Как и в прошлый раз, проснулся в 4am и поехал на трек. Там познакомился с ребятами из своей группы, у всех похожая мотивация, как и у меня. Я единственный на классическом дорожном мотоцикле, остальные на спортухах разной крутости и стоимости.
Курс состоит из 5 упражнений. Отдельная сессия для каждого упражнения. Нас разбили на группы по два человека и прикрепили за нами инструктора. Внимания было более чем достаточно.
После ознакомления с треком, инструктор выезжал вперед и целый круг показывал как правильно делать упражнение. Потом он перестраивался назад и следил чтобы упражнение было выполнено правильно. Если необходимо он повторно показывал упражнение.
После каждой сессии мы встречались с инструктором и он рассказывал что мы делали не так.
Каждое следующее упражнение было прогрессом над предыдущим. т.е. весь полученный фидбек мы должны были применять в добавок к новому упражнению.
Упражнения были следующими:
Throttle control
Тут нам сказали просто проехать трек на одной передаче, не использую тормоз.
Задача упражнения заставить задуматься о скорости перед вхождением в повороты.
Turn points
Здесь нам отметили точки где нужно начинать поворот, и задачей было с закрытым газом рулить в поворот, и при окончании руления плавно открывать газ и выходить с поворота.
Смысл занятия в том чтобы максимально улучшить стабильность мотоцикла в повороте. При маневре, мотоцикл максимально стабилен при закрытом газе.
Здесь я понял что я не чувствую разницу между рулением и поворотом. Я не всегда понимаю момент когда мое руление закончено и мне нужно открывать газ.
Также я понял что поиск точки поворота это какая-то магия со всеми этими формулами вычисления траектории и поиском апекса. Когда я еду — я вообще не думаю про это. Просто как-то интуитивно вхожу в поворот.
В этом упражнении у меня были проблемы с заходом в поворот на слишком низкой скорости, и при торможении двигателем я терял момент. Приходилось перед входом в поворот немного ускоряться.
Quick turning
Тут нам в очередной раз рассказали про контр-руление, и сказали прям на отмеченной точке поворота резко толкать руль, чтобы мотоцикл быстро нырял в поворот. Таким образом можно срезать траекторию, и не наклонять мотоцикл в повороте.
Я понял что мой мотоцикл слишком тяжелый для этих трюков, и мне кажется у меня плохо получалось это упражнение. Но инструктор говорит, что все было круто и я молодец.
Rider input
Тут нам рассказали как важно не держаться за руль и как при воблинге мотоцикл выкидывает мотоциклиста если не отпускать руль. Ездили по треку и трясли локтями как курицы. Тут у меня никаких проблем не было.
Two-step turning
Здесь задача была не фокусироваться на отмеченной точке поворота, а держать ее боковым зрением и начинать смотреть в сторону выхода с поворота, через апекс.
Это упражнение мне понравилось больше всех. Создается впечатление что время замедляется, и можно хорошо спланировать выход с поворота. Очень похоже на то как делали развороты на экзамене по вождению.
Стоит отметить что в обед пошел дождь и вторую половину занятия все проходили очень аккуратно. Никто кроме инструкторов не падал в этот день.
Мне все очень понравилось, и я планирую каждый год делать по одному такому курсу, пока не получу толстовку.
Единственное что мне не понравилось, помимо дождя, это то что из-за расслабленного вождения моя покрышка выглядит так же как и раньше.
Да и полного бака мне хватило на весь день, даже домой доехал без заправки.
- mrded
- Дмитрий
- 4 сентября 2023 в 11:06
- 1
- ?
Очень крутой пост! Пиши ещё! Крайне интересно.
Сейчас ищу тоже школу или инструктора, но в Венгрии или вокруг, проблема что нет курсов на английском. Но я упорно продолжаю поиски. Не знал что CSS есть в Британии, думал только в США.
Хочу так же улучшить свои скилы, выезжать на трек хотя бы пару раз в год. Более уверренно чувствовать себя на поворотах и тд.
Сейчас ищу тоже школу или инструктора, но в Венгрии или вокруг, проблема что нет курсов на английском. Но я упорно продолжаю поиски. Не знал что CSS есть в Британии, думал только в США.
Хочу так же улучшить свои скилы, выезжать на трек хотя бы пару раз в год. Более уверренно чувствовать себя на поворотах и тд.
Приезжай в Британию, у нас много теков и всевозможных курсов. До этого я ходил на курсы от James Whitham. Они на много дешевле, но я не думаю что я чему-то научился там. Туда нужно с вопросами приезжать, а я не очень понимаю что делаю.
CSS это бренд, но практики у них бывают старые (они всё ещё учат проезжать повороты на газу, минимизируя neutral phase?) Visual Drills на Л2 очень хорошие (мне помогли на треке и вне).
Рекомендую i2i motorcycle academy, спокойно можете Л1 и Л2 делать один за другим. Из интернет-обучения мне очень понравились YCRS Core и Motovudu.
Рекомендую i2i motorcycle academy, спокойно можете Л1 и Л2 делать один за другим. Из интернет-обучения мне очень понравились YCRS Core и Motovudu.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (16)
RSS свернуть / развернуть