Блог им. magnatik → Энергия мысли. Алтай 2022. Часть 6.

27 суббота. Юргамыш — малый Бугодак. 500 км.
Я проснулся в 6.30, сказывается привыкание к Алтайскому часовому поясу +4. С мыслью что ещё можно поспать спим до 8.30. Когда в гостинице есть где позавтракать, это прекрасно. В кафе ждёт богатый завтрак, яичница и манка на выбор, хлеб, масло, сыр, колбас два вида, шарлотка, чай, кофе, варёное яйцо.
Бери что хочешь, практически «шведский стол». На раздаче особо не сопротивлялись если берёшь сверх нормы. Наевшись от пуза и прихватив недоеденные остатки, пошли на улицу вытирать любимый Трансальп от насекомых. В 11.30 выехали. Небо затянуто, прохладно +16. На визоре появляются мелкие капельки, словно ты в облаке. Снова прошу высшие силы расчистить коридор по погоде и через 50 км все тучи разошлись, а температура резко поднялась до +21-22. Дорога вполне приличная и проблемных мест почти нет. Выезжая из Юргомыша, со слезами на глазах вспоминали вчерашнее вечернее посещение магазина.
Покидаем усеянную зерновыми полями Курганскую область и въезжаем в Челябинскую. Теперь вспоминаем суровых Челябинских мужиков из «Наша Раша», фрезеровщика Ивана Дулина, начальника цеха Орешкина Виктора Михайловича и намёки на толстые обстоятельства. И уже машина, слишком близко пролетевшая мимо нас, вызывает смех и вопрос: «А на что это ты намекаешь, прижавшись так близко к нам?». Челябинские мужики настолько суровые, что за оголенный провод берутся так же решительно, как и за оголенную женщину. Челябинские мужики наcтолько суровые, что чистят вареное яйцо ковшом экскаватора. Челябинские мужики настолько суровые, что варят сталь в пригоршне. Челябинские мужики настолько суровые, что в бане парят друг друга не вениками, арматурой! Остановились на скромной дешёвой заправке, перекусили и Алеся пошла изучать растения в поле. Пока я отдыхал она пришла с полными карманами яблок. Ну что скажешь!? Добытчица! Угостили дикими и очень сладкими яблоками оператора АЗС. Она удивилась что у неё под носом растёт такое дерево. Но и я даром время не терял, собрал для Алеси букет из местной флоры. Хорошее настроение было обеспечено.

От Челябинска уходим на Южноуральск, потом какими-то прямыми тропами на Верхнеуральск. Дорога та ещё! Но мы ж на эндуро! Специально выбираю короткий путь, а не тот, что показывает навигатор. Так можно больше увидеть как живут люди в глубинке. В Горбуновском объезжаем большую территорию с огромной горой шахтной выработки. Что добывают, мы не определили. На пути два больших озера, большой и малый Бугодак и местные из Верхнеуральска посоветовали остановиться именно там. Едем окольными путями по степным дорогам которые то расходятся то сходятся. Километров семь огибали огороженное озеро Большой Бугодак и кинули пожитки на берегу Малого Бугодака. Потрясающее место с видом на Башкирские горы. В километре уже Башкирия.

Озеро чистое и пользуется популярностью у туристов. Кругом видны палатки, машины, костры. Но так как озеро большое, то места хватает всем. По соседству остановилась машина. Папа, сын и внук приехали бросить раколовки. Стемнело и мы тоже пошли посмотреть на раков. Я то хорошо помню, как родители в молодости ходили ночью на раков на озере Баторино, а я ещё совсем мелкий лет 4-х. Вот решил и Алесю удивить. Посветив в воду Алеся вскрикнула, на дне некуда было стать, всё кишело раками. Я аккуратно зашёл в воду. Раки шевелили своими усами, хаотично двигались и щекотали мои ноги. Они были небольшие и ловить их нам было жаль. Столько раков мы никогда не видели. Чуть позже приехала молодёжь на двух машинах и допоздна жгли на берегу костёр, ловили раков. Наша палатка стояла за пригорком и они нам не мешали спать.
Эх! Дурни, мы дурни. Надо было всё же раков наловить. Будет повод съездить туда ещё раз.

28 понедельник. Бугодак — пещера Шульган-Таш. 230 км.

Сегодняшнее направление, пещера Шульган-Таш на юге Башкирии. Временной пояс +2 часа. У меня на примете было много точек на карте Башкирии куда можно заехать, но учитывая наш график мы выбрали только посещение пещеры «Шульган-Таш». Утром хорошо, не холодно не жарко и сборы проходят в спокойном режиме. Возвращаемся на древний Шёлковый путь, проезжая степь по пересекающим друг друга дорогам. Тут важно знать направление и сильно не отклоняться от него. После деревни Вятский пересекаем незримую границу с Башкортостаном. Снова множество направлений по степным дорогам. Как ни странно, но тут снуют туда сюда машины и мы придерживаясь их, выбираем оптимальные дороги.

Через несколько километров меняется ландшафт, сельские виды и дорога уже хоть и грунтовая, но уже основательная. Красивые виды выводят нас в село Казаккулово. Подъехали к крайнему дому и встретили молодого мужчину, занимавшегося строительством. Попросили набрать питьевой вода. Разговорились, узнали что он с женой переехал сюда из города и собирается развивать придорожный сервис. Уже кое-что построено, но планов впереди много. Пожелали ему всего хорошего и поехали дальше. Проехали симпатичный городок Белорецк и устремились на юг Башкирии. Виды кругом были шикарные, но вот дорога не радовала и требовала постоянного внимания. Вся латанная перелатанная, волнистая в разных направлениях заставляла не спешить. За окружающими видами наблюдал боковым зрением, изредка переключая внимание от дороги. Скоро доехали до перекрёстка где протекала река Большой Апшак. Рекой в этом месте её трудно назвать, скорее ручей. Остановились отдохнуть и перекусить. Красивое место привлекало. На табличке написано, что в реке естественным образом живёт форель. Вода прозрачная и холодная. Мы оголили ноги и походили по мелкому ручью. Попили чистой воды, пополнили ею запасы, перекусили на берегу и отправились в последние на сегодня 70 км.

Приехали около 15.00. Жарко. Охранник любезно предлагает поставить мотоцикл возле него, на территории национального парка. Мы скинули свою амуницию и переоделись в пляжную форму одежды. Рядом протекала река Белая, которая петляла вдоль всего нашего пути сюда. Можно было искупаться, вода была чистейшая, но времени для осмотра пещеры и парка было мало, поэтому купание отменили. Река примечательна тем, что начинается на северо-востоке Башкортостана, протекает почти до самого юга, потом снова через всю республику устремляется на северо-запад и на границе с Татарстаном и Удмуртией впадает в Каму как самый крупный приток.

Проходим мимо большого красивого грота «Спящий мамонт» и углубляемся в лес по насыпной дороге. То и дело по бокам скульптуры, плакаты с текстом о древних легендах. Башкирия славится мёдом, это знают многие. Вот и тут акцент сделан показать историю бортничества. По словам экскурсовода на территории парка продолжают бортевое пчеловодство в небольших объёмах, с целью сохранения культуры и опыта. В 1958 году эта территория была объявлена заповедной природной зоной для тёмной лесной пчелы. Мы зашли посмотреть на колоды с дуплами, на домик пасечника, увидели экспозицию маленького музея и прослушали экскурсовода. Посмотрели экспозицию «Национальный быт» и тут-же заглянули в чайхану попить травяного чая с мёдом. По пути также были два небольших деревянных строения, в одном музей пчеловодства, во втором природный музей про здешнюю местность, пещеру. В каждом музее есть девушки, которые по вашему желанию расскажут и покажут экспозиции.

В конце пути посетили пещеру в сопровождении гида. В отличии от Кунгурской ледяной пещеры, эта сохранена в естественном виде. В ней нет подсветки, не установлены скульптуры, только проложены дорожки для безопасности. Нам выдали фонарики с большими переносными аккумуляторами и мы в сопровождении девушки-гида прошлись по пещере. Уникальность этой пещеры не только в том, что из неё вытекает река Шульган. В трёх километрах от входа, находится место где наземная часть реки через воронку исчезает под землёй. Протекает на небольшой глубине, а ближе к выходу резко уходит намного глубже и выходит прямо у входа в пещеру, под высокими сводами скалы. Алеся загорелась увидеть эту воронку и это стало нашей целью на завтра.

Здесь речка Шульганка выходит из недр.

Мы вернулись в начало парка к нашему мотоциклу. Познакомились с девушкой туристкой, которая весной организовывает сплавы на байдарках, а сейчас на территории парка в юрте готовит пищу для туристов. Она предложила нам свежеприготовленный куриный суп от которого мы не отказались.

Смеркалось и мы естественно решили остаться тут. Нам предоставили за 500 рублей место на оборудованной площадке с большой крытой беседкой защищенной с трех сторон стенками, со светом и розеткой. Рядом кострище, мангал, в десятке метрах туалет. Питьевая вода для всех в центре комплекса. Была рядом баня, но мы не уточняли можно ли её посещать.

Пока Алеся ставила палатку, я съездил в соседнюю деревню за продуктами. Колорит немного удивил. Магазины находятся прямо в деревенских домах. Заходишь в сенцы, потом большая комната с прилавками и полками, на которых лежат продукты. Спиртного и даже пива в продаже нет. Таковы местные нравы. Хлеба не оказалось, закончился, взял сардельки из конины, сосиски и чего-то ещё. Возвращаясь на место стоянки заметил торговые шатры. Зашёл посмотреть что там есть. Внутри столы, можно покушать и напитки в холодильниках. А вот здесь оказалось и пиво и медовуха. Сказывается туристическое место. Взял медовухи и приехал к уже поставленной палатке. Посидели, покушали. Я решил разжечь костёр из одной толстой чурки. Но у меня это с трудом получалось. Включил смекалку и на пустом соседнем участке обнаружил гору дров. Костёр всё же состоялся.