Блог им. buldoZZer → Вглубь Карелии по грунтовкам. Национальный парк Паанаярви и Калевала.
Где-то там вдалеке от оживленной трассы находится красивая, тайная и спокойная
Карелия со своими старенькими деревянными домами, спокойным укладом жизни и
традиционными видами деятельности.
Глядя на одинокую нитку «Ленинградки» (Мурманск — Санкт-Петербург), нарисованную в любом атласе автомобильных дорог, глаза невольно начинают искать какие-нибудь соседние точки на карте. Неужели всего одна дорога? И что же там слева? Есть ли там жизнь, какие там дороги, какая там природа и какой след оставила история в тех краях?
Еще с детских лет все это направление казалось далеким, малопроходимым, болотистым, комариным раем с блуждающими ревущими медведями, громадными лосями и стаями волков, в котором живут добрые и самобытные местными жители. Все эти представления дикой северной Карелии возникали и при рассказах моего деда Александра, который во времена Советской власти возводил опоры линий электропередач по всему Северу до границ с Ленинградской областью.
Как-то на одном из мотоциклетных форумов я увидел ветку, где обсуждали каким образом можно попасть в Мурманск из Ленинградской области, минуя асфальт. Оказалось, что такой маршрут есть, и, более того, весьма популярен среди любителей внедорожных мотоциклов.
Воодушевившись рассказами бывалых путешественников и их практическими советами, мы с друзьями решили осуществить пробный марш-бросок на запад северной Карелии для разведки.
Начал подготовку весной, маршрут выбрал следующий: Полярные зори – Пяозерский – Национальный парк Паанаярви – Калевала – Кемь – Полярные Зори.
Пришли теплые деньки, и я позвонил в визит-центр. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что мест нет даже под стоянку с палаткой и на ближайший месяц-два все занято. Все дело в том, что действует ограничение на количество одновременно прибывающих в парке людей и наплыва туристов летом. Бронировать посещение парка на лето начинают с 11 февраля, так что надо иметь в виду такую особенностью.
Вот таким образом поездка с весны перенеслась на конец лета, когда туристический поток схлынул. По этой причине из участников поездки остались я и Вадим, мой давний друг и напарник по мотодальнякам.
Итак, есть бронь на две ночи в парке – изба под названием Нурис.
Настали долгожданные даты. И вот — мы уже в дороге. Выехали не очень рано, так как у нас на Кольском в конце августа уже бывают утренники. Затягивать не стоит, хоть дорога запланированная на первый день и не такая дальняя, но на ней присутствуют грунтовки, да и успеть надо обязательно до 17:00, иначе можно не попасть в парк.
Первая остановка на заправке близь города Лоухи. Отдельную историю можно вспомнить и про нее. Несколько лет назад из-за качества разливавшегося там бензина пострадало немало путешественников, но к счастью туристов сменился владелец этой заправки, и сейчас к качеству топлива претензий нет. К тому же там очень приличное кафе и магазинчик.
Вот и началась грунтовка, отметил я, немного взбодрился, переключил режим в enduro … но через пару километров опять возникло асфальтовое полотно, потом опять грунтовка и опять асфальт. Участки грунт/асфальт чередовались относительно равномерно, даже не могу предположить, по какой причине ремонт дороги выполнен таким образом, но по такой забавной зебре мы промчали примерно 40 км. Далее пошел хороший укатанный грейдер – “транспортный символ” глубинки Карелии. Такие грейдеры достаточно легко перевариваются любыми автомобилями. Что до мотоциклов, единственное, чего необходимо опасаться, так это рыхлого песка, мелких камней в поворотах и деревянных мостов. Нередко они имеют дефекты в виде “живых” досок или провалов посередине, поэтому лучше притормозить.
Первая остановка Пяозерский.
По данным Википедии численность населения составляет полторы тысячи человек. Поселок показался довольно большим. Стоят панельные дома необычных проектов, деревянные постройки во всем напоминают север Финляндии. В поселке есть «Магнит» с хорошим ассортиментом и стандартными для севера ценами, заправка, на которой можно расплатиться картой. Стоит отметить, что работает она не круглосуточно и бензина там может не быть. В поселке есть связь и интернет.
Перед посещением парка необходимо зарегистрироваться в Визит-центре, который расположен в самом поселке. Оплата посещения парка, проживания в нем, всевозможных экскурсий и сувениров осуществляется именно там. Там же выдают пастельное белье – два покрывала и наволочка на каждого. Надо отметить, что здание внешне весьма красивое и построено в финском стиле, внутри есть интересный музей с необычными экспонатами.
На двоих посещение парка + изба обошлось примерно 3000 р за две ночи.
По информации из Визит-центра грунтовка до самого парка чуть хуже той, по которой мы к ним приехали, и, в принципе, не обманули. Дорога немного узкая и видно, что ее реже обслуживают.
На пути много старых деревянных мостов. На мой взгляд, я бы назвал их аварийными, но они в строю.
Присутствует на дороге и “друг” мототуриста – песок, есть несколько участков с достаточно рыхлым и глубоким: на дорожной резине придётся сильно аккуратничать. Гребенка не позволит надолго отвлекаться на красивые виды, а ведь по сторонам есть куда посмотреть, особенно, после затяжных подъемов, когда впереди открываются живописные виды.
И вот мы в парке! Проверка документов, знакомство с егерем Сергеем. Получили от него информацию по маршрутам, и конечно же обговорили посещение бани. Баня входит в стоимость, топить ее надо 2 часа. Баня общая для нескольких изб и палаточного лагеря, так что время надо резервировать у егеря: он сам ее готовит. Рядом с баней — озерцо, где можно окунуться поле парилки.
Мы остановились в избе Нурис, расположенной в пятистах метрах от кордона и бани на одноимённой речке. Река Нурис питьевая, рыбалка в ней запрещена.
Интересный ремонт моста через эту речку.
Изба добротная, вместительная. Внутри все чисто и компактно, рассчитана на 5 человек.
Ну что добавить? Это непередаваемая атмосфера тишины, чистейшего ароматного воздуха, потрескивающих дров и крепко заваренного иван-чая.
На утро следующего дня наша походная часть – восхождение на гору Кивака.
Маршрут исключительно комфортный и живописный. Практически весь маршрут выстелен добротными подмостями и лестницами.
На маршруте множество интересных информационных табличек. Есть источник питьевой воды. Мне он показался немного «цветноватым» для питья, набрал с собой для чая.
Ну и, пожалуй, самый запоминающийся и эпический вид с верхушки горы.
Кульминация, так сказать, поездки в Паанаярви. Очень красиво и необычно. Нет дорог, людей, городов, линий электропередач, только природа в ее величии и красе.
Водопад Кивакакоски – цель следующей поездки.
Под вечер баня, купание в озере, интересные и познавательные разговоры с егерем Сергеем о стародавних временах этих мест, которые в буквальном смысле были наполнены людьми, проживавшими по берегам речек и озер в деревнях, которые насчитывали до 400 жителей. Ход истории изменил все навеки, и теперь сама природа единовластный хозяин этих мест на нашей территории и в Финляндии, так как парк расположен по обе стороны границы.
Следующей точкой нашего маршрута была родина карело-финского эпоса – деревня Калевала.
Тут особенностей нет, кроме того, что обратная дорога всегда кажется быстрее и никогда не похожа на пройденную.
Опять песок, опять гребенка, опять мосты.
Подзаправились в Пяозерском, купили перекус и воду в местном магазине.
Грунтовка Позёрский – Калевала – это лучшее что может случиться с вами на таком маршруте, очень достойного качества широкая и ухоженная дорога в диких местах, где боровая дичь взлетает из-под колес, красивейший лес радует глаз, а приятный еле уловимый запах северных болот приятно бодрит. В общем, лайк.
Калевала — это островок цивилизации, любимое туристами место, где Элиас Лёнротт увековечил на бумаге рунные напевы и впоследствии родился эпос Калевала, а свидетельствующий о высокой культуре и развитости общества того времени.
В городе есть большой туристический комплекс, где предлагаются всяческие развлечения от гастрономических туров до катания на хаски.
Прогулялись, увидели старые поблекшие, поистрёпанные временем деревянные дома, постройки совестного времени и роскошные фешенебельные коттеджи на первой линии озера Среднее Куйто.
Нам не повезло с музеями и туристическим центром, расположенным в доме инженера Моберга, они все были закрыты. Но сосну Лёнротта, под которой он записывал рунические песни, и ловца снов мы посетили.
По дороге домой из Калевалы свернули к указателю «Линия обороны фронта», ознакомились с тем, что осталось со времен войны. Удивили деревянные противотанковые полосы – это деревья диаметром 50-60 сантиметров, вкопанные на 3 метра в землю. Предполагалось, что ни танк, ни самоходка такую полосу препятствия не преодолеют.
Хорошо сохранилась.
Стоит упомянуть про дорогу Калевала – Кемь. Это асфальтовая дорога, местами настолько разбитая и продавленная машинами, что просто превратилась в грунтовку. В общем, тот еще танкодром, хотя проскакали её без особого напряга. Благо подвески гусей позволяют и созданы именно для таких дорог.
Местные подсказали, что проще поехать дальше на юг по хорошей грунтовке до Костамукши и от нее уже на «Ленинградку» по хорошему асфальту. Но… это в следующий раз.
Карелия со своими старенькими деревянными домами, спокойным укладом жизни и
традиционными видами деятельности.
Глядя на одинокую нитку «Ленинградки» (Мурманск — Санкт-Петербург), нарисованную в любом атласе автомобильных дорог, глаза невольно начинают искать какие-нибудь соседние точки на карте. Неужели всего одна дорога? И что же там слева? Есть ли там жизнь, какие там дороги, какая там природа и какой след оставила история в тех краях?
Еще с детских лет все это направление казалось далеким, малопроходимым, болотистым, комариным раем с блуждающими ревущими медведями, громадными лосями и стаями волков, в котором живут добрые и самобытные местными жители. Все эти представления дикой северной Карелии возникали и при рассказах моего деда Александра, который во времена Советской власти возводил опоры линий электропередач по всему Северу до границ с Ленинградской областью.
Как-то на одном из мотоциклетных форумов я увидел ветку, где обсуждали каким образом можно попасть в Мурманск из Ленинградской области, минуя асфальт. Оказалось, что такой маршрут есть, и, более того, весьма популярен среди любителей внедорожных мотоциклов.
Воодушевившись рассказами бывалых путешественников и их практическими советами, мы с друзьями решили осуществить пробный марш-бросок на запад северной Карелии для разведки.
Начал подготовку весной, маршрут выбрал следующий: Полярные зори – Пяозерский – Национальный парк Паанаярви – Калевала – Кемь – Полярные Зори.
Пришли теплые деньки, и я позвонил в визит-центр. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что мест нет даже под стоянку с палаткой и на ближайший месяц-два все занято. Все дело в том, что действует ограничение на количество одновременно прибывающих в парке людей и наплыва туристов летом. Бронировать посещение парка на лето начинают с 11 февраля, так что надо иметь в виду такую особенностью.
Вот таким образом поездка с весны перенеслась на конец лета, когда туристический поток схлынул. По этой причине из участников поездки остались я и Вадим, мой давний друг и напарник по мотодальнякам.
Итак, есть бронь на две ночи в парке – изба под названием Нурис.
Настали долгожданные даты. И вот — мы уже в дороге. Выехали не очень рано, так как у нас на Кольском в конце августа уже бывают утренники. Затягивать не стоит, хоть дорога запланированная на первый день и не такая дальняя, но на ней присутствуют грунтовки, да и успеть надо обязательно до 17:00, иначе можно не попасть в парк.
Первая остановка на заправке близь города Лоухи. Отдельную историю можно вспомнить и про нее. Несколько лет назад из-за качества разливавшегося там бензина пострадало немало путешественников, но к счастью туристов сменился владелец этой заправки, и сейчас к качеству топлива претензий нет. К тому же там очень приличное кафе и магазинчик.
Вот и началась грунтовка, отметил я, немного взбодрился, переключил режим в enduro … но через пару километров опять возникло асфальтовое полотно, потом опять грунтовка и опять асфальт. Участки грунт/асфальт чередовались относительно равномерно, даже не могу предположить, по какой причине ремонт дороги выполнен таким образом, но по такой забавной зебре мы промчали примерно 40 км. Далее пошел хороший укатанный грейдер – “транспортный символ” глубинки Карелии. Такие грейдеры достаточно легко перевариваются любыми автомобилями. Что до мотоциклов, единственное, чего необходимо опасаться, так это рыхлого песка, мелких камней в поворотах и деревянных мостов. Нередко они имеют дефекты в виде “живых” досок или провалов посередине, поэтому лучше притормозить.
Первая остановка Пяозерский.
По данным Википедии численность населения составляет полторы тысячи человек. Поселок показался довольно большим. Стоят панельные дома необычных проектов, деревянные постройки во всем напоминают север Финляндии. В поселке есть «Магнит» с хорошим ассортиментом и стандартными для севера ценами, заправка, на которой можно расплатиться картой. Стоит отметить, что работает она не круглосуточно и бензина там может не быть. В поселке есть связь и интернет.
Перед посещением парка необходимо зарегистрироваться в Визит-центре, который расположен в самом поселке. Оплата посещения парка, проживания в нем, всевозможных экскурсий и сувениров осуществляется именно там. Там же выдают пастельное белье – два покрывала и наволочка на каждого. Надо отметить, что здание внешне весьма красивое и построено в финском стиле, внутри есть интересный музей с необычными экспонатами.
На двоих посещение парка + изба обошлось примерно 3000 р за две ночи.
По информации из Визит-центра грунтовка до самого парка чуть хуже той, по которой мы к ним приехали, и, в принципе, не обманули. Дорога немного узкая и видно, что ее реже обслуживают.
На пути много старых деревянных мостов. На мой взгляд, я бы назвал их аварийными, но они в строю.
Присутствует на дороге и “друг” мототуриста – песок, есть несколько участков с достаточно рыхлым и глубоким: на дорожной резине придётся сильно аккуратничать. Гребенка не позволит надолго отвлекаться на красивые виды, а ведь по сторонам есть куда посмотреть, особенно, после затяжных подъемов, когда впереди открываются живописные виды.
И вот мы в парке! Проверка документов, знакомство с егерем Сергеем. Получили от него информацию по маршрутам, и конечно же обговорили посещение бани. Баня входит в стоимость, топить ее надо 2 часа. Баня общая для нескольких изб и палаточного лагеря, так что время надо резервировать у егеря: он сам ее готовит. Рядом с баней — озерцо, где можно окунуться поле парилки.
Мы остановились в избе Нурис, расположенной в пятистах метрах от кордона и бани на одноимённой речке. Река Нурис питьевая, рыбалка в ней запрещена.
Интересный ремонт моста через эту речку.
Изба добротная, вместительная. Внутри все чисто и компактно, рассчитана на 5 человек.
Ну что добавить? Это непередаваемая атмосфера тишины, чистейшего ароматного воздуха, потрескивающих дров и крепко заваренного иван-чая.
На утро следующего дня наша походная часть – восхождение на гору Кивака.
Маршрут исключительно комфортный и живописный. Практически весь маршрут выстелен добротными подмостями и лестницами.
На маршруте множество интересных информационных табличек. Есть источник питьевой воды. Мне он показался немного «цветноватым» для питья, набрал с собой для чая.
Ну и, пожалуй, самый запоминающийся и эпический вид с верхушки горы.
Кульминация, так сказать, поездки в Паанаярви. Очень красиво и необычно. Нет дорог, людей, городов, линий электропередач, только природа в ее величии и красе.
Водопад Кивакакоски – цель следующей поездки.
Под вечер баня, купание в озере, интересные и познавательные разговоры с егерем Сергеем о стародавних временах этих мест, которые в буквальном смысле были наполнены людьми, проживавшими по берегам речек и озер в деревнях, которые насчитывали до 400 жителей. Ход истории изменил все навеки, и теперь сама природа единовластный хозяин этих мест на нашей территории и в Финляндии, так как парк расположен по обе стороны границы.
Следующей точкой нашего маршрута была родина карело-финского эпоса – деревня Калевала.
Тут особенностей нет, кроме того, что обратная дорога всегда кажется быстрее и никогда не похожа на пройденную.
Опять песок, опять гребенка, опять мосты.
Подзаправились в Пяозерском, купили перекус и воду в местном магазине.
Грунтовка Позёрский – Калевала – это лучшее что может случиться с вами на таком маршруте, очень достойного качества широкая и ухоженная дорога в диких местах, где боровая дичь взлетает из-под колес, красивейший лес радует глаз, а приятный еле уловимый запах северных болот приятно бодрит. В общем, лайк.
Калевала — это островок цивилизации, любимое туристами место, где Элиас Лёнротт увековечил на бумаге рунные напевы и впоследствии родился эпос Калевала, а свидетельствующий о высокой культуре и развитости общества того времени.
В городе есть большой туристический комплекс, где предлагаются всяческие развлечения от гастрономических туров до катания на хаски.
Прогулялись, увидели старые поблекшие, поистрёпанные временем деревянные дома, постройки совестного времени и роскошные фешенебельные коттеджи на первой линии озера Среднее Куйто.
Нам не повезло с музеями и туристическим центром, расположенным в доме инженера Моберга, они все были закрыты. Но сосну Лёнротта, под которой он записывал рунические песни, и ловца снов мы посетили.
По дороге домой из Калевалы свернули к указателю «Линия обороны фронта», ознакомились с тем, что осталось со времен войны. Удивили деревянные противотанковые полосы – это деревья диаметром 50-60 сантиметров, вкопанные на 3 метра в землю. Предполагалось, что ни танк, ни самоходка такую полосу препятствия не преодолеют.
Хорошо сохранилась.
Стоит упомянуть про дорогу Калевала – Кемь. Это асфальтовая дорога, местами настолько разбитая и продавленная машинами, что просто превратилась в грунтовку. В общем, тот еще танкодром, хотя проскакали её без особого напряга. Благо подвески гусей позволяют и созданы именно для таких дорог.
Местные подсказали, что проще поехать дальше на юг по хорошей грунтовке до Костамукши и от нее уже на «Ленинградку» по хорошему асфальту. Но… это в следующий раз.
- buldoZZer
- Виктор
- 7 сентября 2022 в 9:38
- 9
- ?
- Werewolf2012
- 7 сентября 2022 в 17:37
- ↓
Красотища, но технический вопрос — насколько хлипкие мосты в парк ведут — ведёрко на 3 тонны можно попробовать затащить или есть шанс искупаться внепланово?
здесь был ататат
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (9)
RSS свернуть / развернуть