Блог им. Shanty → Мотопутешествие-2021. Крым-7
Первый пост о нашем пути до Крыма (Москва — Керченский пролив) здесь
Второй пост о начале путешествия по Крыму (Крымский мост — Феодосия) тут
Третий пост (Феодосия — Алушта) сюда
Четвертый пост о Ялте по ссылке.
Пятая часть о нашем мотопутешествии (Ялта-Севастополь)
Шестая часть: Бахчисарай
Самое грустное в больших путешествиях то, что они все равно заканчиваются. И даже если впереди еще несколько городов и интересных мест, но по маршруту вы взяли курс домой, ощущаешь легкую печаль. Так было и у нас, когда мы выезжали из Бахчисарая, хотя впереди еще был Симферополь проездом, ночь в Керчи, а затем и ночи в Ростове-на-Дону и Воронеже. Так что интересного на один пост точно хватит.
От Бахчисарая до Симферополя совсем небольшой отрезок пути, поэтому добрались мы до административного «центра» Крыма довольно рано. Мотоцикл припарковали на стоянке у Советской площади и прошлись по близлежащим достопримечательностям: через парк кованных фигур до сквера Победы, посмотрели на здание Государственного совета Республики Крым, свернули на пешеходную улицу Карла Маркса, в начале которой стоит памятник «Вежливым людям» (ага, «тем самым»), а потом по идущей перпендикулярно улице Пушкина дошли до музея Тавриды, который и решили посетить.
Музей нам весьма понравился, хотя мы на своем веку повидали их столько, что чем-то удивить уже сложно. История по эпохам, от древних ископаемых до культурных слоев, оставленных человеком, отдельный зал посвящен Великой отечественной войне, но он в наше посещение был заполнен группой школьников, отчего стал похож скорее на детскую площадку с громогласным гидом-аниматором в центре.
Больше всего в музее запомнился экран с интерактивной картой, показывавшей, какие народы в какой период занимали доминирующее положение в Крыму и на какой конкретно части его территории. Лично я обожаю такие вещи и сфотографировала буквально каждую карту :))
А день стоял жаркий, поэтому долго бродить в мотоэкипе по шумному центру Симферополя не хотелось, и сразу после музея мы вернулись к мотоциклу и решительно направились по дороге Р23 прочь из города.
На выезде заправились на очередном ATANе, так как впереди предстоял перегон до Керчи в 200 километров — кстати, самый длинный отрезок пути, который мы проделали за раз по Крыму. Хотя после перегона Москва — Ростов-на-Дону все, что меньше 600 километров, за солидное расстояние уже не воспринимается. :)
Автодорога Таврида была официально открыта для передвижения в августе 2020 года, имеет протяженность в 250 километров и пролегает по маршруту: Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. По факту мы проехали ее всю, но наоборот — начав с Севастополя.
Участок от Симферополя до Керчи довольно пустынный: АЗС и придорожных кафе здесь пока не построили, а все поселения находятся чуть поодаль, поэтому в основном ты едешь по прямой через дикие поля да равнины, хотя поток довольно интенсивный. Качество покрытия, в связи с новизной и федеральным значением трассы, очень приличное.
Когда мы проехали примерно половину запланированного пути, впереди небо затянуло свинцовыми тучами. Вид был такой, что въезжаем в настоящий апокалипсис, поэтому мы тормознули прямо на обочине и натянули дождевики. Но лично над нами бог погоды явно смиловался — как раз когда мы практически вплотную приблизились к тучам, они немного расступились, и нас лишь слегка сбрызнуло дождем в течение пары километров. В то время как по количеству воды на дороге и мокрым до нитки мотоциклистам и прочим участникам дорожного движения можно было ясно судить, что ливень прошел знатный.
Чувствуя себя счастливчиками, мы без особых проблем добрались до Керчи, и тавридский асфальт вскоре сменился ямами и засыпанной в ним щебенкой на второстепенных улицах города. Конечно, несколько окружных дорог в Керчи нормального качества, но, как обычно, маленькие улочки между домами частного сектора, который составляет часть центра города, находятся в плачевном состоянии.
Как, увы, и сам город: центр для туристов вылизан и прекрасен, от набережной до длинной пешеходной улицы с кучей ресторанов и бутиков. Но стоит отойти в сторону, как мусор, облупленные фасады, а то и полуразваленные дома напоминают не то что о 90-х, а о давно вроде минувшем послевоенном времени…
Новым «завлекаловом» для туристов в Керчи является пирс, с которого можно сфотографироваться на фоне Крымского моста — он здесь прекрасно просматривается.
Также у набережной расположен зеленый парк, парк аттракционов, несколько кафе и ряд сувенирных лавок.
Пройдя по набережной и отобедав в летнем кафе, мы решили подняться на главную смотровую точку города — гору Пантикапей, на которой расположены в числе прочего развалины одноименного древнегреческого города. Развалины очень напоминают Херсонес (и в отличие от последнего доступ к ним бесплатный), и неспроста: в Керчи особенно бережно сохранили память о царе Боспорского (Понтийского) царства Митридате Евпаторе, в честь которого названы и вершины холма, и лестницы, ведущие к остаткам Пантикапеи.
Кстати, крымский город Евпатория назван именно в честь Митридата Евпатора, который спас город от скифов где-то в 1-2 вв до н.э.
Помимо развалин города на холме возведен Мемориал воинской славы и памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также смотровая площадка с видом на мост через Керченский пролив, связывающий Крым с основной территорией России.
На гору ведут Большая и малая Митридатские лестницы, однако первая из них, как и доступ к Мемориалу воинской славы, была закрыта на реконструкцию. И поднимались мы на гору совершенно местными тропами через частный сектор, а вот спуститься удалось уже по малой Митридатской лестнице, по пути посмотрев еще и генеральную репетицию молодежного спектакля, посвященного как раз древнегреческой мифологии. Что еще больше связало ассоциацию о городе с античным периодом человеческой истории.
Побродив по горе и сделав красочные фото, мы спустились в город и, преодолев обшарпанный частный сектор, где, помимо прочего, встречались очень интересные строения (ниже на фото), вышли на основную пешеходную улицу Ленина, поужинали в рыбном ресторане (опять же, выглядел он довольно солидно, а ценник, конечно, оказался ниже аналогичного московского. Запеченный лосось в соусе под белое вино условно на берегу моря — прекрасное решение для последнего вечера в Крыму).
На самом деле, в Керчи довольно много достопримечательностей, и город их реставрирует и опекает. Мы весь вечер бродили по различным улицам и площадям, переходя от одного исторического здания, памятника или просто места к другому.
Больше всего мне, например, понравилась Церковь св. Иоанна Предтечи — старейший из действующих храмов на территории Крыма и, возможно, на территории России. Он возведен на остатках сооружения 6 века (предположительно, базилики, то есть молились здесь вообще испокон веков), в характерном визайнтийском стиле, а в 19 веке к нему пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле, и разница в архитектуре и времени использования материалов видна довольно отчетливо.
Совершив столь увлекательную прогулку, мы вернулись в нашу гостиницу, расположенную здесь же в центре и, кстати, с наличием очень удобного внутреннего дворика-парковки, где мы без проблем поставили свой мотоцикл.
На следующий день нас ждал солидный перегон до Ростова-на-Дону — около 600 километров. Мы довольно бодро выехали из Керчи и преодолели Крымский мост, а потом даже избежали больших заторов на ремонте того участка дороги, который тянут уже на материковой части страны. Обратный путь мы проложили несколько иначе, чем в Крым: не ехали от Славянска-на-Кубани до Краснодара, а взяли севернее на Тимашевск, и уже через него вывернули на трассу Дон.
Конечно, встречались нам и ремонты, и реверсивные светофоры, и медлительные фуры, а проезд через маленькие городки с круговым движением тем более бывал утомителен. К тому же долго не могли найти АЗС, где можно не только заправиться, но и спокойно посидеть отдохнуть — в итоге заливали топливо в каких-то небольших Лукойлах и тут-то, как нам кажется, и словили некачественного бензина в бак.
Как нам объяснили позже и, ловите лайфхак — многие заправщики используют известные сети типа Роснефти или Лукойла в качестве франшизы, что не мешает им на своем локальном уровне бодяжить топливо с примесями. Определить, является ли АЗС сетевой или конкретно это станция — франшизной, можно по документам, а также по наименованию в чеке, который, правда, обычно вы получаете уже после заправки. Если на чеке указано, что его вам выдал некий ИП — поздравляю, это франшизная станция. И риск, что вместо обычного 92 или 95 вы залили какое-нибудь низкопробное топливо, к сожалению, возрастает.
Мы таких тонкостей, разумеется, не знали. Могу только предположить, что неудача постигла нас на небольшой АЗС под Тимашевском, куда мы доехали после более чем 200-километрового участка пути с огромным желанием передохнуть. А там не то что кафе не было, а даже туалет — в виде кабинки с дыркой в полу, что заставило меня обматерить станцию по самое нехочу. Не помню, правда, был ли это Лукойл или Роснефть, да и до Ростова мы добрались нормально, т.к. мотоцикл доедал еще прежнюю партию топлива.
А вот потом началось чихание, перегрев и, как итог, выход из строя одного датчика, который начал выдавать нам ошибку на отрезке от Ростова-на-Дону до Воронежа. Причем чтобы выяснить и устранить все неполадки, мужу после возвращения в Москву пришлось несколько раз возить мотоцикл к другу-механику, который кропотливо перебирал все от и до, под конец уже ломая голову над тем, почему при замене всех засоренных и расплавившихся деталей электроника все еще глючит. В итоге были вытащены и перебраны все провода и датчики и, вроде бы, ошибка на табло пропала.
Но все это произошло после, а на обратном пути мы, конечно, просто нервничали от того, что мотоцикл начал покашливать при переключении передач и неприятно дергаться. К счастью, мы все равно ехали довольно быстро и не отклонялись от маршрута.
В Ростове-на-Дону, несмотря на усталость после проделанного пути, мы совершили небольшую прогулку по центру. А вот в Воронеже сил на прогулки уже не осталось, и мы провели вечер в номере с бутылкой вина, жаль, что уже не так атмосферно, как в Крыму.
Москва же встретила нас ярким солнцем, наступившим летом и пробкой на МКАДе. Ничего удивительно, тем более что мы думали только о том, чтобы довезти мотоцикл до сервиса, который был ближе, чем дорога до дома.
Впечатления от поездки, естественно, остались самые положительные. Путешествиям в Крым быть, и судя по нашему списку мест, которые надо еще посмотреть — не один раз.
Коротко итоги:
Предыдущие посты:
Первый пост о нашем пути до Крыма (Москва — Керченский пролив) здесь
Второй пост о начале путешествия по Крыму (Крымский мост — Феодосия) тут
Третий пост (Феодосия — Алушта) сюда
Четвертый пост о Ялте по ссылке.
Пятая часть о нашем мотопутешествии (Ялта-Севастополь)
Шестая часть — Бахчисарай
Второй пост о начале путешествия по Крыму (Крымский мост — Феодосия) тут
Третий пост (Феодосия — Алушта) сюда
Четвертый пост о Ялте по ссылке.
Пятая часть о нашем мотопутешествии (Ялта-Севастополь)
Шестая часть: Бахчисарай
Самое грустное в больших путешествиях то, что они все равно заканчиваются. И даже если впереди еще несколько городов и интересных мест, но по маршруту вы взяли курс домой, ощущаешь легкую печаль. Так было и у нас, когда мы выезжали из Бахчисарая, хотя впереди еще был Симферополь проездом, ночь в Керчи, а затем и ночи в Ростове-на-Дону и Воронеже. Так что интересного на один пост точно хватит.
В качестве ностальгии — небольшое видео с дороги вдоль южного побережья Крыма. Когда еще там побываем?
От Бахчисарая до Симферополя совсем небольшой отрезок пути, поэтому добрались мы до административного «центра» Крыма довольно рано. Мотоцикл припарковали на стоянке у Советской площади и прошлись по близлежащим достопримечательностям: через парк кованных фигур до сквера Победы, посмотрели на здание Государственного совета Республики Крым, свернули на пешеходную улицу Карла Маркса, в начале которой стоит памятник «Вежливым людям» (ага, «тем самым»), а потом по идущей перпендикулярно улице Пушкина дошли до музея Тавриды, который и решили посетить.
Кусочек пешеходной улицы Симферополя
Музей нам весьма понравился, хотя мы на своем веку повидали их столько, что чем-то удивить уже сложно. История по эпохам, от древних ископаемых до культурных слоев, оставленных человеком, отдельный зал посвящен Великой отечественной войне, но он в наше посещение был заполнен группой школьников, отчего стал похож скорее на детскую площадку с громогласным гидом-аниматором в центре.
Мотоциклист и мамонт
Больше всего в музее запомнился экран с интерактивной картой, показывавшей, какие народы в какой период занимали доминирующее положение в Крыму и на какой конкретно части его территории. Лично я обожаю такие вещи и сфотографировала буквально каждую карту :))
Несколько фото о разных исторических периодах Крыма (при нажатии должны увеличиваться)
А день стоял жаркий, поэтому долго бродить в мотоэкипе по шумному центру Симферополя не хотелось, и сразу после музея мы вернулись к мотоциклу и решительно направились по дороге Р23 прочь из города.
На выезде заправились на очередном ATANе, так как впереди предстоял перегон до Керчи в 200 километров — кстати, самый длинный отрезок пути, который мы проделали за раз по Крыму. Хотя после перегона Москва — Ростов-на-Дону все, что меньше 600 километров, за солидное расстояние уже не воспринимается. :)
Последняя заправка на крымской АЗС
Автодорога Таврида была официально открыта для передвижения в августе 2020 года, имеет протяженность в 250 километров и пролегает по маршруту: Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. По факту мы проехали ее всю, но наоборот — начав с Севастополя.
Участок от Симферополя до Керчи довольно пустынный: АЗС и придорожных кафе здесь пока не построили, а все поселения находятся чуть поодаль, поэтому в основном ты едешь по прямой через дикие поля да равнины, хотя поток довольно интенсивный. Качество покрытия, в связи с новизной и федеральным значением трассы, очень приличное.
Отрезок пути от Бахчисарая до Керчи по трассе Таврида
Когда мы проехали примерно половину запланированного пути, впереди небо затянуло свинцовыми тучами. Вид был такой, что въезжаем в настоящий апокалипсис, поэтому мы тормознули прямо на обочине и натянули дождевики. Но лично над нами бог погоды явно смиловался — как раз когда мы практически вплотную приблизились к тучам, они немного расступились, и нас лишь слегка сбрызнуло дождем в течение пары километров. В то время как по количеству воды на дороге и мокрым до нитки мотоциклистам и прочим участникам дорожного движения можно было ясно судить, что ливень прошел знатный.
Чувствуя себя счастливчиками, мы без особых проблем добрались до Керчи, и тавридский асфальт вскоре сменился ямами и засыпанной в ним щебенкой на второстепенных улицах города. Конечно, несколько окружных дорог в Керчи нормального качества, но, как обычно, маленькие улочки между домами частного сектора, который составляет часть центра города, находятся в плачевном состоянии.
В центре Керчи
Как, увы, и сам город: центр для туристов вылизан и прекрасен, от набережной до длинной пешеходной улицы с кучей ресторанов и бутиков. Но стоит отойти в сторону, как мусор, облупленные фасады, а то и полуразваленные дома напоминают не то что о 90-х, а о давно вроде минувшем послевоенном времени…
Новым «завлекаловом» для туристов в Керчи является пирс, с которого можно сфотографироваться на фоне Крымского моста — он здесь прекрасно просматривается.
Вид на Крымский мост с набережной Керчи
Также у набережной расположен зеленый парк, парк аттракционов, несколько кафе и ряд сувенирных лавок.
Пройдя по набережной и отобедав в летнем кафе, мы решили подняться на главную смотровую точку города — гору Пантикапей, на которой расположены в числе прочего развалины одноименного древнегреческого города. Развалины очень напоминают Херсонес (и в отличие от последнего доступ к ним бесплатный), и неспроста: в Керчи особенно бережно сохранили память о царе Боспорского (Понтийского) царства Митридате Евпаторе, в честь которого названы и вершины холма, и лестницы, ведущие к остаткам Пантикапеи.
Кстати, крымский город Евпатория назван именно в честь Митридата Евпатора, который спас город от скифов где-то в 1-2 вв до н.э.
У остатков здания античного города Пантикопея
Помимо развалин города на холме возведен Мемориал воинской славы и памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также смотровая площадка с видом на мост через Керченский пролив, связывающий Крым с основной территорией России.
Вид на часть Керчи и Крымский мост с холма Пантикопея
На гору ведут Большая и малая Митридатские лестницы, однако первая из них, как и доступ к Мемориалу воинской славы, была закрыта на реконструкцию. И поднимались мы на гору совершенно местными тропами через частный сектор, а вот спуститься удалось уже по малой Митридатской лестнице, по пути посмотрев еще и генеральную репетицию молодежного спектакля, посвященного как раз древнегреческой мифологии. Что еще больше связало ассоциацию о городе с античным периодом человеческой истории.
Очень удобно, когда декорациями к спектаклю служат остатки реального древнего города
Побродив по горе и сделав красочные фото, мы спустились в город и, преодолев обшарпанный частный сектор, где, помимо прочего, встречались очень интересные строения (ниже на фото), вышли на основную пешеходную улицу Ленина, поужинали в рыбном ресторане (опять же, выглядел он довольно солидно, а ценник, конечно, оказался ниже аналогичного московского. Запеченный лосось в соусе под белое вино условно на берегу моря — прекрасное решение для последнего вечера в Крыму).
Бродишь такой по не самому ухоженному сектору города, а тут бац — дом 1812 года
На самом деле, в Керчи довольно много достопримечательностей, и город их реставрирует и опекает. Мы весь вечер бродили по различным улицам и площадям, переходя от одного исторического здания, памятника или просто места к другому.
Больше всего мне, например, понравилась Церковь св. Иоанна Предтечи — старейший из действующих храмов на территории Крыма и, возможно, на территории России. Он возведен на остатках сооружения 6 века (предположительно, базилики, то есть молились здесь вообще испокон веков), в характерном визайнтийском стиле, а в 19 веке к нему пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле, и разница в архитектуре и времени использования материалов видна довольно отчетливо.
Необычная церковь св. Иоанна Предтечи, одна из древнейших (если не самая) из сохранившихся на территории РФ
Совершив столь увлекательную прогулку, мы вернулись в нашу гостиницу, расположенную здесь же в центре и, кстати, с наличием очень удобного внутреннего дворика-парковки, где мы без проблем поставили свой мотоцикл.
На следующий день нас ждал солидный перегон до Ростова-на-Дону — около 600 километров. Мы довольно бодро выехали из Керчи и преодолели Крымский мост, а потом даже избежали больших заторов на ремонте того участка дороги, который тянут уже на материковой части страны. Обратный путь мы проложили несколько иначе, чем в Крым: не ехали от Славянска-на-Кубани до Краснодара, а взяли севернее на Тимашевск, и уже через него вывернули на трассу Дон.
Конечно, встречались нам и ремонты, и реверсивные светофоры, и медлительные фуры, а проезд через маленькие городки с круговым движением тем более бывал утомителен. К тому же долго не могли найти АЗС, где можно не только заправиться, но и спокойно посидеть отдохнуть — в итоге заливали топливо в каких-то небольших Лукойлах и тут-то, как нам кажется, и словили некачественного бензина в бак.
Как нам объяснили позже и, ловите лайфхак — многие заправщики используют известные сети типа Роснефти или Лукойла в качестве франшизы, что не мешает им на своем локальном уровне бодяжить топливо с примесями. Определить, является ли АЗС сетевой или конкретно это станция — франшизной, можно по документам, а также по наименованию в чеке, который, правда, обычно вы получаете уже после заправки. Если на чеке указано, что его вам выдал некий ИП — поздравляю, это франшизная станция. И риск, что вместо обычного 92 или 95 вы залили какое-нибудь низкопробное топливо, к сожалению, возрастает.
Мы таких тонкостей, разумеется, не знали. Могу только предположить, что неудача постигла нас на небольшой АЗС под Тимашевском, куда мы доехали после более чем 200-километрового участка пути с огромным желанием передохнуть. А там не то что кафе не было, а даже туалет — в виде кабинки с дыркой в полу, что заставило меня обматерить станцию по самое нехочу. Не помню, правда, был ли это Лукойл или Роснефть, да и до Ростова мы добрались нормально, т.к. мотоцикл доедал еще прежнюю партию топлива.
А вот потом началось чихание, перегрев и, как итог, выход из строя одного датчика, который начал выдавать нам ошибку на отрезке от Ростова-на-Дону до Воронежа. Причем чтобы выяснить и устранить все неполадки, мужу после возвращения в Москву пришлось несколько раз возить мотоцикл к другу-механику, который кропотливо перебирал все от и до, под конец уже ломая голову над тем, почему при замене всех засоренных и расплавившихся деталей электроника все еще глючит. В итоге были вытащены и перебраны все провода и датчики и, вроде бы, ошибка на табло пропала.
Но все это произошло после, а на обратном пути мы, конечно, просто нервничали от того, что мотоцикл начал покашливать при переключении передач и неприятно дергаться. К счастью, мы все равно ехали довольно быстро и не отклонялись от маршрута.
В Ростове-на-Дону, конечно, добрались до набережной Дона
В Ростове-на-Дону, несмотря на усталость после проделанного пути, мы совершили небольшую прогулку по центру. А вот в Воронеже сил на прогулки уже не осталось, и мы провели вечер в номере с бутылкой вина, жаль, что уже не так атмосферно, как в Крыму.
Паркуемся у гостиницы в Воронеже
Москва же встретила нас ярким солнцем, наступившим летом и пробкой на МКАДе. Ничего удивительно, тем более что мы думали только о том, чтобы довезти мотоцикл до сервиса, который был ближе, чем дорога до дома.
Впечатления от поездки, естественно, остались самые положительные. Путешествиям в Крым быть, и судя по нашему списку мест, которые надо еще посмотреть — не один раз.
Коротко итоги:
- общий пробег: 4000 км
- пересечены Тульская, Липецкая, Воронежская, Ростовская области, Краснодарский край, Республика Крым;
- осмотрено 10 городов, проведено 17 ночей в 9 гостиницах;
- установлен личный рекорд дневного перегона в 1100 км;
- пройдено пешком согласно шагомеру: 152,12 км
- изведан путь по южной дороге вдоль побережья Крыма от Феодосии до Севастополя.
- преодолены 110 км серпантинов, «американские горки» дорог в Ялте, Крымский мост, трасса Таврида;
- посещены 4 крепости, 4 дворца, 6 музеев, 2 пещерных монастыря, 2 севастопольских бухты;
- выпито нами 5 или 6 бутылок вина, N-цать литров пива;
- выпито мотоциклом 240+ литров бензина;
- накормлено в местных кафе 5 котиков;
- сделано 2500 фотографий.
Полный маршрут и отдельно по полуострову Крым:
Предыдущие посты:
Первый пост о нашем пути до Крыма (Москва — Керченский пролив) здесь
Второй пост о начале путешествия по Крыму (Крымский мост — Феодосия) тут
Третий пост (Феодосия — Алушта) сюда
Четвертый пост о Ялте по ссылке.
Пятая часть о нашем мотопутешествии (Ялта-Севастополь)
Шестая часть — Бахчисарай
- Shanty
- Анна
- 2 декабря 2021 в 22:02
- ?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернуть