Урал М67-36 1986 → Альтернатива тумблеру массы. Конец эпохи))
Наверное каждому ураловоду знаком звук щелчка тумблера «массы»
Это уже своеобразный ритуал перед запуском: открыть кран, щёлкнуть массой, двумя руками нажать на утопители карбов «пока не потечёт» и только тогда заводить.
Ну камон, 21й век же))
Я решил избавится от тумблера, потому что помню ситуацию в далёких 90х, когда забыл выключить массу на долгое время и старенький аккум сдох) Решил не просто вырезать его из системы, а по-другому решить задачу для которой его ставили)
Итак… Насколько хватает моих скудных знаний электрики, тумблер ставят, чтоб не «утекал» заряд аккумулятора и утекает он по двум причинам:
1. несовершенство проводки мотоцикла «открытые» всем држдям разъёмы
2. постоянный «плюс» на обмотку генератора.
Раз проблемы две — решения тоже два) итак
Открытые клеммы — ну это прямо ужас. Дожди, леса, рыбалки — влага приведёт к окислению и постоянным ремонтом мелких проблем, которыми славятся наши пепелацы. Это не дело. Купил я значит, целую коробку влагозащитных разъёмов.
А обжимку к ним не купил. И сидел колупался с миниплоскогубцами очень долго) Но теперь — вода не страшна)
Дальше генератор. Мне конечно нравятся всякие ритуалы, но заводить мотоцикл даже с кика — хочется без лишних танцев с бубном.
И на помощь приходит ВАЗовское четырёхконтактное реле.
Смысл подключения прост:
— с аккумулятора «плюс» идёт одновременно на замок зажигания и на силовой контакт реле «30»
— с контакта «87», «плюс» уходит на генератор и вобще в бортовую сеть.
— на управляющий контакт реле «86» — приходит «плюс» с замка зажигания после поворота ключа
— контакт реле «85» — соответственно замыкаем на массу.
Грубо — подключение выглядит вот так:
В результате этой нехитрой доработки, имеем следующее:
— В выключенном состоянии зажигания — реле разомкнуто и «плюс» от клеммы АКБ идёт только до замка и до реле. «Утекать» ему некуда, если изолента у вас синяя, а скрутки проводов до колодки реле — хорошие))
— При включении зажигания, «плюс» от замка — включает реле, ток пошёл в систему без лишних движений))
PS: эти китайские влагозащитные разъёмы довольно «нежные» поэтому головной свет тоже рекомендую запитать через реле. Когда у меня плюс шёл через пульт — в трехчасовой поездке, контакт в разъёме обгорел от нагрузки. Лампа обычная, h4 55w
Как избавиться ещё от одного ритуала — чуть позже))
Это уже своеобразный ритуал перед запуском: открыть кран, щёлкнуть массой, двумя руками нажать на утопители карбов «пока не потечёт» и только тогда заводить.
Ну камон, 21й век же))
Я решил избавится от тумблера, потому что помню ситуацию в далёких 90х, когда забыл выключить массу на долгое время и старенький аккум сдох) Решил не просто вырезать его из системы, а по-другому решить задачу для которой его ставили)
Итак… Насколько хватает моих скудных знаний электрики, тумблер ставят, чтоб не «утекал» заряд аккумулятора и утекает он по двум причинам:
1. несовершенство проводки мотоцикла «открытые» всем држдям разъёмы
2. постоянный «плюс» на обмотку генератора.
Раз проблемы две — решения тоже два) итак
Открытые клеммы — ну это прямо ужас. Дожди, леса, рыбалки — влага приведёт к окислению и постоянным ремонтом мелких проблем, которыми славятся наши пепелацы. Это не дело. Купил я значит, целую коробку влагозащитных разъёмов.
А обжимку к ним не купил. И сидел колупался с миниплоскогубцами очень долго) Но теперь — вода не страшна)
Дальше генератор. Мне конечно нравятся всякие ритуалы, но заводить мотоцикл даже с кика — хочется без лишних танцев с бубном.
И на помощь приходит ВАЗовское четырёхконтактное реле.
Смысл подключения прост:
— с аккумулятора «плюс» идёт одновременно на замок зажигания и на силовой контакт реле «30»
— с контакта «87», «плюс» уходит на генератор и вобще в бортовую сеть.
— на управляющий контакт реле «86» — приходит «плюс» с замка зажигания после поворота ключа
— контакт реле «85» — соответственно замыкаем на массу.
Грубо — подключение выглядит вот так:
В результате этой нехитрой доработки, имеем следующее:
— В выключенном состоянии зажигания — реле разомкнуто и «плюс» от клеммы АКБ идёт только до замка и до реле. «Утекать» ему некуда, если изолента у вас синяя, а скрутки проводов до колодки реле — хорошие))
— При включении зажигания, «плюс» от замка — включает реле, ток пошёл в систему без лишних движений))
PS: эти китайские влагозащитные разъёмы довольно «нежные» поэтому головной свет тоже рекомендую запитать через реле. Когда у меня плюс шёл через пульт — в трехчасовой поездке, контакт в разъёме обгорел от нагрузки. Лампа обычная, h4 55w
Как избавиться ещё от одного ритуала — чуть позже))
- Katbert76
- Дмитрий Алексеев
- 2 апреля 2021 в 7:35
- 5
- ?
- asharikoff
- 2 апреля 2021 в 9:20
- ↓
Бывают реле с влагозащитным разъёмом, в том числе в Калуге их делают например (есть и канадские, но они дорогие и их не так просто купить). Купил на пробу, хочу поставить на обогрев ручек и доп. розетку, выглядит неплохо, есть выбор на разный ток.
Вижу в данной схеме два один недостаток: реле срабатывает при напряжении 8-10В, и если, пусть даже кратковременно, напряжение упадет ниже (с г… ом Г424 это бывает, увы, не так уж редко), то реле разомкнётся. Так же если аккумулятор подсядет, то реле не сработает вообще. Уж чего-чего, а тумблеры массы на совнархозах вообще проблем не доставляют (если оппозитчик не начинает колхозить электростартер, но это уже другая история).
Себе сделал так: купил новый блестящий китайский тумблер и вставил туда потроха от советского ржавого, китайские потроха положил на «центральный склад».
Себе сделал так: купил новый блестящий китайский тумблер и вставил туда потроха от советского ржавого, китайские потроха положил на «центральный склад».
для параноиков- у китайцев, меньше доллара, платка-преобразователь DC-DC «вверх». Подключаем реле через него и даже на 5 вольтах батарейки имеем на обмотке реле 10 вольт, минимум.
Если же отдать пару долларов, то и все 14 там будут постоянно.
(у меня ДХО через такую приблуду питаются — от 7 до 17 вольт на выхлопе ровные 12.4. Потому как ДХО дешатские, без драйверов и на штатных 14.2 долго не жили бы. Правда у меня плата большая — до 5 китайских ампер. Но три, по факту, выдержит)
ЗЫ. На крайняк можно (да, пожалуй, и нужно) поставить в параллель к контактам реле или тумблер, или вообще какую «потайную розетку», в которую можно воткнуть перемычку и превратить всё в «безрелейную» схему.
Если же отдать пару долларов, то и все 14 там будут постоянно.
(у меня ДХО через такую приблуду питаются — от 7 до 17 вольт на выхлопе ровные 12.4. Потому как ДХО дешатские, без драйверов и на штатных 14.2 долго не жили бы. Правда у меня плата большая — до 5 китайских ампер. Но три, по факту, выдержит)
ЗЫ. На крайняк можно (да, пожалуй, и нужно) поставить в параллель к контактам реле или тумблер, или вообще какую «потайную розетку», в которую можно воткнуть перемычку и превратить всё в «безрелейную» схему.
- RavenRus53
- 14 апреля 2021 в 2:13
- ↓
обычно выключатель массы на реле не делают, тем более на Урал:
— винтовой выключатель массы от классики — дешево и сердито
— дистанционный выключатель массы от АТЭ зил/газель
— красивый выключатель с али и огромным запасом по току
— винтовой выключатель массы от классики — дешево и сердито
— дистанционный выключатель массы от АТЭ зил/газель
— красивый выключатель с али и огромным запасом по току
Ну как сказать…
30А реле (если на фото оно) = 360 ватт.
— 5А — «дальний»
3.5А — «стоп» (мот и коляска)
3.5А — «повороты» по одному борту
1.7А — габариты по кругу (4х0.45 А)
приборка-подсветка — ещё 0.5А макс
механическое зажигание — до 4А (импульсно)
итОго: 20А в пИке потребления, включая зарядный ток. Т.е. ещё 10А запаса до того, как реле начнёт подгорать есть.
Это даже с учётом того, что посчитано для бортового в 12 волье. Для положенных 13.6-14.4 ампераж будет меньше (в районе 17А на «всё»). Как минимум «запас» у реле на треть есть
ЗЫ. «Запасы по току» с Али, ну так себе… Китайские амрепы нааамного толще «европейских» (обычно они указывают «в пИке» и по времени в 0.1 сек) — их нужно минимум делит на 2. А лучше — на 3.
30А реле (если на фото оно) = 360 ватт.
— 5А — «дальний»
3.5А — «стоп» (мот и коляска)
3.5А — «повороты» по одному борту
1.7А — габариты по кругу (4х0.45 А)
приборка-подсветка — ещё 0.5А макс
механическое зажигание — до 4А (импульсно)
итОго: 20А в пИке потребления, включая зарядный ток. Т.е. ещё 10А запаса до того, как реле начнёт подгорать есть.
Это даже с учётом того, что посчитано для бортового в 12 волье. Для положенных 13.6-14.4 ампераж будет меньше (в районе 17А на «всё»). Как минимум «запас» у реле на треть есть
ЗЫ. «Запасы по току» с Али, ну так себе… Китайские амрепы нааамного толще «европейских» (обычно они указывают «в пИке» и по времени в 0.1 сек) — их нужно минимум делит на 2. А лучше — на 3.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть