ИЖ Планета-5 1995 → Переделываем маятник ИЖа на подшипники без токарки
Всем привет!
В этом посте расскажу, как я решил проблему закисших втулок в маятниковой вилке своего ИЖ Планета 5. Покажу, как кувалдой разбирал и сварочником собирал этот узел уже на шариковых подшипниках. При этом, обошёлся исключительно ручным инструментов, без привлечения станков. Считаю, что получилось хорошо, за одно повысилась ремонтопригодность.
Подробнее об этом в видео:
А для тех, кто не любит видео, текстово-картиночная версия под катом:
Маятник ИЖа не такая и сложная штука, можно сказать, примитивная, но и она может доставить много проблем при несвоевременном обслуживании.
Купив мотоцикл я наплевательски отнесся к этому узлу, хоть и видел, что работает он как-то неправильно — шпилька ходила вслед за маятником. Попытался подтянуть гайки, что не принесло никакого результата, а потом забил. Но сейчас пришло время полной разборки мотоцикла, и маятник оказался самой большой проблемой. Ось из маятника я выбивал кувалдой, шла она очень туго, но мне удалось выбить её.
Как видите, от того, что ось вращалась вместе с маятником (закисла в нём), она терлась о раму. В результате получил покромсанную ось и разбитые уши в раме.
Сами втулки сидели в маятнике крепко — на века.
Пробовал приварить прут к внутренней втулке и прокрутить её, вернув ей работоспособность. В тот момент я ещё подумывал отмыть старые втулки и собрать маятник как есть. Но ничего у меня не вышло — втулка крошилась.
Пришлось вставить во втулку болт и обварить его хорошенько со всех сторон. Затем, всунул прут внутрь маятника и начал выбивать втулку изнутри.
Так дело пошло гораздо лучше — хоть и по миллиметру, но втулки выходили. Забавно, что втулки так сильно прикипели друг к другу, что внутренняя втулка вытащила за собой и внешнюю. Так даже лучше, не представляю, как бы я её вынимал отдельно.
Со второй стороной поступил аналогичным образом, с ней проблем было куда меньше. Может, рука набилась, может, действительно она была менее закисшей. Вот я и разобрал весь маятник (направляющие шайбы вынимать не стал)
Теперь пришла пора собирать его обратно. Так как родные втулки я сильно испортил сваркой, у меня выл выбор: покупать левак, либо колхозить подшипники. Левак стоит не так дорого, но даже продавец пишет, что качество у них посредственное, а в отзывах упоминают большой люфт — такого мне не надо.
Вариант с подшипниками имел множество плюсов, но проигрывал в одном — сложности в реализации. Из найденных способов в интернете это:
Подшипники маленькие, слабенькие, решил поставить по два с каждой стороны. В статье, откуда я черпал вдохновение, автор использовал 16 подшипников. Мне это показалось слишком расточительно, а как представил, что потребуется их все выковыривать отдельно, так сразу решил использовать распорные втулки.
Подшипник 901 (6901, 61901, 1000901) имеет размеры 12х24х6 и вставляется вместо внутренней втулки в маятник ИЖ Планета и Юпитер.
Почистил всё это безобразие от грязи из прошлого века — теперь втулки и маятник стали более лицеприятными.
Вклеиваю на фиолетовый фиксатор внешнюю втулку в трубу маятника — она доработок не требует.
Распорные втулки буду изготавливать из выбитых внутренних втулок. Отрезал её длиной 30 миллиметров, срезы выводил в плоскость шлифовальным кругом, получилось хорошо.
Далее, тем же шлифовальным кругом, уменьшил внешний диаметр этой втулки, чтобы она не терлась за внешнюю втулку. Много снимать не нужно, достаточно миллиметра. Если снять слишком много, то будет трудно продевать шпильку в маятник. Втулка надета на болт с неполной резьбой и вращается от шлифовального круга, это позволяет достаточно ровно обточить её со всех сторон.
Засовываем втулки и подшипники в маятник и дело почти в шляпе.
Необходимо изготовить ещё пару распорных втулок для внешней стороны. Их я изготовил из шайб, мне потребовалось по три шайбы с каждой стороны. Шайбу, примыкающую к подшипнику необходимо немного подточить, чтобы она не терла о внешнюю обойму. Для удобства я сварил шайбы между собой и получил настоящую втулку.
Так же заварил выгрызенные места в оси маятника, сровнял напильником и нарезал поверх сварки резьбу. Работать будет.
Вот маятник уже готов. Осталось починить разбитые уши рамы, но тут, как говориться, можем подварить.
После доработки отверстия круглым рашпилем, ось почти перестала люфтить в раме. Наконец можно установить маятник.
Маятник ходит ровно, без заеданий, без люфтов. Я доволен проделанной работой, время было потрачено не зря.
В этом посте расскажу, как я решил проблему закисших втулок в маятниковой вилке своего ИЖ Планета 5. Покажу, как кувалдой разбирал и сварочником собирал этот узел уже на шариковых подшипниках. При этом, обошёлся исключительно ручным инструментов, без привлечения станков. Считаю, что получилось хорошо, за одно повысилась ремонтопригодность.
Подробнее об этом в видео:
А для тех, кто не любит видео, текстово-картиночная версия под катом:
Маятник ИЖа не такая и сложная штука, можно сказать, примитивная, но и она может доставить много проблем при несвоевременном обслуживании.
Купив мотоцикл я наплевательски отнесся к этому узлу, хоть и видел, что работает он как-то неправильно — шпилька ходила вслед за маятником. Попытался подтянуть гайки, что не принесло никакого результата, а потом забил. Но сейчас пришло время полной разборки мотоцикла, и маятник оказался самой большой проблемой. Ось из маятника я выбивал кувалдой, шла она очень туго, но мне удалось выбить её.
Как видите, от того, что ось вращалась вместе с маятником (закисла в нём), она терлась о раму. В результате получил покромсанную ось и разбитые уши в раме.
Сами втулки сидели в маятнике крепко — на века.
Пробовал приварить прут к внутренней втулке и прокрутить её, вернув ей работоспособность. В тот момент я ещё подумывал отмыть старые втулки и собрать маятник как есть. Но ничего у меня не вышло — втулка крошилась.
Пришлось вставить во втулку болт и обварить его хорошенько со всех сторон. Затем, всунул прут внутрь маятника и начал выбивать втулку изнутри.
Так дело пошло гораздо лучше — хоть и по миллиметру, но втулки выходили. Забавно, что втулки так сильно прикипели друг к другу, что внутренняя втулка вытащила за собой и внешнюю. Так даже лучше, не представляю, как бы я её вынимал отдельно.
Со второй стороной поступил аналогичным образом, с ней проблем было куда меньше. Может, рука набилась, может, действительно она была менее закисшей. Вот я и разобрал весь маятник (направляющие шайбы вынимать не стал)
Теперь пришла пора собирать его обратно. Так как родные втулки я сильно испортил сваркой, у меня выл выбор: покупать левак, либо колхозить подшипники. Левак стоит не так дорого, но даже продавец пишет, что качество у них посредственное, а в отзывах упоминают большой люфт — такого мне не надо.
Вариант с подшипниками имел множество плюсов, но проигрывал в одном — сложности в реализации. Из найденных способов в интернете это:
- Растачивание маятника под 201 подшипник (но у меня «новый» ИЖ с тонким маятником, нельзя применить)
- Разрезание трубы вдоль, расклинивание и заваривание с вставленными 201 подшипниками
- Вваривание новой трубы подходящего размера под 201 подшипник
- Использование 901 подшипников
Подшипники маленькие, слабенькие, решил поставить по два с каждой стороны. В статье, откуда я черпал вдохновение, автор использовал 16 подшипников. Мне это показалось слишком расточительно, а как представил, что потребуется их все выковыривать отдельно, так сразу решил использовать распорные втулки.
Подшипник 901 (6901, 61901, 1000901) имеет размеры 12х24х6 и вставляется вместо внутренней втулки в маятник ИЖ Планета и Юпитер.
Почистил всё это безобразие от грязи из прошлого века — теперь втулки и маятник стали более лицеприятными.
Вклеиваю на фиолетовый фиксатор внешнюю втулку в трубу маятника — она доработок не требует.
Распорные втулки буду изготавливать из выбитых внутренних втулок. Отрезал её длиной 30 миллиметров, срезы выводил в плоскость шлифовальным кругом, получилось хорошо.
Далее, тем же шлифовальным кругом, уменьшил внешний диаметр этой втулки, чтобы она не терлась за внешнюю втулку. Много снимать не нужно, достаточно миллиметра. Если снять слишком много, то будет трудно продевать шпильку в маятник. Втулка надета на болт с неполной резьбой и вращается от шлифовального круга, это позволяет достаточно ровно обточить её со всех сторон.
Засовываем втулки и подшипники в маятник и дело почти в шляпе.
Необходимо изготовить ещё пару распорных втулок для внешней стороны. Их я изготовил из шайб, мне потребовалось по три шайбы с каждой стороны. Шайбу, примыкающую к подшипнику необходимо немного подточить, чтобы она не терла о внешнюю обойму. Для удобства я сварил шайбы между собой и получил настоящую втулку.
Так же заварил выгрызенные места в оси маятника, сровнял напильником и нарезал поверх сварки резьбу. Работать будет.
Вот маятник уже готов. Осталось починить разбитые уши рамы, но тут, как говориться, можем подварить.
После доработки отверстия круглым рашпилем, ось почти перестала люфтить в раме. Наконец можно установить маятник.
Маятник ходит ровно, без заеданий, без люфтов. Я доволен проделанной работой, время было потрачено не зря.
- NikitosZs
- Никита
- 6 ноября 2020 в 10:42
- ?
- PDPCustoms
- 6 ноября 2020 в 11:35
- ↓
Надо будет у своего ижа проверить маятник, а то может тоже уже пора переходить на подшипники)
- PDPCustoms
- 6 ноября 2020 в 14:49
- ↑
- ↓
Спасибо конечно, но компания PDP Customs явно лучше справится с этой задачей и 10800 платить не придется) еще и наклейка спарко в подарок, а это +100 к скорости)
Решение почти нормальное, но лучшеб не поленился (и не экономил) и купил игольчатые подшипники, поставил тавотницы, заказал у токаря втулки необходимые, увеличил ось в диаметре, уши разбитые в раме сменил бы вырезав на лазере или худой конец по шаблону женой болгарина, раскроил. Тогда бы был бы феншуй.
Мож, такие подшипники были. У меня вообще втулки живые еще более-менее, родные стоят. Чуток подстукивать стал маятник в последнее время. Хотя, машина ходила все 30 лет по селу с коляской, а последние 10 лет дед на нем только на рыбалку ездил, т.е., он асфальта-то толком не видел. А ты говоришь, подшипники не выдержат. Хотя, такие мелкие как автор поставил, — не лучший вариант, лучше было бы расточить под 201ой и напихать по 4 с каждой стороны, через шайбы. Вот тогда точно вечно ходить будут.
А с чего ты взял что втулки по выносливости хуже подшипников? Там зазор в миллиметр выработался, пара постукивает да работает. Пока там смазка есть, износ будет вполне приемлемый.Подшипник, особенно шариковый радиальный, не для шарнирного соединения, его дело обороты осваивать. Если бы сейчас делал, не стал бы на подшипники переделывать, подумал бы про сайлентблоки. С ними точно узел вечный был бы.
В далёкой юности доводилось колхозить в тот узел 201 подшипники, по 2 на каждую сторону. Хватало примерно на сезон. Учитывая что 901 подшипник по грузоподъёмности в 2,5 раза меньше 201-го, имею некоторое сомнение в достойном ресурсе конструкции. Думаю правильнее было бы использовать игольчатые подшипники 4074901.
Господа, а никто не пробовал переносить точку крепления амортизатора на самый конец маятника (ухо сверху, с поддержкой косынками, через которые проходит ось регулировки натяжения? При этом амортизатор станет параллельно передней трубы рамы, визуально силуэт мотоцикла станет более гармоничным (по умолчанию аморт — единственная вертикальная линия в силуэте, и визуально силуэт об неё «ломается»), ну и ход колеса увеличится с фантастических 85мм на пару десятков мм, хоть до спортбайков, с их короткоходовой подвеской и не дотянет, но всё жё.
А зачем вы амортизатор целиком вертикально переносите вместе с точной крепления? Мы переносим за ось маятника нижнюю точку крепления амортизатора, при этом для сохранения клиренса (первоначального угла установки маятника) скорее всего придётся немного опустить и сместить вперёд по трубе верхнюю точку крепления амортизатора, через это амортизатор будет работать не вертикально, а под наклоном, и ход нижней точки крепления будет связан с самим ходом амортизатора через величину этого наклона, к примеру, при наклоне в 45гр он будет практически вдвое больше (зависимость нелинейная, так как угол наклона изменяется при работе подвески), и геометрическое уменьшение хода подвески ввиду переноса нижней точки крепления с лихвой компенсируется увеличением из-за наклона.
Но тогда затея сделать амортизатор параллельным передней трубе рамы не получается, там далеко не 45°. Давайте так, на следующей неделе я в Компасе прикину что к чему и продолжим дискуссию уже с цифрами. А нечто подобное мы в далёкой юности делали, переносили верхнюю точку крепления амортизаторов где-то на 40 мм вниз и до упора вперёд, а на маятнике оставляли как было, но там цель другая была — задрать задницу «типа кросс» (сейчас такое назвали бы скрэмблером, но мы таких слов тогда не знали))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (37)
RSS свернуть / развернуть