Jawa 350 typ 634 1978 → Про маятник задней подвески...
Привет, BIKEPOST! Пришло время рассказать про заднюю подвеску. Будем ставить почти родной маятник от CZ в JAWA.
Этот мотоцикл не обошла типичная явовская болезнь в виде закисшей оси маятника. Ось была выпилена, так как другие способы ее извлечения потерпели крах… Поверхность скольжения оси маятника сильно повреждена коррозией. Поэтому единственное применение оригинального маятника JAWA на картинке ниже. (Про колеса будет… но потом.)
В качестве замены были приобретены запчасти от CZ 472.6. Запчасти ехали с деревни почтой России, поэтому цена вышла дорогой. Собственно CZ не жалко, так как там от него была только рама без документов. Долгожданная посылка с Чехословацким алюминием приехала.
Установить маятник CZ на родную ось JAWA не получиться, так как диаметр отверстий в маятнике CZ меньше. Установить этот маятник с родной осью CZ в раму JAWA тоже невозможно, так как ось меньше в диаметре и в ней нет места для отверстия для оси лапки тормоза (ось лапки тормоза идет через ось маятника на JAWA). Родные втулки в маятнике CZ выполнены из бронзы. Сами втулки выполнены из ленты, после видимо развернуты и стык ленты глазом не заметен. В оси CZ есть тавотница. И не взирая на возраст маятника (такие CZ выпускались до 1985) и возраст смазки люфтов не обнаружено. На извлечение лент ушел целый вечер. Инструмент Force гнулся. Материал и качество исполнения заслуживают уважения.
После извлечения втулок надо придумать как поставить все это на JAWA. Решение следующие: 1) изготовить новую ось с поверхностью для работы на скольжение, 2) изготовить втулки из капролона (подшипники в таком размере не удалось подобрать) и развернуть их после запресовки в маятник, 3) изготовить центральную распорку маятника (У CZ там качалка-крепление мотора), 4) изготовить боковые дистанционные шайбы.
В качестве оси диаметром 22 мм был использован шток передней амортизационной стойки ваз. При разборке(распиливании) 5 по счету стойки был найден нужный ровный шток с целой поверхностью. Четыре предыдущих штока забракованы из-за недостаточной длины (заниженные вазы блин), диаметре немного в минусе от необходимого, повреждения поверхности. На оси нарезана резьба под родные гайки маятника JAWA, проточено отверстие под ось лапки тормоза. Ось лапки тормоза скользит в запресованных в ось маятника втулках из капролона. Капролоновые втулки маятника изготовлены с упорным буртом и запресованы с внешней стороны отверстий маятника, поэтому при затяжке оси они не будут утапливаться в маятник. Вот так выглядит набор для установки.
Так же для установки необходима ступица ведомой звезды. И мне она в посылки не пришла. Найти хотя бы картинку было очень сложно, не говоря про размеры. На YouTube было найдено видео на украинском с заменой молотком подшипников заднего колеса CZ 472.6. После просмотра стало понятно как должна выглядеть ступица. Опять токарка. Потом опять токарка для подгонки толщины дистанционных шайб. Толщина подгонялась с учетом создания натяжения оси гайками и при этом не зажатия втулок из капролона.
Потом оцинковка.
Пока ожидались детали (токарка/оцинковка) занялись маятником. В нем давно был обломан заржаверший болт натяжения цепи. При том заподлицо. Приварить гайку и выкрутить неполучилось. Нагрев и попытки замачивания в различных жидкостях тоже не помогли. Расположение очень неудобное для высверливания, но с помощью маленькой дрели и бор-машинки обломок болта был извлечен. Резьбу надо было прогнать метчиком и это почти удалось, но только почти. Из за того что в витках алюминия осталось немного стали болта метчик закусило и обломало. Метчик был настоящий, а не пластилиновокитайский. Сверлить метчик очень проблемно, а найти экстрактор метчиков (не путать с экстрактором сверел) в Томске не реально от слова совсем. Поэтому экипируемся в перчатки, очки, закрываем все открытые участки тела, готовим щелочные растворы для нейтрализации кислоты и, растворяем обломок метчика 40% азотной кислотой. Метчик растворили полностью, алюминий и даже резьба в нем не пострадали. После чистим маятник от родной краски, удаляем облои, немного шлифуем(полировать не получиться так как много ямок от ударов камней, да и качество литья так себе).
Устанавливаем на мотоцикл. Центральная распорная втулка тоже токарка с покрытием полимерной краской и лаком.
Расположение нижнего крепления амортизатора на маятнике CZ выше чем на родном и при этом ближе к оси маятника. Это лифтует раму, это проблема. Для ее решения будем укорачивать (без потери рабочего хода) родные амортизаторы или подбирать от японцев. Так же необходимо приварить к тормозному щиту CZ упор для рубашки тормозного троса. На JAWA трос, а на CZ тяга.
Спасибо тем кто дочитал этот пост в многобукв.
Этот мотоцикл не обошла типичная явовская болезнь в виде закисшей оси маятника. Ось была выпилена, так как другие способы ее извлечения потерпели крах… Поверхность скольжения оси маятника сильно повреждена коррозией. Поэтому единственное применение оригинального маятника JAWA на картинке ниже. (Про колеса будет… но потом.)
В качестве замены были приобретены запчасти от CZ 472.6. Запчасти ехали с деревни почтой России, поэтому цена вышла дорогой. Собственно CZ не жалко, так как там от него была только рама без документов. Долгожданная посылка с Чехословацким алюминием приехала.
Установить маятник CZ на родную ось JAWA не получиться, так как диаметр отверстий в маятнике CZ меньше. Установить этот маятник с родной осью CZ в раму JAWA тоже невозможно, так как ось меньше в диаметре и в ней нет места для отверстия для оси лапки тормоза (ось лапки тормоза идет через ось маятника на JAWA). Родные втулки в маятнике CZ выполнены из бронзы. Сами втулки выполнены из ленты, после видимо развернуты и стык ленты глазом не заметен. В оси CZ есть тавотница. И не взирая на возраст маятника (такие CZ выпускались до 1985) и возраст смазки люфтов не обнаружено. На извлечение лент ушел целый вечер. Инструмент Force гнулся. Материал и качество исполнения заслуживают уважения.
После извлечения втулок надо придумать как поставить все это на JAWA. Решение следующие: 1) изготовить новую ось с поверхностью для работы на скольжение, 2) изготовить втулки из капролона (подшипники в таком размере не удалось подобрать) и развернуть их после запресовки в маятник, 3) изготовить центральную распорку маятника (У CZ там качалка-крепление мотора), 4) изготовить боковые дистанционные шайбы.
В качестве оси диаметром 22 мм был использован шток передней амортизационной стойки ваз. При разборке(распиливании) 5 по счету стойки был найден нужный ровный шток с целой поверхностью. Четыре предыдущих штока забракованы из-за недостаточной длины (заниженные вазы блин), диаметре немного в минусе от необходимого, повреждения поверхности. На оси нарезана резьба под родные гайки маятника JAWA, проточено отверстие под ось лапки тормоза. Ось лапки тормоза скользит в запресованных в ось маятника втулках из капролона. Капролоновые втулки маятника изготовлены с упорным буртом и запресованы с внешней стороны отверстий маятника, поэтому при затяжке оси они не будут утапливаться в маятник. Вот так выглядит набор для установки.
Так же для установки необходима ступица ведомой звезды. И мне она в посылки не пришла. Найти хотя бы картинку было очень сложно, не говоря про размеры. На YouTube было найдено видео на украинском с заменой молотком подшипников заднего колеса CZ 472.6. После просмотра стало понятно как должна выглядеть ступица. Опять токарка. Потом опять токарка для подгонки толщины дистанционных шайб. Толщина подгонялась с учетом создания натяжения оси гайками и при этом не зажатия втулок из капролона.
Потом оцинковка.
Пока ожидались детали (токарка/оцинковка) занялись маятником. В нем давно был обломан заржаверший болт натяжения цепи. При том заподлицо. Приварить гайку и выкрутить неполучилось. Нагрев и попытки замачивания в различных жидкостях тоже не помогли. Расположение очень неудобное для высверливания, но с помощью маленькой дрели и бор-машинки обломок болта был извлечен. Резьбу надо было прогнать метчиком и это почти удалось, но только почти. Из за того что в витках алюминия осталось немного стали болта метчик закусило и обломало. Метчик был настоящий, а не пластилиновокитайский. Сверлить метчик очень проблемно, а найти экстрактор метчиков (не путать с экстрактором сверел) в Томске не реально от слова совсем. Поэтому экипируемся в перчатки, очки, закрываем все открытые участки тела, готовим щелочные растворы для нейтрализации кислоты и, растворяем обломок метчика 40% азотной кислотой. Метчик растворили полностью, алюминий и даже резьба в нем не пострадали. После чистим маятник от родной краски, удаляем облои, немного шлифуем(полировать не получиться так как много ямок от ударов камней, да и качество литья так себе).
Устанавливаем на мотоцикл. Центральная распорная втулка тоже токарка с покрытием полимерной краской и лаком.
Расположение нижнего крепления амортизатора на маятнике CZ выше чем на родном и при этом ближе к оси маятника. Это лифтует раму, это проблема. Для ее решения будем укорачивать (без потери рабочего хода) родные амортизаторы или подбирать от японцев. Так же необходимо приварить к тормозному щиту CZ упор для рубашки тормозного троса. На JAWA трос, а на CZ тяга.
Спасибо тем кто дочитал этот пост в многобукв.
- Vital88
- 16 июня 2020 в 21:53
- 1
- ?
Алюминиевые обода пошли на CZ c модели 472.5. Скорее всего использовались обода MZ. На кроссовых CZ свои алюминиевые обода, довольно прочные. На модели 472.6 добавился алюминиевый маятник. Ну капролон/полиамид-6 применяется в парах трения. Важна чистота поверхности стали. Такое порой применяют в подвесках эндуро. служить может долго, но боится грязи. Работать может без смазки(особенно маслонаполненный/графитонаполненный). Из недостатков, по сравнению с подшипниками-это больший момент страгивания при повороте. Но он спокойно преодолевается одним пальцем.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (13)
RSS свернуть / развернуть