Блог им. dimag → Грузия, საქართველო, Сакартве́ло! Все ездят в Грузию! (начало)
Захотелось посетить, после многочисленных рассказов о путешествии по…
Но нельзя же просто сесть и поехать! Надо составить план, собрать информацию… Планирование началось в январе 2018 года. Читались отчёты уже побывавших, статьи о Грузии, советы путешественникам, идентифицировались места пребывания, достопримечательностей — и всё сводилось на одну карту, чтобы потом иметь возможность проложить маршрут движения. Попутно обсуждался возможный маршрут и его вариации на форуме мотопутешественников.
В итоге, к августу 2019 года было выделено 3 недели, подготовлен мотоцикл…
24 августа
Вещи в боковые гермомешки и гермобаул, экипировку — на себя. Конь готов
Стартовый пробег готов
В путь!..
Как и в предыдущие поездки, в течении первых 100-200 км проходит волнение и беспокойство, мотор ровно жужжит, в шлеме свистит встречный ветер, мимо пробегают пейзажи и населённые пункты и всё переключается на режим путешествия.
Маршрут проложен не прямо к границе Грузии, поэтому первая промежуточная точка — Казань. Точнее, пригород. Туда и двигаюсь, пересекая административные границы
Вот и цель!
Остановился в мотохостеле. Соседом оказался Рустам из Челябинска, двигающийся в сторону Крыма
Место оказалось обжитым
Пробег за первый день
25 августа
Рано утром — снова в путь. Дороги манят, Грузия зовёт :)
По мере продвижения, лесов становится меньше, горизонт открывается всё шире
Непривычные названия населённых пунктов, странные надписи на придорожных постаментах
Проезжая небольшой населённый пункт, с удивлением заметил обилие военной техники.
Припарковался, пошёл выяснять…
Село Старое Дрожжаное. Не в каждом большом городе найдётся подобная экспозиция.
На выезде — церковь. Издалека — как игрушечная
И снова просторы… из области в область
Бескрайние поля подсолнухов, по мере продвижения на юг, становятся всё более зрелыми.
Пензенская область, Вадинский район, село Большая Лука. Вот почему дорога в Грузию так искривилась :)
Родина моего папы.
Тот самый дом.
Пошатался по улице, удалось пообщаться с соседями… Слово за слово — и нашёлся даже папин одноклассник!
Отправил домой видеопривет от него. Увёз домой видео-обзор села.
Дальше — Нижний Ломов, запланированное место ночёвки.
Пробег
Ночевавший там же дальнобойщик, увидев наклейку «Мотобухта», завёл разговор… слов было много, видимо, в пути не с кем поговорить. Составил примерно 34 варианта маршрута к Верхнему Ларсу, включая попутные фуры и грунтовые дороги.
С его подачи решил не выбираться через Пензу и Саратов на трассу вдоль Волги, а менее оживлёнными дорогами (Башмаково, Борисоглебск) двигаться сразу к Волгограду… Качество асфальта мало беспокоит.
26 августа
С утра красивый завтрак… и в следующий регион :)
Пс-с-с-с… Пацанчег… Семки есть?.. А если найду?
Навигатор чуть заплутал, так как не было загруженных карт Тамбовской области. Зато нашёл памятник «Журавли» перед мостом в пос.Мучкапский
Можно было подняться туда — там тоже несколько экспонатов военной техники
Преодолеваю ещё пару границ…
… после чего навигатор говорит: «Двигайтесь прямо… 368 километров» :D
Видимо, надоело подсказывать, решил отдохнуть.
Двигаюсь прямо, пока не упираюсь
Очередная ночёвка.
27 августа
Режим у меня пермский, а время везде ближе к московскому, поэтому мой день начинается, когда все ещё спят…
Утро в Волгограде
Пакуя вещи на мотоцикл, был атакован стаей местных сторожевых собак.
Чуть не зализали насмерть
Но удалось оторваться. Перейдя границу Волгоградской области, скрылся в степях Калмыкии
Навигатор опять ленится: «прямо 260 км».
И действительно, прямо. Заблудиться или затеряться абсолютно негде.
Заскочил в придорожное кафе. В меню — пельмени, со странной припиской…
У нас это — город в Пермском крае, у них — пельмени.
Берики. Вкусные.
Так прямо и ехал, пока не упёрся в Элисту.
Несколько поворотов по городу — и вновь прямая.
Где-то там, в степи, отметил небольшой юбилей DRчика. Допил газировку :)
Вдоль дороги начинает появляться растительность. Но на направление это никак не влияет. Стрела.
Покидаю Калмыкию, въезжаю в Кабардино-Балкарию.
По пути несколько блок-постов. Игнорируют… На блок-посте «Таллин» тормознули.
Сказали, что у них акция и вручили мороженку.
Пришлось припарковать мотоцикл, снять шлем.
Пообщались, съел мороженое и двинул дальше. Спасибо им большое!
Горизонт перестаёт быть ровным. Уже близко!
Въезжаю во Владикавказ. Ночёвка запланирована здесь.
Вот и домик
Пробег
28 августа
С утра — короткий рывок к границе. Дорога уже давно погнулась, извиваясь между гор.
Пол-часа на пограничные и таможенные формальности — и я в Грузии!
Почти ничего не изменилось, но русские надписи на дорожных указателях сменились английскими и грузинскими, а горы поплотнее обступили дорогу, извивающуюся в сторону Тбилиси.
Первый отворот, ещё не доезжая до Степанцминды — Троицкая церковь, видна на вершине горы
Первый серпантин, первый опыт движения по зигзагообразной дороге… и я на верху!
С горы открывается великолепный вид на расположенное внизу пространство
В Грузию въехал без местной валюты, идти к менялам как-то не хотелось. Была информация, что в Степанцминде после моста на второй улице есть банкомат Либерти-банка. С карты Raiffeisen-банка выдача лари получалась по курсу 23,4 руб + 100 рублей за выдачу.
Недолгий поиск привёл к банкомату. Банкоматы с красной рамкой, внизу справа надпись «365». При движении по улице банкомат будет слева.
Обеспечив себя платёжными ресурсами, двинулся дальше. Село Сно.
Замок Сно. Как-то не впечатлило. Просто не привык ещё к тому, что называется замком… Хотя, история вообще мало интересует, но раз приехал — надо смотреть.
Вторая достопримечательность — каменные лица.
Как я понял, из лежащих на поверхности камней кто-то высек лица/головы.
И ещё какая-то непонятная фигура в стиле Сальвадора Дали
Сфотографировать/запомнить/показать тем, кто не был хочется чуть ли не каждый участок дороги, каждый кусочек маршрута.
Фотографии со смартфона не передают всей красоты и масштабности панорам.
Дальше был отворот к селу Закогори, откуда обещаны шикарные виды на горы, а так же по пути раскинулось озеро Абано.
Но что-то пошло не так… Гугл-карты не знают нормальной дороги, и маршрут я нарисовал по какой-то тропинке… с каждым поворотом по которой дорога становилась всё хуже, а камни всё больше. Решив, что размотаться в одиночку в горах в первый же день визита, без связи будет неправильно, развернулся обратно, удивляясь, как так в Степанцминде джиперы предлагают поездку к Закогори…
Интернета с яндексом пока не было… Не верьте гуглу! :)
Придётся съездить ещё раз.
Там же, у отворота в Закогори, расположена нижняя станция канатной дороги. Встретил мотоколлегу на большом «гусе» из Пензы.
Немного пообщались. У него были планы в дорогу, а мне хотелось всё и сразу, поэтому сел на канатку и поехал вверх.
Можно подняться до промежуточной станции (это дешевле) и до верха. На промежуточной станции — пересадка.
Верхняя станция.
Велосипедист — сотрудник канатки. Видимо, починил свой велосипед, поговорил с коллегами…
Когда я двинулся вниз, он тоже поехал. Своим ходом…
Уклон там, мягко говоря, приличный, а велосипед отнюдь не предназначен для даунхилла, как и экипировка наездника. Но шоу не случилось.
На первых же метрах уклона, обнаружив, что с зажатыми тормозами велосипед всё же юзом едет вниз… :D человек одумался, как-то остановился и пошёл обратно наверх.
Оттуда же, с верхней станции, другая ветка подъёмника уходит, как сказали, в Гудаури.
Из Гудаури наверх можно подняться на мотоцикле. Сначала была мысль заехать, но потом передумал.
Внизу виднелись овцы и мотоциклисты :) Овцы выглядят совершенно бесхозными, бродят где попало (как и коровы). В последний день одну из них сбили на дороге. Две машины с грузинами остановились и, видимо, решали, что с ней делать…
Вернулся к мотоциклу и двинулся дальше… Около одного из пока недействующих тоннелей встретился аналог турецкого Памуккале, только не белого, а ржавого цвета. Люди ходят по натёкам, шлёпают босыми ногами по природным «тазикам» с водой…
Продолжаю двигаться в сторону Тбилиси. Арка дружбы, рядом с которой — стартовая площадка парапланеристов.
Арка с большим панно, балкончиками, с которых открывается непередаваемый вид на окружающие горы. Сверху кружат стаи парапланов.
Панорама панорамы и панорама окружения
Чем дальше, тем сильнее хочется есть… выбрал приглянувшуюся кафешку, остановился.
Первая грузинская хачапури, первый грузинский лимонад. Лимонад просто чрезвычайно вкусный! Хачапури… это не моё.
Речка вдоль дороги незаметно расширилась до размеров большущего водохранилища, логично упирающегося в плотину.
Вода в цвет неба. Жинвальское водохранилище, ГЭС на реке Арагви.
Ниже плотины у дороги, сначала показалось, недостроенная железобетонная колонна с торчащими вверх прутьями арматуры.
Но нет. Это монумент!
Обошёл вокруг, никаких табличек, надписей…
Рядом невзрачный крест.
Нагуглилось, что это памятник "300 арагвинцев"
Дело уже к вечеру, поэтому двинул уже прямо в Тбилиси.
В городе пришлось поплутать. Центр был перекрыт в связи со съёмками «Форсаж 9». Но добрался.
Пробег
Мото-трек только до Верхнего Ларса, российская симка не захотела работать за границей.
Пеший трек (должен совпадать, поскольку я был верхом на мотоцикле +- канатная дорога :))
Остановился в доме на узкой крутой улочке в старом районе города.
Гостеприимная доброжелательная хозяйка, удобства, необходимые и достаточные, чтобы отдохнуть и привести себя в порядок.
Живность для релакса
29 августа
С утра собрался «по гражданке» и двинул в путь, изучать Тбилиси.
Первое, что было нужно — связь :-)
Через любезно предоставленный хозяйкой вайфай нашёл на сайте magticom.ge (русский язык — внизу слева) офисы оператора и пошагал.
Сим-карта стоит 3 лари, тариф «Зеро», почти ничего нет. Пакетом докупается нужный объём интернета. Мне на 15 дней хватило 3 гигабайта — 9 лари. Постить фотографии, чатиться, пользоваться навигацией. Для GPS-трекера хватило и гигабайта за 5 лари. Если будет мало, в личном кабинете на сайте можно купить ещё, оплата банковской картой. Так же покупается пакет минут.
Продолжение истории
Но нельзя же просто сесть и поехать! Надо составить план, собрать информацию… Планирование началось в январе 2018 года. Читались отчёты уже побывавших, статьи о Грузии, советы путешественникам, идентифицировались места пребывания, достопримечательностей — и всё сводилось на одну карту, чтобы потом иметь возможность проложить маршрут движения. Попутно обсуждался возможный маршрут и его вариации на форуме мотопутешественников.
В итоге, к августу 2019 года было выделено 3 недели, подготовлен мотоцикл…
24 августа
Вещи в боковые гермомешки и гермобаул, экипировку — на себя. Конь готов
Стартовый пробег готов
В путь!..
Как и в предыдущие поездки, в течении первых 100-200 км проходит волнение и беспокойство, мотор ровно жужжит, в шлеме свистит встречный ветер, мимо пробегают пейзажи и населённые пункты и всё переключается на режим путешествия.
Маршрут проложен не прямо к границе Грузии, поэтому первая промежуточная точка — Казань. Точнее, пригород. Туда и двигаюсь, пересекая административные границы
Вот и цель!
Остановился в мотохостеле. Соседом оказался Рустам из Челябинска, двигающийся в сторону Крыма
Место оказалось обжитым
Пробег за первый день
25 августа
Рано утром — снова в путь. Дороги манят, Грузия зовёт :)
По мере продвижения, лесов становится меньше, горизонт открывается всё шире
Непривычные названия населённых пунктов, странные надписи на придорожных постаментах
Проезжая небольшой населённый пункт, с удивлением заметил обилие военной техники.
Припарковался, пошёл выяснять…
Село Старое Дрожжаное. Не в каждом большом городе найдётся подобная экспозиция.
На выезде — церковь. Издалека — как игрушечная
И снова просторы… из области в область
Бескрайние поля подсолнухов, по мере продвижения на юг, становятся всё более зрелыми.
Пензенская область, Вадинский район, село Большая Лука. Вот почему дорога в Грузию так искривилась :)
Родина моего папы.
Тот самый дом.
Пошатался по улице, удалось пообщаться с соседями… Слово за слово — и нашёлся даже папин одноклассник!
Отправил домой видеопривет от него. Увёз домой видео-обзор села.
Дальше — Нижний Ломов, запланированное место ночёвки.
Пробег
Ночевавший там же дальнобойщик, увидев наклейку «Мотобухта», завёл разговор… слов было много, видимо, в пути не с кем поговорить. Составил примерно 34 варианта маршрута к Верхнему Ларсу, включая попутные фуры и грунтовые дороги.
С его подачи решил не выбираться через Пензу и Саратов на трассу вдоль Волги, а менее оживлёнными дорогами (Башмаково, Борисоглебск) двигаться сразу к Волгограду… Качество асфальта мало беспокоит.
26 августа
С утра красивый завтрак… и в следующий регион :)
Пс-с-с-с… Пацанчег… Семки есть?.. А если найду?
Навигатор чуть заплутал, так как не было загруженных карт Тамбовской области. Зато нашёл памятник «Журавли» перед мостом в пос.Мучкапский
Можно было подняться туда — там тоже несколько экспонатов военной техники
Преодолеваю ещё пару границ…
… после чего навигатор говорит: «Двигайтесь прямо… 368 километров» :D
Видимо, надоело подсказывать, решил отдохнуть.
Двигаюсь прямо, пока не упираюсь
Очередная ночёвка.
27 августа
Режим у меня пермский, а время везде ближе к московскому, поэтому мой день начинается, когда все ещё спят…
Утро в Волгограде
Пакуя вещи на мотоцикл, был атакован стаей местных сторожевых собак.
Чуть не зализали насмерть
Но удалось оторваться. Перейдя границу Волгоградской области, скрылся в степях Калмыкии
Навигатор опять ленится: «прямо 260 км».
И действительно, прямо. Заблудиться или затеряться абсолютно негде.
Заскочил в придорожное кафе. В меню — пельмени, со странной припиской…
У нас это — город в Пермском крае, у них — пельмени.
Берики. Вкусные.
Так прямо и ехал, пока не упёрся в Элисту.
Несколько поворотов по городу — и вновь прямая.
Где-то там, в степи, отметил небольшой юбилей DRчика. Допил газировку :)
Вдоль дороги начинает появляться растительность. Но на направление это никак не влияет. Стрела.
Покидаю Калмыкию, въезжаю в Кабардино-Балкарию.
По пути несколько блок-постов. Игнорируют… На блок-посте «Таллин» тормознули.
Сказали, что у них акция и вручили мороженку.
Пришлось припарковать мотоцикл, снять шлем.
Пообщались, съел мороженое и двинул дальше. Спасибо им большое!
Горизонт перестаёт быть ровным. Уже близко!
Въезжаю во Владикавказ. Ночёвка запланирована здесь.
Вот и домик
Пробег
28 августа
С утра — короткий рывок к границе. Дорога уже давно погнулась, извиваясь между гор.
Пол-часа на пограничные и таможенные формальности — и я в Грузии!
Почти ничего не изменилось, но русские надписи на дорожных указателях сменились английскими и грузинскими, а горы поплотнее обступили дорогу, извивающуюся в сторону Тбилиси.
Первый отворот, ещё не доезжая до Степанцминды — Троицкая церковь, видна на вершине горы
Первый серпантин, первый опыт движения по зигзагообразной дороге… и я на верху!
С горы открывается великолепный вид на расположенное внизу пространство
В Грузию въехал без местной валюты, идти к менялам как-то не хотелось. Была информация, что в Степанцминде после моста на второй улице есть банкомат Либерти-банка. С карты Raiffeisen-банка выдача лари получалась по курсу 23,4 руб + 100 рублей за выдачу.
Недолгий поиск привёл к банкомату. Банкоматы с красной рамкой, внизу справа надпись «365». При движении по улице банкомат будет слева.
Обеспечив себя платёжными ресурсами, двинулся дальше. Село Сно.
Замок Сно. Как-то не впечатлило. Просто не привык ещё к тому, что называется замком… Хотя, история вообще мало интересует, но раз приехал — надо смотреть.
Вторая достопримечательность — каменные лица.
Как я понял, из лежащих на поверхности камней кто-то высек лица/головы.
И ещё какая-то непонятная фигура в стиле Сальвадора Дали
Сфотографировать/запомнить/показать тем, кто не был хочется чуть ли не каждый участок дороги, каждый кусочек маршрута.
Фотографии со смартфона не передают всей красоты и масштабности панорам.
Дальше был отворот к селу Закогори, откуда обещаны шикарные виды на горы, а так же по пути раскинулось озеро Абано.
Но что-то пошло не так… Гугл-карты не знают нормальной дороги, и маршрут я нарисовал по какой-то тропинке… с каждым поворотом по которой дорога становилась всё хуже, а камни всё больше. Решив, что размотаться в одиночку в горах в первый же день визита, без связи будет неправильно, развернулся обратно, удивляясь, как так в Степанцминде джиперы предлагают поездку к Закогори…
Интернета с яндексом пока не было… Не верьте гуглу! :)
Придётся съездить ещё раз.
Там же, у отворота в Закогори, расположена нижняя станция канатной дороги. Встретил мотоколлегу на большом «гусе» из Пензы.
Немного пообщались. У него были планы в дорогу, а мне хотелось всё и сразу, поэтому сел на канатку и поехал вверх.
Можно подняться до промежуточной станции (это дешевле) и до верха. На промежуточной станции — пересадка.
Верхняя станция.
Велосипедист — сотрудник канатки. Видимо, починил свой велосипед, поговорил с коллегами…
Когда я двинулся вниз, он тоже поехал. Своим ходом…
Уклон там, мягко говоря, приличный, а велосипед отнюдь не предназначен для даунхилла, как и экипировка наездника. Но шоу не случилось.
На первых же метрах уклона, обнаружив, что с зажатыми тормозами велосипед всё же юзом едет вниз… :D человек одумался, как-то остановился и пошёл обратно наверх.
Оттуда же, с верхней станции, другая ветка подъёмника уходит, как сказали, в Гудаури.
Из Гудаури наверх можно подняться на мотоцикле. Сначала была мысль заехать, но потом передумал.
Внизу виднелись овцы и мотоциклисты :) Овцы выглядят совершенно бесхозными, бродят где попало (как и коровы). В последний день одну из них сбили на дороге. Две машины с грузинами остановились и, видимо, решали, что с ней делать…
Вернулся к мотоциклу и двинулся дальше… Около одного из пока недействующих тоннелей встретился аналог турецкого Памуккале, только не белого, а ржавого цвета. Люди ходят по натёкам, шлёпают босыми ногами по природным «тазикам» с водой…
Продолжаю двигаться в сторону Тбилиси. Арка дружбы, рядом с которой — стартовая площадка парапланеристов.
Арка с большим панно, балкончиками, с которых открывается непередаваемый вид на окружающие горы. Сверху кружат стаи парапланов.
Панорама панорамы и панорама окружения
Чем дальше, тем сильнее хочется есть… выбрал приглянувшуюся кафешку, остановился.
Первая грузинская хачапури, первый грузинский лимонад. Лимонад просто чрезвычайно вкусный! Хачапури… это не моё.
Речка вдоль дороги незаметно расширилась до размеров большущего водохранилища, логично упирающегося в плотину.
Вода в цвет неба. Жинвальское водохранилище, ГЭС на реке Арагви.
Ниже плотины у дороги, сначала показалось, недостроенная железобетонная колонна с торчащими вверх прутьями арматуры.
Но нет. Это монумент!
Обошёл вокруг, никаких табличек, надписей…
Рядом невзрачный крест.
Нагуглилось, что это памятник "300 арагвинцев"
Дело уже к вечеру, поэтому двинул уже прямо в Тбилиси.
В городе пришлось поплутать. Центр был перекрыт в связи со съёмками «Форсаж 9». Но добрался.
Пробег
Мото-трек только до Верхнего Ларса, российская симка не захотела работать за границей.
Пеший трек (должен совпадать, поскольку я был верхом на мотоцикле +- канатная дорога :))
Остановился в доме на узкой крутой улочке в старом районе города.
Гостеприимная доброжелательная хозяйка, удобства, необходимые и достаточные, чтобы отдохнуть и привести себя в порядок.
Живность для релакса
29 августа
С утра собрался «по гражданке» и двинул в путь, изучать Тбилиси.
Первое, что было нужно — связь :-)
Через любезно предоставленный хозяйкой вайфай нашёл на сайте magticom.ge (русский язык — внизу слева) офисы оператора и пошагал.
Сим-карта стоит 3 лари, тариф «Зеро», почти ничего нет. Пакетом докупается нужный объём интернета. Мне на 15 дней хватило 3 гигабайта — 9 лари. Постить фотографии, чатиться, пользоваться навигацией. Для GPS-трекера хватило и гигабайта за 5 лари. Если будет мало, в личном кабинете на сайте можно купить ещё, оплата банковской картой. Так же покупается пакет минут.
Продолжение истории
- dimag
- Дмитрий
- 6 октября 2019 в 20:01
- 1
- ?
- Chernomick
- 7 октября 2019 в 8:32
- ↓
Привет, отличный рассказ;). А вот нам удалось в долине Сно немного пообщаться с автором этих скульптур Мерабом Пиранишвили. Оказывается лишь малая часть камней местная, а некоторые приходится привозить из других мест. А самое интересное, что обрабатывает он их с помощью горелки! Может обратил внимание, там такой небольшой вагончик стоит и баллоны кислородные рядом.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернуть