Блог им. GolosBezdoka → 100 очков зацепа от Ника Айнатча [Ride Like A Champion]
Ты станешь ездить лучше за очень короткое время. Это то, что делает тебя чемпионом. Ты не падаешь, ты ездишь вечно, быстро на любом мотоцикле, в любую погоду…
ЧемпСкул.
Ник Инатч говорит, говорит, говорит, говорит, говорит, говорит о держаке.
Привет, я Ник Айнатч, это школа чемпионов Ямаха. Каждому мотоциклисту кого я знаю, будь он гонщиком или эндуристом, ему всегда нужен держак и он хочет знать о нём всё. Новички хотят знать насколько он крепкий, гонщики хотят знать сколько его им доступно. И пару лет назад мы придумали прекрасный способ объяснить зацеп. Допустим, у этой покрышки есть 100% доступного зацепа и она держится изо всех сил. У нас в школе мы стараемся сделать спорт как можно проще. Это сложный спорт, но в то же время и простой. И объяснение зацепа, сцепления — одна из основ этой простоты. Зацеп передней покрышки это попросту тормозное усилие и угол наклона. Из этого передний держак и состоит. Очевидно, у задней это тоже тормозное усилие и угол наклона когда ты в повороте, но нас больше интересует открытие газа при ускорении при выходе из поворота.
Спереди, если нам доступно 100% зацепа, 100 единиц зацепа, если угол наклона 0 градусов, мы смело можем приложить все 100 единиц тормозного усилия и осадить мотоцикл. Если превзойти эти 100 очков то, если это спортбайк, зад оторвётся от земли, или, если это крузер, то передок пойдёт юзом, потому что ты вышел за предел в 100 очков. Когда мы подходим к отметке с которой начинаем закладывать мотоцикл в поворот, нужно плавно компенсировать тормозное усилие углом наклона, это называется управлением торможением. Мы уменьшаем тормозное усилие с увеличением угла наклона. Ощущается это так, ты смело вытормаживаешься и складываешь вилку, сбрасываешь скорость до необходимой когда доходишь до точки входа в поворот и плавно переводишь торможение в очки наклона. Суть проста, удерживая очки торможения, держи и очки наклона. Когда хочешь немного добавить очков наклона, понижай очки торможения. При таком подходе хорошо то, что, если ты идёшь в наклоне, то есть, тебя устраивает степень наклона мотоцикла, хороший радиус, можешь придерживать тормоз и извлекать очки торможения, и когда мотоцикл замедляется, радиус уменьшается, мотоцикл управляется лучше, все дела, это очень хороший взгляд на передний держак. Тормозное усилие против угла наклона.
Сзади же, представим, что это задняя покрышка, при входе в поворот идея ровно та же, это угол наклона против тормозного усилия от заднего тормоза. Но большинство обычно интересует ускорение и зацеп при ускорении, так что посмотрим на это с другой стороны. Когда мы хотим открыть ручку, угол наклона нужно уменьшить. Здесь-то и возникает вопрос, как же оставаться в пределах зацепа покрышки.
Давай обсудим 2 наиболее частых ошибки и что в них неверно с точки зрения зацепа. Итак, есть пилот, который резко хватается за рычаг тормоза. И каждый раз когда он тормозит он выжимает 30 очков. Видно как перед проседает, потом разжимается. А нужно начинать с нуля и наращивать, раз, два, три, так и сделаем. Я покажу. Возможно, мы и дойдём до 30-ти, но дело в скорости, с которой мы до них доберёмся. Видишь, постепенное нажатие работает плавнее, об этом я и говорю. Сначала покрышку нужно нагрузить. Итак, у нас тот же пилот, который думает, что в этом спорте нужно быть резким, точно так же он выжимает 30 очков ручкой газа. Каждый раз, когда он откручивает ручку, он крутит её настолько резко, что, если он сильно наклонится, или при езде в дождь, или при наезде на скользкое место, или на гравий на парковке, или будет на новой резине, нужное подчеркнуть, так вот каждый раз, когда он откручивает ручку и делает это слишком быстро, каждый раз когда он жмёт на тормоз, буквально каждый раз, едет ли он на машине или на велосипеде, каждый раз нажимая на тормоз он подаёт 30 очков. А что стоило бы делать, смотри, вот ручка, едва заметно как я двигаю рукой, но ты слышишь как раскручивается двигатель. Такого открытия достаточно чтобы нагрузить покрышку сохраняя очки угла наклона.
Мотоцикл шумит всё громче, а рука едва шевелится. Именно это тебе и нужно прочувствовать. Ты работаешь плавно, и готовишься к худшему. Как говорят мопехи “мы готовимся к угрозе, готовимся к опасности”. Угроза это когда ты едешь в наклоне в повороте, хоть в это воскресенье, и видишь опасность, машина разворачивается или ещё что-то, ты плавно жмёшь на тормоз и замедляешься в повороте, потому что ты сначала нагружаешь покрышку. Резина расползается по дороге и мотоцикл останавливается. Так что всегда, всякий раз давя на тормоз, жми плавно и постепенно, всякий раз откручивая ручку крути её плавно.
Теперь давай посмотрим что происходит когда пилот хватается за тормоз на 30 очков или резко открывается на 30 очков, число просто для примера. Допустим, при таком угле наклона у пилота всё хорошо, потому что он не заложил глубже 70-ти очков. Так что, если надавить на 30 очков, с передней покрышкой всё в порядке. Пока в порядке. Если резко открыть газ на 30 очков, с задней тоже всё нормально. Но смотри, чем быстрее мы едем и чем сильнее наклоняем, тем вреднее становится эта привычка. 30 очков, 30 очков, 30 очков, 30 очков, 30 очков. И мы упали. Когда хватаемся на тридцатку вот здесь, всё в порядке, поэтому новички, спортсмены после перерыва, пилоты, которые ошибочно полагают, что, чтобы ехать быстрее нужно быть резче, выбросите это из головы. С тормозом нужно вести себя плавно и легко. Потому что, смотри, при таком угле нет проблем с 30-ю очками, но при таком угле, упадёшь ещё до того, как опомнишься. Так что всякий раз когда касаешься тормоза, и всякий раз, когда крутишь ручку помни: сначала загрузи покрышку. Сначала загрузи покрышку. Томми Акино, царство ему небесное, многое нам рассказывал. И он говорил ученикам: “Ребята, одно мгновение на нагрузку, но пружины вилки нагружены, вес переместился вперёд, дай вилке сработать и вернуть вес на заднее колесо”. Да, всего мгновение на загрузку, об этом Томми и говорил, что вместо того, чтобы резко хвататься на 30 очков, лучше слегка коснуться переднего тормоза, нагрузить шину и посмотри как ведёт себя покрышка. Итак, к этому времени Томми уже полностью нагрузил резину, только посмотри, какой у нас теперь зацеп, и насколько он отличается когда ты резко даёшь на 30 очков.
Тот же уровень наклона, но посмотри на держак, вот он дёргает 30 очков, я наклоню её ещё, хватает тридцатку, упал и даже не понял как. А вот мы грузим при том же угле наклона и посмотри на давление, которое выдерживает покрышка, а всё потому, что давим мы постепенно.
Когда плавно жмёшь на рычаг тормоза, вес переносится на вилку, пружины нагружаются, вес передаётся на покрышку и она расплющивается. Когда начинаешь крутить ручку, вес переносится на амортизатор, тот нагружается, давит на заднюю покрышку и та плющится.
Хорошие пилоты потому и хороши, а в этом спорте можно стать чертовски хорошим за очень короткое время, потому что они ездят на резине большей площади, чем те, кто часто бьются. Опытные пилоты начинают тормозить или открывать ручку настолько плавно, что они сначала загружают колесо и только потом заставляют его работать.
Наши военные и пилоты-морские пехотинцы шутят, что ты станешь отличником, мы сделаем тебя отличником. В математике. Это всегда баланс между тормозным усилием и углом наклона, всегда грань между ручкой газа и наклоном. Чтобы заложить в поворот, вот у тебя открыта ручка, и чтобы уменьшить радиус нужно наклонить ещё, и чтобы увеличить наклон ты закрываешь ручку. Нельзя держать ручку открытой и закладывать сильнее, нужно закрывать, потому что у тебя всего 100 очков держака.
Если тормозишь в повороте и мотоцикл идёт по широкой, держи рычаг. Наклонил на 99%, тормозить можешь 1. Я покажу это на практике на мотоцикле. В общем, смысл в этом есть, согласен? Спорт довольно простой. Он очень сложный, но и, как бы простой. Тормозное усилие и угол это твой передний держак. Тормозное усилие и угол это и задний держак при входе в поворот, но нас чаще волнуют ручка и наклон при выходе из поворота.
В общем, из этого держак и состоит. А сейчас, сам как думаешь, можно ли забрасывать мотоцикл в поворот? Если ты до конца карьеры не будешь резко жать на тормоз и резко открывать ручку, значит, можешь резко закладывать. И ты такой “нет, это совсем не так”. Нужно осознать, что лучше наклонять мотоцикл постепенно, вместо того, чтобы бросать его, если наклонять понемногу я смогу понемногу отжимать тормоз. Если я буду перемещаться по седлу плавно и равномерно, я смогу работать ручкой плавнее, потому что мотоцикл не будет дёргаться.
Дело в том, что плавным нужно быть во всём. И не только когда открываешь ручку или начинаешь тормозить, а и когда закладываешь мотоцикл в поворот.
Имеет значение и то, как тормоз отпускать. Мотоцикл в наклоне, передок нагружен, ты входишь в поворот, если бросишь тормоз, колесо разгрузится слишком быстро. Постарайся отжимать тормоз так же плавно, как ты на него нажимал, то есть, первые от нуля до пяти процентов усилия плавные и равномерные, когда ты нагружал покрышку, так и от пяти и до нуля процентов тормозного усилия должны быть плавными, и ты сможешь плавно нагружать резину и плавно её разгружать. И ты станешь тем, кто плавно ездит на любом мотоцикле, на любой резине, на любой дороге, на любом треке и в любую погоду, потому ты научишсья давать сначала немного, а потом до конца. Можно делать это быстро, но не резко.
И вот ты понимаешь, что ключ от спорта в торможении. Оно обеспечивает и скорость и безопасность. Освоив торможение ты станешь быстрее и безопаснее. И когда будешь отрабатывать экстренное торможение, помни, что начальное нажатие нужно чтобы нагрузить пружины в вилке и прижать резину к земле, дальше можешь давить. Не нужно хвататься за тормоз в экстренной обстановке, приучи руки, что сначала нужно нажать легонько чтобы расплющить резину, как я только что рассказал.
Попробуй вот так, можешь сегодня, можешь каждый раз когда выкатываешь мотоцикл из гаража, можешь когда ты в машине, да хоть на велосипеде. Это простое упражнение, называется “зажги стоп-сигнал”. Оно описано на cycleworld.com, автор Ник Айнатч, найди, почитай и ты всё поймёшь. Проделай его в следующий раз когда будешь катать мотоцикл. Может, сегодня вечером, если решишь прохватить, проделай это упражнение перед поездкой. Выполняется оно так: толкай мотоцикл с горящим стоп-сигналом. Иными словами мы прижмём колодки к дискам и включим стопак. Я хочу толкнуть мотоцикл, но я схватил на 10 очков, и я не могу его сдвинуть. Потому что сил только на десятку. К чему мы стремимся, так это научиться тормозить на одно очко. Смотри, мотоцикл катится, когда я жму на 2 очка, 3 очка, 4 очка, он останавливается, теперь 3, 2, одно, теперь ноль, а теперь одно, два, стопак горит, а мотоцикл катится. И когда пойдёшь кататься, может быть даже сегодня, вот досмотришь видео, возьмёшь мотоцикл и потолкай его с горящим стоп-сигналом. Покатай с прижатыми колодками. Если не получается, это потому что ты нажал на 10 очков или схватил на 30-ку. Постарайся прочувствовать 1 очко. И держи подольше. В следующий раз, когда будешь у мотоцикла, или попробуй сейчас, может, сегодня вечером, когда покатишь мотоцикл, включай стопак. Ты станешь ездить лучше за очень короткое время. Это то, что делает тебя чемпионом. Ты не падаешь, ты ездишь вечно, быстро на любом мотоцикле, в любую погоду, именно умение жать на 1 очко, включать стоп-сигнал и при этом катить мотоцикл, таким образом уменьшается радиус, так меняют направление движения, это позволяет тормозить когда мотоцикл в наклоне…
- GolosBezdoka
- 30 августа 2019 в 11:56
- 12
- ?
здесь был ататат
- Anatoliy31
- 30 августа 2019 в 23:26
- ↓
Коротко, доходчиво, таких видосов побольше бы!!! интересно сколько стоит обучение в его школе?))))
интересно сколько стоит обучение в его школе?))))ridelikeachampion.com/champ-day/
600 долларов за однодневное занятие. Мотоцикл школа не дает — приходишь со своим
Для сравнения, однодневное занятие в школе Кейт Кода, если приходишь со своим мотоциклом 440 долларов
superbikeschool.com/schedule/
superbikeschool.com/schedule/
- Moto_rider
- 31 августа 2019 в 11:38
- ↓
Держак держаку рознь. Вопрос на засыпку, это так будет на любой резине?!
- AntonKatenev
- 31 августа 2019 в 22:31
- ↑
- ↓
Все эти методики прекрасно применимы на дороге, это понятно. Но ездить по дороге можно научиться только на дороге, это тоже понятно. Тут нет противоречия. И безусловно очень полезно пройти такую школу.
Если ты на ДОП начнешь ездить на пределе, как на трассе. Жинь твоя будет яркой и короткой. Еще объяснения нужны?
Все эти курсы нужны людям которым надо постоянно работать на грани. И сам курс это просто вводная часть, а дальше только многие часы практики на треке. Если ты думаешь, что один раз посмотрев видео в инете или прочитав умную книжку ты уже почти Росси и все понял… Да уж… Иногда простота, хуже воровства.
Ну а на дороге. Важнее смотреть по сторонам, читать трафик и вести себя предсказуемо, а не вваливать в поворот под коленочку.
Все эти курсы нужны людям которым надо постоянно работать на грани. И сам курс это просто вводная часть, а дальше только многие часы практики на треке. Если ты думаешь, что один раз посмотрев видео в инете или прочитав умную книжку ты уже почти Росси и все понял… Да уж… Иногда простота, хуже воровства.
Ну а на дороге. Важнее смотреть по сторонам, читать трафик и вести себя предсказуемо, а не вваливать в поворот под коленочку.
- elrojomacho
- 1 сентября 2019 в 22:22
- ↑
- ↓
Поставь себе короткую ручку газа — удивишься, насколько быстро научишься плавно газом работать
здесь был ататат
Что произойдёт с мотоциклистом в экстренной ситуации на доп который считает не нужным все эти умения получаемые на джимхане, треке итд.
Ответ; он наложит кучу кирпичей, сделает не правильные действия что приведёт к падению.
Потому-что на ДОП ситуации когда происходит срыв колеса, блокировка переднего не так уж и часты. А на площадке всегда есть возможность отработать до автоматизма, до уровня мышечной памяти и если есть ещё инструктор он всегда подскажет что делаешь не правильно.
А на ДОП об этом рассказывает в очень жёсткой форме автомобиль в который врезается не опытный мотоциклист считающий что все знания он приобретёт на дороге и вся эта фигня на площадке не для него.
Ответ; он наложит кучу кирпичей, сделает не правильные действия что приведёт к падению.
Потому-что на ДОП ситуации когда происходит срыв колеса, блокировка переднего не так уж и часты. А на площадке всегда есть возможность отработать до автоматизма, до уровня мышечной памяти и если есть ещё инструктор он всегда подскажет что делаешь не правильно.
А на ДОП об этом рассказывает в очень жёсткой форме автомобиль в который врезается не опытный мотоциклист считающий что все знания он приобретёт на дороге и вся эта фигня на площадке не для него.
- AntonKatenev
- 1 сентября 2019 в 20:33
- ↑
- ↓
На дороге приобретаются одни навыки, на площадке другие, на треке третьи. Все они важны. И все вполне применимы на ДОП.
Спор какой-то дурацкий.
Спор какой-то дурацкий.
- AntonKatenev
- 1 сентября 2019 в 20:49
- ↑
- ↓
На дороге нужно много навыков, не только навык управления мотоциклом. Я, собственно, об этом. Но управлению конечно лучше учиться на хороших курсах.
Чукача не читатель? Или очередной адепт «посмотрел видео, теперь всё знаю».
Джимхана полезна. Но её полезность ограниченна маневрированием в пробке на скоростях до 40 км/ч, где надо в соседний ряд аккуратно уйти не снеся никому бампер и тд. Дальше уже «поле неизведанного» для адептов.
А на дороге как я уже писал, гораздо важнее умение читать обстановку и не соваться туда, куда не надо. Тогда даже с почти нулевыми навыками вождения мото можно успешно ездить годами. Просто не попадая в ситуации когда нужны какие-то экстренные навыки.
А так заниматься то занимайся. Но чёт я сомневаюсь, что кто-то из тут отписавшихся ездить на трек хотя бы раз в месяц.
Джимхана полезна. Но её полезность ограниченна маневрированием в пробке на скоростях до 40 км/ч, где надо в соседний ряд аккуратно уйти не снеся никому бампер и тд. Дальше уже «поле неизведанного» для адептов.
А на дороге как я уже писал, гораздо важнее умение читать обстановку и не соваться туда, куда не надо. Тогда даже с почти нулевыми навыками вождения мото можно успешно ездить годами. Просто не попадая в ситуации когда нужны какие-то экстренные навыки.
А так заниматься то занимайся. Но чёт я сомневаюсь, что кто-то из тут отписавшихся ездить на трек хотя бы раз в месяц.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (32)
RSS свернуть / развернуть