Блог им. katyania → Путешествие по брусчатке или как Биммер в Прибалтике побывал
День второй и третий. Рига
День первый. Начало пути. Изборск.
Утром встали пораньше, так как нас впереди ждала заграница. Ну а с ней сами знаете, как бывает, то едет, то не едет, не угадаешь.
На российской границе нас встретила милая дотошная девушка.
Точнее сперва она встретила двух пенсионеров, которые выезжали на лето на дачу в Латвию. Их она заставила вытащить все сумки и коробки из машины, которые с трудом туда были запихнуты перед поездкой.
Нас к счастью из кофров вынимать ничего не заставили, обошлись визуальным досмотром содержимого. После чего мы покинули границы нашей родины и въехали в Эстонию.
Как не странно прохождение этой границы мне совсем не запомнилось.
Эстония нас встретила ремонтом дороги. Не успели мы обернуться, как уже въехали в Латвию. На этом ремонт, как и хороший асфальт закончились. Ну, это я на самом деле привередничаю. Может дорога и не очень ровная, но, по крайней мере, без ям, а местами так очень даже приличная.
С пересечением границе увеличилось количество аистов, которые разгуливали по ближайшим полям или кормили птенцов в своих гнездах. Периодически эти птеродактили пролетали так низко над дорогой, что казалось, что сейчас схватит за шиворот и утащит в гнездо, кормить своих деток.
В Латвии мы были в первый раз, поэтому хотелось по дороге в Ригу заехать еще в пару мест, посмотреть на разные замки. Остальное из списка было выкинуто по ряду причин, одной из которых было, то что в экипе при температуре порядка 25 градусов комфортно только ехать на мотоцикле, а стоять и гулять долго совсем не хочется.
Первая наша остановка была запланирована в Рауне, где находятся развалины достаточно известной крепости. Рижские архиепископы, как и наш президент, имели по несколько резиденций в разных городах страны. Здесь была расположена одна из них.
Вбив в навигатор адрес, который показал гугл, оказались на маленькой улочке с огородами. Местные наверно регулярно наблюдают тут заблудшие души. Пришлось выставить точку на карте благодаря визуальному сравнению карты в телефоне и на навигаторе.
Нашли развалины крепости в центре города. Везде таблички типа возможен камнепад, поэтому ограничились внешним осмотром и двинулись дальше.
Заехали в Цесис. Везде пишут крепость-крепость.
К сожалению монах отказался рассказывать где находится подземный ход в замок, поэтому мы обошли кругом со всех сторон, но вход так и не нашли. Наверно плохо искали.
Так как на улице стояла жара, а мы при полном экипе, то решили, что ну его это замок и все остальное, пора в Ригу.
Завели мотоцикл, и тут загорелась лампочка на панели. Что у Биммера «испортилось» без мануала было не определить. Под сиденьем расшифровка, что это значит, есть, но написано все было иероглифами. Мотоцикл-то из Японии. Мы сильно расстроились из-за несправности, но не стоять же тут дальше, поехали. Через какое-то время остановились, завели мотоцикл заново, лампочка погасла. Решили, что раз Биммер готов нас везти, то можно продолжить путешествие. А решать проблемы будем по мере их поступления.
Без приключений плавно въехали в Ригу, которая нас встретила капитальной пробкой. Ну, еще бы приперлись в большой город в час пик, когда все с работы домой едут, да и еще и благодаря нашему навигатору по центральной улице.
А что бывает на центральных улицах в старых городах? Ну конечно брусчатка. Причем она была на мосту. Старый асфальт был снят, о чем свидетельствовали его остатки на стыках моста, а брусчатка продолжала выполнять свои функции дорожного покрытия.
В придачу в Латвии все соблюдают правила дорожного движения. Написано не выезжать на перекресток, если затор. Вот они и не выезжают.
И примерно в течении часа мы наблюдали одну и ту же картину:
включается зеленый, так как за перекрестком затор — мы стоим;
машины за перекрестком начинают двигаться, включается красный — мы стоим;
на освободившееся место поворачивают машины с перпендикулярной улицы и занимают все место за перекрестком;
включается зеленый — мы стоим…
Хорошо если одна машина успевает проскочить по зеленому, и мы чуточку сдвигаемся вперед.
Биммер уже начал перегреваться стоя на одном месте.
Проехав злополучный перекресток мы наконец-то начали двигаться вперед, переехали через Западную Двину и добрались до нашего отельчика.
В нем вроде как еще идет ремонт. В нем вроде все чисто и опрятно, но было устойчивое ощущение, что чего-то не хватает. Например, вай-фай, пароль от которого у нас был, а вот его самого в номере не было, видимо предпочитал жить на балконе между номерами, где и неплохо ловился. Связь в номере тоже задерживаться не хотела, убегала пару раз, пока я пыталась поговорить с ребенком. Но со связью не только в отеле было «не очень». Она и в городе регулярно пропадала, оставляя нас посреди улицы и не давая построить маршрут.
Забросив вещи в номер, мы, недолго думая, отправились на поиски пищи. Зашли в пиццерию. Выбор пал на Латвийскую пиццу. Никогда не угадаете, какая у нее начинка!
Удачно подкрепившись, двинулись в старый город.
Если кому-то интересно почему Рига так называется, то могу привести несколько версий которые попались мне в интернете.
То ли из-за протекающей тут когда-то речки Ридзене,
то ли от древнего ливского слова «ригс», что переводится как «рожь»,
то ли от кушского «рига», что переводится как «излучина»,
то ли от русского зернового амбара (риги),
то ли от нижненемецого «ринге», что значит «канал».
Короче, амбары над рекой в какой-то момент превратились в небольшой, но хорошенький город со своими сложившимися веками легендами.
По легенде, когда-то давным-давно на месте, где сейчас стоит Рига, жил перевозчик через реку по имени Большой Кристап. Росту он был высоченного, около 2,5 метров, и желающих перебраться на тот берег он спокойно переносил на своих могучих плечах. Однажды темной ночью, во время бури, он услышал детский плач, отважно перебрался через реку и нашел брошенного ребенка. Кристап спас малыша и приютил его в своей пещере, утром же ребенок пропал, а перевозчик обнаружил у себя в хижине множество золота. На эти деньги был построен мост через Даугаву и заложено первое здание в городе.
Пока шли через мост устали вздрагивать от звука приближающихся велосипедов. Они тут просто кишат. Причем весь город оборудован велодорожками, им и через дорогу разрешено переезжать, не слезая с велосипеда.
Пока ехали между городами до Риги практически не видели мотоциклистов. С приближением к Риге их количество значительно возросло. Потом уже казалось, что они просто шныряют туда-сюда. Их количество могло сравниться с местными вездесущими велосипедами.
К вечеру казалось что по дороге движутся одни мотоциклы.
А еще местные знают один маленький секрет, как парковаться бесплатно. Мотоцикл можно ставить на тротуаре, если он не мешает проходу. Как все тут и делают.
Эти явно не местные, им за парковку придется заплатить.
В старом городе постепенно ставили галочки, находя те места, которые было нужно найти, те дома, которые хранят местные легенды: дом Черноголовых, Домский собор, церковь Святого Петра…
Исторические здания перемешивались с новостроем из стекла и бетона. Очень старались не посмотреть все за один день, но маленькие улочки закручивали нас так, что мы снова и снова натыкались на что-то интересное.
Интересно, что в Риге три основные церкви украшены именно петушками, не даром Ригу еще называют город Золотых петушков.
Деревянные и металлические петухи венчали крыши рижан еще в конце XIII столетия. По поверью, черти жуть как боятся петушиного пения и стараются обходить те места, где живет эта птица, стороной.
А по ещё одной старинной городской легенде, петухи как-то спасли Ригу от нашествия. Однажды тёмной осенней ночью во время строительства Домского собора на город напали воинственные курши, жители Курляндии. И быть бы городу разграбленным и сожженным, если бы не петухи, закричавшие в ночи и разбудившие стражу. Те подняли на ноги горожан и совместными усилиями отразили набег чужеземцев. После этого случая петушков и стали сажать на самые высокие шпили церквей.
Флюгер на крыше Дома Черноголовых, в котором в свои времена заседали члены старинного объединения молодых холостых иноземных купцов, выполнен, в отличии от остальных, в виде Святого Георгия, борющегося со змеем. И это один из древнейших флюгеров, сохранившийся еще с древних времён. После разбора руин разрушенного в 1941 году прежнего здания его обнаружили среди обломков и вновь водрузили на место.
Памятник бременским музыкантам, дом с трубочистом…
Про этого трубочиста есть очень грустная легенда.
Когда-то давно тут жил богатый рижский купец со своей красавицей-дочкой. Отец боготворил дочь, следил за тем, чтобы та не водила дружбу с кем попало, блюла девичью честь и берегла себя для будущего супруга. Посему поселил купец свою дочь под самой крышей, дабы никто её не видел без позволения отца. Но как-то раз в доме засорились трубы, и суровый отец был вынужден вызвать трубочиста. Пришёл юный красивый парень и во время работы случайно столкнулся на лестнице с красавицей. Между молодыми людьми вспыхнул бурный и страстный роман. Каждую ночь трубочист поднимался по своей лесенке до второго этажа дома, а дальше по веревке, которую спускала для него девушка. Влюбленные проводили вместе целые ночи.
Но однажды купец был разбужен мяуканьем домашних котов. Выглянув в окно, он увидел приставленную лестницу, веревку и всё понял. Схватил он огромные садовые ножницы, затаился у окна, и как только юноша стал спускаться, перерезал веревку! Несчастный юный трубочист рухнул на булыжную мостовую и разбился насмерть на глазах у любимой. Девушка, увидев случившееся, бросилась из окна вслед за ним. И только черные коты радостно урчали, сделав своё черное дело.
С тех пор каждую ночь, ровно в три часа ночи, когда погибли влюбленные, в этом месте раздаётся сдавленный крик юноши, а за ним слышится крик девушки. А затем явственно слышно зловещее урчание двух котов.
Памятник подарен городу городом-побратимом Бременом. Точно такой же памятник установлен в Бремене.
Существует поверье, согласно которому, если потереть нос осла и загадать желание, оно обязательно сбудется. Есть возможность реализовать ещё три желания, потерев носы других животных. Самое сокровенное желание исполняет петух, дотянуться до которого сложнее всего. По другой версии, каждое следующее животное увеличивает шансы на исполнение одного заветного желания.
В Риге есть целая сеть ресторанов «Ежик в тумане». Один мы обнаружили в старом городе, другой неподалеку от отеля, где мы жили.
К вечеру в разных кафе начала играть живая музыка. Только я увидела Дом с собакой и думала двинуться к нему…
Но тут звуки блюза увлекли моего мужа в другую сторону, и мы расположились в большом шатре, слушали блюз, муж пил пиво, а я горячий бальзам.
Дослушав выступление до конца, решили пойти к дому, чтобы оставить на завтра не обследованные места. По пути к дому обнаружили магазин Remi, в котором взяли сыра, колбасы и конечно же местного пива.
Зашли еще в отдел где шпроты продают. Увидели пару туристок из Италии, которые попросили помочь им найти «smoked fish».
Мы их переспросили: «Шпроты». Они отвечают: «No, smoked fish».
Муж внимательно изучил банку со шпротами, убедился, что шпроты и «smoked fish» это одно и то же, и показал на большую полку уставленную шпротами. Все это были «smoked fish».
Мы тоже взяли баночку рижских «smoked fish» к ужину.
По дороге к дому увидели старое здание явно советских времен, подумали что наверно заброшенная гостиница. Как оказалось это серое здание «дома печати», которое сейчас пустует и ждёт перестройки. Интересно как целое здание может оказаться ненужным вне своей эпохи.
На следующий день мы снова отправились на прогулку по старому городу.
Как оказалось в Риге самое лучшее время для прогулок — это утро. Немцев нет. В остальное время толпы немецких туристов наводняют улицы города.
В Риге можно увидеть три здания, которые носят название «Три Брата». В Таллине же есть «Три Сестры». Они чем-то напоминают друг друга. Как братья и сестры вынужденные жить в разных городах.
Внутри зданий сегодня расположен Музей Архитектуры Латвии. Музей маленький, бесплатный. Зато есть шанс побывать внутри настоящего средневекового дома.
Согласно легенде, все три дома построили трое мужчин одного рода, отсюда пошло и название. Самый старый из братьев (правый) построен ещё в 1490 году, а самый молодой, у которого на фасаде висит маска, защищающая от злых духов, в 1718.
Говорят, во внутреннем дворике можно увидеть любопытную лестницу, которая как бы обрывается в воздухе, не достигая земли. По преданию, в одном из домов жил купец, который не любил ходить пешком. Каждый раз, когда он куда-то направлялся, ему подгоняли лошадь, в седло которой он садился прямо со свисающей сверху лестницы.
Пока решали, какую из достопримечательностей лучше посетить, выбор произошел сам собой. Чтобы попасть на концерт органа в Домском соборе, нужно было ждать полчаса. Решили погулять, а потом вернуться. Но дошли до церкви Святого Петра, где можно подняться на смотровую площадку.
Подъем осуществляется на лифте, в котором сидит тетя-лифтер, чтобы выполнять ответственную миссию — кнопку нажимать. Не хотелось бы мне вот так всю жизнь в лифте просидеть. Ей наверно доплачивают за вредность.
Ну, на концерт мы уже естественно не успели. Можно сказать, что сэкономили 2 евро. Вход на органный концерт 10 евро, подняться на смотровую площадку — 9.
Зашли пообедать в Lido, который расположен в старом городе. Не пугайтесь, если при входе все места будут заняты, у них есть большой второй зал, в котором оказалось много свободных мест. Обед нам обошелся в 10 евро, плюс 6 евро за пиво. Причем муж жалел, что взял и салат и гарнир со вторым блюдом, потому что объелся. Стоимость салата зависит от размера тарелки, а не от количества положенного в нее. Когда дошли до кассы, оказалось, что у мужа на большой тарелке столько же сколько у меня на маленькой. Кассир, видимо нас пожалел, пробил одинаково — как за маленькие. В общем — не жадничайте, так как порции большие.
В сквере рядом с Кошкиным домом стоит большой камень с лицом язычника. Это памятник ливам, одному из народов, когда-то населявших территорию средневековой Латвии, родственникам нынешних эстонцев. Но мы его не нашли.
Кстати, по одной из легенд, именно у ливов в 1201 году епископ Альберт выкупил землю под город. Причем весьма своеобразным способом: ливы не хотели отдавать ему много земли, и тогда он попросил совсем чуть-чуть, всего-то в размер с воловью шкуру, лишь для того, чтобы сложить свой товар. Наивные ливы согласились, считая, что без столь малого кусочка земли они не обеднеют. Но Альберт с соплеменниками разрезали воловью шкуру на тонкие полоски, связали из них длинную веревку и огородили ею огромную территорию. На этой земле был построен склад для товаров – первая постройка города Риги.
Здание Малой гильдии похоже на сказочный замок. Рассказывают, что если бродить возле здания поздно ночью, то сквозь стёкла можно увидеть, как по залам Малой гильдии бродит бородатый призрак и неспешно зажигает свечи.
Нашли ту улицу, где Шерлока Холмса снимали.
Вход в дом Холмса на Бейкер стрит, 221b является на самом деле не улицей, а тупиковым закоулочком.
Cтаринный дом по улице Калею (Большая Кузнечная), 45 зовётся в народе не иначе, как Дом с призраками. На входе в здание сохранилась надпись, которая в переводе с немецкого звучит так: «Господня ночь заставляет меня бдить. Иоганн Браун. В год Господень 1739, июня 21 дня». Говорят, жильцы этого дома постоянно жаловались на шум и рассказывали, что видели какие–то тени и «непонятные явления», слышали стуки, вздохи, звон металла и крики.
Рядом с Пороховой башней находятся прорубленные в 1698 году в городской замковой стене знаменитые Шведские ворота, единственные сохранившиеся до наших дней средневековые ворота Риги. Арку при постройке с обеих сторон украсили изображениями львов. Интересно, что лев со стороны города держит в пасти кольцо, а тот, что со стороны казарм, с оскалом. Именно из-за этих львов ворота и прозвали Шведскими, так как это животное является символом Швеции. С воротами связано несколько легенд.
Самая известная – что богатый купец в 1689 году прорубил в своем доме ворота, чтоб обойти городские пошлины на ввоз товаров, и сам начал взимать налог с других желающих воспользоваться его воротами.
Вторая легенда о воротах романтическая: юная девушка бегала каждый вечер за ворота на свидание с шведским солдатом. Но однажды припозднилась (или парня наказали да не пустили в отгул) и попалась сторожам. В средние века за неповиновение и прелюбодеяние карали страшно – девушку замуровали живьем в стену.
Врытые старинные пушки тоже появились не просто так. Город в старые времена был просто переполнен всяческой нечистью. И в какой-то момент горожанам всё это надоело и они решили поставить точку в этом непрекращающемся противостоянии. А в качестве предупреждения начали ставить пушки дулом в землю, как бы предупреждая жителей Преисподней, что, если духи, призраки, привидения и другие жители Ада продолжат вмешиваться в спокойную размеренную жизнь города, то нечисти не поздоровится.
Зашли на местный рынок, полюбовались разнообразными рыбешками, которые тут продаются.
Про рыбу в Риге тоже есть легенда. Правда, про Таллинн ее тоже рассказывают.
Она гласит, что раз в столетие здоровенная рыбина всплывает на поверхность Даугавы и обращается к первому встречному с сакраментальным вопросом: «Готова ли Рига?» Тут главное не оплошать и ответить отрицательно, потому что иначе гигантская тварь поднимет на реке такую волну, что затопит весь город.
Судя по тому, что Рига до сих пор стоит и тонуть не собирается, все случайные прохожие отвечали правильно — и неважно, зная о подвохе или нет. Именно поэтому готова Рига не будет, видимо, никогда.
Вечером прогулялись на местный пляж на берегу Западной Двины.
Интересно, что пароходы в Риге прямо на набережной швартуются.
Купаться, что-то не захотелось, хотя местные вовсю купались.
Рыба к счастью из реки ни какая не выплыла и ни о чем не спрашивала, а то я бы решила, что на солнышке перегрелась.
Погуляли и пошли домой, пить пиво из алкогольного аутлета, в котором мы умудрились разбить бутылку бальзама (денег за нее, кстати, не взяли), с бутербродом из рижских шпрот с рижским ржаным хлебом.
День четвертый. Гора Крестов. Клайпеда.
День первый. Начало пути. Изборск.
Утром встали пораньше, так как нас впереди ждала заграница. Ну а с ней сами знаете, как бывает, то едет, то не едет, не угадаешь.
На российской границе нас встретила милая дотошная девушка.
Точнее сперва она встретила двух пенсионеров, которые выезжали на лето на дачу в Латвию. Их она заставила вытащить все сумки и коробки из машины, которые с трудом туда были запихнуты перед поездкой.
Нас к счастью из кофров вынимать ничего не заставили, обошлись визуальным досмотром содержимого. После чего мы покинули границы нашей родины и въехали в Эстонию.
Как не странно прохождение этой границы мне совсем не запомнилось.
Эстония нас встретила ремонтом дороги. Не успели мы обернуться, как уже въехали в Латвию. На этом ремонт, как и хороший асфальт закончились. Ну, это я на самом деле привередничаю. Может дорога и не очень ровная, но, по крайней мере, без ям, а местами так очень даже приличная.
С пересечением границе увеличилось количество аистов, которые разгуливали по ближайшим полям или кормили птенцов в своих гнездах. Периодически эти птеродактили пролетали так низко над дорогой, что казалось, что сейчас схватит за шиворот и утащит в гнездо, кормить своих деток.
В Латвии мы были в первый раз, поэтому хотелось по дороге в Ригу заехать еще в пару мест, посмотреть на разные замки. Остальное из списка было выкинуто по ряду причин, одной из которых было, то что в экипе при температуре порядка 25 градусов комфортно только ехать на мотоцикле, а стоять и гулять долго совсем не хочется.
Первая наша остановка была запланирована в Рауне, где находятся развалины достаточно известной крепости. Рижские архиепископы, как и наш президент, имели по несколько резиденций в разных городах страны. Здесь была расположена одна из них.
Вбив в навигатор адрес, который показал гугл, оказались на маленькой улочке с огородами. Местные наверно регулярно наблюдают тут заблудшие души. Пришлось выставить точку на карте благодаря визуальному сравнению карты в телефоне и на навигаторе.
В XIII в. Рауна и ее окрестности были завоеваны немецкими рыцарями. В 1262 г. рижский архиепископ Альберт приступил к сооружению в Рауне замка и церкви. Раунский замок был весьма внушительным сооружением; в начале XVI в., при архиепископе Яспере Линде, в нем было устроено красивое помещение с крестовыми сводами. Замок был украшен портретами двадцати четырех ливонских и рижских архиепископов и епископов, начиная с Мейнарда, Бертольда и Альберта и кончая Вильгельмом Бранденбургским.
В течение трех столетий Рауна играла значительную роль в истории Ливонии. Начиная с 1420 г. в Раунском замке зимой, с Михайлова дня до февраля, жили рижские архиепископы со своим двором. Вокруг замка и церкви вскоре выросло местечко, территория которого постепенно растянулась в длину на 4 км — от нынешнего хутора Лоренчи до Мукаускас. Права города Рауна получила в 1590 г.
Нашли развалины крепости в центре города. Везде таблички типа возможен камнепад, поэтому ограничились внешним осмотром и двинулись дальше.
Заехали в Цесис. Везде пишут крепость-крепость.
К сожалению монах отказался рассказывать где находится подземный ход в замок, поэтому мы обошли кругом со всех сторон, но вход так и не нашли. Наверно плохо искали.
Так как на улице стояла жара, а мы при полном экипе, то решили, что ну его это замок и все остальное, пора в Ригу.
Завели мотоцикл, и тут загорелась лампочка на панели. Что у Биммера «испортилось» без мануала было не определить. Под сиденьем расшифровка, что это значит, есть, но написано все было иероглифами. Мотоцикл-то из Японии. Мы сильно расстроились из-за несправности, но не стоять же тут дальше, поехали. Через какое-то время остановились, завели мотоцикл заново, лампочка погасла. Решили, что раз Биммер готов нас везти, то можно продолжить путешествие. А решать проблемы будем по мере их поступления.
Без приключений плавно въехали в Ригу, которая нас встретила капитальной пробкой. Ну, еще бы приперлись в большой город в час пик, когда все с работы домой едут, да и еще и благодаря нашему навигатору по центральной улице.
А что бывает на центральных улицах в старых городах? Ну конечно брусчатка. Причем она была на мосту. Старый асфальт был снят, о чем свидетельствовали его остатки на стыках моста, а брусчатка продолжала выполнять свои функции дорожного покрытия.
В придачу в Латвии все соблюдают правила дорожного движения. Написано не выезжать на перекресток, если затор. Вот они и не выезжают.
И примерно в течении часа мы наблюдали одну и ту же картину:
включается зеленый, так как за перекрестком затор — мы стоим;
машины за перекрестком начинают двигаться, включается красный — мы стоим;
на освободившееся место поворачивают машины с перпендикулярной улицы и занимают все место за перекрестком;
включается зеленый — мы стоим…
Хорошо если одна машина успевает проскочить по зеленому, и мы чуточку сдвигаемся вперед.
Биммер уже начал перегреваться стоя на одном месте.
Проехав злополучный перекресток мы наконец-то начали двигаться вперед, переехали через Западную Двину и добрались до нашего отельчика.
В нем вроде как еще идет ремонт. В нем вроде все чисто и опрятно, но было устойчивое ощущение, что чего-то не хватает. Например, вай-фай, пароль от которого у нас был, а вот его самого в номере не было, видимо предпочитал жить на балконе между номерами, где и неплохо ловился. Связь в номере тоже задерживаться не хотела, убегала пару раз, пока я пыталась поговорить с ребенком. Но со связью не только в отеле было «не очень». Она и в городе регулярно пропадала, оставляя нас посреди улицы и не давая построить маршрут.
Забросив вещи в номер, мы, недолго думая, отправились на поиски пищи. Зашли в пиццерию. Выбор пал на Латвийскую пиццу. Никогда не угадаете, какая у нее начинка!
Удачно подкрепившись, двинулись в старый город.
Если кому-то интересно почему Рига так называется, то могу привести несколько версий которые попались мне в интернете.
То ли из-за протекающей тут когда-то речки Ридзене,
то ли от древнего ливского слова «ригс», что переводится как «рожь»,
то ли от кушского «рига», что переводится как «излучина»,
то ли от русского зернового амбара (риги),
то ли от нижненемецого «ринге», что значит «канал».
Короче, амбары над рекой в какой-то момент превратились в небольшой, но хорошенький город со своими сложившимися веками легендами.
По легенде, когда-то давным-давно на месте, где сейчас стоит Рига, жил перевозчик через реку по имени Большой Кристап. Росту он был высоченного, около 2,5 метров, и желающих перебраться на тот берег он спокойно переносил на своих могучих плечах. Однажды темной ночью, во время бури, он услышал детский плач, отважно перебрался через реку и нашел брошенного ребенка. Кристап спас малыша и приютил его в своей пещере, утром же ребенок пропал, а перевозчик обнаружил у себя в хижине множество золота. На эти деньги был построен мост через Даугаву и заложено первое здание в городе.
Пока шли через мост устали вздрагивать от звука приближающихся велосипедов. Они тут просто кишат. Причем весь город оборудован велодорожками, им и через дорогу разрешено переезжать, не слезая с велосипеда.
Пока ехали между городами до Риги практически не видели мотоциклистов. С приближением к Риге их количество значительно возросло. Потом уже казалось, что они просто шныряют туда-сюда. Их количество могло сравниться с местными вездесущими велосипедами.
К вечеру казалось что по дороге движутся одни мотоциклы.
А еще местные знают один маленький секрет, как парковаться бесплатно. Мотоцикл можно ставить на тротуаре, если он не мешает проходу. Как все тут и делают.
Эти явно не местные, им за парковку придется заплатить.
В старом городе постепенно ставили галочки, находя те места, которые было нужно найти, те дома, которые хранят местные легенды: дом Черноголовых, Домский собор, церковь Святого Петра…
Исторические здания перемешивались с новостроем из стекла и бетона. Очень старались не посмотреть все за один день, но маленькие улочки закручивали нас так, что мы снова и снова натыкались на что-то интересное.
С церковью Святого Петра (Sv. Petera baznica, XII-XIII вв.) с характерной колокольней высотой 123 метра, связана практически мистическая история — неоднократно перестраивавшийся и являвшийся высочайшим в Европе деревянным шпилем (более 120 м), в 1721 году он сгорел от удара молнии — причем тушить пожар помогал не кто иной, как российский император Пётр I. В 1741 году по его же указу шпиль был полностью восстановлен — вместе с характерным для этого торгового города петушком-флюгером на навершии, но 29 июня 1941 года — а это день памяти святого Петра по григорианскому календарю — снаряды германских гаубиц разрушили его полностью, как и большинство прилегающих зданий. Так что имя свое собор получил явно неспроста.
Интересно, что в Риге три основные церкви украшены именно петушками, не даром Ригу еще называют город Золотых петушков.
Деревянные и металлические петухи венчали крыши рижан еще в конце XIII столетия. По поверью, черти жуть как боятся петушиного пения и стараются обходить те места, где живет эта птица, стороной.
А по ещё одной старинной городской легенде, петухи как-то спасли Ригу от нашествия. Однажды тёмной осенней ночью во время строительства Домского собора на город напали воинственные курши, жители Курляндии. И быть бы городу разграбленным и сожженным, если бы не петухи, закричавшие в ночи и разбудившие стражу. Те подняли на ноги горожан и совместными усилиями отразили набег чужеземцев. После этого случая петушков и стали сажать на самые высокие шпили церквей.
Флюгер на крыше Дома Черноголовых, в котором в свои времена заседали члены старинного объединения молодых холостых иноземных купцов, выполнен, в отличии от остальных, в виде Святого Георгия, борющегося со змеем. И это один из древнейших флюгеров, сохранившийся еще с древних времён. После разбора руин разрушенного в 1941 году прежнего здания его обнаружили среди обломков и вновь водрузили на место.
Памятник бременским музыкантам, дом с трубочистом…
Про этого трубочиста есть очень грустная легенда.
Когда-то давно тут жил богатый рижский купец со своей красавицей-дочкой. Отец боготворил дочь, следил за тем, чтобы та не водила дружбу с кем попало, блюла девичью честь и берегла себя для будущего супруга. Посему поселил купец свою дочь под самой крышей, дабы никто её не видел без позволения отца. Но как-то раз в доме засорились трубы, и суровый отец был вынужден вызвать трубочиста. Пришёл юный красивый парень и во время работы случайно столкнулся на лестнице с красавицей. Между молодыми людьми вспыхнул бурный и страстный роман. Каждую ночь трубочист поднимался по своей лесенке до второго этажа дома, а дальше по веревке, которую спускала для него девушка. Влюбленные проводили вместе целые ночи.
Но однажды купец был разбужен мяуканьем домашних котов. Выглянув в окно, он увидел приставленную лестницу, веревку и всё понял. Схватил он огромные садовые ножницы, затаился у окна, и как только юноша стал спускаться, перерезал веревку! Несчастный юный трубочист рухнул на булыжную мостовую и разбился насмерть на глазах у любимой. Девушка, увидев случившееся, бросилась из окна вслед за ним. И только черные коты радостно урчали, сделав своё черное дело.
С тех пор каждую ночь, ровно в три часа ночи, когда погибли влюбленные, в этом месте раздаётся сдавленный крик юноши, а за ним слышится крик девушки. А затем явственно слышно зловещее урчание двух котов.
Памятник подарен городу городом-побратимом Бременом. Точно такой же памятник установлен в Бремене.
Существует поверье, согласно которому, если потереть нос осла и загадать желание, оно обязательно сбудется. Есть возможность реализовать ещё три желания, потерев носы других животных. Самое сокровенное желание исполняет петух, дотянуться до которого сложнее всего. По другой версии, каждое следующее животное увеличивает шансы на исполнение одного заветного желания.
В Риге есть целая сеть ресторанов «Ежик в тумане». Один мы обнаружили в старом городе, другой неподалеку от отеля, где мы жили.
К вечеру в разных кафе начала играть живая музыка. Только я увидела Дом с собакой и думала двинуться к нему…
Но тут звуки блюза увлекли моего мужа в другую сторону, и мы расположились в большом шатре, слушали блюз, муж пил пиво, а я горячий бальзам.
Дослушав выступление до конца, решили пойти к дому, чтобы оставить на завтра не обследованные места. По пути к дому обнаружили магазин Remi, в котором взяли сыра, колбасы и конечно же местного пива.
Зашли еще в отдел где шпроты продают. Увидели пару туристок из Италии, которые попросили помочь им найти «smoked fish».
Мы их переспросили: «Шпроты». Они отвечают: «No, smoked fish».
Муж внимательно изучил банку со шпротами, убедился, что шпроты и «smoked fish» это одно и то же, и показал на большую полку уставленную шпротами. Все это были «smoked fish».
Мы тоже взяли баночку рижских «smoked fish» к ужину.
По дороге к дому увидели старое здание явно советских времен, подумали что наверно заброшенная гостиница. Как оказалось это серое здание «дома печати», которое сейчас пустует и ждёт перестройки. Интересно как целое здание может оказаться ненужным вне своей эпохи.
На следующий день мы снова отправились на прогулку по старому городу.
Как оказалось в Риге самое лучшее время для прогулок — это утро. Немцев нет. В остальное время толпы немецких туристов наводняют улицы города.
В Риге можно увидеть три здания, которые носят название «Три Брата». В Таллине же есть «Три Сестры». Они чем-то напоминают друг друга. Как братья и сестры вынужденные жить в разных городах.
Внутри зданий сегодня расположен Музей Архитектуры Латвии. Музей маленький, бесплатный. Зато есть шанс побывать внутри настоящего средневекового дома.
Согласно легенде, все три дома построили трое мужчин одного рода, отсюда пошло и название. Самый старый из братьев (правый) построен ещё в 1490 году, а самый молодой, у которого на фасаде висит маска, защищающая от злых духов, в 1718.
Говорят, во внутреннем дворике можно увидеть любопытную лестницу, которая как бы обрывается в воздухе, не достигая земли. По преданию, в одном из домов жил купец, который не любил ходить пешком. Каждый раз, когда он куда-то направлялся, ему подгоняли лошадь, в седло которой он садился прямо со свисающей сверху лестницы.
Петух на шпиле Домского собора с одной стороны золотой, а с другой — черного цвета. В старинные времена считалось, что если вдруг петушок поворачивается к городу черным боком, то это значит, что ветры дуют в сторону моря, а значит, парусным кораблям не войти в порт и день для торговли плохой. А если петух смотрит на город золотым бочком, то значит ветер попутный, путь в порт открыт, и торговля обещает быть бойкой. Заходи в порт, иноземный торговец.
Пока решали, какую из достопримечательностей лучше посетить, выбор произошел сам собой. Чтобы попасть на концерт органа в Домском соборе, нужно было ждать полчаса. Решили погулять, а потом вернуться. Но дошли до церкви Святого Петра, где можно подняться на смотровую площадку.
Подъем осуществляется на лифте, в котором сидит тетя-лифтер, чтобы выполнять ответственную миссию — кнопку нажимать. Не хотелось бы мне вот так всю жизнь в лифте просидеть. Ей наверно доплачивают за вредность.
Ну, на концерт мы уже естественно не успели. Можно сказать, что сэкономили 2 евро. Вход на органный концерт 10 евро, подняться на смотровую площадку — 9.
Зашли пообедать в Lido, который расположен в старом городе. Не пугайтесь, если при входе все места будут заняты, у них есть большой второй зал, в котором оказалось много свободных мест. Обед нам обошелся в 10 евро, плюс 6 евро за пиво. Причем муж жалел, что взял и салат и гарнир со вторым блюдом, потому что объелся. Стоимость салата зависит от размера тарелки, а не от количества положенного в нее. Когда дошли до кассы, оказалось, что у мужа на большой тарелке столько же сколько у меня на маленькой. Кассир, видимо нас пожалел, пробил одинаково — как за маленькие. В общем — не жадничайте, так как порции большие.
История «кошкиного дома» стала одной из легенд Старой Риги. Предание гласит, что домом владел зажиточный горожанин, которой рьяно рвался в ряды Рижской торговой гильдии. Когда же ему было отказано, он решил отомстить. Купец заказал две скульптуры черных котов с выгнутыми спинами и разместил их на башнях своего дома хвостами в сторону окон кабинета старейшины гильдии. Против владельца дома начался безуспешный судебный процесс, который тянулся долгие годы. Каждый из судей в приговоре отмечал, кошки — животные свободолюбивые и гуляют, как им вздумается. Однако по прошествии некоторого времени скульптуры на доме все-таки были повернуты в другую сторону.
В сквере рядом с Кошкиным домом стоит большой камень с лицом язычника. Это памятник ливам, одному из народов, когда-то населявших территорию средневековой Латвии, родственникам нынешних эстонцев. Но мы его не нашли.
Кстати, по одной из легенд, именно у ливов в 1201 году епископ Альберт выкупил землю под город. Причем весьма своеобразным способом: ливы не хотели отдавать ему много земли, и тогда он попросил совсем чуть-чуть, всего-то в размер с воловью шкуру, лишь для того, чтобы сложить свой товар. Наивные ливы согласились, считая, что без столь малого кусочка земли они не обеднеют. Но Альберт с соплеменниками разрезали воловью шкуру на тонкие полоски, связали из них длинную веревку и огородили ею огромную территорию. На этой земле был построен склад для товаров – первая постройка города Риги.
Здание Малой гильдии похоже на сказочный замок. Рассказывают, что если бродить возле здания поздно ночью, то сквозь стёкла можно увидеть, как по залам Малой гильдии бродит бородатый призрак и неспешно зажигает свечи.
Нашли ту улицу, где Шерлока Холмса снимали.
Вход в дом Холмса на Бейкер стрит, 221b является на самом деле не улицей, а тупиковым закоулочком.
Cтаринный дом по улице Калею (Большая Кузнечная), 45 зовётся в народе не иначе, как Дом с призраками. На входе в здание сохранилась надпись, которая в переводе с немецкого звучит так: «Господня ночь заставляет меня бдить. Иоганн Браун. В год Господень 1739, июня 21 дня». Говорят, жильцы этого дома постоянно жаловались на шум и рассказывали, что видели какие–то тени и «непонятные явления», слышали стуки, вздохи, звон металла и крики.
А в XIX веке раз в год все жильцы вообще уходили на одну ночь из этого дома. Ибо ежегодно накануне лютеранского дня покаяния и молитвы здесь проходила оргия потусторонних сил. Все успокоилось лишь после очистки дома молитвой, проделанной сильным священником.
Много раз в стенах этого дома находили человеческие скелеты. В середине XIX века во время ремонта подвала здесь была открыта обширная полукруглая ниша, а в ней два скелета, закованные в цепи. На первом этаже в потолок зачем-то были вмонтированы два больших железных кольца. Существует предание, что в этом доме пытали людей.
В 1925 году во время строительных работ в здании были обнаружены ещё скелеты людей, замурованных стоя в узкой стенной нише. Тогда же киркой выбили из стены камень с продолговатым грубым изображением, напоминающим рыбу. Возле хвоста «рыбы» можно еле–еле разобрать что–то вроде рисунка человеческой головы, но никто не смог установить, кому принадлежала жуткая гробница.
В подвале дома до сих пор видны следы замурованных проходов, и в старину один из жильцов будто бы рассказывал, что когда–то из этого здания во все четыре стороны шли подземные коридоры.
Рядом с Пороховой башней находятся прорубленные в 1698 году в городской замковой стене знаменитые Шведские ворота, единственные сохранившиеся до наших дней средневековые ворота Риги. Арку при постройке с обеих сторон украсили изображениями львов. Интересно, что лев со стороны города держит в пасти кольцо, а тот, что со стороны казарм, с оскалом. Именно из-за этих львов ворота и прозвали Шведскими, так как это животное является символом Швеции. С воротами связано несколько легенд.
Самая известная – что богатый купец в 1689 году прорубил в своем доме ворота, чтоб обойти городские пошлины на ввоз товаров, и сам начал взимать налог с других желающих воспользоваться его воротами.
Вторая легенда о воротах романтическая: юная девушка бегала каждый вечер за ворота на свидание с шведским солдатом. Но однажды припозднилась (или парня наказали да не пустили в отгул) и попалась сторожам. В средние века за неповиновение и прелюбодеяние карали страшно – девушку замуровали живьем в стену.
Врытые старинные пушки тоже появились не просто так. Город в старые времена был просто переполнен всяческой нечистью. И в какой-то момент горожанам всё это надоело и они решили поставить точку в этом непрекращающемся противостоянии. А в качестве предупреждения начали ставить пушки дулом в землю, как бы предупреждая жителей Преисподней, что, если духи, призраки, привидения и другие жители Ада продолжат вмешиваться в спокойную размеренную жизнь города, то нечисти не поздоровится.
И как-то ранним апрельским утром рижские пушки дали свой первый залп по Преисподней. Как свидетельствовали очевидцы, церковь Екаба качнулась и колокола её зазвенели. С крыш поползла черепица. Когда пороховой дым рассеялся, рижане увидали гигантские водовороты – знаменитые подземные ходы под Даугавой обрушились, и вода устремилась в образовавшиеся пустоты. Ликованию горожан не было предела: не многие надеялись остаться в живых после гигантского взрыва.
Несколько пушек, правда, разорвало, но пострадавших не оказалось. Глубокие дыры свидетельствовали о том, что снаряды достигли своей цели. Не родился ещё тот Данте, чтобы описать творившееся в царстве Вельзевула. Грешники слетели с кругов своих, как подвыпившие с карусели. На обитателей Преисподней сквозь отверстия в своде подземелья ринулся дневной свет. То был свет Риги! Никогда ещё Ад не терпел столь дерзостного поражения!!! И по истечению краткого времени тринадцатого числа, в полнолуние на условиях горожан был подписан мирный договор, скреплённый тремя каплями щучьей крови. Зловещие призраки навсегда покинули улицы Риги, и лишь иногда, в ненастную ночь, из обгорелых окон заброшенных домов до сих пор слышны странные звуки.
Зашли на местный рынок, полюбовались разнообразными рыбешками, которые тут продаются.
Про рыбу в Риге тоже есть легенда. Правда, про Таллинн ее тоже рассказывают.
Она гласит, что раз в столетие здоровенная рыбина всплывает на поверхность Даугавы и обращается к первому встречному с сакраментальным вопросом: «Готова ли Рига?» Тут главное не оплошать и ответить отрицательно, потому что иначе гигантская тварь поднимет на реке такую волну, что затопит весь город.
Судя по тому, что Рига до сих пор стоит и тонуть не собирается, все случайные прохожие отвечали правильно — и неважно, зная о подвохе или нет. Именно поэтому готова Рига не будет, видимо, никогда.
Вечером прогулялись на местный пляж на берегу Западной Двины.
Интересно, что пароходы в Риге прямо на набережной швартуются.
Купаться, что-то не захотелось, хотя местные вовсю купались.
Рыба к счастью из реки ни какая не выплыла и ни о чем не спрашивала, а то я бы решила, что на солнышке перегрелась.
Погуляли и пошли домой, пить пиво из алкогольного аутлета, в котором мы умудрились разбить бутылку бальзама (денег за нее, кстати, не взяли), с бутербродом из рижских шпрот с рижским ржаным хлебом.
День четвертый. Гора Крестов. Клайпеда.
- katyania
- Екатерина
- 6 июля 2019 в 10:33
- 1
- ?
- Kostas1967
- 8 июля 2019 в 15:37
- ↓
Мимо вашей гостишки проходил, вижу Питерский мот стоит, спросил на bmwclubmoto чей, но так и не получил ответа…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернуть