Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 3887 | Постов: 1907

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Пробег Ижевск-Атлантика на Иж Юпитер 2 в честь 130-ти летия П.В. Можарова. От Прибалтики до Берлина. (часть 3)

Весьма быстро промчавшись по Эстонии въезжаем в Латвию. Погода радует, мотор тоже, а что там по маршруту? Направляем колёса мотоцикла по направлению к столице этой страны – Риге. Внезапно над нами сгущаются тучи, холодает… Наверное это погода сжалилась над нашим двигателем – ведь везде в ЕС придётся заправляться 95-ым бензином, т.к. 92-ой попросту отсутствует на колонках. Напомню, что наш Иж рассчитан на 66-ой бензин, и даже в в те года инженеры ИЖМАШа отмечали, что двигатель Ю2 получился весьма теплонапряжённым.


Вечером Юпитер на неведомом ему ранее сорте бензина благополучно доставляет нас в Ригу. Пожалуй, нет смысла описывать стандартный список достопримечательностей: во-первых, всё-таки мы все с вами мотоциклисты, и интересовать нас будет в первую очередь мотоциклы (ну и природа), а во-вторых, красивые фотографии города желающие всегда смогут найти в интернете. Нас будет интересовать мотоциклетная история города Рига, а она весьма богатая, можно даже позавидовать.

Начнём с того, что именно Рига – родина российских мотоциклов и автомобилей. Именно здесь, в 1902 на фабрике Лейтнера начался выпуск мотоциклов «Россия», а позже автомобилей Руссо-балт, и лишь после этого появилась фирма, выпускающая мотоциклы в Москве (Moto-Reve-Dux). Дороговизна, сложность обслуживания, малоприменимость (дорог то не было!) конечно же не дали распространения транспорту в то время, поэтому их влияние на моторизацию страны было ничтожным. Но несмотря на это в Петербурге тех годов проводились гонки на модных в то время трайках, выпускавшихся на заводе Лейтнера. С началом первой мировой войны руководство страны ощутит недостаток техники, и мотоциклы будут в большом количестве закуплены зарубежом.

До конца Второй Мировой войны производства мотоциклов в Риге не было, зато был велозавод, а это, как мы знаем, плацдарм для выпуска лёгких мотоциклов. И вот в 1958 году появляется мотовелосипед Рига с двигателем Д-4, и в 1960 начинается их серийный выпуску совместно с двухскоростным мопедом Рига-1. Так началось время всем известных и любимых многими мопедов «Рига». Увы, после распада СССР, этот завод, как и многие другие мотоциклетные на территории бывшего Союза, находился в тяжёлом экономическом состоянии, и был закрыт в 1998 году.

Самое время увидеть корпус завода. Внутрь не полезли – мы первый день в стране по Шенгенской визе, не стоит сразу же оказываться в полиции. Сейчас здание стоит заброшенным, хотя находится по сути в центре города. Кто знает, быть может когда-нибудь здесь вновь возродится производство транспортных средств?.. Даже удивительно, что здесь ещё нет ТЦ или офисного центра, как это случилось, например, с ижевским мотоциклетным заводом. На этом завершим минутку грусти.

На этом мотоциклетная история Риги ни разу не заканчивается. Прибалтика – это регион с большим количеством шоссейно-кольцевых трасс, потому именно сюда везли всю спортивную технику, в том числе Иж-Ш-12 и другие кольцевики. Да, выдающихся характеристик там не было, это были мотоциклы для «внутрисоюзных» соревнований. Но оттого здесь сохранились эти экземпляры, вызывающие немалый интерес.

Вообще отношение прибалтов к ретро-технике очень радует. Складывается ощущение о том, что именно они первыми в Союзе прониклись к ней любовью, об этом говорит большое количество тематических фестивалей, коллекций да и вообще история появления одного из интереснейших музеев техники – Рижского мотор-музея.

Сам музей находится около шоссейно-кольцевой трассы, на которой до сих пор иногда проходят соответствующие мероприятия – есть участки для самых разнообразных типов гонок.

Не буду долго мучать рассказами о коллекции, скажу лишь что она очень крутая! Многие экспонаты частные, на ходу. Большая часть – это автомобили (есть Руссо-Балт!!!), мотоциклы, в основном, всем хорошо знакомые. Интересная сторона музея – демонстрация советского быта, что позволяет лучше окунуться в эпоху этой техники. Больше всего запомнилась советская техника для кольцевых гонок, например «Эстония-5» с двигателем от Юпитера, гоночный ЗИЛ, и т.д.




Пора вернуться на трассу, кстати, пару слов о дорогах. Странно, но как только пересекаешь границу, небольшие дороги становятся ещё меньше, в частности уже. То же самое мы встречали и других странах, всё-таки Россия – щедрая душа, если речь идёт о ширине дороги (пока Вы не съехали на какую-нибудь узкоколейку :-). Даже наша скромная двухполоска вдали от федералки – хайвей по сравнению с маленькими дорожками некоторых стран (особенно Польши). Нет, конечно, объездная Риги, дороги в больших городах, автомагистрали – всё это вполне масштабно. Но не маленькие дороги между небольшими населёнными пунктами. А может быть мне просто показалось, кто знает. Отмечу, что в эту поездку мы целенаправленно избегали автобанов и крупных дорог.

По этим небольшим дорожкам мы прибыли в Елгаву (где раньше делали РАФики) к Марцишу – мотопутешественнику, президенту клуба, отцу двоих детей и просто хорошему человеку. Любимый снаряд путешествий – голда с коляской на газу, зимой ездил на Нордкапп на Юпитер-5. В общем было о чём поболтать!

После Риги наш путь лежал в Литву, небольшой городок Тельщяй к нашим друзьям. Небо снова предрекало дождь, и вот после границы с Литвой именно в него мы и въехали, а дальше в сопровождении дождя в Шауляй – поглазеть на фабрику производившую двигатели для мопедов. Сейчас она называется Baltik Vairas и производит велосипеды.


И вот нас встречает Тельщяй, где женились наши друзья (конечно же, на мотоцикле М72 1942 года). Когда мы заезжали к ним в предыдущий раз – был юбилей отца семейства. Не жизнь, а праздник :-) Прокатился и на М72, подумал: «Мммм, какая жёсткая коляска», а потом вспомнил что подвески там напрочь нет. На следующий день – снова в путь!




Дороги не загружены, едется легко и приятно, дождь ненадолго нас отпустил… Едем в Калининград, по пути до границы думая о том, что не успели сделать в Прибалтике – найти НАТИ-А-750, один из дюжины мотоциклов, разработанных и сделанных в 1933 году на мотозаводе в Ижевске лично под руководством Петра Владимировича Можарова. Официально известно об одном оставшемся экземпляре, который в 90-е выкупил литовский коллекционер. По ошибке мне казалось, что находится мотоцикл в музее около Тельщяя (как гласит реклама: самый большой музей мотоциклов в Прибалтике), но там его не обнаружилось.

Если кто не знает – в Ижевске при строительстве мотозавода хотели выпускать НАТИ-А-750 – тяжёлый мотоцикл класса 750 см3, нижневальный V-twin. Но согласно директивам сверху передали производство в Подольск, где мотоцикл получил имя ПМЗ-А-750. Не так давно «внезапно» стали всплывать НАТИ в коллекциях, но как сказал один человек: «Если хочешь, чтобы ПМЗ стал дороже в 10 раз, поставь табличку НАТИ».


Мысли мыслями, а дорога постепенно приводит нас к мосту к городу Советск. Никогда ещё не были в Калининграде, интересно, как там? Очередь на литовской границе проходим мгновенно, мост, г. Советск… Ух ты!

Обычно граница находится где-то в полях, ну или хотя бы вблизи деревень. Здесь же из-за расположения граница прямо в одном из районов города. Вокруг ездят машины, ходят люди, а мы… за решёткой проходим паспортный контроль  Увы, сфотографировать по понятным причинам не получилось.

К слову об ощущениях «за решёткой». Пограничники пошли нам «навстречу», устроив такой допрос с пристрастием, что не хотели нас пускать в область (напомню, я законопослушный гражданин РФ!), так как не очень понятно зачем мы туда едем. Потеряли на это часа 3-4. За это время успела произойти пересменка, поэтому нас проверили несколько раз. После этих допросов хотелось лично подойти и высказать каждому что я о них думаю, но благо я еду на Иже! Я просто завёл мотоцикл, и продолжал им дымить на КПП, хоть бензина и было мало. Двухтактники рулят!

Как только открылись ворота границы – с рёвом стартуем, пока погранцы снова не передумали, и скорее едем до заправки – ведь в РФ бензин гораздо дешевле, поэтому ехали практически на парах в баке :-)

Уже стемнело, но предстоит преодолеть ещё около 70-ти километров до Калининграда – нас там ждут ребята из клуба Others MC. Время и дорога пролетает быстро и незаметно, на горизонте появляются машущие человечки в шлемах на стеле Калининград. Мы прибыли!

Стартуем в клаб-хаус, где был пир горой, ведь сегодня прибыли не только мы – вернулся с путешествия один из членов клуба. Ну а что, больше событий – больше радости!

Что-то не нравится в работе мотоцикла, немного перенастраиваю карбюратор, кажется поехал лучше. Кто же знал, что надо глубже смотреть, но об этом – позже. На следующий день с нами, в буквальном смысле, нянчился Михаил, показывая всё вокруг. Решили, что экскурсия из серии «вот красивый домик, а вот ещё» — несильно захватывающая, потому поехали в г. Балтийск на место старта пробега «Волна Памяти» — самую западную точку России (идеологически, не географически :-) )


Погода, как мы поняли, была вполне типична для Калининграда – морось. Но в море покупались, даже видели маленькие кусочки янтаря. Почему бы теперь не поглазеть на кораблики? Всё-таки самое интересное области находится не в её столице.
Ну не могли мы не сфоткаться около этого магазина, пусть у нас и Ю2. Но всем владельцам ПС – сделать обязательно.

Я не знаю как описать всё то гостеприимство, с которым нас приняли, но пора уже и выдвигаться в путь. Михаил решает нас проводить до границы показав по пути замок «Бальга», где они проводят обряд посвящения в члены клуба. Сам замок расположен в лесу и к нему ведёт живописная дорога.

Дабы сделать нашу дорогу интересной, погода решила организовать такой ливень, чтобы не было видно даже впереди идущий мотоцикл. В итоге скорость значительно упала, да и вымокли мы знатно. Напросились обратно в клаб-хаус, очень надеясь, что ещё несильно всех задолбали :-)




А вот следующий день уже радовал стабильной солнечной погодой! Быстро добрались до границы, и попрощались. Правда снова опасались допроса на российской стороне, и вопросов о технике на стороне Польши.

В итоге российскую проскочили мгновенно, а в Польше лишь спросили куда мы едем, а по поводу мотоцикла… Вышел пограничник, и сказал, что у него тоже был Иж, только с переключением на баке. И всё. Вперёд!

Сегодня нас ждёт Роберт из г. Мястко – любитель мотоциклов MZ, польских мопедов да и вообще мотопутешественник. А поскольку граница время не отняла, решаем по пути заскочить в Гданьск – готов поспорить, что за свою 50-ти летнюю жизнь Иж там точно не бывал, надо хоть ему город показать. Мы в общем-то, тоже там были впервые.



Темнеет, но уверенно едем до назначенного пункта, начинается очень холмистая местность и вдруг… глохнем. Кончился бензин. Странно, его должно было хватит ещё минимум на 70 км. Как позже оказалось – по непонятным (на то время) причинам расход топлива вырос с 5,5 литров до 9-ти. Резерва у нас нет, полторашку кинуть в коляску тоже не догадались. Да, вот такие мы неподготовленные :-)

Начинаем ночью на абсолютно тёмной трассе тормозить машины. На польско-украинско-русском пытаемся объяснить, что кончился бензин. Ближайшая заправка недалеко, но уже (о боже!) 10 часов вечера, и она закрыта. К счастью бензин вскоре нашёлся, и вот нас уже встречает Роберт.

Весь следующий день прокатали Роберта в коляске, посетив его родственников на далёком хуторе. Английский из всех знал только Роберт, но общению это не помешало – славяне и так друг друга поймут :-)




Итак, старт на Берлин. Целенаправленно отмечаем дорогу не по автобанам – по сайту курвигер. Заправка по GPS через 30 км – нам хватит. Дороги очень маленькие и живописные, не замечаю, как проезжаю по ним 50 км. Такс, а где заправка? Оказывается навигатор любит врать, если в него загрузить трек gpx, и показывает просто расстояние напрямую, а вообще не по дорогам. Заправка была в другой стороне.

В режиме «суперэконом» выезжаем на большую дорогу, дабы добраться до заправки, но за 5 км до неё бензин всё же заканчивается. Большая дорога – это про поток машин, а не про ширину проезжей части, обочина же, судя по всему, отсутствует как класс.

До заправки едем на тросу, ну всё, теперь будем заправляться чаще! Зато расход стабилизировался на уровне 5,5-6 литров.

Возвращаемся на маленькие дорожки, которые вели нас через НАТОвский полигон. К счастью нас никто не задержал.

К вечеру вблизи границы Германии замечаю, что колесо коляски накачано очень слабо. Зажевало камеру из-за низкопрофильной покрышки. Пока менял колесо подъехали мотоциклисты из Dead Orange Rockers, мы уже приготовили свои знания английского и польского, а в итоге с нами заговорили на чистом русском. Оказалось польские спецназовцы в совершенстве владеют английский и русским.

Перед мостом через Одру (граница с Германией) стоит полицеский авто. Не пограничники. Оказывается, что мост закрыт, и через него только пешком. Ближайший объезд – через Щецин в 70-ти километрах от нас. С нашей скоростью не вариант. Войдя в положение, нам говорят следующее: «Сходите проверьте, нет ли на той стороне немецкой полиции, и если нет, то проезжайте по пешеходному. Смарт там вроде бы пролазит». Пролезли.

Чем же нас встретила Германия, и чем она нас всё время сопровождала? Ремонтами дорог. А если уж дорога ремонтируется, то грех её не закрыть и послать всех в объезд с критичным для нас крюком по километражу. Не помню и дня, чтобы не пришлось искать объезд.

В два часа ночи прибываем в Берлин. Мы это сделали! Колёса Ижа топчут берлинский асфальт (местами не так сильно отличающийся от ижевского). И пусть до Миттвайды, нашей кульминационной точке, ещё несколько сот километров всё равно мы были рады. Уже рукой подать, а в Берлине мы повидаемся с нашим другом Инго, приезжавшем на Урале в Ижевск в 2016 году по пути на Байкал (подробнее о нём: можно почитать вот здесь). Ну а теперь – отдыхать :-) Впереди — исследование немецких дорог мотоциклом Иж!



P.S. Извиняюсь, что так долго ничего не выкладывал! Совсем совсем не было времени, обещаю исправиться :-)
  • KirilllenKirilllen
  • Кирилл
  • 28 февраля в 1:18
  • 3
  • ?

Комментарии (25)

RSS свернуть / развернуть
+3
Cat_Behemoth
Замечательно, очень позитивно.
+2
Kirilllen
Спасибо!
+3
dim07
Молодцы!!! Но все время наступать на одни и те же грабли могут только сильно увлечённые люди!))) Купи канистру!)
+2
Kirilllen
Спасибо! Канистра дома лежит, как всегда собирался в последний момент, и не сделал крепёжку :-)
+2
capitan_amer
Ну наконец-то.
Я то думал, что не дождусь
Спасибо!
+2
Kirilllen
Очень надеюсь, что следующие части получится сделать в скором времени. Вроде бы наплыв дел спадает :-)
+1
capitan_amer
А собственно где Париж? Где продолжение путешествия? Только начал читать, и всё конец
+5
Kirilllen
Когда писал, думал: «Кто вообще в здравом уме будет читать 4 страницы А4 10-ым шрифтом?», а сейчас тоже кажется, что надо было дальше писать — фотографии хорошо разбавляют текст.
+2
TR2N
Еще как надо! Путешествие — огонь)
+3
MasterDja
Спасибо! Жду продолжения! За колясыч и иж всегда +
+1
DriverXX
Очень позитивно! Плюсанул.
0
Kopcheny
Технический вопрос нуба: сорта бензина с разным октановым числом отличаются не только им, но и теплотворностью?

Почему двигатель, рассчитанный на 66ой (низкая степень сжатия, насколько я понимаю) должен перегреваться на более высокооктановом?
+2
capitan_amer
Нет, теплотворной способностью не отличаются.
Но, бензин с более высоким октановым числом может гореть медленнее и от этого двигатель может перегреваться, особенно склонные к перегреву двухцилиндровые моторы юпитеров
0
Kopcheny
Почему двигатель может перегреться, если смесь горит медленнее? Печка горячее не станет, если то же самое количество дров по одному закладывать.
0
DriverXX
Октановое число обозначает стойкость к детонации. Чем в более сложных условиях (жара, нагрузки) будет работать мотор, тем сильнее будет склонность топлива к самовоспламенению. Поэтому у топлива с более высоким числом стойкость к самовоспламенению выше, что исключает детонацию и он горит равномернее…
То есть двухтактник почувствует себя намного легче. Нынешние нормы подогнаны под современные моторы с высокой степенью сжатия, поэтому на заправках не встретить 76 или 82 бензин, он просто никому не нужен.
0
Kopcheny
т.е. у смеси с бензином с низким октановым числом чаще случается самопроизвольное воспламенение?
0
DriverXX
Конечно. Ни разу не было, что машина или мот еще пару минут стоят выключенные и мотор не может заглохнуть?
0
Kopcheny
Неа, только у старых дизелей видел, у которых из-за разбитой поршневой масло из картера забрасывается в цилиндр. Да и то только на ютубе :)
0
DriverXX
Вот тут очень хорошо показан процесс.

0
Kopcheny
Спасибо, но все равно не совсем понятно, почему это должно приводить к перегреву. Сжигается то же количество смеси, только слегка раньше. Выделяется то же самое количество тепла.
0
Kirilllen
Почему-то мне казалось, что теплотворная способность 95-го бензина больше, чем 66-го. Может быть я ошибаюсь, и этот миф рождён теми людьми, которые не регулируют зажигание при переходе на высокооктановый бензин, в итоге КПД теряется, и бензина приходится больше сжигать, чтобы ехать так же. Но это всё имхо. На истину не претендую :-)
0
Kirilllen
Вспомнил, опытным путём как-то установили, что Урал хорошо работает на 14-ых свечах на 80-м бензине, но возникает калильное зажигание на 92-ом на этих же свечах. То есть 92-ой бензин нагрел свечи сильнее, поэтому решили, что теплотворная способность больше. При установке 17-ых свечей калильного зажигания не было
+3
Som-oz
Вы молодцы, спасибо за рассказ, жду продолжения! Про рижский Мотормузей подпишусь под каждым словом, он великолепен.
+1
vasteed
великолепно! а желтый флаг с Можаровым-кто придумал? молодцы! готовый символ.
+1
shapik
Ждем-с следующую часть. Интересно пишешь. Ну и +++ за Ижевский колясыч. У меня ИЖ-56 и Юпитер-5 с БП. К ижакам особая любовь, первый мотоцикл!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Пробег Ижевск-Атлантика на Иж Юпитер 2 в честь 130-ти летия П.В. Можарова. От Прибалтики до Берлина. (часть 3)