Блог им. freeezzzz → Путь в край: Москва - Лиссабон и обратно. Часть два.
Сегодня утро субботы, после рабочего дня, отправки родных авиасообщением к родственникам, беспокойной ночи с от силы тремя часами сна и я снова на ногах. Передо мной слабый план выехать в три ночи, так как прогноз погоды дождливый и хочется проскочить, но сейчас уже три ночи, завтрак только впереди.
Я принял душ, поел смастыренным на скорую завтраком и взяв с собой два рюкзака вышел из дома. Котэ обзавелся коммандой снова, а я не спешил, страх не позволял. Сегодня, если таможня пустит, мне ночевать в Риге. Закину-ка я багаж по-аккуратнее. А погода то радует, сухо!
Сняв одометр для памяти, я начал свой мототрип.
По плану сегодня около тысячи километров пути. Хорошо, что я забронировал отель заранее.
Почти в игривом ритме я выскочил в 4 с чем-то утра на уже загруженный МКАД. Здесь не было плана и желания куда-то спешить, старался не ехать быстрее 120-140, но кто-то скоро сел на хвосты и принялся мигать. Я ехал в левой полосе и было очевидно, что я ему мешаю. Я сдвинулся, как обычно и опережающий пошел под стабильные 180. Как обычно же, я прицепился за ним. Тачка психовала, нервничала, играла в шашки для сохранения позиции. Я же шел ровно и спокойно, ничуть не отставая. И лишь перед замечанием навигатора, что пора сворачивать, тачка куда-то съехала, а ко мне вернулся страх и я замедлился. Сегодня путь по М9, по этой трассе я еще не ездил.
Трасса встретила свободой, четырьмя полосами и скукой. Тут не было психов, кого бы я мог взять в оборот. Тут не было мотоциклистов и скорость я избрал из предыдущего мототура в 80 примерно миль в час, ну периодически прижимаясь к отбойнику, чтобы номер камерами читался сложнее, когда я разгонялся до сотки миль.
Вскоре трасса свелась к двухполосной дороге с одной полосой в сторону. Качество покрытия так же ухудшилось. Мда, не привычные м1/м4/м5/м7 итд. Но самой большой проблемой стала погода. Я уже начал подмерзать, периодически вкатывая в тучу и выхватывая дождь. Но пока было терпимо, пока я двигался на надежде. Должно же мне повезти!
Но мне не повезло, в баке стало пусто, я остановился на заправку и только отъехал, начался противный дождь. Я терпел, дождь усиливался. Ноги уже промокли и в кедах зачавкало. Это стало последней каплей. Вместе с грязью дорог, которую подняла встречка. Я закатил в какое-то поселение и прямо поверх мокрых штанов напялил полный комплект дождевика. Теплее уже не становилось, да и чище тоже. А я ведь вчера вымыл мотоцикл! В таком раздражении я продолжил пробой погоды, часто двигаясь, как муха, с сотней глаз, выглядывая дорогу через капли, противно застывшие на визоре шлема.
Так прошли 6 часов пути от Москвы. Я уперся сначала в псковскую границу, а после, перекладывая паспорта и доки из куртки в куртку, и до латвийской границы. Тут раздраженный я видел лишь очередь из четырех машин. Кто-то сзади посоветовал мне ехать первым и я рискнул. Но погранец, будто это он играет мужа Кости из сериала, с диким серьезием указал на мое место в очереди и я вернулся. Четыре тачки, в конце концов, пережду, с меня не станется. И тут случился временной коллапс. Латвийские таможенники столь пристально осматривали каждую тачку, что их водители вполне сошли бы за каких-нибудь контрабандистов. Пошел уже второй час, я не сдвинулся ни на сантиметр. Над границей было ясно и без дождя. Я скинул весь комплект дождевика и сушил одежду под лучами солнца, подставляя мокрые части тела под обстрел звезды. А тачки с латвийскими номерами полностью распаковывались, выкладывали все свои вещи на площадку рядом с авто и готовились к осмотру днища. Жеееееесть!
Через три часа пришла моя очередь. Будто сраного байкера проверить долго! Из двух сумок на рюкзак даже внимания не обратили, попросили только открыть боковую сумку байка. А она сейчас напитана влагой, вот же уроды! Ее растегивать было той еще задачей. Один беглый взгляд и окей. Надо же было!
А дальше был цирк. Таможенник проникновенно спросил про диагностическую карту, срок ее закончился в начале этого сезона, позволив мне тогда сделать полис ОСАГО совершенно законно. Но карты у меня теперь с собой не было, хотя была уверенность, оставшаяся с предыдущего тура, что она не нужна. Именно это я заявил таможеннику, периодично требовавшему ДК. «Месяц назад был, поляки не требовали, даже не заявляли про нее!» — возмущался я. На это таможенный муж Кости с ядовитой ухмылкой ответил мне «полякам да, а мы требуем. Надо — значит надо, ты пойми уже!». И я понял. Теперь отчетливо. Страна была замотивирована, служащие будто горели желанием отметиться, отслужить евросоюзу. А это всегда ущербно для логики. И именно этим я сейчас воспользуюсь, теперь это вопрос принципа! 6 часов по России и 4 часа на таможне, вариантов развернуться не будет! Звоню своему спецу, объясняю ситуацию. Тот тут же высылает мне актуальную ДК и регистрирует ее в системе. Все! С этой секунды я легальный участник движения в Латвии. А логика пусть покурит в сторонке. Скоро поймете почему. Но погранцу нужна распечатка. Ею занято целое отдельное окно недвижимой инстанции. Подхожу туда и с меня просят 70 евроцентов. А у меня только пластик. Нужна же только наличка, приплыли. Доболтавшись с сотрудницей до отплаты рублями, я попросил ее, при ценах в латах, чтобы сдачу она дала мелочью этой страны, я ведь монетки собираю. Даже ответил на ее озадаченный вопрос, что дубликаты монет сойдут. И… получил в обратку 30 евроцентов. Ребята, я орал, ржал, но давил в себе. Тупость росла и пухла. Таможенник, завидев действующую карту, даже не обратил внимания на дату и время ее регистрации. Типа менее часа назад я еще в Москве все прошел))) Машина времени. Получив все синяки в паспорт, оставив целых 4 часа на границе, я выдвинулся с чистым сердцем, чтобы через пару сотен метров снова встрять в пробку ради очередного синяка в их внутреннем талоне. Идиотизм!
Здесь я сделал въездное фото и через 20 минут я уже был в Латвии. Шел 11й час моего путешествия. Дальше должно стать проще, я же уже там, я же уже в Европе))) Но в Латвию, в Прибалтику даже я теперь почти потерял мотив вернуться. Посмотрю, чем страна встретит.
А Прибалтика в лице Латвии встретила, как умела))) Таких дорог, с такой жуткой колеей я еще нигде не видел, таких ремонтных участков, чтоб с острым каменным покрытием тоже и главное, когда после всего этого академичного офроуда ты с целыми покрышками и ремнем вывезешь, то свободные трассы тебя встретят ограничением в 90кмч, кучей постов и камер)) Нет, ребята, я уже плотно успел пожалеть, что пожертвовал сутками ради славы. В Прибалтику, особенно в Латвию, я последний раз приезжал на своем транспортном средстве.
Север сказывался, стало прохладнее. Дорожный сервис щеголял стройками и не работающими полностью сервисами, либо частично. Я терпел. Причем всю страну. Не по нужде, а по впечатлениям. Не использовал экшн-камеру и по погодным условиям, мало кому понравится смотреть фрагменты с загаженным объективом, и по эмоциональным, дорога скучна и не живописна. И тут, тошню я по знакам в потоке жидком, который еще и пропускает, как меня обгоняет микроколонна байкеров. Наконец-то! Приветствую всех, сажусь на хвост. Обгон был, судя по звуку, несколько натяжным. Вероятнее всего, зад колонны догонял хвост и без всяких там коммуникаторов. Известная история. Я ускорился легчайшим давлением на плавник грипсы, мотор будто не заметил, но я сел на хвосты стабильно. Банда Big Gang MC, специально запомнил название. Ребята шли шустрее местных слоуспоковских знаков, что меня сильно радовало. Они ведь были местными, стало быть, знали местность и реагировали бы шустрее. Это мне и нужно! Так прошли сто километров и у меня потихоньку нарастала потребность сворачивать, плюс топливо. Хотелось ребятам за эскорт через страну сказать спасибо, но узкие дороги, плотная колонна, если бы я по встречке ломанулся ради одного лойса, чтоб потом экстренно свернуть налево, получилось бы эффектно, но не по-человечески. Да и номер я бы запятнал)))
Кстати о номерах. Еще у них заметил, во-первых разный габарит номерных пластин, а во-вторых, представьте себе, вполне легальный номер(не раз видел же) размером ровно с четверть нашего автомобильного! Этож даже не штатовская «шоколадка», это формат почтовой марки, не иначе! Меня пронзила зависть)) Впрочем, что и как они там фиксируют через камеры в мототехнике теперь вопрос закрытый, размер шрифта будто клавиатурный. Им можно смело вешать номер в легальном виде и даже не заморачиваться по части штрафов. И за крепления номеров тоже.
После дорога прошла веселее, я ехал и варил в голове часть отчета, да так подробно, что местность преобразилась в какой-то населенный пункт, за поворотом оказавшийся Ригой. Навигатор меня довел до реки Западная Двина, которую я пересек по симпатичному вантовому мосту и быстро нашел свой отель, который, вопреки названию, оказался даже лучше чем в оригинальной стране))) Сегодня ночь в отеле Исландик! Но до ночи у меня есть чем заняться, потому, приняв душ, я отправился по мосту в исторический центр Риги.
И тут я снова словил список вопросов. Рига, даже у моста была сильно размазана, архитектуры было мало, она щеголяла разнообразием, но в целом создавалось впечатление, будто город после строительства ощутимо растянули.
Тут были и пост-советские заборчики, и парки без оформления, но пока что создалось впечатление, что Рига симпатичнее с кресла мото, на большей скорости, стоит остановиться или пройтись пешком и возникают вопросы.
Перейдя через мост, осмотрев Рижский замок с текущей резиденцией президента этой страны и еще больше словив скуку, оттопав мимо сонной охраны, я добрался до площади Домской, где сейчас, по впечатлению, собрались все жители города.
Ибо путь был почти безлюдным, а тут хоть кто-то был.
Штурмуя пару кафе я нашел одну с более расторопным персоналом и остановился там. Заказ был прост: меньше ингридиентов, все только знакомое. Меня эта формула никогда не подводила и позже я снова уверуюсь в ней))
А пока начался закат, мерно наполнявший золотистым светом стены города, что гармонировало с моим напитком))
И вот, когда я с силой воли приговорил заказанное мной самим блюдо, расплатился, я дал короткий крюк по подворотням старого города Риги и понял, что совесть моя чиста. Это место я могу покинуть со спокойствием. Перейду через мост и баиньки.
Но путь через мост в сторону отеля сыграл новыми оттенками впечатлений. Транспорт почти освободил дороги, людей стало еще меньше, небо, обещавшее ливень, озарилось яркими красками, тучи его окрасили в цвета огня, поднялся стабильный ветер, охладив странников, чайки начали голдеть и атмосфера кардинально поменялась. Теперь воспоминания перенесли меня в Исландию и я сбавил шаг. Теперь мне Рига была намного более по нраву. И теперь я не уверен, хочу ли я сюда вернуться вновь, ведь час назад поставил на этом городе и стране крест. Так завершился мой первый день в путешествии на запад до края. Отель радовал, а я отошел ко сну.
Я принял душ, поел смастыренным на скорую завтраком и взяв с собой два рюкзака вышел из дома. Котэ обзавелся коммандой снова, а я не спешил, страх не позволял. Сегодня, если таможня пустит, мне ночевать в Риге. Закину-ка я багаж по-аккуратнее. А погода то радует, сухо!
Сняв одометр для памяти, я начал свой мототрип.
По плану сегодня около тысячи километров пути. Хорошо, что я забронировал отель заранее.
Почти в игривом ритме я выскочил в 4 с чем-то утра на уже загруженный МКАД. Здесь не было плана и желания куда-то спешить, старался не ехать быстрее 120-140, но кто-то скоро сел на хвосты и принялся мигать. Я ехал в левой полосе и было очевидно, что я ему мешаю. Я сдвинулся, как обычно и опережающий пошел под стабильные 180. Как обычно же, я прицепился за ним. Тачка психовала, нервничала, играла в шашки для сохранения позиции. Я же шел ровно и спокойно, ничуть не отставая. И лишь перед замечанием навигатора, что пора сворачивать, тачка куда-то съехала, а ко мне вернулся страх и я замедлился. Сегодня путь по М9, по этой трассе я еще не ездил.
Трасса встретила свободой, четырьмя полосами и скукой. Тут не было психов, кого бы я мог взять в оборот. Тут не было мотоциклистов и скорость я избрал из предыдущего мототура в 80 примерно миль в час, ну периодически прижимаясь к отбойнику, чтобы номер камерами читался сложнее, когда я разгонялся до сотки миль.
Вскоре трасса свелась к двухполосной дороге с одной полосой в сторону. Качество покрытия так же ухудшилось. Мда, не привычные м1/м4/м5/м7 итд. Но самой большой проблемой стала погода. Я уже начал подмерзать, периодически вкатывая в тучу и выхватывая дождь. Но пока было терпимо, пока я двигался на надежде. Должно же мне повезти!
Но мне не повезло, в баке стало пусто, я остановился на заправку и только отъехал, начался противный дождь. Я терпел, дождь усиливался. Ноги уже промокли и в кедах зачавкало. Это стало последней каплей. Вместе с грязью дорог, которую подняла встречка. Я закатил в какое-то поселение и прямо поверх мокрых штанов напялил полный комплект дождевика. Теплее уже не становилось, да и чище тоже. А я ведь вчера вымыл мотоцикл! В таком раздражении я продолжил пробой погоды, часто двигаясь, как муха, с сотней глаз, выглядывая дорогу через капли, противно застывшие на визоре шлема.
Так прошли 6 часов пути от Москвы. Я уперся сначала в псковскую границу, а после, перекладывая паспорта и доки из куртки в куртку, и до латвийской границы. Тут раздраженный я видел лишь очередь из четырех машин. Кто-то сзади посоветовал мне ехать первым и я рискнул. Но погранец, будто это он играет мужа Кости из сериала, с диким серьезием указал на мое место в очереди и я вернулся. Четыре тачки, в конце концов, пережду, с меня не станется. И тут случился временной коллапс. Латвийские таможенники столь пристально осматривали каждую тачку, что их водители вполне сошли бы за каких-нибудь контрабандистов. Пошел уже второй час, я не сдвинулся ни на сантиметр. Над границей было ясно и без дождя. Я скинул весь комплект дождевика и сушил одежду под лучами солнца, подставляя мокрые части тела под обстрел звезды. А тачки с латвийскими номерами полностью распаковывались, выкладывали все свои вещи на площадку рядом с авто и готовились к осмотру днища. Жеееееесть!
Через три часа пришла моя очередь. Будто сраного байкера проверить долго! Из двух сумок на рюкзак даже внимания не обратили, попросили только открыть боковую сумку байка. А она сейчас напитана влагой, вот же уроды! Ее растегивать было той еще задачей. Один беглый взгляд и окей. Надо же было!
А дальше был цирк. Таможенник проникновенно спросил про диагностическую карту, срок ее закончился в начале этого сезона, позволив мне тогда сделать полис ОСАГО совершенно законно. Но карты у меня теперь с собой не было, хотя была уверенность, оставшаяся с предыдущего тура, что она не нужна. Именно это я заявил таможеннику, периодично требовавшему ДК. «Месяц назад был, поляки не требовали, даже не заявляли про нее!» — возмущался я. На это таможенный муж Кости с ядовитой ухмылкой ответил мне «полякам да, а мы требуем. Надо — значит надо, ты пойми уже!». И я понял. Теперь отчетливо. Страна была замотивирована, служащие будто горели желанием отметиться, отслужить евросоюзу. А это всегда ущербно для логики. И именно этим я сейчас воспользуюсь, теперь это вопрос принципа! 6 часов по России и 4 часа на таможне, вариантов развернуться не будет! Звоню своему спецу, объясняю ситуацию. Тот тут же высылает мне актуальную ДК и регистрирует ее в системе. Все! С этой секунды я легальный участник движения в Латвии. А логика пусть покурит в сторонке. Скоро поймете почему. Но погранцу нужна распечатка. Ею занято целое отдельное окно недвижимой инстанции. Подхожу туда и с меня просят 70 евроцентов. А у меня только пластик. Нужна же только наличка, приплыли. Доболтавшись с сотрудницей до отплаты рублями, я попросил ее, при ценах в латах, чтобы сдачу она дала мелочью этой страны, я ведь монетки собираю. Даже ответил на ее озадаченный вопрос, что дубликаты монет сойдут. И… получил в обратку 30 евроцентов. Ребята, я орал, ржал, но давил в себе. Тупость росла и пухла. Таможенник, завидев действующую карту, даже не обратил внимания на дату и время ее регистрации. Типа менее часа назад я еще в Москве все прошел))) Машина времени. Получив все синяки в паспорт, оставив целых 4 часа на границе, я выдвинулся с чистым сердцем, чтобы через пару сотен метров снова встрять в пробку ради очередного синяка в их внутреннем талоне. Идиотизм!
Здесь я сделал въездное фото и через 20 минут я уже был в Латвии. Шел 11й час моего путешествия. Дальше должно стать проще, я же уже там, я же уже в Европе))) Но в Латвию, в Прибалтику даже я теперь почти потерял мотив вернуться. Посмотрю, чем страна встретит.
А Прибалтика в лице Латвии встретила, как умела))) Таких дорог, с такой жуткой колеей я еще нигде не видел, таких ремонтных участков, чтоб с острым каменным покрытием тоже и главное, когда после всего этого академичного офроуда ты с целыми покрышками и ремнем вывезешь, то свободные трассы тебя встретят ограничением в 90кмч, кучей постов и камер)) Нет, ребята, я уже плотно успел пожалеть, что пожертвовал сутками ради славы. В Прибалтику, особенно в Латвию, я последний раз приезжал на своем транспортном средстве.
Север сказывался, стало прохладнее. Дорожный сервис щеголял стройками и не работающими полностью сервисами, либо частично. Я терпел. Причем всю страну. Не по нужде, а по впечатлениям. Не использовал экшн-камеру и по погодным условиям, мало кому понравится смотреть фрагменты с загаженным объективом, и по эмоциональным, дорога скучна и не живописна. И тут, тошню я по знакам в потоке жидком, который еще и пропускает, как меня обгоняет микроколонна байкеров. Наконец-то! Приветствую всех, сажусь на хвост. Обгон был, судя по звуку, несколько натяжным. Вероятнее всего, зад колонны догонял хвост и без всяких там коммуникаторов. Известная история. Я ускорился легчайшим давлением на плавник грипсы, мотор будто не заметил, но я сел на хвосты стабильно. Банда Big Gang MC, специально запомнил название. Ребята шли шустрее местных слоуспоковских знаков, что меня сильно радовало. Они ведь были местными, стало быть, знали местность и реагировали бы шустрее. Это мне и нужно! Так прошли сто километров и у меня потихоньку нарастала потребность сворачивать, плюс топливо. Хотелось ребятам за эскорт через страну сказать спасибо, но узкие дороги, плотная колонна, если бы я по встречке ломанулся ради одного лойса, чтоб потом экстренно свернуть налево, получилось бы эффектно, но не по-человечески. Да и номер я бы запятнал)))
Кстати о номерах. Еще у них заметил, во-первых разный габарит номерных пластин, а во-вторых, представьте себе, вполне легальный номер(не раз видел же) размером ровно с четверть нашего автомобильного! Этож даже не штатовская «шоколадка», это формат почтовой марки, не иначе! Меня пронзила зависть)) Впрочем, что и как они там фиксируют через камеры в мототехнике теперь вопрос закрытый, размер шрифта будто клавиатурный. Им можно смело вешать номер в легальном виде и даже не заморачиваться по части штрафов. И за крепления номеров тоже.
После дорога прошла веселее, я ехал и варил в голове часть отчета, да так подробно, что местность преобразилась в какой-то населенный пункт, за поворотом оказавшийся Ригой. Навигатор меня довел до реки Западная Двина, которую я пересек по симпатичному вантовому мосту и быстро нашел свой отель, который, вопреки названию, оказался даже лучше чем в оригинальной стране))) Сегодня ночь в отеле Исландик! Но до ночи у меня есть чем заняться, потому, приняв душ, я отправился по мосту в исторический центр Риги.
И тут я снова словил список вопросов. Рига, даже у моста была сильно размазана, архитектуры было мало, она щеголяла разнообразием, но в целом создавалось впечатление, будто город после строительства ощутимо растянули.
Тут были и пост-советские заборчики, и парки без оформления, но пока что создалось впечатление, что Рига симпатичнее с кресла мото, на большей скорости, стоит остановиться или пройтись пешком и возникают вопросы.
Перейдя через мост, осмотрев Рижский замок с текущей резиденцией президента этой страны и еще больше словив скуку, оттопав мимо сонной охраны, я добрался до площади Домской, где сейчас, по впечатлению, собрались все жители города.
Ибо путь был почти безлюдным, а тут хоть кто-то был.
Штурмуя пару кафе я нашел одну с более расторопным персоналом и остановился там. Заказ был прост: меньше ингридиентов, все только знакомое. Меня эта формула никогда не подводила и позже я снова уверуюсь в ней))
А пока начался закат, мерно наполнявший золотистым светом стены города, что гармонировало с моим напитком))
И вот, когда я с силой воли приговорил заказанное мной самим блюдо, расплатился, я дал короткий крюк по подворотням старого города Риги и понял, что совесть моя чиста. Это место я могу покинуть со спокойствием. Перейду через мост и баиньки.
Но путь через мост в сторону отеля сыграл новыми оттенками впечатлений. Транспорт почти освободил дороги, людей стало еще меньше, небо, обещавшее ливень, озарилось яркими красками, тучи его окрасили в цвета огня, поднялся стабильный ветер, охладив странников, чайки начали голдеть и атмосфера кардинально поменялась. Теперь воспоминания перенесли меня в Исландию и я сбавил шаг. Теперь мне Рига была намного более по нраву. И теперь я не уверен, хочу ли я сюда вернуться вновь, ведь час назад поставил на этом городе и стране крест. Так завершился мой первый день в путешествии на запад до края. Отель радовал, а я отошел ко сну.
- freeezzzz
- 15 ноября 2018 в 12:31
- +40
Это само собой, в компании веселее. Но тут формат другой. Если бы мы с ребятами отправились в такой трек, потребовались бы не 2 недели, а 2 месяца. Так как ритмика разная. То, что мне в порядке вещей, для них может быть испытанием. И наоборот. Зачем кого-то напрягать, хотели бы, обсудили бы заранее. А раз нет желания катить в такой трип, он и получается одиночным. Кроме того, есть особый кафй в путешествии одиночном.
Этот мотоцикл спроектирован так, что кричать второй номер сможет не долго. Если мне сохранность второго номера не важна, то оно вроде плюс, только нафига тогда вообще брать второй номер. А если второй номер важен, его сохранность требуется, то зачем мучить дальняком на мото, спроектированном изначально, как эгоист?))))
В Латвию надо ехать через Белоруссию и Даугавпилс. Там с трассами и камерами попроще, вроде :)
Латвия — единственная страна ЕС, через которую возможен въезд, требующая ДК. Если забыл, можно сделать крюк до Литвы и без проблем въехать.
Или как ты… и я :)
В моем случае попросили прислать ДК на такой-то email и распечатали. Платить ничего не пришлось в 2017м.
Латвия — единственная страна ЕС, через которую возможен въезд, требующая ДК. Если забыл, можно сделать крюк до Литвы и без проблем въехать.
Или как ты… и я :)
В моем случае попросили прислать ДК на такой-то email и распечатали. Платить ничего не пришлось в 2017м.
Да, этих подробностей я не знал до выезда. Страна вообще была для меня новой. В текущей реальности я в Латвию не вижу смысла заезжать через Литву или Беларусь, тем более в составе трека, ведущего на запад. Этот вариант маршрута для меня возможен только в виде прибалтийского тура, с разворотом где-то там. И уж никак не в формате суточном. Но это теперь, а тогда все стало открытием)))
В общем Рига тебя не зацепила. А я очень люблю этот маршрут по Новой Риге через пп Терехово-Бурачки до Риги (ровно 900 км). А Вецрига (Старая Рига)… В пятницу-субботу вечером на мосту у Лаймы как-будто все модельные агентства города враз выпустили своих подопечных прогуляться… А Лидо на Краста… А дюны Юрмалы и Вецаки. А холмы Сигулды… А дорога до Саулкрасты… Эх.
- g5-freemen
- 18 ноября 2018 в 16:10
- ↓
Диагностическая карта — это бумажка с СТО, которую выдают при прохождении тех.осмотра? Зачем она им?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (23)
RSS свернуть / развернуть