Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. BigBug → Зов севера. Нордическая Забайкадьба. Часть 3.

В предыдущих сериях: выезд из дома, русский север, финские псы и Самая Северная Точка Европы,
пасторальная Алта, дружелюбный Нарвик, восхитительные Лофотены и что мы там везде делали.

После пробуждения в сказочных пейзажах Лофотенских островов у нас оставалось еще достаточно времени до парома в Буде. Потратить мы его планировали дойдя до самой южной точки островов, города с названием О, но не сложилось: доехав до пристани, решили не терять место в очереди, уж очень много народу стояло в ожидании переправы. Зато день выдался богатым на новые знакомства, общение с группой российских мототуристов, стоящих в той же очереди, скрасило минуты ожидания под мелким назойливым дождиком. Но вот наше судно показалось на горизонте, и вереницы машин неторопливо потянулись на палубу парома, занимать указанные места. Поездка предстоит весьма продолжительная.


Сидеть несколько часов на грузовой палубе было бы скучно, и мы решили пойти осмотреть паром. Он оказался огромным, с баром-буфетом на закрытой палубе и обзорными площадками на открытых. Пошатавшись туда-сюда, мы решили перекусить. Цены в буфете не радовали, но у нас же есть свои припасы, только надо спуститься за ними к мотоциклу… Казалось бы, чего может быть проще. Нахожу, хоть и не сразу, лестницу, ведущую вроде бы к автомобилям. Спускаюсь. И упираюсь в дверь с ручкой-кнопкой и инструкцией рядом. Следующие десять минут я пыталась открыть эту проклятую дверь всеми приходящими в голову способами. Нажать, потом потянуть. Нажать и потянуть одновременно. Попытаться отодвинуть ее в сторону. Нажать на еще одну кнопочку поменьше, которая оказалась не кнопкой, а просто какой-то железкой, торчащей из стены. Желудок требовал кормежки, перед глазами проплывали манящие образы припрятанной в кофрах снеди, а я уже успела выбеситься и на дверь, и на более предусмотрительных пассажиров, взявших все необходимые вещи с собой сразу, и на ценники в буфете, и на собственную неспособность справиться с каким-то куском металла. В конце концов я плюнула, поднялась обратно на палубу, поймала там сотрудника службы безопасности парома и нажаловалась ему на дверь. А оказалось, что на время переправы дверь в автомобильный отсек заперта, и пройти туда можно только в сопровождении матроса. Но вот, наконец, наши запасы вызволены из кофра, и, счастливые, мы пируем на верхней палубе, любуясь водами Вест-фьорда, а после мирно засыпаем, ведь так приятно поспать на свежем воздухе, когда не надо никуда спешить и есть время переварить впечатления (и завтрак).



Сойдя на берег, еще какое-то время тусим с нашими мотосоотечественниками. Они идут в своем ритме, и падать к ним на хвост в наши планы не входит, но поболтать с людьми всегда приятно. Пока мы стоим и общаемся, к нам подъезжают добродушного вида мужчина и женщина на двух Веспах, норвежцы, которые тоже были на нашем пароме. С ними мы еще познакомимся чуть позже, ну а пока просто обмениваемся парой фраз, выражающих взаимное уважение и почтение родным странам друг друга. Пора в дорогу.

Из сегодняшних достопримечательностей — водоворот Сальструмен, который мы наблюдаем с моста.



Он был не очень сильный, его пик интенсивности приходится на другие часы, но водные завихрения все равно впечатляют. Правда, нашли мы его не сразу. Зная его местоположение исключительно как «Ну тут близко уже, увидите… За мостом сразу», мы увидели — конечно же — не тот мост, и свернули не в ту сторону. О чем ни разу не пожалели, потому что смогли увидеть пейзаж, отдаленно напоминающий марсианский.





Чуть дальше тормозим у большого супермаркета, покупаем очередной скромный пищевой набор туриста. Интересно смотреть на местных, выходящих на улицу с огромными пакетами еды и прочих покупок) В этот день мы, так и не доехав ни до какого населенного пункта, встаем на ночевку на обочине дороги, около беседки, похожей на автобусную остановку. Площадочка привлекла нас именно этой беседкой со столом и деревянными лавками, уютно расположившись на которых мы приготовили ужин и поели, прячась от дождя. Плюс движение на дороге было не слишком интенсивное, на нас никто не обращал внимания. А под вечер нас атаковала мошка. Тут-то заныканные в багаж «Тайга» и репеллент в виде спрея пригодились по полной (до этого я просто сбрызгивала вход в палатку спреем, на всякий случай, чтоб никто не заполз). Мошка оказалась понимающей и неагрессивной, и практически полностью свалила в кусты, дав нам спокойно переночевать.

Все-таки есть свои минусы в путешествиях безо всякого плана. Утро принесло нам неожиданный сюрприз. Проехав всего несколько десятков километров от места нашей ночевки, мы увидели нечто потрясающее, а именно ледник Свартисен, именуемый самым большим ледником в Северной Норвегии. И мы бы могли ночевать в месте с таким шикарным видом, если бы знали заранее! Но легкое сожаление на этот счет быстро уходит, и мы стоим как зачарованные, не веря, что это происходит с нами.



А дальше — паромы, опять паромы. Самый первый в тот день паром увозил нас из Заполярья, все ближе к родным широтам.



Мы вышли на палубу, посмотреть на одиноко стоящий на берегу глобус, знак полярного круга. А запечатлели для нас этот момент наши недавние знакомцы Манс и Кари, норвежская пара на Веспах, с которыми мы снова встретились на пароме (говорю же, Норвегия — большая деревня)). Только в этот раз времени на общение выдалось побольше. Очень приятные люди оказались, мы съехали с парома, остановились, чтобы обменяться контактами, и вдруг Кари, некоторое время подозрительно косившаяся на один из наших спальников, привязанных к мотоциклу, спросила:
— А что происходит с вашим спальником, когда идет дождь?
О_О Странный вопрос, думаю. Мокнет он, что же еще с ним происходит? Оказалось, Кари интересовала водостойкость чехла. Услышав, что чехол самый обычный, наши новые друзья без раздумий лезут в кофр Веспы и достают новенький гермомешок. Держите, у нас все равно лишний.



Жаль, отдариться, кроме как наклеечкой, было нечем, но они искренне обрадовались. Пока суть да дело, осознаем, что нам надо бы торопиться на следующий паром, а график его подстроен как раз под то, чтобы сойти с первого и как раз успеть доехать. Прыгаем по коням и несемся вперед.



Конечно же, мы опоздали. Хоть Трансальп и быстрее Веспы, разница в итоге получилась только в том, что мы успели посмотреть вслед уходящему парому, поставить мотоцикл первым в будущую очередь и сесть отдохнуть за деревянный стол — а там и наши друзья прикатили. В ожидании следующего парома совместными усилиями мы накрыли международную поляну и так, за едой и неспешной беседой, скоротали время.





После череды паромов Норвегия повернулась к нам несколько неожиданной стороной. Привыкнув к тому, что за каждым поворотом обязательно скрывается нечто потрясающее, волшебной красоты и размаха, мы оказались на довольно унылой дороге, на которой смотреть было особо и нечего. Ни гор, ни снега, ни фьордов, просто асфальт и сосны по обе стороны дороги. Все чаще начали попадаться домики, выглядящие нежилыми. Куда все подевались? Может, Рагнарёк наступил, а мы и не заметили? Но не в таких же пейзажах! Дело шло к вечеру, пару раз мы останавливались около каких-нибудь построек в надежде найти там гостиницу или кемпинг, но только убеждались в полном запустении и заброшенности домов. В конце концов мы поняли, что ночевать под крышей нам не светит и сегодня, и стали искать место для стоянки и лагеря.

Таковое вскоре отыскалось. Наше внимание привлек одинокий красный дом, стоящий прямо в лесу, вдали от каких-либо деревень. Мы побродили вокруг, убедились, что людей рядом нет, и стали раскладывать палатку. Но что же в доме? Воображение рисовало картины одна другой страшнее, но реальность оказалась весьма прозаичной, хоть и неожиданной: нам повезло разбить лагерь около туалета :) Остается только гадать, с какой целью его построили в лесу, почему не достроили и что случилось с хозяином домика. Но большое ему спасибо за столь внезапные удобства.

А дальше нас ждал самый неприятный вечер за всю дорогу (да, включая Нордкап) — потому что нас атаковали просто какие-то нереальные полчища мошки. Мошка лезла в лицо, топилась в стакане чая, пыталась изобразить приправу к нехитрому ужину и совершенно не боялась ни «Тайги», ни жженых еловых веток, ни тем более махания на нее руками. Я сдалась практически сразу и заперлась в палатке полуголодной, Гоша еще какое-то время пытался изображать суровую невозмутимость, приговаривая «Подумаешь, насекомые, чего ты истеришь», но через пару минут не выдержал и с воплем «Да задолбали!!» тоже прыгнул в палатку. «Неужели сказочная Норвегия закончилась, и дальше нас ждут только унылые дороги и мерзкая мошка,» — думала я, засыпая под аудиотрансляцию футбольного матча «Россия/Кто-то там» в исполнении мужа.

Утро показалось уже не таким безрадостным. Мы отдохнули, набрались сил, а проклятые насекомые за ночь сменили место дислокации. А еще грела душу мысль, что сегодня мы наконец-то будем спать в постели, до которой ехать к тому же всего-ничего: мы решили устроить себе день отдыха и остановиться в Тронхейме, погулять по городу, вместо того, чтобы снова ехать до упора не зная куда. На въезде в город немного напрягла размалеванная хештегами «Йемен» и тому подобными стена какого-то здания (что такое хештег они успели, значит, выучить, а вот как превратиться в человека — все еще нет, это сложно, понимаю...), но потенциальных калякальщиков мы, к счастью, так и не встретили. На ночевку мы заехали в общежитие местного колледжа, на лето превращенное в хостел, побросали вещи и ушли гулять.



Нас заинтриговало место под названием «Долина смерти», отмеченное на карте недалеко от общежития. Но ничего похожего найти мы не смогли и пришли к выводу, что так местные называют футбольное поле :) Зато мы пошатались по территории университета, расположенного неподалеку, с интересом осмотрели железнодорожную технику, кажется, даже действующую.





Потом мы вышли к старому протестантскому кладбищу при не менее старом соборе, а оттуда — на выложенную брусчаткой улочку. Оказалось, она автомобильная, но мы об этом узнали не сразу :)







Тронхейм запомнился как город на воде: в другую часть города мы вышли по мосту со счетчиком пешеходов, и куда бы мы ни сворачивали, везде упирались в каналы и протоки. Очень красиво. Правда, настроение немного подпортила прогулка по набережной вдоль ресторанов, где романтичные норвежские парочки проводили свидания, поедая аппетитно пахнущие стейки, а нашей единственной едой за весь день были два хот-дога. Так и тянуло отобрать у кого-нибудь кусок)) Но мы не стали поддаваться агрессии, а быстренько сбежали дальше, вглубь города.







Этой ночью нас ждало потрясение — на Тронхейм спустились сумерки. Что? Почему? Где свет? А, ну да… Ночью ведь и должно быть темно… Но тусклый серый свет, падавший в окно, был настолько непривычен после затяжного полярного дня, что вызывал прямо-таки депрессивное настроение. Ох и сложно будет возвращаться во мрак ночей. Каково же жителям заполярья, у которых такие перепады происходят каждые полгода? Наверное, поэтому у скандинавов и появилось их хюгге — в суровую темную зиму хочется домашнего уюта…


Так изнутри выглядит норвежская студенческая общага

Но ночь в Тронхейме была еще недлинной, а спать под крышей, приняв душ, нам очень понравилось. Поэтому мы решаем повторить, лениво пролистывая каучсерфинг, валяясь в кровати перед завтраком. В отзывы особо не вчитываемся (а зря!), сочиняем несколько запросов в несколько городов, а потом идем завтракать. Утро принесло нам праздник живота в виде шведского стола, включенного в проживание. Пробежав мимо хлопьев с молоком (и кто только наедается такой ерундой?), мы в лучших традициях олл-инклюзив руссо туристо нагрузили тарелки мясом, паштетами, яйцами и прочими вкусностями, включая одно из лучших изобретений человеческой кулинарии — брюнуст.



Ода брюнусту.
По какой причине брюнуст производят и продают только в Скандинавии — мне неведомо. Но он без шуток являлся одной из целей моей поездки на Север. Вообще, я люблю сыр. Всякий. Разный. Не могу назвать себя профессиональным сыродегустатором, но без сыра этот мир стал бы хуже и грустнее. В Финляндии мы, разумеется, пробовали финский сыр, и он тоже прекрасен. Но брюнуст!.. Мягкий брусок цвета топленого молока или шоколада, со вкусом сначала немного резким, а потом раскрывающимся в букет из сыра и сгущенки, немного терпкий, немного сладкий — не вздумайте пройти мимо этого фейерверка вкуса, если когда-либо окажетесь в Норвегии.

Стырив себе парочку яиц в дорогу и с трудом оторвавшись от брюнуста, покидаем общежитие, оставляя его ждать осени и возвращения студентов. Наш путь сегодня лежит в сторону Атлантической дороги. Наверняка все видели ее во всяких подборках «интересные места мира» как мост, который как будто ведет в никуда. Но ни в одной подборке при этом не было написано, что она платная. Впрочем, не для того мы проехали тысячи километров, чтобы теперь экономить на впечатлениях. А начались они на оплаченном участке дороги задолго до знаменитого моста.





Многие пишут, что их Атлантик роуд не впечатлила — не могу с ними согласиться. На мой взгляд, она действительно так же шикарна, как и на фотографиях. Перед самим мостом есть площадка с парковкой и памятником на холме, мы не поленились туда подняться — и смогли насладиться потрясающим видом на сверкающую гладь воды и ту самую, как будто обрывающуюся, дорогу.









А после мы с ветерком пронеслись туда-обратно пару раз, кинув на ходу монетку в воду. В такие моменты понимаешь, что счастье есть.

Проверяем каучсерфинг. Приятные новости: нам будут рады в Олесунне, точнее, в его пригороде. Добираемся туда по удивительно разбитой сельской дороге, плутаем между домами, пытаясь найти нужный, но, как назло, все они без номеров. Едем прямо по дворам мимо флегматичной собаки, снова съезжаем на трассу и пытаемся связаться с принимающей стороной. Принимающая сторона вскоре подъезжает к нам на велосипеде. Ею оказался улыбчивый молодой поляк, не особо хорошо говорящий по-английски и сразу объявивший нам, что он работает в ночь (хм?), но нас сейчас отвезет и заселит (хмм??), оставив на попечение своему другу (хмммм???). Нас приводят обратно к дому с флегматичной собакой и знакомят с некоторыми обитателями жилища: норвежцем, хозяином дома; вторым норвежцем, пьяным чуть менее, чем в дрова; и девушкой из Прибалтики, которую позвали специально, потому что она говорила по-русски. Собака знакомиться не пожелала, продолжая флегматично сидеть во дворе. После процедуры знакомства наш кауч радостно откланялся и укатил на работу, хозяин дома показал, где находится душ, предложил на выбор спальное место на диване в некотором подобии гостиной, либо на полу в закутке на кухне (мы выбрали кухню), и залип в компьютерную игрушку. Девушка тоже исчезла где-то в лабиринте комнат, и мы остались на попечении пьяного норвежца, который сначала накормил нас супом и курочкой, а потом рассказал, что он рок-музыкант и стал подбивать съездить к нему домой за гитарой. От поездки мы отмазались, но он не расстроился и исполнил нам такие шикарные кавера на The Doors, выстукивая ритм на табуретке, что расстроились уже мы, что за гитарой не поехали) Спев пару-тройку песен, наш музыкант ушел куда-то в глубины дома, оставив нас с курицей в руках охреневать от происходящего. На том и заснули.

Утром провожать нас вышел только флегматичный пес. Мы тихонько, чтобы никого не будить, навьючили мотоцикл и уехали в сторону Олесунна, написав благодарности за ночлег в личку на Кауче. Олесунн мне очень понравился, какие-то сказочные улочки, домики, башенки — оставил приятное впечатление. Дав круг по городу, мы расположились на скамейке у пристани, среди цветов, и открыли карту. Она подсказала нам, что неподалеку есть смотровая площадка. Отлично, идем на нее!




Памятник Второй мировой

Смотровая площадка оказалась расположенной на вершине горы Аксла, и от нее нас отделяли все-навсего 418 ступенек, о чем было любезно написано в начале подъема. Чего там идти-то, подумали мы, вон и дети идут, и пенсионеры. И мы бодро стартовали в гору.

Выдохлись мы ступеньках на двухсотых. К счастью, для таких слабаков желающих полюбоваться красотами с лестницы довольно часто встречались площадки со скамейками для отдыха. И при этом многие пенсионеры продолжали неспешно идти вверх без остановок! Прямо-таки заставило задуматься о собственной физической форме. Впрочем, мы еще тащили гору экипа, так что спишем свои передышки на это :)



Восхождение было не напрасным, сверху на город открывается чудесный вид. Кстати, оказалось, что с другой стороны горы вверх-вниз курсирует автобус, на котором малоподвижные или просто ленивые граждане могут спокойно добраться до смотровой площадки. Но мы решили не сдаваться, и обратный путь тоже проделали пешком.

За мотоцикл, оставленный с вещами просто на улице, признаться, было немного боязно. Но все обошлось, вещи и байк спокойно дожидались нас на своем месте, и путешествие продолжалось. Впереди у нас — еще много прекрасных дорог, но об этом — в следующей части.

  • BigBugBigBug
  • Елена
  • 15 марта 2019 в 9:31
  • 2
  • оценка: +22

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+3
okdell
Фотографии и рассказ — прекрасны! Ждем в гости в выходные для личного повторного рассказа ;-)
0
Som-oz
Приедем)) Мне кажется, разговоры о дальних далях составляют процентов девяносто нашего общения)))
+2
AlexPilas
Супер! :)
0
Vitzley
Здорово, после таких подробностей и ехать бессмысленно)))))
0
MoNs
Всё ж надо туда скататься… Кстати, благодарю за инфу о коучсерфинге, пригодится, поди)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. BigBug, Зов севера. Нордическая Забайкадьба. Часть 3.