Блог им. BigBug → Зов севера. Нордическая Забайкадьба. Часть 4.
Как все начиналось: тык-раз
Как все продолжалось: тык-два
Что же было еще: тык-три
Покинув сказочный Олесунн, мы устремились к Лестнице Тролля по трассе Е136. Этот отрезок дороги перед Лестницей очень красив: сначала сельские пейзажи, домики с травяными крышами, ухоженные овечки с колокольчиками (с ними, кстати, надо быть поосторожнее, пасутся они прямо на дороге и ничего им никто не говорит). Потом дорога начинает уходить в горы, камни потихоньку вытесняют зелень, и на подъезде к Trollstigen окружающая природа снова становится брутально-нордической.
В одном месте снова не можем проехать мимо гигантской снежной кучи, уходящей ввысь. Влезть на нее было бы непросто, поэтому я и не стала. Но Гошу было не остановить. Он относительно благополучно добрался почти доверху, увидел, что за снежной кучей — обрыв, куда очень не хотелось бы провалиться, и начал спускаться по скользкой круче обратно. И вдруг произошло ужасное: Гоша подскользнулся и с нехилым таким ускорением устремился вниз уже на спине с высоты примерно второго этажа. А так как снежная куча внизу заканчивалась резким обрывом в человеческий рост, приземление грозило быть весьма печальным. Единственное, что я успела сделать — это сообразить, что на такой скорости при попытке поймать мужа в полете он меня просто снесет, и поломанных будет уже двое. Поэтому я отскочила в сторону, а Гоша же каким-то чудом умудрился снова оказаться на ногах и последние метры до края пробежал, после чего благополучно спрыгнул на дорогу. Ругалась я, конечно, на всех известных мне языках, но все хорошо, что хорошо кончается.
Не знаю, для чего люди складывают пирамидки из камней, но выглядит такая каменная долина впечатляюще. Вообще, до самой стены мы ехали долго, потому что подобных пейзажей по пути встречается очень много, везде хочется остановиться и погулять.
Уже на подъездах тормозим у сувенирных магазинов — покупать ничего не стали, но поглазеть на забавные фигурки троллей интересно. А скоро начнется спуск… Вот оно, предвкушение…
Вид с вершины стены Тролля потрясающий — все эти изгибы дороги, машинки, ползущие по ним где-то там, внизу, водопады, скалы. Разъезжаться на первый взгляд трудно, но у всех как-то получается, даже у толстеньких кемперов.
Внизу, в конце тропы, нашли скрытый от посторонних глаз красивый уголок, и собрали там свои каменные пирамидки — прямо посреди бурного потока.
Правда, когда мы выползали из кустов, нас приметило семейство с тремя детьми, и радостно ринулось туда же. Так что боюсь, пирамидки могли простоять очень недолго :) Мы устроились в других кустах за деревянным столом, который там предусмотрительно поставили для путников, и с наслаждением заточили банку потатсалата с кнайпбрёдом, попыхивая вейпом с ароматом смузи и барбершопа. Стена Тролля возвышалась громадой, но не давила, как небоскребы в городе, а наоборот, как будто звала подняться выше и выше. Что мы и сделали — собрав вещи, прокатились по Стене еще раз. И еще.
К моменту очередного спуска солнце уже начало прятаться за Стену, надо было задумываться о ночлеге. Мы решили никуда не рваться и остановились на площадке для кемпинга с видом на Гейрангер-фьорд. Площадка была замечательная по всем параметрам: асфальтированная парковка, ровная травка на месте для пикника, куда так удобно ставить палатку, туалеты с умывальниками, большие мусорные баки, стол со скамьями, шикарный вид… Все портила только табличка на парковке: «На ночь с палатками останавливаться запрещено! Только для дневного кемпинга!». Вот где логика? Ведь лучше же, если туристы будут ночевать там, где есть возможность без проблем убрать за собой, а не абы где в кустах. Нарываться на проблемы с полицией и на штрафы не хотелось, а ночевать в этом прекрасном месте — очень. В итоге, решили, если что — съезжать на «дыру в законах». Мол, табличка на парковке стоит, а мы ж не на парковке. И оттащили уже поставленную палатку подальше от асфальта. На всякий случай.
Только заварили чаю — видим, вдали показались два очень знакомых мопеда — это же Кари и Манс! Радостно машем им руками, они нас замечают и сворачивают на огонек, а за ними — еще пара мотоциклов, видимо, где-то подхватили попутчиков. Кари заметно дрожит от холода, мы отпаиваем ее чаем и делимся друг с другом впечатлениями от дороги. Отогревшись, наши друзья непременно хотят хоть чем-нибудь отблагодарить нас за чай. Не слушая возражений, они достают из кофра банку консервированной макрели в томате и вручают нам, сопроводив пояснением «если вы не ели эту рыбу — вы не были в Норвегии!»
Ставить палатку рядом с нашей Манс и Кари отказались — хотели переночевать где-нибудь под крышей, да и вообще уже спешили в Берген, к внукам. Тепло попрощавшись, они укатили вдаль, а вот их недавние попутчики, двое шведских мотоциклистов, уже разложили свои палатки и начали накрывать поляну, поглядывая на нас.
Какой лучший способ завязать беседу? Шведы выбрали самый простой. Подошли и спросили: «пиво будете?» Ну, отчего же не выпить по баночке… Но за баночкой следовала другая, за ней — еще одна, и в конце концов я не выдержала и поинтересовалась, они с собой везут вообще что-то, кроме пива? «Еще самогон», — после секундного раздумья ответили мне. «Вот он. Будешь?»
Беседа затянулась почти до самого утра, по палаткам мы расползались уже часа в четыре. Сколько бы мы ни пытались придерживаться разумного режима в своих путешествиях — хорошая компания мигом рушит все эти планы :) Пожалуй, в каком-нибудь другом месте настроение после таких посиделок было бы околонулевое, но не здесь, когда тебя окружают такие красоты. Гейрангер-фьорд потрясающе выглядит с высоты, а сегодня нам предстоит еще и водное путешествие по нему, и оно тоже обещает быть нескучным. Перед спуском мы останавливаемся на смотровой площадке, созданной специально для обзора фьорда с другого ракурса. Внизу, по воде, движется какая-то точка. Никак не могу понять, утка, что ли? Оказалось, паром. Что-то я совсем не сопоставляю пропорций спросонья) А сквозь стеклянный пол видно, как из скалы вырывается поток воды и стремительно падает вниз…
Прежде, чем отправиться в плавание на пароме, у нас есть еще одно место, на которое надо заехать — это Далснибба. О ней мы знали только то, что это какая-то горная смотровая площадка, которая открылась относительно недавно. Время до парома вроде есть, так отчего бы благородным донам и не заехать на Далсниббу?
Реальность оказалась круче любых ожиданий — сама площадка и дорога до нее, пожалуй, стоит того, чтобы назвать ее самым зрелищным и восхитительным маршрутом в Норвегии, по которому мне удалось проехать. По кажущейся бесконечной ленте дороги мы поднимались выше и выше, пока не достигли смотровой. На момент нашего посещения площадка еще активно достраивалась, сейчас она, возможно, уже полностью готова. Пол местами был решетчатый, и сквозь него можно было смотреть вниз, в глубокую бездну под ногами.
Вот так, гуляя по парковке выше облаков, мы обратили внимание на множество милых машинок, большинство из которых было облеплено наклейками. Мы подошли к самой на вид «боевой» машине и познакомились с ее хозяевами, членами клуба владельцев Ситроенов 2CV. Они нам рассказали о маршрутах, пройденных на этой машинке, список весьма впечатляющий. Причем начали свой путь они настолько давно, что побывали даже в Союзе :)
Начав спуск обратно вниз, мы вскоре заприметили отличное место для обеда. Вода для чая, набранная из горного ручья неподалеку и никак не желающая закипать, сублимированное картофельное пюре и настоящая норвежская макрель в консервах — лучший обед, с которым не сравнятся никакие рестораны мира.
С сожалением прощаемся с Далсниббой, и по серпантину дороги проделываем обратный путь в сторону фьорда. Но дорога не хочет отпускать, и мы снова и снова останавливаемся — то изучаем обломки сельскохозяйственной техники, то разглядываем исторический сарай для хранения земли, то просто лежим на траве, в петле дороги, едим дикую чернику и смотрим в черничного же цвета высокое небо Норвегии, на облака, от которых мы недавно спустились.
Такие сараи служили для хранения в них сухой земли. До изобретения снегоочистительной техники дороги чистились вручную, а в суровых норвежских условиях счищать приходилось от четырех до семи метров снега. Поэтому на дороги разбрасывалась черная земля, ускоряя процесс таяния снега.
Тучи собрались плотным слоем, когда мы добрались до парома. Наш водный маршрут пролегал мимо знаменитых водопадов с романтичными названиями «Семь сестер», «Фата невесты», «Жених», мимо домиков на скалах вдоль фьорда, а голос из громкоговорителя давал пояснения по ходу пути, рассказывал легенды о водопадах и о том, почему «Жених» похож на бутылку.
Пошел дождь. Он то расходился не на шутку, прогоняя всех с верхней палубы, то снова затихал. Пройдя к хвосту корабля, мы увидели плотную стену из дождя и тумана, повисшую между скал. Мимо с криком пролетела чайка, видимо, в надежде на корм, но нам и самим есть нечего, так что чайка осталась ни с чем.
Но вот и настала пора причаливать к берегу. На прощание на корабле заиграла пронзительно-печальная песня, большего драматизма добавлял непрекращающийся дождь и осознание того, что наше норвежское путешествие плавно выходит на финишную прямую. С грустью мы сошли на землю и долго стояли на берегу, глядя на воды фьорда.
Заночевали мы снова в палатке, съехав с трассы на малозаметную тропинку через насыпь. Теплый вечер, вкусный ужин с огня — и пара водопадов под боком в качестве бонуса.
Проснулись мы довольно рано, и успели поймать немного утренней красоты: низкие легкие облачка, подкрашенные рассветом. Время тянуть не стали, а сразу выдвинулись в сторону небольшого городка под Осло, где нас любезно согласился приютить заочно знакомый мотопутешественник Эрик. Не уезжая далеко от нашего места ночлега, мы нашли более зрелищное место наблюдения за нашими водопадами, а чуть подальше — светлый пролесок и плотину за ним.
Первую половину дня нам сопутствовало солнце, после обеда же картина начала постепенно меняться. Это «постепенно» доходило до смешного — едешь-едешь, впереди чистое небо, солнышко, радость, жизнь прекрасна. Очередной поворот — и перед тобой уже хмурятся тучи, деревья грозно покачиваются, буря, скоро грянет буря! И буря-таки грянула, причем в очень подходящем для нее месте — когда мы проезжали национальный парк Йотунхейм. Йотунов мы там не встретили (в такую погоду никого мы там не встретили бы)), но окружающий пейзаж вполне к тому располагал. С удовольствием прогулялась бы по парку, но и просто поездка через него подарила много впечатлений и эмоций.
До Эрика мы добрались к вечеру, когда погода снова улучшилась, да так, что впервые за всю дорогу стало жарко ехать. А вот силы нас уже почти покинули. После встречи Эрик отправил нас в дом, приходить в себя, и я сразу пошла в душ, смывать многодневную пыль и усталость. После нескольких ночей в палатке такие простые бытовые радости кажутся просто даром небес. А выйдя из душа, я обнаружила, что Эрик за это время успел съездить за кебабами, и мы с Гошей набросились на эту пищу богов. Серьезно, вкуснее кебабов мне еще не попадалось, ни до, ни после. Вечер продолжился за разговорами и песнями под гитару, а потом, умиротворенные и счастливые, мы ушли спать. Эрик, спасибо еще раз за твое гостеприимство!
Еще одно норвежское лакомство — шоколад фабрики «Freia»
Утром мы отправились на озерцо недалеко от дома. И тут всплыло продолжение нашего с Гошей спора, начавшегося еще дома. Практически всю дорогу он всячески ехидничал по поводу того, что я тащу в Норвегию купальник, и советовал надеть его в качестве дополнительного слоя одежды на Нордкапе, чтоб теплее было. И сам он плавки, конечно же, не потащил, они же ужасно тяжелые, как и мой купальник, зачем их брать, не надо их брать!. Так что плавать кое-кому пришлось в шортах :) Озеро было совсем пустое, видимо, из-за буднего дня, а когда мы, накупавшись, выбрались на берег, к нам подплыла деловитого вида утка с утятами. Они тоже вышли на сушу, и все утячье семейство принялось сосредоточенно ходить вокруг нас, то ли дожидаясь еды, то ли просто соображая, что мы такое.
Вторую половину дня решили посвятить прогулке по Осло. По совету Эрика, начать решили с Bygdøy, полуострова в составе Осло, на котором сосредоточено множество интересных музеев. Мне очень хотелось в музей Кон-Тики, но, к сожалению, мы не попали на день бесплатного посещения. В холл музея, впрочем, мы зашли, посмотрели развешанные по стенам фотографии, запечатлевшие различные моменты путешествия Тура Хейердала.
Мы вышли из здания на палящую жару. Норвегию как будто подменили — мы даже в Осло поехали в шортах, вопреки своим привычкам. Ходилось очень медленно и лениво, поэтому, пошатавшись туда-сюда, мы добрели до какой-то лавочки у воды, в теньке — да так и проспали на ней до самого вечера, как тролли под мостом.
Маяк, собранный из океанского мусора. «Ocean Hope».
Когда мы проснулись, музеи уже были закрыты, а на город опустилась приятная прохлада. Чтобы не терять день зря, поехали в Хольменколлен, самую высокую точку города, где расположен стадион и лыжный трамплин.
Хольментролль
Вечером, когда мы делились впечатлениями с Эриком, он сообщил нам, что на следующий день его пригласили на пикник на яхте его шведские друзья, и мы можем либо остаться и попробовать прогуляться по Осло еще раз, либо поехать с ним. После недолгих раздумий мы выбрали второй вариант — в Осло, конечно, интересно, но и пообщаться тоже хочется. Ну, а Осло… Осло подождет.
Утром, после завтрака, Эрик предложил прогуляться к озеру, где мы уже были без него, но повел нас не по дороге, а лесными горными тропами. Преодоление не самого простого пути (на котором еще и чьи-то огромные кости валялись) было вознаграждено красивым видом с вершины каменистого холма, на котором очень по-норвежски оказалась лавочка, и можно было присесть, передохнуть и насладиться тишиной и природой.
После обеда, собрав вещи (поскольку с пикника собирались двигаться уже дальше к дому), мы покинули Норвегию и оказались на краю Швеции. Перед тем, как направиться на лодочную пристань к Бьорну и Кики (друзьям Эрика), мы заскочили в гипермаркет и приятно удивились ценникам — шведская крона по отношению к рублю существенно дешевле норвежской, и на этот раз шопинг не вызывал чувства беспросветного уныния :) В остальном, пересечение границы двух государств прошло практически незаметно, лишь стоял небольшой знак с обозначением «Sverige».
На пристани нас уже ждали. Знакомства, приветствия, затаскивание вещей в яхту — и мы уже идем полным ходом к небольшому островку где-то в шведских водах, около которого и проведем ночь. Правда, по пути заплываем в город, к причалу, прямо на который доставляют заранее заказанную пиццу, отлично идущую с пивом и шведскими пейзажами. К острову мы пристаем уже в темноте, но у Бьорна и Кики заготовлено вино, уютные одеяла, фонарики и музыка, и импровизированная вечеринка продолжается. И если для наших скандинавов в происходящем нет ничего необычного, то нам, в свою очередь, все в кайф, особенно после месяца довольно-таки аскетичного образа жизни.
Утром мы завтракаем в беседке на острове, после чего идем купаться. Правда, после того, как наши соседи по причалу выловили с него же огромную зубастую рыбину, плавала я уже с осторожностью.
Но вот нам пора плыть обратно. Наши раздумья по поводу того, где же мы будем ночевать сегодня, прервал Эрик. Мол, хотите — поехали обратно ко мне. Покатаетесь по Осло завтра… Мы не смогли отказаться :) И вечером у Эрика все повторилось опять — снова разгружаем кофры с мотоцикла, приходим в себя после насыщенной поездки и встречаем ночь за разговорами и закусками…
Чтобы не протупить бездарно следующий день в Осло так же, как и в прошлый раз, выезжаем прямо утром. В этот раз дорога проходит не очень гладко: нам встречается первое в нашем путешествии ДТП, причем серьезное: в тоннеле перевернулась фура, что очень сильно осложнило движение, и мне на ходу пришлось искать маршрут объезда по картам. Мы довольно долго петляем по городу, один раз навигатор даже выносит нас в местное гетто, где в нашу сторону недобро посматривают толпящиеся на улицепьяные, грязные и, похоже, чем-то обколотые полноправные граждане с равными правами — видимо, у них там какая-то очередь за пособием, или что-то подобное, окружающие вывески были на арабском, так что их содержания мы не поняли. Но вот навигатор привел нас на улицу, обозначенную близко к центру, где мы паркуем мотоцикл, накрываем его чехлом, чего ни разу не делали в маленьких норвежских городках, и идем гулять по городу.
Изначально мы хотели сходить в парк скульптур Вигеланда, но на полпути Гоша начал параноить из-за подножки мотоцикла: ему почему-то стало казаться, что она непременно утонула в плавящемся от жары асфальте, и мотоцикл уже грустно валяется на боку, ожидая нас. В принципе, такие подозрения были небезосновательны, поскольку около дома Эрика именно так и вышло, поэтому мы развернулись и пошли обратно, по дороге несколько раз заблудившись — чтобы было интереснее.
Местный Арбат)
Убедившись, что с мотоциклом все хорошо, отправились в сторону королевского дворца. Как ни странно, около него можно было спокойно гулять, лежать на травке, разговаривать и дышать. Ограждение оказалось только непосредственно вблизи от входа, а в качестве стражи у ворот стояли солдаты, чем-то похожие на британских гвардейцев, только не вынужденных соблюдать полную отрешенность от мира. На просьбу сфоткаться с одним из них солдат согласился.
Забавная будочка, в которой можно ощутить запах роз — стоит на месте бывших розовых садов 18 века.
Нагулявшись по Осло, мы вернулись к мотоциклу. Время ехать домой. Вскоре после нашего возвращения Эрик уехал в аэропорт, встречать жену Ильгу. Она оказалась очень милой и дружелюбной, мы быстро нашли общий язык. Мужчины вскоре после ужина отправились спать, мы же с Ильгой за рюмочкой чая болтали часов до трех.
Наутро мы тепло прощаемся с хозяевами дома, сделавшими наше путешествие красочнее, разнообразнее и приятнее. Норвежская часть приключений подошла к заключительному этапу, и уже через несколько часов мы покидаем Норвегию, теперь уже совсем, и въезжаем в Швецию. Но об этом — в следующей части.
Продолжение следует...
Как все продолжалось: тык-два
Что же было еще: тык-три
Покинув сказочный Олесунн, мы устремились к Лестнице Тролля по трассе Е136. Этот отрезок дороги перед Лестницей очень красив: сначала сельские пейзажи, домики с травяными крышами, ухоженные овечки с колокольчиками (с ними, кстати, надо быть поосторожнее, пасутся они прямо на дороге и ничего им никто не говорит). Потом дорога начинает уходить в горы, камни потихоньку вытесняют зелень, и на подъезде к Trollstigen окружающая природа снова становится брутально-нордической.
В одном месте снова не можем проехать мимо гигантской снежной кучи, уходящей ввысь. Влезть на нее было бы непросто, поэтому я и не стала. Но Гошу было не остановить. Он относительно благополучно добрался почти доверху, увидел, что за снежной кучей — обрыв, куда очень не хотелось бы провалиться, и начал спускаться по скользкой круче обратно. И вдруг произошло ужасное: Гоша подскользнулся и с нехилым таким ускорением устремился вниз уже на спине с высоты примерно второго этажа. А так как снежная куча внизу заканчивалась резким обрывом в человеческий рост, приземление грозило быть весьма печальным. Единственное, что я успела сделать — это сообразить, что на такой скорости при попытке поймать мужа в полете он меня просто снесет, и поломанных будет уже двое. Поэтому я отскочила в сторону, а Гоша же каким-то чудом умудрился снова оказаться на ногах и последние метры до края пробежал, после чего благополучно спрыгнул на дорогу. Ругалась я, конечно, на всех известных мне языках, но все хорошо, что хорошо кончается.
Не знаю, для чего люди складывают пирамидки из камней, но выглядит такая каменная долина впечатляюще. Вообще, до самой стены мы ехали долго, потому что подобных пейзажей по пути встречается очень много, везде хочется остановиться и погулять.
Уже на подъездах тормозим у сувенирных магазинов — покупать ничего не стали, но поглазеть на забавные фигурки троллей интересно. А скоро начнется спуск… Вот оно, предвкушение…
Вид с вершины стены Тролля потрясающий — все эти изгибы дороги, машинки, ползущие по ним где-то там, внизу, водопады, скалы. Разъезжаться на первый взгляд трудно, но у всех как-то получается, даже у толстеньких кемперов.
Внизу, в конце тропы, нашли скрытый от посторонних глаз красивый уголок, и собрали там свои каменные пирамидки — прямо посреди бурного потока.
Правда, когда мы выползали из кустов, нас приметило семейство с тремя детьми, и радостно ринулось туда же. Так что боюсь, пирамидки могли простоять очень недолго :) Мы устроились в других кустах за деревянным столом, который там предусмотрительно поставили для путников, и с наслаждением заточили банку потатсалата с кнайпбрёдом
К моменту очередного спуска солнце уже начало прятаться за Стену, надо было задумываться о ночлеге. Мы решили никуда не рваться и остановились на площадке для кемпинга с видом на Гейрангер-фьорд. Площадка была замечательная по всем параметрам: асфальтированная парковка, ровная травка на месте для пикника, куда так удобно ставить палатку, туалеты с умывальниками, большие мусорные баки, стол со скамьями, шикарный вид… Все портила только табличка на парковке: «На ночь с палатками останавливаться запрещено! Только для дневного кемпинга!». Вот где логика? Ведь лучше же, если туристы будут ночевать там, где есть возможность без проблем убрать за собой, а не абы где в кустах. Нарываться на проблемы с полицией и на штрафы не хотелось, а ночевать в этом прекрасном месте — очень. В итоге, решили, если что — съезжать на «дыру в законах». Мол, табличка на парковке стоит, а мы ж не на парковке. И оттащили уже поставленную палатку подальше от асфальта. На всякий случай.
Только заварили чаю — видим, вдали показались два очень знакомых мопеда — это же Кари и Манс! Радостно машем им руками, они нас замечают и сворачивают на огонек, а за ними — еще пара мотоциклов, видимо, где-то подхватили попутчиков. Кари заметно дрожит от холода, мы отпаиваем ее чаем и делимся друг с другом впечатлениями от дороги. Отогревшись, наши друзья непременно хотят хоть чем-нибудь отблагодарить нас за чай. Не слушая возражений, они достают из кофра банку консервированной макрели в томате и вручают нам, сопроводив пояснением «если вы не ели эту рыбу — вы не были в Норвегии!»
Ставить палатку рядом с нашей Манс и Кари отказались — хотели переночевать где-нибудь под крышей, да и вообще уже спешили в Берген, к внукам. Тепло попрощавшись, они укатили вдаль, а вот их недавние попутчики, двое шведских мотоциклистов, уже разложили свои палатки и начали накрывать поляну, поглядывая на нас.
Какой лучший способ завязать беседу? Шведы выбрали самый простой. Подошли и спросили: «пиво будете?» Ну, отчего же не выпить по баночке… Но за баночкой следовала другая, за ней — еще одна, и в конце концов я не выдержала и поинтересовалась, они с собой везут вообще что-то, кроме пива? «Еще самогон», — после секундного раздумья ответили мне. «Вот он. Будешь?»
Беседа затянулась почти до самого утра, по палаткам мы расползались уже часа в четыре. Сколько бы мы ни пытались придерживаться разумного режима в своих путешествиях — хорошая компания мигом рушит все эти планы :) Пожалуй, в каком-нибудь другом месте настроение после таких посиделок было бы околонулевое, но не здесь, когда тебя окружают такие красоты. Гейрангер-фьорд потрясающе выглядит с высоты, а сегодня нам предстоит еще и водное путешествие по нему, и оно тоже обещает быть нескучным. Перед спуском мы останавливаемся на смотровой площадке, созданной специально для обзора фьорда с другого ракурса. Внизу, по воде, движется какая-то точка. Никак не могу понять, утка, что ли? Оказалось, паром. Что-то я совсем не сопоставляю пропорций спросонья) А сквозь стеклянный пол видно, как из скалы вырывается поток воды и стремительно падает вниз…
Прежде, чем отправиться в плавание на пароме, у нас есть еще одно место, на которое надо заехать — это Далснибба. О ней мы знали только то, что это какая-то горная смотровая площадка, которая открылась относительно недавно. Время до парома вроде есть, так отчего бы благородным донам и не заехать на Далсниббу?
Реальность оказалась круче любых ожиданий — сама площадка и дорога до нее, пожалуй, стоит того, чтобы назвать ее самым зрелищным и восхитительным маршрутом в Норвегии, по которому мне удалось проехать. По кажущейся бесконечной ленте дороги мы поднимались выше и выше, пока не достигли смотровой. На момент нашего посещения площадка еще активно достраивалась, сейчас она, возможно, уже полностью готова. Пол местами был решетчатый, и сквозь него можно было смотреть вниз, в глубокую бездну под ногами.
Вот так, гуляя по парковке выше облаков, мы обратили внимание на множество милых машинок, большинство из которых было облеплено наклейками. Мы подошли к самой на вид «боевой» машине и познакомились с ее хозяевами, членами клуба владельцев Ситроенов 2CV. Они нам рассказали о маршрутах, пройденных на этой машинке, список весьма впечатляющий. Причем начали свой путь они настолько давно, что побывали даже в Союзе :)
Начав спуск обратно вниз, мы вскоре заприметили отличное место для обеда. Вода для чая, набранная из горного ручья неподалеку и никак не желающая закипать, сублимированное картофельное пюре и настоящая норвежская макрель в консервах — лучший обед, с которым не сравнятся никакие рестораны мира.
С сожалением прощаемся с Далсниббой, и по серпантину дороги проделываем обратный путь в сторону фьорда. Но дорога не хочет отпускать, и мы снова и снова останавливаемся — то изучаем обломки сельскохозяйственной техники, то разглядываем исторический сарай для хранения земли, то просто лежим на траве, в петле дороги, едим дикую чернику и смотрим в черничного же цвета высокое небо Норвегии, на облака, от которых мы недавно спустились.
Такие сараи служили для хранения в них сухой земли. До изобретения снегоочистительной техники дороги чистились вручную, а в суровых норвежских условиях счищать приходилось от четырех до семи метров снега. Поэтому на дороги разбрасывалась черная земля, ускоряя процесс таяния снега.
Тучи собрались плотным слоем, когда мы добрались до парома. Наш водный маршрут пролегал мимо знаменитых водопадов с романтичными названиями «Семь сестер», «Фата невесты», «Жених», мимо домиков на скалах вдоль фьорда, а голос из громкоговорителя давал пояснения по ходу пути, рассказывал легенды о водопадах и о том, почему «Жених» похож на бутылку.
Пошел дождь. Он то расходился не на шутку, прогоняя всех с верхней палубы, то снова затихал. Пройдя к хвосту корабля, мы увидели плотную стену из дождя и тумана, повисшую между скал. Мимо с криком пролетела чайка, видимо, в надежде на корм, но нам и самим есть нечего, так что чайка осталась ни с чем.
Но вот и настала пора причаливать к берегу. На прощание на корабле заиграла пронзительно-печальная песня, большего драматизма добавлял непрекращающийся дождь и осознание того, что наше норвежское путешествие плавно выходит на финишную прямую. С грустью мы сошли на землю и долго стояли на берегу, глядя на воды фьорда.
Заночевали мы снова в палатке, съехав с трассы на малозаметную тропинку через насыпь. Теплый вечер, вкусный ужин с огня — и пара водопадов под боком в качестве бонуса.
Проснулись мы довольно рано, и успели поймать немного утренней красоты: низкие легкие облачка, подкрашенные рассветом. Время тянуть не стали, а сразу выдвинулись в сторону небольшого городка под Осло, где нас любезно согласился приютить заочно знакомый мотопутешественник Эрик. Не уезжая далеко от нашего места ночлега, мы нашли более зрелищное место наблюдения за нашими водопадами, а чуть подальше — светлый пролесок и плотину за ним.
Первую половину дня нам сопутствовало солнце, после обеда же картина начала постепенно меняться. Это «постепенно» доходило до смешного — едешь-едешь, впереди чистое небо, солнышко, радость, жизнь прекрасна. Очередной поворот — и перед тобой уже хмурятся тучи, деревья грозно покачиваются, буря, скоро грянет буря! И буря-таки грянула, причем в очень подходящем для нее месте — когда мы проезжали национальный парк Йотунхейм. Йотунов мы там не встретили (в такую погоду никого мы там не встретили бы)), но окружающий пейзаж вполне к тому располагал. С удовольствием прогулялась бы по парку, но и просто поездка через него подарила много впечатлений и эмоций.
До Эрика мы добрались к вечеру, когда погода снова улучшилась, да так, что впервые за всю дорогу стало жарко ехать. А вот силы нас уже почти покинули. После встречи Эрик отправил нас в дом, приходить в себя, и я сразу пошла в душ, смывать многодневную пыль и усталость. После нескольких ночей в палатке такие простые бытовые радости кажутся просто даром небес. А выйдя из душа, я обнаружила, что Эрик за это время успел съездить за кебабами, и мы с Гошей набросились на эту пищу богов. Серьезно, вкуснее кебабов мне еще не попадалось, ни до, ни после. Вечер продолжился за разговорами и песнями под гитару, а потом, умиротворенные и счастливые, мы ушли спать. Эрик, спасибо еще раз за твое гостеприимство!
Еще одно норвежское лакомство — шоколад фабрики «Freia»
Утром мы отправились на озерцо недалеко от дома. И тут всплыло продолжение нашего с Гошей спора, начавшегося еще дома. Практически всю дорогу он всячески ехидничал по поводу того, что я тащу в Норвегию купальник, и советовал надеть его в качестве дополнительного слоя одежды на Нордкапе, чтоб теплее было. И сам он плавки, конечно же, не потащил
Вторую половину дня решили посвятить прогулке по Осло. По совету Эрика, начать решили с Bygdøy, полуострова в составе Осло, на котором сосредоточено множество интересных музеев. Мне очень хотелось в музей Кон-Тики, но, к сожалению, мы не попали на день бесплатного посещения. В холл музея, впрочем, мы зашли, посмотрели развешанные по стенам фотографии, запечатлевшие различные моменты путешествия Тура Хейердала.
Мы вышли из здания на палящую жару. Норвегию как будто подменили — мы даже в Осло поехали в шортах, вопреки своим привычкам. Ходилось очень медленно и лениво, поэтому, пошатавшись туда-сюда, мы добрели до какой-то лавочки у воды, в теньке — да так и проспали на ней до самого вечера, как тролли под мостом.
Маяк, собранный из океанского мусора. «Ocean Hope».
Когда мы проснулись, музеи уже были закрыты, а на город опустилась приятная прохлада. Чтобы не терять день зря, поехали в Хольменколлен, самую высокую точку города, где расположен стадион и лыжный трамплин.
Хольментролль
Вечером, когда мы делились впечатлениями с Эриком, он сообщил нам, что на следующий день его пригласили на пикник на яхте его шведские друзья, и мы можем либо остаться и попробовать прогуляться по Осло еще раз, либо поехать с ним. После недолгих раздумий мы выбрали второй вариант — в Осло, конечно, интересно, но и пообщаться тоже хочется. Ну, а Осло… Осло подождет.
Утром, после завтрака, Эрик предложил прогуляться к озеру, где мы уже были без него, но повел нас не по дороге, а лесными горными тропами. Преодоление не самого простого пути (на котором еще и чьи-то огромные кости валялись) было вознаграждено красивым видом с вершины каменистого холма, на котором очень по-норвежски оказалась лавочка, и можно было присесть, передохнуть и насладиться тишиной и природой.
После обеда, собрав вещи (поскольку с пикника собирались двигаться уже дальше к дому), мы покинули Норвегию и оказались на краю Швеции. Перед тем, как направиться на лодочную пристань к Бьорну и Кики (друзьям Эрика), мы заскочили в гипермаркет и приятно удивились ценникам — шведская крона по отношению к рублю существенно дешевле норвежской, и на этот раз шопинг не вызывал чувства беспросветного уныния :) В остальном, пересечение границы двух государств прошло практически незаметно, лишь стоял небольшой знак с обозначением «Sverige».
На пристани нас уже ждали. Знакомства, приветствия, затаскивание вещей в яхту — и мы уже идем полным ходом к небольшому островку где-то в шведских водах, около которого и проведем ночь. Правда, по пути заплываем в город, к причалу, прямо на который доставляют заранее заказанную пиццу, отлично идущую с пивом и шведскими пейзажами. К острову мы пристаем уже в темноте, но у Бьорна и Кики заготовлено вино, уютные одеяла, фонарики и музыка, и импровизированная вечеринка продолжается. И если для наших скандинавов в происходящем нет ничего необычного, то нам, в свою очередь, все в кайф, особенно после месяца довольно-таки аскетичного образа жизни.
Утром мы завтракаем в беседке на острове, после чего идем купаться. Правда, после того, как наши соседи по причалу выловили с него же огромную зубастую рыбину, плавала я уже с осторожностью.
Но вот нам пора плыть обратно. Наши раздумья по поводу того, где же мы будем ночевать сегодня, прервал Эрик. Мол, хотите — поехали обратно ко мне. Покатаетесь по Осло завтра… Мы не смогли отказаться :) И вечером у Эрика все повторилось опять — снова разгружаем кофры с мотоцикла, приходим в себя после насыщенной поездки и встречаем ночь за разговорами и закусками…
Чтобы не протупить бездарно следующий день в Осло так же, как и в прошлый раз, выезжаем прямо утром. В этот раз дорога проходит не очень гладко: нам встречается первое в нашем путешествии ДТП, причем серьезное: в тоннеле перевернулась фура, что очень сильно осложнило движение, и мне на ходу пришлось искать маршрут объезда по картам. Мы довольно долго петляем по городу, один раз навигатор даже выносит нас в местное гетто, где в нашу сторону недобро посматривают толпящиеся на улице
Изначально мы хотели сходить в парк скульптур Вигеланда, но на полпути Гоша начал параноить из-за подножки мотоцикла: ему почему-то стало казаться, что она непременно утонула в плавящемся от жары асфальте, и мотоцикл уже грустно валяется на боку, ожидая нас. В принципе, такие подозрения были небезосновательны, поскольку около дома Эрика именно так и вышло, поэтому мы развернулись и пошли обратно, по дороге несколько раз заблудившись — чтобы было интереснее.
Местный Арбат)
Убедившись, что с мотоциклом все хорошо, отправились в сторону королевского дворца. Как ни странно, около него можно было спокойно гулять, лежать на травке, разговаривать и дышать. Ограждение оказалось только непосредственно вблизи от входа, а в качестве стражи у ворот стояли солдаты, чем-то похожие на британских гвардейцев, только не вынужденных соблюдать полную отрешенность от мира. На просьбу сфоткаться с одним из них солдат согласился.
Забавная будочка, в которой можно ощутить запах роз — стоит на месте бывших розовых садов 18 века.
Нагулявшись по Осло, мы вернулись к мотоциклу. Время ехать домой. Вскоре после нашего возвращения Эрик уехал в аэропорт, встречать жену Ильгу. Она оказалась очень милой и дружелюбной, мы быстро нашли общий язык. Мужчины вскоре после ужина отправились спать, мы же с Ильгой за рюмочкой чая болтали часов до трех.
Наутро мы тепло прощаемся с хозяевами дома, сделавшими наше путешествие красочнее, разнообразнее и приятнее. Норвежская часть приключений подошла к заключительному этапу, и уже через несколько часов мы покидаем Норвегию, теперь уже совсем, и въезжаем в Швецию. Но об этом — в следующей части.
Продолжение следует...
- BigBug
- Елена
- 7 апреля 2019 в 0:19
- 2
- +28
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернуть