Honda VFR750F 1996 → Поучительные истории. Как обслужить что бы в ремонтах не тужить(часть 2)
Ну что же, настал час заглянуть в рулевую колонку…
(в предыдущей части можно посмотреть как я обслуживал тормозилки часть1).
Предварительные ласки:
— устанавливаем мотоцикл на центральную подножку(долго ему на ней еще стоять);
— откручиваем и снимаем передний щиток;
— откручиваем от цилиндров вилки и снимаем тормозные суппорты(тормозилки полностью были сняты для действа, описанного в первой части, если разбирать их нет нужды, подвязываем их аккуратно проволочкой к чему-нибудь на раме, что бы не мешали);
— пока мот устойчив, можно отжать топкэпы(перед тем как их отжимать, нужно выкрутить крутилки преднатяга пружин в минимум, если таковые настройки есть). Еще один лайфхак, если крутилки преднатяга вот с такой прорезью как на фото ниже, то крутить их легче всего крупной монетой(в РБ для этого даже деноминацию провели), отверткой такую прорезь повредить не составит труда.
Сделаны топкэпы в 99,9% случаев из алюминиевого сплава, и ключом повреждаются на раз, поэтому откручивать их рекомендую только головкой(торцевым ключом). Для анодированных(читай цветных) топкэпов можно пойти на еще одну осторожность и пройтись разок по граням тонкой изолентой. После этого надеваем головку и аккуратно его срываем(до конца не откручиваем, сделаем это когда будем сливать масло с вилки).
— так же срываем гайку верхней траверсы и гайку(у кого-то болт) крепления передней оси, они зажата приличным моментом(все эти действия можно делать и потом, но удобнее и безопаснее сорвать все «самые крепкие гайки», когда мотоцикл максимально устойчив, т.е. пока он еще на всех двух колесах).
— далее подпираем переднюю часть двигателя деревянными брусками(или тем что найдется) таким образом, что бы на центральной подножке заднее колесо коснулось земли, а переднее оказалось вывешенным. В случае выфера подпорку можно поставить под выхлоп, так как он ниже всего и развесовка такова, что давление на трубы минимальное. В других же мото развесовка может оказаться совсем другой, поэтому лучше всего упор делать на картер(поддон).
Теперь можно отжимать болты фиксации оси и вытаскивать оную, тем самым демонтируя переднее колесо. Откладываем колесо в сторонку и начинаем разбирать виль. В случае выфера(и других мотоциклов с клипонами) демонтируем клипоны и отжимаем болты фиксации перьев в верхней траверсе. Далее отжимаем болты в нижней траверсе и аккуратно вытаскиваем перья вилки(в простонародье «ломы»). Можно пока отложить их в сторонку. Покрытие алюминиевых цилиндров вилки было все в сколах и я решил отдать их в покраску(на фото уже готовый вариант)
Вот и до рулевой колонки добрались. Гайку на верхней траверсе теперь можно открутить полностью и снять траверсу со штока. Все элементы, которые я демонтирую, но снять их полностью и положить в коробку нет возможности(к ним идут провода, тросы и прочее) я креплю рядом с их местом установки на изоленту или нейлоновые стяжки, что бы вся эта требуха не мешала работать.
Под траверсой видим вот такую комбинацию гаек(на фото уже разобранная рулевая с накрученными гайками для наглядности). На фото снизу вверх — контргайка, далее стопорная шайба и нижняя регулирующая гайка с крышкой:
Как правило откручивается это дело все разом, но вообще для начала нужно отогнуть усы стопорной шайбы на контргайке, открутить контргайку, снять стопорную шайбу и только потом откручивать нижнюю регулирующую гайку. После этих действий можно вытаскивать нижнюю траверсу со штоком.
После извлечения штока и подшипников мы можем лицезреть поверхности наружных обойм подшипников:
По факту разборки выяснилось, что подшипники, можно сказать, новые. Досадным открытием стало то, что когда их меняли в Нидерландах, не установили на место нижний пыльник подшипника(слава Одину, грязи и пыли туда не успело набиться и подшипник не пострадал). Обстоятельство это не случайно, дело в том, что есть одна особенность заказа рулевой. В оригинальном комплекте, как правило, только подшипники, без пыльников(а вот All Balls включают пыльники в комплект). И вот ты заказываешь оригинальный комплект и довольный бежишь в гараж. Но ты еще не знаешь, что нижний пыльник, в каком бы прекрасном состоянии он не был, практически невозможно снять, не повредив, поскольку что бы снять внутреннюю обойму подшипника со штока, между ней и траверсой нужно аккуратно вбить острый клин, путь которого проходит как раз по пыльнику. Поэтому имейте ввиду, при замене рулевой, обязательно заказывайте либо комплект подшипников с пыльниками, либо как минимум пыльник нижнего подшипника. Но если комплект без пыльников уже в руках, и… опа горит все это дело поменять, то есть способы это сделать(голландцы, к сожалению ими не воспользовались). Можно стащить обойму наружным съемником, если позволяет длина и геометрия его лап. Для зацепа лап на обойме придется аккуратно пропилить прорези и дело почти в шляпе. Так же, если у Вас в гараже случайно оказалось ведро с жидким азотом, то можете просто облить им обойму и легким точным ударом молотка разбить ее как стекло)).
Мне придется заказывать. Так выглядят вымытые и готовые для установки подшипники(на фото посередине пыльник верхнего подшипника):
Если подшипники все же нужно менять, то Вам придется демонтировать внешние обоймы из рамы(мне этого делать не пришлось). Для этих целей в раме есть выточки для выколотки:
Обычно их две и расположены они диаметрально. Технология, думаю, понятна. Просовываем выколотку внутрь, профилированной гранью через выточку упираемся в обойму и аккуратно бьем молотком, потом по второй противоположной стороне обоймы (следим что бы обойма выходила равномерно). Выколотки я делаю из металлического стержня/болванки/арматуры, в зависимости от того из какого металла то, по чем мы стучим, и какова геометрия детали(мы должны обеспечить максимальный зацеп/ упор при ударе). Для всяких нежных штук использую алюминий, для остального — железо(арматуру). Проще потратить пол часа времени на изготовление такого инструмента и аккуратно и без проблем снять деталь, чем расхреначить пол мота дедушкиным гвоздодером)). Для примера сфоткал первую попавшуюся выколотку, которую я, кажется, использовал для срыва какой-то крышки в ямахе.
Что бы поставить новые обоймы, посадочные места нужно хорошенько прогреть феном, установить туда обойму правильной стороной и через обечайку(полый цилиндр или болванка, как правило из алюминия или латуни, диаметром чуть меньше обоймы) равномерно забить молотком обойму до упора(постукиваем последовательно по противоположным краям и следим что бы ее не перекосило). Часто в гаражных условиях вместо подходящей обечайки, используют торцевые головки.
Далее хорошенько смазываем обоймы и сами сепараторы с роликами/шариками качественной консистентной смазкой. Для рулевой и прогрессии я использую литиевую смазку Elf с сульфидом молибдена. Вставляем в верхнюю часть рулевой подшипник и накрываем его пыльником, далее запихиваем шток в рулевую колонку, и закручиваем первую гайку, ту что с крышкой подшипника. В мануале указано с каким усилием ее нужно затянуть(для выфера это 25 Н*м). Зажать-отжать можно несколько раз, прокручивая рулевую на каждой итерации. Рулевая должна прокручиваться легко без закусываний и заеданий(естественно, люфтов быть не должно). Вставляем стопорную шайбу отогнутыми усиками в закрученную гайку, сверху накручиваем стопорную гайку. Небольшим усилием докручиваем ее до положения, где прорези на гайке совпадут с усиками на стопорной шайбе и, собственно, загибаем усики в прорези. Накрываем все это дело верхней траверсой и наживляем финишную третью гайку на шток, но не зажимаем пока. Рулевая собрана, осталось обслужить и установить гидроцилиндры вилки, чем мы займемся в следующей серии.
Добавлю на десерт немного обнаженки))
(в предыдущей части можно посмотреть как я обслуживал тормозилки часть1).
Предварительные ласки:
— устанавливаем мотоцикл на центральную подножку(долго ему на ней еще стоять);
— откручиваем и снимаем передний щиток;
— откручиваем от цилиндров вилки и снимаем тормозные суппорты(тормозилки полностью были сняты для действа, описанного в первой части, если разбирать их нет нужды, подвязываем их аккуратно проволочкой к чему-нибудь на раме, что бы не мешали);
— пока мот устойчив, можно отжать топкэпы(перед тем как их отжимать, нужно выкрутить крутилки преднатяга пружин в минимум, если таковые настройки есть). Еще один лайфхак, если крутилки преднатяга вот с такой прорезью как на фото ниже, то крутить их легче всего крупной монетой(в РБ для этого даже деноминацию провели), отверткой такую прорезь повредить не составит труда.
Сделаны топкэпы в 99,9% случаев из алюминиевого сплава, и ключом повреждаются на раз, поэтому откручивать их рекомендую только головкой(торцевым ключом). Для анодированных(читай цветных) топкэпов можно пойти на еще одну осторожность и пройтись разок по граням тонкой изолентой. После этого надеваем головку и аккуратно его срываем(до конца не откручиваем, сделаем это когда будем сливать масло с вилки).
— так же срываем гайку верхней траверсы и гайку(у кого-то болт) крепления передней оси, они зажата приличным моментом(все эти действия можно делать и потом, но удобнее и безопаснее сорвать все «самые крепкие гайки», когда мотоцикл максимально устойчив, т.е. пока он еще на всех двух колесах).
— далее подпираем переднюю часть двигателя деревянными брусками(или тем что найдется) таким образом, что бы на центральной подножке заднее колесо коснулось земли, а переднее оказалось вывешенным. В случае выфера подпорку можно поставить под выхлоп, так как он ниже всего и развесовка такова, что давление на трубы минимальное. В других же мото развесовка может оказаться совсем другой, поэтому лучше всего упор делать на картер(поддон).
Теперь можно отжимать болты фиксации оси и вытаскивать оную, тем самым демонтируя переднее колесо. Откладываем колесо в сторонку и начинаем разбирать виль. В случае выфера(и других мотоциклов с клипонами) демонтируем клипоны и отжимаем болты фиксации перьев в верхней траверсе. Далее отжимаем болты в нижней траверсе и аккуратно вытаскиваем перья вилки(в простонародье «ломы»). Можно пока отложить их в сторонку. Покрытие алюминиевых цилиндров вилки было все в сколах и я решил отдать их в покраску(на фото уже готовый вариант)
Вот и до рулевой колонки добрались. Гайку на верхней траверсе теперь можно открутить полностью и снять траверсу со штока. Все элементы, которые я демонтирую, но снять их полностью и положить в коробку нет возможности(к ним идут провода, тросы и прочее) я креплю рядом с их местом установки на изоленту или нейлоновые стяжки, что бы вся эта требуха не мешала работать.
Под траверсой видим вот такую комбинацию гаек(на фото уже разобранная рулевая с накрученными гайками для наглядности). На фото снизу вверх — контргайка, далее стопорная шайба и нижняя регулирующая гайка с крышкой:
Как правило откручивается это дело все разом, но вообще для начала нужно отогнуть усы стопорной шайбы на контргайке, открутить контргайку, снять стопорную шайбу и только потом откручивать нижнюю регулирующую гайку. После этих действий можно вытаскивать нижнюю траверсу со штоком.
После извлечения штока и подшипников мы можем лицезреть поверхности наружных обойм подшипников:
По факту разборки выяснилось, что подшипники, можно сказать, новые. Досадным открытием стало то, что когда их меняли в Нидерландах, не установили на место нижний пыльник подшипника(слава Одину, грязи и пыли туда не успело набиться и подшипник не пострадал). Обстоятельство это не случайно, дело в том, что есть одна особенность заказа рулевой. В оригинальном комплекте, как правило, только подшипники, без пыльников(а вот All Balls включают пыльники в комплект). И вот ты заказываешь оригинальный комплект и довольный бежишь в гараж. Но ты еще не знаешь, что нижний пыльник, в каком бы прекрасном состоянии он не был, практически невозможно снять, не повредив, поскольку что бы снять внутреннюю обойму подшипника со штока, между ней и траверсой нужно аккуратно вбить острый клин, путь которого проходит как раз по пыльнику. Поэтому имейте ввиду, при замене рулевой, обязательно заказывайте либо комплект подшипников с пыльниками, либо как минимум пыльник нижнего подшипника. Но если комплект без пыльников уже в руках, и… опа горит все это дело поменять, то есть способы это сделать(голландцы, к сожалению ими не воспользовались). Можно стащить обойму наружным съемником, если позволяет длина и геометрия его лап. Для зацепа лап на обойме придется аккуратно пропилить прорези и дело почти в шляпе. Так же, если у Вас в гараже случайно оказалось ведро с жидким азотом, то можете просто облить им обойму и легким точным ударом молотка разбить ее как стекло)).
Мне придется заказывать. Так выглядят вымытые и готовые для установки подшипники(на фото посередине пыльник верхнего подшипника):
Если подшипники все же нужно менять, то Вам придется демонтировать внешние обоймы из рамы(мне этого делать не пришлось). Для этих целей в раме есть выточки для выколотки:
Обычно их две и расположены они диаметрально. Технология, думаю, понятна. Просовываем выколотку внутрь, профилированной гранью через выточку упираемся в обойму и аккуратно бьем молотком, потом по второй противоположной стороне обоймы (следим что бы обойма выходила равномерно). Выколотки я делаю из металлического стержня/болванки/арматуры, в зависимости от того из какого металла то, по чем мы стучим, и какова геометрия детали(мы должны обеспечить максимальный зацеп/ упор при ударе). Для всяких нежных штук использую алюминий, для остального — железо(арматуру). Проще потратить пол часа времени на изготовление такого инструмента и аккуратно и без проблем снять деталь, чем расхреначить пол мота дедушкиным гвоздодером)). Для примера сфоткал первую попавшуюся выколотку, которую я, кажется, использовал для срыва какой-то крышки в ямахе.
Что бы поставить новые обоймы, посадочные места нужно хорошенько прогреть феном, установить туда обойму правильной стороной и через обечайку(полый цилиндр или болванка, как правило из алюминия или латуни, диаметром чуть меньше обоймы) равномерно забить молотком обойму до упора(постукиваем последовательно по противоположным краям и следим что бы ее не перекосило). Часто в гаражных условиях вместо подходящей обечайки, используют торцевые головки.
Далее хорошенько смазываем обоймы и сами сепараторы с роликами/шариками качественной консистентной смазкой. Для рулевой и прогрессии я использую литиевую смазку Elf с сульфидом молибдена. Вставляем в верхнюю часть рулевой подшипник и накрываем его пыльником, далее запихиваем шток в рулевую колонку, и закручиваем первую гайку, ту что с крышкой подшипника. В мануале указано с каким усилием ее нужно затянуть(для выфера это 25 Н*м). Зажать-отжать можно несколько раз, прокручивая рулевую на каждой итерации. Рулевая должна прокручиваться легко без закусываний и заеданий(естественно, люфтов быть не должно). Вставляем стопорную шайбу отогнутыми усиками в закрученную гайку, сверху накручиваем стопорную гайку. Небольшим усилием докручиваем ее до положения, где прорези на гайке совпадут с усиками на стопорной шайбе и, собственно, загибаем усики в прорези. Накрываем все это дело верхней траверсой и наживляем финишную третью гайку на шток, но не зажимаем пока. Рулевая собрана, осталось обслужить и установить гидроцилиндры вилки, чем мы займемся в следующей серии.
Добавлю на десерт немного обнаженки))
- madim87
- Алексей
- 14 декабря 2018 в 1:20
- 1
- +21
Я на своём мотоцикле тоже выбивал самодельной выколоткой. А вот запрессовывать лучше как сказано в инструкции шпилькой и шайбами. Пусть дольше, зато будешь уверен, что не деформируешь ударами и не перекосишь. А вот на V-Maxе моего друга мест под выколотки нет и проще всего оказалось выбить наружные обоймы, приварив к ним перемычки. Считаю, что даже если подшипник внешне и целёхонек, лучше поменять все обоймы в сборе и забыть об этом важном узле надолго. Внутреннюю обойму нижнего подшипника можно аккуратно спилить до тонкости зачистным кругом и расколоть молотком — тогда уцелеет пыльник, если работать аккуратно.
-Со шпилькой поленился описывать процесс, согласен, он самый правильный. Но в хорошо разогретое посадочное место(касается алюминиевых рам), обойма садится очень легко, аккуратные постукивания по обечайке и подшипник на месте. Вообще, абсолютно все подшипники лучше запресовывать(гидропресс, тиски, шпилька + пуансоны нужных размеров), а не забивать. У меня все это есть, но я описываю так же более доступные способы.
-В случае с V-max, если есть внутренний съемник, можно дремелем пропилить в обойме канавки, зацепиться за них и через съемник выбить.
-Что касается замены подшипников, то могу сказать что роликовые подшипники в рулевой практически вечные, тем более оригинальные(в моем случае они еще и заменены недавно, с завода там стоят шариковые). Хорошая смазка и про этот узел можно вообще забыть.
-Срезать нижнюю обойму — тоже выход.
-В случае с V-max, если есть внутренний съемник, можно дремелем пропилить в обойме канавки, зацепиться за них и через съемник выбить.
-Что касается замены подшипников, то могу сказать что роликовые подшипники в рулевой практически вечные, тем более оригинальные(в моем случае они еще и заменены недавно, с завода там стоят шариковые). Хорошая смазка и про этот узел можно вообще забыть.
-Срезать нижнюю обойму — тоже выход.
Вечные если мот хорошо ездил, но если больше стоял как мой, — разобрал и опечалился: явные ямы под каждым роликом на обоих обоймах: Япония, оригинал, но очень старое и кислое. А так конечно если всё время подтягивать, то езди сколько хочешь. Но кстати на том V-Maxе подшипник стал хрустеть и клинить после лёгкого падения, из-за чего собственно и полезли. С дремелем учту на следующий раз) ну а тогда удобнее было со сваркой.
ПС кстати как ты выбиваешь колёсные подшипники?
ПС кстати как ты выбиваешь колёсные подшипники?
ну с колесными вариантов вроде не много)) Сдвигаю спейсер, который стоит между подшипниками(обычно с одной стороны он сдвигается больше чем с другой) и работаю выколоткой)) На днях менял подшипники в заднем колесе Yamaha BT1100, так там с одной стороны спейсер вообще плотно стоит в ступице и ни миллиметра в сторону не сдвигается(его диаметр с той стороны практически такой же как отверстие в ступице), поэтому без вариантов начать доставать подшипники можно только с одной стороны, а после уже с противоположной. Причем первой нужно выколачивать сторону с которой стоят два подшипника. Кстати, какие подшипники в рулевую поставил таки?
Мот очень интересный, хоть многие и плюются на его характеристики. С низов едет бодро, передачи до третьей сколько и как бы резко не открыл газ, кажется что в ту же секунду он уже едет на оборотах, которые соответствуют углу поворота дросселя. Если резко откручивать, то он аж подпрыгивать начинает, но в вилли с газа не становится, тяжелый. Для города шикарный мот. Звук отличный у него.
Этот байк по своей сути — классик. Безусловно по трассе ничто не мешает на нем прохватить. Но как же он красив когда на нем нет ничего, кроме наездника. Туристическую составляющую его сильно портят две вещи:
— ветрозащита(самый высокий ветровик, который можно установить на место штатного, будет направлять поток в голову даже невысокого райдера);
— багажный потенциал(я ставил багажку на диверсию и на выфер, делал на заказ. При установке я не «пилил» стоковые детали, а вот на бульдога даже топкейс присобачить не просто. При том что декоративная часть хвоста — это здоровенный кусок литого алюминия и что бы установить багажку придется пилить и сверлить эту красоту);
— ветрозащита(самый высокий ветровик, который можно установить на место штатного, будет направлять поток в голову даже невысокого райдера);
— багажный потенциал(я ставил багажку на диверсию и на выфер, делал на заказ. При установке я не «пилил» стоковые детали, а вот на бульдога даже топкейс присобачить не просто. При том что декоративная часть хвоста — это здоровенный кусок литого алюминия и что бы установить багажку придется пилить и сверлить эту красоту);
На самом деле выглядит очень даже не плохо. На фото как раз-таки элементы, которые портят картину: ржавый коллектор (но он абсолютно целый, не варёный и не прогнивший) и крышка сцепления, вот она прям страшная. На остальных деталях двигателя окислов нет, только пыль (двигатель без покрытия, кроме этой крышки). А крышка на этом поколении красилась в черный цвет, но японцы видимо пожалели краски и на всех самых лучших экземплярах что мне доводилось видеть краски на ней уже почти не осталось. Сюда же видимо не часто заглядывали и краска вся на месте под пластиком, но вид просто ужасен(вся вспученая). Эту деталюху ждет пескоструй и полимерное покрытие.
Да, совершенно верно(к сожалению в пост это уже не получится добавить, напишу в следующем). Где-то видел что даже через 2-3 сотни км рекомендуется проверить/подтянуть конические подшипники после замены, вероятно на тяжелых мото. А по поводу пыльника нижнего, то возможно и такое стечение обстоятельств(просто забыли поставить). Хотя снять нижний подшипник пока там не стоит сальник не составляет большой сложности.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (23)
RSS свернуть / развернуть