Блог им. aboutsam → Москва - Казахстан - Алтай - Монголия - Байкал (часть 5)
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвёртая
День 13.
Просыпаюсь от того что слышу чьи-то шаги возле палатки. Расстёгиваю молнию и тем самым спугиваю коров пробующих на вкус пыль с моего номерного знака. Эта пыль — оберег от штрафов в моей родной стране. Кыш! По ощущениям это была самая тёплая ночь за всё время путешествия. К ночёвкам в Монголии я готовился основательно. Я часто читал, что по ночам температура в монгольской степи даже летом может опускаться ниже нуля. Греться планировал газовой лампой и для этого вёз 450-и граммовый баллон газа и берёг его именно для Монголии. Да да, я знаю это не безопасно, и можно задохнуться угарным газом, но уже пробовал и не раз. Пока горит лампа можно согреть палатку, спальник и себя, пусть и не на долго. Потом выключаю газ и засыпаю, пока снова не замёрзну. И так 2...3 раза за ночь. На маленьком огне вредных выбросов мало и палатка успевает проветриваться, всё же не герметичная она вовсе. Повторять за мной я никому не рекомендую и сам прибегаю к такому способу с особой осторожностью и только в крайних случаях. И как видите я дотерпел до тёплых ночей, так сказать, переборол ситуацию и баллон газа прокатился со мной зря занимая место в кофре.
До России 70 км. Проезжаю их за один присест. На границе огромная очередь, она начинается сразу в селе Алтанбулаг, и между пропускными пунктами расстояние метров 20. Не то что при въезде в Ташанте. Меняю оставшиеся тугрики обратно на рубли. В очереди много автобусов, из-за которых она и растянулась. Сколько проходит времени пока таможенники оформят и проверят документы шестидесяти человек только из одного автобуса? А автобусов тут десяток! Помню сколько было потрачено времени на одну только делику при въезде, тут ситуация сложнее. Водители мне советуют не стоять а идти напрямую к погранцам и проситься без очереди. Так и делаю. Меня пускают, под шлагбаум, но на КПП уже стоят 2 автобуса. Потом ещё пересменка. Следующий затык уже на нашей таможне, где сотрудник не может добиться от монгола внятного ответа на простые вопросы, а я так рад услышать родную речь. А ещё я рад появлению интернета и связи в целом. Пять дней как никак. Обновляю трек в Live GPS Tracks чтобы родные и близкие видели где я и что со мной всё в порядке. Сегодня рассчитываю увидеть Байкал, но до него ещё километров 400.
Погода очень переменчива.
В Улан-Удэ жара за 30, а когда подъезжаю к Байкалу уже около 16 и поливает дождь. Я долго ждал появления этого озера, я видел по карте что еду вдоль берега и до него рукой подать, но нас разделяют деревья и железная дорога. Когда оно впервые показывается между деревьев дыхание замирает от восхищения. Я таки доехал!!!
В Слюдянке я уже вечером и как раз в это время дождевая туча отступает приоткрывая на горизонте золотые лучи заходящего солнца.
Я снова не хочу ночевать в палатке. После дождя на съездах грязь, трава сырая а я и так промок. Да и нет их тут этих съездов, и искать темно. Хочется обсохнуть и согреться а не вот это вот всё. Со второй попытки нахожу не дешёвый отель, но удаётся сторговать половину стоимости.
А главное, что от отеля до озера 20 шагов! и уже потом то, что здесь есть тёплый душ и сушилка для одежды. Я впервые прикасаюсь к великим водам Байкала.
За сегодня 640.
День 14.
Начинаю день с лёгкого завтрака на АЗС и с покупки сувениров. Сразу скажу, что рыбу до дома я так и не довёз, испортилась. Затем направляюсь через Иркутск на Ольхон. В Иркутске встречаю магазин мото запчастей и в огромном выборе зеркал нахожу подходящее по резьбе и дизайну. Теперь я снова белый человек. А жизнь-то налаживается! После Иркутска горы заканчиваются и пейзаж мало отличим от всё того же подмосковного. По пути встречаю 3-х мотоциклистов.
Торможу, знакомлюсь и оказывается нам по пути. Ребята едут на Ольхон, а вообще они из Барнаула держат путь на остров Сахалин и потом обратно через Монголию. И вот уже я выступаю в роли бывалого мото путешественника и успокаиваю парней развенчивая их страхи а за одно достаю карту Монголии и объясняю где что да как. Когда-то я так же волновался перед поездкой в эту чужую страну. Понимая как она им понадобится, в конце концов я дарю им эту карту и они обещают передать её следующим кого встретят после Монголии туристам, направляющимся в эту страну. На обратной стороне карты мы решили вести заметки кто, когда и на каком мотоцикле пересёк эту страну, чтобы люди решившиеся на это не простое приключение реально оценивали свои возможности.
На переправе работают в разное время до 3-х паромов. Задержек практически нет, один отчалил, другой сразу подходит. Отправляются не всегда даже дожидаясь полной загрузки. А главное абсолютно бесплатно.
На Ольхоне мы первым делом обедаем тут же у причала в кафе. Дороги на острове только грунтовые.
Моросит мелкий дождь, ехать довольно скользко и весь путь занимает минут 40. Едем любуемся видами.
Пару раз кто-то из наших роняет мот. На въезде в Хужир фоткаемся счастливые, для каждого из нас это очень значимое событие. Да да, нас уже пятеро, сам не заметил когда нас стало больше.
Позже к нам присоединяется ещё и голда. Так что дороги тут вполне проезжабельны для всех, было бы желание. Первым делом направляемся на мыс Бурхан, тот самый где находится гора Шаманка. У её подножия как раз проходит шаманский обряд, а мы обалдеваем от местных пейзажей.
Вместе находим хостел, снимаем две комнаты на пятерых, душ, просторная кухня за небольшие деньги, а главное внутренний двор и стоянка для техники. Заселяемся разгружаемся и идём гулять.
Природа фантастическая, здесь не только перекрестие культур и религий, тут и ландшафт непредсказуемый.
Сохранить её в таком виде удалось благодаря строгим правилам. Тут нельзя разводить костры, ставить палатки, за всем следит полиция на квадроциклах.
Самые смелые из нас решаются искупаться в ледяной воде.
Здесь ощущается таинственная энергетика, сила и спокойствие. Это фантастическое место.
Пробег 420 км.
День 15
Пора отчаливать. Все вместе завтракаем, и собираемся. Дальше наши дороги расходятся и я не теряя времени уезжаю на паром.
Дорога сегодня сухая и можно ехать 80. Начиная с этой скорости перестаёт чувствоваться гребёнка под колёсами. Больше скорость — меньше ям.
Позади осталась основная цель моего путешествия и как бы я ни старался этого избежать, но мне ужасно захотелось домой. Теперь мысль о доме засела занозой в моей голове. Такое случается со мной каждый раз в каждом путешествии, как только я поворачиваю в сторону дома. Дальше хочется только ехать и ехать, не обращая внимание ни на что. Но если раньше на дорогу до дома требовалось не больше 2-х дней и иногда я сокращал это время за счёт ночных перегонов и удавалось вернуться за один прохват, то в этот раз как ни старайся, а расстояние более 5500 км за один присест не осилить. Меня даже стали посещать мысли а не отправить ли мот поездом, а самому самолётом. Но трезвый расчёт говорит что не стоит горячиться.
Карта памяти на видеокамере закончилась и я перестал снимать ещё перед Байкалом, а сейчас мне не хочется даже что-то фотографировать. Я просто мчу и мчу. И в таком настроении к концу дня я доехал до Тайшета и заночевал на берегу реки Бирюса.
Побег от Ольхона 970 км.
День 16
Вот так выглядело место моей ночёвки рано утром.
Мой пробег от дома уже перевалил за 10 тысяч а значит пора менять масло. Завод рекомендует делать это каждые 15000 км, но я ни разу не видел чтобы хоть один производитель масла заявлял такой же ресурс. Обычно масло после 10 тысяч начинает терять свои свойства. Нахожу ближайший дилерский центр по интернету, он оказывается в Красноярске. К полудню я уже у его порога. Сервис занят и не логично было бы надеяться что меня обслужат без очереди, но представитель сервиса оказывает мне всяческую помощь в самостоятельной замене. Со всеми разговорами это занимает около часа. Хочу поблагодарить этого человека за отзывчивость и понимание, но не могу вспомнить его имя. По его совету еду на смотровую площадку Красноярска, это немного не то чего я ожидал увидеть. Нет вымощенной камнем площади с биноклями и парапетом, зато есть кроссовая трасса и панорамный вид. Здорово здесь прокатиться, хоть мот и загружен для дальняка я умудряюсь не упасть. Скилл прокачен!
Теперь меня начинают беспокоить 3 вещи: закончился баллон смазки цепи, неравномерный износ слайдера цепи, и заканчивающаяся передняя резина. Каждый кто хоть раз ездил на дальняк понимает что любая мелкая неисправность мотоцикла капающая на мозги в течение дня способна вытрепать все нервы. Если с первой проблемой я нашёл как разобраться, просто купил литр трансмиссионного масла и время от времени щедро поливал ей цепь, то со второй было гораздо сложнее. Смазанная цепь конечно меньше съедала слайдер, но проблема не исчезла. Сперва надо было найти причину а потом уже приступить к её устранению. Слайдер на таких моделях хоть и меняется по мануалу раз в 5 тысяч км, но на практике он служит и все 15 без проблем. Однако меня беспокоило не это. Мой слайдер стачивался в бок. Я грешил на всё: не правильно установленные звёзды, криво установленный слайдер, или мне просто продали не от моей модели. Окончательно кажется я нашёл причину только дома, и сейчас я виню криво поставленное заднее колесо. Выравнивание по меткам не самый точный способ, существует множество других, но на тот момент мне не чем было это проверить и я не стал вмешиваться в хрупкое равновесие системы. Продолжал ехать и наблюдать не начала ли цепь пилить маятник. В голове прокручивал возможные варианты решения, вплоть до самых безумных. По третьей проблеме решил пока не найду замену переднему баллону ограничу скорость до 120 км/ч. Уж больно тонкая стенка у покрышки осталась.
Ночёвку устроил уже за Кемерово, свернув в поле и поставив палатку. Комаров в этот раз было так много, что пришлось отказаться от вечернего чаепития.
Пробег 1100км
День 17
Сегодня проезжал Новосибирск. Снова без особого желания что-то разглядывать и где-то задерживаться. Прокатился по центральным улицам, купил магнитик на память и поехал дальше. На заправке встречаю мотобро. Он едет в мою сторону но у нас с ним разные скоростные режимы. Я еду 120..130, а он говорит что топит на полную, где возможно поливает за 200. Пожелали друг другу удачи и… И потом я ещё встречал его трижды на протяжении 3-х часов пока не доехал до Омска. Дальше наши дороги разошлись. В результате этого эксперимента я убедился в простой истине: нет смысла гнать в дальняке. Из-за частых остановок выигрыш во времени стремится к нулю. Останавливаться приходится во первых из-за большего расхода и необходимости чаще заправляться, а во вторых организм не выдерживает постоянной концентрации и требует перерывов на отдых гораздо чаще чем при среднем темпе езды. Я видимо для себя нашёл этот темп и он позволил мне 5 дней подряд проезжать от 1000 км в день. В этот день я снова пытался решить проблему со слайдером и торопился успеть в Омск до закрытия представительства КТМ. В итоге опоздал на 12 минут, но когда приехал понял что купить в этом сервисе необходимый мне слайдер я вряд ли бы смог.
Вечерело и тучи сгущались. Начинал накрапывать дождь. Кто знаком с этими местами тот знает что по обочинам простирается заболоченная местность, где сложно отыскать место под палатку, плюс ко всему за пределами города было неимоверное количество гнуса. Стоило остановиться и открыть визор, мошка тут же залетала в шлем. Это я к тому, что эту ночь я снова провёл в гостинице. На этот раз я добрался до Тюкалинска. Позже я узнал что в этот день я проехал самое большое в мире болото, Васюганское. Его площадь больше площади Швейцарии и размером оно 500 на 300 километров.
Пробег за сегодня 1100 км
День 18.
За предыдущие дни я умудрялся проезжать по 1000 с лишним километров ежедневно и до дома оставалось всего 2600. Если разбить это расстояние на 2 дня то вполне реально проезжать ещё немного больше чем я проехал вчера и тогда завтра вечером можно быть дома. Это вселило в меня азарт и я помчал. За сегодня надо доехать до Перми. В Екатеринбурге снова пытаюсь разыскать дилера, но теперь я ещё ищу и переднюю резину, на моей уже больше 25 тысяч пробег и она совсем лысая. По интернету нахожу адрес, подъезжаю, а там мото салон БМВ. Перед входом стоят блестящие гуси ни разу пыли не нюхавшие. Торможу, спрашиваю у бмвэшников где тут сервис КТМ и они посылают меня на другой конец города, хотя чувствую что хотели послать ещё дальше, да видят что я уже от туда. Разворачиваюсь, перескакиваю через бордюр и ухожу в точку. Резину я так и не нашёл, как и дилеров.
Снова пересекаю Уральский хребет, но если бы я не знал что это он, то мог бы и не заметить. Горы здесь уже не горы, а холмы. К вечеру проезжаю Пермь и опять небо впереди темнеет дождём. Погода как бы намекает, что не стоит сегодня ночевать в палатке. Искать место для ночёвки в сумерках да ещё и перед дождём совсем не хочется. Когда едешь навстречу дождю и постепенно темнеет, то шансы отыскать нормальное место тают в два раза быстрей. А потому снова сворачиваю в отель у дороги. Тут очень уютно, есть столовая где по телевизору показывают ЧМ и какая-то безнадёжная команда выбивает из чемпионата очередного фаворита.
Пробег 1300 как и планировал.
День 19
Сегодня предстояло метнуть оставшиеся 1300 до дома. Но не всё пошло по плану. Последним крупным городом маршрута должна была стать Кострома. Для этого из Перми следовало ехать через Киров. Выехал я опять рано. Разница во времени с Москвой целых 2 часа. Я проезжаю 200 км и перевожу часы назад, у меня снова есть эти же 2 часа. Так что если соберётесь пилить ЖЖ езжайте с востока на запад. Дальше навигатор повёл меня очень странной дорогой, и я долгое время трясся по убитым дорогам второстепенного значения. От тряски провод зарядки телефона периодически отходил и телефон выключался из-за севшей батареи. Средняя скорость упала до 60 и я прикинул что в таком темпе не доеду сегодня до дома. В итоге плюнул на свои планы и поехал проверенной дорогой через Казань. Получился не хилый такой крюк и по итогу дневной пробег перевалил за тысячу миль.
До Нижнего ехал залипая пока мимо не пронеслась вереница бодрых харлеев. Парни ехали на фестиваль в Суздале. Я уцепился за них как за возможность не уснуть за рулём. У каждого из них половина номера была закрашена искусственной грязью из баллона. Потом на заправке они рассказали что за это пришлось поплатиться 5-ю рублями штрафа каждому, иначе менты уже собирались класть на дорогу цепи с шипами чтобы их остановить. У меня грязь была натуральная, целебная, и ни одного штрафа я на обратном пути не поймал. Так весело и быстро я доехал до Владимира, а парни повернули чуть раньше. Во Владимире я снова заезжаю в старый знакомый мак выпить кофе перед финальным рывком. И тут перед глазами пронеслось всё моё невероятное путешествие, и то как я ещё совсем зелёный и молодой сидел на этом же самом месте 19 дней назад и пил кофе предвкушал что меня ждёт. Без преувеличения скажу что из такой поездки нельзя вернуться прежним. Ещё долго в памяти будут всплывать отдельные моменты, пейзажи и люди. Я бы с удовольствием повторил такой же маршрут пройдя его некоторые участки другим путём.
До дома осталось всего 200 км и в 22.00 я заруливал в гараж.
Общий пробег составил 14500 км.
На дорогу ушло примерно 70 т.р.
На подготовку затраты не считаю, у каждого это будут свои расходы и зависят от общей готовности снаряжения. У меня кроме того что я перечислил в начале; защита, резина и прочие расходники, пришлось менять ещё и куртку и ботинки и карту памяти докупать и ещё многое другое.
Навигацию по России использовал от Яндекса. В Казахстане и Монголии где есть асфальт — Maps.Me с предварительно закаченными картами. В Монголии где нет дорог или они ещё только строятся и не занесены в навигаторы, я использовал Sas4android, предварительно дома на компе подготовив карты тех мест, где собирался проехать. Заранее стоит подумать о местах ночлега хотя бы на на первые пару ночей, потом будет сложнее придерживаться плана. Места посещения, достопримечательности, сервисные центры и байкпосты забил в навигатор заранее. На совсем крайний случай имел телефоны доверия и консульств РФ. Перед поездкой не лишним будет освежить в память способы оказания первой медицинской помощи, а про аптечку так вообще молчу. Покупать симку в Монголии не видел смысла, так как она бы работала только в городах. Зоны охвата по России можно узнать на сайте своего оператора.
Что бы я поменял в своём путешествии? Я бы хотел меньше беспокоиться, больше наслаждаться дорогой и верить в себя, провести больше дней на Ольхоне и на Алтае. А так это хороший повод вернуться и проехать всё ещё раз, но уже другими дорогами и может быть в компании друзей. Спасибо что дочитали и оставляли свои комментарии, это стимулировало меня писать дальше.
Мечтайте и Ваши мечты обязательно сбудутся!
- aboutsam
- Сергей
- 11 декабря 2018 в 12:53
- 3
- +54
- CasusBelli
- 11 декабря 2018 в 13:34
- ↓
Отличный рассказ, читается на одном дыхании!
Если не ошибаюсь, Шаманка — это камень/мыс недалеко от Хужира, а Хобой — это мыс на другой оконечности Ольхона.
Если не ошибаюсь, Шаманка — это камень/мыс недалеко от Хужира, а Хобой — это мыс на другой оконечности Ольхона.
- soundaround
- 12 декабря 2018 в 2:18
- ↑
- ↓
А я думал, что самое большое болото — Пантанал в Бразилии, раза в 3 больше Васюганских по площади.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернуть