Блог им. A-Peresvet → Motopoezd - Часть 3 - Путешествие по Поволжью с одноколесным мотоприцепом
Наконец-то, случилось то, ради чего был спроектирован и изготовлен одноколесный мотоприцеп. Мы с супругой отправились в первое путешествие. Строго говоря, поездка с прицепом была далеко не первой. Я уже накатал с ним около 3 500 км. Но то были больше испытания и доводка.
Сейчас же мы поехали в полноценный мотоотпуск. В этом очерке я расскажу о самом путешествии длиной в 2 900 км.
Бабушка нам выделила 9 дней на всю поездку. У кого есть дети, поймут о чем я. Сразу встал вопрос о том, куда поехать, чтобы было интересно, достаточно далеко и при этом не было изнуряюще длинных дневных перегонов. Давно хотели в Грузию, но 4,5 дня дороги из 9 явно не для этого отпуска (мы живем на северо-востоке Московской области). В общем крутили и так и сяк, и в итоге решили прокатиться вдоль Волги. При обсуждении поймали себя на мысли, что мы и Россию то толком не знаем.
Для того, чтобы это был именно отпуск, а не продубас с языком на плече, запланировали небольшие дневные пробеги. Четкого плана у нас не было. Решили, что будем поочередно останавливаться то в отелях, то на природе с палаткой. Это позволит нам, во-первых, не наслаивать друг на друга впечатления от разных городов, во-вторых, отдохнуть на природе, и, в-третьих, немного сэкономить на жилье. Примерно прикинули какие города хотим посетить, про достопримечательности времени читать не было (работа понимаешь), забронировали отель в Нижнем Новгороде, сделали пару звонков друзьям и родным по маршруту следования, и на этом организационная часть путешествия была закончена. С материально-технической подготовкой было гораздо веселее. За неделю до поездки мотоцикл и прицеп были раскиданы по мастерской в полуразобранном состоянии, а работа не давала продохнуть. В 2 часа ночи перед выездом наш мотопоезд, груженный и упакованный, приобрел вид готового к выезду транспортного средства. В 4 часа утра мы легли спать.
Сразу отвечу на интересующий всех вопрос: что же мы такого набрали с собой аж на три кофра и 230 литровый прицеп?
Правый кофр: Моя дождевая экипировка, смазка для цепи. Еще пол кофра всякого разного инструмента. У меня была не до конца решенная проблема недозарядки на мотоцикле, ну и прицеп как отдельный фактор риска. Решил перебдеть, набрав разного инструмента.
Левый кофр. Дождевая экипировка супруги, запасной реле-регулятор, статор генератора, амортизатор для прицепа, 1,5 литровая бутылка воды и противоугонный трос для мотоцикла.
Верхний кофр: Чугунная сковорода, сумка-холодильник с замораживаемыми термоэлементами, термос с чаем и чехол для мотоцикла. Соответственно, практически вся покупаемая по дороге еда ездила там же.
Прицеп: Палатка, два самонадувающихся коврика, два спальника, дорожная сумка с одеждой, сумка-косметичка, сумка с обувью (в которой, конечно же, были туфельки на танкетке — иначе зачем было городить весь этот огород с прицепом), женская сумочка-рюкзак для прогулок по городу (с документами и разными женскими штучками), пакет с подстежками для курток и штанов, пакет с перчатками и подшлемниками (у меня только 3 пары мотоперчаток на разную погоду), три раскладных стульчика, кусок фанеры (один стульчик и фанера образуют столик), пила, газовая горелка и баллон, одноразовый мангал, шампуры, котелок из нержавейки, небольшая кастрюлька, пакет с походными принадлежностями (разделочная доска, скатерть, салфетки, тарелки, кружки, подсолнечное масло, чай, кофе и т.д.), турка (куда ж без нее на природу), газовый ключ, мультиметр, ну и еще кое что по мелочи. В жаркую погоду мотокуртки ехали в прицепе, а мы в черепахах.
Забегая вперед скажу, что из инструмента мы воспользовались только парой штатных ключей для подтяжки цепи и газовым ключом. Ничего из запчастей не понадобилось. Также не воспользовались сковородой (ну не захотелось нам яишенки ни разу с утра), самыми теплыми мотоперчатками и подстежками в штаны. Все остальное пользовали по мере надобности.
День 1
Выехали мы ближе к 12 дня. В этот день нам нужно было доехать до Нижнего Новгорода. На въезде в г. Гороховец не доезжая до НН нас встретил наш приятель на машине, показал нам пару видовых мест в Гороховце на Клязьму (город стоит на высоком берегу), и мы поехали к нему в гости в Дзержинск. Его супруга нас накормила вкуснейшим омлетом по-турецки, после чего мы вчетвером выдвинулись в Нижний. Там заселились в отель, оставили мотоцикл на парковке отеля, и наши друзья нам устроили шикарную ночную экскурсию по Нижнему. Частично перемещались на машине, частично пешком. За вечер прошли почти 9 км. Нижегородский кремль, новый стадион к чемпионату мира и заново построенная набережная производят впечатление. Отдельно стоит упомянуть здание управления Центрального банка. Очень красивое. Наши друзья сказали, что мы очень вовремя приехали. Вместо набережной 10 лет стоял синий забор, а сейчас красота. В половине второго ночи рухнули спать.
Пробег за день — 420 км.
День 2
Позавтракав в отеле, отправились на дневную экскурсию. Припарковали мотоцикл на набережной около лестницы Чкалова, сложили боты, черепахи и шлемы на мотоцикл и накрыли его чехлом. Чехол для мотоцикла в путешествиях — отличная вещь. Мотоцикл под чехлом привлекает гораздо меньше внимания, можно под ним оставить экипировку. Этот трюк мы первый раз проделали в Европе в порту Стокгольма, теперь решили в России. В результате оставляли экипировку под чехлом в центре нескольких крупных городов, ничего не пропало.
кошка натуральная
После прогулки по набережной и кремлю, прокатились по канатной дороге. Интересный вид на реку и город. Еще утром решили, что дальше поедем на юг области в Ичалкинские пещеры. Выдвинулись из Нижнего Новгорода часа в 4 вечера. Пообедали в придорожном кафе уже на трассе и к сумеркам добрались до городка Перевоз. Позвонил коллеге по бывшей работе, у него жена из этого городка. Он нам подсказал шикарное место для ночевки на реке Пьяне. Закупились в Пятерочке и остановились на реке около порога. За вечерней бутылкой вина наслаждались шумом воды, перекатывающейся через порог реки.
Пробег за день — 120 км.
День 3
Утро начали с приготовления стейков на мангале и свежесваренного кофе. Заодно я подтянул и смазал цепь на мотоцикле. Как раз для отсоединения прицепа и понадобился газовый ключ.
После непродолжительных сборов выдвинулись к пещерам. Часа три гуляли по лесу и лазили по этим карстовым провалам. Место стоит того, чтобы туда приехать.
Где-то на въезде в Чувашию
Далее взяли курс обратно на трассу М-7 и в пять вечера уже гуляли по набережной Чебоксар. Отведав вкуснейшего люля-кебаба в кафе на набережной, уже по темноте выдвинулись в Йошкар-Олу.
Неплохие особи встречаются в районе Чебоксар
В Чебоксарах
В 10 вечера заселились в забронированную в центре города гостиницу «Вирджиния» и решили начать знакомство с городом с бара при гостинице.
Сбив оскомину, пошли гулять в центр. Я всегда считал, что Йошкар-Ола это маленький, ничем не примечательный городок где-то на отшибе. Но несколько лет назад кто-то мне посоветовал посмотреть в интернете фото этого города. Сказать, что я был удивлен — ничего не сказать. Я и не подозревал, что у нас в России есть город с такой причудливой архитектурой. И тогда я решил, что надо обязательно побывать в Йошкар-Оле.
Центр города действительно завораживает, такое ощущение, что гуляешь по городу из детской сказки. За время вечерней прогулки мы обошли меньше половины центральной части. Но и этого хватило для первых впечатлений.
Пробег за день — 360 км.
День 4
Начался с завтрака в гостинице. Не было шведского стола, принесли каши, сосисок, хлеба, масла, чего-то еще. Сразу вспомнилась фраза из сборника детских перлов: «здесь вам не дома, жрите, что дают». Но, к слову сказать, завтрак был очень вкусный, хоть и без возможности выбора.
Далее нам предстояла вторая часть прогулки по центру. Пряничные домики нас покорили окончательно. Конечно же, сфотографировались с Йошкиным котом и посмотрели небольшое механическое представление с Иисусом верхом на ослике и 12-ю апостолами при бое курантов на башне в центре города.
Йошкин кот
Можно ходить с фотоаппаратом и фотографировать в деталях каждый дом. А вообще, это ж надо еще умудриться создать новый стиль города из обычного областного центра, пусть даже только в центральной части города.
Филиал межгалактического совета в Йошкар-Оле
Выехали из города в 5 вечера и, проехав аж 40 км, встали с ночевкой на реке Кундыш около одноименного села. Поворот направо за деревней по указателю ДОЛ «Жемчужина». Замечательное место в сосняке с хорошим подъездом. Асфальтовая дорога почти до реки, можно проехать хоть на спортбайке.
На этот раз не собирали мангал, жарили сосиски прямо на костре. С пивом зашли отлично.
Пробег за день — 40 км.
День 5
Наутро проделав процедуру с сосисками еще раз, но уже с кофе вместо пива, двинулись в Казань. Уже через 2 часа мы селились в забуканный по дороге хостел в 750 м от кремля.
Критерием при выборе жилья является, конечно же, наличие охраняемой парковки. По телефону нам сказали, что загонят мотоцикл во внутренний двор. Вот и славненько. Подъезжаем к зданию по адресу, припарковаться вдоль дороги негде, все занято, самый центр. Заворачиваю вправо перед зданием и оказываюсь на парковке ресторана. Сказали, что хостел в этом же здании за углом. Иду пешком регистрируюсь, говорят: «сейчас откроем ворота за углом, заезжайте». Я прыгаю на байк, бодро заворачиваю за угол направо, вижу, что ворота еще закрыты, и тут я замечаю, что стрелка под ногами на асфальте смотрит в другую сторону. На двух соседних полосах то же самое. Ага, понятно. Поднимаю голову, с другой стороны улицы вывеска Главное Управление МВД по г. Казани. Замечательно. Жду пока пройдет поток машин, разворачиваюсь и начинаю на другой стороне улицы пятиться назад со своей телегой, чтобы можно было вывернуть в открывшиеся ворота. Движение довольно оживленное, я начинаю разворачиваться поперек дороги больше чем на 90 градусов. Видя диковинного вида транспортное средство, пытающееся развернуться на дороге с односторонним движением, машины притормаживают, и я, наконец, заезжаю в ворота.
Номер за 1500 рублей в сутки оказался более чем приятным. На сэкономленные на жилье деньги мы решили отведать национальной татарской еды в каком-нибудь приличном заведении. Им оказался ресторан отеля Биляр около парка тысячелетия. Супруга была одета в элегантное платье, а у меня были сомнения пустят ли меня туда в шортах. Пустили. Татарская еда замечательна, Элеши, эчпочмаки, кыстыбыи восхитительны. Отведали конины. На десерт взяли блюдо под названием татлы. Не припомню когда я последний раз ел нечто настолько вкусное и необыкновенное одновременно. Всякие разрекламированые тирамису и иже с ними и рядом не стояли. Вообще, один из самых простых и естественных способов погрузиться в национальную атмосферу — это попробовать местную еду. Сейчас нам это удалось сполна, этому же способствовало и оформление ресторана в приятном национальном стиле. Не менее приятно мы были удивлены и счетом. Полноценный обед с вином, чаем и десертом нам обошелся в 1500 рублей на двоих.
Дальнейший осмотр достопримечательностей описывать не буду, скажу только, что необыкновенное впечатление на меня произвел Дворец Земледелия. Мы его созерцали уже в темноте с подсветкой. Было ощущение, что оказались в Вене. Я десять минут просто стоял и любовался этим зданием.
Очень понравилось здание гостинного двора
Фото на телефон увы не передают всей красоты этого здания
Далее мы оказались, конечно же, на набережной. Оценив масштабы «бедствия», поняли, что ног не хватит, и решили взять на прокат велосипеды. Нам на глаза попался тандемный Schwinn, и мы тут же поехали осваивать новый подвид двухколесного транспорта.
Думали, что полчаса нам хватит за глаза, жаль, что велик можно взять минимум на час. Ага, наивные. Вся набережная от Кремлевского моста до моста Миллениум 3 км. Примерно половина её не освещена, но нас это не остановило. Ровно через час вернули велосипед обратно.
Теперь мы смогли сравнить набережные трёх городов. В Нижнем Новгороде набережная — величественная, в Чебоксарах — уютная, такая, что хотелось надеть домашние тапки, да еще и с пляжем, а в Казани — набережная города-курорта, ощущение праздника не покидало.
Вечер завершили в одном из кафе на набережной.
Пробег за день — 110 км.
День 6
Хостел не подразумевал включенный завтрак, поэтому с утра отправились на поиски еды. И совершенно случайно наткнулись на замечательное место под названием Тюбетей. Это татарский аналог Макдональдса, только гораздо вкуснее, одни кыстыбургеры чего стоят, особенно десертные.
Далее была прогулка по кремлю. Меня очень сильно и приятно впечатлила мечеть Кул Шариф. Особенное место.
После окончания экскурсионной части решил таки купить новый аккумулятор для мотоцикла. Моей Варте было уже 5 лет, напряжение больше 12,4 вольт не поднималось, и за время поездки она пару раз отказывалась заводить мотоцикл. Правда, собиралась с силами минут десять и все-таки заводила. Во избежание дальнейших недоразумений купили новый и направились на остров-град Свияжск.
Необычный такой городок, находящейся на острове. Разрекламированное туристическое место судя по количеству парковок и турникетам на вход в город. При этом там живут люди, пахнет свежескошенным сеном. На въезде в город шлагбаум, пускают только местных. Первый раз за поездку мы решили пойти в музей. Это был музей истории Свияжска, начиная с античных времен и до наших дней. Там есть интересные макеты ремесельных мастерских 16 века, разные интерактивные вещи и тому подобное. В общем нам понравилось. Обогнув весь остров, вернулись на стоянку в восьмом часу. Все экскурсионные места работают до 6, после чего туристы сваливают, поэтому шлагбаум на въезде в город был открыт. Конечно же, мы устроили еще и обзорную мотоэкскурсию по Свияжску. Позже мы с супругой обсуждали впечатления от города и пришли к выводу, что по восприятию Свияжск очень напоминает г. Плес в Ивановской области.
Свияжск — это место, где время никуда не спешит
Далее наш путь лежал в Саранск, поэтому мы выбрались обратно на М-7 и поехали в направлении Москвы. План был следующий: поужинать где-нибудь на трассе, далее свернуть с М-7 на Саранск, причем решили не ехать через Ульяновск по основной трассе, а «огородами», и когда надоест кататься, встать лагерем в понравившемся месте. Исполнение было произведено в точном соответствии с планом с тем нюансом, что становиться с палаткой нужно при дневном свете пока видно, что расположено вокруг, но у нас этот номер исполнить никак не получалось банально потому, что из Свияжска мы выехали уже в сумерках.
Когда почувствовали, что стало холодать, начали думать о месте остановки. Ну и вполне ожидаемо, съезды с дороги как по волшебству закончились. В результате ехали еще около часа. Нашли съезд с дороги на второстепенную, а с неё в поле. Там и встали. Так как мы уже поужинали, то поставили палатку и завалились спать. Время было около полуночи.
Пробег за день — 242 км.
День 7
Несмотря на то, что ночь была достаточно прохладная, утро выдалось солнечным и жарким. Выбравшись из палатки, обнаружили, что мы встали на краю деревни, и в 50 метрах от нас люди обрабатывают свой огород. Телефон нам отрапортовал, что мы находимся в Чувашии в деревне с поэтичным названием Вторые Ялдры. Ну что ж, Ялдры, так Ялдры, огородники не помешали нам заняться приготовлением нашего утреннего кофе.
Окончив сборы, двинулись дальше. По дороге я обратил внимание, что навстречу попадается много машин с нижегородскими номерами. Странно, приближаемся к Мордовии, а навстречу 52-е номера. Мои размышления были прерваны указателем о том, что мы въехали в Нижегородскую область. Тут все встало на свои места. Вокруг бескрайние поля на невысоких холмах. Русские просторы. В этот день погода была идеальная для езды на мотоцикле +22 и переменная облачность. Люблю именно такую погоду. Не жарко и не холодно, можно ехать в куртке, и ветер немного отдает прохладой.
В прогулочном темпе добрались до Саранска, припарковались около Дома Республики в самом центре, убрали экипировку под чехол и пошли знакомиться с городом.
Прошлись около фонтанов на Площади Победы и направились к Мордовия арена. Интересно было посмотреть на стадион, построенный к чемпионату мира.
на контрасте. Новый стадион и избушка.
На обратном пути в центр посмотрели на здание МорГУ или МГУ, как там правильно называется университет. Симпатично отреставрировали.
Очень красиво сделано здание филармонии. Саранск произвел приятное впечатление. Знающие люди рассказывали, что раньше город был деревня деревней, сейчас же приятно прогуляться по центру. Отдельно ехать в Саранск нет смысла, особо смотреть нечего, а вот проездом погулять самое то. Еще отметили для себя изобилие фонтанов. И обычные, и каскадные и фонтаны в центре прудов и речки. В летний день здорово создает хорошее настроение.
Далее наш путь лежал в Пензу. Там живет моя двоюродная сестра. Дорогу описывать особого смысла нету, те же холмы и поля. Но пензенские аграрии более расторопные, чем мордовские. Поля почти все убраны, а большинство уже вспаханы. Чернозем такой «ядреный», что хоть на хлеб намазывай. Спустя пару часов мы уже сидели за столом с родными.
Пробег за день — 420 км.
День 8
Сказал жене, что надо выехать часов в 10-11 утра, до Мурома около 450 км и 7 часов чистого хода. Но что обычно бывает, когда встречаются две женщины, которые давно не виделись? Конечно же, никто не слушает разумных доводов по поводу планирования времени. Я, естественно, и не настаивал. Давненько не были у сестры, хотелось провести побольше времени вместе. Мы отправились гулять по городу, посидели в кафешке, потом пообедали дома. В общем выехали ближе к пяти вечера. А темнеет-то рано, в 8 уже сумерки, а в 9 темнота.
170 км по М-5 мы проехали достаточно быстро, хоть и не гнали, до 130 разгонялись только на обгонах. В Зубовой Поляне свернули с трассы на север в сторону Выксы и Мурома. Мне говорили, что в Мордовии много тюрем, но когда ты едешь через небольшие деревни, и в каждой по одной или две зоны, то воспринимается это немножко по другому, нежели рассказы.
Надо сказать, что дорога по которой мы ехали, была практически превосходного качества, единственное разметки не было. Видно, что только закатали асфальтом. Я все ехал и думал, хоть бы эта хорошая дорога по известной русской традиции внезапно не закончилась. И когда наступила темнота это, конечно же, произошло за последним населенным пунктом Мордовии, городком Теньгушево. Просто на выезде из города дороги не стало. Взяли языка, и он сказал, что это безобразие будет продолжаться еще 2 км. Не обманул. После въезда в Нижегородскую область дорога появилась, но ненадолго. За одной из деревень дорога опять закончилась и не появлялась следующие 50 км. Ехали 20-30 км/ч. Мотоцикл и прицеп стойко выдерживали это зубодробильное испытание. Местами ехал по остаткам дороги, местами по обочине. Увидел впереди рыхлый песок на обочине и решил вырулить левее обратно на дорогу, но в темноте не было видно, что обочина была ниже сантиметров на 15 от дороги. Мотоцикл резко дернуло влево и мы со скрежетом завалились на левый бок практически поперек дороги. Супруга приложилась рукой, я бедром. Оба без повреждений. Фул экип. Оба немного разодрали дождевые штаны, надетые ранее из-за холода (было +9), и я немного повредил кожу на носке мотобота, ну и разодрал дождевой бахил. Но бахил было совсем не жалко, т.к. у него уже наполовину отвалилась подошва в задней части. Теперь, наконец, есть повод купить новые, а дождевые штаны подклеим.
Фото с места ДТП. Оцените качество дороги
На удивление мотоцикл не получил никаких повреждений кроме поцарапанной дуги безопасности, в чьи обязанности, собственно, и входило не допускать порчи других деталей. Еще немного поцарапалась боковая подставка, но это уже совсем мелочи. А вот прицепу досталось больше. Снизу продрали до металла весь левый борт. Я не предусмотрел на нем никакой защиты от падений. Многие мне говорили о том, что надо бы сделать, но руки никак не доходили.
Перекурив минут десять, мы сели на мотоцикл и продолжили нашу борьбу с беспощадной русской дорогой. Ближе к Выксе это безобразие прекратилось, и мы уже держали 70 км/ч. Больше не хотелось из-за боязни, что дорога опять внезапно оборвется, как было несколько раз на том злополучном участке (там было несколько коротеньких кусочков более-менее приличной дороги, которые неожиданно обрывались в темноте).
Но нас начала одолевать новая неприятность — колейность, и весьма ощутимая. На мотоцикле-то не очень приятно, а с прицепом и вовсе не сахар. Начинает болтать весь мотопоезд. Лекарство одно, не ехать быстро. Можно, конечно, не попадать в колеи, но ночью проблематично. Днем гораздо проще двигаться по дороге с колеями.
В двадцать минут первого ночи мы припарковались около хостела. Ключи от номера были в замке. Надо ли говорить о том, что спали мы в эту ночь как убитые.
Пробег за день — 450 км.
День 9
Я подозревал, что Муроме смотреть особо нечего, поэтому не хотелось отдельно ехать из дома в этот город за 300 км. А проездом — милое дело. Первым делом мы отправились на набережную Оки. Ничего особенного. Но мы обнаружили там шикарный городской пляж. А палящее солнце нам подсказало дальнейший план действий. Пройдя насквозь через монастырь, направились к хостелу (благо практически в центре), запрыгнули на байк и поехали обратно на пляж.
На фоне главной достопримечательности Мурома
Вот уж не думал, что в последний день путешествия будет полдня пляжного отдыха на курортах Владимирского края. За все предыдущие дни мы купались всего один раз, в реке Пьяне на второй день путешествия, и я немного жалел о том, что мы едем вдоль Волги, и ни разу в ней не искупались. Ну не в Волге, так хоть в Оке. Эти несколько часов на пляже стали своеобразной вишенкой поездки, эдакий приятный нежданчик.
Дальше мы поехали кататься по вантовому мосту через Оку, красивый. На него мне как раз очень хотелось посмотреть. Проехали туда и обратно, и покатили в сторону дома. Поездка проходила в неспешно-расслабленном темпе. От Мурома мы обгоняли стайки машин, потом дорога почти обезлюдела. Сама дорога с хорошим покрытием, извивалась кривыми большого радиуса через сосновые леса. В жару всегда приятно ехать на мотоцикле через сосновый лес из-за приятного смолистого запаха. В машине ведь практически не чувствуется.
Около 7 вечера мы уже заезжали в гараж.
Пробег за день — 300 км.
Небольшие выводы. Главное, нам удался тот формат и ритм путешествия, который мы планировали изначально. Неспешно-расслабленная поездка по Поволжью прошла на ура. Жаль, что пока на дорожном мотоцикле нельзя ездить по стране по компасу, как, например, по Европе или Северной Америке. Есть шанс уткнуться в непроезжабельную дорогу даже в центральной части нашей страны. Но несмотря на наш ночной инцидент можем сказать, что практически все дороги, по которым мы проехали, вполне хорошего качества. Позитивная динамика работы государства в этом направлении очень радует. Хотя муниципальные дороги в целом похуже.
Что касается езды именно с прицепом, то мы с женой сделали однозначный вывод, что 5 лет времени, которые у нас ушли на проектирование, изготовление и доводку одноколесного прицепа для мотоцикла, были потрачены не зря. Мне родители как-то раз сказали, что мотоцикл у вас бесполезное транспортное средство. Вы практически на нем не ездите, и при этом применительно к пробегу уходит много времени и денег на его содержание и обслуживание. Если рассуждать с калькулятором в руках, то так оно и есть. Но есть одно но. Как говорил Марк Твен, только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали. Именно путешествия позволяют почувствовать, что ты живешь, а не существуешь. А путешествия на мотоцикле, при всей их некомфортности по сравнению с машиной или самолетом, оставляют гораздо больше эмоций. Нашу первую совместную поездку на мотоцикле в Норвегию мы с супругой вспоминаем гораздо чаще, чем наше свадебное путешествие на пляжи Черногории самолетом.
Как показала эта поездка, прицеп позволил нам взять все, что мы хотели. Нам не пришлось выбирать между аскетичным путешествием на мотоцикле с минимумом вещей, или взять все, что хотим, и ехать на машине. Тут, конечно, важно понимать какой формат и ритм подходит тебе лично. Если человеку нравится держать по трассе 150-180, то ни о каком прицепе и речи быть не может. Я же больше люблю неспешную езду, 100-110, максимум 130 по трассе, поэтому под мой режим движения прицеп вписывается идеально.
Нельзя не отметить и вау-фактор. Нас постоянно рассматривали из окон машин, люди останавливались на улицах, некоторые просили сфотографировать прицеп. В Мордовии заезжали на заправку. Надо выло повернуть с дороги налево, а впереди на перекрестке стоял ДПСник. Он увидел, что мотоцикл с прицепом. Когда мы выехали с заправки и поехали по направлению к нему, он нас остановил. Его первой фразой было: «такую дикость я впервые вижу». На что я его поправил: «дикость или диковинность?». Он подумал и ответил: «да, скорее диковинность». Он предположил, что с документами на мотоцикл все в порядке и не стал просить их показать. Ему было очень приятно, что я начал рассказывать о прицепе, даже открыл крышку показать, как он выглядит изнутри. Попросил разрешения сфотографировать мотоприцеп. Через пару минут разговора полицейский заметил, что на прицепе нет номеров. Его удивило, что прицеп я спроектировал и изготовил самостоятельно. В результате пожелал нам счастливого пути и мы поехали дальше.
Приехав домой мы подсчитали расходы. Детально расписывать не буду, отмечу лишь, что на всю поездку вместе с сувенирами мы потратили 29 600 рублей. При этом мы старались себя ни в чем не ограничивать. В разумных пределах, конечно же. Так, например, мы однажды съели по гамбургеру с кофе на Лукойле на 730 рублей. Согласитесь, бесполезная трата. Просто нам так захотелось именно в тот момент.
Вот, кстати, забавное видео о пользе мотоприцепа
Сейчас же мы поехали в полноценный мотоотпуск. В этом очерке я расскажу о самом путешествии длиной в 2 900 км.
Бабушка нам выделила 9 дней на всю поездку. У кого есть дети, поймут о чем я. Сразу встал вопрос о том, куда поехать, чтобы было интересно, достаточно далеко и при этом не было изнуряюще длинных дневных перегонов. Давно хотели в Грузию, но 4,5 дня дороги из 9 явно не для этого отпуска (мы живем на северо-востоке Московской области). В общем крутили и так и сяк, и в итоге решили прокатиться вдоль Волги. При обсуждении поймали себя на мысли, что мы и Россию то толком не знаем.
Для того, чтобы это был именно отпуск, а не продубас с языком на плече, запланировали небольшие дневные пробеги. Четкого плана у нас не было. Решили, что будем поочередно останавливаться то в отелях, то на природе с палаткой. Это позволит нам, во-первых, не наслаивать друг на друга впечатления от разных городов, во-вторых, отдохнуть на природе, и, в-третьих, немного сэкономить на жилье. Примерно прикинули какие города хотим посетить, про достопримечательности времени читать не было (работа понимаешь), забронировали отель в Нижнем Новгороде, сделали пару звонков друзьям и родным по маршруту следования, и на этом организационная часть путешествия была закончена. С материально-технической подготовкой было гораздо веселее. За неделю до поездки мотоцикл и прицеп были раскиданы по мастерской в полуразобранном состоянии, а работа не давала продохнуть. В 2 часа ночи перед выездом наш мотопоезд, груженный и упакованный, приобрел вид готового к выезду транспортного средства. В 4 часа утра мы легли спать.
Сразу отвечу на интересующий всех вопрос: что же мы такого набрали с собой аж на три кофра и 230 литровый прицеп?
Правый кофр: Моя дождевая экипировка, смазка для цепи. Еще пол кофра всякого разного инструмента. У меня была не до конца решенная проблема недозарядки на мотоцикле, ну и прицеп как отдельный фактор риска. Решил перебдеть, набрав разного инструмента.
Левый кофр. Дождевая экипировка супруги, запасной реле-регулятор, статор генератора, амортизатор для прицепа, 1,5 литровая бутылка воды и противоугонный трос для мотоцикла.
Верхний кофр: Чугунная сковорода, сумка-холодильник с замораживаемыми термоэлементами, термос с чаем и чехол для мотоцикла. Соответственно, практически вся покупаемая по дороге еда ездила там же.
Прицеп: Палатка, два самонадувающихся коврика, два спальника, дорожная сумка с одеждой, сумка-косметичка, сумка с обувью (в которой, конечно же, были туфельки на танкетке — иначе зачем было городить весь этот огород с прицепом), женская сумочка-рюкзак для прогулок по городу (с документами и разными женскими штучками), пакет с подстежками для курток и штанов, пакет с перчатками и подшлемниками (у меня только 3 пары мотоперчаток на разную погоду), три раскладных стульчика, кусок фанеры (один стульчик и фанера образуют столик), пила, газовая горелка и баллон, одноразовый мангал, шампуры, котелок из нержавейки, небольшая кастрюлька, пакет с походными принадлежностями (разделочная доска, скатерть, салфетки, тарелки, кружки, подсолнечное масло, чай, кофе и т.д.), турка (куда ж без нее на природу), газовый ключ, мультиметр, ну и еще кое что по мелочи. В жаркую погоду мотокуртки ехали в прицепе, а мы в черепахах.
Забегая вперед скажу, что из инструмента мы воспользовались только парой штатных ключей для подтяжки цепи и газовым ключом. Ничего из запчастей не понадобилось. Также не воспользовались сковородой (ну не захотелось нам яишенки ни разу с утра), самыми теплыми мотоперчатками и подстежками в штаны. Все остальное пользовали по мере надобности.
День 1
Выехали мы ближе к 12 дня. В этот день нам нужно было доехать до Нижнего Новгорода. На въезде в г. Гороховец не доезжая до НН нас встретил наш приятель на машине, показал нам пару видовых мест в Гороховце на Клязьму (город стоит на высоком берегу), и мы поехали к нему в гости в Дзержинск. Его супруга нас накормила вкуснейшим омлетом по-турецки, после чего мы вчетвером выдвинулись в Нижний. Там заселились в отель, оставили мотоцикл на парковке отеля, и наши друзья нам устроили шикарную ночную экскурсию по Нижнему. Частично перемещались на машине, частично пешком. За вечер прошли почти 9 км. Нижегородский кремль, новый стадион к чемпионату мира и заново построенная набережная производят впечатление. Отдельно стоит упомянуть здание управления Центрального банка. Очень красивое. Наши друзья сказали, что мы очень вовремя приехали. Вместо набережной 10 лет стоял синий забор, а сейчас красота. В половине второго ночи рухнули спать.
Пробег за день — 420 км.
День 2
Позавтракав в отеле, отправились на дневную экскурсию. Припарковали мотоцикл на набережной около лестницы Чкалова, сложили боты, черепахи и шлемы на мотоцикл и накрыли его чехлом. Чехол для мотоцикла в путешествиях — отличная вещь. Мотоцикл под чехлом привлекает гораздо меньше внимания, можно под ним оставить экипировку. Этот трюк мы первый раз проделали в Европе в порту Стокгольма, теперь решили в России. В результате оставляли экипировку под чехлом в центре нескольких крупных городов, ничего не пропало.
кошка натуральная
После прогулки по набережной и кремлю, прокатились по канатной дороге. Интересный вид на реку и город. Еще утром решили, что дальше поедем на юг области в Ичалкинские пещеры. Выдвинулись из Нижнего Новгорода часа в 4 вечера. Пообедали в придорожном кафе уже на трассе и к сумеркам добрались до городка Перевоз. Позвонил коллеге по бывшей работе, у него жена из этого городка. Он нам подсказал шикарное место для ночевки на реке Пьяне. Закупились в Пятерочке и остановились на реке около порога. За вечерней бутылкой вина наслаждались шумом воды, перекатывающейся через порог реки.
Пробег за день — 120 км.
День 3
Утро начали с приготовления стейков на мангале и свежесваренного кофе. Заодно я подтянул и смазал цепь на мотоцикле. Как раз для отсоединения прицепа и понадобился газовый ключ.
После непродолжительных сборов выдвинулись к пещерам. Часа три гуляли по лесу и лазили по этим карстовым провалам. Место стоит того, чтобы туда приехать.
Где-то на въезде в Чувашию
Далее взяли курс обратно на трассу М-7 и в пять вечера уже гуляли по набережной Чебоксар. Отведав вкуснейшего люля-кебаба в кафе на набережной, уже по темноте выдвинулись в Йошкар-Олу.
Неплохие особи встречаются в районе Чебоксар
В Чебоксарах
В 10 вечера заселились в забронированную в центре города гостиницу «Вирджиния» и решили начать знакомство с городом с бара при гостинице.
Сбив оскомину, пошли гулять в центр. Я всегда считал, что Йошкар-Ола это маленький, ничем не примечательный городок где-то на отшибе. Но несколько лет назад кто-то мне посоветовал посмотреть в интернете фото этого города. Сказать, что я был удивлен — ничего не сказать. Я и не подозревал, что у нас в России есть город с такой причудливой архитектурой. И тогда я решил, что надо обязательно побывать в Йошкар-Оле.
Центр города действительно завораживает, такое ощущение, что гуляешь по городу из детской сказки. За время вечерней прогулки мы обошли меньше половины центральной части. Но и этого хватило для первых впечатлений.
Пробег за день — 360 км.
День 4
Начался с завтрака в гостинице. Не было шведского стола, принесли каши, сосисок, хлеба, масла, чего-то еще. Сразу вспомнилась фраза из сборника детских перлов: «здесь вам не дома, жрите, что дают». Но, к слову сказать, завтрак был очень вкусный, хоть и без возможности выбора.
Далее нам предстояла вторая часть прогулки по центру. Пряничные домики нас покорили окончательно. Конечно же, сфотографировались с Йошкиным котом и посмотрели небольшое механическое представление с Иисусом верхом на ослике и 12-ю апостолами при бое курантов на башне в центре города.
Йошкин кот
Можно ходить с фотоаппаратом и фотографировать в деталях каждый дом. А вообще, это ж надо еще умудриться создать новый стиль города из обычного областного центра, пусть даже только в центральной части города.
Филиал межгалактического совета в Йошкар-Оле
Выехали из города в 5 вечера и, проехав аж 40 км, встали с ночевкой на реке Кундыш около одноименного села. Поворот направо за деревней по указателю ДОЛ «Жемчужина». Замечательное место в сосняке с хорошим подъездом. Асфальтовая дорога почти до реки, можно проехать хоть на спортбайке.
На этот раз не собирали мангал, жарили сосиски прямо на костре. С пивом зашли отлично.
Пробег за день — 40 км.
День 5
Наутро проделав процедуру с сосисками еще раз, но уже с кофе вместо пива, двинулись в Казань. Уже через 2 часа мы селились в забуканный по дороге хостел в 750 м от кремля.
Критерием при выборе жилья является, конечно же, наличие охраняемой парковки. По телефону нам сказали, что загонят мотоцикл во внутренний двор. Вот и славненько. Подъезжаем к зданию по адресу, припарковаться вдоль дороги негде, все занято, самый центр. Заворачиваю вправо перед зданием и оказываюсь на парковке ресторана. Сказали, что хостел в этом же здании за углом. Иду пешком регистрируюсь, говорят: «сейчас откроем ворота за углом, заезжайте». Я прыгаю на байк, бодро заворачиваю за угол направо, вижу, что ворота еще закрыты, и тут я замечаю, что стрелка под ногами на асфальте смотрит в другую сторону. На двух соседних полосах то же самое. Ага, понятно. Поднимаю голову, с другой стороны улицы вывеска Главное Управление МВД по г. Казани. Замечательно. Жду пока пройдет поток машин, разворачиваюсь и начинаю на другой стороне улицы пятиться назад со своей телегой, чтобы можно было вывернуть в открывшиеся ворота. Движение довольно оживленное, я начинаю разворачиваться поперек дороги больше чем на 90 градусов. Видя диковинного вида транспортное средство, пытающееся развернуться на дороге с односторонним движением, машины притормаживают, и я, наконец, заезжаю в ворота.
Номер за 1500 рублей в сутки оказался более чем приятным. На сэкономленные на жилье деньги мы решили отведать национальной татарской еды в каком-нибудь приличном заведении. Им оказался ресторан отеля Биляр около парка тысячелетия. Супруга была одета в элегантное платье, а у меня были сомнения пустят ли меня туда в шортах. Пустили. Татарская еда замечательна, Элеши, эчпочмаки, кыстыбыи восхитительны. Отведали конины. На десерт взяли блюдо под названием татлы. Не припомню когда я последний раз ел нечто настолько вкусное и необыкновенное одновременно. Всякие разрекламированые тирамису и иже с ними и рядом не стояли. Вообще, один из самых простых и естественных способов погрузиться в национальную атмосферу — это попробовать местную еду. Сейчас нам это удалось сполна, этому же способствовало и оформление ресторана в приятном национальном стиле. Не менее приятно мы были удивлены и счетом. Полноценный обед с вином, чаем и десертом нам обошелся в 1500 рублей на двоих.
Дальнейший осмотр достопримечательностей описывать не буду, скажу только, что необыкновенное впечатление на меня произвел Дворец Земледелия. Мы его созерцали уже в темноте с подсветкой. Было ощущение, что оказались в Вене. Я десять минут просто стоял и любовался этим зданием.
Очень понравилось здание гостинного двора
Фото на телефон увы не передают всей красоты этого здания
Далее мы оказались, конечно же, на набережной. Оценив масштабы «бедствия», поняли, что ног не хватит, и решили взять на прокат велосипеды. Нам на глаза попался тандемный Schwinn, и мы тут же поехали осваивать новый подвид двухколесного транспорта.
Думали, что полчаса нам хватит за глаза, жаль, что велик можно взять минимум на час. Ага, наивные. Вся набережная от Кремлевского моста до моста Миллениум 3 км. Примерно половина её не освещена, но нас это не остановило. Ровно через час вернули велосипед обратно.
Теперь мы смогли сравнить набережные трёх городов. В Нижнем Новгороде набережная — величественная, в Чебоксарах — уютная, такая, что хотелось надеть домашние тапки, да еще и с пляжем, а в Казани — набережная города-курорта, ощущение праздника не покидало.
Вечер завершили в одном из кафе на набережной.
Пробег за день — 110 км.
День 6
Хостел не подразумевал включенный завтрак, поэтому с утра отправились на поиски еды. И совершенно случайно наткнулись на замечательное место под названием Тюбетей. Это татарский аналог Макдональдса, только гораздо вкуснее, одни кыстыбургеры чего стоят, особенно десертные.
Далее была прогулка по кремлю. Меня очень сильно и приятно впечатлила мечеть Кул Шариф. Особенное место.
После окончания экскурсионной части решил таки купить новый аккумулятор для мотоцикла. Моей Варте было уже 5 лет, напряжение больше 12,4 вольт не поднималось, и за время поездки она пару раз отказывалась заводить мотоцикл. Правда, собиралась с силами минут десять и все-таки заводила. Во избежание дальнейших недоразумений купили новый и направились на остров-град Свияжск.
Необычный такой городок, находящейся на острове. Разрекламированное туристическое место судя по количеству парковок и турникетам на вход в город. При этом там живут люди, пахнет свежескошенным сеном. На въезде в город шлагбаум, пускают только местных. Первый раз за поездку мы решили пойти в музей. Это был музей истории Свияжска, начиная с античных времен и до наших дней. Там есть интересные макеты ремесельных мастерских 16 века, разные интерактивные вещи и тому подобное. В общем нам понравилось. Обогнув весь остров, вернулись на стоянку в восьмом часу. Все экскурсионные места работают до 6, после чего туристы сваливают, поэтому шлагбаум на въезде в город был открыт. Конечно же, мы устроили еще и обзорную мотоэкскурсию по Свияжску. Позже мы с супругой обсуждали впечатления от города и пришли к выводу, что по восприятию Свияжск очень напоминает г. Плес в Ивановской области.
Свияжск — это место, где время никуда не спешит
Далее наш путь лежал в Саранск, поэтому мы выбрались обратно на М-7 и поехали в направлении Москвы. План был следующий: поужинать где-нибудь на трассе, далее свернуть с М-7 на Саранск, причем решили не ехать через Ульяновск по основной трассе, а «огородами», и когда надоест кататься, встать лагерем в понравившемся месте. Исполнение было произведено в точном соответствии с планом с тем нюансом, что становиться с палаткой нужно при дневном свете пока видно, что расположено вокруг, но у нас этот номер исполнить никак не получалось банально потому, что из Свияжска мы выехали уже в сумерках.
Когда почувствовали, что стало холодать, начали думать о месте остановки. Ну и вполне ожидаемо, съезды с дороги как по волшебству закончились. В результате ехали еще около часа. Нашли съезд с дороги на второстепенную, а с неё в поле. Там и встали. Так как мы уже поужинали, то поставили палатку и завалились спать. Время было около полуночи.
Пробег за день — 242 км.
День 7
Несмотря на то, что ночь была достаточно прохладная, утро выдалось солнечным и жарким. Выбравшись из палатки, обнаружили, что мы встали на краю деревни, и в 50 метрах от нас люди обрабатывают свой огород. Телефон нам отрапортовал, что мы находимся в Чувашии в деревне с поэтичным названием Вторые Ялдры. Ну что ж, Ялдры, так Ялдры, огородники не помешали нам заняться приготовлением нашего утреннего кофе.
Окончив сборы, двинулись дальше. По дороге я обратил внимание, что навстречу попадается много машин с нижегородскими номерами. Странно, приближаемся к Мордовии, а навстречу 52-е номера. Мои размышления были прерваны указателем о том, что мы въехали в Нижегородскую область. Тут все встало на свои места. Вокруг бескрайние поля на невысоких холмах. Русские просторы. В этот день погода была идеальная для езды на мотоцикле +22 и переменная облачность. Люблю именно такую погоду. Не жарко и не холодно, можно ехать в куртке, и ветер немного отдает прохладой.
В прогулочном темпе добрались до Саранска, припарковались около Дома Республики в самом центре, убрали экипировку под чехол и пошли знакомиться с городом.
Прошлись около фонтанов на Площади Победы и направились к Мордовия арена. Интересно было посмотреть на стадион, построенный к чемпионату мира.
на контрасте. Новый стадион и избушка.
На обратном пути в центр посмотрели на здание МорГУ или МГУ, как там правильно называется университет. Симпатично отреставрировали.
Очень красиво сделано здание филармонии. Саранск произвел приятное впечатление. Знающие люди рассказывали, что раньше город был деревня деревней, сейчас же приятно прогуляться по центру. Отдельно ехать в Саранск нет смысла, особо смотреть нечего, а вот проездом погулять самое то. Еще отметили для себя изобилие фонтанов. И обычные, и каскадные и фонтаны в центре прудов и речки. В летний день здорово создает хорошее настроение.
Далее наш путь лежал в Пензу. Там живет моя двоюродная сестра. Дорогу описывать особого смысла нету, те же холмы и поля. Но пензенские аграрии более расторопные, чем мордовские. Поля почти все убраны, а большинство уже вспаханы. Чернозем такой «ядреный», что хоть на хлеб намазывай. Спустя пару часов мы уже сидели за столом с родными.
Пробег за день — 420 км.
День 8
Сказал жене, что надо выехать часов в 10-11 утра, до Мурома около 450 км и 7 часов чистого хода. Но что обычно бывает, когда встречаются две женщины, которые давно не виделись? Конечно же, никто не слушает разумных доводов по поводу планирования времени. Я, естественно, и не настаивал. Давненько не были у сестры, хотелось провести побольше времени вместе. Мы отправились гулять по городу, посидели в кафешке, потом пообедали дома. В общем выехали ближе к пяти вечера. А темнеет-то рано, в 8 уже сумерки, а в 9 темнота.
170 км по М-5 мы проехали достаточно быстро, хоть и не гнали, до 130 разгонялись только на обгонах. В Зубовой Поляне свернули с трассы на север в сторону Выксы и Мурома. Мне говорили, что в Мордовии много тюрем, но когда ты едешь через небольшие деревни, и в каждой по одной или две зоны, то воспринимается это немножко по другому, нежели рассказы.
Надо сказать, что дорога по которой мы ехали, была практически превосходного качества, единственное разметки не было. Видно, что только закатали асфальтом. Я все ехал и думал, хоть бы эта хорошая дорога по известной русской традиции внезапно не закончилась. И когда наступила темнота это, конечно же, произошло за последним населенным пунктом Мордовии, городком Теньгушево. Просто на выезде из города дороги не стало. Взяли языка, и он сказал, что это безобразие будет продолжаться еще 2 км. Не обманул. После въезда в Нижегородскую область дорога появилась, но ненадолго. За одной из деревень дорога опять закончилась и не появлялась следующие 50 км. Ехали 20-30 км/ч. Мотоцикл и прицеп стойко выдерживали это зубодробильное испытание. Местами ехал по остаткам дороги, местами по обочине. Увидел впереди рыхлый песок на обочине и решил вырулить левее обратно на дорогу, но в темноте не было видно, что обочина была ниже сантиметров на 15 от дороги. Мотоцикл резко дернуло влево и мы со скрежетом завалились на левый бок практически поперек дороги. Супруга приложилась рукой, я бедром. Оба без повреждений. Фул экип. Оба немного разодрали дождевые штаны, надетые ранее из-за холода (было +9), и я немного повредил кожу на носке мотобота, ну и разодрал дождевой бахил. Но бахил было совсем не жалко, т.к. у него уже наполовину отвалилась подошва в задней части. Теперь, наконец, есть повод купить новые, а дождевые штаны подклеим.
Фото с места ДТП. Оцените качество дороги
На удивление мотоцикл не получил никаких повреждений кроме поцарапанной дуги безопасности, в чьи обязанности, собственно, и входило не допускать порчи других деталей. Еще немного поцарапалась боковая подставка, но это уже совсем мелочи. А вот прицепу досталось больше. Снизу продрали до металла весь левый борт. Я не предусмотрел на нем никакой защиты от падений. Многие мне говорили о том, что надо бы сделать, но руки никак не доходили.
Перекурив минут десять, мы сели на мотоцикл и продолжили нашу борьбу с беспощадной русской дорогой. Ближе к Выксе это безобразие прекратилось, и мы уже держали 70 км/ч. Больше не хотелось из-за боязни, что дорога опять внезапно оборвется, как было несколько раз на том злополучном участке (там было несколько коротеньких кусочков более-менее приличной дороги, которые неожиданно обрывались в темноте).
Но нас начала одолевать новая неприятность — колейность, и весьма ощутимая. На мотоцикле-то не очень приятно, а с прицепом и вовсе не сахар. Начинает болтать весь мотопоезд. Лекарство одно, не ехать быстро. Можно, конечно, не попадать в колеи, но ночью проблематично. Днем гораздо проще двигаться по дороге с колеями.
В двадцать минут первого ночи мы припарковались около хостела. Ключи от номера были в замке. Надо ли говорить о том, что спали мы в эту ночь как убитые.
Пробег за день — 450 км.
День 9
Я подозревал, что Муроме смотреть особо нечего, поэтому не хотелось отдельно ехать из дома в этот город за 300 км. А проездом — милое дело. Первым делом мы отправились на набережную Оки. Ничего особенного. Но мы обнаружили там шикарный городской пляж. А палящее солнце нам подсказало дальнейший план действий. Пройдя насквозь через монастырь, направились к хостелу (благо практически в центре), запрыгнули на байк и поехали обратно на пляж.
На фоне главной достопримечательности Мурома
Вот уж не думал, что в последний день путешествия будет полдня пляжного отдыха на курортах Владимирского края. За все предыдущие дни мы купались всего один раз, в реке Пьяне на второй день путешествия, и я немного жалел о том, что мы едем вдоль Волги, и ни разу в ней не искупались. Ну не в Волге, так хоть в Оке. Эти несколько часов на пляже стали своеобразной вишенкой поездки, эдакий приятный нежданчик.
Дальше мы поехали кататься по вантовому мосту через Оку, красивый. На него мне как раз очень хотелось посмотреть. Проехали туда и обратно, и покатили в сторону дома. Поездка проходила в неспешно-расслабленном темпе. От Мурома мы обгоняли стайки машин, потом дорога почти обезлюдела. Сама дорога с хорошим покрытием, извивалась кривыми большого радиуса через сосновые леса. В жару всегда приятно ехать на мотоцикле через сосновый лес из-за приятного смолистого запаха. В машине ведь практически не чувствуется.
Около 7 вечера мы уже заезжали в гараж.
Пробег за день — 300 км.
Небольшие выводы. Главное, нам удался тот формат и ритм путешествия, который мы планировали изначально. Неспешно-расслабленная поездка по Поволжью прошла на ура. Жаль, что пока на дорожном мотоцикле нельзя ездить по стране по компасу, как, например, по Европе или Северной Америке. Есть шанс уткнуться в непроезжабельную дорогу даже в центральной части нашей страны. Но несмотря на наш ночной инцидент можем сказать, что практически все дороги, по которым мы проехали, вполне хорошего качества. Позитивная динамика работы государства в этом направлении очень радует. Хотя муниципальные дороги в целом похуже.
Что касается езды именно с прицепом, то мы с женой сделали однозначный вывод, что 5 лет времени, которые у нас ушли на проектирование, изготовление и доводку одноколесного прицепа для мотоцикла, были потрачены не зря. Мне родители как-то раз сказали, что мотоцикл у вас бесполезное транспортное средство. Вы практически на нем не ездите, и при этом применительно к пробегу уходит много времени и денег на его содержание и обслуживание. Если рассуждать с калькулятором в руках, то так оно и есть. Но есть одно но. Как говорил Марк Твен, только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали. Именно путешествия позволяют почувствовать, что ты живешь, а не существуешь. А путешествия на мотоцикле, при всей их некомфортности по сравнению с машиной или самолетом, оставляют гораздо больше эмоций. Нашу первую совместную поездку на мотоцикле в Норвегию мы с супругой вспоминаем гораздо чаще, чем наше свадебное путешествие на пляжи Черногории самолетом.
Как показала эта поездка, прицеп позволил нам взять все, что мы хотели. Нам не пришлось выбирать между аскетичным путешествием на мотоцикле с минимумом вещей, или взять все, что хотим, и ехать на машине. Тут, конечно, важно понимать какой формат и ритм подходит тебе лично. Если человеку нравится держать по трассе 150-180, то ни о каком прицепе и речи быть не может. Я же больше люблю неспешную езду, 100-110, максимум 130 по трассе, поэтому под мой режим движения прицеп вписывается идеально.
Нельзя не отметить и вау-фактор. Нас постоянно рассматривали из окон машин, люди останавливались на улицах, некоторые просили сфотографировать прицеп. В Мордовии заезжали на заправку. Надо выло повернуть с дороги налево, а впереди на перекрестке стоял ДПСник. Он увидел, что мотоцикл с прицепом. Когда мы выехали с заправки и поехали по направлению к нему, он нас остановил. Его первой фразой было: «такую дикость я впервые вижу». На что я его поправил: «дикость или диковинность?». Он подумал и ответил: «да, скорее диковинность». Он предположил, что с документами на мотоцикл все в порядке и не стал просить их показать. Ему было очень приятно, что я начал рассказывать о прицепе, даже открыл крышку показать, как он выглядит изнутри. Попросил разрешения сфотографировать мотоприцеп. Через пару минут разговора полицейский заметил, что на прицепе нет номеров. Его удивило, что прицеп я спроектировал и изготовил самостоятельно. В результате пожелал нам счастливого пути и мы поехали дальше.
Приехав домой мы подсчитали расходы. Детально расписывать не буду, отмечу лишь, что на всю поездку вместе с сувенирами мы потратили 29 600 рублей. При этом мы старались себя ни в чем не ограничивать. В разумных пределах, конечно же. Так, например, мы однажды съели по гамбургеру с кофе на Лукойле на 730 рублей. Согласитесь, бесполезная трата. Просто нам так захотелось именно в тот момент.
Вот, кстати, забавное видео о пользе мотоприцепа
- A-Peresvet
- Алексей Стрижак
- 16 октября 2018 в 23:02
- 1
- +44
Джон Кеннеди сказал про полет на луну «Мы решили полететь на Луну в этом десятилетии и сделать другие вещи не потому, что это легко, а потому что это трудно, потому что эта цель заставит нас собрать и оценить свои силы и способности, потому что это вызов, который мы готовы принять, это задача, которую мы не хотим откладывать и с которой мы намерены успешно справиться также, как со всеми остальными...»
Это же высказывание полностью можно отнести и к мотопутешествиям.
Это же высказывание полностью можно отнести и к мотопутешествиям.
- A-Peresvet
- 17 октября 2018 в 10:52
- ↑
- ↓
Была у меня мысля продавать это чудо техники, и под это был сделан сайт. За год публика не проявила никакого интереса к этому изделию. Ради интереса я даже указал на сайте цену в 1,5 раза ниже рентабельной. Никакого эффекта. А наклейки на бортах оставил себе на память.
Почитать про прицеп можно в предыдущем очерке.
Почитать про прицеп можно в предыдущем очерке.
- A-Peresvet
- 17 октября 2018 в 11:01
- ↑
- ↓
Тормозов на прицепе нет. При торможении ведет себя превосходно. Ни разу не было попытки сложиться или проделать какую-нибудь подобную бяку. При полной загрузке с двумя седоками, конечно, мотоциклу с прицепом тяжелее быстро остановиться. По тормозам у меня есть проработанное техническое решение и «теоретическое обоснование его правильности» (так обзовем). Прошлой зимой банально руки не дошли сделать. Если идею удастся воплотить в жизнь, то ближе к следующему лету сделаю отдельный пост о тормозах.
- A-Peresvet
- 17 октября 2018 в 14:05
- ↑
- ↓
Прицеп обходится в энное количество профильной трубы, листового железа и алюминия, проводов, подшипников, светотехники, одно колесо от скутера, амортизатор ну и т.д. И самое главное в вагон времени и еще маленькую тележку.
Я сейчас не готов изготавливать подобные штуки, поэтому даже не возьмусь приводить цены в рублях. Если же мы говорим про самостоятельное изготовление и доводку, то описано выше. По материалам не очень дорого. Вопрос стоимости вашего времени. По практике, насколько я знаю, никому не удавалось с первого раза изготовить ездабельный вариант. Конструкция только кажется простой на первый взгляд. Подумаешь, тележка с одним колесом. Так и есть, если её таскать за мопедом на скоростях до 50 км/ч. Если же рассматривать вопрос по серьезному (как в моем случае), то с точки зрения физики это балка со свободным концом на которую в динамике воздействуют множество сил, особенно с ростом скорости движения. И надо либо просчитывать перед изготовлением, либо методом проб и ошибок.
Более подробно о крепеже в предыдущей части. Допустимая грузоподъемность около 40 кг, но на скоростях более 100 уже не комфортно при такой загрузке. Все, что мы погрузили в прицеп для путешествия вряд ли больше 30. На скорости 130 по спидометру на хорошей дороге ведет себя стабильно. А быстрее я не езжу. Если дорога не очень, то катишь 90-110 и не думаешь ни о чем. Это ж путешествие.
Вообще в планах есть идея запилить отдельный пост о создании и доводке прицепа.
Я сейчас не готов изготавливать подобные штуки, поэтому даже не возьмусь приводить цены в рублях. Если же мы говорим про самостоятельное изготовление и доводку, то описано выше. По материалам не очень дорого. Вопрос стоимости вашего времени. По практике, насколько я знаю, никому не удавалось с первого раза изготовить ездабельный вариант. Конструкция только кажется простой на первый взгляд. Подумаешь, тележка с одним колесом. Так и есть, если её таскать за мопедом на скоростях до 50 км/ч. Если же рассматривать вопрос по серьезному (как в моем случае), то с точки зрения физики это балка со свободным концом на которую в динамике воздействуют множество сил, особенно с ростом скорости движения. И надо либо просчитывать перед изготовлением, либо методом проб и ошибок.
Более подробно о крепеже в предыдущей части. Допустимая грузоподъемность около 40 кг, но на скоростях более 100 уже не комфортно при такой загрузке. Все, что мы погрузили в прицеп для путешествия вряд ли больше 30. На скорости 130 по спидометру на хорошей дороге ведет себя стабильно. А быстрее я не езжу. Если дорога не очень, то катишь 90-110 и не думаешь ни о чем. Это ж путешествие.
Вообще в планах есть идея запилить отдельный пост о создании и доводке прицепа.
Нууу… Здорово, что можете вот так не напрягаясь. Мы бы за 9 дней пытались бы накрутить тысяч 5 наверное, с языком на плече.
За разработку респект, если действительно настолько беспроблемная. Я, конечно считаю, что всё что нужно (в т.ч. жену) можно уместить на мотоцикле, тем более на круизёре, но целевая аудитория у таких прицепов по-любому есть!
ЦА как мне кажется в основном в Европе. А если расширить номенклатуру до мопедов и велосипедов, то вообще можно открывать фабрику. Единственный вопрос это законность такого прицепа.
За разработку респект, если действительно настолько беспроблемная. Я, конечно считаю, что всё что нужно (в т.ч. жену) можно уместить на мотоцикле, тем более на круизёре, но целевая аудитория у таких прицепов по-любому есть!
ЦА как мне кажется в основном в Европе. А если расширить номенклатуру до мопедов и велосипедов, то вообще можно открывать фабрику. Единственный вопрос это законность такого прицепа.
- A-Peresvet
- 22 октября 2018 в 12:43
- ↑
- ↓
Мотогону то не нужны, а для отдыха на природе без подобных вещей не очень комфортно. А у нас был именно формат расслабленного путешествия с ночевками на природе.
А идея не сомнительная, а скорее не распространенная пока в наших широтах. То же самое вы можете сказать о путешествиях на автокемпере или с прицепом-дачей. В Европе их огромное количество на дорогах и на стоянках туристических мест, а у нас за день езды можно ни одного не встретить. Но это не означает, что идея с автокемпером сомнительная.
А нулевой спрос на мотоприцепы, подозреваю, в первую очередь от того, что прицеп для мотоцикла практически отсутствует в законодательном пространстве РФ. Купить недешевую вещь и не быть уверенным, что её можно легально без проблем с ГИБДД эксплуатировать на дорогах, практически никто не решается. В Европе и США есть законодательные требования к конструкции одноколесных прицепов, на них выдают номера, поэтому там они и попадаются на дорогах.
А идея не сомнительная, а скорее не распространенная пока в наших широтах. То же самое вы можете сказать о путешествиях на автокемпере или с прицепом-дачей. В Европе их огромное количество на дорогах и на стоянках туристических мест, а у нас за день езды можно ни одного не встретить. Но это не означает, что идея с автокемпером сомнительная.
А нулевой спрос на мотоприцепы, подозреваю, в первую очередь от того, что прицеп для мотоцикла практически отсутствует в законодательном пространстве РФ. Купить недешевую вещь и не быть уверенным, что её можно легально без проблем с ГИБДД эксплуатировать на дорогах, практически никто не решается. В Европе и США есть законодательные требования к конструкции одноколесных прицепов, на них выдают номера, поэтому там они и попадаются на дорогах.
- Kali160782
- 10 января 2019 в 9:15
- ↓
Интересно, а зачем прицеп? Может поменять класс мотоцикла, что бы путешествовать по азимуту и стремиться к уменьшению количества и веса багажа.
За проделанную работу плюс, а вот нужен ли он, это очень большой вопрос.
За проделанную работу плюс, а вот нужен ли он, это очень большой вопрос.
- capitan_amer
- 10 января 2019 в 12:09
- ↑
- ↓
Поменять класс мотоцикла (Голду???) сложнее, чем приколхозить к имеющемуся прицеп. К тому же имеем универсальный мотоцикл, на котором можно рассекать по городу, а при необходимости прицеплять прицеп.
Если что, то я лично идею одноколейного заднеприцепного прицепа для мотоцикла для себя не разделяю.
Если что, то я лично идею одноколейного заднеприцепного прицепа для мотоцикла для себя не разделяю.
- capitan_amer
- 10 января 2019 в 12:16
- ↑
- ↓
Ну и ещё тема, приехал на точку, отцепил прицеп в лагере и носишься
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (27)
RSS свернуть / развернуть