Блог им. DragonTM → Как "Изобрести" кастом? Делай электробайк!
Под катом история создания и опыт эксплуатации электробайка и много фото.
Введение. Из которого вы поймете что путь этот не быстрый.
Знакомство с прелестями перемещения на 2-х колёсной технике началось с получения прав категории А и покупки в 2012 году мотоцикла Kawasaki ZZR-400 с ДВС 97-го года выпуска и соответствующей экипировки. Покатавшись пару сезонов, а точнее пол сезона катаешься и пол сезона чинишь мотоцикл, решил его продать, а на вырученные деньги в 2014 году заказал МК-кит для переделки велосипеда в электро, сам велосипед и батарею. Как это выглядело, лучше умолчу. Но со своей функцией (возить меня на работу и обратно домой) справлялась конструкция отлично и даже получалось быстрее чем на мото, так как теперь не надо было ходить пешком до парковки.
Откатавшись пару сезонов, поднакопил запчастей и опыта в электровелостроении и немного денег, захотел построить что-то мощнее. До этого нравилось кататься на тренировке по мотоджимхане, в связи с чем появилась идея построить проект для участия в данном виде соревнований хотя бы и вне официального зачета, просто для себя.
Плюс ко всему хотелось чтобы проект был оригинальным, походил своим видом на кастомный мотоцикл. У меня в голове примерно крутился образ того что я хочу, а потом я увидел фото мотоциклов для Flat track и Dirt track, и понял что примерно этого я и хочу, только в варианте для асфальта, т.е. Street traker.
Из этих размышлений появилось название проекта — Electro Street Tracker One — или сокращенно ESTO
Проект сразу планировался на мотор-колесах, потому что в свое время на мото меня напрягало обслуживать цепь. Проект должен быть полноприводный, теоретических споров о плюсах и минусах такого решения много, но я точно знал что хочу почувствовать что это такое сам.
Рождение кастомайзера
Осенью 2015 заказал и получил раму.
Чтобы собрать из запчастей мотоцикл достаточно начальных инженерных навыков.
Творческий подход начался когда стало понятно что китайские моторы для велосипедов не будут нормально устанавливаться и работать в мотоцикле пока к ним не приложишь напильник
А лучше токарный станок, для чего пришлось вспоминать как сделать чертеж новой оси для мастера
А еще краше, когда получается использовать фрезерный
На все эти приключения с моторами, один из которых пришлось перематывать из-за пробоя изоляции (а ближайший к СПб специалист оказался в Челябинской области) ушел почти целый год. Что может быть и не плохой результат, если учитывать что проект относится к хобби, а не основному роду моей деятельности.
Параллельно были проведены работы по выбору ячеек для батареи, которые мог бы сам собрать, т.е. на болтах, а также поставлен нормальный амортизатор, который должен был подойти к раме по спецификации, но мало того что оказался длиннее на 3 см, еще и сильно влиял на геометрию, приподнимая зад, в связи с чем пришлось увеличивать диаметр переднего обода до 19 дюймов и искать резину с профилем повыше.
Экзамен
Понимая что проект принимает черты чего-то целого, была подана заявка на участие кубке по кастомазингу в рамках выставки IMIS 2017. И не особо рассчитывая пройти отбор, я не спешил с остававшимися недоделанными деталями.
Зря! В начале февраля мне пришел ответ от организаторов что
Тем временем, очереди в мастерских изготавливающих кастомные детали (крылья, подножки и т.п.) были забиты аккурат до начала выставки…
А проект выглядел примерно так
Но как-то удалось договорится со всеми и даже с художником, которые как известно люди «творческие», а значит со временем плохо совместимые. Как потом оказалось, работать над проектом до последнего дня перед выставкой совершенно обычное для кастомайзеров дело, а некоторые устанавливали последние детали уже после открытия или даже на второй день выставки!
Байк занял свое место на выставке, а я и все остальные участники перешли к голосованию за проекты, чтобы выбрать победителя.
Ну и как же без презентации и демонстрации что байк способен заехать на сцену своим ходом!
Испытания на практике
После выставки, несмотря на то что в конце апреля снова выпал снег, было решено ехать своим ходом. Байк-то полноприводный!
Как уже было сказано, байк планировался для использования в мотоджимхане, но во время постройки мне было совершенно не на чем и некогда тренироваться, и участие в соревновании выглядело в итоге комично.
После такого насыщенного периода и достижения, возможно не больших, поставленных целей я как-то расслабился и практически не выезжал на байке. Свободного времени было не много и хотелось тратить его на другие цели.
Но зимой появилась возможность и я начал еженедельно тренироваться и тестировать байк на выносливость и тренировать свой навык езды на крытом картинговом треке. В результате чего стал чувствовать себя уверенно в седле и выявил ряд недостатков по части тормозов, эргономики и т.д.
А также понял что создавать байки мне нравится больше чем ездить, и в голове уже созрел новый амбициозный проект.
Спасибо что дочитали!
- DragonTM
- Vladimir
- 1 июля 2018 в 23:44
- +33
ИМХО — мопедко типа той же «Верховины» или «Риги» получше будет. Бо легче. А в идеале — варить из люминевого сплава (ну или пол рамы от какого «трупа» приспособить). Моторчики-то относительно слабые, а батарейки — тяжёлые. Потому чем легче всё остальное — тем лучше:? колёса спицованные, рама из «сплава» (или комбинированная), минимум аммортизаторов, остальное из пластика или дюраля.
Что-то Sachs Mad Ass в голову пришёл — там тоже вес «обвязки двигателя» минимизирован по самое некуда: по сути только «хребет» оставлен. Опять же короб батареек сипользоваь как силовую конструкцию можно.
ЗЫ. Мотороколёса уже можно и б/у найти. Где-то за пол цены нового (новые в районе 200 дохлых президентов у китайцев — зависит от мощности). Опять же контроллеры нужны. А батарейки — где получится :)
ЗЗЫ. По хорошему, полный привод согласовывать надо. Что-то типа приблуды на каком«ардуино» со всяко-разными датчиками (наклона, ускорения, скорости поворота ручки, разницы врщения колёс и т.д.) что бы и моменты на колёсах согласовывать и рекуперацию (которую однозначно использовать вместе с тормозами. как дополнение к ним)
Что-то Sachs Mad Ass в голову пришёл — там тоже вес «обвязки двигателя» минимизирован по самое некуда: по сути только «хребет» оставлен. Опять же короб батареек сипользоваь как силовую конструкцию можно.
ЗЫ. Мотороколёса уже можно и б/у найти. Где-то за пол цены нового (новые в районе 200 дохлых президентов у китайцев — зависит от мощности). Опять же контроллеры нужны. А батарейки — где получится :)
ЗЗЫ. По хорошему, полный привод согласовывать надо. Что-то типа приблуды на каком«ардуино» со всяко-разными датчиками (наклона, ускорения, скорости поворота ручки, разницы врщения колёс и т.д.) что бы и моменты на колёсах согласовывать и рекуперацию (которую однозначно использовать вместе с тормозами. как дополнение к ним)
Достаточно не плохой новый хаб-мотор (мотор-колесо), стоит 20-30 тыс.руб. Но чтобы установить его хорошо в неподготовленную раму, скорее всего придется приложить усилия и средства. Заспицевать тоже можно по разному бюджету в китайский или в японский обод.
Аккумулятор первый вариант на болтах мне обошелся порядка 40 тысяч (1,5 кВт*ч) без контролирующей платы.
Электроника пожалуй предоставляет очень большой выбор цен, которые зависят от мощности и заложенных функций. На электронике советую не экономить и брать отечественную с полноценной поддержкой производителя.
Аккумулятор первый вариант на болтах мне обошелся порядка 40 тысяч (1,5 кВт*ч) без контролирующей платы.
Электроника пожалуй предоставляет очень большой выбор цен, которые зависят от мощности и заложенных функций. На электронике советую не экономить и брать отечественную с полноценной поддержкой производителя.
Рекуперация есть.
Контроллеры работают в 2wd режиме, как заложено производителем.
Про полный привод полноценно ощущения описать сложно, так как мощность пока что не большая, и при отключении передка просто сильно меньше мощности. Могу сказать что с полным приводом руль чувствуется как будто стал тяжелее.
Контроллеры работают в 2wd режиме, как заложено производителем.
Про полный привод полноценно ощущения описать сложно, так как мощность пока что не большая, и при отключении передка просто сильно меньше мощности. Могу сказать что с полным приводом руль чувствуется как будто стал тяжелее.
Могу сказать что с полным приводом руль чувствуется как будто стал тяжелее.Возможно получается эффект гироскопа, и колесо более стремится ехать ровно, чем если бы его просто толкали.
ИМХО, с электромотоциклами надо идти по той же схеме что с ДВСными — мотор отдельно, колесо отдельно. Слишком много минусов у мотор-колёс
P.S. а вообще проект крутой, это не пластик снять и «кастомом» назвать :)
Мощность в городе ограничена законодательством 4 кВт и 50 км/ч.
Мощность электродвигателя понятие условное, если кратко, то сколько позволяет вкачать контроллер и батарея, столько и будет. Мои на закрытой трассе позволяли выжать до 8 лошадок. Мне хватало, пробовал там же ехать на пит-байке бензиновом, но все упирается в навык — на электро больше тренировался и круг проезжал быстрее.
Мощность электродвигателя понятие условное, если кратко, то сколько позволяет вкачать контроллер и батарея, столько и будет. Мои на закрытой трассе позволяли выжать до 8 лошадок. Мне хватало, пробовал там же ехать на пит-байке бензиновом, но все упирается в навык — на электро больше тренировался и круг проезжал быстрее.
> Почему иностранные кастомы красивые (в массе), а наши колхозище (в массе :-)
Уважаемые коллеги,
я никогда не делал кастома мотоцикла, но я хорошо знаком с кастомщиками — автомобилистами и наблюдал их работу день за днём.
Прежде всего, кастом — это огромное количество времени, которое нужно в него вложить. Навскидку — ни одно дело не делается с той скоростью, с которой кажется, что его можно сделать. Почти всегда делается всё в несколько раз медленнее. А иногда — разница между планом и исполнением просто удручающая.
Потом — идут запчасти и материалы. Красивое — это придуманный дизайн, вопложенный в металле и пластике. Во первых, чтобы придумывать красивое — нужно быть художником. Это вообще не каждому дано. А затем — сделать придуманное не получается с первого раза, приходится один — два варианта просто выкинуть.
В итоге, прямые материальные затраты (не считая огромного времени) на красивый кастом в несколько раз превосходят цену сравнимого серийного изделия (автомобиля, мотоцикла, велосипеда).
А «руский кастом» — это зачастую «я его слепила из того, что было», причем денег потрачено МЕНЬШЕ, чем стоит аналогичное серийное изделие (ну, если вообще аналогичные изделия существуют). Отсюда — автомобили из подносов (ну, была у человека под боком столовая, с металлическими подносами, он разработал корпус своего авто из подносов), автомобили, сделанные на базе мотоколяски, и многое другое.
Ну, и самое главное — это то, что иногда называется «ошибкой выжившего»: память устроена так, что на многие годы запоминаются яркие и хорошо сделанные кастомы. а всякая шушера, которая тоже была на той же выставке — постепенно забывается. И когда попадаешь на выставку опять — думаешь — «госссподи, как низко пал секам!».
Кроме того, конечно же, красивые кастомы все фотографируют, о них пишут в газетах и снимают телепередачи. Они — на слуху.
Уважаемые коллеги,
я никогда не делал кастома мотоцикла, но я хорошо знаком с кастомщиками — автомобилистами и наблюдал их работу день за днём.
Прежде всего, кастом — это огромное количество времени, которое нужно в него вложить. Навскидку — ни одно дело не делается с той скоростью, с которой кажется, что его можно сделать. Почти всегда делается всё в несколько раз медленнее. А иногда — разница между планом и исполнением просто удручающая.
Потом — идут запчасти и материалы. Красивое — это придуманный дизайн, вопложенный в металле и пластике. Во первых, чтобы придумывать красивое — нужно быть художником. Это вообще не каждому дано. А затем — сделать придуманное не получается с первого раза, приходится один — два варианта просто выкинуть.
В итоге, прямые материальные затраты (не считая огромного времени) на красивый кастом в несколько раз превосходят цену сравнимого серийного изделия (автомобиля, мотоцикла, велосипеда).
А «руский кастом» — это зачастую «я его слепила из того, что было», причем денег потрачено МЕНЬШЕ, чем стоит аналогичное серийное изделие (ну, если вообще аналогичные изделия существуют). Отсюда — автомобили из подносов (ну, была у человека под боком столовая, с металлическими подносами, он разработал корпус своего авто из подносов), автомобили, сделанные на базе мотоколяски, и многое другое.
Ну, и самое главное — это то, что иногда называется «ошибкой выжившего»: память устроена так, что на многие годы запоминаются яркие и хорошо сделанные кастомы. а всякая шушера, которая тоже была на той же выставке — постепенно забывается. И когда попадаешь на выставку опять — думаешь — «госссподи, как низко пал секам!».
Кроме того, конечно же, красивые кастомы все фотографируют, о них пишут в газетах и снимают телепередачи. Они — на слуху.
Думаю, что помимо прочего играет роль отсутствие вкуса и по.уизм некоторых кастомайзеров, для них «лиж бы ехало», у меня один хороший знакомый вездеходы делал, я ему предлагал сделать красивую стеклопластиковую кабину, а он сказал, что это дорого, это долго и всё в таком духе и заколхозил из фанеры скворечник, хотя над технической частью корпел добросовестно.
Потому что иностранные кастомайзеры придумывают свои кастомы, попивая хорошее вино на веранде исторического здания, глядя на море. У них хороший бэкграунд в искусстве, архитектуре. А наши — бухая балтику девятку в гаражах под фермами высоковольтных линий, окружённых панельными домами. Невозможно привить вкус человеку, живущему на помойке. А у нас всё постсоветское пространство — одна большая визуальная помойка с покрышками по обочинам и заборами из профнастила, которые каждый год «обновляют» поверх грязи. А когда-то каждый дом улыбался кастомными резными наличниками… Но тем удивительно, что среди моря колхозинга родились и развиваются такие кастом-мастерские, которые действительно творят. И творят замечательные проекты.
Потому что это не совсем кастом. За основу взята рама электровелосипеда типа «мангал» или «почтовый ящик». Их пытаются варить конторы, которые заборами занимаются и всякой подобной хреновней. При создании формы стремятся увеличить батарейный блок, поэтому формы такие странные… Рамы эти не просчитаны, ломаются достаточно часто…
Кстати, автор лукавит — 50 км/ч и 4 квт… Это не законодательством ограничено, это у него так получилось. Если за основу взять раму чопера микарджи, и батарею положить в кожаный кофр на раме, то с одним двигателем 3,5 квт легко достигаешь 75, а иногда и 80 км/ч.
Но в любом случае это тупиковая ветвь развития, бензин по прежнему еще очень далеко впереди по удобству и мощности…
Кстати, автор лукавит — 50 км/ч и 4 квт… Это не законодательством ограничено, это у него так получилось. Если за основу взять раму чопера микарджи, и батарею положить в кожаный кофр на раме, то с одним двигателем 3,5 квт легко достигаешь 75, а иногда и 80 км/ч.
Но в любом случае это тупиковая ветвь развития, бензин по прежнему еще очень далеко впереди по удобству и мощности…
Не надо так уверенно выдавать ваши предположения за действительность.
Именно эта рама посчитана на 800 кг нагрузки в статике. Сварена не из забора, а вполне себе с использованием авиационных материалов — сталь 30ХГСА.
50 км/ч это ограничение запрограмированной мной в контроллере. Там 3 режима, первый у меня вообще 25 как для велосипеда, второй до 50 как мопед, третий без ограничений для закрытых трасс. Но катался я на маленькой трассе и не мог там разогнаться быстрее 40.
Батарея у меня в пике может выдать 40 кВт, но контроллеры, пока что, слабые относительно. По 5 лошадок в пике могут дать каждый, но с моим напряжением 60 вольт, только 4.
Моторы такие как у меня в пике могут переваривать 15 кВт, что проверенно реальными пользователями, а теоретически там ещё запас есть для форсирования.
Именно эта рама посчитана на 800 кг нагрузки в статике. Сварена не из забора, а вполне себе с использованием авиационных материалов — сталь 30ХГСА.
50 км/ч это ограничение запрограмированной мной в контроллере. Там 3 режима, первый у меня вообще 25 как для велосипеда, второй до 50 как мопед, третий без ограничений для закрытых трасс. Но катался я на маленькой трассе и не мог там разогнаться быстрее 40.
Батарея у меня в пике может выдать 40 кВт, но контроллеры, пока что, слабые относительно. По 5 лошадок в пике могут дать каждый, но с моим напряжением 60 вольт, только 4.
Моторы такие как у меня в пике могут переваривать 15 кВт, что проверенно реальными пользователями, а теоретически там ещё запас есть для форсирования.
Это не предположения, а знания. Эту и похожие рамы пытались варить пара-тройка предприятий в России и одно на Украине.
Ту, которую варили на Украине, сперли китайцы и продают здесь. Отличается от всех рам российского изготовления качеством шва варки, и упаковкой. Китаезы, как это ни странно, упаковывают лучше, варят лучше и рама стоит чуть дешевле. Какая у Вас, на вид уже не определю, но, в принципе, все одно — какашка.
Если бы эти рамы просчитывали, райдер не выглядел бы на них как верхом на кузнечике…
Проектов на базе этих рам пруд-пруди на сайте «Электротранспорт». Там же в барахолке они регулярно выставляются на продажу ввиду общей ненадежности получившегося продукта и перманентного ремонта…
Ту, которую варили на Украине, сперли китайцы и продают здесь. Отличается от всех рам российского изготовления качеством шва варки, и упаковкой. Китаезы, как это ни странно, упаковывают лучше, варят лучше и рама стоит чуть дешевле. Какая у Вас, на вид уже не определю, но, в принципе, все одно — какашка.
Если бы эти рамы просчитывали, райдер не выглядел бы на них как верхом на кузнечике…
Проектов на базе этих рам пруд-пруди на сайте «Электротранспорт». Там же в барахолке они регулярно выставляются на продажу ввиду общей ненадежности получившегося продукта и перманентного ремонта…
По качеству шва ничего сказать не могу, не специалист и не видел китайских рам.
Если китайцы уже варят лучше чем сварщики на производстве самолетов, то я и не знаю что сказать…
Внешний вид во многом определяется выбором подвески, которая оставлена на совесть пользователя. В данном проекте я хотел повыше вид, чтобы был намек на внедорожность.
Сайт знаю, тема моя там есть и расписано более подробно. Там вообще редко что выставляется. А если и бывает ненадежное, то чаще по вине сборщика, если говорить по поводу этого производителя рам, то ненадежных не встречал.
Если китайцы уже варят лучше чем сварщики на производстве самолетов, то я и не знаю что сказать…
Внешний вид во многом определяется выбором подвески, которая оставлена на совесть пользователя. В данном проекте я хотел повыше вид, чтобы был намек на внедорожность.
Сайт знаю, тема моя там есть и расписано более подробно. Там вообще редко что выставляется. А если и бывает ненадежное, то чаще по вине сборщика, если говорить по поводу этого производителя рам, то ненадежных не встречал.
Нашел тему… С этим производителем рам я знаком:) Сварщики на производстве самолетов — это не про них.
В общем, даже они в своей теме признают, что нагрузка 800 кг в статике, это 1,5 обычных человека в динамике.
Все эти рамы — копия в том или ином виде австралийского стелса.
Еще я сам видел, что происходит с мощной сборкой батарей при неудачном стечении обстоятельств в подобной металлической раме. Сталь в этом месте течет, как вода. Батарея горит белым неземным пламенем, и потушить ее не получается никакими подручными средствами.
В общем, даже они в своей теме признают, что нагрузка 800 кг в статике, это 1,5 обычных человека в динамике.
Все эти рамы — копия в том или ином виде австралийского стелса.
Еще я сам видел, что происходит с мощной сборкой батарей при неудачном стечении обстоятельств в подобной металлической раме. Сталь в этом месте течет, как вода. Батарея горит белым неземным пламенем, и потушить ее не получается никакими подручными средствами.
- DegenerateCo
- 2 июля 2018 в 17:47
- ↓
Тоже интересна тех часть. Сколько жрет, сколько прет =) И еще один вопрос: а что с седлом сзади? Почему весит в воздухе мягким безформенным хвотиком? =) Больше всего смутило именно седло, а так очень прикольно и интересно смотрится. Класс
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (29)
RSS свернуть / развернуть