Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Alexnf → Автосмазчик цепи своими руками – от самого простого, до управляемого смартфоном. Часть 2.

Автосмазчик цепи своими руками – от самого простого, до управляемого смартфоном. Часть 1.

Электронная и программная часть системы.



В первой части были описаны механические компоненты, осталось организовать электронное управление насосом. Я испробовал 2 варианта: это таймер, микроконтроллер, второй вариант так же был изготовлен в 2-х версиях: с управлением кнопками и встроенным экраном, и с управлением через Bluetooth со смартфона. Вот все их и рассмотрим в этой части.





Таймер.

Этот способ управления насосом был использован на упомянутом, в первой части, Польском форуме, также описан на Байкпосте и даже не один раз — испробован мною, как первоначальный вариант. Таймер я не стал паять из деталей, а заказал у Китайских друзей всего за 2$ целиком.



У этого варианта есть один минус, количество масла не зависит от скорости и не зависимо, едите вы за 200 или стоите на месте, он с одинаковым интервалом отсчитывает секунды и включает насос. В данном варианте уже исключена зависимость количества масла от температуры, но все еще отсутствует равномерность смазки. Данный недостаток можно минимизировать, сделав небольшой пульт управления всего из одного переменного резистора, которым можно менять интервал смазки прямо на ходу в зависимости от темпа езды и погодных условий.



Я не стал выносить регулятор на руль, а оставил его под седлом:



Микроконтроллер.

Сразу скажу, тут можно заморачиваться очень сильно, включая в конструкцию, датчики температуры, влажности и тому подобное, для установки максимально точной дозировки масла, проекты такие на просторах интернета присутствуют. Я же не стал так глубоко копать и решил ограничиться только замером пройденного расстояния и ручным увеличением подачи во время дождя или бездорожья.

В качестве микроконтроллера, я использовал обычный Arduino.



Причина, во первых, мой минимальный опыт программирования, а во вторых, дешевизна, общедоступность и минимальная необходимость паять платы. Есть у данного микроконтроллера и недостатки, но это не тема для этого сайта, да и на мой взгляд, они перекрываются его достоинствами, поэтому разбирать их тут не буду.

Сигнал скорости считывался со штатного датчика скорости моего мотоцикла, он у меня установлен рядом с передней звездой и выдает 12 сигналов за полный оборот колеса.



Выходная цепь датчика скорости, это по сути «открытый коллектор», который замыкает сигнальный провод на «землю. Когда я вычислял, какой именно провод датчика является сигнальным, то с первого раза у меня это не вышло, тк сам датчик „индуктивный“ и при очень медленном вращении колеса — не срабатывает. Вот мои поиски сигнала:



Можно соорудить датчик и самому, приклеив к колесу магнит и установив геркон (как в велокомпьютерах) или датчик Холла для получения сигнала полного оборота колеса.

Мой смазчик, на зависимо от типа управления, кнопками с экрана, или со смартфона — имеет 3 режима работы: по скорости, по таймеру (если не удалось подключить датчик скорости) и прокачка.

По скорости (так же я его обзывал режим Milage): Импульс смазки подается на насос через заданные в настройках интервалы пробега в метрах, расчет пройденного расстояния производится на основании сигнала датчика скорости. На минимальных скоростях, смазка отключается, на больших (за городом) интенсивность увеличивается. Минимальная скорость и скорость перехода с «города» на трассу, задается в настройках. Так же кнопкой можно включить режим «дождь», увеличив интенсивность смазки во время дождя.

По таймеру: тут все просто и аналогично обычному вышеописанному таймеру, импульс смазки проходит через заданное количество секунд, смазка происходит с момента включения зажигания. Есть 3 преднастраиваемых режима для быстрого изменения интенсивности смазки: «Город», «Трасса», «Дождь» — отличаются только интервалами смазки.

Прокачка: режим для удобства заправки системы, а так же для быстрой интенсивной смазки, например после мойки. По нажатию кнопки, следует заданная последовательность импульсов смазки, следующим нажатием можно прервать цикл.

Вариант с экраном и управлением кнопками.



Использовался микроконтроллер Arduino Nano, экран OLED 0.96 дюйма IIC I2C с разрешением 128X64 (покупал на Али за 3$). Все спрятано в один маленький корпус (на фото он в сравнении с пультом от теплых ручек Oxford), на нем же установлено 2 кнопки Menu и Setup.

Кратковременное нажатие кнопки Menu, выводит на экран действующие настройки, удержание переводит экран в режим меню настройки параметров. Нажатие кнопки Setup меняет режимы или запускает прокачку, в меню настройки меняет текущие параметры. В обычном режиме, на экране, отображается текущая скорость, а так же количество метров (или секунд, в зависимости от режима работы) оставшееся до импульса смазки, а так же оставшееся количество импульсов смазки при прокачке.

Обвязка минимальна, все уместилось на плате, меньше самой Arduino.







Вариант с управлением со смартфона.

Использовался микроконтроллер Arduino Nano, Bluetooth шилд, 1 кнопка и RGB светодиод для индикации. Алгоритм смазки и режимы работы все те же, но настройка происходит уже через приложение на экране Android смартфона, на нем же можно контролировать текущие параметры. Кнопка на автосмазчике, меняет режимы работы, а для индикации текущего режима служит диод с тремя цветами.







Кроме самого контроллера, вам понадобится реле или ключ, например на полевом транзисторе, для управления насосом. Я делал на транзисторе:



Так же понадобится источник питания 5в. Я купил отдельный мощный влаго-защищенный DC/DC преобразователь



и кроме питания собственно самого автосмазчика, так же вывел от него 3 ЮСБ зарядки, в район руля и под седло, мощности хватает.

Все узлы сделал на разъемах, что бы в случае, если что-то выйдет из строя, не пришлось демонтировать всю систему, а была возможность быстро вынуть только нужный блок. Запитал всю схему через реле, влючаемое от провода габаритов (они у меня горят всегда после включения зажигания).

Получилось немного страшновато, но на самом деле все только нужное:



На фото еще и теплые ручки, их тоже запитал через то-же реле. Не забывайте про безопасность! Все подключения выполняйте через предохранители.

Родную проводку я не трогал вообще, кроме параллельного присоединения к датчику скорости, и то сигнал с него снял через диод, что бы случайно в него ни чего не подать, и поставил оптрон для развязки (это на схеме видно).

Программная часть.

Все скетчи прикрепляю, тк фактически в процессе их написания изучал Arduino с нуля, то они снабжены более чем подробными комментариями, из них же станет понятно, как устроено меню настроек. Андроид приложение так же доступно для редактирования на свой вкус, тем более оно создавалось в Appinventor, и требует только базовые знания в программировании:

Скетчи для Arduino со всеми библиотеками
Проект Appinventor для редактирования, и уже готовое Андроид приложение
Страничка проекта с приложением в Appinventor (нужно зарегистрироваться)

Ну а теперь самое интересное, что же выбрать для себя?

Мое мнение:

Если Вы с электроникой на «вы», хотите очень дешево, особо не заморачиваетесь брызгами масла на колесе и хвосте, выбирайте вариант с клапаном (здесь не описывался), если при этом вы все же нашли возможность приобрести насос, не важно, выше описанный или любой другой – то лучше использовать таймер, за свои 2-3$ он даст вам возможность достаточно точно регулировать подачу масла.

Если же хотите, что бы все было красиво, можно заморочиться и с микроконтроллером, честно скажу, экран выглядит красиво – но вещь достаточно бесполезная, смотрел на него первые 2-3 дня, да и то он у меня был индикатором реальной скорости, тк родной спидометр немного привирает.

Мой опыт:
использовал только упомянутый выше насос, 1 сезон с таймером – без нареканий, цепь всегда смазана, но особой чистоты не добился, приходилось постоянно крутить ручку настройки, часто забывал увеличить интенсивность при выезда на трассу и наоборот, поэтому иногда цепь оставалась сухой, иногда наоборот все было забрызгано. Зато пара дальних выездов показали основное достоинство автосмазчика – всю дорогу чистая смазанная цепь, чистые руки, сэкономленное время. В поездках про цепь я не думал.

Таймер у меня так и остался в мотоцикле, он подсоединяется вместо микроконтроллера в любой момент и служит резервным контроллером автосмазчика.

2-й сезон я уже установил микроконтроллер с экраном, очень был доволен, за первую поездку в Карелию настроил подходящие параметры, максимально снизив перелив масла и соответственно разбрызгивание, но по приезду домой – он умер от залития водой на мойке, хотя герметичность продумывалась, поставлены влагозащищенные кнопки, все обработано силиконом — но керхер и старательный мойщик оказались сильнее )).

После ремонта, отжил так же не много, на этот раз перестал работать экран, подозреваю что то в нем отошло от вибраций, смазчик работал но настроить уже ничего было нельзя.

На 3-й сезон собрал последнюю версию без экрана с управлением с телефона. Посмотрю, на сколько необходима кнопка и диод индикации, если и в них особой необходимости не будет – упрощу все, оставив только микроконтроллер.

В общем из моего опыта, пока основная проблема – отказоустойчивость, что в общем то и заявляется противниками данных устройств — как основной недостаток.

Мой совет:
есть деньги — купите готовое устройство от серийного производителя, тем более на сегодня есть и отечественные, достаточно бюджетные решения (тот же C от kosmonavt), нет денег или как мне – очень хочется попробовать сделать самому? Попробуйте собрать вариант на таймере – собрали, покатались, понравилось и хотите большего? Можете приступать к работе с микроконтроллером, но в первую очередь тщательно продумайте именно конечное исполнение, защиту элементов от влаги, вибраций, помех и других внешних воздействий, тк если теоретически все будет выглядеть очень красиво, но будет постоянно ломаться – удовольствия от использования такого устройства – вы не получите.

Прошу прощения за много букв, пытался рассказать максимально подробно. Всем удачи на дороге и смазанных цепей ваших мотоциклов!
  • AlexnfAlexnf
  • 6 марта в 19:43
  • 32
  • ?

Комментарии (44)

RSS свернуть / развернуть
+2
elcheapo
пробег это mileage
мощная заморочка, респектую!
0
Alexnf
Не влазило в экран, сократил ))))
0
kosmonavt
Я обозвал «TRIP» как в приборках.
0
kosmonavt
+1
Beslan172
Сейчас тоже нечто подобное ваяю. С датчиками скорости и влажности не стал мудрить. Сделал несколько режимов: город; трасса; дождь; прокачка.
Так же задействовал датчик подножки, когда мотоцикл стоит система не работает. В это время можно только режим прокачки «принудительно» включить.
Так же, поскольку бачек у меня спрятан далеко, хочу реализовать сигнал низкого уровня масла.
Пока не решил ставить экран, или пару диодов для наглядности.
0
Alexnf
Если смазка по пробегу, то я бы с подножкой не заморачивался, и так ясно, что не едет, да и если по таймеру, не так уж и много стоИт мотоцикл на подножке и при этом заведен. Экран — это тоже лишнее, только для настроек если.
+1
Beslan172
Нет, не по пробегу, только таймер, именно по этому и задействовал подножку. Экран не то чтобы прям лишний. Диоды постоянно светить и будут, что может раздражать в темное время суток (ещё не тестировал), а знать какой режим стоит полезно. Так же хотел добавить пищалку на низкий уровень масла, но с вероятностью 99% её слышно не будет. По всем перечисленным причинам, считаю, маленький экран, наиболее удобен будет.
Позже хочу нечто вроде бортового компьютера сделать, тахометр, спидометр, температура «за бортом», температура ож и прочее. Может индикацию передачи. На него же и управление смазчиком завести. Но этот больше ради эксперимента, нежели какая-то явная необходимость.
+2
Alexnf
Я такого рода рукоблудством и в машине своей занимаюсь, car-pc, камеры заднего хода, общение с кан шиной. И единственный вывод, который я сделал — круто, это не когда много функций, а когда они стабильно работают без вмешательства. А так удачи! Ваши «искания» мне понятны, сам такой )))
+2
Beslan172
Вот тут полностью согласен. Когда то кар писи на базе винды строил, последний раз из планшета сделал, функций было много, но пользовался, далеко не всеми) это своего рода хобби, довольно старое, в моем случае. Интересно реализовать на мотоцикле, вот что заставляет меня часами сидеть у монитора и паяльника)
0
DrewID
Лучше не датчик подножки, а датчик нейтрали. В таком случае и на светофорах не будет заливать. Спасибо за подсказку!
0
Beslan172
Я рассматривал как вариант, датчик нейтрали, но почему-то отказался от этого варианта, вот только не помню почему)
0
4tress
Возможно оставляете мотоцикл на передаче часто?
0
Beslan172
На парковке, часто. Но не с включённым зажиганием. Когда продумывал коммутацию, рассмотрел массу вариантов. Но почему-то остановился и менее на следующем — К ардуино подходят ± питание, плюс от зажигания, минус от подножки, и ещё 4 провода, на каждом из которых может появится минус, в зависимости от включённого режима. Есть трехпозиционный тумблер, режимы — трасса, город, дождь при этом, если есть минус с датчика подножки, то насос не включится. Исключение, это кнопка без фиксации, для включения режима прокачки, если её нажать, насос будет качать пока кнопку не отпустить. Эта кнопка должна была стоять отдельно от тумблера, в районе бачка. Но это был первый вариант, сейчас хочу добавить экран, и сделать проще, по нажатию одной кнопки, цикличностей будут меняться режимы, за исключением режима прокачки.
Что-то много букв получилось.
Кстати, в качестве бочка, использую бак от радиомодели, а в качестве насоса, перистальтический насос с али
0
Beslan172
Что-то не нашёл как редактировать комментарии. Хотел добавить, что бочек ваз, отличный вариант, я использовал бак от оадиомодели, только потому, что у меня был новый, чистый бак. Но скорее всего перейду на бак ваз, чтоб реализовать индикацию низкого уровня масла
0
Alexnf
У меня в последней версии скетча, той что для работы с андроид приложением, все сделано на одной кнопке: короткое нажатие меняет режим город/трасса/дождь/выкл, а удержание 1,5сек+ меняет режимы: по времени/по пробегу/прокачка/выкл.
Если нет необходимости менять параметры через блютуз, их можно задать прямо в скетче, один раз и навсегда — вот и будет ваш вариант.
0
Beslan172
Вот вот. Именно так и собираюсь делать, циклично менять режимы. А режим прокачки одновременным нажатием и удержанием двух кнопок
0
kosmonavt
Главное в дождь режим «дождь» не включать)) Т.к. водой смоет все сразу — только расход масла. Его надо включать после.

Ставь отключение на нейтраль однозначно.
0
Beslan172
Хм. Об этом я не думал) не уж не хватит вязкости
0
ilving
всех потянуло на микроконтроллеры )
Тоже ваяю смазчик, спидометр и одометр на ардуинке. Может закончу до сезона )
+3
EiskiyKolhoznik
Вот она, IT страна)))
0
Beslan172
Автор огромную работу провёл, за что ему, лично от меня, поклон, снимаю шляпу, перед твоим усердием!
0
DrewID
А можно увидеть данные по расходу масла в разных режимах?
-1
Alexnf
В смысле, на экран вывести? )))) Если насос даёт строго дозированную подачу, то без проблем.
Если вы про опыт использования, то за поездку 3000+ км ушло примерно 1/3 Жигулёвского бачка, так что бачке тыс на 8-10, если все настроено хорошо, и подаётся правильно. В разных режимах расход должен быть примерно одинаков, он больше зависит от настроек, от включенного режима (дождь/не дождь), от инжектора (равномерно ли он мажет обе стороны, в правильное ли место направлен и тп)
0
Las9w
Круто! Молодец!
Если не сложно, мог бы ты добавить сравнение стоимости готовых смазчиков и твоего варианта? И описать существенные + и — покупного самодельного варианта?
+1
Alexnf
Тут смотря что сравнивать! Например у меня самый дорогой компонент — это насос, примерно 20$ + ардуина и все электронные компоненты примерно 10-15$ + прочая мелочевка, итого на круг около 40$ вышло — но это максимальная по функционалу версия.
Покупной вариант будет стоить от 30-50$, с таким функционалом скорее от 80$.
НО тут нужно учитывать свое время, и во сколько ты его оцениваешь.
+2
Aydinka
Я полный нуб в таких делал и поэтому проделанная работа лично меня ввергла в шок и вызвало глубокое уважение к автору! Гуру!
Не сочтите за наглость и скажите насколько дольше работает цепь если её держать в идеале, т.е. смазывать и чистить как по часам от той на которую забить?
Я понимаю вопрос из ряда «я ждал этого вопроса» но спрашиваю потому что стоит ли покупать все эти смазчики и пачкаться маслами разбрыгивающими в разные стороны.
-1
flamedeath
Я думаю около 20-30% разница.
Видел у твоарища цепь, которая прошла 30к без смазки. Ресурс цепи как и двигателя сильнее зависит от режима эксплуатации, чем от смазки.
Я мою керосином и смазываю трансмиссионным маслом раз в 800-1000км, либо после дождя/мойки.
У меня цепь прошла около 28к
0
Aydinka
И каково состояние после 28К? Под замену? Скрипит/шумит? Растянулась? Ржавая?
0
Alexnf
Быстрее уйдут звёзды.
Автосмазчик сильно ресурс не увеличит. Основное достоинство — экономия времени на смазку в дороге.
0
Aydinka
По мне звезды и цепи расходники и они по любому уйдут рано или чуть позже.
Это как фильтры, меняешь когда время приходит и не пытаешься продлить их жизнь, по тому как занятие это не благодарное.
Скажите, если я не прав.
+1
C00per
Самый главный плюс всей это затеи что ты не ездишь на скрежещущей и скрипящей цепи.
+ экономится место на баллоне смазки(кстати довольно быстро окупается в итоге автосмазчик)
+ сильно экономиться время в дальняках на смазке оной
А зачастую к цепи толком не подлезть — либо кожух, либ овыхлоп мешает. и тебе приходится перекатывать мот раз 10… а если он гружёный ещё, а ты уставший.
Плюсы очевидны)
0
Aydinka
Смазчик хорош значит в дальняках и для райдеров кто постоянно на двух колесах.
0
kosmonavt
Именно. Ты на травке лежишь отдыхаешь, когда все мажут)))
+1
flamedeath
растянулась не равномерно, появился стук, не ржавая, звезды тоже ушли прилично.
0
flamedeath
что за тугодум мне минус поставил?xD
0
Nochnou
Ардуино рулит) Можно попробовать воткнуть акселерометр, опрашивать его каждую секунду(к примеру) и результаты опроса заносить в переменную, через какое-то кол-во циклов проверять значение переменной и на основании этого включать или не включать насос через силовое ардуино-реле на регулируемый интервал времени.
0
Jay_001
А потом ругаются, зачем столько электроники напихали в мотоциклы.

Акселерометр-то зачем? Определять скорость на основе ускорения?
Есть немаленькая вероятность, что погрешности в определении величины ускорения и времени действия оного приведут к ненулевой программной скорости, когда фактическая будет 0.

Я пришел к выводу, что не нужна она, эта регулировка в зависимости от скорости. Единственная цель автосмазчика — поддерживать масляную плёнку на деталях во имя снижения износа и увеличения ресурса. Масляная пленка отлично держится на металле в достаточно широком диапазоне скоростей. Не нужно поливать цепь маслом, как из лейки.

А если все-таки очень хочется, то геркон или индуктивный датчик — отличное решение.
0
Nochnou
Не, акселерометр нужен, чтобы отслеживать, когда мотоцикл едет, и чтоб не лить масло впустую.
Погрешностей не будет, если снимать показания только по одной из осей, установить правильную чувствительность и пороговое значение. Я тестил акселерометр на основе чипа LIS331DLH, он чётко показывает момент движения и остановки, даже ямы на дорогах фиксирует (видны ускорения по вертикальной оси).
С акселерометром не нужно тянуть лишних проводов к вилке, приклеивать магниты и т.д.
На скотойлере кстати тоже используется акселерометр.
0
Alexnf
если не заморачиваться со смазкой по пробегу, то таймера достаточно, без всяких акселерометров! Работает ваш смазчик, только при включенном зажигании, а что бы было включено зажигание и мотоцикл не ехал — бывает очень редко. В таймере у меня интервал смазки около 1,5-2 минут — за это время в большинстве случаев можно завестись и поехать, так что заморочки с акселерометром снизят отказоустойчивость, за счет лишних компонентов, и при этом минимально добавят полезности. ИМХО
0
mmixer1
по моему опыту обычный с таймером работает отлично, ничего не переливается и т.д. но у меня pdoiler, он кисточкой смазывает а не каплями капает. масло использую густое трансмиссионное с молибденом. в целом залил масло и забыл вообще про него.

бегать еще в зависимости от погоды что-то подкручивать — это уже заболевание. цепь это расходник а мотоцикл для удовольствия от езды :) как говорится Keep It Simple, Stupid.
0
Jay_001
Автору плюс за широкий полет инженерной мысли и воплощение это в жизнь.
Свое мнение о необходимости этих функций я уже изложил выше, а вот по поводу приложения для андроида — хочется узнать, что же за штука такая. Ведь явно не сам прогал :)
0
Alexnf
Прогал сам, есть такой сервис ai2.appinventor.mit.edu
там как в конструкторе из пазлов собираешь свой алгоритм и интерфейс приложения, все достаточно просто.
Много роликов есть на ютубе. Я учился по роликам Дмитрия Осипова
0
Alexnf
ссылки на файлы для аппинвертора есть в посте, файл лежит вместе с файлом приложения.
0
sba
  • sba
  • 11 марта в 0:19
Один-в-один как я собирался сделать пару лет назад, да все руки не доходят :(
Единственное что, магистраль и сам инжектор я собирался сделать из пластиковой трубки, которую используют в тормозной системе грузовиков. Трубки достаточно пластичные и выдерживают много атмосфер и есть соответствующая фурнитура — двойники и переходники. Я находил трубки с диаметром 4мм и внутренним 2мм — думаю этого более чем. На крайний случай можно где-то сделать вставку и уменьшить внутренний до 1мм.
Сам ардуино можно залить специальным лаком для плат — диэлектрик+защита от влаги. Если сильно залить (в несколько слоев) то может и до водонепроницаемости дойти можно :) Еще неплохо бы изготовить сразу второй модуль, залить в него программу и в пакете положить в кофр — как сдохнет первый, легко поставить подмену. Стоимость-то копеечная. А в остальном — все правильно сделано. Датчик скорости самый правильный и надежный источник информации. Таймеры в топку.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Alexnf, Автосмазчик цепи своими руками – от самого простого, до управляемого смартфоном. Часть 2.