Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Honda BROS NT650 1989 → Скоттойлер по народным мотивам.



Я правда не помню, где я это все видел еще во времена, когда у меня не было мотоцикла вообще, но в очередной раз вспомнив про достигнутые 500 километров и необходимость смазки цепи, вбил в поисковик «скоттойлер своими руками», и, кажется, на сержике мне ответили «нужен клапан, бачок и дюал-инжектор скоттойлер».

«Сколько-сколько? Полторы тысячи? Не нужен», — подумал я.



Быстренько посмотрев плюсы и минусы одиночного и дюал- инжектора, пришел к выводу, что одиночного вполне хватит. Мудрить дюал не хотелось, хотя идеи были. Да и сам скоттойлер-производитель почему-то утверждал, что дюал на консольные маятники не поставить (все поставить. Сделать просто надо, но не будем об этом).

Тем же днем в одном сетевом магазине по всяким запчастям был заказан бачок сцепления от классики с боковым штуцером (47 рублей), клапан омывателя 2108 (2109) — 160 рублей и бутылка самой дешевой трансмиссионки — ТАД-17 — 125 рублей (вот от цены этого расходника я совсем обрадовался). Поскольку «по жизни» я технарь, то всякие там провода, клеммы, изолента, термоусадка и прочие чудеса уже имелись у меня в разных домашних коробках, которые кочуют вместе со мной из квартиры в квартиру (выкидывать-то жалко! :). Также имелась полиуретановая трубка (собирал синхронизатор). Вот остатки от неё и пошли на автосмазчик. Кроме того, от синхронизатора осталась штука под названием «регулятор потока» или «дроссель». «Эврика!» — именно для наших целей он и предназначен (искать в магазинах, торгующих пневматикой).

Немного о дросселе(UPD):

Честно сказать, я не знаю что для этих целей будет походить еще лучше. Да, идеи с электронной дозировкой и/или использованием насосов, безусловно, интересные, но сложность этих решений выше, а надежность — ниже (признаться, я считаю электронику более надежной, чем механику. Но тут механика не движется совсем). Соединил шлангами бачок-клапан-дроссель, покрутил ручку, чтобы капало, как надо и все. И забыл.
Настраивается очень точно. Увеличить время образования капли на 5 секунд — не вопрос.
Кстати, в случае чего им же же можно перекрыть поток полностью.

Выглядит вот так:



В качестве альтернативы можно использовать маленький шаровый краник (искать там же):




Немного о системе вообще(UPD):

Система относительно стара, изучена и популярна. Подробности вы можете узнать просто написав в поиске слово с титульной картинки с козлом :)

Нет, насоса здесь нет(вы можете сделать, я только приветствую творческий полет мысли), так как даже масло вязкости 80W-90 течет быстрее, чем нужно и поток приходится уменьшать с помощью того самого дросселя.

Да, масло течет из бачка самотеком прямо на цепь.

Нет, я не собираюсь отходить от такой конфигурации системы. Есть (как оказалось, небезосновательное) мнение, что клапан сгорит.
Господь с ним. Если он сгорит через год, я просто куплю точно такой же новый (это все равно дешевле, чем баллончик), если быстрее — я куплю другой электромагнитный клапан, который выдерживает открытое состояние длительное время.


Пока заказ собирали, я задержался на работе, чтобы выпилить кронштейн для этого чуда (15 минут).
Пластинка вроде нужных размеров уже лежала в коробке с железяками вроде ненужными. Получилась вот такая штука:



Этот кронштейн, правда, я переделал на следующий же день, но об этом чуть позже.

В этот же день поехал на местную мотодвижуху, рядом с которой как раз и был тот самый магазин. Забрал ништяки, пообщался с народом, поехал домой. Вечерком разобрал шариковую ручку, кое-как промыл стержень водой и спиртом (этиловым вымывается достаточно плохо), вставил туда тонкую отвертку (или проволоку), погрел над плитой, чтобы держала форму после изгиба, и подогнул под примерным углом. Капнул супермомента и воткнул в трубку 4мм (она как раз вставляется в дроссель, искать там же, в пневмомагазинах). Получился вот такой джентльменский набор.




На следующее утро прикинул этот кронштейн. На предполагаемое место установки кронштейн не подходил, а на другое был нужен длиннее.
Было решено задержаться на работе еще раз и сделать все по красоте: из кусочка нержи, с полировкой и креплением на болты вместо хомутов. На этот кронштейн уже ушло минут 40. Попутно выяснил, что изопропиловым спиртом ручка промывается намного лучше.

После работы отправился на улицу, находящуюся в паре километров, с целью установить все это чудо. Свой гараж далеко, а там хороший асфальт, полное отсутствие домов, людей, и светло, пока солнце окончательно не зайдет. А вечером фонари включают, так что можно еще поковыряться, если не успел.
Тут и началось самое интересное: в бросе просто нет места для установки бачка. Сняв пластик и побегав с бачком вокруг мотоцикла около получаса, решил поставить его в самый конец хвоста, так как только там его можно разместить.



Клапан, как и задумывал, притянул хомутом к подрамнику. В лучших традициях подключил его к «габаритному» реле, благо релюшка эта уже была сделана для подогрева ручек и фары (о том, почему мне для фары нужно отдельное реле, как-нибудь позже).

Немного о клапане(UPD):

Клапан — он вам не насос, он клапан! :)
Единственная его функция в этой системе — избавлять владельца от лужи масла под мотом при простое. Его с успехом может заменить любой ручной кран (как на бензобаке вашего первого мотоцикла). Минус этого решения в том, что однажды вы забудете его либо открыть, либо закрыть. Это будет немного неприятно.

В качестве альтернативы можно использовать топливный вакуумный клапан от скутера, подключив его к вакуумному штуцеру вашего мотоцикла (надежность становится железобетонной)




Ждать, когда магистраль заполнится сама, можно до глубокой старости. Дуть в бачок тоже не особо помогает — масло густое. Помогает после нескольких таких «продувок», когда сколько-то масла уже протекло в шланг, прижать его пальцем правой руки к подрамнику, а левой прогонять масло к «выходу».

После того, как все было установлено, я сел рядом с задним колесом, вооружился таймером и начал настраивать частоту капель. Откручиваем шляпку дросееля(вот он на металлической пластинке прикручен) — частота растет, закручиваем — падает. Чаще одной в минуту не нужно. Совсем не нужно (это 400 км пробега говорят).



UPD:
1) Когда будете подрезать ручку, режьте кончик ровно(перпендикулярно), не добивайтесь полного прилегания к звезде, иначе он забьется.
2) Масло не должно просто капать на цепь — ведомая звезда должна выбирать смазку из наконечника ( для этого наконечник должен чуть её касаться). Об остальном не беспокойтесь. Физика равномерно распределит масло по цепи.


Итого 332 рубля, 3 часа чистой работы и еще полтора на написание этого поста.
В общем, я в восторге. Ни один мот больше не буду мазать баллончиком.
Бачка еще больше половины.
Вот как-то так.

Всем чистых, смазанных цепей!

UPD: Бонус для тех, кто увлекся, дочитал до конца и, возможно, захотел повторить.
У меня осталась еще парочка таких(только без отверстий под болты) дросселей и немного трубки.
Абсолютно задаром передам в СПб или даже отправлю (только почтой).

P.S.
(отзыв из прошлого)
Проехал сотни полторы. Цепь стала чище, цепь перестала шелестеть. А вот этот вот срач (левый верхний угол последнего фото, например) — это от спрей-смазки. Масло слегка пачкает диск (сделал каплю в минуту, была капля в 45 секунд), но что-то мне подсказывает, что все это нормально отмоется.

P.P.S.
«Мифы легенды и все такое»
1)«Да это же масло/будет разлетаться/все испачкается»

Это же масло. Да, слегка разбрызгивается. Ко всему прочему, смазать цепь спреем так, чтобы не забрызгать ни диск, ни маятник, у меня еще не получалось. После серии таких смазок я только задний диск полчаса чистил. От масла же как диск, так и цепь отлично чистятся прямо на мойке. Наконец-то я забыл про очиститель цепи и коллекционирование зубных щеток.

2) «Песок прилипнет/это абразив/цепи твоей трындец придет»

На деле песок к спрей-смазке липнет со страшной силой. На масле же не задерживается (слава силе центробежной).
Цепь чистая, блестящая.


3) «А как же дождь...»

Да никак. Дождь и дождь. При больших дальняках можно дроссель и побольше открутить.
Масло у нас славится гидрофобностью и укладкой на металл пленкой. Ну вы поняли, к чему я.
  • Jay_001Jay_001
  • Johnny
  • 20 августа 2017 в 1:16
  • 15
  • оценка: +31

Комментарии (47)

RSS свернуть / развернуть
0
Busse
  • Busse
  • 20 августа 2017 в 1:52
я как-то предпринял трип по странам скандинавии, на пять тысяч километров, с учётом дождливых погод, ушло примерно 50мл масла. я смазываю точечно — флакон от жижы для контактных линз и отработка из водномоторных редукторов. раз в 300-500км. в режиме города расход, конечно, больше — скорости и пробег меньше, а дожди чаще. но всё равно — цепь ходит 40К. клапан от омывателя сильно греется и пробегов значительных не держит — он расчитан на кратковременную работу.
0
Busse
но концепция идеального бюджетного автосмазчика меня интересует, да.
0
Jay_001
Да, греется, но не сказал бы, что критично. Руку удержать можно. По пробегам посмотрим, когда накроется (если накроется :) — время покажет. Погорит — будем искать альтернативу.
0
Busse
всё зависит от длительности поездок. если 400км — результат нескольких дней, то походит. а вот выдержит ли он 1000 и больше в сутки? а ведь именно тут и нужен автосмазчик.
0
Busse
я, например, за энергосберегающий вариант — клапан управляемый разрежением на впуске.
0
Jay_001
да, только хотел сказать про «вариант, предусмотренный скоттойлером». Мне было проще подключить электрику, чем искать вакуумный кран (в магазинах с китайскими мопедами) и изготавливать штуцер для впуска)

Не думаю, что клапан много кушает. Интереса ради измерю ток.
А выход клапана из строя — это реальные случаи или гипотеза: оттого, что он греется?
По-хорошему, пусть греется, если температура нагрева конечная (а она точно конечная).
Так-то там соленоид да пружинка — штука надежная, как топор.

Вот насосы от омывателей действительно рассчитаны на кратковременную работу, а соленоидные клапаны где только не используют)
0
sixbisix
На практике сам не пробывал, но в Интернетах пишут что греется и выходит из строя. Выход один — собрать схемку которая регулирует импульсный режим работы клапана. В противном случае достаточно быстро от перегрева выходит из строя. Соответственно если хочется автоматики то проще разряженный воздух. Если не лень думать когда включить — то дополнительный краник.
+1
KitYakuntsev
Я тоже начитался страшилок о перегревающихся клапанах и в своем случае делал открытие клапана с помощью Arduino (на базе ATtiny13) через реле, в первом прототипе была крутилка с регулировкой частоты, но в итоге оставил вариант — открытие клапана через реле на секунду примерно каждые 45 секунд. Выдается приличная порция масла, и уже ее я регулирую металлическим аквариумным краником.
5 вольт беру от копеечной зарядки в прикуриватель, в продакшене все компоненты засунуты в термоусадки, залиты термоклеем и установлены в сухом месте.
Испытания прототипа в домашних условиях (все картинки кликабельные):

Боевой образец:
0
serg78
Этот клапан применяли для тюнинга авто вот что пишет установщик :«Электропневмоклапан от ВАЗа — для его долгой жизни питание на него подается через нехитрую схемку на LM317, так чтобы первую секунду подавалось полное напряжение, а потом 8,5 В. Тогда он потребляет всего 2 Ватта, не перегревается и у него не коробит внутренности со временем.» Сам применю его 2 сезона без всяких схем, пока работает.
+4
i_am
  • i_am
  • 20 августа 2017 в 7:42
332 рубля?! Капец! Потратил 3.5тыс на скотоилер и ещё 2тыс на дуал-инджекшен с е-бэя. Как я завидую людям, у которых руки растут из плеч, а не как у меня ((
0
cheblack
Я в свое время потратил значительно больше… Эхехе… Как я завидую людям, которые умеют искать разные чиповые варианты на ибее. =)
+1
mirage
К вопросу про дождь — после него вообще идеально чистая и смазанная цепь.
0
Slavonsmz
Я сам недавно только узнал о скотойлере, даже думал сам смастерить, идей было несколько, но у нас в Украине смазка цепи полностью синтетическая МАННОЛОВСКАЯ в спрее стоит чуть больше доллара за 200 грамм, а мыть и смазывать цепь мне нравится, это для меня ритуал, я с мотоциклом в единое целое сливаюсь)))… и не пойму почему вы пачкаетесь сами и пачкаете мотоцикл при смазке? Ставим мот на подставку, засовываем картонку между цепью и маятником и трубочкой из баллончика по капле в каждый сальник, делов на 5 минут максимум. В дороге можно просто прокатывать мот на пол метра по дороге.
0
Slavonsmz
ой ошибся, цена смазки 75 грн, а это аж 3 доллара… извините
0
Jay_001
Это ж еще и картонку каждые 500 км искать! :D
А если не каждый, то хранить эту грязную картонку дома или каждый раз для смазки ездить в гараж)
В общем, подойдет тем, кто хранит мот в гараже весь год (это не я :).
0
XapoH
раньще смазывал так…
Обрезок от пластиковой «полторашки» сантиметров 7-10 высотой. Туда сантиметр ТАД-17, узкую малярную кисточку с длинной ручкой и тряпочку.
Тряпочку на землю, над ней держишь «посудину». Прокрутил чуть колесо — провёл слегка смоченной кисточкой (по нижнему плечу цепи изнутри), ещё прокрутил — ещё провёл. Полный оборот сделал — перешёл на «внешнюю» часть. Там вообще просто — посудину на пол под торез задней звезды: колесо неспешно крутишь, кисточку прижимаешь к звёздочке. На всё про всё — минут пять. Грязи — если уж совсем свинячить, то пяток капель на тряпке. А если этой тряпкой потом протереть цепь, то она и смазанная и не разбрызгивет ничего.
0
valkiriy
В европе в трипе вечно просил на любой заправке кусочек картонки — у них он всегда в наличии, никогда не отказывали.
0
Slavonsmz
во блин, я не думал что у людей всё так плохо, у меня гараж под домом и в гараже всё есть, я об этом забыл сказать)))
+8
Rahim
  • Rahim
  • 20 августа 2017 в 10:51
в общем прочитал немного раньше статью как сделать скотойлер своими руками, прочитал и сделал, там бачек, элктроклапан и шланг от капельницы с механическим регулятором от аквариума и все зашибись было пока не дошел до иглы которая по идее должна была капать на цепь или звезду, короче туда где по идее должна быть смазка, делал, делал, за… ся очень, но все таки сделал, потом опять и опять-к сожалению вся эта конечная конструкция была очень ненадежная, от вибрации иголки ломало, они стирались, или наоборот капали куда попало только не туда куда надо, вся эта катавасия меня мягко говоря утомила и я купил простую щетку пластиковую то ли для мытья посуды то ли еще для чего и просто впендюрил ее на саморезы под чехол который стоит над цепью, и туда же подвел маслянный провод, ВСЕ! работает отлично, масло ровным слоем распределяется по щетке и та не только смазываетно но и ощищает цепь, лишние волосики с щетки просто сточились, а за счет того что цепь при езде играет смазка получается отличная и не надо ловить миллиметры и микроны при установке иглы, пока проехал около 8 тыщ км… смазка цепи балончиком? не… не слышал.
+1
ushakov_ivan
Купил себе уже и бачок и трубки и краник, осталось замострячить электроклапан и вообще поставить всё это добро на мот)
0
Volg_34
Вот тоже всё в гараже лежит, но лень пока побеждает. Балоны — дрянь.
0
Jay_001
Меня лень победила в обратную сторону — регулярно смазывать)
0
XapoH
  • XapoH
  • 20 августа 2017 в 10:54
по поводу клапана… Если денег не жалко (впрочем — есть разборки, хотя и там это денег стоит. В здешних местах — не менее 20 евро), то даю подсказку — маслонасос от двухтактного скутера-полтинника «Aprilia SR50 LC» (вроде на «пьяджо» тоже такие движки ставят — система называется DiTech). Он там электрический. По сути это соленоид-дозатор: один «щёлк» и одна капля на щепи. Ни запОров, ни клапанов, ни краников ненадо: бачёк, шланг, насос, «сопло» и любой «мультивибратор» (хоть китайский, хоть самопал). Можно даже принудительно прокачивать систему. Надёжность — адская (не греется вообще), а размер примерно с реле на фото

ЗЫ. У самого такой стоит
+1
ntr24
есть мотор пьяджо, там там другой насос. Нужен имено от ditech с движком морини.
0
Jay_001
Да не сказать, что конструкция получается сильно проще)
Читал про такие варианты. Но дроссель в плане установки мне очень понравился — претендует на идеальное решение. Маленький, удобно крепится, просто и точно настраивается (с шагом в 5 секунд — легко).
А тут добрую половину слово «мультивибратор» засмущает ;D
+1
cheblack
У меня фирменный скотойлер стоит с одиночным инжектором. Цепь смазана так, что мама не горюй, еще и обод колеса весь смазан. Правда цепь это ни хрена не спасает. Первая отходила 17.000 км и сдохла. Сейчас вторая стоит, посмотрим, на сколько ее хватит. =) А то если пройдет столько же, то может имеет смысл снять на фиг все эти приблуды и мазать руками, как вспомнишь.
+2
Potemkin
Люто советую вместо трансмиссионки лить масло для цепи бензопилы. Оно густое и липкое, как нельзя лучше подходит для таких целей. И стоит всего 100 рублей за литр.
З.Ы: использую его в «фирменном» автосмазчике по советам производителя и доволен аки слон =)
0
Jay_001
Попробуем как-нибудь в следующем сезоне :)
0
XapoH
имхо — может проблема быть в том, что оно именно липкое: оно не смываться со звезды как трасмиссионка), а налепляет на себя всякие пыльпесок с дороги. Как бы всё это изнашиваться быстрее не стало. Постоянная смазанность только простым цепям нужна, а как о/х-ринги всякие, дык там главное, что бы сальники сухими не были.

ЗЫ. Помню у «хускварны» была когда-то «густая» смазка в тюбиках: на что прилепил, там и держиться. Если на цепь, то так на цепи и лежит почти не пачкая звезду. А если на звезду — звезда всё время в смазке, а чепь почти сухая.
0
Snoopy
Постоянная смазанность только простым цепям нужна, а как о/х-ринги всякие, дык там главное, что бы сальники сухими не были.
Кто-то когда-то ляпнул эту чепуху про смазку сальников и все радостно бросились повторять. Вы посмотрите на рисунок цепи в разрезе- заводская смазка заложена между пином и втулкой и закрыта сальниками, на втулке надет ролик, он должен, по-вашему, на сухую работать? Трение ролика по зубьям звездочек тоже должно происходить без смазки?
0
dimas6000
По зубьям звездочки да, ролик должен зацепиться за зуб и проехать по нему провернувшись, а не проскользить.
Но вот то, что должна быть смазка между роликом и втулкой это да, я вообще не понимаю, почему практически везде пишут, что смазывать надо сальники, а не ролики.
0
pwrilya
Не сальники, а в район сальников. Таким образом смазка попадает в щель между боковой пластиной и роликом: под ролик. Именно под роликом смазка и вымывается, и туда и ее нужно занести жидкой смазкой из баллончика
0
mototravel
У меня при почти такой же конструкции и таком же масле,
ведущая звезда стала быстрее стачиваться,
ведомая кажется вообще перестала, а вот цепь так же, как и при ручной смазке каждые 500
+2
kinolog
Поставил такой.За месяц сгорели два клапана.В итоге поставил два краника(один вкл/выкл, другой как дозатор).
0
ilving
Было такое. Потом в начале сезона раза три забыл закрыть краник в гараже, после чего заказал на али перистальтический насос и произвел вивисекцию реле поворотников. Пока работает.
0
Jay_001
перистальтик! Вот это ничего себе)
0
ilving
Ну логично на мой взгляд. Из всех вариантов на али у них самый маленький расход и вменяемая цена.

По поводу реле поворотов — цитата с форума:
… управлялка — из восьмёрочной трёхконтактной релюшки поворотов… доберусь до дома — нарисую что переделывал… если коротко — конденсатор постпавил 1000мф х 25в и вместо резистора 200к на углу платки поставил связку 56к+крутишок на 150к (длительность пауз) и параллельно этому связка диод и крутишок на 47к(длительность импульса) в какую сторону диод — не помню… ткни им параллельно родному резистору и посмотри что уменьшилось
0
Snoopy
Этот клапан не может и не должен быть постоянно включенным- его нормальный режим работы кратковременный, к нему нужна какая-либо схема управления и он будет жить долго и счастливо. С таким клапаном проехал уже больше 12К км и все нормально с ним.
0
Sobrat41
Тоже хочу себе такую-же штуку замутить. Привлекает то, что при верной дозировке цепь всегда будет смазана, и не нужно ее мыть и периодически смазывать. Заметил, что сейчас как только смажу, цепная передача работает тихо. А вот во вторую половину периода между смазками передача явно испытывает легкое масляное голодание. Смазываю каждые 300 км. Получается, 2 раза в неделю приходится этим заниматься. Особенность моего мопеда — закрытый металлический кожух цепи. В смотровое окошко, закрытое пластиковой пробкой, вручную удобно капать как раз только трансмиссионку, рекомендованную заводом.
0
HecnTV
Я вот не понял принцип работы клапана, он же как насос используется? Или как дозатор, а масло за счет гравитации течёт? Просто не очень представляю как клапан качает) Так же как топливный насос на карбовых двигателях?
0
kinolog
Как кран, только электрический.
0
HecnTV
А масло течёт самотёком?
0
kinolog
ДА.
0
HecnTV
Тогда вроде понятно, получается этот клапан нужен только что бы на заглушенном моте масло не бежало. Думаю можно вместо дозатора внизу смастерить простенькую схему управления клапаном и на его основе сделать электоро дозатор.
+1
kinolog
Вариантов много, но чем проще, тем лучше, поэтому и остановился на двух краниках)))
0
Jay_001
По поводу клапана:

Прошел второй сезон.
Ничего не сгорело.
0
Jay_001
На начало 2023 года тоже все еще ничего не сгорело! ;D
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda BROS NT650 1989, Скоттойлер по народным мотивам.