Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Alexnf → Автосмазчик цепи своими руками – от самого простого, до управляемого смартфоном. Часть 1.

Теория и механическая часть системы.

Лень – двигатель прогресса. Я люблю повозится с техникой, но так же я люблю когда техника работает и не требует вмешательства. В общем, чиним и обслуживаем — в гараже, отдыхаем и получаем впечатления — в дороге. В эту идиллию вмешивается необходимость периодической смазки цепи, не только отнимающая время, но и вымазывающая руки, а то и одежду. Тут-то нам и приходят в помощь автосмазчики.



Есть очень много противников и сторонников данных устройств. Среди сторонников есть приверженцы максимально простых устройств, и супер автоматизированных. У всех типов есть свои достоинства и недостатки, неоднократно описанные, в том числе и на этом ресурсе. Я расскажу о моем поиске и создании идеального устройства для своих потребностей.

Введение.

Почему делал сам, а не купил готовый. Ну во первых хорошие автосмазчики стоят приличных денег. Во вторых прийти пощупать их руками и выбрать понравившийся, не представляется для меня возможным, так как от крупных магазинов я удален географически, а заказывать по почте не подержав в руках – я не решился. В третьих, из тех фабричных устройств, что я нашел, ни одно не удовлетворяло всем моим пожеланиям, да и к тому же многие вещи в моих понятиях не соответствовали ценам на них, взять тот же Dual Injector от именитого Scottoiler – как по мне, так 30$ за кусок пластика, который очень легко сломать, это перебор. Ну и в конце концов, мне был интересен сам процесс конструирования.

Идейные вдохновители.
Впервые я набрел на тему с описанием изготовления автосмазчика на форуме родного Suzuki V-Strom клуба, так же и на Байкпосте описывалась пара вариантов изготовления. В основном все встреченные проекты в основном создавались на принципе самотека масла, подача регулировалась краном, а прекращение смазки во время стоянки в основном реализовывалось с помощью клапана.



Дальнейшие поиски привели меня на другой Suzuki V-Strom клуб, но на этот раз уже Польский. Там пошли дальше и стали использовать для подачи масла – насос, а управление им организовали посредством простейшего реле времени, с возможностью плавной регулировки. Когда я нашел описание данного варианта – то считал его идеальным, пока не набрел на блог kosmonavt, и его вариант автосмазчика, C. Тут то наконец у меня и сложилось мое виденье конечного устройства.
Сразу хочу высказать слова благодарности Сергею (kosmonavt), за неоценимую помощь в моем проекте, он помог мне разобраться в устройстве двойного инжектора для подачи масла, помог понять принцип работы датчика скорости мотоцикла и способа считать с него показания, часть кода программы управления, я так же позаимствовал у него.

Автосмазчик
Разделим все устройство на 3 независимые части: Насос, инжектор и блок управления.
Для начала я опишу элементы, которые универсальны для любого варианта автосмазчика:

Двойной инжектор.

Почему двойной? Потому что чем более равномерно мы будем распределять масло по цепи, тем меньше его понадобится и тем чище будет мотоцикл. Смазывать, как думаю уже все знают, нужно по большому счету только сальники, а они расположены с двух сторон цепи, и если подводить масло только к одной точке, то расход придется увеличивать, что бы масло хорошо смазывало всю цепь.

Одна из основных проблем, которую нужно решать при автоматической смазке, это предотвращение вытекания масла во время стоянки. И если при одиночном инжекторе, достаточно поставить клапан открывающийся при включении зажигания, то с двойным этого может оказаться не достаточно. Дело в том, что выходы двойного инжектора, по сути является сообщающимися сосудами, и при малейшем перекосе мотоцикла, когда один выход инжектора станет хотя бы на миллиметр ниже другого – происходит перетекание масла и при продолжительной стоянке, все масло до места раздвоения инжектора, вытечет на землю. Побороть эту проблему удалось, подсмотрев устройство Dual Injector инжектора от Scottoiler, его фото в разобранном виде, мне показал Сергей (kosmonavt), оказалось, что внутри раздвоенной трубки заложен поролон, который, как губка, держит масло и не позволяет ему вытекать.

Свой инжектор, я изготовил из обычной тормозной медной трубки, которые на авторынках продают метражом. После придания фортуной, нужной формы, аккуратно смотал медной проволочкой и спаял.





На концы одел вначале более толстые пластиковые трубочки, обрезки от стержня гелевой ручки, в которые и запихал немного поролона, а потом в них более тонкие трубочки, все это дело обернул в термоусадку.





Магистраль подачи масла, максимум возможного расстояния, проложил все той же тормозной трубкой, оставшуюся часть, бензостойкой силиконовой трубкой, предварительно одев по 2-3 слоя термоусадки, в местах крепления, для исключения пережатия крепежными стяжками.
Инжектор крепил к маятнику через самодельный кронштейн, сделанный из алюминиевого шпингалета и длинного болта.




Кронштейн приклеил на 2-х сторонний скотч, что бы он не сдвигался и зафиксировал толстыми стяжками. Из опыта знаю, что такие стяжки очень часто бывают плохого качества и могут становится со временем хрупкими, от солнечного света или от температуры, поэтому рекомендовал бы их менять каждый сезон, если в их качестве вы не уверены.



Бачок

Банальный жигулевский бачок от тормозухи, их два вида, я выбирал с трубкой выходящей вперед.



Насос

Это один из самых важных компонентов системы.
Часто используют не насос, а просто клапан (самый распространенный – это клапан холостого хода жигулей), и тогда масло подается самотеком, а его количество регулируется краником, врезанным в магистраль.



Но здесь есть очень существенный минус, количество масла очень сильно зависит от его вязкости, которая в свою очередь зависит от температуры. Утром в прохладу имеем недостаточную смазку, а днем в жару – будет течь ручьем. Так же если на скорости будет смазка нормальная, то при въезде в город, цепь будет работать меньше и ее будет заливать. Я конечно же утрирую проблему, но суть понятна.

Следующий вид подачи масла – это перистальтический насос. Два ролика катаются по трубке, пережимая ее и тем самым прокачивая по ней жидкость.



Похожий насос, если я не ошибаюсь, использовал в своем смазчике и Сергей (kosmonavt). Я же данный тип насосов в руках не держал и видел только на картинке, использовать его не стал, так как сомневался, что им можно точно отмерить количество подаваемого масла, и так же не уверен в том, что он надежно перекроет магистраль во время стоянки. Возможно я ошибался, но в то время я уже прочитал на Польском форуме Стромоводов о другом варианте насоса:

Масляный насос от скутера. Вот и добрался до сути моего поста, далее будет меньше воды и больше полезной информации. Итак насос — это не масляный насос двигателя, а насос подающий масло из масляного бачка.



Это насос создан как раз для точной дозированной подачи масла, то есть я его использую по его прямому назначению. В выключенном состоянии, он работает как клапан, то есть перекрывает масляную магистраль.

Новый такой насос стоит порядка 35-50 и более евро, но видимо в силу его надежности и / или распространенности, он широко представлен на всевозможных интернет разборках скутеров, за копейки. Мне удалось его прикупить на Allegro.pl менее чем за 20$ с пересылкой через посредника.

Вот для поиска, не полный список скутеров, в которых используется такой насос: Ersatzteile Motorteile, Peugeot Buxy 50,Elyseo 50,Elystar 50,Looxor 50, Metal-X 50 Furious, Speedake 50, Speedfight 50, Squab 50, TKR 50, Trekker 50, Vivacity 50, Zenith 50, Speedfight 50, X-Fight 50, Aprilia sr ditech. Возможно список моделей не точен и более широк, но мне хватило и этого.
Пример поиска на allegro.pl

Выбирал чисто по внешнему виду, характеристики, я думаю не важны, если разные версии данного насоса и отличаются чем то друг от друга, то могу допустить что только производительностью – что легко компенсируется регулировками автосмазчика.
Управление насосом можно сделать через реле-шилд, или через ключ на полевом транзисторе, потребление у насоса не большое (около 600мА), поэтому подойдет практически любой ключ, я использовал выпаянный с какой то старой материнской платы компьютера.

Итак все компоненты системы есть, осталось организовать электронное управление насосом, и тут начинается самое интересное! К сожалению в один пост все не влезло, поэтому про управление напишу в следующей части…

Автосмазчик цепи своими руками – от самого простого, до управляемого смартфоном. Часть 2.
  • AlexnfAlexnf
  • 5 марта в 23:56
  • 43
  • ?

Комментарии (55)

RSS свернуть / развернуть
+1
Sergusster
Шикарно. Прям в тему. Я как раз сейчас тоже конструирую, с управлением через смартфон.
Я, правда, таки решил остановиться на перистальтическом насосе
+1
Alexnf
У меня где то есть видео работы пересталического насоса и моего, и по нему видно, что минимальная доза выдаваемая пересталическим насосом, раз в 10 превышает минимальную дозу моего. С телефона не найду, вечером выложу оба ролика.
Мой насос, по сути и не насос вообще, при подаче питания, он выдает всего одну маленькую каплю масла, что бы он сработал ещё раз, нужно снять напряжение, и подать снова. Поэтому дозировка, очень точная. Это позволяет с минимальным расходом поддерживать цепь смазанной. У меня за 3000 км, расход меньше трети Жигулёвского бачка, и все смазано.
0
Alexnf
Вот нашел:
Перисталический насос вот в этом посте, И ссылка на видео работы моего насоса
0
AlVorosh
А скажите пожалуйста, почему необходимо делать подачу масла на заднюю звезду?
Передняя стоит в более закрытом и чистом месте. Может лучше на ведущую/переднюю?
(Я тоже задумываюсь об таком устройстве, но не разбираюсь)
+1
Damnedjack
Сила, брат, в центробежной силе, ведь смазка должна «пройти» через все звено. А передняя звезда за счет своей закрытости всегда более засрана, поэтому предположение закрытое исполнение — значит чисто в этом случае неверное (ты же помнишь, что вся соль в центробежной силе?)
0
Alexnf
Я изначально хотел делать на переднюю, но пообщавшись с теми кто уже так делал, отказался от этой идеи. Народ говорит, что очень много тогда собирается масла, а вместе с ним и грязи вокруг передней звезды. В общем многие, кто делал на перед, перенесли на зад, и я уже экспериментировать не решился. Думаю имеет смысл только для эндуро в трудных условиях, так как в этом случае есть вероятность обломать и оборвать все на задней звезде.
0
DrewID
а рельно как-то закрепить на верхней плоскости маятника и трубки изогнуть так, что бы они уходили куда надо?
0
Alexnf
Все реально, но надо понимать, что чем больше будет всяких кренделей, тем больше шансов зацепить и оторвать это все…
0
DrewID
Реально пост в тему! Тоже буду делать, возможно на переднюю звезду, ибо мот эндуро, заберусь в говна по маятник, всю эту конструкцию оторвет к чертям.
Автор, не рассматривал такой вариант, как открывать клапан каждые н минут на м секунд? Такое управление можно реализовать и без использования микроконтроллеров, даже с подачей сигнала от спидометра (тахометра, если спидометр механический).
0
Rean
Можно за автора отвечу? Я сделал такой и обкатал на 2-х мотоциклах. На алиэкспрессе есть таймеры времени с реле, можно задавать и частоту открытия клапана и время открытия. Но есть одно но, если настроить время для города, то на трассе масла будет не хватать, а если для трассы — то в городе будет слишком лить. Поэтому у меня есть кнопка отключения и настроен таймер под трассу. В каждодневной эксплуатации пользуюсь классической смазкой из баллончика. А вот если поехал далеко или попал в дождь, или просто лень, то включаю автосмазчик.
0
Alexnf
В начале поста ссылка есть на Польский форум там как раз все про таймеры, и есть схема с вариантами быстрого переключения между режимами город/дождь/трасса и тп. Забегая вперед, скажу, что у меня был (и есть) обычный переменный резистор для этих целей.
0
DrewID
Ну, тут, похоже, без GPS не обойтись =) Главное определить зависимость количества масла от скорости.
PS у меня механический спидометр))
0
Alexnf
Обычный геркон + магнит как в вело компьютерах, или датчик холла легко позволит решить проблему замера скорости
0
DrewID
это лишние провода, да и опять же, можно зацепить в гОвнах))) К тому же магнит на колесе будет нарушать балансировку.
0
ilving
Велокомп как спидометр\одометр стоит уже давно.
Магнит (2 или 3 штуки, не помню уже) на ступице + геркон на рубашке тросика сипдометра, провод обмотан вокруг рубашки и зафиксирован изолентой. Ничего не отрывается, даже когда едешь по колено в эм… густой и вязкой природе )
0
Alexnf
Все будет описано в следующей части, в эту не влезло по количеству символов. Там и таймер тоже есть.
0
DrewID
И еще, подскажи пожалуйста, какие размеры жигулевского бачка?
0
Alexnf
Точных размеров нет под рукой, но он совсем небольшой, может каких 6х6х6см
0
DrewID
На эндуро и такой слишком большой, я пока не знаю куда его можно поставить, под седлом есть место (под пластиком крыла) но там поместится прямоугольный высотой 20мм.
0
Alexnf
Да любая ёмкость подойдёт, только штуцер придется делать. Недавно тут был пост тоже про автосмазчик, там человек с али заказал бак для радио управляемой модели, по идее должны быть разных форм и штуцеры уже будут в комплекте
0
patan
Задумка отличная, наверняка многие заинтересуются. Сам бы, но цепь в прошлом.
+1
Hram
На фото форсунки далековаты от цепи, на скорости масло будет сдувать.
0
Alexnf
Это был эксперимент, пробовал на звезду подавать. Сейчас стоит под бОльшим углом, миллиметров 5 над цепью, и капает прямо в сальники.
0
Rean
Но здесь есть очень существенный минус, количество масла очень сильно зависит от его вязкости, которая в свою очередь зависит от температуры. Утром в прохладу имеем недостаточную смазку, а днем в жару – будет течь ручьем.
Такая ли уж неразрешимая проблема, если все равно взялся делать электронику на контроллере? Можно ввести поправки для времени открытия клапана от температуры. А если залить синтетическую трансмиссионку, то зависимость вязкости от температуры не такая уж критическая.
Конечно с насосом прикольнее получится, но для начинающих автосмазочников нужно, как мне кажется, упомянуть про возможность использовать клапан холостого хода от уазика за 60р. А уже потом, если захочется, искать насос.
0
Alexnf
На поправки от температуры, я не заморачивался, тк мой насос выдает масло строго дозированно, по зависимости я писал, в случает использования обычного клапана. Насос как раз и решает эту проблему.
Более житкое масло более активно разлетается, если не стоит вопрос в чистоте, то да, чем жиже, тем меньше зависимость от температуры.
Для начинающих, согласен, клапан — нормальный вариант, хоть я и переступил эту ступень в развитии.
Во второй части я сделаю небольшой анализ и выводы с советами для начинающих.
+2
1ka-ka3
Скажу своё мнение. Я пользуюсь мотоциклами с цепью с 2004 года. С этого же года я пользуюсь и смазчиками. Всегда. У меня известный Скутойлер (был у меня рекламный проспект данного производителя — там написано что данный смазчик увеличивает срок службы цепи в… СЕМЬ раз!!!.. Ржунимагу.).
Суть же смазки в том, чтобы резиновые колечки были эластичными. По-моему совсем не обязательно постоянно для этого мазать и мазать цепь. Если едешь далеко и долго, то — ДА. В этом случае кашу маслом не испортишь. А если катаешь по городу, то такая ювелирная точность, как в описываемом случае совсем не обязательна, как мне кажется.
Конечно сам подход автора и исполнение вызывают только уважение. «Крючкотворить» — оно завсегда интересно. Большой плюс!
+1
Alexnf
Я согласен, и об этом будет в следующей части.
+1
1ka-ka3
На эндуро(он у меня без смазчика) после мойки интенсивно мажу цепь (когда мотоцикл обсохнет) любым маслом с помощью б/у зубной щётки. После следующей поездки (они у меня короткие в основном) мою мотоцикл — мажу цепь щёткой. И так всегда. Пока не жаловался.
0
SamaraRaider
с цепи масло не разбрызгивается на диск?
0
KitYakuntsev
Все зависит от количества подаваемого масла.
0
Alexnf
Идеальной чистоты не будет 100%.
Все эти искания, как раз что бы и побороть эту проблему. Слишком много факторов, житкость масла, скорость, место подачи смазки, если все учесть, можно максимально минимизировать, но совсем решить, думаю не удастся.
+1
bikeDude
отличный пост, плюсанул
но все так-же продолжу мыть цепь раз в 500 км ))
+2
1ka-ka3
При пользовании вышеуказанным смазчиком мыть не обязательно. Всё прекрасно протирается ветошью. Не то, что после смазки спреями.
0
Alexnf
Зат18000 пробега, цепь мыл 1 раз, и то потому что подарили балон для мойки цепи )) Цепь всегда как новая. Ну как минимум внешне.
0
Sobrat41
Тоже решился на такое дело по причине лени — цепь в металлическом кожухе, каждый раз требовалось снимать его, чтобы помыть и смазать цепь. Применил перистальтический насос и управление от кнопки. Подаю порцию масла 10-15 секунд нажатием кнопки на малой скорости (10-20 км/ч), чтобы цепь смазалась вся обильно. Раз на 100 км вполне хватает в городском режиме. На дальняк хочу поставить GPS датчик скорости с контроллером, чтобы не бояться нажать на кнопочку)
+1
vanzes
Если есть желание сделать, то это здорово. Я соорудил простую конструкцию на базе реле с 2я циклами. И не парюсь. Видел как делают проекты с датчиками дождя, измерениями скорости, вайфаем, блютусом. Не удивлюсь если скоро будут использовать ИИ с блокчейнами и ами для правильного расчета подачи масла)). Если в вас погибает великий конструктор, то дерзайте. Практической пользы от этого не прибавится. Половина моих знакомых вообще отказались от обслуживания цепи. Максимум раз в год моют цепь и мажут чем прийдется, и свои 25-30 тышь откатывают. Еще один знакомый знакомого мазал цепь раз в 500 км отработкой при помощи ветоши. отъездил 50к. Главная проблема кроется в другом — износ звезд. Да ваша цепь может прожить 70к, а вот звезды кончатся уже к сорока тыщам. И продлять агонию установкой новых звезд при старой цепи как минимум глупость. Короче каждый развлекается как хочет.
0
Korenb
Почему глупость? Если звёзды износились, а цепь норм, то заменил их и дальше ездишь. У меня цепи хватило на 60 тыс, а передняя звезда и за 20 тыс подкашиваются. Поменял и снова в путь
0
Sobrat41
У меня на Bajaj Boxer цепь безсальниковая, если не смазывать 200-300 верст — шуметь начинает. Звезды начинают интенсивно изнашиваться если в цепи появился некоторый не критичный для нее износ…
0
Oil
  • Oil
  • 6 марта в 15:09
Зачет!
0
Boroda-Brava
А мой что то не работает. Все вроде подключено… А жижа на цепь не поступает. на предыдущем байке все работало. А тут тишина почему то.
0
545i
Если кому интересно:
www.rehtronik.de/rehoiler2.html

Бесплатный проект одного немчика.
Електрическая схема, софт на комп и трубу всё есть на его сайте.

Сам пользуюсь четыре года. Один год на CBR954 и три года на SC59. Всем очень доволен.
0
Alexnf
Видел этот сайт, но не пошел его путем, тк много паять нужно было, плата большая.
Я сделал фактически то же, но меньшей кровью, описание уже выложил во второй части.
0
545i
Смотря что для тебя большая.
Меньше пачки сигарет.

Этот чел продаёт печатную плату(за не дорого), остаётся только купить все електро запчасти и спаять.
0
545i
Ты молодец что заморочилься и сделал на совесть.
Проблема только в том, что вариант от немчика обкатный годами и большим количеством людей.
0
Alexnf
Да чё тут обкатывать, все проблемы тут не в электронике, а в механике. Больше беспокоит отказоустойчивость, в частности как нормально защитить от воды и вибраций. Плюс 50% успеха, это нормальный инжектор. Электроника — это так…
-2
CTC
  • CTC
  • 6 марта в 19:12
Мот с карданом, решает эту проблему раз и на всегда...))))))
+3
Cat_Behemoth
и добавляет новые.
здесь был ататат

0
B-twin
перистальтический насос быстро кончается, ресурс его ахиллесова пята…
0
kinolog
я за месяц спалил два жигулёвских клапана.Плюнул и поставил два краника.один вкл/выкл, второй дозировка)))
0
B-twin
а от чего краны и какие ?!
0
kinolog
от мопеда, но вариантов много, от аквариума например…
0
kosmonavt
Быстро это через сколько км?
Можно кстати оценить ресурс.
Возьмем простейший режим работы смазчика — таймерный. Обычно настраивают на выдачу капли масла через 2 мин. Капля выдается насосом при его включении на 0.1-0.5 секунд
0
B-twin
Я работал раньше на этом деле, данные насосы кончаются за месяц, у них умирает гибкий шланг. Но там они были промышленные и качали коллоидные растворы и прочую густую чачу, вроде тяжёлых фракций крекинга нефти и тому подобное. Если сделать его с приводом ротора от червячного вала, то в принципе играясь частотой вращения электродвигателя, можно добиться нормального расхода в очень гибких пределах. Но ресурс мягкого шланга остаётся под вопросом.
-1
Rahim
прочитал… да… также в своем«творчестве» опирался на опыт поста с V-Stromом, кроме одного нюанса-это иглы которые должны капать то ли на цепь то ли на звезду-короче сложно все и у вас тоже-не просто сложно, а для меня лентяя очень сложно… хотя мы лентяи вроде и должны понимать друг друга, вы наверно перфекционист-у вас все дорлжно быть идеально, потому что для такой вещи как автосмазчик цепи таого увы по моему опыту не требуется-все гораздо проще, прошу прощения за словоблудство-просто соберусь с силами и запилю пост, вам конечно респект за проделанную работу, но только вы хотели как лучше, а получилось как всегда-очень сложно-то есть не для меня.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Alexnf, Автосмазчик цепи своими руками – от самого простого, до управляемого смартфоном. Часть 1.