Блог им. Alexnf → Автосмазчик цепи своими руками – от самого простого, до управляемого смартфоном. Часть 1.
Теория и механическая часть системы.
Лень – двигатель прогресса. Я люблю повозится с техникой, но так же я люблю когда техника работает и не требует вмешательства. В общем, чиним и обслуживаем — в гараже, отдыхаем и получаем впечатления — в дороге. В эту идиллию вмешивается необходимость периодической смазки цепи, не только отнимающая время, но и вымазывающая руки, а то и одежду. Тут-то нам и приходят в помощь автосмазчики. Есть очень много противников и сторонников данных устройств. Среди сторонников есть приверженцы максимально простых устройств, и супер автоматизированных. У всех типов есть свои достоинства и недостатки, неоднократно описанные, в том числе и на этом ресурсе. Я расскажу о моем поиске и создании идеального устройства для своих потребностей.
Введение.
Почему делал сам, а не купил готовый. Ну во первых хорошие автосмазчики стоят приличных денег. Во вторых прийти пощупать их руками и выбрать понравившийся, не представляется для меня возможным, так как от крупных магазинов я удален географически, а заказывать по почте не подержав в руках – я не решился. В третьих, из тех фабричных устройств, что я нашел, ни одно не удовлетворяло всем моим пожеланиям, да и к тому же многие вещи в моих понятиях не соответствовали ценам на них, взять тот же Dual Injector от именитого Scottoiler – как по мне, так 30$ за кусок пластика, который очень легко сломать, это перебор. Ну и в конце концов, мне был интересен сам процесс конструирования.
Идейные вдохновители.
Впервые я набрел на тему с описанием изготовления автосмазчика на форуме родного Suzuki V-Strom клуба, так же и на Байкпосте описывалась пара вариантов изготовления. В основном все встреченные проекты в основном создавались на принципе самотека масла, подача регулировалась краном, а прекращение смазки во время стоянки в основном реализовывалось с помощью клапана.
Дальнейшие поиски привели меня на другой Suzuki V-Strom клуб, но на этот раз уже Польский. Там пошли дальше и стали использовать для подачи масла – насос, а управление им организовали посредством простейшего реле времени, с возможностью плавной регулировки. Когда я нашел описание данного варианта – то считал его идеальным, пока не набрел на блог kosmonavt, и его вариант автосмазчика, C. Тут то наконец у меня и сложилось мое виденье конечного устройства.
Сразу хочу высказать слова благодарности Сергею (kosmonavt), за неоценимую помощь в моем проекте, он помог мне разобраться в устройстве двойного инжектора для подачи масла, помог понять принцип работы датчика скорости мотоцикла и способа считать с него показания, часть кода программы управления, я так же позаимствовал у него.
Автосмазчик
Разделим все устройство на 3 независимые части: Насос, инжектор и блок управления.Для начала я опишу элементы, которые универсальны для любого варианта автосмазчика:
Двойной инжектор.
Почему двойной? Потому что чем более равномерно мы будем распределять масло по цепи, тем меньше его понадобится и тем чище будет мотоцикл. Смазывать, как думаю уже все знают, нужно по большому счету только сальники, а они расположены с двух сторон цепи, и если подводить масло только к одной точке, то расход придется увеличивать, что бы масло хорошо смазывало всю цепь.
Одна из основных проблем, которую нужно решать при автоматической смазке, это предотвращение вытекания масла во время стоянки. И если при одиночном инжекторе, достаточно поставить клапан открывающийся при включении зажигания, то с двойным этого может оказаться не достаточно. Дело в том, что выходы двойного инжектора, по сути является сообщающимися сосудами, и при малейшем перекосе мотоцикла, когда один выход инжектора станет хотя бы на миллиметр ниже другого – происходит перетекание масла и при продолжительной стоянке, все масло до места раздвоения инжектора, вытечет на землю. Побороть эту проблему удалось, подсмотрев устройство Dual Injector инжектора от Scottoiler, его фото в разобранном виде, мне показал Сергей (kosmonavt), оказалось, что внутри раздвоенной трубки заложен поролон, который, как губка, держит масло и не позволяет ему вытекать.
Свой инжектор, я изготовил из обычной тормозной медной трубки, которые на авторынках продают метражом. После придания фортуной, нужной формы, аккуратно смотал медной проволочкой и спаял.
На концы одел вначале более толстые пластиковые трубочки, обрезки от стержня гелевой ручки, в которые и запихал немного поролона, а потом в них более тонкие трубочки, все это дело обернул в термоусадку.
Магистраль подачи масла, максимум возможного расстояния, проложил все той же тормозной трубкой, оставшуюся часть, бензостойкой силиконовой трубкой, предварительно одев по 2-3 слоя термоусадки, в местах крепления, для исключения пережатия крепежными стяжками.
Инжектор крепил к маятнику через самодельный кронштейн, сделанный из алюминиевого шпингалета и длинного болта.
Кронштейн приклеил на 2-х сторонний скотч, что бы он не сдвигался и зафиксировал толстыми стяжками. Из опыта знаю, что такие стяжки очень часто бывают плохого качества и могут становится со временем хрупкими, от солнечного света или от температуры, поэтому рекомендовал бы их менять каждый сезон, если в их качестве вы не уверены.
Бачок
Банальный жигулевский бачок от тормозухи, их два вида, я выбирал с трубкой выходящей вперед.
Насос
Это один из самых важных компонентов системы.
Часто используют не насос, а просто клапан (самый распространенный – это клапан холостого хода жигулей), и тогда масло подается самотеком, а его количество регулируется краником, врезанным в магистраль.
Но здесь есть очень существенный минус, количество масла очень сильно зависит от его вязкости, которая в свою очередь зависит от температуры. Утром в прохладу имеем недостаточную смазку, а днем в жару – будет течь ручьем. Так же если на скорости будет смазка нормальная, то при въезде в город, цепь будет работать меньше и ее будет заливать. Я конечно же утрирую проблему, но суть понятна.
Следующий вид подачи масла – это перистальтический насос. Два ролика катаются по трубке, пережимая ее и тем самым прокачивая по ней жидкость.
Похожий насос, если я не ошибаюсь, использовал в своем смазчике и Сергей (kosmonavt). Я же данный тип насосов в руках не держал и видел только на картинке, использовать его не стал, так как сомневался, что им можно точно отмерить количество подаваемого масла, и так же не уверен в том, что он надежно перекроет магистраль во время стоянки. Возможно я ошибался, но в то время я уже прочитал на Польском форуме Стромоводов о другом варианте насоса:
Масляный насос от скутера. Вот и добрался до сути моего поста, далее будет меньше воды и больше полезной информации. Итак насос — это не масляный насос двигателя, а насос подающий масло из масляного бачка.
Это насос создан как раз для точной дозированной подачи масла, то есть я его использую по его прямому назначению. В выключенном состоянии, он работает как клапан, то есть перекрывает масляную магистраль.
Новый такой насос стоит порядка 35-50 и более евро, но видимо в силу его надежности и / или распространенности, он широко представлен на всевозможных интернет разборках скутеров, за копейки. Мне удалось его прикупить на Allegro.pl менее чем за 20$ с пересылкой через посредника.
Вот для поиска, не полный список скутеров, в которых используется такой насос: Ersatzteile Motorteile, Peugeot Buxy 50,Elyseo 50,Elystar 50,Looxor 50, Metal-X 50 Furious, Speedake 50, Speedfight 50, Squab 50, TKR 50, Trekker 50, Vivacity 50, Zenith 50, Speedfight 50, X-Fight 50, Aprilia sr ditech. Возможно список моделей не точен и более широк, но мне хватило и этого.
Пример поиска на allegro.pl
Выбирал чисто по внешнему виду, характеристики, я думаю не важны, если разные версии данного насоса и отличаются чем то друг от друга, то могу допустить что только производительностью – что легко компенсируется регулировками автосмазчика.
Управление насосом можно сделать через реле-шилд, или через ключ на полевом транзисторе, потребление у насоса не большое (около 600мА), поэтому подойдет практически любой ключ, я использовал выпаянный с какой то старой материнской платы компьютера.
Итак все компоненты системы есть, осталось организовать электронное управление насосом, и тут начинается самое интересное! К сожалению в один пост все не влезло, поэтому про управление напишу в следующей части…
Автосмазчик цепи своими руками – от самого простого, до управляемого смартфоном. Часть 2.
- Alexnf
- Александр
- 5 марта 2018 в 23:56
- 51
- +70
- Sergusster
- 6 марта 2018 в 0:19
- ↓
Шикарно. Прям в тему. Я как раз сейчас тоже конструирую, с управлением через смартфон.
Я, правда, таки решил остановиться на перистальтическом насосе
Я, правда, таки решил остановиться на перистальтическом насосе
У меня где то есть видео работы пересталического насоса и моего, и по нему видно, что минимальная доза выдаваемая пересталическим насосом, раз в 10 превышает минимальную дозу моего. С телефона не найду, вечером выложу оба ролика.
Мой насос, по сути и не насос вообще, при подаче питания, он выдает всего одну маленькую каплю масла, что бы он сработал ещё раз, нужно снять напряжение, и подать снова. Поэтому дозировка, очень точная. Это позволяет с минимальным расходом поддерживать цепь смазанной. У меня за 3000 км, расход меньше трети Жигулёвского бачка, и все смазано.
Мой насос, по сути и не насос вообще, при подаче питания, он выдает всего одну маленькую каплю масла, что бы он сработал ещё раз, нужно снять напряжение, и подать снова. Поэтому дозировка, очень точная. Это позволяет с минимальным расходом поддерживать цепь смазанной. У меня за 3000 км, расход меньше трети Жигулёвского бачка, и все смазано.
- Damnedjack
- 6 марта 2018 в 1:17
- ↑
- ↓
Сила, брат, в центробежной силе, ведь смазка должна «пройти» через все звено. А передняя звезда за счет своей закрытости всегда более засрана, поэтому предположение закрытое исполнение — значит чисто в этом случае неверное (ты же помнишь, что вся соль в центробежной силе?)
Я изначально хотел делать на переднюю, но пообщавшись с теми кто уже так делал, отказался от этой идеи. Народ говорит, что очень много тогда собирается масла, а вместе с ним и грязи вокруг передней звезды. В общем многие, кто делал на перед, перенесли на зад, и я уже экспериментировать не решился. Думаю имеет смысл только для эндуро в трудных условиях, так как в этом случае есть вероятность обломать и оборвать все на задней звезде.
Реально пост в тему! Тоже буду делать, возможно на переднюю звезду, ибо мот эндуро, заберусь в говна по маятник, всю эту конструкцию оторвет к чертям.
Автор, не рассматривал такой вариант, как открывать клапан каждые н минут на м секунд? Такое управление можно реализовать и без использования микроконтроллеров, даже с подачей сигнала от спидометра (тахометра, если спидометр механический).
Автор, не рассматривал такой вариант, как открывать клапан каждые н минут на м секунд? Такое управление можно реализовать и без использования микроконтроллеров, даже с подачей сигнала от спидометра (тахометра, если спидометр механический).
Можно за автора отвечу? Я сделал такой и обкатал на 2-х мотоциклах. На алиэкспрессе есть таймеры времени с реле, можно задавать и частоту открытия клапана и время открытия. Но есть одно но, если настроить время для города, то на трассе масла будет не хватать, а если для трассы — то в городе будет слишком лить. Поэтому у меня есть кнопка отключения и настроен таймер под трассу. В каждодневной эксплуатации пользуюсь классической смазкой из баллончика. А вот если поехал далеко или попал в дождь, или просто лень, то включаю автосмазчик.
В начале поста ссылка есть на Польский форум там как раз все про таймеры, и есть схема с вариантами быстрого переключения между режимами город/дождь/трасса и тп. Забегая вперед, скажу, что у меня был (и есть) обычный переменный резистор для этих целей.
Но здесь есть очень существенный минус, количество масла очень сильно зависит от его вязкости, которая в свою очередь зависит от температуры. Утром в прохладу имеем недостаточную смазку, а днем в жару – будет течь ручьем.Такая ли уж неразрешимая проблема, если все равно взялся делать электронику на контроллере? Можно ввести поправки для времени открытия клапана от температуры. А если залить синтетическую трансмиссионку, то зависимость вязкости от температуры не такая уж критическая.
Конечно с насосом прикольнее получится, но для начинающих автосмазочников нужно, как мне кажется, упомянуть про возможность использовать клапан холостого хода от уазика за 60р. А уже потом, если захочется, искать насос.
На поправки от температуры, я не заморачивался, тк мой насос выдает масло строго дозированно, по зависимости я писал, в случает использования обычного клапана. Насос как раз и решает эту проблему.
Более житкое масло более активно разлетается, если не стоит вопрос в чистоте, то да, чем жиже, тем меньше зависимость от температуры.
Для начинающих, согласен, клапан — нормальный вариант, хоть я и переступил эту ступень в развитии.
Во второй части я сделаю небольшой анализ и выводы с советами для начинающих.
Более житкое масло более активно разлетается, если не стоит вопрос в чистоте, то да, чем жиже, тем меньше зависимость от температуры.
Для начинающих, согласен, клапан — нормальный вариант, хоть я и переступил эту ступень в развитии.
Во второй части я сделаю небольшой анализ и выводы с советами для начинающих.
Скажу своё мнение. Я пользуюсь мотоциклами с цепью с 2004 года. С этого же года я пользуюсь и смазчиками. Всегда. У меня известный Скутойлер (был у меня рекламный проспект данного производителя — там написано что данный смазчик увеличивает срок службы цепи в… СЕМЬ раз!!!.. Ржунимагу.).
Суть же смазки в том, чтобы резиновые колечки были эластичными. По-моему совсем не обязательно постоянно для этого мазать и мазать цепь. Если едешь далеко и долго, то — ДА. В этом случае кашу маслом не испортишь. А если катаешь по городу, то такая ювелирная точность, как в описываемом случае совсем не обязательна, как мне кажется.
Конечно сам подход автора и исполнение вызывают только уважение. «Крючкотворить» — оно завсегда интересно. Большой плюс!
Суть же смазки в том, чтобы резиновые колечки были эластичными. По-моему совсем не обязательно постоянно для этого мазать и мазать цепь. Если едешь далеко и долго, то — ДА. В этом случае кашу маслом не испортишь. А если катаешь по городу, то такая ювелирная точность, как в описываемом случае совсем не обязательна, как мне кажется.
Конечно сам подход автора и исполнение вызывают только уважение. «Крючкотворить» — оно завсегда интересно. Большой плюс!
- SamaraRaider
- 8 марта 2019 в 8:39
- ↑
- ↓
привет! по опыту есть инфа по разбрызгиванию? Всё таки задумываюсь, но если будет грязнее, чем смазка из баллона, то ну его
Тоже решился на такое дело по причине лени — цепь в металлическом кожухе, каждый раз требовалось снимать его, чтобы помыть и смазать цепь. Применил перистальтический насос и управление от кнопки. Подаю порцию масла 10-15 секунд нажатием кнопки на малой скорости (10-20 км/ч), чтобы цепь смазалась вся обильно. Раз на 100 км вполне хватает в городском режиме. На дальняк хочу поставить GPS датчик скорости с контроллером, чтобы не бояться нажать на кнопочку)
Если есть желание сделать, то это здорово. Я соорудил простую конструкцию на базе реле с 2я циклами. И не парюсь. Видел как делают проекты с датчиками дождя, измерениями скорости, вайфаем, блютусом. Не удивлюсь если скоро будут использовать ИИ с блокчейнами и ами для правильного расчета подачи масла)). Если в вас погибает великий конструктор, то дерзайте. Практической пользы от этого не прибавится. Половина моих знакомых вообще отказались от обслуживания цепи. Максимум раз в год моют цепь и мажут чем прийдется, и свои 25-30 тышь откатывают. Еще один знакомый знакомого мазал цепь раз в 500 км отработкой при помощи ветоши. отъездил 50к. Главная проблема кроется в другом — износ звезд. Да ваша цепь может прожить 70к, а вот звезды кончатся уже к сорока тыщам. И продлять агонию установкой новых звезд при старой цепи как минимум глупость. Короче каждый развлекается как хочет.
- Boroda-Brava
- 6 марта 2018 в 16:33
- ↓
А мой что то не работает. Все вроде подключено… А жижа на цепь не поступает. на предыдущем байке все работало. А тут тишина почему то.
Если кому интересно:
www.rehtronik.de/rehoiler2.html
Бесплатный проект одного немчика.
Електрическая схема, софт на комп и трубу всё есть на его сайте.
Сам пользуюсь четыре года. Один год на CBR954 и три года на SC59. Всем очень доволен.
www.rehtronik.de/rehoiler2.html
Бесплатный проект одного немчика.
Електрическая схема, софт на комп и трубу всё есть на его сайте.
Сам пользуюсь четыре года. Один год на CBR954 и три года на SC59. Всем очень доволен.
здесь был ататат
Я работал раньше на этом деле, данные насосы кончаются за месяц, у них умирает гибкий шланг. Но там они были промышленные и качали коллоидные растворы и прочую густую чачу, вроде тяжёлых фракций крекинга нефти и тому подобное. Если сделать его с приводом ротора от червячного вала, то в принципе играясь частотой вращения электродвигателя, можно добиться нормального расхода в очень гибких пределах. Но ресурс мягкого шланга остаётся под вопросом.
прочитал… да… также в своем«творчестве» опирался на опыт поста с V-Stromом, кроме одного нюанса-это иглы которые должны капать то ли на цепь то ли на звезду-короче сложно все и у вас тоже-не просто сложно, а для меня лентяя очень сложно… хотя мы лентяи вроде и должны понимать друг друга, вы наверно перфекционист-у вас все дорлжно быть идеально, потому что для такой вещи как автосмазчик цепи таого увы по моему опыту не требуется-все гораздо проще, прошу прощения за словоблудство-просто соберусь с силами и запилю пост, вам конечно респект за проделанную работу, но только вы хотели как лучше, а получилось как всегда-очень сложно-то есть не для меня.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (56)
RSS свернуть / развернуть