Блог им. Hagor → Спи, моя радость, усни... Зимнего хранения пост
Доброго времени суток, друзья!
Конец сезона где-то уже наступил, а где-то он близко. В связи с этим у многих новичков возникают и постятся вопросы про то, как законсервировать мотоцикл на зиму. А у более опытных возникают вечные споры, как же это правильно делать. В этой статье попробуем с вами во всём этом подробнее разобраться и собрать ответы на многие вопросы в одном посте. Но опять таки на истину в последней инстанции претендовать не будем.
Итак, что нужно делать с мотоциклом перед зимой? На самом деле это зависит от условий, в которых предполагается хранение. Обратимся в первую очередь к мануалу. Что у нас там написано по поводу хранения:
Какие варианты хранения в принципе доступны:
1) В своём/друга или арендованном тёплом сухом гараже, где температурных перепадов нет и ниже 0 температура не опускается;
2) В гараже фирмы, которая предоставляет услуги зимнего хранения, где, как правило, тоже сухо, тепло и ещё стоит сигналка;
3) В гараже типа «железная коробка» со всеми его проблемами сырости, перепадов температур и т.д. и т.п.
4) На улице
5) Дома
Вариант 4) вообще выкиньте из головы, если вы планируете дальше ездить на своём коне.
Вариант 3) тоже очень не желательный, но при хорошей подготовки мотоцикла, возможен.
Варианты 1), 2), 5) самые благоприятные для техники, само собой. В этих местах сухо, значит уже многие проблемы с коррозией и появлением воды там, где её быть не должно, отпадают. Там нет больших перепадов температур, и сама температура плюсовая. Значит проблемы с порчей материалов из-за температурных условий тоже отпадают.
На просторах нашей необъятной и в ближайших странах «несезон» занимает от 1 недели до 9 месяце в худшем случае. Числа не критические по большому счёту, поэтому умереть ваша техника за это время не успеет даже при плохой подготовке к зимнему хранению. Но нам ведь хочется в будущем поиметь поменьше проблем со своим конём, поэтому будем готовить в любом случае.
Переходим к самой технологии. Но по каждому пункту будем делать поправку на условия хранения. Нам ведь нужно совместить качество подготовки с простотой всех операций, чтобы потратить как можно меньше денег и сил, но при этом должным образом подготовить нашего коня.
Пойдём постепенно от самого очевидного и простого до сложного и спорного.
1. Помыть мотоцикл
Первое и самое очевидное, что нужно сделать, это помыть мот. Как и где — без разницы, лишь бы качественно. Смываем всю грязь, удаляем все пятна смазки, битума и тд. спец. средствами. Моем мот только холодной водой, если катаемся рядом с морем и живём рядом. Соли в воздухе в таких регионах много, в связи с чем коррозия в принципе сильнее, а тёплая вода её ускоряет. Мануал глаголит тоже самое.
Помыли по всем правилам, которые тут оговаривать не будем (Неплохая статья про мойку мотоцикла ТЫК), далее сушим. Можно просто завести и прогреть минут 15. Хотя если вникнуть в прогрев посильнее (в одном из последних видео канала Теория ДВС на Ютубе Евгений объяснял, что лучше всего прогревать двигатель на средних оборотах, но никак не на холостых, как все привыкли, ну и не на высоких оборотах, само собой), то лучше даже прокатиться минут 15, если погода позволяет.
2. Смазать
Пока мы мыли мотоцикл, мы вымыли остатки смазки там, где она была. Хотя где-то она, я уверен, ушла ещё до мойки. Поэтому далее мы смазываем всё, до чего доберёмся. Начать стоит с цепи, если она есть. Сначала чистим, потом умеренно смазываем цепь. Про чистку и смазку цепи холивары тоже не утихают. Может быть затрону этот вопрос потом в отдельной статье. Пока делаем так, как говорит нам наш внутренний перфекционист. Главное: не делайте ничего с цепью на заведённом мотоцикле, стоящем на передаче и не выезжайте сразу после смазки цепи, дайте смазке 15 минут на застывание.
После цепи желательно вспомнить, что есть ещё много узлов, которые требуют смазки. Это все рычаги, переключатели, лапки, тросики, замки.
Само собой, по идее, для начала надо каждый узел разобрать, почистить от грязи и старой смазки, потом смазать и собрать. Но все эти пункты делаем в зависимости от желания и наличия времени. Они не критичные. Но если на них совсем забивать, потом могут начать заедать разные узлы (у меня так начал заедать рычажок поворотников). Думаю, что хоть раз в сезон перед закрытием можно уделить им больше времени.
Снимаем рычаги тормоза и сцепления, протираем очистителем, капаем немного смазки (Можно молибден или графит, они отлично подходят. Жидкие смазки не вариант, долго не удержаться. Цепной ни в коем случае не мажем ничего, кроме цепи, она после нанесения становится липкой и тугой), ставим на место. Пока сняли, можно ещё пролить тросик сцепления отработкой или остатками масла. Льём от рычага, пока тросик не станет масляный у коробки на другом конце. Остатки вытираем тряпкой.
Снимаем подножки и лапки КПП и заднего тормоза. Чистим и смазываем, собираем обратно. Всё по аналогии с рычагами. Также не забываем о боковой и центральной подставках. Лучше всего поставить мот на подкат, снять подставку(-и), почистить и смазать.
Замки зажигания, бака и сиденья можно смазать универсальной смазкой или силиконкой. Наносим на ключ, вставляем ключь в замок и поворачиваем несколько раз и засовываем-вытаскиваем. Повторяем несколько раз. Можно ещё нанести смазку на крышечку замка, а также петлю крышечки, закрывающей замок бензобака, да и сам лючок бензобака можно смазать, хуже не будет. Сами поворотные части замка сиденья можно смазать, сняв сиденье.
Если заморочиться, можно разобрать блоки управления на руле слева и справа и смазать тросики газа (маслом) и механизм рычажка поворотников (молибден, графитка, универсальная). Ручку газа, где крепятся тросики, можно смазать молибденкой или графиткой.
И вот мы всё смазали, что хотели, мы молодцы. Идём дальше.
3. Обработка резинок и патрубков
Когда произносят что-то подобное, многим на ум сразу приходит силиконовая смазка. Однако, судя по моему опыту, силиконовая смазка для этих вещей так себе. Да и минусы у неё есть. Во первых она не так хорошо впитывается резинами, во вторых она остаётся на поверхности сколь угодно долго и в начале сезона у вас будут скользкие ручки, подножки и тд.
Лучше всего использовать спец. средства для резиновых деталей. Я открыл для себя банальный «чернитель резины», а точнее средство по уходу за резиной в виде пены. Оно ощутимо делает резину мягче и более упругой, не остаётся на поверхности, а впитывается достаточно быстро.
Что-то типа такого:
Силиконовая смазка — это на крайний случай, если более ничего нет.
Смазывая резинки мы предотвращаем их растрескивание, потерю упругости, а как следствие быстрый выход их из строя.
Смазываем: грипсы, рубашки тросиков, рубашки проводов, сальники подшипников колёс, подножки, сальники перьев вилки. В принципе — всё. Но эти средства для резины, к слову, очень хорошо чистят и приводят в порядок чёрный пластик. Любой без ЛКП, само собой. Так что можно ими же пройтись все чёрные матовые поверхности, будете приятно удивлены.
Резину не надо ничем обрабатывать! Это бред, что её нужно смазывать силиконкой и тп. Срок службы резины 5 лет. Скатаете вы её до корда гораздо быстрее, и вряд ли вы хотите передать свою резину по наследству. Поэтому эти заморочки с резиной оставьте в прошлом. И никогда не смазывайте силиконкой основную часть резины, потом в начале сезона забудете смыть её растворителем — упадёте.
Все эти манипуляции обязательны для хранения в гараже типа «железная коробка» и опциональны для остальных типов хранения. Но опять таки, раз в сезон можно и заморочиться. Это не так уж и сложно, как следующие далее пункты ;)
4. Жидкости
а) Бензин
Ну с бензином всё более ли менее понятно и просто. Сливать не нужно, иначе все резиночки в топливной системе загрустят и могут потечь в начале сезона. Заливать полный бак или нет зависит от места хранения. Если мот стоит дома или в сухом тёплом помещении, то коррозия вряд ли будет угрожать баку. Если же мот стоит там, где влажно, то бак однозначно надо заливать полный. При этом стабилизатор топлива лучше добавить. Идеальный бензин, конечно, мог бы храниться год, если бы существовал. Но увы, наш бензин уже через 3 месяца начинает портиться. Стабилизаторы обещают нам год безпроблемного хранения бензина. Поэтому льём в соответствии с инструкцией, даём двигателю поработать минутку и всё.
Как мне кажется, лучше залить бензин получше перед хранением. То есть если льёте 92, залейте 95 и т.д.
б)Антифриз и Тормозуха
С ними ничего не будет от хранения в сухом и тёплом помещении. Так что меняем по регламенту замены и всё. Но вот во влажном помещении тормозуха будет более активно впитывать влагу из-за своей гигроскопичности, чем в сухом. Так что если вы храните мот там, где не очень сухо, задумайтесь о более ранней замене тормозухи, чем по регламенту.
в) Масло
Ну и напоследок самоё жёсткое :D
Менять ли масло до зимовки или менять после, или вообще не менять… дело лично каждого. Как вам для души спокойнее, так и делайте.
По самому идеальному, можно поменять его и до зимовки и после, но это не стоит тех денег и времени, которое вы на это потратите.
Так что меняйте его по регламенту и не парьте мозг. Ну если, конечно под конец сезона выпало время замены, лучше поменять до зимы, чем весной. Я делал по разному. Менял до зимовки, когда хранил в плохом гараже и не менял вообще, когда хранил дома. Тем более что пробег масла был тогда всего 3000 км. Грех менять было =)
5. Вывешивать или не вывешивать? — Вот в чём вопрос
Вопрос обсуждаемый очень часто. Попробуем разобраться.
Зачем мы вывешиваем колёса? Ну, допустим, чтобы не деформировалась резина. Вроде бы резонно, но если чутька перекачать колёса на зиму, то не думаю, что стоянка на одном месте несколько месяцев сильно скажется на резине. Если есть возможность, то можно раз в месяц приходить и вертеть колёсики немного.
Если мы вывешиваем зад на подкате или центральной подставке — никаких проблем. Но вот когда мы вывешиваем перед, то у нас разгружается вилка и сальники, пыльники оказываются в той части направляющей, которая обычно не задействована при езде и стоянке мотоцикла (Вне зоны рабочего хода). Эта часть, из-за выработки на основной части, имеет больший диаметр, мизерно, но больший (при условии значительного пробега на мотоцикле). Соответственно за зиму у нас сальники облежатся по этой более толстой части и в начале сезона, когда мот опустят и поедут, потекут. На рисунке разница диаметров само собой утрированно большая. Оказываясь вне рабочего хода с выработкой, сальник расширяется под диаметр части направляющей без выработки.
Если искать компромисс, то лучше всего вывесить зад на подкате, а передок периодически раз в месяц вращать. Можно и не вращать, на езде в следующем сезоне не скажется по большому счёту.
6. Ложечка масла в цилиндры
Переходим к самому хардкорному. По мануалу и для достижения полной нирваны после выполнения всех предыдущих пунктов, желательно выкрутить свечи, залить по 1 чайной ложки в каждый цилиндр и прокрутить движок.
Обращаясь к мануалу, последовательность выглядит вот так:
Само собой, чем хуже условия хранения, там актуальнее этот пункт. Я этим никогда не заморачивался, потому, что хранил мот в хороших условиях. Опять-таки, где-то это сделать не сложно, а вот у меня, чтобы выкрутить свечи, нужно снять радиатор… Ну и нафига козе такой баян, спрашивается? Поэтому смотрите сами, делать вам это или нет. Взвесьте условия хранения, простоту этой операции на вашем мотоцикле и наличие у вас времени.
7. Аккумулятор
Аккумулятор лучше всего на зиму снять и периодически (раз в месяц-два) подзаряжать его.
При хранении мотоцикла в плохих условиях, советую после всех вышеперечисленных операций закрыть отверстие выхлопа пакетом или презервативом, накрыть мот чехлом и напихать под него газет.
Подводя итог скажу, что все манипуляции с мотоциклом для подготовки его к хранению зависят в основном от двух вещей: вашего желания (уж помыть и всё смазать в принципе хорошо для техники в любое время) и условий хранения.
Чем хуже условия, в которых предполагается хранение, тем серьёзнее нужно подойти к подготовке. Если мот хранится в сухом тёплом помещении, то для хранения в пределах года можно вообще особо не готовить мот. Помыть, смазать немного, поцеловать, накрыть чехлом и оставить.
В плохих условиях сами оцените их плохость, ваше желание, ваше время и последствия его хранения там без подготовки. Может оказаться, что проще отдать его на хранение и это выйдет дешевле.
Спорить можно долго, но не заморачивайтесь слишком сильно, это того не стоит. Со всеми этими заменами масла до, во время и после зимы, с ложками масла в цилиндры и тд… Если фанатикам совсем нечем заняться в зимний период, можно еще и разобрать весь мотоцикл и упаковать в вакуумные пакетики каждую деталь, и хранить в селикогеле.
Конец сезона где-то уже наступил, а где-то он близко. В связи с этим у многих новичков возникают и постятся вопросы про то, как законсервировать мотоцикл на зиму. А у более опытных возникают вечные споры, как же это правильно делать. В этой статье попробуем с вами во всём этом подробнее разобраться и собрать ответы на многие вопросы в одном посте. Но опять таки на истину в последней инстанции претендовать не будем.
Итак, что нужно делать с мотоциклом перед зимой? На самом деле это зависит от условий, в которых предполагается хранение. Обратимся в первую очередь к мануалу. Что у нас там написано по поводу хранения:
Всегда храните мотоцикл в холодном сухом месте, а при необходимости защиты от пыли накройте его воздухопроницаемым чехлом
Где?
Какие варианты хранения в принципе доступны:
1) В своём/друга или арендованном тёплом сухом гараже, где температурных перепадов нет и ниже 0 температура не опускается;
2) В гараже фирмы, которая предоставляет услуги зимнего хранения, где, как правило, тоже сухо, тепло и ещё стоит сигналка;
3) В гараже типа «железная коробка» со всеми его проблемами сырости, перепадов температур и т.д. и т.п.
4) На улице
5) Дома
Вариант 4) вообще выкиньте из головы, если вы планируете дальше ездить на своём коне.
Вариант 3) тоже очень не желательный, но при хорошей подготовки мотоцикла, возможен.
Варианты 1), 2), 5) самые благоприятные для техники, само собой. В этих местах сухо, значит уже многие проблемы с коррозией и появлением воды там, где её быть не должно, отпадают. Там нет больших перепадов температур, и сама температура плюсовая. Значит проблемы с порчей материалов из-за температурных условий тоже отпадают.
На просторах нашей необъятной и в ближайших странах «несезон» занимает от 1 недели до 9 месяце в худшем случае. Числа не критические по большому счёту, поэтому умереть ваша техника за это время не успеет даже при плохой подготовке к зимнему хранению. Но нам ведь хочется в будущем поиметь поменьше проблем со своим конём, поэтому будем готовить в любом случае.
Переходим к самой технологии. Но по каждому пункту будем делать поправку на условия хранения. Нам ведь нужно совместить качество подготовки с простотой всех операций, чтобы потратить как можно меньше денег и сил, но при этом должным образом подготовить нашего коня.
Как?
Пойдём постепенно от самого очевидного и простого до сложного и спорного.
1. Помыть мотоцикл
Первое и самое очевидное, что нужно сделать, это помыть мот. Как и где — без разницы, лишь бы качественно. Смываем всю грязь, удаляем все пятна смазки, битума и тд. спец. средствами. Моем мот только холодной водой, если катаемся рядом с морем и живём рядом. Соли в воздухе в таких регионах много, в связи с чем коррозия в принципе сильнее, а тёплая вода её ускоряет. Мануал глаголит тоже самое.
Помыли по всем правилам, которые тут оговаривать не будем (Неплохая статья про мойку мотоцикла ТЫК), далее сушим. Можно просто завести и прогреть минут 15. Хотя если вникнуть в прогрев посильнее (в одном из последних видео канала Теория ДВС на Ютубе Евгений объяснял, что лучше всего прогревать двигатель на средних оборотах, но никак не на холостых, как все привыкли, ну и не на высоких оборотах, само собой), то лучше даже прокатиться минут 15, если погода позволяет.
2. Смазать
Пока мы мыли мотоцикл, мы вымыли остатки смазки там, где она была. Хотя где-то она, я уверен, ушла ещё до мойки. Поэтому далее мы смазываем всё, до чего доберёмся. Начать стоит с цепи, если она есть. Сначала чистим, потом умеренно смазываем цепь. Про чистку и смазку цепи холивары тоже не утихают. Может быть затрону этот вопрос потом в отдельной статье. Пока делаем так, как говорит нам наш внутренний перфекционист. Главное: не делайте ничего с цепью на заведённом мотоцикле, стоящем на передаче и не выезжайте сразу после смазки цепи, дайте смазке 15 минут на застывание.
Остальное надо смазывать, если хранить будем в гараже «железная коробка» (если хранить на улице, то всё-равно не поможет), при других вариантах это можно делать, можно не делать, зависит от вашего отношения к вашей технике.
После цепи желательно вспомнить, что есть ещё много узлов, которые требуют смазки. Это все рычаги, переключатели, лапки, тросики, замки.
Само собой, по идее, для начала надо каждый узел разобрать, почистить от грязи и старой смазки, потом смазать и собрать. Но все эти пункты делаем в зависимости от желания и наличия времени. Они не критичные. Но если на них совсем забивать, потом могут начать заедать разные узлы (у меня так начал заедать рычажок поворотников). Думаю, что хоть раз в сезон перед закрытием можно уделить им больше времени.
Снимаем рычаги тормоза и сцепления, протираем очистителем, капаем немного смазки (Можно молибден или графит, они отлично подходят. Жидкие смазки не вариант, долго не удержаться. Цепной ни в коем случае не мажем ничего, кроме цепи, она после нанесения становится липкой и тугой), ставим на место. Пока сняли, можно ещё пролить тросик сцепления отработкой или остатками масла. Льём от рычага, пока тросик не станет масляный у коробки на другом конце. Остатки вытираем тряпкой.
Снимаем подножки и лапки КПП и заднего тормоза. Чистим и смазываем, собираем обратно. Всё по аналогии с рычагами. Также не забываем о боковой и центральной подставках. Лучше всего поставить мот на подкат, снять подставку(-и), почистить и смазать.
Замки зажигания, бака и сиденья можно смазать универсальной смазкой или силиконкой. Наносим на ключ, вставляем ключь в замок и поворачиваем несколько раз и засовываем-вытаскиваем. Повторяем несколько раз. Можно ещё нанести смазку на крышечку замка, а также петлю крышечки, закрывающей замок бензобака, да и сам лючок бензобака можно смазать, хуже не будет. Сами поворотные части замка сиденья можно смазать, сняв сиденье.
Если заморочиться, можно разобрать блоки управления на руле слева и справа и смазать тросики газа (маслом) и механизм рычажка поворотников (молибден, графитка, универсальная). Ручку газа, где крепятся тросики, можно смазать молибденкой или графиткой.
И вот мы всё смазали, что хотели, мы молодцы. Идём дальше.
3. Обработка резинок и патрубков
Когда произносят что-то подобное, многим на ум сразу приходит силиконовая смазка. Однако, судя по моему опыту, силиконовая смазка для этих вещей так себе. Да и минусы у неё есть. Во первых она не так хорошо впитывается резинами, во вторых она остаётся на поверхности сколь угодно долго и в начале сезона у вас будут скользкие ручки, подножки и тд.
Лучше всего использовать спец. средства для резиновых деталей. Я открыл для себя банальный «чернитель резины», а точнее средство по уходу за резиной в виде пены. Оно ощутимо делает резину мягче и более упругой, не остаётся на поверхности, а впитывается достаточно быстро.
Что-то типа такого:
Силиконовая смазка — это на крайний случай, если более ничего нет.
Смазывая резинки мы предотвращаем их растрескивание, потерю упругости, а как следствие быстрый выход их из строя.
Смазываем: грипсы, рубашки тросиков, рубашки проводов, сальники подшипников колёс, подножки, сальники перьев вилки. В принципе — всё. Но эти средства для резины, к слову, очень хорошо чистят и приводят в порядок чёрный пластик. Любой без ЛКП, само собой. Так что можно ими же пройтись все чёрные матовые поверхности, будете приятно удивлены.
Резину не надо ничем обрабатывать! Это бред, что её нужно смазывать силиконкой и тп. Срок службы резины 5 лет. Скатаете вы её до корда гораздо быстрее, и вряд ли вы хотите передать свою резину по наследству. Поэтому эти заморочки с резиной оставьте в прошлом. И никогда не смазывайте силиконкой основную часть резины, потом в начале сезона забудете смыть её растворителем — упадёте.
Все эти манипуляции обязательны для хранения в гараже типа «железная коробка» и опциональны для остальных типов хранения. Но опять таки, раз в сезон можно и заморочиться. Это не так уж и сложно, как следующие далее пункты ;)
4. Жидкости
а) Бензин
Ну с бензином всё более ли менее понятно и просто. Сливать не нужно, иначе все резиночки в топливной системе загрустят и могут потечь в начале сезона. Заливать полный бак или нет зависит от места хранения. Если мот стоит дома или в сухом тёплом помещении, то коррозия вряд ли будет угрожать баку. Если же мот стоит там, где влажно, то бак однозначно надо заливать полный. При этом стабилизатор топлива лучше добавить. Идеальный бензин, конечно, мог бы храниться год, если бы существовал. Но увы, наш бензин уже через 3 месяца начинает портиться. Стабилизаторы обещают нам год безпроблемного хранения бензина. Поэтому льём в соответствии с инструкцией, даём двигателю поработать минутку и всё.
Как мне кажется, лучше залить бензин получше перед хранением. То есть если льёте 92, залейте 95 и т.д.
б)Антифриз и Тормозуха
С ними ничего не будет от хранения в сухом и тёплом помещении. Так что меняем по регламенту замены и всё. Но вот во влажном помещении тормозуха будет более активно впитывать влагу из-за своей гигроскопичности, чем в сухом. Так что если вы храните мот там, где не очень сухо, задумайтесь о более ранней замене тормозухи, чем по регламенту.
в) Масло
Ну и напоследок самоё жёсткое :D
Менять ли масло до зимовки или менять после, или вообще не менять… дело лично каждого. Как вам для души спокойнее, так и делайте.
По самому идеальному, можно поменять его и до зимовки и после, но это не стоит тех денег и времени, которое вы на это потратите.
Так что меняйте его по регламенту и не парьте мозг. Ну если, конечно под конец сезона выпало время замены, лучше поменять до зимы, чем весной. Я делал по разному. Менял до зимовки, когда хранил в плохом гараже и не менял вообще, когда хранил дома. Тем более что пробег масла был тогда всего 3000 км. Грех менять было =)
5. Вывешивать или не вывешивать? — Вот в чём вопрос
Вопрос обсуждаемый очень часто. Попробуем разобраться.
Зачем мы вывешиваем колёса? Ну, допустим, чтобы не деформировалась резина. Вроде бы резонно, но если чутька перекачать колёса на зиму, то не думаю, что стоянка на одном месте несколько месяцев сильно скажется на резине. Если есть возможность, то можно раз в месяц приходить и вертеть колёсики немного.
Если мы вывешиваем зад на подкате или центральной подставке — никаких проблем. Но вот когда мы вывешиваем перед, то у нас разгружается вилка и сальники, пыльники оказываются в той части направляющей, которая обычно не задействована при езде и стоянке мотоцикла (Вне зоны рабочего хода). Эта часть, из-за выработки на основной части, имеет больший диаметр, мизерно, но больший (при условии значительного пробега на мотоцикле). Соответственно за зиму у нас сальники облежатся по этой более толстой части и в начале сезона, когда мот опустят и поедут, потекут. На рисунке разница диаметров само собой утрированно большая. Оказываясь вне рабочего хода с выработкой, сальник расширяется под диаметр части направляющей без выработки.
Если искать компромисс, то лучше всего вывесить зад на подкате, а передок периодически раз в месяц вращать. Можно и не вращать, на езде в следующем сезоне не скажется по большому счёту.
6. Ложечка масла в цилиндры
Переходим к самому хардкорному. По мануалу и для достижения полной нирваны после выполнения всех предыдущих пунктов, желательно выкрутить свечи, залить по 1 чайной ложки в каждый цилиндр и прокрутить движок.
Обращаясь к мануалу, последовательность выглядит вот так:
Выполните следующие действия для защиты от ржавчины цилиндров, поршневых колец и т.п.
a. Снимите наконечники свечей зажигания и свечи зажигания.
b. Залейте чайную ложку моторного масла в каждое гнездо свечи зажигания.
с. Наденьте наконечник свечи зажигания на свечу, а затем разместите свечу зажигания на головке цилиндров таким образом, чтобы электроды были замкнуты на «массу». (Эта мера ограничит искрообразование во время следующей операции).
d. Несколько раз проверните стартером
вал двигателя. (Это позволит покрыть
стенки цилиндров маслом).
e. Снимите наконечники со свечей зажигания, а затем установите свечи и их наконечники.
Само собой, чем хуже условия хранения, там актуальнее этот пункт. Я этим никогда не заморачивался, потому, что хранил мот в хороших условиях. Опять-таки, где-то это сделать не сложно, а вот у меня, чтобы выкрутить свечи, нужно снять радиатор… Ну и нафига козе такой баян, спрашивается? Поэтому смотрите сами, делать вам это или нет. Взвесьте условия хранения, простоту этой операции на вашем мотоцикле и наличие у вас времени.
7. Аккумулятор
Аккумулятор лучше всего на зиму снять и периодически (раз в месяц-два) подзаряжать его.
При хранении мотоцикла в плохих условиях, советую после всех вышеперечисленных операций закрыть отверстие выхлопа пакетом или презервативом, накрыть мот чехлом и напихать под него газет.
Итоги
Подводя итог скажу, что все манипуляции с мотоциклом для подготовки его к хранению зависят в основном от двух вещей: вашего желания (уж помыть и всё смазать в принципе хорошо для техники в любое время) и условий хранения.
Чем хуже условия, в которых предполагается хранение, тем серьёзнее нужно подойти к подготовке. Если мот хранится в сухом тёплом помещении, то для хранения в пределах года можно вообще особо не готовить мот. Помыть, смазать немного, поцеловать, накрыть чехлом и оставить.
В плохих условиях сами оцените их плохость, ваше желание, ваше время и последствия его хранения там без подготовки. Может оказаться, что проще отдать его на хранение и это выйдет дешевле.
Спорить можно долго, но не заморачивайтесь слишком сильно, это того не стоит. Со всеми этими заменами масла до, во время и после зимы, с ложками масла в цилиндры и тд… Если фанатикам совсем нечем заняться в зимний период, можно еще и разобрать весь мотоцикл и упаковать в вакуумные пакетики каждую деталь, и хранить в селикогеле.
- Hagor
- Валентин
- 26 октября 2017 в 15:43
- 18
- +53
- Muhdelovod
- 26 октября 2017 в 15:55
- ↓
Спасибо большое за подробный пост!
В моем варианте всегда так: стоит в теплой мастерской и каждую зиму разбирается вся ходовая часть, ликвидируются последствия езды по ульяновским улицам :)
В моем варианте всегда так: стоит в теплой мастерской и каждую зиму разбирается вся ходовая часть, ликвидируются последствия езды по ульяновским улицам :)
поставил мот в нелюдном холле дома(все ходят через другой холл). в целом дом солидный, все чисто и тд, но и мот незаметный, чистый и под чехлом. и вот я значит его поставил, накрыл, перед этим спросив разрешения соседей, которые живут на этом этаже. Сегодня вываливают, что по пожарке надо бы убрать.
Думаю переставить к себе на 16 этаж в холл, там общая межквартирная дверь и никакие пожарники особо не шныряют. Надо бы поговорить с соседями, а то подземная парковка не вселяет уверенности в сохранности.
Есть еще вариант в подземный бокс, но далековато он, вдруг захочется покопаться)
Думаю переставить к себе на 16 этаж в холл, там общая межквартирная дверь и никакие пожарники особо не шныряют. Надо бы поговорить с соседями, а то подземная парковка не вселяет уверенности в сохранности.
Есть еще вариант в подземный бокс, но далековато он, вдруг захочется покопаться)
- Alexey_hawk
- 26 октября 2017 в 20:40
- ↑
- ↓
А слить топливо и масло и вежливо указать направления дальнейшего движения?
Про вывешивание морды. Если у вас имеются описанные проблемы или они могут поиметься в результате хранения — вам давно пора ремонтировать вилку. Если в зоне работы настолько заметная выработка — вам уже давно пора менять ноги вилки, потому что там дикие борозды или насквозь протёртый хром и вилка ссытся и после хранения, и до него, и во время работы и вообще всегда. Если же хром на месте, борозд нет и выработка настолько мизерная, что ловится только микрометром, но сальник обжимается на диаметре в нерабочей зоне и перестаёт держать — ваши сальники уже настолько деревянные, что их тоже давно пора менять. При живом эластичном сальнике такого не будет.
Про консервант в бензин. Не проще ли на те деньги, сколько стоит этот консервант (к примеру, изображённый на фото LM), весной в бак свежего бензина налить?
Про консервант в бензин. Не проще ли на те деньги, сколько стоит этот консервант (к примеру, изображённый на фото LM), весной в бак свежего бензина налить?
Предлагается залить бенз перед хранением, ливануть туда стабилизатора, а потом этот бенз слить перед сезоном и опять залить новый :D
Это из серии 3-х замен масла, до, во время и после :D
А по реальности я написал:
Это из серии 3-х замен масла, до, во время и после :D
А по реальности я написал:
Но тут, как и с маслом, кому как больше нравится. Исключительно для успокоения мятежной души =)
- CasusBelli
- 27 октября 2017 в 12:50
- ↑
- ↓
Вопрос времени и желания возиться со сливом старого бензина. Куда потом девать ~20 литров старого бензина?
Имхо нет, не проще.
Имхо нет, не проще.
У меня мот стоял больше двух лет. Я потом не стал судьбу мучать лишний раз — слил странную жидкость, по цвету похожую на мочу и залил свежего бензина. Он конечно и на том наверное заработал бы, но нужна была уверенность при возникновение проблем, которые, разумеется, возникли. А слитое взял и перелил в бак машины — ну не выливать же, право дело :D
Если место позволяет — круче всего хранить дома. Утром встаешь, идешь на кухню — а там мот стоит, радует своим видом. Удобство обслуживания разве что чуть осложняется риском пролить технические жидкости, но картон на полу, типа коробки от холодильника — решает эту проблему. А уж вау-эффект от такого рода инсталяции никого из гостей не оставляет равнодушным.
Вот думаю насколько ложечка масла важна для негильзованного цилиндра, с никосилем имеется в виду? Раньше никогда этим не заморачивался, а в этом году поменял кольца буквально перед спячкой. И да, все свои мотоциклы хранил на улице под навесом, укрывал тканью, благо в моих краях даже -15 редкость несусветная, за 5 лет проблем не возникало.
- elrojomacho
- 27 октября 2017 в 9:26
- ↓
Что за бред? )
Приехал на стоянку, вытащил ключ, накрыл чехлом и гудбай до весны. Ну ладно, можно минус скинуть от аккума или с собой его забрать. Какая смазка трубочек, какой, нафиг, стабилизатор в бенз, какое вывешивание колес????? Вы о чем вообще??
Приехал на стоянку, вытащил ключ, накрыл чехлом и гудбай до весны. Ну ладно, можно минус скинуть от аккума или с собой его забрать. Какая смазка трубочек, какой, нафиг, стабилизатор в бенз, какое вывешивание колес????? Вы о чем вообще??
лучше поменять до зимы, чем веснойСлить всё масло полностью не получится никогда, без разбора двигателя, а заливать на зиму новое, чтобы оно вперемешку со старым стояло 5-6 месяцев… Ну не знаю, я б не стал.
Двигателю, посути, всё равно, в каком масле зимовать, если вы его не заводите конечно каждую неделю.
Весной прогрел — слил-залил и катайся.
Ну с бензином всё более ли менее понятно и просто. Сливать не нужно, иначе все резиночки в топливной системе загрустят и могут потечь в начале сезона.лежит у меня в гараже ремкомплект карбюраторов, мне его в баночку с бензином переложить, чтоб резиночки не загрустили?
откуда вообще пошло поверие, что резинки на воздухе высыхают, а в такой агрессивной среде, как бенизин, им хорошо живется?
Инструкция к карбюраторным мотоциклам предписывает все же бензин с карбюраторов сливать при долгой стоянке. Как минимум весной запорные иглы не залипнут в верхнем положении.
Новые комплекты лежат запакованные, нет смысла их трогать. Они ещё не контактировали с агрессивными средами.
Резина там маслобензостойкая. Так что от бензина не страдает по ГОСТам.
Никто пока мне и на форумах внятно не замолвил словечко за сливание бенза с карбов. Если есть какие-то факты, исследования на эту тему или технические документы по хранению изделий б/у из маслобензостойкой резины — кидайте, почитаю.
Инструкция к карбюраторным мотоциклам предписывает все же бензин с карбюраторов сливать при долгой стоянке.Неа. В мануале с сибихе карбовой этого нет.
Резина там маслобензостойкая. Так что от бензина не страдает по ГОСТам.
Никто пока мне и на форумах внятно не замолвил словечко за сливание бенза с карбов. Если есть какие-то факты, исследования на эту тему или технические документы по хранению изделий б/у из маслобензостойкой резины — кидайте, почитаю.
из инструкции к карбюраторной суфоре:
да и я сам лично столкнулся с залипшей запорной иглой на суфоре, когда не слил бензин на зиму из карбюраторов. Теперь всегда сливаю при длительной стоянке. Да и завести, после долгого простоя, мотоцикл на бензине, оставшемся в поплавковой камере, часто не простая затея. Потому как бензин в поплавковой камере больше контактирует с воздухом, чем бензин в закрытом баке.
а по резинкам, мне логика не понятна. Если резинке не плохо в агрессивной среде, то почему она без этого воздействия должна умирать быстрее?
да и я сам лично столкнулся с залипшей запорной иглой на суфоре, когда не слил бензин на зиму из карбюраторов. Теперь всегда сливаю при длительной стоянке. Да и завести, после долгого простоя, мотоцикл на бензине, оставшемся в поплавковой камере, часто не простая затея. Потому как бензин в поплавковой камере больше контактирует с воздухом, чем бензин в закрытом баке.
а по резинкам, мне логика не понятна. Если резинке не плохо в агрессивной среде, то почему она без этого воздействия должна умирать быстрее?
интересно. В моей версии книжки про довтековую суфору написано про сливание бензина с карбюраторов, но рекомендуют хранить с полным баком бензина. В твоей книжке рекомендуют сливать бензин с бака, но ни слова про карбюраторы, как и в книжке про кавасаки KLE. В книжке про бандита рекомендуют сливать бензин с карбюраторов.
Истина где-то совсем рядом :)))
Истина где-то совсем рядом :)))
- _GoodNight_
- 29 октября 2017 в 13:09
- ↓
Менять ли масло до зимовки или менять после, или вообще не менять… дело лично каждого. Как вам для души спокойнее, так и делайте.
По самому идеальному, можно поменять его и до зимовки и после, но это не стоит тех денег и времени, которое вы на это потратите.
Так что меняйте его по регламенту и не парьте мозг.
Так много умностей написано, а один из основных пунктов, — … как в лужу (тут должен быть фейспалм)
Масло нужно (правильно / рекомендуется) менять ДО постановки на зимовку. Ибо, в процессе эксплуатации в масле накапливаются: кислоты, нагар, лак, шлам и пр. гадость, которую НЕЛЬЗЯ оставлять в моторе на пол-года. Все это будет вызывать коррозию, оседание и полимеризацию продуктов горения В МОТОРЕ (!), и вымыть все это весной, при замене масла, не получится.
ЖИРНЫЙ неуд!
-
Весь ваш любимый шлак в масле и останется, сливай или не сливай. Если уж претендуете на истину в последней инстанции, пруфлинки плз. А вообще тогда уж надо промыть систему, а потом уже новое масло лить. Так что присядьте, зря вскочили.
Ужас какой творят. Смотрю пол России моторы загубило себе незаменой масла до зимы.
Ужас какой творят. Смотрю пол России моторы загубило себе незаменой масла до зимы.
- _GoodNight_
- 29 октября 2017 в 14:01
- ↑
- ↓
Весь ваш любимый шлак в масле и останется, сливай или не сливай
Ну, если копить годами мусор в моторе, то, конечно, да, — хрен его потом оттуда выковыряешь. Ваш намек на то, что полностью сменить масло на новое понятен. Да, небольшая часть старого масла в моторе останется. Но вредное влияние этих мизеров, с учетом их концентрации в НОВОМ масле, будут сведены к нулю. Да, какое-то небольшое количество нагара останется. Останется и та часть осадка, которая скопилась в картере в процессе эксплуатации. Но 95% свежего масла: сменят неблагоприятную среду масла с кислотной на щелочную, ПРЕДОТВРАТИТ дальнейшее выпадение осадков и полимеризацию продуктов отработки.
Если правильно менять масло (да и вообще обслуживать технику), не допуская перепробегов и «зимних отстойников», то при разборке ДВС вы увидите, что нагара и отложений там практически нет. Даже учитывая, что при смене масла в двигателе отается до 5-10% старого масла и никаких «промывок» не делалось.
А популярные у многих «промывки», кстати, — это тот еще ужас, заслуживающий отдельной темы.
Ужас какой творят. Смотрю пол России моторы загубило себе незаменой масла до зимы.
К сожалению, так и есть. Невысокий уровень технической культуры и сервиса, экономия и элементарное человеческое рас… дяйство привело к тому, что «моторно-узловая смертность» в России гораздо выше, чем в той же Америке или Европе.
пруфлинки плз
Как говорится, «желающий да услышит». А минимально технически грамотный поймет и так. В противном случае «пруфь — не пруфь» — об стену горох. У нас же «Эйнштейнов» пруд пруди. Хотите знать, — велком в техническую библиотеку. На худой конец, разбаньтесь в Гугле. Если уж совсем лень, — загляните на проф. форумы по сервису или расходникам. Тот же Ойл-Клуб в помощь.
Форумы — та ещё дрянь. Если Вы — технически грамотный человек, могли бы и потрудиться. Я не буду отправлять в Гугл человека, который спросит у меня что-то из области молекулярной биологии потому, что я это знаю лучше. Знаю, что искать и где искать. А просто ссылаться на то, что я классный — глупо.
Так что хочешь, не хочешь, нужны либо подробные разъяснения, либо ссылки на таковые.
У меня, как пример, прошлый мот прошёл 53 тысячи. Масло я менял каждые 9-10 тысяч, но фигнёй с обязательной заменой перед зимой не страдал. При вскрытии мотор был ягодка.
Чтобы с уверенностью сказать, что именно так и надо делать, нужны исследования двигателей. Иначе даже если при оставлении масла на зиму двигатель загаживается чуть больше, то не факт, что это скажется на его ресурсе сколько-нибудь заметно для пользователя. То есть разница может быть мизерная и значительно более заметными будут другие косяки эксплуатации и хранения.
К техническим специальностям я не имею никакого отношения, поэтому я про такого рода вещи не слышал, увы. Но по идее они должны быть.
Так что хочешь, не хочешь, нужны либо подробные разъяснения, либо ссылки на таковые.
У меня, как пример, прошлый мот прошёл 53 тысячи. Масло я менял каждые 9-10 тысяч, но фигнёй с обязательной заменой перед зимой не страдал. При вскрытии мотор был ягодка.
Чтобы с уверенностью сказать, что именно так и надо делать, нужны исследования двигателей. Иначе даже если при оставлении масла на зиму двигатель загаживается чуть больше, то не факт, что это скажется на его ресурсе сколько-нибудь заметно для пользователя. То есть разница может быть мизерная и значительно более заметными будут другие косяки эксплуатации и хранения.
К техническим специальностям я не имею никакого отношения, поэтому я про такого рода вещи не слышал, увы. Но по идее они должны быть.
- _GoodNight_
- 29 октября 2017 в 14:22
- ↑
- ↓
Чтобы с уверенностью сказать, что именно так и надо делать, нужны исследования двигателей…
… К техническим специальностям я не имею никакого отношения, поэтому я про такого рода вещи не слышал, увы. Но по идее они должны быть.
Таких исследований — пруд пруди. От автопроизводителей, от производителей масел, да и просто от людей, профессионально занимающихся вопросом. В том числе и адаптированных под «обычного читателя». Было бы желание поискать.
О том и речь, что если уже Вы берете на себя смелость писать статьи на какую-то тему и давать советы на тематических ресурсах, то нужно, как минимум, подготовиться к написанию. А принцип «я так давно делаю, — и ничего», довольно слабое обоснование своих советов. ;)
Согласен. Поэтому я чётко указал, что я не претендую на истину в последней инстанции. И почти в каждом пункте указал, что есть варианты.
Ну увы, никто больше что-то не горел желанием до сих пор написать более хорошую статью со всеми выкладками. А многие новичку задают всё-время одни и те же вопросы и понеслось. Пусть лучше прочитают максимально полную статью и спокойно пойдут делать, как душе угодно. Пусть лучше хоть что-то с мотом делают, чем просто вытащить аккум и оставить мот до весны.
Ну увы, никто больше что-то не горел желанием до сих пор написать более хорошую статью со всеми выкладками. А многие новичку задают всё-время одни и те же вопросы и понеслось. Пусть лучше прочитают максимально полную статью и спокойно пойдут делать, как душе угодно. Пусть лучше хоть что-то с мотом делают, чем просто вытащить аккум и оставить мот до весны.
Как говорил Королёв: «Не согласен — критикуй, критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай»
Поэтому если уж критикуете, дополняйте ;) А то просто сказать, что это вот не так, а так — мало. Напишите и просветите. Гугл штука хорошая, но занимает не мало времени по таким узким и спорным вопросам и требует наличия технических знаний в достаточном объёме.
Проведя аналогию: найти синтез белка в Гугле легко, а вот найти функции каждого конкретного Фактора инициации — сложно. Для этого желательно иметь хорошие знания по основной теме.
Или про модные защелачивание организма :D Я тогда долго искал исследования на тему изменения pH разных сред организма в зависимости от рациона питания… И это было не просто, даже при наличие знаний.
Поэтому если уж критикуете, дополняйте ;) А то просто сказать, что это вот не так, а так — мало. Напишите и просветите. Гугл штука хорошая, но занимает не мало времени по таким узким и спорным вопросам и требует наличия технических знаний в достаточном объёме.
Проведя аналогию: найти синтез белка в Гугле легко, а вот найти функции каждого конкретного Фактора инициации — сложно. Для этого желательно иметь хорошие знания по основной теме.
Или про модные защелачивание организма :D Я тогда долго искал исследования на тему изменения pH разных сред организма в зависимости от рациона питания… И это было не просто, даже при наличие знаний.
- _GoodNight_
- 29 октября 2017 в 21:49
- ↑
- ↓
Напишите и просветите
Давайте не ставить телегу впереди лошади.
Просвещаете тут Вы.
Лично я уже высказал свое мнение по поводу замен масла и указал достаточно много способов, где и как Вы, как автор материала, могли бы уточнить свою информацию.
Вы хотите, чтобы я написал статью за Вас? Я хоть и знаю достаточно для того, чтобы заметить фундаментальную ошибку, но слишком мало для того, чтобы писать детальные обучающие статьи с теоретическим обоснованием.
Где искать нужную информацию, я тоже указал. Как её искать тоже нужно объяснять..? Для начала попробуйте запрос «изменение свойств моторного масла». Если уж совсем лень искать, то вот пара ссылок (извините за скудный выбор, но мне есть чем еще заняться кроме поиска исходников для Вас):
1. Из учебника Покровского о ГСМ для студентов автодорожных ВУЗов (Библиотекарь)
2. Выдержки из статьи «Автомобильные смазочные материалы и специальные жидкости» НПИКЦ, Санкт Петербург. Балтенас, Сафонов, Ушаков, Шергалис. (Ойл-Клуб)
По-моему, вполне достаточно для того, чтобы сделать правильные выводы и поправить свои… гхм… рекомендации. Ну, или для того, чтобы обоснованно опровергнуть написанное. ;)
- V-TwinRider
- 6 ноября 2017 в 18:00
- ↑
- ↓
У меня, как пример, прошлый мот прошёл 53 тысячи. Масло я менял каждые 9-10 тысяч, но фигнёй с обязательной заменой перед зимой не страдал. При вскрытии мотор был ягодка.
Аргументный аргумент..)))
«Масло каждые 9-10 тысяч» — это сильно. Ничего, что в мотоциклах межсервисный промежуток 4-5 тыкм? Может, потому на 54-й тысяче и пришлось вскрывать мотор, что при двойных перепробегах «фигней не страдал»..?)))
- _GoodNight_
- 7 ноября 2017 в 17:54
- ↑
- ↓
Интервал замены масла там указан 12 тысяч км.
«На заборе тоже *** написано. А там — дрова.» ©
Не ставя под сомнение написанное в мануале, хочу спросить: а Вы сами как думаете, 12 тысяч для высокооборотистого теплонагруженного малокубатурника — это нормально? Не приходило в голову, что «12 тысяч» это предел для такого НОВОГО мотора и обусловлен он исключительно маркетингом?
Впрочем, в нюансах эксплуатации СВ-х не силён..
По этому еще один вопрос:
Там, для того, чтобы отрегулировать клапана, снятия клапанных крышек недостаточно? Надо разбирать мотор? Потому как мне сложно понять, как можно увидеть «ягодку» в движке, не расколов его пополам. Ну или, хотя бы, без снятия голов, цилиндров и картера, что для регулировки клапанов совершенно не нужно.
Сам постулат о том, что в ДВС нужно лезть на 50-й тысяче пробега, лично у меня вызывает только… недоумение.
Да успокойтесь вы уже все. Меняйте масло хоть каждую тысячу. Можете и в бак лить 80-тый бенз, ибо 95 по мануалу — чисто маркетинг. Я езжу умеренно и мотор не кручу. На 10 тысячах менять масло меня устраивает и не расстраивает.
Сама собой там скидывали бошку для этого. А остальное было для успокоения души нового владельца, который это всё и делал.
Сама собой там скидывали бошку для этого. А остальное было для успокоения души нового владельца, который это всё и делал.
Вот просто интересно узнать средний возраст, пробег и срок использования мотоцикла. Особенно волнует трепетное отношение к мотоциклам, привезенных оттуда, история которых неизвестна и пробег с большой долей вероятности скручен. Ну вот, допустим, есть мот, на зиму хранится в тепле, вывешенный, карбюраторы промыты, масло поменяно, в шинах воздух с клубничным запахом. А до этого его в хвост и в гриву убивал огромный пиндос без замены масла по 20 тыс.км., откручивая ручку до звона. Ну ладно, холил ты и лилеял, всё равно мы не на Кубе, где ввоз машин ограничен, а собственных не производят. Всё равно рано или поздно обновишь свой мопед. Ну зачем вся эта трата денег и сил!? Ну ведь экономически нецелесообразно. Никто не говорит о том, что не надо следить за техникой, конечно надо, но и превращать в ритуал, на мой взгляд излишне. Это раньше наши отцы на зиму москвичевсие моторы на профилактическую переборку домой затаскивали надо или не надо, притирали клапана и пр.
Я, например, доездил, бак полный, на мойке вымыл, поставил под чехол и всё. Ну максимум зимой, может, пару раз посещу его, сынулю по паркингу покатаю. Весной свежее масло с фильтрами и в путь.
Конечно это не относится к тем, кому нравится обслуживать мот самому. Иногда в охотку прийти, что-нибудь поделать. Но стращать других, что весь ритуал обязателен, иначе сгниют поршня от бензина, превратившегося в воду и шины повзрываются, я бы не стал.
Я, например, доездил, бак полный, на мойке вымыл, поставил под чехол и всё. Ну максимум зимой, может, пару раз посещу его, сынулю по паркингу покатаю. Весной свежее масло с фильтрами и в путь.
Конечно это не относится к тем, кому нравится обслуживать мот самому. Иногда в охотку прийти, что-нибудь поделать. Но стращать других, что весь ритуал обязателен, иначе сгниют поршня от бензина, превратившегося в воду и шины повзрываются, я бы не стал.
А я и не стращал. Всё верно написано по большому счёту. Но потратить немного времени лучше, чем потом мозги в сезон не парить текущей вилкой, стучащими клапанами, ссущими карбами, заедающими замками, умирающими подшипниками и растянувшейся цепью. Нет, не всё это обязательно произойдёт.
Но я лично люблю ездить на красивом, чистом, полностью исправном мотоцикле, в котором я уверен. Хоть в тот же день в дальняк на 10 тысяч км, и он меня не подведёт. Но каждому своё.
Для тех, кто хочет мот подготовить к зиме, но не знает точно как, это всё было писано в посте. Неужели я это плохо донёс?
Но я лично люблю ездить на красивом, чистом, полностью исправном мотоцикле, в котором я уверен. Хоть в тот же день в дальняк на 10 тысяч км, и он меня не подведёт. Но каждому своё.
Для тех, кто хочет мот подготовить к зиме, но не знает точно как, это всё было писано в посте. Неужели я это плохо донёс?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (98)
RSS свернуть / развернуть