Блог им. Melchior → Контрруление 2. Ответы на вопросы и комментарии
Огромное спасибо всем, кто посмотрел первое видео!
Решил сделать продолжение с пояснениями и комментариями.
1) Водя мотоцикл всего месяц, имею ли я право давать советы?
2) Что делать с рукоятками: толкать от себя или вниз?
3) Руление своим весом.
4) Контррулением называются два совершенно разных физических явления.
- Melchior
- Константин
- 23 октября 2017 в 10:34
- 10
- +47
Есть фильм, который рекомендую всем, а особенно новичкам. Кейт Код «Twist of the wirst», есть с русской озвучкой. Там очень хорошо тема контрруления раскрывается. После него я реально стал управлять мотоциклом на новом уровне.
Так вот даже при рулении «весом» происходит то же самое контрруление, руль отклоняется на долю секунды в противоположенную сторону переносу веса. Да и вообще при движении на двух колесах контрруление присутствует всегда.
Для управления мотоциклом на дороге с хорошим покрытием есть два главных момента «направление взгляда» и «осознанное контрруление». Даже овладев этими двумя вещами, это lvl up!
Так вот даже при рулении «весом» происходит то же самое контрруление, руль отклоняется на долю секунды в противоположенную сторону переносу веса. Да и вообще при движении на двух колесах контрруление присутствует всегда.
Для управления мотоциклом на дороге с хорошим покрытием есть два главных момента «направление взгляда» и «осознанное контрруление». Даже овладев этими двумя вещами, это lvl up!
Да в общем там же и показано, что даже на мокром асфальте мотоцикл гораздо устойчивей если ездить так как он предлагает. Песок, масло, ямы и все остальное… там спасет только выровненный мотоцикл, ровный медленный газ и низкая скорость. Никакие приемы станта или кросса, имхо, не помогут, если в повороте ты выскочил на масло или песок. А вот контрруление осознанное, может очень помочь успеть объехать эту каку на дороге. Кстати если резко толкнуть руль (практически ударить его), то получите очень быстрое перестроение, но тут нужно знать свой мот и не вызвать воблинг.
Не могу согласиться. На площадке один из главных элементов чему учат — это направление взгляда, то есть нужно смотреть на траекторию, проще «Куда смотришь — туда едешь», это важный момент, т.к. очень часто залипание взгляда на опасности направляет мотоцикл именно на эту опасность, это один из рефлексов — смотреть на опасность, а не на путь спасения. Сам момент контрруления, тут согласен, на площадке не столь актуален, но опять же даже на велосипеде контрруление работает, просто неосознанно, автоматически. В фильме же много моментов, я давно пересматривал, помню там про работу газом есть… Короче учиться нужно всегда )
В школе (одна из лучших в моем огромном городе) меня учили смотреть не под колеса, а чуть дальше, чем туда, куда я хочу ехать и наклоняться в сторону поворота. Это все на малой скорости, до 40 км/ч. Полноценное контрруление, когда эффект гироскопа включается так, что становится заметным, мы, естественно, не тренировали ввиду ограниченности габаритов площадки. Имхо экзамен и практика должны содержать полноценный город. Небезопасно выпускать на дорогу человека, который умеет ездить только медленно и только по площадке.
P. S. Всю силу контрруления я познал в возрасте 6 лет, когда начал поворачивать руль на велике из стороны в сторону очень быстро. Результат — швы на подбородке =)
P. S. Всю силу контрруления я познал в возрасте 6 лет, когда начал поворачивать руль на велике из стороны в сторону очень быстро. Результат — швы на подбородке =)
В школе (одна из лучших в моем огромном городе) меня учили смотреть не под колеса, а чуть дальшЭто хорошо и этому учат во всех школах. Но вот там, где я учился, мне говорили типа «Смотри чуть дальше, смотри туда куда хочешь приехать» примерно… НО, никто не объяснил мне, для чего это нужно, насколько это критично важно смотреть именно туда, куда хочешь приехать и насколько важно не впираться взглядом в ямы, столбы, отбойники и т.п. Нужно именно акцентировать внимание на этом моменте!
Я вкатывал друга, который вышел из мотошколы и имел 0 опыта на дороге. Я ему талдычил постоянно о направлении взгляда и опасностях залипания, проверяли это на практике. И думаю добился успехов определенных. Человек сел на 600-ку как первый мот, откатал уже второй сезон практически без падений и дтп (кроме одного случая в этом сезоне, когда он задел своим зеркалом за зеркало газели и упал, растерявшись).
- madrider777
- 23 октября 2017 в 15:08
- ↓
Если бы мотоциклы были жёсткими дисками с частотой вращения центрального гироскопа 7200, то ими можно было бы управлять леской )). А пока приходится учитывать центробежную силу, инерцию мотоцикла (нелёгкого по отношению к переднему колесу) и гироскопический эффект заднего колеса. В целом не суть важно, как работает контрруление, но раз уж автор настаивает на том, чтобы быть Архимедом, то пока не Эврика. За попытки и упорство плюс ))
- madrider777
- 23 октября 2017 в 22:12
- ↑
- ↓
Винчестер антинаучен в силу своей подвешенности в воздухе )). И его поведение объясняет, почему мотоцикл устойчив, а не почему наклоняется
- serjlavrov
- 24 октября 2017 в 14:17
- ↑
- ↓
Простите, но у диска поворот показан первично, а наклон вторичен)
- serjlavrov
- 24 октября 2017 в 20:56
- ↑
- ↓
Пересмотрел, да действительно, связь есть.
Я несколько ошибся в суждении.
Однако, гороскоп все же тут не решает, хотя и помогает системе наклониться.
Я несколько ошибся в суждении.
Однако, гороскоп все же тут не решает, хотя и помогает системе наклониться.
Гироскопы, процессии, моменты и прочая занимательная физика безусловно занимательна, но к контррулению имеет малое отношение. Контррулением управляется любое средство, которому для поворота требуется заваливание внутрь дуги. Поэтому контррулением управляются даже снегоходы, у которых нет вращающегося колеса-гироскопа.
Снегоход интересен еще тем, что его можно рулить традиционно, лыжей внутрь поворота. При этом он будет заваливаться наружу и всаднику надо будет тянуться далеко внутрь для равновесия. В целом система получится более-менее равновесная с поездкой «типа блинчиком». А можно рулить контр-рулением, заваливая одним движением снегоход внутрь дуги и приходя поворот по-мотоциклетному. Чем больше скорость, тем более обязательным становится контрруление. Снегоходчики точно так же, как и мотоциклисты снимают об этом видосы.
Даже если сделать мотоцикл, скользящий на коньках по льду с реактивной тягой (чтобы совсем исключить эффект гироскопа), то эффективно рулить его придется все равно контррулением. Но без колеса-гироскопа будет гораздо тяжелее держать его в стабильном «рабочем» положении.
Снегоход интересен еще тем, что его можно рулить традиционно, лыжей внутрь поворота. При этом он будет заваливаться наружу и всаднику надо будет тянуться далеко внутрь для равновесия. В целом система получится более-менее равновесная с поездкой «типа блинчиком». А можно рулить контр-рулением, заваливая одним движением снегоход внутрь дуги и приходя поворот по-мотоциклетному. Чем больше скорость, тем более обязательным становится контрруление. Снегоходчики точно так же, как и мотоциклисты снимают об этом видосы.
Даже если сделать мотоцикл, скользящий на коньках по льду с реактивной тягой (чтобы совсем исключить эффект гироскопа), то эффективно рулить его придется все равно контррулением. Но без колеса-гироскопа будет гораздо тяжелее держать его в стабильном «рабочем» положении.
Всё это умное жонглирование терминами гирскоп-микроскоп-наклон-поклон-кейт-код-контрруление-маруление останется болтовнёй и мусором, пока какой-нибудь дартаньян не посчитает хотя бы на счётах, какой реально момент возникает на оси прецессии, и какой на грипсе противится повороту колеса этого сферического едущего в вакууме мотематикоцикла.
Из неизвестных только масса колеса с диском. Можно принять за сплошной однородный диск. Рычаги приблизительно можно прикинуть.
Из неизвестных только масса колеса с диском. Можно принять за сплошной однородный диск. Рычаги приблизительно можно прикинуть.
Обожаю байкпост, это уютное место где каждый обязательно должен запилть минимум два поста.
1 «ура я получил права»
2 «сейчас я вам все расскажу про контр руление»
причем с интервалом в месяц.
Кстати никто не знает что с лучилось с мадам бизнескоучем-дауншифтером, которая после получения категории сразу начала вести онлайн курсы по вождению и предагать свои иснтрукторские услуги?
1 «ура я получил права»
2 «сейчас я вам все расскажу про контр руление»
причем с интервалом в месяц.
Кстати никто не знает что с лучилось с мадам бизнескоучем-дауншифтером, которая после получения категории сразу начала вести онлайн курсы по вождению и предагать свои иснтрукторские услуги?
Ну млин, я уже второе видео объясняю, что идея не в самом контррулении, а в том, какое место оно занимает в нашей жизни. В этом видео я это открытым текстом сказал. Я вот посмотрел десятки видео про контрруление еще до того, как купил мотоцикл. Они все объясняют, показывают, но никто ни разу не сказал: вообще не выезжайте на дорогу, пока не разберетесь. Даже для того, чтобы поставить мотоцикл на учет. Даже для того, чтобы доехать от продавца до дома.
В первом видео я только один перекресток объяснял, что такое контрруление и как оно работает. Все остальное время — когда и зачем оно нужно, насколько оно важно и к чему приводит езда без его понимания.
В первом видео я только один перекресток объяснял, что такое контрруление и как оно работает. Все остальное время — когда и зачем оно нужно, насколько оно важно и к чему приводит езда без его понимания.
Да, ребенок использует как раз контрруление первого типа. Без него он бы просто не смог держать равновесие. Я и сам всю жизнь на велосипедах ездил, в том числе и на скорости 60+. А вот о втором контррулении гироскопическим моментом узнал только сейчас, когда разогнался на мотоцикле. И это абсолютно не очевидно. Конечно, к этому можно самому прийти, не зная терминов и физики, ведь до интернета люди же как-то ездили на мотоциклах. Но лучше быть готовым заранее.
Прекрасный автор, прекрасное видео, поставил лайк. Но как-то все усложнено)
Принципы движения мотоцикла и контруления можно описать проще:
1) На большой скорости мотоцикл едет прямо и не падает благодаря эффекту гироскопа.
2) На малой скорости, для поддержания равновесия, руль рефлекторно поворачиваем в ту сторону, в которую мотоцикл (велосипед) стремится завалиться. А заваливается он из-за того, что проекция центра тяжести выходит за границы периметра, проведенного по точкам опоры). А периметр точек опоры у мотоцикла — это отрезок, не имеющий площади))
3) Поэтому, для того, чтобы завалить едущий быстро мотоцикл вправо, нужно кратковременно повернуть руль налево, что и выведет мотоцикл из равновесия. Это и есть контрруление.
Несложно догадаться, что когда едем «без рук» и «рулим весом» — происходят те же самые процессы, что и при контрурелении, а именно — выведение мотоцикла из равновесия.
Принципы движения мотоцикла и контруления можно описать проще:
1) На большой скорости мотоцикл едет прямо и не падает благодаря эффекту гироскопа.
2) На малой скорости, для поддержания равновесия, руль рефлекторно поворачиваем в ту сторону, в которую мотоцикл (велосипед) стремится завалиться. А заваливается он из-за того, что проекция центра тяжести выходит за границы периметра, проведенного по точкам опоры). А периметр точек опоры у мотоцикла — это отрезок, не имеющий площади))
3) Поэтому, для того, чтобы завалить едущий быстро мотоцикл вправо, нужно кратковременно повернуть руль налево, что и выведет мотоцикл из равновесия. Это и есть контрруление.
Несложно догадаться, что когда едем «без рук» и «рулим весом» — происходят те же самые процессы, что и при контрурелении, а именно — выведение мотоцикла из равновесия.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (61)
RSS свернуть / развернуть