Блог им. yarkom1 → Взлёт 30-летнего ОРЛА, или вторая жизнь любимых вещей (зимний велопроект ТЁШКА).
Привет всей мото-братве !
Выдалось свободное времечко, вот… набросал небольшой, тёплый и добрый пост. Не про байк, но про 2 колеса. Про то, как старые вещи способны продолжать дарить радость и воспоминания. Лёгкое осеннее чтиво, как обычные мои посты — без пафоса, просто и эмоционально… На сайте есть несколько любителей этой незамысловатой писанины про возню с железками. Надеюсь админы не забанят, жалко трудов. )))
С некоторых пор мне доставляет какой-то особый кайф ремонтировать, апгрейдить, восстанавливать старые вещи, приговор которым уже подписан. Итак, мой 30 — летний рижский велик. «Ерелюкас» (он же Орленок), теперь на дисковых тормозах и японских потрохах. Поднят из пепла забвения и подарен сынишке под восторженные визги. Фото процесса, результатов, и тест-драйва, прошу под кат. )))
ПРОЛОГ
Начало этой доброй сказки, по обычаям русских традиций, продиктовано случайностью. Папа Карло строгал куклу – получил Буратино.
Я строгал стол. В сауну. Приехал в отпуск, погостить к матери в Жуковку, ну и помогал где — чего по мелочи. Закончился материал, стал вспоминать… где я мог видеть у мамы сухую березу, полез на чердак, и вместе с кривыми пересушенными досками извлек на свет это ржавое ободранное чудо. С одним зеленым колесом. Второе колесо, с чёрной покрышкой, выкопал тут же под досками, изрядно пропотев и проматерившись.
По всем антропологическим признакам, ископаемый артефакт ранее представлял собой мой подростковый велосипед.
В те далекие времена конца прошлого века — это была МЕЧТА. Мечта любого советского школьника. ОРОЛЁНОК. Прибалтийского завода «Vairas». Иномарка. ))) Те из вас, у кого в детстве был такой велосипед, меня поддержат.
Ехал он круто, динамично, лёгкая маленькая рама, короткие шатуны, тонкие изящные обода. Довольно редкий, дефицитный девайс для ребенка тех лет. Откатал я его класса до 8-го, потом сестра и двое братьев его убаюкали. Велосипедику досталось. ))) Примерно так он выглядел перед клинической смертью, лет 15 назад.
И вот держу в руках печальные останки былого величия. Мой ветеран, искалеченный временем, мы почти ровесники. Пыль, паутина, ржавчина. Трудно сказать, зачем я вообще его вытащил и начал рассматривать. Это была его судьба, видимо. )
Опускаю ископаемого с чердака в гараж. Показал матери. Мама мельком глянула, «…что это… ой, выброси нахрен в мусор, чтоб место не занимал». Вердикт вынесен. Тащу приговоренного к калитке. Рама в одной руке. Колеса в другой.
И вот в такие моменты со мной происходят странные вещи. Казалось бы… Кинь ты этот лом в мусорный бак, и иди своими делами занимайся. Но тут в игру вступает… ПАМЯТЬ.
Более 30 лет назад, много сотен километров от этого места, в майский День Победы, открылась калитка – и мой ДЕД вкатил этот велосипед во двор. Это был мой день рожденья. Ярко красная рама в промасленной бумаге, ослепительные блики солнца от хромированных колёс, оранжевые световозвращатели на спицах, чёрный глянцевый бардачок со звонкими ключами внутри. Ракета…
Я ждал в подарок именно велосипед, хотя на такой крутой — не рассчитывал. Радостная истерика. Танцую вокруг него, как дурачок… «деда… ну … деда… что… ну давай… ну … накачивай колёса…». Дед еще при силе, смеется… качает шины… очень я уважал его, могучий, добрейший был человек. Детская память – это отдельная загадка. Я порой могу не вспомнить, о чем разговаривал по телефону 15 минут спустя. Но я отчетливо помню запах масляной бумаги 30 лет назад, свежей краски и резины, блеск этого велосипедика … Яркие детские эмоции.
Застыл. Опускаю глаза на останки дедушкиного подарка. Если задуматься, по сути… это же чудо, что он до сих пор не на свалке. Сколько он валяется на чердаке? 10? 15 лет? Кто его туда забросил, без колес… и зачем… Я не смогу его выбросить, у него другая судьба. Разворачиваюсь и бреду назад домой. Мать посмотрела как на ненормального.
— Ну… и зачем ты это принёс…?
— Отремонтирую.
— В смысле ???!!!
— Отремонтирую, сказал.
— Это понятно… но зачем?
— Сыну отдам.
— Ты в порядке вообще? Мы мальчику купим новый, нормальный велосипед, со скоростями. Не позорься, выброси этот мусор. Мальчишки засмеют.
— Это не мусор, это дедов подарок!!! Сделаю… и малому отдам!
— Ой… не занимайся ерундой…
— Я!!! СКАЗАЛ!!!
После этих слов любой спор с моим участием теряет актуальность. Мать всплеснула руками, покрутила у виска, в очередной раз усомнилась в моей адекватности и забыла о нас. На этом лирическое предисловие можно считать оконченным. Далее — техническая сторона этой сомнительной затеи. )))
ЧТО МЫ ИМЕЕМ.
Закатываю рукава. ))) Чем сложнее задача, тем кайфовее результат.
Если по правде, то мы имеем:
1) Велосипедную раму, на чёрта похожую. Покрасил в детстве кисточкой поверх родной краски масляной бронзовой серебрянкой. Хотелось шика, блеска, чёрного рэпа и бриллиантов. ))) Ну, результат все себе представили — бронзовая пудра окислилась, лак облупился. Бурый облезлый чертяка.
2) Два колеса, переднее и заднее. Изогнутые в радиальной оси на значительный градус. Спицы оборваны в соотношении 50/50. Скорее всего, это обстоятельство и прервало эксплуатацию несчастного велосипедика, шины просто клинило в раме. Хром на ободах покоцан, но как ни странно цел. Коррозия поверхностная, есть шансы вылечить.
3) Шины, рижская (зеленая) и пензенская (черная). Крошатся как халва. Обе на выброс. 30 лет, помилуйте…
4) Втулки (перед, зад) – хваленое рижское качество, они атомную войну переживут. В проекте не участвуют по соображениям апгрейда.
5) Шатуны – 2 штуки, родные, коротенькие, искривленные падениями. Но они есть. В хроме, с резьбой. Отлично.
6) Цепь – родная, слиплась в бесформенный комок, ссохлась, закородировала, и под слоем грязи не понятно, в каком она состоянии. Неподвижный нарост на раме.
7) Руль с трубой, подседельная трубка. Всё.
Все изложенные выше комплектующие покоцаны со страшной силой многочисленными падениями 3-х поколений детворы с фамилией как у меня.
Фото этого железного хлама не сделал, так как не особо представлял себе результат. Пока не начал ковыряться. Теперь жалею. )))
КОНЦЕПЦИЯ.
Сразу оговорюсь. Ни о какой реставрации тут речь не пойдёт. Это не Понтиак «Малибу» 1938 года, а я не племянник Чубайса. Искать любой ценой родные детали 30-летнего детского велосипедика – … я головой плох, но не настолько. )))
Напротив, я запланировал некоторую прокачку пациента, чтобы он хотя бы отдаленно отвечал требованиям сегодняшних реалий. Это наличие нескольких скоростей, хорошее торможение, приемлемый свет. Надеялся, что результат понравится сынишке. Поэтому вопросы безопасности ставил на первый план.
Итак, задачи:
1. Полный исходный функционал.
2. Внешний вид. ЛКП – металлик, лак. («А то мальчишки засмеют»).
3. Роллерные с АБС (или дисковые) тормоза.
4. Наличие нескольких скоростей. Критерий «нормальности» велосипеда от моей мамы. «А то мальчишки засмеют». )))
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЛАСКИ
Если отпуск зимой, и нет никаких идей – жить тухло. Тоска. Но если идеи есть – время пролетает с дикой скоростью. ))) И с удовольствием.
Ну, понеслось. Вытащил тельце велосипедика из гаража. Вылил на него 100 граммовый баллончик WD-40, выждал сутки. 20-летняя ржавчина… это серьёзная проблема лет 20 назад, но не сегодня. Гайки потихоньку пошли.
Из всех дырок и отверстий стали выпадать откисшие обломки сепараторов, выкатываться ржавые, сплющенные, искорёженные шарики различных колибров. Подозреваю, что братья последний год юзали велосипед без подшипников вовсе. Просто, на морально – волевых. Тяжело, но мы крутим, мы же мужики! )))
Разодрал тушку на куски. Мелкие хромированные детали бросил в таз, добавил Пемо-Люкс, залил кипятком и оставил на 3 часа. Химия съела смазку и грязь. После обработки мягкой щеткой – сверкают, как с завода. После сушки – паста Sonax. Зеркальный блеск. Цепь думал купить новую, но когда старая показалась из под слоя ржавчины и грязи – передумал. Проволочный круг, болгарка — ожила цепочка, засветилась. Износ незначительный, ролики до одного целы. Залил «Цинкарём», пошипело. Смазал. Отличная цепь, оставляем родную, рижскую.
Разобрал колёса. Покрышки и все спицы с гайками – в мусорное ведро. Куплены новые. Обода – отмыты вышеуказанным способом, натёрты Sonax. Втулки в сборе — выбывают из игры, будет стоять Япония.
Рама. Отмыта керхером. Начал обрабатывать хим.смывкой Body 7000, но понял, что дело неблагодарное, мелкие полости, не подлезешь щеткой. Родная краска уже как кость, плохо поднимается. Отвёз на пескоструйку. Шильдик «Vairas» заклеил скотчем… а как же… Рама отбита добела. Готова к покраске.
Когда проделан вышеуказанный перечень операций, и блестящие натёртые детальки разложены рядком на одеяле – ощущается некий эмоциональный подъём: «Всё получается, вот он будущий результат, вы увидите, как будет круто».
Мама этим временем ходит мимо в сомнениях: вызывать мне санитаров или рано ещё …? )))
ШОПИНГ ВОКРУГ РАМЫ
Значит так. Скорости…
Многоскоростные японские кассетные манетки сразу пришли на ум. Сколько скоростей надо? Много? А нафига первокласснику 28 скоростей, если он вообще считает пока с горем пополам… Да и главную звезду придётся дополнить звёздами разного диаметра, это расчёты, сварка, поймать соосность… бред… Сосокочит цепь – малой ее сам не оденет, не отрегулирует. Механизм сложен. По манеткам — отбой.
Думаем дальше. Планетарные втулки. Уже горячее. Механизм спрятан внутри, одна ведущая, одна ведомая звёзды. То, что нам надо. Сколько, 7 скоростей? Огромная, тяжелая планетарка весом больше, чем рама. А зачем? Он щупленький мальчишка.
Ему кататься, мух ртом ловить – достаточно 3х передач. Курю интернет, смотрю сайты. Один интернет — магазин внушил доверие, я долго переписывался с ребятами-продавцами. Со всей моей дотошностью к деталям. Они, как защитники своей цитадели, мне терпеливо вежливо отвечали, с фактами, с размерами, обоснованно. Спасибо вам парни. )))
Выяснилось, что роллерный передний тормоз с АБС мне не влезает, размеры вилки не соответсвуют. Порекомендовали диск с механическим суппортом, на японской втулке Shimano, с быстросъёмным зажимом. Современненько… Берем, будем растить байкера с детства.
С задней планетаркой — вообще в ёлочку. Подобрали и по посадочным размерам, и по количеству спиц, 3 передачи крутящего момента:
1 – крутим легко, едем медленно. В горку ребенку подняться или песок преодолеть.
2 — крутим медленнее, едем быстрее. Среднее арифметическое, для грунтовых лесных дорожек, ну или если ножки устали — похалявить.
3- крутим с усилием, но едем быстро. Для асфальта.
Втулка фирмы Shimano, проверенная временем и многими вело — любителями, простая и надёжная как дверь. Тормоз фрикционный встроен в стоке. К ней предлагают аккуратный 3х позиционный шифтер, с тросом и набором необходимых приблуд. Кто надумает курочить велик – обязательно списывайтесь с продавцами. Не все агрегаты комплектны, часто нужно докупать разные мелкие железочки, фиксаторы, колечки, сальники.
Посылка шла примерно неделю.
Отдаю колёса в набор специалисту с ЖВЗ (Жуковский Вело-мото Завод). Тут у нас собирают велики, байки, квадры и снегоходы STELS. Сам колёса не соберу, нужен навык и инструмент по центровке.
Готовы колёсики. Никаких восьмёрок, ровные как струна. Чтоб хром снова не зацвёл – обезжирен и залит прозрачным авто-лаком. Теперь в безопасности, пускай по лужам гоняет.
На этом шопинг не окончен.
Хожу по магазам, по моторынку, глазами стреляю. Краска Мобихел, глубокий вишневый металлик, грунт, лак. Берем. Попалась сумочка для ключей на раму. Вишнёвый цвет, берем. Звоночек хромированный, пара зеркал, багажник в хроме, фара диодная на батарейках, велокомпьютер магнитный, ручки, крылья, боковая подножка.
Весь шопинг вышел по итогу примерно на 7 тыр. На сыновьях не экономим.
КОНСТРУКТОР ЛЕГО
На стадии покраски рамы проблем не возникло. Грунт, основа, лак.
Но затем – приступ творческого зуда. Захотелось дать проекту название, чтоб сыну понравилось. ))) Детское погоняло пацана – Тёшка. Согласовал с пацаном шрифт (самый заковыристый выбрал, пальчиком в экран ткнул). Вырезаю из хромовой плёнки буквы TIOSHA (на японский манер), и клею на раму под седлом. Заливаю лаком. Не оторвётся.
Вот с вилкой была проблема. Нет крепления под калипер дискового тормоза. Пришлось вырезать из куска металла и приваривать к вилке. И затем окрасить. Получилось хорошо.
К этому моменту подоспели новенькие грунтовые покрышки, камеры. Собираем колёса, обуваем руль потихоньку.
Апофеоз оргазма. Собрать все комплектующие конструктора в одном месте. Чистые, выкрашенные. Всё готово к сборке. Хрустнем пальцами.
Тюбик литола, набор ключей, пару банок пива, плеер в уши. Это такой кайф, просто детский КОНСТРУКТОР, круче любого вашего футбола по телеку. )))
ИТОГ
Отпуск прошёл. Пришла весна.
Сын мой приехал к бабуле. И просто офигел. )))
— «Урррааа!!! Бабушка говорит, ты сам его сделал !!!»
— Ну… почти сам… )))
Надо признать, мама моя (его бабуля) – на финишной стадии перестала сомневаться в моём рассудке. Когда агрегат стоял на колёсах, прозвучала следующая оценка: «Ого, какой классный велосипедик вышел!!! А скоростей сколько ?» — Три, МАМА!!! )))
Едем на центральную площадь городка. Там малышня катается на велосипедах, ровный хороший асфальт. Достаю велосипед из багажника.
Пацан прыгает вокруг, как козлик «ну… пап… давай… ну… что, давай…». У меня дежа-вю. Где – то я уже это слышал. Много лет назад.
Взгромоздился. Покатил. Мягко шуршат шины, новые подшипники не издают никаких посторонних звуков. Весело стрекочет планетарная втулка, тик-тик-тик-тик… Очень приятный звук, на самом деле. Всё смазано, протянуто и проверено.
«Пап, смотри. Я сам скорости переключаю!!! Смотри, я передним колесом торможу !»
Смотрю… смотрю… и думаю… если он через 30 лет найдёт этот велосипед на чердаке, как он поступит, он вспомнит?
Думаю вспомнит. Должен вспомнить. )))
Не стоит искать в моих действиях экономическое обоснование. Его нет. )
Возможно, купить новый велосипед мелкому было бы даже дешевле, и уж точно разумнее.
Но именно этот Орлёнок — кусок моего детства, подарок любимого деда внуку. От него исходит то невидимое, инфракрасное совковое тепло. Пусть правнук теперь на нем шнурит. )))
Спасибо всем, кто осилил и крутнул мне пробег.
Ровных дорог, братья и сестры.
- yarkom1
- Ярослав
- 22 октября 2017 в 22:55
- 4
- +60
Прям плюсище твоему посту. Очень здорово написано, очень и очень здорово!
Детская память это отдельная тема, понимаю тебя на все 100%, все именно так, можно забыть то, что было вчера, но какие-то моменты из детства остаются навсегда.
Прекрасный вел получился, стильно, твоему сыну очень подходит — «пацаненок на стиле»
к счастью еще не все можно измерить в денежном эквиваленте ;)
Детская память это отдельная тема, понимаю тебя на все 100%, все именно так, можно забыть то, что было вчера, но какие-то моменты из детства остаются навсегда.
Прекрасный вел получился, стильно, твоему сыну очень подходит — «пацаненок на стиле»
Возможно, купить новый велосипед мелкому было бы даже дешевле, и уж точно разумнее.
к счастью еще не все можно измерить в денежном эквиваленте ;)
- kronastius
- 23 октября 2017 в 14:00
- ↓
Молниеносный плюс, быстрее пули выпущенной Клинтом Иствудом из своего револьвера!
- FreeRider637
- 23 октября 2017 в 19:04
- ↓
А сколько счастья валило, с установкой динамомашинки для света!
Очень понравилось! Великолепная, душевная история, о не забытой памяти — про деда.
Вот только один нюанс. Износ как велосипедной, так и мотоциклетной цепи — в первую очередь это её растяжение. У современных велоцепей 24 звеньев цепи составляет 1 фут = 304.8 миллиметров. Судя по тому, что у вас сзади новая Шимановская шестерёнка и она нормально работает с этой цепью — значит, шаг звеньев цепи уже тогда был именно таким, 24 звена на фут. У односкоростных велосипедов цепи и шестерёнки были широкими и изнашивались медленно, но тут — тридцать лет коррозии, чистка проволочной щёткой и преобразователем коррозии… во избежание сильного несовпадения шага между зубьями шестерёнок и длины звена изношенной этим всем цепи — я бы посоветовал измерить цепь. Можно хорошей металлической линейкой, потому что цепной калибр после обработки роликов щёткой и цинкарём покажет вам что угодно, но только не то что нужно. Допустимый износ цепи — вытяжение на 1%, то есть 24 звена цепи имеют длину, измеренную по осям штифтов 307.8 миллиметра. Если у вас есть хотя бы 307.5 мм — я бы советовал поставить новую цепь, а то эта уже сейчас ускоренно жрёт шестерёнки.
Вот только один нюанс. Износ как велосипедной, так и мотоциклетной цепи — в первую очередь это её растяжение. У современных велоцепей 24 звеньев цепи составляет 1 фут = 304.8 миллиметров. Судя по тому, что у вас сзади новая Шимановская шестерёнка и она нормально работает с этой цепью — значит, шаг звеньев цепи уже тогда был именно таким, 24 звена на фут. У односкоростных велосипедов цепи и шестерёнки были широкими и изнашивались медленно, но тут — тридцать лет коррозии, чистка проволочной щёткой и преобразователем коррозии… во избежание сильного несовпадения шага между зубьями шестерёнок и длины звена изношенной этим всем цепи — я бы посоветовал измерить цепь. Можно хорошей металлической линейкой, потому что цепной калибр после обработки роликов щёткой и цинкарём покажет вам что угодно, но только не то что нужно. Допустимый износ цепи — вытяжение на 1%, то есть 24 звена цепи имеют длину, измеренную по осям штифтов 307.8 миллиметра. Если у вас есть хотя бы 307.5 мм — я бы советовал поставить новую цепь, а то эта уже сейчас ускоренно жрёт шестерёнки.
Не важно мужик ты в возрасте или студент, большой начальник или мелкий клерк, мотоциклист или тракторист, а велики светлую ностальгию вызывают у каждого =) Со своей колокольни посоветовал бы тормозную машинку Avid BB5 (эстетичнее для вашего велика) или BB7 (функциональнее предыдущей) у них колодки настраиваются без ключа, простой крутилкой.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (26)
RSS свернуть / развернуть