Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Aleksei43RUS → Восстановление мотоцикла ИЖ-Планета 3-02. 2 часть.

Всем пламенный привет! Продолжаем возвращать к жизни интересный мотоцикл ИЖ-Планета 3-02.
Чем же он так интересен? Конечно же своей историей, которая продолжается по сей день. Как помнится, остановились на полной разборке мотоцикла и отправке всех запчастей на пескоструйную обработку. Что ж, материала подкопилось, можем начинать. Поехали!


Через пару дней, когда элементы экипажной части были покрашены и готовы к сборке, было неоходимо купить новый крепёж. Весь вечер записывал все болты, гайки, шайбы, гровера на мотоцикл и коляску. Списочек получился довольно длиннющий.


Эх, рама как новенькая. Такое чувство, что стоишь на сборочном конвейере и потихоньку оживляешь мотор)) Качество покраски конечно на высоте!


Так же приехали бардачки, крепления двигателя, поворотники, траверсы, крепления рычагов на руль, рулевые пульты, брызговик… ох, вобщем всё, что на мотоцикле чёрного цвета, всё это приехало с покраски. Красили каждую мелочь, чтобы в итоге она не бросалась в глаза.


Начинаем собирать поворотники, чтобы не потерять все мелкие запчасти. Конечно, в сбое они выглядели как новые. Очень повезло, что стекляшки и сам корпус поворотника были целые, иначе бы ещё их искать пришлось.


Теперь перебираемся к раме и начинаем собирать этот пазлл. Начал с заднего крыла-брызговика. Вместо привычного мне БПВ 14-10 здесь стоит реле-регулятор на своей отдельной площадке. Последняя модификация «Планет» с 6-вольтовым зажиганием.


Далее монтируем бардачки. Что-то уже начинает вырисовываться, но очень слабо…


Дошло дело до проводки. Всё аккуратненько размещаем на свои места, предварительно всё отмыв от грязи и пыли.


Хорошо, что при разборке подписал все штекера и разъёмы, чтобы при сборке не путаясь всё быстро подключить. Хотя тут не так много проводов, чтобы путаться, но всё равно. Да, чем ещё понравилась тройка — это просто проводкой. Не знаю, зачем было на четвёртое поколение вешать горы проводов… Ну да ладно))


Поворотнички… ммм, красота. Держатели почистили от налёта и грязи, теперь всё блестит и радует глаз.


Даже старые хомутики не выкинули. Каждый из них шлифовал щёткой для металла, чтобы довести до такого блеска. Теперь всё стоит по канонам ИЖМаша))


Ставим центральную подножку и задний маятник. Даже на центральной подножке все резинки сохранили. Ух мы тут психанули, уделяя внимание всем мелочам. Зато как всё потом выглядеть будет.


Итак, что было, я собрал. Можно было ставить амортизаторы и вилку, но… они же были убиты и требовали переборки. В гараже у хозяина мотоцикла не было ни верстака ни тисов, чтобы перебрать это добро. Так что я уговорил его привезти это всё ко мне домой. Днём, взяв задние амортизаторы в рюкзак, я пехал по магазинам, закупать расходники для амортов и вилки, так же взял все расходники для двигателя. Дааа, именно для двигателя) О нём уже скоро))))
Приехав домой, сразу разобрал амортизаторы. На удивление они были как новые, без следов износа. Но все грязные и без масла… хм, сколько же они лежали интересно в подвале.


Всё разбираем, промываем, выпрессовываем сайлентблоки. Клиент хотел купить новые магазинские аморты, но я ему посоветовал перебрать старые, чем платить за новые 4000р. Хотя расходники для ремонта стоят всего 300р, и работать они будут даже лучше новых!


Спустя час, амортизаторы были готовы к установке. Смотрятся и работают лучше новых китайских — факт! Ещё главное, что хром везде цел и невредим))


Ещё через полтора часа были готовы перья вилки. Теперь вся подвеска была перебрана и готова к установке.


Даёшь двигатель! Даёшь двигатель!!! Слышу как уже кто-то хочет увидеть найденный нами двигатель. Вот он родимый)Левая крышка и запчасти в ней уже я подкинул свои, чтобы вы прониклись в каком виде он нам попал.


Вобщем, родной двигатель нашёлся)) Лежал он у друга клиента в соседнем гаражном коооперативе. Холодный подвал… Старый верстак. Там и лежал двигатель почти 10 лет. Ещё в юности, его хозяин отдал на ремонт другу. Но что-то пошло не так. Мы там нашли только картера с коленвалом, цилиндром, барабаном сцепления, парой шайб и ржавыми механизмом переключения передач. Мда, подумал я, шикарно отремонтировали… Всё заржавело, коробки передач не было, генератора тоже.



Пришлось сходит к себе в подвал и докомплектовать двигатель некоторыми запчастями. Ну как некоторыми! Почти половину двигателя поставил из своих запасов (не за даром конечно). Вобщем пришлось выносить из подвала следующее:
крышка двигателя, генератор в сборе, внутрениий барабан сцепления со всеми дисками пружинами, болтами и стаканами, кпп в сборе, механизмы включения передач, фиксатор передач, храповик на муфту сцепления, полумесяц в сборе. Мда… удачно он на ремонт двигатель отдал)


Внутри стандарт — грязь. А фиксатор скоростей был утерян…


Обойма подшипника слизана отпавшей пружиной храповика.


Ещё один сюрприз принёс коленвал. Он своё отъездил. Я не знаю, как надо крутить мотор, чтобы запороть коленвал на 383км пробега. Видимо энтузиазма было хоть отбавляй.


После помывки картеров они были как новые, руки сами тянулись собирать! Но отмывались они не так быстро. Кисточкой надоело елозить… Накачал компрессор, в мовильницу налил бензин и погнал! Мощная струя бензина всё стёрла со своего пути, оставалось только протереть тряпочкой. Ляпота)))




Но без коленвала собирать было нечего… В тот же вечер клиент привёз из гаража, ВНИМАНИЕ, новый, абсолютно новый, упакованный коленвал от ИЖ-49! Только представьте, запчасти уже 50 лет, а она совсем новая. Пришлось долго уговаривать, чтобы он его привёз, так как он не верил, что этот коленвал подойдёт. А он подойдёт)) Вот это чудо… У меня аж слюнки потекли при виде его, серьёзно) В первый раз я его увидел, когда разбирал ИЖа, и поэтому попросил его привезти)


Сколько же там солидола было… Как будто его окунули в кипящий солидол и завернули в газеты. Сначала соскребал солидол ножом, потом снова бензином отмывал. Потом горелкой поднагрел его, чтобы легче чистился. Где-то через час коленвал был расконсервирован.



Замена подшипников в картере прошла успешно и новый коленвал был установлен в картер после центровки его в кривошипно-шатунной камере.


Коробка передач собрана, отрегулирована и проверена. Теперь можно ставить крышку с вторичным валом.


Так же заканчиваем сборку муфты сцепления. Остаётся совсем немного.


Ну всё, почти финишная прямая. Поршень ставим Челябинский. После небольшого опыта с новыми поршнями, решили, что Челябинск лучше. ИЖеводы знают, что поршень сначала греют, потом вставляют палец и он должен заходить без особых усилий. Ростовские поршни хоть сколько грей, но палец всё-равно приходится слегка подзаколачивать. Но с Челябинскими всё проще, они монтируются без особых усилий — чуть подогрел и всё от руки заходит, согласно книжкам по ремонту, так всё и должно собираться.


НУ что ж))) Карбюратор промыт, воздушный фильтр наконец-то избавился от гигантского слоя грязи. Теперь двигатель готов к установке на раму, а потом и к покорению наших дорог. Всё чистенько, отмыто, собрано, отрегулировано эххх, смотришь и радуешься)Валялась железяка без дела и тут уже снова в строю!



Вот и всё, конец дня, двигателя лежат на полке ожидания. Рядом с ним лежит двигатель от Юпитера 5. Оба двигателя приехали ко мне в один день — в пятницу. Начал ими заниматься с самого утра субботы, а закончил к вечеру воскресенья. Так и прошли выходные за двигателями)) Посмотрел на них в конце, и подумал «да ну их в баню!» и пошёл в баню отмываться от масла, бензина, герметика))


Теперь перемещаемся в гараж уже в городе. Владелец забрал всё добро и привёз к себе. Теперь монтируем амортизаторы на своё место. Потихоньку уже что-то лепится)


Как ранее упоминалось, уделяем внимание каждой мелочи. Вот — фиксатор болта амортизатора. Перед установкой прочищаем и шлифуем, чтобы смотрелось как новое.


Момент просто душераздирающий!!! Рама и двигатель нашли друг друга спустя 10 лет разлуки. Кто бы подумал, что всё так найдётся и соберётся! Сердечко теперь на своём месте.


День близился к концу. Установили вилку, затянули двигатель. Поставили переднее крыло. Всё, пора домой, отдыхать.




А завтра ещё остатки запчастей разгребать и убрать лишнее…


Следующий день начался с установки руля, подключения фары, протяжка тросов и проводки.


Собираем покрашенные пульты и монтируем всё на руль. Родные стяжки так же отшлифовали до блеска. Теперь всё ставим как должно быть!


Протяжка проводки, установка фары, подключение пультов завершены. Всё протянуто как нужно — аккуратно! Теперь проверяли проводку. Всё работало, кроме ближнего света, он никак не включался. Меня ещё до этого смутило отсутствие переключателя света в правом пульте. Пульты эти были как у четвёрок, на тот момент нового образца. Я думал, может владельцы ещё всё из пульта убрали. Так что пришлось снова снимать пульт, и ставить включалку света из запасного пульта, который я взял. Поставил, посмотрел и подумал, что тут что-то не то… Проводов не хватало для подключения. Стал искать электросхемы тройки. Нашёл только с самый ранних троек, где другие пульты. Курил пособия, и вкурил!!! Дошло до меня, что переключатель света стоит в самой фаре (я ни разу не сталкивался с тройками, поэтому тупанул). НУ вот смущало меня сначала, что пульт был полупустышкой, где по идее стоит переключатель. А владелец не помнил, было там что или не было… Так что пришлось тратить время на эту ерунду. Как потом ещё оказалось, в лампочке перегорел ближний свет. А ламп было 5 штук, и в каждой нить ближнего света сгорела. Поэтому и начал лезть в пульты. Потом его осенило, что когда начали требовать ездить со светом, то все лампы у них перегорели. Эх… как я там бошку ломал)) Но всё обошлось.


Теперь спускаем мотоцикл на землю! Вспоминилась традиция моряков, когда при спуске нового судна они бьют бутылку шампанского об борт, чтобы всё было хорошо. Мы тоже хотели сделать что-то подобное, но вспомнили, что облицовка новая и бить её не прикольно, так что просто сняли его со стола и катнули)) Теперь он стал на колёса! Первые метры…


Натягиваем цепь и настраиваем задние тормоза.


Регулируем положение руля. Всё затягиваем — передние повороты, фару.


Всё блестит, почти как новое. Ух… шикарнота. Я балдею…


Теперь окончательно всё закрепляем на руле. И думаем, что делать дальше.


С покраски приехал бак! Покрашен просто шикарно! Его красили в сервисе фирмы «MERSEDES», так что постарались на славу.


Теперь крепим глушителя, заранее их почистив. Готовим к пробному пуску. В таком состоянии он мне ещё больше нравится.


Теперь начинается этап плясок с бубном. Зажигание… Сначала всё настроил. Всё нормально. Проверяем искру, а её нет. Вот дак сюрприз… Проверили все штекера и прочее — ноль эмоций. Подключили аккумулятор прямо к катушке, та же история. Сижу думаю… Кручу ключом коленвал и думаю дальше. Приягляделся — эксцентрик на кулачках странный. Этот эксцентрик владелец мне нашёл в гараже и сказал, что стоял он. Я снял его смотрю и понимаю, что это от юпитера! А эксцентрики планет и юпитеров не одинаковы! Так, меняем на планетовский. Всё равно ничего. Ну думаю, приехали. Начинаем по стандрату: свеча, высоковольтник, катушка, кондёр. Взяли всё новое, чтобы проверить. Но перед этим ещё раз решил проверить схему подключения генератора и нашёл ещё один косяк. Статор был от Юпитера, из-за чего там было два места для подключения кулачка. Я подцепил на то место, на которое не шло питание))) Признаю — ошибся. Подцепил — а всё равно ничего! Когда одели новую катушку с новым проводом, то искра была огого, как говорят «слона убъёт».
Потом владелец захотел испробовать старую катушку, ему было неохото за новую отдавать 500р, если проблема только в высоковольтнике. Подцепили старую — есть искра. Отлично!!! Готовимся заводить. Наполняем карбюратор. Тырк — ничего, ещё раз — слааабенькая вспышка. Искра есть, топливо есть а толку нет. Решили с толкача… Катали его, катали, вооообще никаких признаков жизни. Начал ещё раз регулировать зажигание, да даже не ещё раз а раз 6-7. Уже до такой точности настроил, что было неловко туда лезть. Тогда клиент уехал по делам, а я стал думать, что ж такое… Подумав, решил взять новую катушку в магазине и попробовать. Поставил, тырк — искра просто ярая. Вооот! Всё ясно: бронепровод, катушка, кондёр стали нерабочими после 15 летнего простоя в холодном гараже. Ну думаю — пора заводить, разъяри меня кик-стартер.


Ну что ж, разминаю ногу, заправляю бак, подцепляю аккумулятор.


Топнул раз — ожил! Даааа, он жив! Заработал!!! Уррррааа! Сразу начал стабильно работать без провалов. Ух, а звук какой чистый, ни единого лишнего стука. Клаааас. Прогрел его, заглушил на время. Звоню клиенту и говорю: радуйся, он завёлся!.. Через 5 минут он уже стоял у мотоцикла и лично радовался этому успеху. Он так давно его не слышал, что впал в детство и от радости просто сиял)))


ИЖ — жив! Всё работает)) Самое сложное преодолели! Остаётся совсем немного. Теперь ждём из покраски крышки бардачков и коляску. По самому мотоциклу осталось немного: надеть крышки бардачков, одеть крышку зажигания, подкачать шины, настроить смесь карбюратора и на нём можно будет выезжать на обкатку!
На этом завершаю 2 часть. Вот такой прогресс у нас налицо. Думаю, следующая часть будет заключительной. Там до конца всё дособеру, закончу с коляской и можно будет передавать мотоцикл в руки владельцу.



На этой ноте говорю дам до свидания и до новых встреч))) Скоро будет 3 часть :-)
  • Aleksei43RUSAleksei43RUS
  • Алексей
  • 22 сентября 2017 в 21:08
  • оценка: +69

Комментарии (23)

RSS свернуть / развернуть
0
WildFalcon
Почему-то мне кажется, что этот мотоцикл совсем новым таким красивым не был (это я про качество покраски) ;)
0
Win
  • Win
  • 23 сентября 2017 в 0:10
Странно, но у многих виденные мной советских мотоциклов был тако-же след от ударов кикстартера о глушитель, что инженеры в то время не могли рассчитать правильный зазор? Вроде 300 км пробег, а глушитель уже побит.
0
Aleksei43RUS
Обычно кик-стартер не задевает об глушитель. Вот сколь не заводил ИЖи свои, ну ни разу не ширкнул. Это обычно бывает, если кик гнутый… А тут такие косяки при таком пробеге. Что-то от меня скрыли))
0
Mackxs
Обычно на планетах левый бардачок гнутый от кика… по себе знаю))))
+1
Boroda14
Материалы и крепеж никакие. Кик разбалтывался на шлицах и играл. Причем зафиксировать его было невозможно в принципе. Все ПС поголовно с мятыми глушителями.
0
trendyuk
поздравляю!!! отличная работа!
читал и улыбался, как будто сам переживал радость от восстановления/оживления этого мотоцикла. Вспоминал свои ощущения от подобной работы со своим Уралом. Правда, своего я творчески переработал))) А тут сток. И ведь хорошо получилось! Жду следующую серию про коляску…
+2
vlreshet
Ах, ещё бы видео работы, послушать как должна работать планета :)

ПЫ.СЫ. немного критики — такую мелочь как хомуты и болтики полировали, чтобы блестели, а чехол седла, который явно бросается в глаза — порван. Портит всю картину)
0
Aleksei43RUS
Сиденье больная тема. Человек хочет перешить, но точно в такой же чехол, с такой же окантовкой. А в городе именно такой сошьют, но дорого, вобщем он упёрся в бюджет. Не расчитал он чутка с расходами))
0
Aleksei43RUS
ааа, Видео тоже будет скоро) В 3 части
+1
Seryojik
вот вроде проделана огромная работа и потрачено много времени, но некоторые мелочи бросаются в глаза.

передние повороты стоят криво и смотрят друг на друга, на сигнале, реле поворотов (не уверен что это оно) и резинке на которой крепится бак видно грязь, можно было и лучше почистить, на креплении стоп сигнала виднеется ржавчина, сидение порвано, ржавые и мятые глушители(но их найти не просто).

И эта извечная экономия. дорогая покраска, куплен весь новый крепеж куда надо и не надо, а потом экономить на катушке зажигания. понятно что бюджет ограничен, но надо его как-то более равномерно распределять, что ли.
а еще интересно, что случилось с двигателем что его полностью разобрали на ремонт при таком смешном пробеге?
+1
Aleksei43RUS
Поворотники в стандарте стоят под небольшим углом. Тут их прямо никак не поставить. Фара стягивает кожухи, на которые крепятся поворотники. Всё, что под баком потом почистили, это ещё от вспышки такой эффект, что там грязь. Сиденье у него больная тем, яж не писал, что с ним закончили)) Вобщем чел не подрасчитал расходы, теперь экономит… Про двигатель там тёмная история, он ещё по юности его угробил, ездил не прогревая на полную катушку вот и при ехал. А друг его потерял полдвижка, из-за чего был такой геморрой.
0
kukanow
Никогда не было такого мота, но почему-то читал, затаив дыхание...))
Автор, а насколько дорого будет восстановление ИЖ-ПС из первых серий, это реально ваще??
0
Aleksei43RUS
Если ты имеешь в виду самые первые ПС, где ставилась раздельная смазка… ууу, один поиск оригинальных запчастей будет чего стоить! Хотя, легче найти целый поздних выпусков и хорошенько сделать его, это уменьшит вложения и время сэкономит
0
kukanow
Неее, остался с давних времен, версия с совецким карбом (поменял штук пять так и не отстроил по уму), но еще с оптикой Стэнли, японскими пультами и тд. Двиг разобран с 90-х — чел взялся было чиниить и пропал… так и стоит двадцать лет. А приключений-то много на нем было всяких))
0
Aleksei43RUS
Карбюратор надо найти старый хороший, отчистить его и проверить. Если не поддаётся настройке, то может там игла обогатителя не держит. А так двигатель собрать не проблема, благо запчасти есть))
0
Ramzs
  • Ramzs
  • 24 сентября 2017 в 16:48
Меня больше всего поразила установка коленвала после 50-летней консервации…
0
Boroda14
Хорошая статья, спасибо.
«ИЖеводы знают, что поршень сначала греют, потом вставляют палец и он должен заходить без особых усилий. Челябинские поршни хоть сколько грей, но палец всё-равно приходится слегка подзаколачивать. Но с Челябинскими всё проще, они монтируются без особых усилий — чуть подогрел и всё от руки заходит, согласно книжкам по ремонту, так всё и должно собираться.»
Полагаю опечатка, планировалось — Ижевские поршни хоть сколько грей?
0
Aleksei43RUS
Аааа, точно опечатка! Планировалось — Ростовские))
0
ises
  • ises
  • 25 сентября 2017 в 7:25
Если бы я вложил хотя бы половину потраченных сил и терпения автора в свой мотоцикл, он бы заблестел как у кота «эти самые» =) Восхищает подход мастера, его трепет и радость от проделанной работы!
0
Evgeniy83
огонь!!! спасибо за такой пост!!! получил эстетическое удовольствие! хочется еще и еще мелочей!!!
0
Aleksei43RUS
Мелочей ещё будет предостаточно при сборке коляски)))
0
ragget
  • ragget
  • 25 сентября 2017 в 12:58
Крепеж из строительного магазина не лучший вариант. «Поплывут» быстро.
0
Omega39rus
Спасибо за разгадку начинки правого пульта! Купил и восстанавливаю такую же 3-02 1984 года, и тоже упёрся при сборке руля в пустышку, хотя стоп двигателя в наличии. Поворотники на резьбовых стойках ставились, я так понимаю, только на 3-02, при этом передние были длинные? У меня просто всё короткие, но передние стоят на кронштейнах нижней траверсы вилки, как на 4-ках.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Aleksei43RUS, Восстановление мотоцикла ИЖ-Планета 3-02. 2 часть.