Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. mfisto → Установка прямотока и Power Commandera.А нужно ли....?

Привет всем, этот пост меня сподвиг написать мои поиски, установка прямотока и Power Commandera 3 на мой мотоцикл Kawasaki z750s 2006 года.Дело в том что информации в рунете по поводу установки коммандера как и прямотока мизер, я по крупицам собирал информацию и решил ее систематизировать в этом посте.Надеюсь она кому нибудь поможет.Вся информация исключительна субьективная, основанная на моём опыте и знаниях.Скажу сразу что не буду вдаваться в научные тонкости, а буду операться на практическую часть что и нужно рядовому райдеру.У опытных спортсменов наверняка есть стенд, они сами знают что и как делать.


Не раз встречал вопросы.Я поставил прямоток, нужно ли мне ставить коммандер или нет? И да, и нет.Отмечу что каждый случай является не рядовым, и требует детального рассмотрения как самого прямотока, так и мотоцикла. Отмечу, что пресловутое если банка болтон или слипон то коммандер не нужен, ничего не изменится, командер нужен только для полного выхлопа и прочее в корне не верное.А почему? Потому что каждый мотоцикл разный, так же разный прямоток и на диностенде он покажет разную кривую момента\мощности.А разный тем что один мотоцикл сможет подстроить смесь под прямоток, и райдер ничего не заметит, а у другого прямоток только ухудшит общую картину.
Итак, после покупки мотоцикла, озадачился я покупкой прямотока, цель моя была одна звук и эстетическое удовольствие.Кто то скажет, тратить деньги ради одного звука глупо.Но звук для меня как раз таки является нечто единым с крутящим моментом и ощущение самого мотоцикла.И вот на глаза мне попался очень красивый и породистый прямоток фирмы laser x-treme.Стоял он на другой z750, прямоток запал мне в душу, именно на этом мотоцикле, но не понравилось его состояние.+ для меня было то что прямоток продавали отдельно.И вот найдя достойный экземпляр зетки, но с обтекателем, и я купил этот прямоток.

Сама по себе конструкция довольно необычная и редкая, и явно не является афтемаркет вариантом, а в моем случае полным кастомайзингом.
Дело в том что я думал что S от N модели зетки отличается только обтекателем, но я был не прав, отличается она довольно многим — дизайном хвоста, высотой седла, картами впрыска, разьёмами под заслонки, длинноходностью ручки.В общем это другой мотоцикл по сути. С установкой пришлось повозиться, в штатном варианте конструкция вешалась под хвост пластика, но езда по кочкам показало что это не вариант, пластик вырывало на этих кочках.было решено ставить планку с трубами в месте крепления номерной рамки, т.к она крепилась к самой раме и обладала жёсткостью.Вариант оказался правильным, хотя под свою зетку пришлось повозится.
Поставил я прямоток и растроился, а где низы то? В общем с низов мот не тянул вообще, а становился обычной спортухой, сама идея зетки как городского мотоцикла растаяла на глазах.Раньше тяга начиналась уже с 2.5-3 тысяч и давала больший контроль над мотоциклом, теперь двигатель нужно было крутить чтобы ехать, а это в корне меня не устраивало.Но как же, это же слипон, как говорили в интернетах, прямоток можно не ставить.
Итак, почему после прямотока упали низы и что с этим делать.Дело в том что на моей версии зетки, в силу бюджетности, нет лямбды.
Прямоток уменьшает подпор газов на мотоцикле, двигатель дышит свободно, соответственно потребляет больше рабочей смеси.И вот тут самое главное но.Лямбда регулирует смесь, но в достаточно узком диапазоне порядка 10%, в зависимости от условий.Это хватает для того чтобы компенсировать обеднение смеси и добавить немного топлива.Больше топлива — больше мощность.В моем мотоцикле лямбды нет и смесь прописана строго по картам.
Отмечу что более серьёзный тюнинг требует уже установки коммандера и отключение этой лямбды.
Кстати, на разных мотоциклах одной и той же версии но EU|USA может полностью различаться система как дожига так и смесеобразование.
В европейских мотах будет присутствовать как лямбда, так катализатор, так и экзап клапан.
Дело всё в европейских нормах более жесткие нормы по эко нормам, соответственно смесь должна настраиваться и подстраиваться точнее.
В американских мотах этого может и не быть, и впрыск прописан просто картой, соответственно смесь может и беднить и богатить в зависимости от условий, часто замечал что моты со штатов намного более затюненные чем из Европы.
Затроним тему клапана экзап и катализатора, у меня их нет, но это очень важный пункт и многим пригодится.
Итак, клапан экзап, своеобразная заслонка которая работает на выпуске на низких оборотах — искусственно создавая подпор газам, улучшая низкие обороты.Что я заметил.У моего знакомого была зетка 07 года, там уже лямбда есть и экзап соответственно и установлен прямоток.Тросики экзапа были скинуты, и клапан не работал.После того как мой знакомый купил f4i сказал, что зетка на низах вялая, до 5-6 не едет.Аналогичная ситуация моей.Всё дело в экзапе, а дело в том что при установке слипона, приходится скидывать тросики экзапа, что лишает напрочь низов.Но, скажете вы, я скинул экзап, у меня мот едет так же.Значит лямбда достаточно обогащает смесь.Раз на раз не приходится — разные моты, разные лямбды.Вот по этому и нет однозначного рецепта.Наличие лямбды уже решает, но не всё.Большинство производителей прямоточных систем подводят к тому чтобы удалять как лямбду так и экзап что в корне не правильно.Возможно это продиктовано чтобы люди больше вкладывали деньги в не нужный им тюнинг, когда вопрос можно решить просто.А возможно производитель рассчитывает что покупатель купит прямоток и пустится в полный тюнинг.
Если вы решили поставить только прямоток болтон или слипон, по возможности, не трогайте ни лямбду ни экзап, ни катазитор. Проще отпилить болгаркой родной выхлоп до экзапа, и на это после экзапа приварить новый выхлоп, так вы убьете 2 зайцев, низы не уйдут, лямбда подстроит смесь в разумных пределах, а на верхах добавится пару лс. Лямбда как и экзап удаляется когда используется фильтр низкого сопротивления, и ставится коммандер в которым четко прописана смесь, и тогда в них нет необходимости.На одном из форумах я видел такой способ, без удаления лямбд и экзапа, кстати на зетке 07 года, и результат превзошёл все ожидания. НИЗЫ НИКУДА НЕ ДЕЛИСЬ
Для чего нужен катализатор? Он нужен для догорания несгоревших газов в угоду эконормам.Многие его тоже вырезают при установки прямотока, а зря.На большинстве мотоциклах, после установки прямотока, в силу мощного эффекта продувки наблюдаются громкие хлопки недогоревшей смеси, иногда даже с огнем.Вещь не опасная при рядовом использовании, но иногда не приятная, хотя при езде на треке в связи с бедной смесью и может разорвать и прямоток.По этому смесь должна быть оптимальна.По этому катализатор лучше не удалять.У меня прямоток не отстреливал, а скорее тихо бурчал при торможении или сбросе газа, что после установки командера и это практически ушло.
Итак мой случай.Нет экзапа, ката, лямбды. Установка прямотока обедняет смесь и ей уже ничто не поможет.Я решил пойти по тяжелому пути и уйти в глубокий тюнинг, установкой Power Commandera 3.Чтобы правильно настроить смесь.Проблемой было 2 — его стоимость и его распространенность.В русском интернете эта вещь окутана тайной, как и в принципе весь тюнинг, запад пошёл в этом направлении намного дальше, откуда я и черпал информацию. Суть командера одна, он подменяет мотору родные мозги, расшаривая пользователю карту впрыска, в возможностью её изменения.
Командера под мою модель на барахолках моей страны естественно нет.Единственный вариант ебей.Цена 200$ с доставкой.Удручает.И тут я узнаю что возможно командеры подходят и от других моделей, всё это окутано тайной и точных упоминаний об этом нет.Сам сайт командера уверенно это отрицает, дабы повысить себе продажи. И тут мне на радость в городе попадается командер от 636 05-06 за сущие копейки в 35$.Человек продал мот и командер остался.Оказывается эта версия и только эта подходит под меня, с минимальной доработкой, которая нужна и в родном варианте.
Штекеры на заслонки под мою модель подходят как родные, единственное что, остался штекер для датчика положения дроссельной заслонки, чтобы командер знал на сколько % открыт газ.Просто берется серый провод от штекера командера и кидается на провод TPS датчика и всё.В родном для моей модели нужно было сделать тоже самое.Отмечу что в z750 без обтекателя идут совершенно другие штекеры, напрямую на мозги.Но раздербанв штекер думаю всё таки можно отделить провода и отправить их напрямую через заслонки.Единственный минус был для меня тот карты напрямую с сайта этим командером не читались, и приходилось просто копировать и вставлять промежуточные значения таблицы смеси.
Карты и настройка впрыска.

Здесь начинается всё самое интересное.В интернете хватает инструкций как настроить коммандер, и большинство людей сводится к только к одной мысли.Что настройка возможна только на стенде.А вручную это опасно, можно наделать много чего нехорошего.Я не знаю кто лоббирует подобные утверждения, возможно сами владельцы диностендов, но рядовому ездоку это не нужно.Обьясню почему.Кстати на самом сайте указано что неверные настройки приведут к тому что мопед будет плохо ехать.Доля правды в этом есть, как и доля правды о том что может случится что то не хорошее.Отмечу что двигателю в большинстве своём вредит только бедная смесь.Из-за бедной смеси возможен прогар клапанов, поршней, разрыв выхлопной.Но суть одна, если вы не понимаете что делаете то это действительно опасно.Богатая смесь тоже теоретически вредит, но вызвано это больше образованием нагара в камере сгорания, повышенным расходом и потерей мощности.Истина где то посередине.Только точное значение смеси позволит получить максимальную отдачу по мощности.Но где это нужно? По мойму на треке.После приобретения PC3 я решил поинтересоватся сколько у нас в РБ стоит настройка прямотока на стенде.Цена в 300$ меня привела в ступор.И я рещил пойти своим путем.Скажу что рядовому пользователю, стенд не нужен, конечно в идеале он нужен, но цена не оправдает резульата.Какая разница будет смесь 12.9 или 13.2 если свечи кирпичного цвета и мотоцикл поехал заметно лучше.Что сделают на стенде? Построят ровную кривую мощности под ваш мотор и всё? Делать это будете явно не вы, и в процесс вас увы не допустят.А смысл в том что карты бывают разные.На то и создан коммандер.Допустим есть карта для трека, для дальянка, для прострелов по городу, для экономичного режима.Никто кроме самого себя не будет делать это.Мне нравится стиль мощных низких оборотов, когда уже с самых низов чувствуется крутящий, и хороший пинок в середине или на верхах, что присуще рядникам.Насколько я видел кривую мощности после стенда просто выравнивают по своему усмотрению, или добиваясь максимальной отдачи на тех или иных оборотах.Для рядового пользователя это не нужно.на треках ездят единицы, а ресурс мотора вещь тоже не бездонная.Моя цель была одна, заточить ручку газа под себя с адекватным значением отношением топлива\воздух.И как такового понятие идеальной смеси не существует.Каждый мотор обладает определенным характером, и установка прямотока сглаживает некоторые просадки на средних и высоких, но в силу обеднения на низких, мотору не хватает топлива там.У меня была цель, добавить мощности на низких оборотах, выправить провалы средних и оставить пинок на верху.Обратимся к картам на сайте, из всего что я перепробовал в результате личных тестирований, большинство карт оказалось чушью лично для меня.Не знаю кто их писал но они мне явно не подходили, либо смесь очень сильно беднилась и мотор прогревался мгновенно теряя мощность, либо богатило настолько что чувствовался явный перелив.И как я писал я пошёл своим путем.Первым делом я изучил кривые мощности\момента на полном стоке, выявил провалы и пики.Затем я изучил чужие графики после установки прямотока, но без коммандера, а так же и с командером.Детальное изучение привело меня на мысль что все прямотоки более или менее дают одинаковую общую картину, за исключение небольших некритичных моментов которые достаточны для рядового пользователя.Через офф сайт командера были найдены несколько стоковых карт, для различных регионов, и была выбрана наиболее «жирная» т.е богатая, т.е чтобы мотоцикл не чувствовал разницы наличия коммандера.Затем была выбрана лучшая карта для прямотока, по субьективным ощущениям мот ехал лучше всего, но естественно не то что мне было нужно.И начилась изучение цифр графиков и добавлением на глаз топлива.За основу была взята карта от под выхлоп иксил, но с учетом линейности и учета основных моментов карты под сток.Первым делом добавил топлива на оборотах 2250-4000, методом тыка, аккуратно на небольшие значения учитывая график с выхлопом и командером под мою модель на тот же процент, на величину подьёма.Далее было добавлено немного топлива на средних оборотах дабы выровнить провалы.И чуть чуть топлива на самых низких оборотах чтобы улучшить заводку, т.к из-за обедненной смеси мотоцикл начал заводится как говорится уже не с пол тычка, а через секунду две после нажатия кнопки стартера.

В итоге результат превзошел все мои ожидания.С самых низов появилась ровная уверенная тяга, вернулся тот резкий уверенный разгон как на родном выхлопе но более плавый и прогнозируемый.Разгон по началу меня даже пугал, раньше у меня было так.Сам по себе мотор рядник и имеет спортбайковские корни от его прадеда zx-9r.Т.е сначала я крутил, а потом ехал.Мот начал тянуть очень бодро и мощно, провоцируя навалить и почувствовать крутящий уже с низов.
Ниже представлена карта мощности и момента на z750 04 с установкой прямотока и родным выхлопом без коммандера.

Далее пошёл анализ, сделал ли я всё правильно? после заливки карты от микрон, где смесь была слишком богатая (для тех кто считает что кашу маслом не испортить) мот не ехал, а больше захлёбывался и кушал не в себя бензин, то здесь налицо чувствовалась тонкая настройка, естественно она тоже не идеальна.Но лучше чем готовый вариант.Мот не перегревался, это факт, потому что смесь я не беднил ниже чем на родной карте.Далее был произведен тест на только на низких, средних, высоких оборотах.После каждого из режимов выкручивались свечи и проверялось их состояние.Свечи оказались в норме т.е явного обогащения или обеднения не было.Отмечу что карты постоянно мной дорабатываются, на основе ощущений от езды.В планах найти газоанализатор чтобы замерить содержания газов и выяснить насколько богатая смесь на тех или иных оборотах и от чего можно уже точно отталкиватся в настройке.Кстати, пятый командер обладает такой фичей, как широкополосная лямбда, она вкручивается на место стандартной, она анализирует действующую смесь и сама пишет карту для этих условий, относительно заданных отношений воздух\топливо.Максимальные показатели мощности достигаются на соотношений 1\12.5-13.0.Кстати о расходе, он увеличился всего на 0.7-0.8 литра на 100км, в режиме низко-средних оборотах.Наверняка когда отточу свой карту макисмально под себя с помощью подручных средств и гаданием на кофейной гуще, будет всё таки интересно заехать на стенд и снять диаграммы, дабы посмотреть правдивость аналитического метода протих сурового точного научного измерения.
Благодарю всех за внимание, отмечу что не претендую на истину в последней инстанции, наверняка у меня будет не мало ошибок и мой способ не является пособием к действию, но для рядового пользователя, кто хоть немного понимает в теории ДВС, и в силу удаленности\стоимости настройки\желанием сделать всё самому и для себя это будет полезно.С радостью приму советы от более опытных людей, и учту ошибки, которые я возможно допустил в настройке, дабы повысить свой уровень.
  • mfistomfisto
  • 5 сентября 2017 в 21:19
  • 9
  • оценка: +43

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+3
pwrilya
Весьма любопытно. Однозначно лайк )
+2
elrojomacho
После прочтения может сложиться впечатление, что настройка двигателя сводится только к настройке топлива. Да, целевые AFR известны, только непонятно, как их настроить без широкополоски. Это во-первых. А во-вторых — есть еще зажигание.
0
mfisto
А широкополска это не гарант, получения нужных характеристик от мотора.Где то смесь надо дополнительно переобогатить, дабы вытянуть нужные характеристики с мотора, где то наоборот обеднить.
0
elrojomacho
Может я что-то не так понимаю, но широкополоска — это гарант (насоколько это вообще можно гарантировать) того, что смесь у тебя сжигается эффективно. Причем на первый взгляд кажется, что объем камеры не зависит от оборотов, на практике же с ростом оборотов серьезно меняется газодинамика, поэтому количество топлива необходимо лить разное. Так к чему я — AFR у тебя всегда одинаков, т.е. смесь ни переобогащенная, ни обедненная, она — оптимальная. А параметры вытягиваются не переобогащением\обеднением смеси, другими вещами, такими, как уоз, фазы, конфигурация трактов, сквиш и т.д.
Т.е. повер коммандер — это по большому счету баловство на стоковом моторе, которое только и позволяет, что выправить AFR, который поменялся вследствие изменения газодинамики из-за изменений в выпускном тракте, не более.
0
Diversys
У самого на фаере 2006 жуткий провал до 3000 об. Думаю что это из-за прямотока. Разумного решения так и не нашел:
-мотомастер сказал мол это фигня, не стоит обращать внимание;
— шаманство с поверкомандером и диностендом выходит в сумму от 40 тыс. и трату моего времени причем результат никто не гарантирует.
Вобщем нафик этот тюнинг, может если кто за пару тыс стоковую банку отдал тогда бы провел эксперемент. А так мот на продажу, и если бог даст, буду попробовать бусу или zzr1400
0
claw_bass
Тоже пошёл по этому скользкому пути. Имею Honda CBR1100xx, сначала был прямоток 4в1, доставшийся от прежнего владельца. Поменял на нормальный коллектор 4в2 и слипоны Scorpion. Потом меня не устраивали качеством воздушные фильтры HiFlo, поставил нулевик K&N, который фильтрует намного лучше при должном обслуживании. При установке нулевика сразу пропали низы. Лямбды нет, мот японец.
На ебее мне подвернулся б\у PC-III-USB за нормальный ценник и как раз совпало с поездкой в США, где я его и забрал.
Ну и сейчас играюсь с картами, нашёл одну нестандартную кастомную карту от владельца такого же мота, но у него разница только в том, что стояли слипоны Two Brothers. И меня устраивает, мот стал ехать на низах хорошо, пропали дёргания, тяга ровня с сочной серединой и верхами. Думаю можно ещё подкрутить под свой мотоцикл, но пока не лезу, надо свечи посмотреть как они там, какого цвета нагар.
Конечно каждый мотоцикл уникален, но уникальность думаю в пределах 5% может быть или около того, в пределах одной модели и одного года. Тратить 300$ на стенд тоже не хочу, ребята с зарубежного форума пишут что даст это не очень то уж и много, типа щас он едет на 8 из 10, будет на 10 из 10.
0
zvermashine
Спасибо! Пойду снимать прямоток и ставить родной…
0
Rangerr
Если хочешь доступ к газоанализатору — езжай на станцию обслуживания ГБО.
Кстати, какой город? Минск?
0
mfisto
Бобруйск
+2
boris_f4i
купил бы BoosterPlug и сэкономил бы прилично на Power Commander. Руководство Booster весьма креативно нарисовало рисунок на бумажке, который идёт с устройством. Там мальчик писает на power commander.
0
ken-geden
У меня на zx10r 08 года экзап по-любому снимается. Вот думаю снимать катализатор или нет две лямбды расположены до катализатора. Незнаю конечно правильно ли я делаю это но мне кажется что нужно поездить так а потом тупо выкрутить свечи и посмотреть на них.как писал автор выше лямбды могут и справиться сами
0
Win
Экзап снимете — не будет низов совсем, газодинамику никакие мозги не компенсируют.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. mfisto, Установка прямотока и Power Commandera.А нужно ли....?