Блог им. Harley_Hero → История мотора Harley-Davidson Evolution
Ну что ж, вернусь к истории моторов… И сегодня пост о двигателе, который, думаю, знаком большинству из вас не понаслышке — это Evolution. Кажется, первый мотор Harley-Davidson, получивший официальное имя (неофициальное — blockhead).
1984 год — год действия знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Это также год выпуска первого (скажем так, первого, ставшего популярным) персонального компьютера с графическим интерфейсом — Macintosh. И это же — знаменательный год для Harley-Davidson и всего мотомира — именно в 84-м появились новые модели H-D с новым двигателем Evolution 82 (1340 куб. см), а также новое семейство мотоциклов Softail.
Однако появлению нового мотора предшествовали порядка семи лет разработки и борьбы компании за выживание «под крылом» AMF (см. историю Shovelhead).
Работа над новым мотором началась еще в 1976-м, когда ключевые менеджеры Харли представили руководству AMF концепцию дальнейшего развития компании, включавшую создание двух новых моторов — традиционного воздушного V-twin и двигателя с водяным охлаждением под кодовым названием Nova.
С помощью консалтингового агентства Boston Consulting Group, которое провело широкомасштабное исследование рынка, дилеров и конкурентов, удалось уговорить AMF выделить порядка 100 млн долл. на разработки.
К работе над «водяным» мотором привлекли компанию Porsche, т. к. у H-D не было опыта конструирования таких двигателей, а ошибка в то сложное время стоила бы компании очень дорого, ибо Харли и так к началу 80-х находилась на грани банкротства.
Новый же традиционный V-twin разрабатывался внутри компании на базе Shovelhead.
Он должен был быть надежным, мощным, слабо нагревающимся, «есть» мало масла и иметь потенциал к глубокой модернизации.
Решено было переделать цилиндры и блоки клапанов, оставив нижнюю часть мотора от Shovelhead. Так цилиндры, головки цилиндров и картер в Evolution стали алюминиевыми. Контрольные центрирующие штифты удерживали все части мотора в неподвижности относительно друг друга (в значительно большей неподвижности, скажем так, чем раньше). Что заметно улучшило герметичность двигателя.
Алюминиевые поршни в алюминиевых цилиндрах под воздействием высокой температуры расширялись одинаково, одновременно и однонаправленно — это позволило уменьшить зазор между ними до 0,01 мм (серийная версия имела зазор в 0,035 мм).
Камеру сгорания сделали более мелкой, угол развала клапанов стал 58° (27° впуск, 31° выпуск). Вкупе с уменьшением поверхности камеры сгорания и головки поршня (теперь плоской) это уменьшило нагрев блоков цилиндров.
Кроме того, детали двигателя сочленили таким образом, чтобы его можно было разобрать почти полностью, не вынимая из рамы.
В раме Evolution крепился как жестко (до 1987-го на Sportster, потом на Softail), так и на резиновых «подушках».
Основные отличия Evolution от Shovelhead заключались в следующем:
— точность обработки поверхностей;
— цилиндры Shovelhead были целиком из чугуна, а у Evo — чугунная гильза в алюминиевой отливке;
— головы цилиндров и цилиндры Evo крепились длинными болтами, тогда как у Shovelhead было два набора коротких болтов, скреплявших последовательно цилиндр и картер, и головы и цилиндры.
В этот раз инженеры Харли серьезно подошли и к тестированию нового мотора. Evolution выдержал 100-часовой тест на полном газу. Всего на дино-стенде он провел порядка 5 600 часов. А тестовый мотоцикл с этим двигателем проехал порядка 1 200 000 км (750 000 миль). Двигатель показал себя отлично!
Он был на 7,5 кг легче, на 15% моментнее и на 10% мощнее Shovelhead.
H-D Heritage Softail Classic 1987
1983 год — чтобы не рисковать всем, после премьеры Evolution мотор Shovelhead продолжили выпускать.
1984 — Evolution дебютировал на совершенно новой модели FXST Softail. Продажи мотоциклов Harley-Davidson увеличились на 31% до 38 741 штуки, компания занимает 3-е место в США среди мотопроизводителей. В июне последний Shovelhead сошел с конвейера.
H-D FXST Softail 1987
1985 — все модели H-D оборудуются мотором Evolution, а привод осуществляется зубчатым ремнем, вместо цепи. Отливка голов цилиндров в песчаную форму сменяется литьем под давлением в металлические формы.
В 1986-м появляется новая система впуска-выпуска, которая снижает шум от работы двигателя (например, используется перепускная труба в выхлопной системе). По замерам Cycle Magazine двигатель Evolution этого года выдает максимум 56 л. с. при 5 000 об/мин и 94 Нм при 3 000 об/мин.
В 1987 к Evolution «полагается» 38-миллиметровый карбюратор Keihin. Новые распредвалы уменьшают время впускного такта на 28%, выпускного — на 14%. Более холодный Evolution тем не менее имеет более высокую степень сжатия — 8,5:1. Теперь в обоих цилиндрах зажигание происходит одновременно, тогда как раньше зажигание в заднем, более горячем, цилиндре отставало от переднего. Evolution на 24°С холоднее Shovelhead в одинаковых условиях.
В 1989-м представлен электронный круиз-контроль!
H-D Fat Boy 1990
На следующий год появилось новое сцепление и 40-миллиметровые карбюраторы Keihin.
H-D Heritage Softail Classic 1991
В 1993-м Harley-Davidson выпустила 85 000 мотоциклов.
H-D Softail Springer 1993
1995 — электронный впрыск топлива Marelli EFI доступен как опция. В стандарте — карбюраторы Keihin CVK40.
Можно сказать, двигатель Evolution не только позволил Harley-Davidson выжить, но вывел компанию на новый уровень и привел к процветанию!
К 1999 году, когда выпуск Evolution, последнего мотора Harley-Davidson со схемой OHV и одним распредвалом, практически завершился, компания успела выпустить более миллиона этих двигателей.
1984 год — год действия знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Это также год выпуска первого (скажем так, первого, ставшего популярным) персонального компьютера с графическим интерфейсом — Macintosh. И это же — знаменательный год для Harley-Davidson и всего мотомира — именно в 84-м появились новые модели H-D с новым двигателем Evolution 82 (1340 куб. см), а также новое семейство мотоциклов Softail.
Однако появлению нового мотора предшествовали порядка семи лет разработки и борьбы компании за выживание «под крылом» AMF (см. историю Shovelhead).
Работа над новым мотором началась еще в 1976-м, когда ключевые менеджеры Харли представили руководству AMF концепцию дальнейшего развития компании, включавшую создание двух новых моторов — традиционного воздушного V-twin и двигателя с водяным охлаждением под кодовым названием Nova.
С помощью консалтингового агентства Boston Consulting Group, которое провело широкомасштабное исследование рынка, дилеров и конкурентов, удалось уговорить AMF выделить порядка 100 млн долл. на разработки.
К работе над «водяным» мотором привлекли компанию Porsche, т. к. у H-D не было опыта конструирования таких двигателей, а ошибка в то сложное время стоила бы компании очень дорого, ибо Харли и так к началу 80-х находилась на грани банкротства.
Новый же традиционный V-twin разрабатывался внутри компании на базе Shovelhead.
Он должен был быть надежным, мощным, слабо нагревающимся, «есть» мало масла и иметь потенциал к глубокой модернизации.
Решено было переделать цилиндры и блоки клапанов, оставив нижнюю часть мотора от Shovelhead. Так цилиндры, головки цилиндров и картер в Evolution стали алюминиевыми. Контрольные центрирующие штифты удерживали все части мотора в неподвижности относительно друг друга (в значительно большей неподвижности, скажем так, чем раньше). Что заметно улучшило герметичность двигателя.
Алюминиевые поршни в алюминиевых цилиндрах под воздействием высокой температуры расширялись одинаково, одновременно и однонаправленно — это позволило уменьшить зазор между ними до 0,01 мм (серийная версия имела зазор в 0,035 мм).
Камеру сгорания сделали более мелкой, угол развала клапанов стал 58° (27° впуск, 31° выпуск). Вкупе с уменьшением поверхности камеры сгорания и головки поршня (теперь плоской) это уменьшило нагрев блоков цилиндров.
Кроме того, детали двигателя сочленили таким образом, чтобы его можно было разобрать почти полностью, не вынимая из рамы.
В раме Evolution крепился как жестко (до 1987-го на Sportster, потом на Softail), так и на резиновых «подушках».
Основные отличия Evolution от Shovelhead заключались в следующем:
— точность обработки поверхностей;
— цилиндры Shovelhead были целиком из чугуна, а у Evo — чугунная гильза в алюминиевой отливке;
— головы цилиндров и цилиндры Evo крепились длинными болтами, тогда как у Shovelhead было два набора коротких болтов, скреплявших последовательно цилиндр и картер, и головы и цилиндры.
В этот раз инженеры Харли серьезно подошли и к тестированию нового мотора. Evolution выдержал 100-часовой тест на полном газу. Всего на дино-стенде он провел порядка 5 600 часов. А тестовый мотоцикл с этим двигателем проехал порядка 1 200 000 км (750 000 миль). Двигатель показал себя отлично!
Он был на 7,5 кг легче, на 15% моментнее и на 10% мощнее Shovelhead.
H-D Heritage Softail Classic 1987
1983 год — чтобы не рисковать всем, после премьеры Evolution мотор Shovelhead продолжили выпускать.
1984 — Evolution дебютировал на совершенно новой модели FXST Softail. Продажи мотоциклов Harley-Davidson увеличились на 31% до 38 741 штуки, компания занимает 3-е место в США среди мотопроизводителей. В июне последний Shovelhead сошел с конвейера.
H-D FXST Softail 1987
1985 — все модели H-D оборудуются мотором Evolution, а привод осуществляется зубчатым ремнем, вместо цепи. Отливка голов цилиндров в песчаную форму сменяется литьем под давлением в металлические формы.
В 1986-м появляется новая система впуска-выпуска, которая снижает шум от работы двигателя (например, используется перепускная труба в выхлопной системе). По замерам Cycle Magazine двигатель Evolution этого года выдает максимум 56 л. с. при 5 000 об/мин и 94 Нм при 3 000 об/мин.
В 1987 к Evolution «полагается» 38-миллиметровый карбюратор Keihin. Новые распредвалы уменьшают время впускного такта на 28%, выпускного — на 14%. Более холодный Evolution тем не менее имеет более высокую степень сжатия — 8,5:1. Теперь в обоих цилиндрах зажигание происходит одновременно, тогда как раньше зажигание в заднем, более горячем, цилиндре отставало от переднего. Evolution на 24°С холоднее Shovelhead в одинаковых условиях.
В 1989-м представлен электронный круиз-контроль!
H-D Fat Boy 1990
На следующий год появилось новое сцепление и 40-миллиметровые карбюраторы Keihin.
H-D Heritage Softail Classic 1991
В 1993-м Harley-Davidson выпустила 85 000 мотоциклов.
H-D Softail Springer 1993
1995 — электронный впрыск топлива Marelli EFI доступен как опция. В стандарте — карбюраторы Keihin CVK40.
Можно сказать, двигатель Evolution не только позволил Harley-Davidson выжить, но вывел компанию на новый уровень и привел к процветанию!
К 1999 году, когда выпуск Evolution, последнего мотора Harley-Davidson со схемой OHV и одним распредвалом, практически завершился, компания успела выпустить более миллиона этих двигателей.
- Harley_Hero
- Harley Hero
- 24 марта 2017 в 22:18
- 7
- +49
- Moto_rider
- 25 марта 2017 в 9:16
- ↓
Спасибо за очередное писание 3-его тома «Война и Мир». Просьба трудящихся почти выполнена. Самые интересные пикчи в посте: H-D Softail Springer 1993, H-D Dyna Wide Glide 1997
ЗачОт, пиши дальше.
ЗачОт, пиши дальше.
- Harley_Hero
- 26 марта 2017 в 23:32
- ↑
- ↓
да вот всячески пытаюсь «выпрыгнуть», чтоб представительство заметило и проспонсировало. но пока никак:))
а если серьезно — ну тут все более-менее блог ведут. ну и я тоже. ну а имея четкую тему, которая нравится и интересна, лично мне легче придумывать, о чем написать в следующий раз.
ну и, конечно, очень приятно, что не в стол пишу, а посты читают и комментируют! спасибо!
в этом сезоне буду ездить на Стрит Бобе 2014 года. до этого долго не было своего мотика, катался на чем друзья одалживали:)
а если серьезно — ну тут все более-менее блог ведут. ну и я тоже. ну а имея четкую тему, которая нравится и интересна, лично мне легче придумывать, о чем написать в следующий раз.
ну и, конечно, очень приятно, что не в стол пишу, а посты читают и комментируют! спасибо!
в этом сезоне буду ездить на Стрит Бобе 2014 года. до этого долго не было своего мотика, катался на чем друзья одалживали:)
- Harley_Hero
- 26 марта 2017 в 23:34
- ↑
- ↓
спасибо за поддержку:) но тут реально вышла каша с фотками, недоглядел. т.ч. спасибо ребятам, что заметили и поправили!
- Harley_Hero
- 28 марта 2017 в 12:24
- ↑
- ↓
об этом вы узнаете в следующей части, про Твин Кам:)
а вообще нужны были бОльший объем и бОльшая мощность, чтобы конкурировать с Голд Вингом и БМВ К, а также потому что потребители хотели.
а вообще нужны были бОльший объем и бОльшая мощность, чтобы конкурировать с Голд Вингом и БМВ К, а также потому что потребители хотели.
- Harley_Hero
- 28 марта 2017 в 16:12
- ↑
- ↓
надо сказать, что владельцы ХД на Эво в то время очень часто добавляли ему мощности всякими разными способами, в т.ч. с помощью тюнинговых контор. т.е. запрос на большую мощность был сформирован самими пользователями.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (34)
RSS свернуть / развернуть