Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Harley_Hero → История мотора Harley-Davidson Evolution

Ну что ж, вернусь к истории моторов… И сегодня пост о двигателе, который, думаю, знаком большинству из вас не понаслышке — это Evolution. Кажется, первый мотор Harley-Davidson, получивший официальное имя (неофициальное — blockhead).


1984 год — год действия знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Это также год выпуска первого (скажем так, первого, ставшего популярным) персонального компьютера с графическим интерфейсом — Macintosh. И это же — знаменательный год для Harley-Davidson и всего мотомира — именно в 84-м появились новые модели H-D с новым двигателем Evolution 82 (1340 куб. см), а также новое семейство мотоциклов Softail.


Однако появлению нового мотора предшествовали порядка семи лет разработки и борьбы компании за выживание «под крылом» AMF (см. историю Shovelhead).

Работа над новым мотором началась еще в 1976-м, когда ключевые менеджеры Харли представили руководству AMF концепцию дальнейшего развития компании, включавшую создание двух новых моторов — традиционного воздушного V-twin и двигателя с водяным охлаждением под кодовым названием Nova.

С помощью консалтингового агентства Boston Consulting Group, которое провело широкомасштабное исследование рынка, дилеров и конкурентов, удалось уговорить AMF выделить порядка 100 млн долл. на разработки.

К работе над «водяным» мотором привлекли компанию Porsche, т. к. у H-D не было опыта конструирования таких двигателей, а ошибка в то сложное время стоила бы компании очень дорого, ибо Харли и так к началу 80-х находилась на грани банкротства.

Новый же традиционный V-twin разрабатывался внутри компании на базе Shovelhead.

Он должен был быть надежным, мощным, слабо нагревающимся, «есть» мало масла и иметь потенциал к глубокой модернизации.

Решено было переделать цилиндры и блоки клапанов, оставив нижнюю часть мотора от Shovelhead. Так цилиндры, головки цилиндров и картер в Evolution стали алюминиевыми. Контрольные центрирующие штифты удерживали все части мотора в неподвижности относительно друг друга (в значительно большей неподвижности, скажем так, чем раньше). Что заметно улучшило герметичность двигателя.

Алюминиевые поршни в алюминиевых цилиндрах под воздействием высокой температуры расширялись одинаково, одновременно и однонаправленно — это позволило уменьшить зазор между ними до 0,01 мм (серийная версия имела зазор в 0,035 мм).

Камеру сгорания сделали более мелкой, угол развала клапанов стал 58° (27° впуск, 31° выпуск). Вкупе с уменьшением поверхности камеры сгорания и головки поршня (теперь плоской) это уменьшило нагрев блоков цилиндров.

Кроме того, детали двигателя сочленили таким образом, чтобы его можно было разобрать почти полностью, не вынимая из рамы.

В раме Evolution крепился как жестко (до 1987-го на Sportster, потом на Softail), так и на резиновых «подушках».

Основные отличия Evolution от Shovelhead заключались в следующем:
— точность обработки поверхностей;
— цилиндры Shovelhead были целиком из чугуна, а у Evo — чугунная гильза в алюминиевой отливке;
— головы цилиндров и цилиндры Evo крепились длинными болтами, тогда как у Shovelhead было два набора коротких болтов, скреплявших последовательно цилиндр и картер, и головы и цилиндры.

В этот раз инженеры Харли серьезно подошли и к тестированию нового мотора. Evolution выдержал 100-часовой тест на полном газу. Всего на дино-стенде он провел порядка 5 600 часов. А тестовый мотоцикл с этим двигателем проехал порядка 1 200 000 км (750 000 миль). Двигатель показал себя отлично!

Он был на 7,5 кг легче, на 15% моментнее и на 10% мощнее Shovelhead.

H-D Heritage Softail Classic 1987


1983 год — чтобы не рисковать всем, после премьеры Evolution мотор Shovelhead продолжили выпускать.

1984 — Evolution дебютировал на совершенно новой модели FXST Softail. Продажи мотоциклов Harley-Davidson увеличились на 31% до 38 741 штуки, компания занимает 3-е место в США среди мотопроизводителей. В июне последний Shovelhead сошел с конвейера.

H-D FXST Softail 1987


1985 — все модели H-D оборудуются мотором Evolution, а привод осуществляется зубчатым ремнем, вместо цепи. Отливка голов цилиндров в песчаную форму сменяется литьем под давлением в металлические формы.

В 1986-м появляется новая система впуска-выпуска, которая снижает шум от работы двигателя (например, используется перепускная труба в выхлопной системе). По замерам Cycle Magazine двигатель Evolution этого года выдает максимум 56 л. с. при 5 000 об/мин и 94 Нм при 3 000 об/мин.


В 1987 к Evolution «полагается» 38-миллиметровый карбюратор Keihin. Новые распредвалы уменьшают время впускного такта на 28%, выпускного — на 14%. Более холодный Evolution тем не менее имеет более высокую степень сжатия — 8,5:1. Теперь в обоих цилиндрах зажигание происходит одновременно, тогда как раньше зажигание в заднем, более горячем, цилиндре отставало от переднего. Evolution на 24°С холоднее Shovelhead в одинаковых условиях.

В 1989-м представлен электронный круиз-контроль!

H-D Fat Boy 1990


На следующий год появилось новое сцепление и 40-миллиметровые карбюраторы Keihin.

H-D Heritage Softail Classic 1991


В 1993-м Harley-Davidson выпустила 85 000 мотоциклов.

H-D Softail Springer 1993


1995 — электронный впрыск топлива Marelli EFI доступен как опция. В стандарте — карбюраторы Keihin CVK40.

Можно сказать, двигатель Evolution не только позволил Harley-Davidson выжить, но вывел компанию на новый уровень и привел к процветанию!

К 1999 году, когда выпуск Evolution, последнего мотора Harley-Davidson со схемой OHV и одним распредвалом, практически завершился, компания успела выпустить более миллиона этих двигателей.
  • Harley_HeroHarley_Hero
  • Harley Hero
  • 24 марта 2017 в 22:18
  • 7
  • оценка: +49

Комментарии (34)

RSS свернуть / развернуть
+1
SNOODY
Вторая картинка точно 1984 год?
0
Harley_Hero
99%:) согласен, выглядит слишком современно.
0
Harley_Hero
хотя что-то я перепроверил и, вроде, не 84-й… :(
+1
Kap1tan
Плюсанул, можно посмотреть первоисточник, помоему Порш разрабатывал 2 мотора для ХД один Эволюшен а второй Революшен который в последствии встал на ВРод, но я могу и ошибаться.
0
Harley_Hero
Революшн да, Эволюшн — традиционный воздушник — нет.
+3
lemmy
с картинками каша имхо, твинкамы и шовел в статье про эво?
0
Harley_Hero
да, вижу, косяк:(
+1
Moto_rider
Спасибо за очередное писание 3-его тома «Война и Мир». Просьба трудящихся почти выполнена. Самые интересные пикчи в посте: H-D Softail Springer 1993, H-D Dyna Wide Glide 1997
ЗачОт, пиши дальше.
+4
Hlut
  • Hlut
  • 25 марта 2017 в 9:18
статья классная, с фотками трэш. Куча твинкамов, и какой еще 1985 street glide?
но все равно спасибо
+2
Harley_Hero
да, с фотками неудачно получилось, сори:(
+1
Hlut
Вот теперь класс!
Еще раз спасибо!
Скажи, а ты это все на голом энтузиазме пишешь или представительство как-то спонсирует просветительскую работу? на чем сам ездишь?
+3
Harley_Hero
да вот всячески пытаюсь «выпрыгнуть», чтоб представительство заметило и проспонсировало. но пока никак:))

а если серьезно — ну тут все более-менее блог ведут. ну и я тоже. ну а имея четкую тему, которая нравится и интересна, лично мне легче придумывать, о чем написать в следующий раз.

ну и, конечно, очень приятно, что не в стол пишу, а посты читают и комментируют! спасибо!

в этом сезоне буду ездить на Стрит Бобе 2014 года. до этого долго не было своего мотика, катался на чем друзья одалживали:)
+1
Sethgazza
ТС ты вообще фото рандомно набирал в пост, Софти на твинкаме? Дайна на твинкаме? Какой нахрен стритглайд, их еще не было в то время, это турглайд. Если слабо представляешь что и к чему, лучше не пиши.
0
Harley_Hero
да, косяк, признаю, в ночи писал:(
0
Sethgazza
Еще забыл знаковый мопед, стартовавший с 1997 года: Heritage Softail Springer по прозвищу OldBoy.
+1
Hlut
вообще-то там был электраглайд, и к чему столь резкий тон в адрес человека, написавшего столько великолепных статей про любимую нами всеми марку?
0
Sethgazza
Там был турглайд, инфа 100%
0
Hlut
Хм, память у меня не фонтан, но мне помнится бэтвинг, а не шаркноуз.
ждем фотку от ТС:-) кстати, фотка вполне в тему статьи, только подписать корректно
0
Hlut
Там был турглайд, инфа 100%
ну что, жду извинений:-)
+1
SNOODY
Все привыкли к его качественным постам просто)) Видать спешил просто автор)
+1
Harley_Hero
да, к сожалению:( впредь постараюсь не косячить.
+1
Harley_Hero
спасибо за поддержку:) но тут реально вышла каша с фотками, недоглядел. т.ч. спасибо ребятам, что заметили и поправили!
0
Hlut
так что было на фото-то?:)фото в студию!
+1
Harley_Hero
я так понимаю, речь об этой
0
Hlut
ой, это шовел, только разглядел!
0
Sethgazza
Мало того что это лопата, так еще и турглайд.
0
Hlut
Заморочился. Погуглил. Это 1984 FLHX Last Edition Shovelhead Electra Glide. Теперь понятно, и откуда ошибка про streetglide. Но я-таки был прав.
0
Sethgazza
Мне походу тур померещился, сорян, однако шовел таки и тем более не стрит
+1
John1973
Вообще-то странно очень получается.Очень многие ценители марки ищут Харлей именно с двигателем Эволюшен. Если у него такая популярность, почему его перестали выпускать?
0
Harley_Hero
об этом вы узнаете в следующей части, про Твин Кам:)

а вообще нужны были бОльший объем и бОльшая мощность, чтобы конкурировать с Голд Вингом и БМВ К, а также потому что потребители хотели.
+3
Hlut
ценители марки и покупатели новых мотоциклов у дилера — совсем разные люди, к сожалению
0
Harley_Hero
надо сказать, что владельцы ХД на Эво в то время очень часто добавляли ему мощности всякими разными способами, в т.ч. с помощью тюнинговых контор. т.е. запрос на большую мощность был сформирован самими пользователями.
0
Hlut
ну вообще-то эволюшн-это скорее конфигурация, афтермаркет-конторы спокойно делают эволюшны огромных объемов. Другой вопрос, что они трясутся и, в общем, свою немалую мощь реализовать не дают
0
M_B
  • M_B
  • 30 марта 2017 в 13:15
хорошо да мало) так хотелось что-то еще про ЭВО
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Harley_Hero, История мотора Harley-Davidson Evolution