Блог им. Harley_Hero → История Harley-Davidson FXR Super Glide II
В 1982 году, когда дебютировал Harley-Davidson FXR Super Glide II, рекламная кампания гласила, что по управляемости эта модель укладывает на лопатки европейских и японских конкурентов и при этом обладает тем самым живым и харизматичным американским V-твином. Смелый вымысел рекламщиков?.. Возможно. Но даже сегодня, три с половиной десятилетия спустя, на свете немало райдеров, убежденных, что выпуск серии FXR – лучшее, что случалось с компанией Harley-Davidson с момента её основания.
Прежде чем перейти к рассказу о самом Super Glide II, небольшой исторический background, без которого картина получится не полной. Итак, FXR дебютировал в 1982 году – всего год после того, как фирма обрела независимость от корпорации AMF. За годы «ига» American Machine and Foundry репутация компании Harley-Davidson была основательно подпорчена – в частности производством нескольких сырых и недоработанных моделей, отбросивших тень на всю продукцию марки. Да и финансовые показатели «американского мотопроизводителя №1» оставляли желать лучшего: у фирмы были немалые долги, доставшиеся новым владельцам «по наследству»…
Выпуск FXR Super Glide II стал первым глотком свежего воздуха, которого так не хватало компании в последние годы эпохи AMF и который олицетворял устремление Harley-Davidson в будущее. Модель FXR была не просто «еще одним хорошим «Харли», а хорошим мотоциклом в широком смысле слова «мотоцикл» — без лишнего груза традиций и «легендарной легендарности». Именно с такими мыслями команда взялась за разработку FXR Super Glide II.
«С самого начала в компании относились к FXR как к «инженерскому» мотоциклу, – вспоминает Боб Лирой, кто работал над дизайном модели. – У FXR были высоко расположенные подножки и высокое сиденье, что позволило увеличить максимальный угол наклона аппарата. А еще двигатель новинки обладал нехарактерно низким для продукта Harley-Davidson уровнем вибраций. На этом аппарате можно было отлично «зажечь», а не просто степенно прокатиться в круизном стиле».
Мотоцикл был построен вокруг 80-дюймового (1338 куб. см) двигателя Shovelhead последнего поколения, состыкованного с 5-ступенчатой трансмиссией. Привод на заднее колесо – цепью. Всего за пару лет до дебюта FXR этот мотор был представлен на новом турере Harley-Davidson FLT Tour Glide. Собственно, именно на платформе Tour Glide и должен был быть создан FXR – динамичный родстер, способный конкурировать с японскими «дорожниками».
Однако вскоре команда разработчиков (в которой, между прочим, трудился молодой и талантливый инженер Эрик Бюэлл) осознала, что рама Tour Glide не отвечает их требованиям, а потому на её базе была создана совершенно иная структура, но с тем же креплением двигателя на трёх сайлентблоках. Форма рамы заметно отличалась от рамы предыдущей модели, FXE Super Glide: она была более треугольной (если смотреть на каркас сбоку), выполнена из толстых труб сечения разной формы и имела усиленный узел рулевой колонки.
Изменилась и технология её изготовления: «Вместо тяжелых отливок в раме FXR было много штампованных элементов, соединенных в единый скелет, – рассказывает Лирой. – Причем, производство этого мотоцикла стартовало до начала эры массового использования промышленных сварных роботов, поэтому вся работа выполнялась вручную. Это было дорого и сложно, но результат стоил того». В итоге получилась самая жесткая рама среди всех big twin’ов Harley-Davidson.
Платформа FXR была официально представлена в 1982 году и состояла из двух моделей: FXR Super Glide II со спицевыми колесами и FXRS с двухцветной окраской и литыми колесными дисками.
Оба аппарата получили 14-литровый топливный бак от Fat Bob с крупной панелью, возвышавшейся над заливной горловиной и в которую был вмонтирован датчик уровня топлива. Пухлое сиденье откидывалось в сторону, открывая доступ к аккумуляторной батарее и маслобаку.
Мотоцикл был оснащен тремя дисковыми тормозами, а колеса – «обуты» в «липкие» шины Dunlop K181. FXR также получил новые главные тормозные цилиндры, сделавшие тормозную систему эффективнее.
У FXR была вилка Showa с перьями диаметром 35 мм. Задняя подвеска – традиционная маятниковая, с двумя довольно жесткими амортизаторами. Однако нижние точки крепления амортизаторов были смещены к концу маятника, тогда как на других моделях серии FX точка крепления была почти посередине него.
Несмотря на нескромную колесную базу, составлявшую 1643 мм, и довольно большой угол наклона вилки в 31 градус, мотоцикл обладал хорошей маневренностью, дополненной приятной стабильностью поведения почти на любой скорости. Причина была низком центре тяжести, высокой жесткости рамы и сравнительно небольшой массе модели (265 кг). В восьмидесятых годах 20 века FXR Super Glide II был самым «дерзким» мотоциклом марки Harley-Davidson, азартным в скоростных поворотах и стремительным на прямых.
«FXR казался компактнее, чем остальные big twin’ы Harley-Davidson, и по ощущениям от езды был похож на большие японские мотоциклы того времени, — вспоминает владелец одного из первых FXR Super Glide II. – Эргономика модели идеально подходила невысоким райдерам, вроде меня, а на ходу аппарат был очень послушным. Когда моя жена решила пересесть со Sportster на что-то побольше, FXR был единственным разумным выбором из всех крупнокубатурных «Харли».
В последующие годы на базе FXR было создано несколько модификаций, в том числе: «спорт-турер по-американски» — FXRT Sport Glide, полицейская версия мотоцикла, модели FXRS Low Glide, FXRC Low Glide Custom, редкий FXRDG Disc Glide и пр. В 1984 году компания Harley-Davidson представила новый двигатель Evolution, который стали устанавливать на FXR. Цепной привод заменили ременной передачей. Эволюция FXR продолжалась вплоть до начала девяностых годов.
Как ни печально, мотоцикл погубили его же достоинства. Многие клиенты Harley-Davidson приняли серию FXR весьма прохладно, поскольку эти аппараты были особенными и во многом отличались от всего того, что производитель выпускал до этого. Собственно, сама концепция FXR шла вразрез с теми ценностями, которые были базовыми и, если угодно, основополагающими для любителей продукции «Харли». Созданный в первую очередь инженерами, а не дизайнерами, FXR был больше ездовым мотоциклом и не отличался особым изяществом форм.
«В конце 80-х годов компания осознала, что FXR – это не то, что хотел рынок. Возможно, мотоцикл ощущался как слишком японский… Именно поэтому мы приступили в разработке семейства Dyna», — заканчивает рассказ Боб Лирой. И в 1995 году линейку FXR сняли с производства, так как спрос на мотоциклы этой серии не оправдал ожиданий руководства концерна.
Впрочем, судьба серии FXR не так уж печальна. Хотя эти аппараты давно не выпускаются, многие стантрайдеры, выступающие на мотоциклах Harley-Davidson, предпочитают именно FXR. В первую очередь из-за жесткой рамы и выверенной геометрии шасси. А потому «Эф-Икс-Эры» – в основном сурово кастомизированные – нередко можно увидеть на стант-шоу и уличных тусовках.
А еще на базе FXR строят впечатляющие кастомы, и, пожалуй, самый знаменитый из них – знаменитый мотоцикл главного героя культового фильма «Харлей-Дэвидсон и ковбой Мальборо»… Так что, можно сказать, силами многочисленных энтузиастов проект самого ездового мотоцикла Harley-Davidson получил вторую жизнь.
Прежде чем перейти к рассказу о самом Super Glide II, небольшой исторический background, без которого картина получится не полной. Итак, FXR дебютировал в 1982 году – всего год после того, как фирма обрела независимость от корпорации AMF. За годы «ига» American Machine and Foundry репутация компании Harley-Davidson была основательно подпорчена – в частности производством нескольких сырых и недоработанных моделей, отбросивших тень на всю продукцию марки. Да и финансовые показатели «американского мотопроизводителя №1» оставляли желать лучшего: у фирмы были немалые долги, доставшиеся новым владельцам «по наследству»…
Выпуск FXR Super Glide II стал первым глотком свежего воздуха, которого так не хватало компании в последние годы эпохи AMF и который олицетворял устремление Harley-Davidson в будущее. Модель FXR была не просто «еще одним хорошим «Харли», а хорошим мотоциклом в широком смысле слова «мотоцикл» — без лишнего груза традиций и «легендарной легендарности». Именно с такими мыслями команда взялась за разработку FXR Super Glide II.
«С самого начала в компании относились к FXR как к «инженерскому» мотоциклу, – вспоминает Боб Лирой, кто работал над дизайном модели. – У FXR были высоко расположенные подножки и высокое сиденье, что позволило увеличить максимальный угол наклона аппарата. А еще двигатель новинки обладал нехарактерно низким для продукта Harley-Davidson уровнем вибраций. На этом аппарате можно было отлично «зажечь», а не просто степенно прокатиться в круизном стиле».
Мотоцикл был построен вокруг 80-дюймового (1338 куб. см) двигателя Shovelhead последнего поколения, состыкованного с 5-ступенчатой трансмиссией. Привод на заднее колесо – цепью. Всего за пару лет до дебюта FXR этот мотор был представлен на новом турере Harley-Davidson FLT Tour Glide. Собственно, именно на платформе Tour Glide и должен был быть создан FXR – динамичный родстер, способный конкурировать с японскими «дорожниками».
Однако вскоре команда разработчиков (в которой, между прочим, трудился молодой и талантливый инженер Эрик Бюэлл) осознала, что рама Tour Glide не отвечает их требованиям, а потому на её базе была создана совершенно иная структура, но с тем же креплением двигателя на трёх сайлентблоках. Форма рамы заметно отличалась от рамы предыдущей модели, FXE Super Glide: она была более треугольной (если смотреть на каркас сбоку), выполнена из толстых труб сечения разной формы и имела усиленный узел рулевой колонки.
Изменилась и технология её изготовления: «Вместо тяжелых отливок в раме FXR было много штампованных элементов, соединенных в единый скелет, – рассказывает Лирой. – Причем, производство этого мотоцикла стартовало до начала эры массового использования промышленных сварных роботов, поэтому вся работа выполнялась вручную. Это было дорого и сложно, но результат стоил того». В итоге получилась самая жесткая рама среди всех big twin’ов Harley-Davidson.
Платформа FXR была официально представлена в 1982 году и состояла из двух моделей: FXR Super Glide II со спицевыми колесами и FXRS с двухцветной окраской и литыми колесными дисками.
Оба аппарата получили 14-литровый топливный бак от Fat Bob с крупной панелью, возвышавшейся над заливной горловиной и в которую был вмонтирован датчик уровня топлива. Пухлое сиденье откидывалось в сторону, открывая доступ к аккумуляторной батарее и маслобаку.
Мотоцикл был оснащен тремя дисковыми тормозами, а колеса – «обуты» в «липкие» шины Dunlop K181. FXR также получил новые главные тормозные цилиндры, сделавшие тормозную систему эффективнее.
У FXR была вилка Showa с перьями диаметром 35 мм. Задняя подвеска – традиционная маятниковая, с двумя довольно жесткими амортизаторами. Однако нижние точки крепления амортизаторов были смещены к концу маятника, тогда как на других моделях серии FX точка крепления была почти посередине него.
Несмотря на нескромную колесную базу, составлявшую 1643 мм, и довольно большой угол наклона вилки в 31 градус, мотоцикл обладал хорошей маневренностью, дополненной приятной стабильностью поведения почти на любой скорости. Причина была низком центре тяжести, высокой жесткости рамы и сравнительно небольшой массе модели (265 кг). В восьмидесятых годах 20 века FXR Super Glide II был самым «дерзким» мотоциклом марки Harley-Davidson, азартным в скоростных поворотах и стремительным на прямых.
«FXR казался компактнее, чем остальные big twin’ы Harley-Davidson, и по ощущениям от езды был похож на большие японские мотоциклы того времени, — вспоминает владелец одного из первых FXR Super Glide II. – Эргономика модели идеально подходила невысоким райдерам, вроде меня, а на ходу аппарат был очень послушным. Когда моя жена решила пересесть со Sportster на что-то побольше, FXR был единственным разумным выбором из всех крупнокубатурных «Харли».
В последующие годы на базе FXR было создано несколько модификаций, в том числе: «спорт-турер по-американски» — FXRT Sport Glide, полицейская версия мотоцикла, модели FXRS Low Glide, FXRC Low Glide Custom, редкий FXRDG Disc Glide и пр. В 1984 году компания Harley-Davidson представила новый двигатель Evolution, который стали устанавливать на FXR. Цепной привод заменили ременной передачей. Эволюция FXR продолжалась вплоть до начала девяностых годов.
Как ни печально, мотоцикл погубили его же достоинства. Многие клиенты Harley-Davidson приняли серию FXR весьма прохладно, поскольку эти аппараты были особенными и во многом отличались от всего того, что производитель выпускал до этого. Собственно, сама концепция FXR шла вразрез с теми ценностями, которые были базовыми и, если угодно, основополагающими для любителей продукции «Харли». Созданный в первую очередь инженерами, а не дизайнерами, FXR был больше ездовым мотоциклом и не отличался особым изяществом форм.
«В конце 80-х годов компания осознала, что FXR – это не то, что хотел рынок. Возможно, мотоцикл ощущался как слишком японский… Именно поэтому мы приступили в разработке семейства Dyna», — заканчивает рассказ Боб Лирой. И в 1995 году линейку FXR сняли с производства, так как спрос на мотоциклы этой серии не оправдал ожиданий руководства концерна.
Впрочем, судьба серии FXR не так уж печальна. Хотя эти аппараты давно не выпускаются, многие стантрайдеры, выступающие на мотоциклах Harley-Davidson, предпочитают именно FXR. В первую очередь из-за жесткой рамы и выверенной геометрии шасси. А потому «Эф-Икс-Эры» – в основном сурово кастомизированные – нередко можно увидеть на стант-шоу и уличных тусовках.
А еще на базе FXR строят впечатляющие кастомы, и, пожалуй, самый знаменитый из них – знаменитый мотоцикл главного героя культового фильма «Харлей-Дэвидсон и ковбой Мальборо»… Так что, можно сказать, силами многочисленных энтузиастов проект самого ездового мотоцикла Harley-Davidson получил вторую жизнь.
- Harley_Hero
- Harley Hero
- 6 ноября 2016 в 15:32
- 5
- +53
- Harley_Hero
- 6 ноября 2016 в 21:32
- ↑
- ↓
Спасибо!!! Я рад, что материал понравился!
Пока искал данные по FXR нашёл ещё несколько интересных тем;)
Так что to be continued
Пока искал данные по FXR нашёл ещё несколько интересных тем;)
Так что to be continued
- Harley_Hero
- 6 ноября 2016 в 21:35
- ↑
- ↓
Это точно! Поиск картинок в «Гугл» по запросу «FXR» выдает просто тонны фотографий кастомизированных мотоциклов… и почти ни одной, где был бы заводской вариант модели
- Harley_Hero
- 7 ноября 2016 в 10:51
- ↑
- ↓
Хороший вопрос! Есть подозрение, что я неправильно перевел словосочетание «elastomer tri-mounts»
Поискал точки крепления мотора FXR на микрофишах — нашел только одну «резинку». На под номером 25
Поискал точки крепления мотора FXR на микрофишах — нашел только одну «резинку». На под номером 25
- Harley_Hero
- 7 ноября 2016 в 13:26
- ↑
- ↓
Да, тут, видимо, речь о всей силовой установке, с немаленькой трансмиссией.
- Moto_rider
- 7 ноября 2016 в 0:32
- ↓
Как всегда, как всегда прочитал с удовольствием. Смакота! Не зря подписался))) хоть я и не сильный фанатан данной марки, но всё жё HD мне симпотизируют. У них есть прошлое, а также будущее. Спс за публикацию.
- Harley_Hero
- 7 ноября 2016 в 11:03
- ↑
- ↓
Пожалуйста! :)
Как человек, любящий историю (в широком смысле слова), особенно ценю, что Harley-Davidson — один из старейших мотопроизводителей на Земле. Любопытно наблюдать, как наследие марки со временем проявляется и в новых моделях )
Как человек, любящий историю (в широком смысле слова), особенно ценю, что Harley-Davidson — один из старейших мотопроизводителей на Земле. Любопытно наблюдать, как наследие марки со временем проявляется и в новых моделях )
- Harley_Hero
- 7 ноября 2016 в 11:05
- ↑
- ↓
Пожалуйста! :)
Dyna Super Glide — достойный наследник FXR! Да и вообще вся серия Dyna в целом — на мой вкус, самые «ездовые» мотоциклы Harley-Davidson именно в этом семействе
Dyna Super Glide — достойный наследник FXR! Да и вообще вся серия Dyna в целом — на мой вкус, самые «ездовые» мотоциклы Harley-Davidson именно в этом семействе
- Harley_Hero
- 7 ноября 2016 в 11:08
- ↑
- ↓
Точно!!!
Вообще, говорят, FXR'ы особенно любили мемберы американских мотобанд, поскольку эти мотоциклы легко поддавались кастомизации, плюс на них можно было удрать от полиции :)
Даже была такая шутка, что когда покупаешь поддержанные FXR, стоит проверить все емкости и полости мотоцикла — а то друг полкило кокаина или припрятанные пистолет ;)
Вообще, говорят, FXR'ы особенно любили мемберы американских мотобанд, поскольку эти мотоциклы легко поддавались кастомизации, плюс на них можно было удрать от полиции :)
Даже была такая шутка, что когда покупаешь поддержанные FXR, стоит проверить все емкости и полости мотоцикла — а то друг полкило кокаина или припрятанные пистолет ;)
- Harley_Hero
- 10 ноября 2016 в 22:32
- ↑
- ↓
Спасибо!
По продаваемости моделей в России так сразу не подскажу — могу только предполагать, ибо статистики у меня такой нет)) Но, мне кажется, что лучше всего из биг твинов должны идти туреры: Road Glide, Road King и Ultra Limited во всех своих модификациях. По крайней мере, в Москве чаще встречаю именно их. А также культовые софтэйлы, вроде Fat Boy.
Вопрос про модель, отражающую харизму брэнда, еще сложнее!!! Потому что тут вряд ли получится уйти от личных симпатий и предпочтений… Если можно, назову несколько моделей — из разных семейств ))
Dyna Wide Glide — классический чоппер и, пожалуй, одна из самых аутентичных современных моделей H-D!
Fat Boy — икона брутальности и просто отлично сбалансированный мотоцикл, который прекрасно чувствует себя и в городе, и в путешествии, да и выглядит внушительно. На этом аппарате можно в полной мере ощутить всю медитативность духа H-D :)
Road Glide Special — на мой вкус, самый красивый серийный бэггер на рынке! За рулем которого хочется жить :)
По продаваемости моделей в России так сразу не подскажу — могу только предполагать, ибо статистики у меня такой нет)) Но, мне кажется, что лучше всего из биг твинов должны идти туреры: Road Glide, Road King и Ultra Limited во всех своих модификациях. По крайней мере, в Москве чаще встречаю именно их. А также культовые софтэйлы, вроде Fat Boy.
Вопрос про модель, отражающую харизму брэнда, еще сложнее!!! Потому что тут вряд ли получится уйти от личных симпатий и предпочтений… Если можно, назову несколько моделей — из разных семейств ))
Dyna Wide Glide — классический чоппер и, пожалуй, одна из самых аутентичных современных моделей H-D!
Fat Boy — икона брутальности и просто отлично сбалансированный мотоцикл, который прекрасно чувствует себя и в городе, и в путешествии, да и выглядит внушительно. На этом аппарате можно в полной мере ощутить всю медитативность духа H-D :)
Road Glide Special — на мой вкус, самый красивый серийный бэггер на рынке! За рулем которого хочется жить :)
- Harley_Hero
- 11 ноября 2016 в 11:10
- ↑
- ↓
Совершенно верно! В моём личном списке предпочтений именно Дайны на первом месте — как наиболее «живые» и «ездовые», на мой вкус, представители марки. Причем, не обязательно карбюраторные! Хотя для настоящего «потато», конечно, нужно искать мотоцикл именно с такой системой питания ;)
- CrowHunter
- 11 февраля 2017 в 23:48
- ↓
Как по мне, так FXR, с эволюшеном -лучший мотоцикл в истории фирмы
Я того же мнения.
Дополню: на FXR'1991 был проехан миллион миль:
bikepost.ru/blog/18402/1-000-000-%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B8.html
Дополню: на FXR'1991 был проехан миллион миль:
bikepost.ru/blog/18402/1-000-000-%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B8.html
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (27)
RSS свернуть / развернуть