Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Harley_Hero → История Harley-Davidson Project Nova, ч. 1.

Одни смеются, а другие бравируют тем, что Harley-Davidson, скажем так, не является технологическим лидером среди мотоциклостроителей. Однако был в истории компании момент, когда она могла не только догнать, но и опередить саму Хонду, которая в 70-80-х была впереди планеты всей по части мотоциклов.

Хочу рассказать вам про малоизвестный проект Nova. Я упоминал о нем, когда писал об истории двигателя Evolution.

Проект Nova разрабатывался, когда H-D находилась под управлением AMF, и представлял собой семейство передовых на тот момент (1976-1981 гг.) «водяных» верхнеклапанных V-образников с 60° углом развала цилиндров, с 2, 4 или 6 цилиндрами объемом 400-500, 800-1000 и 1200-1500 куб. см соответственно, с 2-4 клапанами на цилиндр, с двумя верхними распредвалами и балансирным валом. Все моторы в линейке должны были иметь значительное количество общих деталей (в т.ч. КП и клапанный механизм) для удешевления производства.

V4 проекта Nova




В долгосрочной стратегии развития Harley-Davidson, которую приняли где-то в 1976-м году, проект Nova был нацелен на ту часть мотоциклистов, которой хотелось производительности, мощности, современных технологий и формфакторов — того, что предлагали японские компании на американском рынке. А для традиционалистской аудитории готовили классический Big Twin — Evolution. Руководство хотело видеть Harley-Davidson как компанию, способную в будущем создавать как классические «трушные» мотоциклы, так и передовую технику, которую можно будет также продавать и на зарубежных рынках.

Однако ресурсов команды инженеров H-D не хватало на оба проекта — Nova и Evolution. Поэтому разработку линейки моторов Nova решили отдать на аутсорс. Так в 1977-м году началось сотрудничество Harley-Davidson и… Porsche. Немцев выбрали по итогам тендера, в котором участвовало несколько компаний.

Porsche конструировали моторы и 5-ступенчатую трансмиссию, а инженеры H-D — мотоциклы вокруг них. Тестирование новых моделей проходило в Милуоки.

Выпуск новой линейки мотоциклов был намечен на 1981 год (за год до выхода в свет революционного Honda V45 Sabre!). К концу 70-х было готово как минимум 30 двигателей и 12 полностью рабочих мотоциклов для демонстрации. Моторы прошли более 2000 часов тестов, а мотоциклы — порядка 100 000 миль по ДОПам. Во время испытаний никаких критических недоработок ни в двигателях, ни в шасси не обнаружили! Один из прототипов даже подпал под строгие калифорнийские требования по количеству вредных выбросов.

V6 проекта Nova


За эти годы Harley-Davidson потратила порядка 15 млн долларов (около 40 млн по нынешним временам) на разработку и испытания моторов и мотоциклов проекта Nova и вложила еще миллион в оборудование для отливки картеров. Нужно было инвестировать еще немного в станки, чтобы наладить производство новой линейки мотоциклов…

Но тут в AMF случилась смена руководства. Президент компании, энтузиаст мотоциклостроения Родни Готт, при котором H-D прикупил сборочное производство, развивался и был одним из наиболее прибыльных подразделений AMF в 1978-80-м, ушел на пенсию. Вместо него пришел Том Йорк, который резко развернул AMF в индустриальную сторону, вливая в нее деньги, которые приносила «развлекательная» часть бизнеса, в т.ч. Harley-Davidson. Самой же H-D финансирование урезали. И проект Nova пал жертвой этой новой стратегии, потому что был признан рискованным и слишком долгосрочным…

Это стало одной из причин «бунта 13-ти», а именно выкупа Harley-Davidson у AMF Воном Билсом сотоварищи. Однако новые-старые владельцы хоть и очень хотели довести проект Nova до производства, но погрязли в долгах и стояли перед выбором — либо Evolution, либо Nova.

Nova был многообещающим проектом, но окупился бы не раньше, чем лет через 10. Тогда как Evolution начал бы приносить доход практически сразу. Выбор был, к сожалению, очевиден. Хотя Билс и компания еще несколько лет пытались найти инвесторов для Nova среди американских и европейских компаний, но безуспешно.

Вилли Джи. Дэвидсон, внук основателя H-D, бывший в то время главным дизайнером и вице-президентом компании, одним из «банды 13-ти» Вона Билса, участвовавшим в выкупе H-D у AMF, говорил: «Нужно помнить, что в то время мы были «вот по сюда» в долгах после покупки Harley-Davidson у AMF. И у нас не было больше денег, поэтому нам пришлось бросить проект Nova… Это был уникальный проект, но рынок в то время вряд ли принял бы его сразу».

Так Project Nova умер окончательно… Хотя! В середине 2000-х Harley-Davidson попыталась реинкарнировать идею мотора V4 в проекте Overlord. Это должен был быть современный производительный двигатель с 70-градусный углом развала цилиндров. Были даже построены прототипы. Но, к сожалению, очередной финансовый кризис 2007-2008 годов снова помешал H-D стать технологическим лидером среди мотоциклостроителей…

Мотор V4 проекта Overlord



В следующий раз расскажу подробнее собственно о моделях мотоциклов семейства Nova. Их, прототипов, — пять штук. Они хранятся в музее Harley-Davidson в Милуоки.
  • Harley_HeroHarley_Hero
  • Harley Hero
  • 5 мая 2017 в 11:37
  • 1
  • оценка: +39

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+2
Turo
Опять «Порше»…
+1
Harley_Hero
как раз в тот раз не опять — а впервые:)
0
Kagi
Насколько мне известно инициатором разработки двигателя с порше стал Эрик Бьюел, но в последствии Харли взяли на свою собственную проработку этот двиг, оставив Бьюелл с двигателем спортстера. Поговаривают не будь руководство Харли такое категоричное, и дав Эрику продолжить работу над этим двигателем — он был бы на рынке уже в 90х года, а не в 2001.

Не знаю насколько это все правда.
0
Harley_Hero
над каким двигателем? моторы проекта Nova были готовы к 1981-му году.
+3
RedNovember
Равнодушен к мотоциклам Harley-Davidson, но история у компании самая интересная)
+6
Boggi
Только потому, что вам её рассказали. Поверьте, история той же Хонды, в лице человека начинавшего в мастерской с ремонтов древнючих мопедов и построившего в итоге одну из самых прогрессивных авто-мото компаний мира не менее интересна и наполнена событиями. От выпуска Honda Cub до работы над Валькирией и VTX.

Если нужна история чудесного спасения, то есть история Триумфа, когда загнувшуюся компанию (а по сути одно название «шильдик») выкупил в частном порядке Джон Блур и вложил в возрождения производства и разработок чуть ли не всё что у него было.

И т.д. Просто у американцев принято всегда всё подавать в «красивом» свете. Будь то история ХД или Индиан и создавать вокруг этого «свою атмосферу». Может когда-то найдутся люди которые расскажут нам про остальные мотокомпании.
+4
Harley_Hero
ну вот ты определенно фанат Хонды — почему не расскажешь ее историю людям?:)
+1
RedNovember
Так с удовольствием бы почитал, но нечего.
0
PalAndreich
очепятку исправить надо бы. там наверное не 10 литровый был
0
Harley_Hero
да, конечно:)
0
FreeRider637
Не птянули борьбу с япами за технологичность, осели на свой рельс, но впаривают этот рельс как нано.
+2
SNOODY
Вот У V-Roda откуда ноги то растут. Опередили свое время.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Harley_Hero, История Harley-Davidson Project Nova, ч. 1.