Блог им. Harley_Hero → История Harley-Davidson Project Nova, ч. 1.
Одни смеются, а другие бравируют тем, что Harley-Davidson, скажем так, не является технологическим лидером среди мотоциклостроителей. Однако был в истории компании момент, когда она могла не только догнать, но и опередить саму Хонду, которая в 70-80-х была впереди планеты всей по части мотоциклов.
Хочу рассказать вам про малоизвестный проект Nova. Я упоминал о нем, когда писал об истории двигателя Evolution.
Проект Nova разрабатывался, когда H-D находилась под управлением AMF, и представлял собой семейство передовых на тот момент (1976-1981 гг.) «водяных» верхнеклапанных V-образников с 60° углом развала цилиндров, с 2, 4 или 6 цилиндрами объемом 400-500, 800-1000 и 1200-1500 куб. см соответственно, с 2-4 клапанами на цилиндр, с двумя верхними распредвалами и балансирным валом. Все моторы в линейке должны были иметь значительное количество общих деталей (в т.ч. КП и клапанный механизм) для удешевления производства.
V4 проекта Nova
В долгосрочной стратегии развития Harley-Davidson, которую приняли где-то в 1976-м году, проект Nova был нацелен на ту часть мотоциклистов, которой хотелось производительности, мощности, современных технологий и формфакторов — того, что предлагали японские компании на американском рынке. А для традиционалистской аудитории готовили классический Big Twin — Evolution. Руководство хотело видеть Harley-Davidson как компанию, способную в будущем создавать как классические «трушные» мотоциклы, так и передовую технику, которую можно будет также продавать и на зарубежных рынках.
Однако ресурсов команды инженеров H-D не хватало на оба проекта — Nova и Evolution. Поэтому разработку линейки моторов Nova решили отдать на аутсорс. Так в 1977-м году началось сотрудничество Harley-Davidson и… Porsche. Немцев выбрали по итогам тендера, в котором участвовало несколько компаний.
Porsche конструировали моторы и 5-ступенчатую трансмиссию, а инженеры H-D — мотоциклы вокруг них. Тестирование новых моделей проходило в Милуоки.
Выпуск новой линейки мотоциклов был намечен на 1981 год (за год до выхода в свет революционного Honda V45 Sabre!). К концу 70-х было готово как минимум 30 двигателей и 12 полностью рабочих мотоциклов для демонстрации. Моторы прошли более 2000 часов тестов, а мотоциклы — порядка 100 000 миль по ДОПам. Во время испытаний никаких критических недоработок ни в двигателях, ни в шасси не обнаружили! Один из прототипов даже подпал под строгие калифорнийские требования по количеству вредных выбросов.
V6 проекта Nova
За эти годы Harley-Davidson потратила порядка 15 млн долларов (около 40 млн по нынешним временам) на разработку и испытания моторов и мотоциклов проекта Nova и вложила еще миллион в оборудование для отливки картеров. Нужно было инвестировать еще немного в станки, чтобы наладить производство новой линейки мотоциклов…
Но тут в AMF случилась смена руководства. Президент компании, энтузиаст мотоциклостроения Родни Готт, при котором H-D прикупил сборочное производство, развивался и был одним из наиболее прибыльных подразделений AMF в 1978-80-м, ушел на пенсию. Вместо него пришел Том Йорк, который резко развернул AMF в индустриальную сторону, вливая в нее деньги, которые приносила «развлекательная» часть бизнеса, в т.ч. Harley-Davidson. Самой же H-D финансирование урезали. И проект Nova пал жертвой этой новой стратегии, потому что был признан рискованным и слишком долгосрочным…
Это стало одной из причин «бунта 13-ти», а именно выкупа Harley-Davidson у AMF Воном Билсом сотоварищи. Однако новые-старые владельцы хоть и очень хотели довести проект Nova до производства, но погрязли в долгах и стояли перед выбором — либо Evolution, либо Nova.
Nova был многообещающим проектом, но окупился бы не раньше, чем лет через 10. Тогда как Evolution начал бы приносить доход практически сразу. Выбор был, к сожалению, очевиден. Хотя Билс и компания еще несколько лет пытались найти инвесторов для Nova среди американских и европейских компаний, но безуспешно.
Вилли Джи. Дэвидсон, внук основателя H-D, бывший в то время главным дизайнером и вице-президентом компании, одним из «банды 13-ти» Вона Билса, участвовавшим в выкупе H-D у AMF, говорил: «Нужно помнить, что в то время мы были «вот по сюда» в долгах после покупки Harley-Davidson у AMF. И у нас не было больше денег, поэтому нам пришлось бросить проект Nova… Это был уникальный проект, но рынок в то время вряд ли принял бы его сразу».
Так Project Nova умер окончательно… Хотя! В середине 2000-х Harley-Davidson попыталась реинкарнировать идею мотора V4 в проекте Overlord. Это должен был быть современный производительный двигатель с 70-градусный углом развала цилиндров. Были даже построены прототипы. Но, к сожалению, очередной финансовый кризис 2007-2008 годов снова помешал H-D стать технологическим лидером среди мотоциклостроителей…
Мотор V4 проекта Overlord
В следующий раз расскажу подробнее собственно о моделях мотоциклов семейства Nova. Их, прототипов, — пять штук. Они хранятся в музее Harley-Davidson в Милуоки.
Хочу рассказать вам про малоизвестный проект Nova. Я упоминал о нем, когда писал об истории двигателя Evolution.
Проект Nova разрабатывался, когда H-D находилась под управлением AMF, и представлял собой семейство передовых на тот момент (1976-1981 гг.) «водяных» верхнеклапанных V-образников с 60° углом развала цилиндров, с 2, 4 или 6 цилиндрами объемом 400-500, 800-1000 и 1200-1500 куб. см соответственно, с 2-4 клапанами на цилиндр, с двумя верхними распредвалами и балансирным валом. Все моторы в линейке должны были иметь значительное количество общих деталей (в т.ч. КП и клапанный механизм) для удешевления производства.
V4 проекта Nova
В долгосрочной стратегии развития Harley-Davidson, которую приняли где-то в 1976-м году, проект Nova был нацелен на ту часть мотоциклистов, которой хотелось производительности, мощности, современных технологий и формфакторов — того, что предлагали японские компании на американском рынке. А для традиционалистской аудитории готовили классический Big Twin — Evolution. Руководство хотело видеть Harley-Davidson как компанию, способную в будущем создавать как классические «трушные» мотоциклы, так и передовую технику, которую можно будет также продавать и на зарубежных рынках.
Однако ресурсов команды инженеров H-D не хватало на оба проекта — Nova и Evolution. Поэтому разработку линейки моторов Nova решили отдать на аутсорс. Так в 1977-м году началось сотрудничество Harley-Davidson и… Porsche. Немцев выбрали по итогам тендера, в котором участвовало несколько компаний.
Porsche конструировали моторы и 5-ступенчатую трансмиссию, а инженеры H-D — мотоциклы вокруг них. Тестирование новых моделей проходило в Милуоки.
Выпуск новой линейки мотоциклов был намечен на 1981 год (за год до выхода в свет революционного Honda V45 Sabre!). К концу 70-х было готово как минимум 30 двигателей и 12 полностью рабочих мотоциклов для демонстрации. Моторы прошли более 2000 часов тестов, а мотоциклы — порядка 100 000 миль по ДОПам. Во время испытаний никаких критических недоработок ни в двигателях, ни в шасси не обнаружили! Один из прототипов даже подпал под строгие калифорнийские требования по количеству вредных выбросов.
V6 проекта Nova
За эти годы Harley-Davidson потратила порядка 15 млн долларов (около 40 млн по нынешним временам) на разработку и испытания моторов и мотоциклов проекта Nova и вложила еще миллион в оборудование для отливки картеров. Нужно было инвестировать еще немного в станки, чтобы наладить производство новой линейки мотоциклов…
Но тут в AMF случилась смена руководства. Президент компании, энтузиаст мотоциклостроения Родни Готт, при котором H-D прикупил сборочное производство, развивался и был одним из наиболее прибыльных подразделений AMF в 1978-80-м, ушел на пенсию. Вместо него пришел Том Йорк, который резко развернул AMF в индустриальную сторону, вливая в нее деньги, которые приносила «развлекательная» часть бизнеса, в т.ч. Harley-Davidson. Самой же H-D финансирование урезали. И проект Nova пал жертвой этой новой стратегии, потому что был признан рискованным и слишком долгосрочным…
Это стало одной из причин «бунта 13-ти», а именно выкупа Harley-Davidson у AMF Воном Билсом сотоварищи. Однако новые-старые владельцы хоть и очень хотели довести проект Nova до производства, но погрязли в долгах и стояли перед выбором — либо Evolution, либо Nova.
Nova был многообещающим проектом, но окупился бы не раньше, чем лет через 10. Тогда как Evolution начал бы приносить доход практически сразу. Выбор был, к сожалению, очевиден. Хотя Билс и компания еще несколько лет пытались найти инвесторов для Nova среди американских и европейских компаний, но безуспешно.
Вилли Джи. Дэвидсон, внук основателя H-D, бывший в то время главным дизайнером и вице-президентом компании, одним из «банды 13-ти» Вона Билса, участвовавшим в выкупе H-D у AMF, говорил: «Нужно помнить, что в то время мы были «вот по сюда» в долгах после покупки Harley-Davidson у AMF. И у нас не было больше денег, поэтому нам пришлось бросить проект Nova… Это был уникальный проект, но рынок в то время вряд ли принял бы его сразу».
Так Project Nova умер окончательно… Хотя! В середине 2000-х Harley-Davidson попыталась реинкарнировать идею мотора V4 в проекте Overlord. Это должен был быть современный производительный двигатель с 70-градусный углом развала цилиндров. Были даже построены прототипы. Но, к сожалению, очередной финансовый кризис 2007-2008 годов снова помешал H-D стать технологическим лидером среди мотоциклостроителей…
Мотор V4 проекта Overlord
В следующий раз расскажу подробнее собственно о моделях мотоциклов семейства Nova. Их, прототипов, — пять штук. Они хранятся в музее Harley-Davidson в Милуоки.
- Harley_Hero
- Harley Hero
- 5 мая 2017 в 11:37
- 1
- +39
Насколько мне известно инициатором разработки двигателя с порше стал Эрик Бьюел, но в последствии Харли взяли на свою собственную проработку этот двиг, оставив Бьюелл с двигателем спортстера. Поговаривают не будь руководство Харли такое категоричное, и дав Эрику продолжить работу над этим двигателем — он был бы на рынке уже в 90х года, а не в 2001.
Не знаю насколько это все правда.
Не знаю насколько это все правда.
- Harley_Hero
- 5 мая 2017 в 21:43
- ↑
- ↓
над каким двигателем? моторы проекта Nova были готовы к 1981-му году.
- RedNovember
- 5 мая 2017 в 13:39
- ↓
Равнодушен к мотоциклам Harley-Davidson, но история у компании самая интересная)
Только потому, что вам её рассказали. Поверьте, история той же Хонды, в лице человека начинавшего в мастерской с ремонтов древнючих мопедов и построившего в итоге одну из самых прогрессивных авто-мото компаний мира не менее интересна и наполнена событиями. От выпуска Honda Cub до работы над Валькирией и VTX.
Если нужна история чудесного спасения, то есть история Триумфа, когда загнувшуюся компанию (а по сути одно название «шильдик») выкупил в частном порядке Джон Блур и вложил в возрождения производства и разработок чуть ли не всё что у него было.
И т.д. Просто у американцев принято всегда всё подавать в «красивом» свете. Будь то история ХД или Индиан и создавать вокруг этого «свою атмосферу». Может когда-то найдутся люди которые расскажут нам про остальные мотокомпании.
Если нужна история чудесного спасения, то есть история Триумфа, когда загнувшуюся компанию (а по сути одно название «шильдик») выкупил в частном порядке Джон Блур и вложил в возрождения производства и разработок чуть ли не всё что у него было.
И т.д. Просто у американцев принято всегда всё подавать в «красивом» свете. Будь то история ХД или Индиан и создавать вокруг этого «свою атмосферу». Может когда-то найдутся люди которые расскажут нам про остальные мотокомпании.
- Harley_Hero
- 5 мая 2017 в 21:45
- ↑
- ↓
ну вот ты определенно фанат Хонды — почему не расскажешь ее историю людям?:)
- FreeRider637
- 5 мая 2017 в 16:47
- ↓
Не птянули борьбу с япами за технологичность, осели на свой рельс, но впаривают этот рельс как нано.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть