Блог им. Topepo → Электронный апгрейд приборной панели, или как затащить динозавра в 21 век
Здравия желаю!
Лично мне всегда трудно придумать, с чего начать новый пост, а сейчас что-то голова совсем не варит, поэтому буду как всем известный старый солдат не знающий слов любви.
Как уже давно доказано умнейшими из ученых – нельзя и дня прожить не думая о том, чтобы такого улучшить в любимом мотоцикле. Не является исключением Ваш покорный слуга. У меня мотоцикл старый, вернее пожилой ) Аж 1999 года выпуска и очень расстраивается от того, что у его молодых коллег есть всякие умные электронный прибамбасы, а у него из электроники – лишь одометр и часы. Но наши руки не для скуки, а в голову мы не только едим – поэтому будем прикручивать на мотоцикл супер-пупер навороченный бортовой компьютер с указателем включенной передачи. Все кому интересно как это было и что из этого получилось, прошу нажать кнопку «Читать далее»
Итак, что мы имеем:
1.Будущая жертва нечеловеческих экспериментов – Yamaha TDM 850-2 4TX4 1999 г.в.
2.Приборная панель улучшенного образца – эта та, у которой вместо температурного датчика указатель уровня топлива в баке.
3.Желание впихнуть неописуемое и объять необъятное.
Так как «я не волшебник, а «еще только учусь», одного желания реализовать задуманное мало. Но судьба свела меня с одним замечательным немцем, которого зовут Кристиан, который реализовывал нечто похожее на своем мотоцикле. После долгой переписки, кучи мыслей и предложений, он изготовил для меня маленький приборчик, который превращает моего ТыгыДыМского коня в… В того же самого коня, но с бортовым компьютером вместо указателя топлива.
Итак, общий вид изделия:
Фото прибора
Как я уже сказал, сие чудо устанавливается вместо указателя уровня топлива, как явно не самого важного прибора на панели)
Для его установки потребуется снять панель приборов с мотоцикла и разобрать ее.
Далее демонтируется указатель топлива со всеми потрохами:
Ритуальной иудейской бормашинкой удаляется мешающий тоннель для лампы сигнализации малого уровня бензина и делается технологическая выборка для прокладки сигнальных проводов.
Теперь чудо машинке нужно дать доступ в святая-святых – в примитивный разум моего мотоцикла. Информация берется с контакта указателя топлива, контакта датчика скорости на переднем колесе, контакта тахометра, кнопок «Select» и «Reset» для управления прибором и навигации по его меню, ну и с плюса лампы указания включения «N»:
Заодно поставил вместо ламп подсветки самые яркие светодиоды, что смог найти в ближайшем автомаге, а то приборку даже ночью видно было плохо (лампы были с налётом, да и сам пластик приборки уже не такой прозрачный как раньше). Так как светодиоды чувствительны к полярности подключения, в отличие от ламп накаливания, есть маленькая хитрость. Найти где плюс, где минус на контактах приборки, и заранее проверить полярность светодиода до установки на панель – ну и разместить их должным образом. Экономит кучу времени на сборку-разборку панели в случае ошибки.
Собираем все вместе, не забываем вывести датчик температуры окружающей среды и провод для подключения датчика температуры масла/охлаждающей жидкости.
Ну и скрестив пальцы и прикинув в уме, сколько может стоит новая приборка, поворачиваем ключ зажигания…… Выдыхаем )
Теперь по функциональным возможностям:
1.Отображение уровня топлива – остаток в литрах и на шкале
2.Отображение температуры окружающей среды – выносной термодатчик
3.Отображение температуры масла/охлаждающей жидкости – выносной датчик.
4.Отображение включенной передачи – данные вычисляются на основании сведений с датчиков скорости и оборотов двигателя, поэтому включенная передача отображается только в движении. Но работает четко, бываю иногда небольшие задержки отображения (не более 1 сек.). Также по непроверенной мной еще информации, на коробках ТДМ 4ТХ4 есть неиспользованные датчики включения конкретной передачи – если взять информацию с них, то передача будет отображаться всегда и на 100% точно, даже стоя на месте. Если у кого-нибудь есть информация о том, где эти датчики расположены и передается ли с них куда-нибудь информация ( в первую очередь интересует жгуты, контакты) – буду крайне признателен.
5.Напряжение бортовой сети.
6.При подключении приемника GPS – направление движения, компас, пробег, перепады высот и прочая лабуда.
7.Режим фиксации максимальной скорости и оборотов.
8.«Блинкер» переключения на повышенную передачу.
9.Указатель моментального и прогнозируемого расхода топлива – информация берётся с топливного насоса и вычисляется путем считывания тактов его срабатывания.
10.Расстояние, которое можно будет преодолеть на оставшемся топливе.
11.Время разгона до 100 км/ч и до любой другой скорости.
12.Режим «Дрэгрейсинг» — счетчик времени реакции на команду «Старт», время проезда 400 метров, максимально достигнутая скорость.
13.Счетчик времени круга.
14.Умный одометр.
15.Электронный тахометр в виде графика, с отображением пика мощности и/или крутящего момента.
Отображение информации осуществляется с помощью предустановленных режимов – экранов. Таких экранов в приборе аж 33,
но я пользуюсь одним – вот таким:
Слева: шкала остатка топлива, точный остаток в литрах. Справа: шкала температуры двигателя, точно значение в градусах.
По центру: крупный шрифт — текущая передача, снизу — температура окружающей среды.
Сам экран взять от старого телефона фирмы Гнусмус – он монохромный с синей подсветкой, что делает его отлично читаемым в любую погоду и освещенность. Также его можно инвертировать.
Впечатления от эксплуатации прибора:
1.Реально удобно отслеживать остаток топлива в баке – бак у меня 20 литров, приехал на заправку, когда прибор показывал остаток 2 литра, заказал 17 литров и вошло все, при этом ещё влезло бы не более полулитра – очень точно показывает. Лампочку сигнализатор малого уровня можно запрограммировать на любое количество, которое мне комфортно.
2.Индикатор включённой передачи –тоже полезная штука, особенно на некоторых поворотах, когда не можешь решить, на какой передаче его пройти и какая сейчас включена.
3.Указатель температуры двигателя – штука тем более полезная, позволяет следить за перегревами движка. В настоящее время у меня не подключена, и здесь я бы попросил Вашего совета.
Датчик температуры – самый простой, типа такого.
Показывает температуру от +30 до +150 градусов. Вопрос в том, куда его лучше ставить. Я пока прицелился на 3 возможных места установки:
1.Вместо пробки для слива масла из маслобака (т.н. «верхняя») – тогда показывать он будет температуру масла.
2.Используя такую муфту врезаться в шланг подачи охлаждающей жидкости в радиатор – будет температура охлаждайки:
3.По принципу старых моделей с указателем температуры, установить датчик в корпус термостата – просверлить отверстие, нарезать резьбу и установить датчик.
Выбрать пока не могу. Как думаете, какой вариант лучше или предпочтительнее, а также даст более точные и полезные показания температуры?
Всем спасибо, кто дочитал дот конца. Всегда рад конструктивной критике и диалогу.
P.S. Сильно переживаю из-за постоянно появляющихся "-1"… и это при том, что реально гибнет гораздо больше людей. Чьих-то родителей, чьих-то детей… А также друзей, мужей, жен… Да и просто людей. Берегите себя. Да, жизнь одна, но не надо приближать ее конец.
- Topepo
- Олег
- 25 мая 2016 в 12:43
- 18
- +77
здесь был ататат
- andrew2002
- 25 мая 2016 в 14:26
- ↑
- ↓
2. очень даже нужно, хоть и не все сразу. Когда нету, то вроде и не надо. Но когда есть, уже отказываться не хочется. Тот же датчик топлива (если точный, особенно с остаточным пробегом) и термометр вполне полезны в туризме. Трековые функции, соответственно, на треке. Не секундомер же приматывать к рулю. Для простенького городского использования, конечно, не так востребовано.
здесь был ататат
- andrew2002
- 25 мая 2016 в 14:39
- ↑
- ↓
Лишние приборы, это если как в самолете;) Приборки современный мотоциклов, да и машин тоже, содержат все нужные данные и нагрузку на мозг если и создают то не критичную, в глаза они не лезут, достаточно глянуть раз в какое-то время.
Я ж не говорю, что без датчиков ну вообще нельзя ездить. Можно и без них и без много другого. Без подвески, например. Когда-то так и делали, в принципе. Просто с подвеской оно лучше получается, как и с приборами хорошими.
Ломаться нечему это плохой аргумент. Как раз та техника, в которой «нечему ломаться» сыпется намного сильнее в силу своего возраста или конкретной экономии на производстве.
Хорошая подвеска, тормоза, АБС и прочие системы, хороший головной свет, хорошая резина и куча других вещей являются совершенно не обязательными на мотоцикле и ездили всю жизнь без них. Но покатавшисть немного с этим, резко меняешь мнение т.к. вещи реально полезные.
Я ж не говорю, что без датчиков ну вообще нельзя ездить. Можно и без них и без много другого. Без подвески, например. Когда-то так и делали, в принципе. Просто с подвеской оно лучше получается, как и с приборами хорошими.
Ломаться нечему это плохой аргумент. Как раз та техника, в которой «нечему ломаться» сыпется намного сильнее в силу своего возраста или конкретной экономии на производстве.
Хорошая подвеска, тормоза, АБС и прочие системы, хороший головной свет, хорошая резина и куча других вещей являются совершенно не обязательными на мотоцикле и ездили всю жизнь без них. Но покатавшисть немного с этим, резко меняешь мнение т.к. вещи реально полезные.
здесь был ататат
- andrew2002
- 25 мая 2016 в 14:50
- ↑
- ↓
Ну да, а я когда читаю про обсохших, не рассчитавших бенз из-за сломанного или отсутствующего датчика думаю. «что, проще встать ХЗ где и ждать непонятно чего, чем поставить чертов датчик?»
здесь был ататат
- andrew2002
- 25 мая 2016 в 15:06
- ↑
- ↓
А зачем себе искать на задницу лишние приключения нехорошего толка, если решается элементарно? Ну точнее, колхозинг в принципе спорный вопрос, но осуждать производителей, которые всякие полезные датчики ставят ну точно бы не стал.
Один раз не обсох из-за датчика топлива, один раз успел остановиться до того как спустило пробитое переднее колесо на автобане. Один раз не упал из-за АБС. Даже если это будет по одному разу, уже хорошо, что техника послужила на пользу. Да и не держать в голове какую-то не сильно нужную инфу, заменяя собой калькулятор, тоже смысла нет. Мозг и для другого пригодится, того что элементарный калькулятор не сможет сделать.
Один раз не обсох из-за датчика топлива, один раз успел остановиться до того как спустило пробитое переднее колесо на автобане. Один раз не упал из-за АБС. Даже если это будет по одному разу, уже хорошо, что техника послужила на пользу. Да и не держать в голове какую-то не сильно нужную инфу, заменяя собой калькулятор, тоже смысла нет. Мозг и для другого пригодится, того что элементарный калькулятор не сможет сделать.
здесь был ататат
Имхо, конечно, но вольтметр вещица полезная — проблему с недозарядом\перезарядом лучше видеть сразу, а не по неожидано сдохшему аккуму или сгоревшим мозгам.
А еще одно имхо — ставить не цифровой вольтметр, а линейку светодиодов разных цветов. Типа бросил взгляд — увидел зеленвй огонек — едешь дальше спокойно.
ЗЫ: у самого такой стоит, чутак помог уже один раз (клеммы на аккуме вконец окислились)
А еще одно имхо — ставить не цифровой вольтметр, а линейку светодиодов разных цветов. Типа бросил взгляд — увидел зеленвй огонек — едешь дальше спокойно.
ЗЫ: у самого такой стоит, чутак помог уже один раз (клеммы на аккуме вконец окислились)
- 79201798744
- 25 мая 2016 в 19:08
- ↑
- ↓
как машинист электрички подтверждаю перегруженность мозга информацией с приборов!
Однако помирать рано не собираюсь, хоть и годков 32, а голова седая уже((
Однако помирать рано не собираюсь, хоть и годков 32, а голова седая уже((
- andrew2002
- 25 мая 2016 в 14:22
- ↑
- ↓
Делают, просто нет смысла на конкретном моте использовать прям все эти режимы, чтобы не переусложнять приборку. Совмещать какие-то трековые показатели и допустим остаток бензина в литрах или температуру воздуха. Или допустим функции GPS выносить на крошечный монохромный экран.
- EgorEgorich
- 25 мая 2016 в 14:31
- ↓
Работа проделана огромная, зачет. Не хватает экрана давления в шинах, ну и датчик отложенных кирпичей :-)
Есть предложение по поводу датчика температуры. У двигателей есть проблема локального перегрева, которая наступает значительно раньше перегрева ОЖ/масла. Найти самую горячую точку двигателя и установить туда прижимной датчик температуры. Мне кажется что данная информация будет полезнее, чем средняя температура двигателя.
Я сам езжу на TST675, у них есть потенциальная проблема — когда немного уходит охлаждайка возможен локальный перегрев третьего цилиндра с последующим нализыванием аллюминия и клином двигателя, если дать много оборотов.
Я сам езжу на TST675, у них есть потенциальная проблема — когда немного уходит охлаждайка возможен локальный перегрев третьего цилиндра с последующим нализыванием аллюминия и клином двигателя, если дать много оборотов.
Возможно так правильно. В конце концов это слелано именно для того, чтобы исключить перегрев. Но тут другой вопрос всплывает -насколько верить ему. В какой-то момент в этой точке будет высокая температура, но приведет ли это к плохому и через сколько — вопрос.
Именно поэтому я в раздумьях — кто-то говорит, что масло быстрее покажет перегрев, кто-то кивает на то, что везде берут с ОЖ. Мол, инженеры не дураки, на предыдущем же ТДМ датчик стоит именно на магистрали ОЖ, в термостате…
Именно поэтому я в раздумьях — кто-то говорит, что масло быстрее покажет перегрев, кто-то кивает на то, что везде берут с ОЖ. Мол, инженеры не дураки, на предыдущем же ТДМ датчик стоит именно на магистрали ОЖ, в термостате…
Это конструктивно более простые решения, показывающие интегральную температуру двигателя (проще говоря — насколько правильно двигатель термостатирован в среднем). К повреждениям же приводит импульсный перегрев, которого и стоит боятся — он возникнет раньше, чем перегрев всей системы в целом. Но тут важно выбрать правильное место с инженерной точки зрения.
Хотелось бы увидеть больше конструктива, где девайс можно взять или как сделать. Ну хоть что то в этом направлении.
А то без этого тянет просто на хвастовство «намутил девайс, такой только у меня и у Элвиса Престли, смотрите, лайкайте, завидуйте»
как то так…
А штука крутая. Её бы ещё научить калиброваться под родные датчики, тогда ДТОЖ можно никуда не врезать, а штатный использовать.
А то без этого тянет просто на хвастовство «намутил девайс, такой только у меня и у Элвиса Престли, смотрите, лайкайте, завидуйте»
как то так…
А штука крутая. Её бы ещё научить калиброваться под родные датчики, тогда ДТОЖ можно никуда не врезать, а штатный использовать.
Ссылки здесь запрещены. Уже делал доброе дело как-то, говорил где купил — получил банан на 15 суток ;) Так что прошу понять и простить.
По поводу хвастовства… Грешен, всегла приятно когда в твой адрес говорят что-то приятное. Но если не кривить душой, под это попадает любой прибамбас на мотоцикл, да и сам мотоцикл тоже. Зависти я не хочу, это опасное чувство, к сожалению знаю по самому себе. Ни к чему хорошему не приводит.
По поводу калибровки — прибор делалася под конкретный мотоцикл Фазер. Присобачить его на ТДМ стало возможным за счет унификации и лени Ямахи ) а калибровка я думаю не проблема — все в ПО. Оно тут самый важный компонент.
По поводу хвастовства… Грешен, всегла приятно когда в твой адрес говорят что-то приятное. Но если не кривить душой, под это попадает любой прибамбас на мотоцикл, да и сам мотоцикл тоже. Зависти я не хочу, это опасное чувство, к сожалению знаю по самому себе. Ни к чему хорошему не приводит.
По поводу калибровки — прибор делалася под конкретный мотоцикл Фазер. Присобачить его на ТДМ стало возможным за счет унификации и лени Ямахи ) а калибровка я думаю не проблема — все в ПО. Оно тут самый важный компонент.
- EgorEgorich
- 25 мая 2016 в 15:46
- ↑
- ↓
К стати изменение давления в шинах считается в ПО основываясь на датчике АБС. На моем VW Тигуане так и реализовано, Срабатывает надежно при понижении давления на 0,5бар.
- EgorEgorich
- 25 мая 2016 в 18:22
- ↑
- ↓
АБС вещь хорошая не прекращайте прикидывать. Для расчета изменения давления нужен собственно датчик оборотов колеса, эталонное число — скорость: количество оборотов. Датчик оборотов реализуется намного легче чем АБС. Можно сделать универсальный сигнализатор на любой мот — бизнес идея.
Да с датчиком то понятно, у самого Пассат Б6. Там таже система. Колеса накачал, кнопку нажал, параметры зафиксировались. Как давление упало — сигнал.
А вот с АБС сложнее. Пока теоретически весь расклад придумать не могу, а покупать вслепую детали — для меня сейчас очень дорого. А там их много. Помимо блока и датчиков — новые магистрали, новые диски и так далее.
А вот с АБС сложнее. Пока теоретически весь расклад придумать не могу, а покупать вслепую детали — для меня сейчас очень дорого. А там их много. Помимо блока и датчиков — новые магистрали, новые диски и так далее.
- andrew2002
- 25 мая 2016 в 18:55
- ↑
- ↓
Это в машинах так, меряется разница скорости вращения колес. В мотах обычно честные датчики, которые показывают давление и тогда, когда мотоцикл стоит. Хотя, не показывают если просто включить зажигание, калибруются наверное.
- Andrew-6676
- 27 мая 2016 в 1:45
- ↓
Про «неиспользованные датчики включения конкретной передачи» — это датчик нейтрали — он же замыкает на массу отдельный контакт для каждой передачи. В моём 4TX8 это был полноценный датчик с контактами для каждой передачи, а бывает что вывод есть только под нейтраль — под остальные передачи надо насверлить дырок и внедрить контакты самостоятельно.
Про температуру двигателя — есть же лампа перегрева штатная у TDM — она же включается основываясь на каком-то датчике? Разве не в термостате он стоит?
А какой контроллер в приборе используется?
Про температуру двигателя — есть же лампа перегрева штатная у TDM — она же включается основываясь на каком-то датчике? Разве не в термостате он стоит?
А какой контроллер в приборе используется?
Выглядит ок, работа хорошая. Но всё равно непонятно зачем столько всего :)
1. После 1го сезона не обсыхал
2. В упор не понимаю, зачем датчик передачи нужен. Это отвлекаться, смотреть надо :-/ А так и по звуку понятно что и как сейчас с оборотами.
3. Температуру — да, согласен. Хорошо бы.
ps на самом деле у меня на приборке только скорость, 3 лампочки (нейтраль/поворотники/дальний) и одометр с дневным пробегом. Но смотрю на неё только ради дневного (сколько до заправки), нейтраль проконтролировать и поворотники проверить.
1. После 1го сезона не обсыхал
2. В упор не понимаю, зачем датчик передачи нужен. Это отвлекаться, смотреть надо :-/ А так и по звуку понятно что и как сейчас с оборотами.
3. Температуру — да, согласен. Хорошо бы.
ps на самом деле у меня на приборке только скорость, 3 лампочки (нейтраль/поворотники/дальний) и одометр с дневным пробегом. Но смотрю на неё только ради дневного (сколько до заправки), нейтраль проконтролировать и поворотники проверить.
- Andrew-6676
- 27 мая 2016 в 18:25
- ↓
Я бы ещё добавил датчик наклона влево/вправо и угла вилли с сохранением рекорда )
- OlegKipelov
- 9 декабря 2023 в 21:39
- ↑
- ↓
Спустя 7 с лишним лет пишу, но да ладно. Меня тоже интересует связь с автором. Очень интересует такая штуковина для моего TDM. Маякните, пожалуйста, если есть связь с автором поста.
- sailor199316
- 1 декабря 2016 в 18:17
- ↓
А не остался случайно датчик топлива, если есть то за сколько продашь?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (54)
RSS свернуть / развернуть