Yamaha BT1100 Bulldog 2003 → "Умная" аварийка
Дело было
Так что я задумал прикрутить не простую аварийную сигнализацию, а «умную», чтобы при включении поворотников она отключалась и, наоборот, при выключении поворотников — включалась обратно.
UPD. Есть обновление с толкованием схем
Так можно изобразить стандартную схему включения поворотников. В программе моделирования не было трёхпозиционного переключателя, поэтому поворотники изображаются четырёхпозиционным. 555timer имитирует в схеме работу штатное реле поворотов. У Yamaha Bulldog оно двухконтактное, но с ним, как понятно, всё тоже отлично работает.
А так выглядит схема классического подключения аварийки. Включение аварийки происходит кнопкой S2 и подаёт сигнал от реле на оба контура индикаторов поворота. Диоды нужны, чтобы исключить взаимное влияние правых и левых поворотников, если их не будет, то аварийка будет включаться при попытке обозначить поворот.
В электронике я практически ни бум-бум, поэтому сначала попробовал собрать схему на обычном электромеханическом реле. Идея оказалась рабочая, но не идеально. Из-за относительно долгого времени срабатывания реле аварийка отключалась не полностью. Другая сторона успевала включаться на долю секунды, словно подмигивая.
По здравому размышлению решил использовать электронный ключ на полевом транзисторе. Опять же так ещё и компактнее, а на мотоцикле места не особо много. Правда для этого пришлось почитать пару статей, чтобы освежить свои немногочисленный знания, а для надёжности подключить программу для моделирования электросхем. В результате родилась вот такая схема.
Как видно на схеме, блок управления врезается в разрыв штатной проводки к индикаторам поворота. Аварийка так же включается кнопкой S2, а диоды также разграничивают работу правых и левых индикаторов. Полевой транзистор работает в режиме нормально открытого ключа, пока кнопка включения поворотников S1 выключена, он пропускает сигнал и при включении S2 схема работает так же, как и классическая. Но при включении S1 транзистор закрывается, аварийка отключается и остаётся работать только включённые поворотники.
Очень не хотелось связываться с полноценной печатной платой. Элементов в схеме немного поэтому решил монтировать на макетной плате. Транзистор взял из автомобильной серии AUIRF9540N, заявленный как более устойчивый к вибрациям и температурам. Диоды поставил вперемешку 1N5400 и 6A05, но это так получилось. 1N5400 вроде как вполне достаточно, они дешевле и меньше по размеру. Под всё это дело в магазине электромонтажа нашёл пластиковую коробочку. Собственно осталось собрать всё вместе. Вырезаю кусок макетной платы по размеру коробочки, припаиваю компоненты.
Доработать по месту напильником
Правда, провода к транзистору с первого раза все перепутал, но со второго раза получилось как надо. Пайщик из меня тот ещё, так что не буду пугать оловянными соплями, покажу всё с «красивой» стороны.
Для защиты от воды и не только залил плату термоклеем с обеих сторон.
Последняя проверка работоспособности перед установкой
Потрошу жгут от правого пульта, нужные мне провода зелёно-черный и коричнево-черный — собственно поворотники, коричневый — прерывистый сигнал от реле, черный — земля. Собираю на разъёмах таким образом, чтобы если схема даст дуба, то выкинуть её нафиг и соединить провода как было.
На фото как раз показана «восстановленная» проводка. Разъёмы слева — подогрев ручек, в кадр случайно попал.
Подключаем собственно «блок управления»
Синяя изолента +10 к надёжности :-) На самом деле просто временная фиксация, потом перемотал чёрной и совсем по другому.
Ну и кнопка на руле. На Aliexpress нашёл выключатель под это дело в алюминиевом корпусе с лампочкой в кнопке.
Кнопка красивая, но поставить её получилось только относительно далеко от ручки. Дотянуться можно, но хочется ближе. Возможно, потом переделаю.
Вот, собственно, и всё. В заключение, небольшое видео, как это работает.
Буду рад конструктивной критике и замечаниям.
- AltiEl
- Сергей Эл
- 19 мая 2016 в 8:13
- 27
- +69
Ненавижу людей, которые думают, что умней других, и лезут это всем высказать.
1) Я живу в провинции. В глухой провинции. Мне до ближайшего города, где я смогу проехать в междурядье на аварийке — ехать часа 2.
2) Аварийка нужна для:
• сказать «спасибо» на дороге, не кивая головой и не махая рукой. А мотоциклист я очень вежливый, киваю всем пропустившим, и со временем уже голова устаёт;
• в случае остановке на обочине — обозначить, что я не просто так стою, а у меня что-то случилось.
А что касается ездящих на аварийке — меня они тоже напрягают. Но аварийку от этого из автомобилей и некоторых мото не убирают.
1) Я живу в провинции. В глухой провинции. Мне до ближайшего города, где я смогу проехать в междурядье на аварийке — ехать часа 2.
2) Аварийка нужна для:
• сказать «спасибо» на дороге, не кивая головой и не махая рукой. А мотоциклист я очень вежливый, киваю всем пропустившим, и со временем уже голова устаёт;
• в случае остановке на обочине — обозначить, что я не просто так стою, а у меня что-то случилось.
А что касается ездящих на аварийке — меня они тоже напрягают. Но аварийку от этого из автомобилей и некоторых мото не убирают.
- andrew2002
- 19 мая 2016 в 8:49
- ↓
А какие аргументы у противников аварийки? По факту, заводская аварийка это маленькая кнопочка где-то на руле, как она может мешать? Ведь ей можно просто не пользоваться. А если байк для ДОП, то хоть раз в сезон да пригодится. Или нет раз, если обучен хоть какой-то вежливости.
- andrew2002
- 19 мая 2016 в 9:00
- ↑
- ↓
Ну самостоятельная установка чего либо это вопрос отдельный. Я раньше как-то встречал даже обзорщиков, которые 5 минут на говно исходили из-за того, что на спорте установлена аварийка. Но аргументации, почему маленькая кнопочка (которую можно не нажимать) так мешает, я там не слышал, обзор после этого выключал и больше никогда не смотрел этого человека.
Но может я не прав и это таки действительно вредная вещь для каких-то мотоциклов…
Но может я не прав и это таки действительно вредная вещь для каких-то мотоциклов…
- andrew2002
- 19 мая 2016 в 9:14
- ↑
- ↓
А сколько весит кнопка? Тряпочкой мот от пыли протереть — и то больше веса снимешь.
- hrenov_drumm
- 19 мая 2016 в 13:48
- ↑
- ↓
Слышал такую религиозную тему, из разряда суеверий, что нельзя делать аварийку на мотоцикле, иначе обязательно представится случай ей воспользоваться.
Спасибо за схемку и идею. Тоже задумыаался над чем-то подобным, но то руки не доходили, то просто не было желания думать ) я вообще планировал использовать реле с автомобиля, по крайней мере у меня на 2-х принцип работы такой же. Также она м.б. компактне. Но Ваша схема проще в том плане, что не надо ничего искать и выдумывать — сделал платку, напаял и все тип топ. Правда я бы сделал на SMD и просто упаковал бы в термоусадку. Так компактнее выходит. Хотя если спрятать есть куда коробочку — не приходится маяться с этими крохами. Спасибо!
здесь был ататат
не выйдет. за 30-40 секунд, которые будет пилить мот по этому проспекту в пределах кадра, у встречных будет пересвет, а у попутных недосвет.
В общем, если делать постановочное, то снимать все сцены отдельно, потом собирать в ФШ. Но слишком геморно ради такого не сильно вкусного шедевра на выходе. Так что берем фотку по запросу «пробка» из гугла и минут за 5 рисуем красивый след с рефлексами на асфальте и бортах машинок)
В общем, если делать постановочное, то снимать все сцены отдельно, потом собирать в ФШ. Но слишком геморно ради такого не сильно вкусного шедевра на выходе. Так что берем фотку по запросу «пробка» из гугла и минут за 5 рисуем красивый след с рефлексами на асфальте и бортах машинок)
Предлагаю два логичных варианта:
1) Взять фото с пробки, и нарисовать след от мотоцикла. За 30 минут вполне можно управиться.
2) Арендовать пару тысяч машин, заменить в них всех лампочки в задних габаритах и передней оптика на слабейшие 1W лампочки, перегородить движение на трассе, пустить мотоцикл в междурядье, и сфотографировать его на длинной выдержке.
1) Взять фото с пробки, и нарисовать след от мотоцикла. За 30 минут вполне можно управиться.
2) Арендовать пару тысяч машин, заменить в них всех лампочки в задних габаритах и передней оптика на слабейшие 1W лампочки, перегородить движение на трассе, пустить мотоцикл в междурядье, и сфотографировать его на длинной выдержке.
В автах, если пральна путаю, частота мигания «аварийки» выше, чем «поворот». И это явно не спроста сделано.
Сколько по времени длится взгляд в заркало заднего обзора?
Частота мигания «поворот» регламентирована, на ТА-клабе находили и постили эти данные.
А в самопалингах очень часто «поворот» и «аварийка» мигают одинаково.
Сколько по времени длится взгляд в заркало заднего обзора?
Частота мигания «поворот» регламентирована, на ТА-клабе находили и постили эти данные.
А в самопалингах очень часто «поворот» и «аварийка» мигают одинаково.
Честно говоря не слышал о таком, хотя вполне допускаю.Почитай про устройство реле поворота хотя бы для Тазиков.
Суть там проста: чем больше нагрузка (больше протекающий ток), тем меньше время перезаряда времязадающей RC-цепи. А лампочек в режиме «аварийка» в 2 раза больше (а значит и ток в 2 раза больший), чем при «поворот». :-) На Degree лампы в поворотниках по 20w. Значит при «повороте» потребляется 40w, а при «аварийке» уже все 80w. :-)
Как это реализовано вполне понятно. Но это больше похоже на побочный эффект из-за простой схемы. Вот есть ГОСТ Р 51709—2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. В нём относительно обсуждаемой темы сказано следующее
4.3.18 Указатели поворотов и боковые повторители указателей должны быть работоспособны. Частота следования проблесков должна находиться в пределах (90+30) проблесков в минуту или (1,5+0,5) Гц.Других упоминаний о частоте или работе аварийной сигнализации там нет.
4.3.19 Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота и боковых повторителей в проблесковом режиме.
Других упоминаний о частоте или работе аварийной сигнализации там нет.По логике (и моей имхе) должны же как отличиться ТС на «аварийке» и показывающее «поворот», когда другим водителям виден ТОЛЬКО один сигнал «поворота». Иначе они будут считать, что ты показываешь свой маневр. :-) И см. 2-й сверху камент. ;-)
- hrenov_drumm
- 19 мая 2016 в 13:53
- ↑
- ↓
О боги, ну так можно дойти до того, что на левой стороне ТС нужно ставить еще дополнительный повторитель правого поворотника, а на правой — левого. Синего и зеленого цвета, например. А то вдруг водитель, приближаясь слева, не увидит правого поворотника!
Синего и зеленого цвета, например. А то вдруг водитель, приближаясь слева, не увидит правого поворотника!Это если смотреть на задницу впереди идущей авты. А если смотреть на 3-5 машинков вперед в ряду, то высовываясь в междурядье ты видишь только один поворотник. И ХЗ чего тот водило себе надумал. Что бы потом самим не постить на БП типа «Авто-редиска, перед мотом перестроиться решил...»
- hrenov_drumm
- 19 мая 2016 в 14:36
- ↑
- ↓
Извини, ничего не буду комментировать, пойду залечивать раны, всю рожу себе фейспалмами разбил.
Люблю я когда тема начинается «В электронике я практически ни бум-бум...» а потом пошли слова печатная плата-пайка-транзистор-диод-взрывсхема-транзистор-электронный ключ и прочие матюгания...))) а потом все это спаяно, собрано и работает) Вот я реально ни бум-бум))
Попросил своего мастера вывести себе аварийку на кнопку старт-стоп, ибо это самая ненужная кнопка на руле мотоцикла, ИМХО.
Попросил своего мастера вывести себе аварийку на кнопку старт-стоп, ибо это самая ненужная кнопка на руле мотоцикла, ИМХО.
За этим было так интересно наблюдать, столько всплесков эмоций, особенно когда уверен. что уже будет работать, и наоборот, когда уже не веришь, но вдруг все работает :))) Сначала ни бум-бум, а потом: оооо, это же так просто.
Отличная тема почесать мозги, я считаю. Новые нейронные связи тоже заработали, не только аварийка :)))
Отличная тема почесать мозги, я считаю. Новые нейронные связи тоже заработали, не только аварийка :)))
Я имел ввиду не более подробное описание работы схемы(хоть это и клево было бы), а на самой коробочке на моте что то написать) просто кто то после вас будет её разбирать, и нифига не поймет, и даже не поймет можно ли её убрать из схемы, придется все восстанавливать по мануалу, а это долго и тяжело, ну или дорого)
- hrenov_drumm
- 19 мая 2016 в 13:55
- ↑
- ↓
За дальний свет в пробке (да и в потоке, даже днем) надо очень больно бить.
Про аварийку — полностью согласен.
Отдельно доставляют кадры, которые ездят не в пробках, а в движущемся потоке с аварийкой.
Про аварийку — полностью согласен.
Отдельно доставляют кадры, которые ездят не в пробках, а в движущемся потоке с аварийкой.
- hrenov_drumm
- 19 мая 2016 в 16:00
- ↑
- ↓
О господи… обсуждали уже миллион раз. Ослепить до зайчиков не ослепишь (хотя, выглядит неприятно), но форма (точнее, бесформенность) и направление пучка таковы, что за этим ярким пятном невозможно определить что, где и, главное, на каком расстоянии это нечто едет.
Насчет «не та моща» — включи 60Вт лампу в отражателе и смотри на нее при дневном свете. Потом возвращайся, расскажешь, что не та моща.
Насчет «не та моща» — включи 60Вт лампу в отражателе и смотри на нее при дневном свете. Потом возвращайся, расскажешь, что не та моща.
Автору зачёт, уже просто за руки ))
Надо-не надо, личное дело каждого. Принцип «не навреди» соблюдать надо.
Другой вопрос, что в стандарте приоритет за аварийкой.
А вот к вопросу видно аварийку или нет:
Был в мотомагазине Louis, стоит стенд с LED-поворотниками и габаритами/стопами, возле каждого проверочная кнопка. Разница в яркости между моделями ОЧЕНЬ существенная.
Некоторые модели аж «глаза вышибают» ))
Надо-не надо, личное дело каждого. Принцип «не навреди» соблюдать надо.
Другой вопрос, что в стандарте приоритет за аварийкой.
А вот к вопросу видно аварийку или нет:
Был в мотомагазине Louis, стоит стенд с LED-поворотниками и габаритами/стопами, возле каждого проверочная кнопка. Разница в яркости между моделями ОЧЕНЬ существенная.
Некоторые модели аж «глаза вышибают» ))
- hrenov_drumm
- 19 мая 2016 в 16:03
- ↑
- ↓
Ну, на трассе «спасибу» сказать, пару раз мигнув аварийкой — это вполне ок. Так же как показать поворотником, можно ли тебя обогнать или нет.
А вот ездить в пробках с аварийкой — ну вот да, это бред.
А вот ездить в пробках с аварийкой — ну вот да, это бред.
Ситуация, еду на ДРЗ по МКАД в левой полосе, и тут резко бенз кончается и я не успеваю переключиться на резерв на ходу из-за плотности потока… мотик дергается и пытается заглохнуть сильно теряя в скорости, я конечно с поворотником и на обочину в правый ряд. но меня реально чуть не сшибли… В данный момент с аварийкой было бы легче значительно понятнее, что я сломался и видно, что дергаюсь а не шучу :)
И кстати, не дотянул я до заправки ровно 550м, на нее как раз и собирался заехать.
Аварийка нужна, и когда стоишь и когда ломаешься…
И кстати, не дотянул я до заправки ровно 550м, на нее как раз и собирался заехать.
Аварийка нужна, и когда стоишь и когда ломаешься…
- rawmeathunte
- 19 мая 2016 в 21:15
- ↓
Аварийка на моте вещь не то чтобы не полезная, а весьма опасная. Нередко она вводит в заблуждение водителей на перекрестке, которые видят вас, например, справа, думают что вы повернете направо и начинают движение прямо или налево. Лично знаю два таких ДТП.
- EgorEgorich
- 19 мая 2016 в 22:55
- ↓
Этот пост побудил меня к тесту и что выяснилось!
На F800R моем я проверил что если включить аварийку можно показывать повороты удерживая кнопку.
Не факт что буду пользоваться этой функцией, возможно автору только кажется что от этого есть польза. Это надо тесты с адекватными водителями проводить, ведь есть еще и не адекватные.
Сам же хочу заколхозить что в роде джостика на левую ручку под большой палец, что бы включать повороты не перекладывая хват руки. Не знаю еще как получится, но загорелся идеей буду пробовать точно.
На F800R моем я проверил что если включить аварийку можно показывать повороты удерживая кнопку.
Не факт что буду пользоваться этой функцией, возможно автору только кажется что от этого есть польза. Это надо тесты с адекватными водителями проводить, ведь есть еще и не адекватные.
Сам же хочу заколхозить что в роде джостика на левую ручку под большой палец, что бы включать повороты не перекладывая хват руки. Не знаю еще как получится, но загорелся идеей буду пробовать точно.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (73)
RSS свернуть / развернуть