Honling Cruiser 50 2006 → Измеряем температуру масла в двигателе
Поскольку кататься приходится не только при жаркой погоде, но и по крутым горкам, то желание знать здоровье двигателя по температуре его масла, думаю, вполне здравое. А для решения этой задачи приобретаем набор «умелый маньяк».
Конечно, если за двигателем следить, вовремя менять маслице, не насиловать его вторым номером и всячески холить и лелеять, то дополнительные измерения вроде бы и не нужны. Тем не менее режимы езды бывают разные, мож что и от старости отваливается, короче говоря — дополнительная «стрелочка» не помешает.
Что входит в наш набор? Индикатор температуры от ВАЗ-2106, откопанный на местных развалах. Датчик температуры охлаждающей жидкости от ВАЗ-2110, в данном случае немецкого производства. Разъём к датчику, купленный как расходник. Ну и моток провода, чтобы всё это соединить.
Сразу оговорюсь, я не первый, кто это сделал, на скутерных форумах было всё обсосано и обсуждено. Просто показываю, как фишки легли…
Схема подключения стандартна, как на любом автомобиле.
Остаётся это всё как-то расположить.
Первым делом размещаем «стрелочку». На данной модели скутера индикатор прекрасно примащивается симметрично замку зажигания относительно рулевой колонки. Вот фото во время работы с пластиком.
Чтобы не резать дополнительных дыр в стенках бардачка, пришлось туннель лампочки подсветки индикатора зверски оторвать, зато глубина прибора уменьшилась на пяток сантиметров. Вместо лампы накаливания внутрь индикатора был установлен светодиод и закреплён термоклеем. Разъём на проводах индикатора был сохранён для удобства обслуживания.
Вот как это выглядит в собранном состоянии.
Далее устанавливаем температурный датчик на двигатель. Вариантов несколько, но самый оптимальный следующий. С левой стороны двигателя (в нашем случае 139QMB, но для 157-й серии это тоже актуально) есть болт для слива масла. Его резьба полностью аналогична резьбе датчика. При очередной замене масла выкручиваем болт и вкручиваем датчик. Дальнейшую замену масла придётся проводить с правой стороны двигателя через пробку фильтра-сеточки, но это не такая большая потеря.
Придётся обратить внимание на две вещи. Во-первых, болт для слива масла имеет головку на «14», а для датчика нужна головка на «17»! И хотя места для размещения граней вполне достаточно, для ключа или накидной головки места уже нет. Поэтому сразу необходимо запастись трубчатым ключом на «17».
Второе: датчик вместе со своим разъёмом выходит за габариты двигателя, а это чревато их срезанием при закрытии центральной подставки. В моём случае всё обошлось.
Вот в немного увеличенном виде
Провода к датчику были убраны в трубочку от сетевушки, а торец трубочки был залит термоклеем, посему и выглядит немножко непрезентабельно.
Протягиваем и соединяем все провода и радуемся.
Результаты. Во время езды стрелочка находится в центре шкалы, чуть правее цифры «90», что, в принципе, близко к действительности. Изменение режимов движения (скорость, движение в горку, нагрузка) влияет на колебания стрелки, но в небольших пределах. Изменение напряжения сети на показания не влияет, поскольку индикатор у нас компенсационного типа. Ждать абсолютно точных показаний не следует, поскольку это действительно «показометр», индикатор после изготовления тарируется на заводе всего по двум точкам (50 при холодном двигателе и подаче питания и начало красного сектора при 100 градусах), да и информация датчиком снимается комплексная (масло, плюс температура «ноги» от вариатора и тормозов, плюс температура от асфальта), но информации о здоровье двигателя нам более чем достаточно — лишь бы не заходило в красную зону.
… а как применить светодиодную ленту на скутер — смотрим тут.
Конечно, если за двигателем следить, вовремя менять маслице, не насиловать его вторым номером и всячески холить и лелеять, то дополнительные измерения вроде бы и не нужны. Тем не менее режимы езды бывают разные, мож что и от старости отваливается, короче говоря — дополнительная «стрелочка» не помешает.
Что входит в наш набор? Индикатор температуры от ВАЗ-2106, откопанный на местных развалах. Датчик температуры охлаждающей жидкости от ВАЗ-2110, в данном случае немецкого производства. Разъём к датчику, купленный как расходник. Ну и моток провода, чтобы всё это соединить.
Сразу оговорюсь, я не первый, кто это сделал, на скутерных форумах было всё обсосано и обсуждено. Просто показываю, как фишки легли…
Схема подключения стандартна, как на любом автомобиле.
Остаётся это всё как-то расположить.
Первым делом размещаем «стрелочку». На данной модели скутера индикатор прекрасно примащивается симметрично замку зажигания относительно рулевой колонки. Вот фото во время работы с пластиком.
Чтобы не резать дополнительных дыр в стенках бардачка, пришлось туннель лампочки подсветки индикатора зверски оторвать, зато глубина прибора уменьшилась на пяток сантиметров. Вместо лампы накаливания внутрь индикатора был установлен светодиод и закреплён термоклеем. Разъём на проводах индикатора был сохранён для удобства обслуживания.
Вот как это выглядит в собранном состоянии.
Далее устанавливаем температурный датчик на двигатель. Вариантов несколько, но самый оптимальный следующий. С левой стороны двигателя (в нашем случае 139QMB, но для 157-й серии это тоже актуально) есть болт для слива масла. Его резьба полностью аналогична резьбе датчика. При очередной замене масла выкручиваем болт и вкручиваем датчик. Дальнейшую замену масла придётся проводить с правой стороны двигателя через пробку фильтра-сеточки, но это не такая большая потеря.
Придётся обратить внимание на две вещи. Во-первых, болт для слива масла имеет головку на «14», а для датчика нужна головка на «17»! И хотя места для размещения граней вполне достаточно, для ключа или накидной головки места уже нет. Поэтому сразу необходимо запастись трубчатым ключом на «17».
Второе: датчик вместе со своим разъёмом выходит за габариты двигателя, а это чревато их срезанием при закрытии центральной подставки. В моём случае всё обошлось.
Вот в немного увеличенном виде
Провода к датчику были убраны в трубочку от сетевушки, а торец трубочки был залит термоклеем, посему и выглядит немножко непрезентабельно.
Протягиваем и соединяем все провода и радуемся.
Результаты. Во время езды стрелочка находится в центре шкалы, чуть правее цифры «90», что, в принципе, близко к действительности. Изменение режимов движения (скорость, движение в горку, нагрузка) влияет на колебания стрелки, но в небольших пределах. Изменение напряжения сети на показания не влияет, поскольку индикатор у нас компенсационного типа. Ждать абсолютно точных показаний не следует, поскольку это действительно «показометр», индикатор после изготовления тарируется на заводе всего по двум точкам (50 при холодном двигателе и подаче питания и начало красного сектора при 100 градусах), да и информация датчиком снимается комплексная (масло, плюс температура «ноги» от вариатора и тормозов, плюс температура от асфальта), но информации о здоровье двигателя нам более чем достаточно — лишь бы не заходило в красную зону.
… а как применить светодиодную ленту на скутер — смотрим тут.
- rw6hrm
- Андрей
- 10 апреля 2016 в 9:20
- 8
- +20
Оригинально :)
Но, ИМХО, индикатор не вписывается. Можно было сделать на LEDах — благо у кетайцев готовые «линейки» за недорого продаются.
ЗЫ. Сам делаю на микропроцессоре вот по этой схеме (там в PDFах схема и плата)
Но, ИМХО, индикатор не вписывается. Можно было сделать на LEDах — благо у кетайцев готовые «линейки» за недорого продаются.
ЗЫ. Сам делаю на микропроцессоре вот по этой схеме (там в PDFах схема и плата)
Ну постарался расположить стрелочку по феншую, насколько возможно. Тут ещё что сыграло роль — осадки и сырость. Дождиком на прибор лить можно без проблем (ну заржавеет немного), а вот электронику придется заливать чем-нить защитным. Было большое желание и вольтметр взять с «семёрки», но тогда его как раз и некуда ставить.., хотя, если бы вместо замка зажигания,… ;)
там всего один трёхцветный диод (с 4 тонкими проводками — хоть в пульт всавить можно), а плАтка где-то «полтора на два» сантиметра — хоть в термоусадку и на герметик :) (мне-то даже «линейку» поставить особо некуда — «мотоцикл-то — голый!» ©)
А вот для вольтметра кетайские "линейки" подойдут как нельзя лучше — надо только дополнительно пару сопротивлений подобрать.
ЗЫ. А ещё у них есть вот такие ампер-вольтметры
ЗЗЫ. Откалибрую скотойлер, тогда займусь «компутером» на Arduino (nano, с выводом инфы на дисплей от Нокии), куда хотелось бы воткуть часы, термометры воздуха и масла, вольтметр, скотойлер. Если хватит памяти-привязать что-то к обормотам колеса (спидометр, одометр и прочее).
Пока получается размер 5х7х2см (корпус от китайского «налобника»), но, сдаётся мне, «малова-то будет»© — ещё не прислали модуль часов.
Может к концу сезона и ослилю :)
А вот для вольтметра кетайские "линейки" подойдут как нельзя лучше — надо только дополнительно пару сопротивлений подобрать.
ЗЫ. А ещё у них есть вот такие ампер-вольтметры
ЗЗЫ. Откалибрую скотойлер, тогда займусь «компутером» на Arduino (nano, с выводом инфы на дисплей от Нокии), куда хотелось бы воткуть часы, термометры воздуха и масла, вольтметр, скотойлер. Если хватит памяти-привязать что-то к обормотам колеса (спидометр, одометр и прочее).
Пока получается размер 5х7х2см (корпус от китайского «налобника»), но, сдаётся мне, «малова-то будет»© — ещё не прислали модуль часов.
Может к концу сезона и ослилю :)
кстати — идея. Спасибо.
Надо будет подумать, тем более, что и «моточасы» прикрутить там не проблема. Там вообще всё не проблема, если есть навыки программирования среднего уровня всё равно на каком языке — букварей и скетчей (примеров) в нете море. Можно даже тупо собрать разные программы в одну. Входа там тоже есть, как цифровые, так и аналоговые.
Если не заморачиваться на размер (как я), то к ардуино есть всё, что пожелаешь — от «вифи», «блюпупа» и ЖыПыЭса, до внешних SD-карт и ультразвуковых датчиков (можно сделать, что сигналка верещать будет просто при приближениик моту). Хотя, конечно, как сигналка не покатит — относительно большое потребление тока (идеально для мота, когда «ноль»).
ЗЫ. Кетай-спидометр очень хорошо дополняется средним велокомпьютером (с трёхзначным спидометром и проводным датчиком). Ими даже автораллисты пользуются.
Надо будет подумать, тем более, что и «моточасы» прикрутить там не проблема. Там вообще всё не проблема, если есть навыки программирования среднего уровня всё равно на каком языке — букварей и скетчей (примеров) в нете море. Можно даже тупо собрать разные программы в одну. Входа там тоже есть, как цифровые, так и аналоговые.
Если не заморачиваться на размер (как я), то к ардуино есть всё, что пожелаешь — от «вифи», «блюпупа» и ЖыПыЭса, до внешних SD-карт и ультразвуковых датчиков (можно сделать, что сигналка верещать будет просто при приближениик моту). Хотя, конечно, как сигналка не покатит — относительно большое потребление тока (идеально для мота, когда «ноль»).
ЗЫ. Кетай-спидометр очень хорошо дополняется средним велокомпьютером (с трёхзначным спидометром и проводным датчиком). Ими даже автораллисты пользуются.
Если тросовый привод, то можно пойти по простому пути — найти «автоприбориста» со стендом, и он выставит пружину спидометра «как надо». Во всяком случае, будет в приемлемых пределах.
Можно и самому и без стенда, но это долго, нудно и не всегда возможно (по сути — после каждого «проката» отсоединять спидометр).
А если через мотор… Думаю, что импульсный датчик в штатное место, от него два провода на управление ШИМом для моторчика… Только мне, очему-то, кажется, что это не поможет — там наверняка пружина виновата и для подгонки оборотов моторчика под её «характеристики» нужен будет ещё и процессор. Хотя бы простенький Attiny13
Можно и самому и без стенда, но это долго, нудно и не всегда возможно (по сути — после каждого «проката» отсоединять спидометр).
А если через мотор… Думаю, что импульсный датчик в штатное место, от него два провода на управление ШИМом для моторчика… Только мне, очему-то, кажется, что это не поможет — там наверняка пружина виновата и для подгонки оборотов моторчика под её «характеристики» нужен будет ещё и процессор. Хотя бы простенький Attiny13
- chabanitos
- 10 апреля 2016 в 16:59
- ↓
У меня такой был на мопеде. 50-кубовый движок летом греется безбожно а с таким устройством хотя бы было понятно что желательно уже стать и дать ему остыть
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть