Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Honling Cruiser 50 2006 → Измеряем температуру масла в двигателе

Поскольку кататься приходится не только при жаркой погоде, но и по крутым горкам, то желание знать здоровье двигателя по температуре его масла, думаю, вполне здравое. А для решения этой задачи приобретаем набор «умелый маньяк».


Конечно, если за двигателем следить, вовремя менять маслице, не насиловать его вторым номером и всячески холить и лелеять, то дополнительные измерения вроде бы и не нужны. Тем не менее режимы езды бывают разные, мож что и от старости отваливается, короче говоря — дополнительная «стрелочка» не помешает.
Что входит в наш набор? Индикатор температуры от ВАЗ-2106, откопанный на местных развалах. Датчик температуры охлаждающей жидкости от ВАЗ-2110, в данном случае немецкого производства. Разъём к датчику, купленный как расходник. Ну и моток провода, чтобы всё это соединить.
Сразу оговорюсь, я не первый, кто это сделал, на скутерных форумах было всё обсосано и обсуждено. Просто показываю, как фишки легли…
Схема подключения стандартна, как на любом автомобиле.

Остаётся это всё как-то расположить.
Первым делом размещаем «стрелочку». На данной модели скутера индикатор прекрасно примащивается симметрично замку зажигания относительно рулевой колонки. Вот фото во время работы с пластиком.

Чтобы не резать дополнительных дыр в стенках бардачка, пришлось туннель лампочки подсветки индикатора зверски оторвать, зато глубина прибора уменьшилась на пяток сантиметров. Вместо лампы накаливания внутрь индикатора был установлен светодиод и закреплён термоклеем. Разъём на проводах индикатора был сохранён для удобства обслуживания.
Вот как это выглядит в собранном состоянии.


Далее устанавливаем температурный датчик на двигатель. Вариантов несколько, но самый оптимальный следующий. С левой стороны двигателя (в нашем случае 139QMB, но для 157-й серии это тоже актуально) есть болт для слива масла. Его резьба полностью аналогична резьбе датчика. При очередной замене масла выкручиваем болт и вкручиваем датчик. Дальнейшую замену масла придётся проводить с правой стороны двигателя через пробку фильтра-сеточки, но это не такая большая потеря.
Придётся обратить внимание на две вещи. Во-первых, болт для слива масла имеет головку на «14», а для датчика нужна головка на «17»! И хотя места для размещения граней вполне достаточно, для ключа или накидной головки места уже нет. Поэтому сразу необходимо запастись трубчатым ключом на «17».
Второе: датчик вместе со своим разъёмом выходит за габариты двигателя, а это чревато их срезанием при закрытии центральной подставки. В моём случае всё обошлось.


Вот в немного увеличенном виде

Провода к датчику были убраны в трубочку от сетевушки, а торец трубочки был залит термоклеем, посему и выглядит немножко непрезентабельно.
Протягиваем и соединяем все провода и радуемся.

Результаты. Во время езды стрелочка находится в центре шкалы, чуть правее цифры «90», что, в принципе, близко к действительности. Изменение режимов движения (скорость, движение в горку, нагрузка) влияет на колебания стрелки, но в небольших пределах. Изменение напряжения сети на показания не влияет, поскольку индикатор у нас компенсационного типа. Ждать абсолютно точных показаний не следует, поскольку это действительно «показометр», индикатор после изготовления тарируется на заводе всего по двум точкам (50 при холодном двигателе и подаче питания и начало красного сектора при 100 градусах), да и информация датчиком снимается комплексная (масло, плюс температура «ноги» от вариатора и тормозов, плюс температура от асфальта), но информации о здоровье двигателя нам более чем достаточно — лишь бы не заходило в красную зону.

… а как применить светодиодную ленту на скутер — смотрим тут.
  • rw6hrmrw6hrm
  • Андрей
  • 10 апреля 2016 в 9:20
  • 8
  • оценка: +20

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+1
XapoH
  • XapoH
  • 10 апреля 2016 в 9:52
Оригинально :)
Но, ИМХО, индикатор не вписывается. Можно было сделать на LEDах — благо у кетайцев готовые «линейки» за недорого продаются.
ЗЫ. Сам делаю на микропроцессоре вот по этой схеме (там в PDFах схема и плата)
+1
rw6hrm
Ну постарался расположить стрелочку по феншую, насколько возможно. Тут ещё что сыграло роль — осадки и сырость. Дождиком на прибор лить можно без проблем (ну заржавеет немного), а вот электронику придется заливать чем-нить защитным. Было большое желание и вольтметр взять с «семёрки», но тогда его как раз и некуда ставить.., хотя, если бы вместо замка зажигания,… ;)
+3
XapoH
там всего один трёхцветный диод (с 4 тонкими проводками — хоть в пульт всавить можно), а плАтка где-то «полтора на два» сантиметра — хоть в термоусадку и на герметик :) (мне-то даже «линейку» поставить особо некуда — «мотоцикл-то — голый!» ©)
А вот для вольтметра кетайские "линейки" подойдут как нельзя лучше — надо только дополнительно пару сопротивлений подобрать.

ЗЫ. А ещё у них есть вот такие ампер-вольтметры

ЗЗЫ. Откалибрую скотойлер, тогда займусь «компутером» на Arduino (nano, с выводом инфы на дисплей от Нокии), куда хотелось бы воткуть часы, термометры воздуха и масла, вольтметр, скотойлер. Если хватит памяти-привязать что-то к обормотам колеса (спидометр, одометр и прочее).
Пока получается размер 5х7х2см (корпус от китайского «налобника»), но, сдаётся мне, «малова-то будет»© — ещё не прислали модуль часов.
Может к концу сезона и ослилю :)
0
rw6hrm
«Такие» ампер-вольтметры смотрел, не понравился размер и квадратность. Тем более, что установленный вольтметр как раз мотоциклетный, здесь он уже не раз обсуждался, да и размером он вполовину меньше «такого», плюс герметизирован (почему и купил) ;)
+1
Brandasmg
Очень интересно было бы почитать про привязку ардуино к мотоциклу. Сейчас занимаюсь похожим — дополняю китайскую сигнализацию и врущий спидометр. Было бы неплохо сделать напоминания на телефон о замене масла, например. Ну и вообще телеметрию собирать.
+1
XapoH
кстати — идея. Спасибо.
Надо будет подумать, тем более, что и «моточасы» прикрутить там не проблема. Там вообще всё не проблема, если есть навыки программирования среднего уровня всё равно на каком языке — букварей и скетчей (примеров) в нете море. Можно даже тупо собрать разные программы в одну. Входа там тоже есть, как цифровые, так и аналоговые.
Если не заморачиваться на размер (как я), то к ардуино есть всё, что пожелаешь — от «вифи», «блюпупа» и ЖыПыЭса, до внешних SD-карт и ультразвуковых датчиков (можно сделать, что сигналка верещать будет просто при приближениик моту). Хотя, конечно, как сигналка не покатит — относительно большое потребление тока (идеально для мота, когда «ноль»).
ЗЫ. Кетай-спидометр очень хорошо дополняется средним велокомпьютером (с трёхзначным спидометром и проводным датчиком). Ими даже автораллисты пользуются.
0
Brandasmg
Да, тоже думал об этом. Есть ещё идея к стандартному снизу прикрутить мотор с энкодером, но ясного видения реализации нет. Не пропадать же месту на приборной панели.
0
XapoH
Если тросовый привод, то можно пойти по простому пути — найти «автоприбориста» со стендом, и он выставит пружину спидометра «как надо». Во всяком случае, будет в приемлемых пределах.
Можно и самому и без стенда, но это долго, нудно и не всегда возможно (по сути — после каждого «проката» отсоединять спидометр).
А если через мотор… Думаю, что импульсный датчик в штатное место, от него два провода на управление ШИМом для моторчика… Только мне, очему-то, кажется, что это не поможет — там наверняка пружина виновата и для подгонки оборотов моторчика под её «характеристики» нужен будет ещё и процессор. Хотя бы простенький Attiny13
0
yamahalyb
gutes Schema)))
0
XapoH
у него там ещё есть неплохой скотойлер и подогрев ручек
0
chabanitos
У меня такой был на мопеде. 50-кубовый движок летом греется безбожно а с таким устройством хотя бы было понятно что желательно уже стать и дать ему остыть
0
Polyak_79
Делал ТАКОЙ очень давно. Рабочий вариант.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honling Cruiser 50 2006, Измеряем температуру масла в двигателе