Блог им. hrenov_drumm → Мотоциклист и закон
Некоторое время назад тут люди выкладывали посты, в которых делились своим видением, как оказывать первую помощь при ДТП. Попробую тоже написать полезный пост про ДТП, но про юридическую сторону вопроса. Точнее, про ДТП с пострадавшим. Пост на многабукаф и без картинок, извините.
Disclaimer: я не юрист, поэтому многих тонкостей могу не знать, поэтому рассказываю то, что понял из своего опыта, из своего общения с юристами по этому вопросу и своего же опыта общения с дознавателями ГАИ.
В общем, несколько лет назад уронил я пассажирку, нанес ей тяжкий вред здоровью и тем самым попал на уголовное дело по ч.1 ст.264УК РФ. «Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности нанесение тяжкого вреда здоровью человека… наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управления ТС на срок до трех лет или без такового». В случае, если бы нам повезло и был нанесен вред здоровью легкий или средний, то был шанс отделаться штрафом до 2500р. или лишиться прав на срок до двух лет, что вероятнее (ст. 12.24КоАП РФ, части 1 и 2 соответственно). Случаи, когда пострадавших 2 и более или виновник был пьян не рассматриваем, можете посмотреть в соответствующих кодексах сами, статьи те же, только части другие. Расценки приведены по состоянию на то время, сейчас суммы штрафов несколько изменились.
Так вот, хочу поделиться некоторым своим опытом по этой ситуации и может быть дать несколько советов, ибо, как выяснилось, подготовленности к подобным ситуациям и правовая грамотность у меня, моих друзей, знакомых и просто сограждан, чаще всего нулевая, а то и ниже.
Итак, предположим, что вы ехали-ехали на мотоцикле, не справились с управлением и уронили пассажирку. С травматизмом. Не дай боги, конечно. Случаи, когда упасть вам помогли, сейчас не рассматриваем.
1. Первым делом, уясните себе, что даже если пассажирка добровольно села к вам на мотоцикл, даже если она вам жена или невеста, это не избавит вас от ответственности за нанесенные ей травмы. Почему я это пишу? Потому что приходилось слышать мнение типа «А почему дело-то завели, ведь она же добровольно села на моц, понимала, что это опасно!» Да, добровольно. Да, понимала (хотя, кстати, не факт). Но отвечаете за все происходящее с вами, вашими пассажирами и окружающими людьми именно вы. С точки зрения закона.
1а. Пункт специально для Изи Райдеров: лично вам никто не запрещает наслаждаться Ветром, Солнцем и Свободой и Делать Свой Выбор. Но будьте, плиз, готовы к ответственности за пассажира, если он, будучи без защиты, получит травмы, несовместимые с жизнью. Или со здоровьем. А перед тем, как брать на себя эту ответственность, подумайте, в состоянии ли вы ее вынести. Лично мой вывод: пассажир должен быть экипирован так, чтобы вы себе не могли сказать «а будь на ней черепаха/наколенники/боты/интеграл — все было бы совсем иначе». Правда, вряд ли кто с вами захочет кататься, особенно из случайных знакомых, кому ж охота всю эту броню надевать :)
1б. Техническое состояние мотоцикла должно быть идеальным. Особенно относительно ходовой части, рулевого управления и тормозов. Если у вас мотик плохо заводится — это, по большому счету, никого не заботит. Лишь бы не глох в неожиданных ситуациях. Хотя, возможны варианты. Но вот если у вас растрескавшиеся покрышки, стертые до металла колодки или люфтящие подшипники — это будет большой минус вам на следствии и в суде, т. к. экспертиза ТС скорее всего будет назначена (точнее, должна быть назначена, но могут и полениться) и уж точно он будет осмотрен инспектором ДПС при оформлении ДТП.
1в. Учитесь ездить! Шансов сохранить контроль над мотоциклом в экстремальных ситуациях у тренированного человека, знающего физику движения и как мотоцикл ведет себя на практике, много больше, нежели у ездюка, купившего права и сразу открутившего на полную.
1г. И конечно же, не ездите быстрее, чем позволяет вам ваш опыт, физическое состояние и дорожные условия. «Я ворона — птица гордая, смелая, сильная» в данном случае чревато неприятностями.
2. Если ДТП таки произошло и вы остались целы, первым делом — не впадайте в панику. Как вы это сделаете — мне неведомо. Но надо, так что старайтесь. И готовиться к такой ситуации стоит заранее. Как — большой вопрос, но стрессоустойчивость — наше все. И делайте все от вас зависящее, чтобы свести последствия произошедшего к минимуму.
2а. Как вести себя при аварии, думаю, все знают. Теоретически. Но лишний раз прочитать об этом вредным не будет точно, статей на эту тему полно. Кроме того, возможны некоторые нюансы, которые в запарке можно не учесть. Скажем, мы с приятелем, после того, как отправили мою пассажирку в больницу, подняли мотик и покурили, чуть было не сорвались за Скорой в больничку. А это уже оставление места ДТП, 15, что ли, суток…
2б. На тему первой помощи у сограждан, как выяснилось, представления тоже достаточно расплывчатые. Опять же, пример из моего опыта: девушка лежит на асфальте, жалуется на боли в спине. Из толпы, окружившей место аварии слышны реплики типа «давайте отнесем ее на обочину», что в корне неправильно в данном случае. И я очень порадовался, что на Свете был модуляр и рядом с ней была наша общая подруга, которая знала, что это такое. А то в больнице, пытаясь снять с девушки шлем, оторвали бы ей голову. Вместе с половиной позвоночника. Так что по возможности снятие экипа с пострадавшего стоит проконтролировать или поручить это знающему человеку. Рекомендация сомнительного практического применения, но иметь в виду стоит.
Вывод: если не умеете оказывать первую помощь — лучше не оказывайте ее совсем.
Ну, кроме совсем экстренных случаев, типа остановки дыхания, крупных кровотечений и т. п. Тут уж деваться некуда. А потому сходить на курсы первой помощи будет крайне не лишне. Но вызвать Скорую нужно обязательно и как можно быстрее!
Впрочем, я слегка отвлекся.
3. Даже если пострадавшие отправлены в больницу, повреждений другим ТС не нанесено и, казалось бы, можно ехать в лечебное учреждение трястись у кровати пассажира, придется все-таки задержаться. Менты должны быть вызваны и пообщаться с ними придется. То еще занятие, но куда деваться…
3а. Как к вам отнесутся сотрудники ДПС — предсказать трудно, но даже если они будут вам сочувствовать (хотя бы для виду), на самом деле им по большому счету пофиг. А значит, они будут всеми силами облегчать свою работу. Уговаривать вас подписать пустые листы протоколов и схем, типа потом все напишем, меня даже пустой лист освидетельствования на алкоголь пытались уговорить подписать. Типа, подписывай, я ж вижу, что ты не пил, а потом съездим продуемся.
3б. За гаишниками все нужно контролировать. За остальными ментами тоже, но от того, как будет оформлено ДТП во многом зависит, как вы будете выкручиваться в дальнейшем. Контролировать правильность составления схемы ДТП, смотреть, чего подписываете, смотреть, чтобы алкометр был сертифицирован и дата поверки была действующей, не стесняться указать на важные, по вашему мнению детали и т. п. Я, например, только через пару дней понял, что стоило настоять на осмотре дорожного полотна в месте аварии, а то и на его экспертизе, ибо у меня до сих пор подозрение, что там была то ли выбоина, то ли лужа масла. Но, задним умом-то все крепки, а тогда я слишком переживал за пассажирку, да и головой тоже, видимо, приложился. Ну и не забыть в объяснении указать, что оба были в шлемах, в застегнутых. Наличие остального экипа закон не интересует, но на суде, может сыграть вам на руку, так что это самое наличие тоже стоит указать.
3в. Если найдутся очевидцы, которые дадут показания в вашу пользу — не забудьте записать их данные и проконтролировать, чтобы их показания были приобщены к делу. Главное, чтобы очевидцы говорили, что вы молодец и их показания совпадали с вашими :)
3г. Стоит подробно описать, как было дело, но, как показывает практика и разъяснения юристов, скажете ли вы, что ехали и не справились с управлением или скажете, что вас зверски подрезали — результат будет один и тот же. Если не было касания с другим транспортным средством — виновным признают вас. Примите это как факт. И крайне маловероятно, что какой-либо адвокат возьмется утверждать в суде обратное. А вот насчет скорости — стоит хорошо подумать, какую писать. От этого зависит, пойдете ли вы статье за нарушение 10.1 ПДД или по совокупности 10.1 и 10.2. Во втором случае выпутываться будет сложнее.
4. И тут мы подходим к самому интересному. Вам выпишут постановление о возбуждении административного дела по статье 12.24 КоАП РФ. У вас возникнет закономерный вопрос (он возникал у всех, кому я рассказывал эту историю), как же так, заявления пострадавшего нет, скорость не превышал (предположим, речь идет только о нарушении п10.1 ПДД), никого из других участников не повредил, сам трезвый, уронил своего собственного пассажира, который, дурак, добровольно сел на мотик, а мотоцикл такая штука, которая по определению иногда падает. Отвечаю. См. пункт 1 данного трактата об ответственности водителя. Кроме того, правоприменительная практика такова, что во всем и всегда виноват водитель ТС, ибо 10.1 ПДД. Хоть ты 20км/ч ехал, но если это привело к травмам кого-нибудь — тебя скорее всего признают виновным. Вопрос о справедливости подобной практики оставим за кадром, но милиции и судам так работать проще, а значит они будут так работать. На совершенно законных основаниях, надо заметить. По статьям о причинении вреда здоровью по неосторожности, для возбуждения дела не нужно заявление потерпевшего, достаточно того, что факт нанесения этого самого вреда зафиксирован правоохранительными органами. Я не юрист, но насколько я понял, фишка в том, что причинение вреда по неосторожности является общественно опасным деянием и обвинителем является государство, как гарант общественной безопасности. Короче, если ты неосторожный раздолбай, то ты опасен для общества и тебя надо судить. А потом изолировать на пару лет. Или хотя бы запретить выезжать на дороги общего пользования.
4а. И что же делать? Вариант «занести денег» советовать не буду, тут каждый решает для себя сам. Могу сказать только одно: вместо пары лет (вполне возможно, условных) за преступление по неосторожности вполне возможно к этим двум годам (уже реальным) присовокупить 2-3 реальных года за взятку, потому будьте предельно аккуратны. Тем более, что у нас нынче борьба с коррупцией.
4б. Если вы молоды, ранее несудимы, характеризуетесь со всех сторон положительно, то наиболее реальный для вас вариант — достигнуть примирения с потерпевшим, загладить причиненный ущерб и моральный вред и убедить его/её написать ходатайство с просьбой прекратить уголовное преследование в отношении вас. Следователь с разрешения своего начальства может в этом случае дело прекратить. Прикол в том, что может-то он может, но скорее всего не будет, т. к. у него тоже отчетность и количество возбужденных дел должно равняться количеству дел, доведенных до суда. В суде тоже могут прекратить дело за примирением сторон, но процент удовлетворенных ходатайств о прекращении дела мне неизвестен.
4в. Если достигнуть примирения не удастся — увы и ах, скорее всего вам светит 2 года лишения свободы, скорее всего условно. Насколько я понял из разъяснений адвоката, это неприятно, но в общем-то от этого никто еще не умирал. Хотя карьеру попортить может.
4г. Если же все будет совсем плохо и срок дадут реальный — вполне возможно обжалование приговора. Цитирую дядьку-юриста, с которым я консультировался: «Ну, посидишь 3-4 месяца, а потом Верховный суд отменит приговор, еще и компенсацию получишь. Ерунда, не переживай». У юристов своеобразное чувство юмора, да. Хотя говорил он совершенно реальные вещи.
4д. Если вы уже судимы — чего я вам тут рассказываю, вы лучше меня все знаете.
4е. Если дело все-таки за пределы административки не вышло, считайте, что вам повезло. Правда, геморроя будет не меньше и прав вы, скорее всего, все же лишитесь. Кроме того, дела по административке не прекращаются по примирению сторон, соответственно примирение в лучшем случае повлияет только на меру наказания.
4ж. Самое забавное, что даже если вдруг вас признают невиновным в ДТП и, соответственно, наказания к вам не применят, то пострадавшему никто не мешает предъявить вам иск на возмещение ущерба по не помню каким статьям Гражданского кодекса и этот иск не могут оставить без удовлетворения.
Уффф… вроде все. Выводы? Выводы просты и банальны. Ездите аккуратно, не забывайте, что от ваших действий зависит не только ваше здоровье и жизнь, но и жизнь ваших пассажиров, а так же здоровье и душевное равновесие ваших близких, которые тоже будут нервничать, пока длится разбирательство. Ну и реалии нашей жизни таковы, что стоит всегда иметь некоторый денежный запас на случай непредвиденной жопы, не иметь долгов и кредитов, на тот же случай, иметь знакомых, у которых этот самый запас можно пополнить. А так же хорошо иметь знакомых юристов (крайне желательно со статусом адвоката и специализирующихся в разных областях права). Ну и знакомых ментов, куда ж без этого. И хорошую страховку :)
Disclaimer: я не юрист, поэтому многих тонкостей могу не знать, поэтому рассказываю то, что понял из своего опыта, из своего общения с юристами по этому вопросу и своего же опыта общения с дознавателями ГАИ.
В общем, несколько лет назад уронил я пассажирку, нанес ей тяжкий вред здоровью и тем самым попал на уголовное дело по ч.1 ст.264УК РФ. «Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности нанесение тяжкого вреда здоровью человека… наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управления ТС на срок до трех лет или без такового». В случае, если бы нам повезло и был нанесен вред здоровью легкий или средний, то был шанс отделаться штрафом до 2500р. или лишиться прав на срок до двух лет, что вероятнее (ст. 12.24КоАП РФ, части 1 и 2 соответственно). Случаи, когда пострадавших 2 и более или виновник был пьян не рассматриваем, можете посмотреть в соответствующих кодексах сами, статьи те же, только части другие. Расценки приведены по состоянию на то время, сейчас суммы штрафов несколько изменились.
Так вот, хочу поделиться некоторым своим опытом по этой ситуации и может быть дать несколько советов, ибо, как выяснилось, подготовленности к подобным ситуациям и правовая грамотность у меня, моих друзей, знакомых и просто сограждан, чаще всего нулевая, а то и ниже.
Итак, предположим, что вы ехали-ехали на мотоцикле, не справились с управлением и уронили пассажирку. С травматизмом. Не дай боги, конечно. Случаи, когда упасть вам помогли, сейчас не рассматриваем.
1. Первым делом, уясните себе, что даже если пассажирка добровольно села к вам на мотоцикл, даже если она вам жена или невеста, это не избавит вас от ответственности за нанесенные ей травмы. Почему я это пишу? Потому что приходилось слышать мнение типа «А почему дело-то завели, ведь она же добровольно села на моц, понимала, что это опасно!» Да, добровольно. Да, понимала (хотя, кстати, не факт). Но отвечаете за все происходящее с вами, вашими пассажирами и окружающими людьми именно вы. С точки зрения закона.
1а. Пункт специально для Изи Райдеров: лично вам никто не запрещает наслаждаться Ветром, Солнцем и Свободой и Делать Свой Выбор. Но будьте, плиз, готовы к ответственности за пассажира, если он, будучи без защиты, получит травмы, несовместимые с жизнью. Или со здоровьем. А перед тем, как брать на себя эту ответственность, подумайте, в состоянии ли вы ее вынести. Лично мой вывод: пассажир должен быть экипирован так, чтобы вы себе не могли сказать «а будь на ней черепаха/наколенники/боты/интеграл — все было бы совсем иначе». Правда, вряд ли кто с вами захочет кататься, особенно из случайных знакомых, кому ж охота всю эту броню надевать :)
1б. Техническое состояние мотоцикла должно быть идеальным. Особенно относительно ходовой части, рулевого управления и тормозов. Если у вас мотик плохо заводится — это, по большому счету, никого не заботит. Лишь бы не глох в неожиданных ситуациях. Хотя, возможны варианты. Но вот если у вас растрескавшиеся покрышки, стертые до металла колодки или люфтящие подшипники — это будет большой минус вам на следствии и в суде, т. к. экспертиза ТС скорее всего будет назначена (точнее, должна быть назначена, но могут и полениться) и уж точно он будет осмотрен инспектором ДПС при оформлении ДТП.
1в. Учитесь ездить! Шансов сохранить контроль над мотоциклом в экстремальных ситуациях у тренированного человека, знающего физику движения и как мотоцикл ведет себя на практике, много больше, нежели у ездюка, купившего права и сразу открутившего на полную.
1г. И конечно же, не ездите быстрее, чем позволяет вам ваш опыт, физическое состояние и дорожные условия. «Я ворона — птица гордая, смелая, сильная» в данном случае чревато неприятностями.
2. Если ДТП таки произошло и вы остались целы, первым делом — не впадайте в панику. Как вы это сделаете — мне неведомо. Но надо, так что старайтесь. И готовиться к такой ситуации стоит заранее. Как — большой вопрос, но стрессоустойчивость — наше все. И делайте все от вас зависящее, чтобы свести последствия произошедшего к минимуму.
2а. Как вести себя при аварии, думаю, все знают. Теоретически. Но лишний раз прочитать об этом вредным не будет точно, статей на эту тему полно. Кроме того, возможны некоторые нюансы, которые в запарке можно не учесть. Скажем, мы с приятелем, после того, как отправили мою пассажирку в больницу, подняли мотик и покурили, чуть было не сорвались за Скорой в больничку. А это уже оставление места ДТП, 15, что ли, суток…
2б. На тему первой помощи у сограждан, как выяснилось, представления тоже достаточно расплывчатые. Опять же, пример из моего опыта: девушка лежит на асфальте, жалуется на боли в спине. Из толпы, окружившей место аварии слышны реплики типа «давайте отнесем ее на обочину», что в корне неправильно в данном случае. И я очень порадовался, что на Свете был модуляр и рядом с ней была наша общая подруга, которая знала, что это такое. А то в больнице, пытаясь снять с девушки шлем, оторвали бы ей голову. Вместе с половиной позвоночника. Так что по возможности снятие экипа с пострадавшего стоит проконтролировать или поручить это знающему человеку. Рекомендация сомнительного практического применения, но иметь в виду стоит.
Вывод: если не умеете оказывать первую помощь — лучше не оказывайте ее совсем.
Ну, кроме совсем экстренных случаев, типа остановки дыхания, крупных кровотечений и т. п. Тут уж деваться некуда. А потому сходить на курсы первой помощи будет крайне не лишне. Но вызвать Скорую нужно обязательно и как можно быстрее!
Впрочем, я слегка отвлекся.
3. Даже если пострадавшие отправлены в больницу, повреждений другим ТС не нанесено и, казалось бы, можно ехать в лечебное учреждение трястись у кровати пассажира, придется все-таки задержаться. Менты должны быть вызваны и пообщаться с ними придется. То еще занятие, но куда деваться…
3а. Как к вам отнесутся сотрудники ДПС — предсказать трудно, но даже если они будут вам сочувствовать (хотя бы для виду), на самом деле им по большому счету пофиг. А значит, они будут всеми силами облегчать свою работу. Уговаривать вас подписать пустые листы протоколов и схем, типа потом все напишем, меня даже пустой лист освидетельствования на алкоголь пытались уговорить подписать. Типа, подписывай, я ж вижу, что ты не пил, а потом съездим продуемся.
3б. За гаишниками все нужно контролировать. За остальными ментами тоже, но от того, как будет оформлено ДТП во многом зависит, как вы будете выкручиваться в дальнейшем. Контролировать правильность составления схемы ДТП, смотреть, чего подписываете, смотреть, чтобы алкометр был сертифицирован и дата поверки была действующей, не стесняться указать на важные, по вашему мнению детали и т. п. Я, например, только через пару дней понял, что стоило настоять на осмотре дорожного полотна в месте аварии, а то и на его экспертизе, ибо у меня до сих пор подозрение, что там была то ли выбоина, то ли лужа масла. Но, задним умом-то все крепки, а тогда я слишком переживал за пассажирку, да и головой тоже, видимо, приложился. Ну и не забыть в объяснении указать, что оба были в шлемах, в застегнутых. Наличие остального экипа закон не интересует, но на суде, может сыграть вам на руку, так что это самое наличие тоже стоит указать.
3в. Если найдутся очевидцы, которые дадут показания в вашу пользу — не забудьте записать их данные и проконтролировать, чтобы их показания были приобщены к делу. Главное, чтобы очевидцы говорили, что вы молодец и их показания совпадали с вашими :)
3г. Стоит подробно описать, как было дело, но, как показывает практика и разъяснения юристов, скажете ли вы, что ехали и не справились с управлением или скажете, что вас зверски подрезали — результат будет один и тот же. Если не было касания с другим транспортным средством — виновным признают вас. Примите это как факт. И крайне маловероятно, что какой-либо адвокат возьмется утверждать в суде обратное. А вот насчет скорости — стоит хорошо подумать, какую писать. От этого зависит, пойдете ли вы статье за нарушение 10.1 ПДД или по совокупности 10.1 и 10.2. Во втором случае выпутываться будет сложнее.
4. И тут мы подходим к самому интересному. Вам выпишут постановление о возбуждении административного дела по статье 12.24 КоАП РФ. У вас возникнет закономерный вопрос (он возникал у всех, кому я рассказывал эту историю), как же так, заявления пострадавшего нет, скорость не превышал (предположим, речь идет только о нарушении п10.1 ПДД), никого из других участников не повредил, сам трезвый, уронил своего собственного пассажира, который, дурак, добровольно сел на мотик, а мотоцикл такая штука, которая по определению иногда падает. Отвечаю. См. пункт 1 данного трактата об ответственности водителя. Кроме того, правоприменительная практика такова, что во всем и всегда виноват водитель ТС, ибо 10.1 ПДД. Хоть ты 20км/ч ехал, но если это привело к травмам кого-нибудь — тебя скорее всего признают виновным. Вопрос о справедливости подобной практики оставим за кадром, но милиции и судам так работать проще, а значит они будут так работать. На совершенно законных основаниях, надо заметить. По статьям о причинении вреда здоровью по неосторожности, для возбуждения дела не нужно заявление потерпевшего, достаточно того, что факт нанесения этого самого вреда зафиксирован правоохранительными органами. Я не юрист, но насколько я понял, фишка в том, что причинение вреда по неосторожности является общественно опасным деянием и обвинителем является государство, как гарант общественной безопасности. Короче, если ты неосторожный раздолбай, то ты опасен для общества и тебя надо судить. А потом изолировать на пару лет. Или хотя бы запретить выезжать на дороги общего пользования.
4а. И что же делать? Вариант «занести денег» советовать не буду, тут каждый решает для себя сам. Могу сказать только одно: вместо пары лет (вполне возможно, условных) за преступление по неосторожности вполне возможно к этим двум годам (уже реальным) присовокупить 2-3 реальных года за взятку, потому будьте предельно аккуратны. Тем более, что у нас нынче борьба с коррупцией.
4б. Если вы молоды, ранее несудимы, характеризуетесь со всех сторон положительно, то наиболее реальный для вас вариант — достигнуть примирения с потерпевшим, загладить причиненный ущерб и моральный вред и убедить его/её написать ходатайство с просьбой прекратить уголовное преследование в отношении вас. Следователь с разрешения своего начальства может в этом случае дело прекратить. Прикол в том, что может-то он может, но скорее всего не будет, т. к. у него тоже отчетность и количество возбужденных дел должно равняться количеству дел, доведенных до суда. В суде тоже могут прекратить дело за примирением сторон, но процент удовлетворенных ходатайств о прекращении дела мне неизвестен.
4в. Если достигнуть примирения не удастся — увы и ах, скорее всего вам светит 2 года лишения свободы, скорее всего условно. Насколько я понял из разъяснений адвоката, это неприятно, но в общем-то от этого никто еще не умирал. Хотя карьеру попортить может.
4г. Если же все будет совсем плохо и срок дадут реальный — вполне возможно обжалование приговора. Цитирую дядьку-юриста, с которым я консультировался: «Ну, посидишь 3-4 месяца, а потом Верховный суд отменит приговор, еще и компенсацию получишь. Ерунда, не переживай». У юристов своеобразное чувство юмора, да. Хотя говорил он совершенно реальные вещи.
4д. Если вы уже судимы — чего я вам тут рассказываю, вы лучше меня все знаете.
4е. Если дело все-таки за пределы административки не вышло, считайте, что вам повезло. Правда, геморроя будет не меньше и прав вы, скорее всего, все же лишитесь. Кроме того, дела по административке не прекращаются по примирению сторон, соответственно примирение в лучшем случае повлияет только на меру наказания.
4ж. Самое забавное, что даже если вдруг вас признают невиновным в ДТП и, соответственно, наказания к вам не применят, то пострадавшему никто не мешает предъявить вам иск на возмещение ущерба по не помню каким статьям Гражданского кодекса и этот иск не могут оставить без удовлетворения.
Уффф… вроде все. Выводы? Выводы просты и банальны. Ездите аккуратно, не забывайте, что от ваших действий зависит не только ваше здоровье и жизнь, но и жизнь ваших пассажиров, а так же здоровье и душевное равновесие ваших близких, которые тоже будут нервничать, пока длится разбирательство. Ну и реалии нашей жизни таковы, что стоит всегда иметь некоторый денежный запас на случай непредвиденной жопы, не иметь долгов и кредитов, на тот же случай, иметь знакомых, у которых этот самый запас можно пополнить. А так же хорошо иметь знакомых юристов (крайне желательно со статусом адвоката и специализирующихся в разных областях права). Ну и знакомых ментов, куда ж без этого. И хорошую страховку :)
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 15:58
- 33
- +64
1 в 1 ситуация когда вы на любом транспорте зацепили пешехода.
По п. 4 поста — потом по факту причинения тяжкого вреда здоровью, либо средней тяжести будет возбуждено уголовное дело. Да да. Это уголовная статья. В суде со своим пассажиром скорее всего примириться получится. А вот с чужими пострадавшими примириться можно за энную сумму денег, если удастся договориться. Причем на суде спросят а чего хочет пострадавший, сажать виновника или нет; а так же лишать его права управления транспортом, или не надо. В зависимости от ответа пострадавшего будет приговор, хотя скорее всего все-же от настроения судьи… Теоретически — закрытие дела за примирением сторон допускается на этапе следствия, но на практике (как и написал ТС) ни один следователь так не сделает ибо не практикуется. Только до суда. Если виновник был трезв, места ДТП не покидал и вел себя адекватно, то вероятность получить реальный срок практически нулевая. Ну какой смысл сажать человека, который накосячил ненамеренно и не отказывается от возмещения вреда? А еще ТС оставил за кадром, что обязательно проводится автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП. Обязательно проводится. И только на основании этой экспертизы устанавливается виновность водителя в нарушении ПДД. Эх 7 лет прошло. Попадал я когда то на хорошую сумму денег и год условно…
По п. 4 поста — потом по факту причинения тяжкого вреда здоровью, либо средней тяжести будет возбуждено уголовное дело. Да да. Это уголовная статья. В суде со своим пассажиром скорее всего примириться получится. А вот с чужими пострадавшими примириться можно за энную сумму денег, если удастся договориться. Причем на суде спросят а чего хочет пострадавший, сажать виновника или нет; а так же лишать его права управления транспортом, или не надо. В зависимости от ответа пострадавшего будет приговор, хотя скорее всего все-же от настроения судьи… Теоретически — закрытие дела за примирением сторон допускается на этапе следствия, но на практике (как и написал ТС) ни один следователь так не сделает ибо не практикуется. Только до суда. Если виновник был трезв, места ДТП не покидал и вел себя адекватно, то вероятность получить реальный срок практически нулевая. Ну какой смысл сажать человека, который накосячил ненамеренно и не отказывается от возмещения вреда? А еще ТС оставил за кадром, что обязательно проводится автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП. Обязательно проводится. И только на основании этой экспертизы устанавливается виновность водителя в нарушении ПДД. Эх 7 лет прошло. Попадал я когда то на хорошую сумму денег и год условно…
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 16:55
- ↑
- ↓
Про экспертизу я написал, 1б. Но в моем случае ментам было, видимо, лень, поэтому в протокол вписали, что типа мотоцикл исправен, глубина протектора ок ну и все такое, что на месте было можно осмотреть. Экспертизы не было. Правда, все происходило в другом городе (эх, накатался я по маршруту Москва-Петушки тогда), может это сыграло.
Теоретически — закрытие дела за примирением сторон допускается на этапе следствия, но на практике (как и написал ТС) ни один следователь так не сделает ибо не практикуется.Нет, ну сделает… но надо договариваться.
Не сделает. Информация из первоисточника. Просто если сделает — сверху прилетит большой пендель и все равно в суд. Автотехническая экспертиза делается не сразу, а когда возбуждено уголовное дело. И не самими ГАИшниками а специальным отделом экспертов. Без экспертизы дело до суда невозможно довести — оснований для обвинения водителя то нету.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 17:04
- ↑
- ↓
Сделает. Мне же сделали :) Но таки да, это не просто устроить.
А вот экспертизу даже после возбуждения уголовного дела не делали.
А вот экспертизу даже после возбуждения уголовного дела не делали.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 17:05
- ↑
- ↓
Хотя наверняка экспертизу какую-то нарисовали, но таскать мотик в ноябре-декабре из Москвы во Владимир не принуждали.
А мотик для экспертизы таскать никуда и не нужно. Эксперт делает всё по схеме не выходя из кабинета. Странная у вас история. И дело закрыли за примирением до суда и экспертизу не делали. Либо с 2008 года что-то поменялось в системе, либо было вмешательство в дело высших сил в погонах. А может сыграло роль, что потерпевший вашим пассажиром был а не посторонним.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 17:48
- ↑
- ↓
Что же это за экспертиза, при которой на мотик даже никто не смотрит?
Не смотрят. Причем экспертиза либо платная, либо в очередь на год вставай. 7к отдавал за экспертизу. Чеков не давали, сразу предупредили, что со страховой взять не удастся. Отнес все документы, через пару дней дали бумажки, где было написано, что мопед, находящийся в левом ряду не мог ни коим образом повлиять на ДТП, в т.ч. быть виновником ДТП. 2012 год. Санкт-Петербург.
P.S. Экспертизу в СПб делают в СПБГАСУ, автодорожный факультет.
P.S. Экспертизу в СПб делают в СПБГАСУ, автодорожный факультет.
По 4ж. Если автотехническая экспертиза не показала вины водителя в нарушении ПДД, — да потерпевший может предъявлять иск на возмещение морального вреда и к водителю и даже к владельцу транспортного средства (источника повышенной опасности — таки). Только вот тут уже ему придется обосновывать в суде свои претензии. Это уже не уголовное а гражданское производство и тут разговор будет только за деньги.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 17:08
- ↑
- ↓
Любая скорая и клиника обязаны сообщить в правоохранительные органы о поступлении пациента с травмами после ДТП, ножевыми и огнестрелом.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 17:13
- ↑
- ↓
Шансов на это не больше, чем договориться в государственной клинике. Т. е. это незаконно и подставляться под угрозу потери лицензии или никто не будет, или это будет дорого. Какой-нибудь перелом конечности еще могут скрыть (наверное, я не специалист), а тяжкий вред — уже вряд ли.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 17:20
- ↑
- ↓
Не, ну если потерпевший со множественными переломами, ЗЧМТ и внутренним кровотечением будет утверждать, что с лестницы упал — может быть. Но все равно я сомневаюсь, в больницах не дураки сидят, все-таки.
Тем более, вызовы скорой фиксируются, место, откуда забирали пострадавшего, фиксируется, скорая при передаче пациента в больницу передает документы на эту тему.
Фиг знает, если пострадавший сам прихромал в травму и сказал, что бежал и ногу подвернул — это одно. А поступление по скорой — совсем другое. Не уверен я, что кто-то будет такие вещи покрывать. Во всяком случае — не дешево.
Тем более, вызовы скорой фиксируются, место, откуда забирали пострадавшего, фиксируется, скорая при передаче пациента в больницу передает документы на эту тему.
Фиг знает, если пострадавший сам прихромал в травму и сказал, что бежал и ногу подвернул — это одно. А поступление по скорой — совсем другое. Не уверен я, что кто-то будет такие вещи покрывать. Во всяком случае — не дешево.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 17:22
- ↑
- ↓
И вот кстати. Сначала думаем, как избежать ответственности, а потом весь БП заполнен стонами о неисполнении законов и коррупции.
если ответственность идиотская и нам её навязывает государство — тут вопрос спорный. представь ты возишь ребенка в сельскую школу, даже на уазике. ну нет у тебя вариантов иначе доставлять ребенка (такси не в счёт). там яма какая-то и не дай бог неудачно что-то случилось и перелом позвоночника. всё — сидеть и минус права? ну идиотизм ведь. одно дело девку в одном купальнике или ваще голую на моте катать, другое дело с женой в экипе путешествовать — а наказание одинаково!
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 17:31
- ↑
- ↓
Как говорили латиняне, dura lex sed lex. Если каждый из случаев рассматривать индивидуально и решать, идиотская ответственность или нет, то из закона будет слишком много исключений и мы получим прецедентное право, а ля Британия или США. И даже в этом случае степень идиотизма ответственности определяет государство на основе правовых норм, а не виновный «на глазок».
А то ведь кому-то и за голых девок ответственность идиотская, и за изнасилования…
А то ведь кому-то и за голых девок ответственность идиотская, и за изнасилования…
да, но всё ж у нас много дури в плане ДТП и уголовки. если в какой-то приличной стране алкаш выползет на автобан через ограждение и его переедет фура экстренно тормозя — ничего водителю не будет — как у нас с поездами к примеру. а у нас водитель фуры, несмотря на то что возить еду в магазин иных способов нет, будет как минимум виновен в любом случае, плюс оплачивать лечение или какой-нибудь моральный вред или потерю кормильца. что я считаю идиотизмом. и да, я считаю, что надо индивидуально решать что произошло, может быть даже с судом присяжных.
Более того, если ты у нас попытаешься избежать ДТП выезжая на встречку и все равно зацепишь машину — тебя за это еще и виноватым сделают. Только тормозить в пол. А еще получается, что при ДТП с пешеходом для водителя с материальной точки зрения выгоднее если пешеход труп, чем если оплачивать лечение и моральный вред. Такие дела.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 17:57
- ↑
- ↓
Только отделаться условкой тогда шансы падают. Тогда уж лучше говорить, что с точки зрения минимизации ответственности надо потерпевшего валить наглухо, свидетелей закатывать в асфальт и сваливать под покровом ночи, демонически хохоча.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 18:04
- ↑
- ↓
На самом деле, ответственность за неосторожность — это правильно. Ибо нефиг. Еще в детстве нам говорили, что «за нечаянно бьют отчаянно».
Получается с одной стороны возбуждение дела по факту вполне разумная мера, чтобы избежать отмазок когда есть реальная вина водителя. А с другой — возникают вот такие коллизии, когда вроде бы никто не собирается привлекать водителя к ответственности — но все равно приходится по закону. Мое мнение — нужно дальше совершенствовать законодательство чтобы адекватно описать все возможные ситуации.
Автор поста на общепринятом языке указал, что ямы, спровоцировавшие вас сотворить ДТП обязательно нужно указывать в протоколе. И в этом случае ответственность уже распределяется и на местных шерифов, с вами наравне, разумеется. Ведь вы катили ребенка по этой дороге не впервые, так? А получая права, вы ставите галочку, что согласны с постулатом об ответственности за управление ТС повышенной опасности.
Если далее, пешеход-суицидник выйдет на дорогу, вы его собьете и вас будут судить. Не его, и не государство, само собой))) И очень маловероятно, что отвертитесь. По крайней мере, покрутиться придется очень славно. Есть примеры. В мототеме вопрос слабо провентелирован в связи с малой пока еще распространенностью этого вида транспорта. Но и тут есть пример, когда супруга спровоцировала на поездку своего же мужа, обо будучи под шафе. В процессе этой кривой езды они упали, женщина пострадала, а мужу грозит уголовка… Причем заяву накатала именно жена.
Если далее, пешеход-суицидник выйдет на дорогу, вы его собьете и вас будут судить. Не его, и не государство, само собой))) И очень маловероятно, что отвертитесь. По крайней мере, покрутиться придется очень славно. Есть примеры. В мототеме вопрос слабо провентелирован в связи с малой пока еще распространенностью этого вида транспорта. Но и тут есть пример, когда супруга спровоцировала на поездку своего же мужа, обо будучи под шафе. В процессе этой кривой езды они упали, женщина пострадала, а мужу грозит уголовка… Причем заяву накатала именно жена.
- hrenov_drumm
- 19 ноября 2015 в 18:05
- ↑
- ↓
Это где там такое написано? Когда шесть лет назад я вопросом интересовался, за сбитое пьяное тело посреди мкада водитель гарантированно ехал на нары.
Все верно, ЕСЛИ удастся доказать. То есть, если суицидник законопослушный и решил убиться ап машинку, предварительно написав прощальное письмо, заботливо вложив его с собой… У меня так друган попал на трассе, переезжал мост, такая воронка. Деваться некуда и тут это чудо прям под колеса прыгает. Чуду насмерть, его в кутузку. При чудике ни записки. Родные, само собой, сразу в отрицаловку, мол, был душа компании, планы строил, жениться хотел в армии и вовсе многодетным отцом-на-героине стать. Только одет был во все черное и пузырь бухла был во внутреннем кармане. Потом каким-то боком нашли свидетеля, бабу, с которой он рассорился накануне. Только так водятла оправдали. Но это через полгода нервотрепок. Он сам чуть не запил.
А по тексту красиво должно было получиться, да?((
А по тексту красиво должно было получиться, да?((
Вот:
bikepost.ru/blog/moto_crash/33041/Kratkaja-Biblija-mototsiklista-pri-DTP.html
Камрад boss1w сто лет назад Краткую Библию Мотоциклиста при ДТП выкладывал.
Рекомендую наизусть выучить или в избранное добавить.
bikepost.ru/blog/moto_crash/33041/Kratkaja-Biblija-mototsiklista-pri-DTP.html
Камрад boss1w сто лет назад Краткую Библию Мотоциклиста при ДТП выкладывал.
Рекомендую наизусть выучить или в избранное добавить.
1. Мотоцикл, как и автомобиль – это источник повышенной опасности. В силу ст. 1079 ГК РФ владелец несёт ответственность, вне зависимости от вины. Это относится к пассажирам в первую очередь. Например, столкнулось два ТС, пассажир, получивший телесные повреждения, имеет право предъявить требования к обоим водителям, и виновнику, и второй стороне.
Даже если Вы не виноваты в ДТП, пострадавший пассажир/пешеход имеет право предъявить к Вам требования о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью.
Тут много споров возникает из-за мопедов/скутеров, которые в силу пробелов закона не являются ИПО (источниками повышенной опасности). Таким образом, допустим, в Вас въезжает горе-скутерист до 50 кубиков. Он виноват в ДТП, но имеет право взыскать с Вас компенсацию морального вреда, т.к. произошло столкновение ИПО с объектом, таковым не являющимся (велосипедисты сюда же).
1б. Если в Вас въехал скутерист/ иной скутер, обязательно тебуйте технические документы (у нас много скутеров объёмом более 50 кубиков. Плюс указывайте на месте, что есть предположение, что двигатель «расточен» и является по ТТХ уже полноценным ИПО.
1г. Что бы ни говорили, а летуны, особенно не умеющие читать дорожную обстановку, часто «залетают. Так как из-за них страдают люди.
3. Постарайтесь сохранить первоначальное расположение ТС на проезжей части, отфотайте. Всегда знакомьтесь с составленными документами, смотрите, что подписываете и требуйте копии. Обязательно сами узнайте о том, есть ли камеры/ не снимал ли кто из проезжающих мимо на регистратор. Это в Ваших интересах, даже если Вы не виновник ДТП. Пишите точное расстояние и прочее, чтобы потом легче было провести автотехническую экспертизу.
Если Вы виновник ДТП, всячески интересуйтесь состоянием пострадавшего и помогайте ему. Принесите извинения. Но все деньги только под расписку.
3в. Если найдутся очевидцы, которые дадут показания в вашу пользу — не забудьте записать их данные и проконтролировать, чтобы их показания были приобщены к делу.
Да, либо сфотайте госномера, т.к. зачастую люди отказываются.
4. 12.24 КоАП. Всё правильно и проистекает из Вашей ответственности как владельца ИПО. Если Вы не виновник ДТП (то есть в Вас въехали, а не Вы сами уронили пассажира), то 12.24 составят на виновника.
4а. Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела изучаются руководством и прокуратурой. Обжалуются пострадавшей стороной. Плюс всегда может быть проведена автотехническая экспертиза у другого эксперта.
4б. Примирение. По КоАП РФ (ст. 12.24) примирение невозможно, другой порядок. В рамках уголовного дела – это не частное обвинение, поэтому суд может и отказать, хотя учтёт мнение потерпевшего при назначении наказания.
4в. А ещё условное наказание может быть заменено реальным при плохом поведении. Если потерпевший умер, отправитесь в колонию-поселение. Если были в состоянии опьянения – пощады не ждите. И правильно.
4г. Процент отмены приговоров по статье 264 УК РФ катастрофически низок, и происходит только при каких-то очень грубых нарушениях норм материального или процессуального права. Есть возможность освобождения по УДО. Компенсация только при полной реабилитации или если вышестоящий суд поломал первоначальный приговор, уменьшил срок, а вы уже отсидели полностью. В остальных случаях нет.
4ж. Оставят без удовлетворения только иск пострадавшего водителя, если он признан виновным в ДТП.
Даже если Вы не виноваты в ДТП, пострадавший пассажир/пешеход имеет право предъявить к Вам требования о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью.
Тут много споров возникает из-за мопедов/скутеров, которые в силу пробелов закона не являются ИПО (источниками повышенной опасности). Таким образом, допустим, в Вас въезжает горе-скутерист до 50 кубиков. Он виноват в ДТП, но имеет право взыскать с Вас компенсацию морального вреда, т.к. произошло столкновение ИПО с объектом, таковым не являющимся (велосипедисты сюда же).
1б. Если в Вас въехал скутерист/ иной скутер, обязательно тебуйте технические документы (у нас много скутеров объёмом более 50 кубиков. Плюс указывайте на месте, что есть предположение, что двигатель «расточен» и является по ТТХ уже полноценным ИПО.
1г. Что бы ни говорили, а летуны, особенно не умеющие читать дорожную обстановку, часто «залетают. Так как из-за них страдают люди.
3. Постарайтесь сохранить первоначальное расположение ТС на проезжей части, отфотайте. Всегда знакомьтесь с составленными документами, смотрите, что подписываете и требуйте копии. Обязательно сами узнайте о том, есть ли камеры/ не снимал ли кто из проезжающих мимо на регистратор. Это в Ваших интересах, даже если Вы не виновник ДТП. Пишите точное расстояние и прочее, чтобы потом легче было провести автотехническую экспертизу.
Если Вы виновник ДТП, всячески интересуйтесь состоянием пострадавшего и помогайте ему. Принесите извинения. Но все деньги только под расписку.
3в. Если найдутся очевидцы, которые дадут показания в вашу пользу — не забудьте записать их данные и проконтролировать, чтобы их показания были приобщены к делу.
Да, либо сфотайте госномера, т.к. зачастую люди отказываются.
4. 12.24 КоАП. Всё правильно и проистекает из Вашей ответственности как владельца ИПО. Если Вы не виновник ДТП (то есть в Вас въехали, а не Вы сами уронили пассажира), то 12.24 составят на виновника.
4а. Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела изучаются руководством и прокуратурой. Обжалуются пострадавшей стороной. Плюс всегда может быть проведена автотехническая экспертиза у другого эксперта.
4б. Примирение. По КоАП РФ (ст. 12.24) примирение невозможно, другой порядок. В рамках уголовного дела – это не частное обвинение, поэтому суд может и отказать, хотя учтёт мнение потерпевшего при назначении наказания.
4в. А ещё условное наказание может быть заменено реальным при плохом поведении. Если потерпевший умер, отправитесь в колонию-поселение. Если были в состоянии опьянения – пощады не ждите. И правильно.
4г. Процент отмены приговоров по статье 264 УК РФ катастрофически низок, и происходит только при каких-то очень грубых нарушениях норм материального или процессуального права. Есть возможность освобождения по УДО. Компенсация только при полной реабилитации или если вышестоящий суд поломал первоначальный приговор, уменьшил срок, а вы уже отсидели полностью. В остальных случаях нет.
4ж. Оставят без удовлетворения только иск пострадавшего водителя, если он признан виновным в ДТП.
- hrenov_drumm
- 20 ноября 2015 в 10:04
- ↑
- ↓
ёёёё… Сколько лет уж этому тексту, а никогда не замечал, что блока 2 нет :)
Есичо — текст мой, просто писался изначально на другом ресурсе.
Есичо — текст мой, просто писался изначально на другом ресурсе.
здесь был ататат
здесь был ататат
значит порядок действий такой: дать денег забрать экшен камеру, шлем в пакет, и пусть потихоньку по теряется в толпе и едет на автобусе домой, или зайдет в кафе-магазин дождется друзей, твоих её(его), нет тела — нет дела как говориться))
ну это так мысли вслух)) но я бы рискнул зачем нам с ней эти проблемы, как вы считаете?
ну это так мысли вслух)) но я бы рискнул зачем нам с ней эти проблемы, как вы считаете?
- hrenov_drumm
- 20 ноября 2015 в 10:03
- ↑
- ↓
Истекающего кровью поломанного пассажира отправить на автобусе? Да ты прям гуманист!!!
- hrenov_drumm
- 20 ноября 2015 в 14:28
- ↑
- ↓
В случае легкого вреда и скорую-то обычно никто не вызывает.
- hrenov_drumm
- 20 ноября 2015 в 14:39
- ↑
- ↓
Да. Но чтобы эта машина заработала, нужно, чтобы вред здоровью был оформлен официально и именно как вред, полученный в ДТП. Честно говоря, не знаю, как оформляется ситуация «приехала скорая на ДТП, обработала ссадины и уехала», но подозреваю, что в случае настолько легких травм, вряд ли будут статью шить.
- hrenov_drumm
- 23 ноября 2015 в 12:37
- ↑
- ↓
Да, помню. Но у тебя еще хорошо все закончилось. Да и дотошность белорусских ментов поражает. У нас бы следственным экспериментом и прочим не стали бы морочиться.
А у меня такой вопрос: в парашютном спорте перед каждым прыжком парашютист подписывает так называемый «отказ от жизни» — это такая бумаженция, где написано, что к дропзоне, в случае твоей травмы или смерти, ты никаких претензий не имеешь и тд и тп.
Можно ли применить ли что-то подобное в отношении вторых номеров?
В этом году собирались с близким другом в Питер, причем я не на своем моте, а вторым номером. Так как сама езжу и понимаю степень опасности — всерьез собиралась перед поездкой сходить к юристу и попробовать написать для друга подобную бумагу. На всякий пожарный, мало ли что
Можно ли применить ли что-то подобное в отношении вторых номеров?
В этом году собирались с близким другом в Питер, причем я не на своем моте, а вторым номером. Так как сама езжу и понимаю степень опасности — всерьез собиралась перед поездкой сходить к юристу и попробовать написать для друга подобную бумагу. На всякий пожарный, мало ли что
- hrenov_drumm
- 23 ноября 2015 в 12:15
- ↑
- ↓
Можно ли применить ли что-то подобное в отношении вторых номеров?
Я не юрист, но, думаю, не прокатит.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (74)
RSS свернуть / развернуть