Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. ShiphT → Не дай себе замерзнуть!

Наступили холода и захотелось ездить в тепле. А что для это не хватает? Как минимум подогрева ручек и попы. Если с ручками все ясно, а именно купил-поставил, комплекты готовые продаются, то с подогревом пятой точки нужно делать зарисовку «Кулибин в колхозе».

Проблема первая — чем греть. Сканирование известного китайского сайта выявило наличие в продаже неплохих нагревательных элементов, причем занедорого — три с половиной зеленых деньги за элемент размерами 15*20 см. Недурно. Куплено было 3 штуки.

Вот так выглядит нагреватель

В последствии выяснилось, что 3 штуки мало, но это в будущем.
Как видно, элемент представляет из себя два куска белой ткани между которыми вклеен сам нагревательный элемент. Так же имеется провод с разъемом. Даже беглого взгляда понятно, что провод этот никуда не годится — его диаметр составляет миллиметров 4-5, он будет очень хорошо прощупываться через обшивку. Да и длина коротковата, да и разъемы нужны… Поэтому первым делом перепаиваем это безобразие на обычные провода.

Замена проводов

После этого я проверил их характеристики. От 14 вольт (напряжение бортовой сети) ток потребления составил около 1.2-1.3А, т.е. мощность порядка 17 Вт на элемент. Ну что же, засунув такую штуку между собой и стулом убедился, что греет. Но вроде не особо сильно. Решил поставить прямо так, хотя в голове гуляли различные идеи про последовательные и параллельные подключения. Скажу сразу — это было ошибкой. Первый же «тест-драйв» в полевых условиях показал, что несмотря на то, что на улице +2, на моей пятой точке все +дохрена и я выключал его каждые три минуты. И через минуту снова включал. Неудобно. Решил уменьшить мощность. А как это сделать?
Это была проблема номер два.
Есть несколько вариантов. Во первых, если количество нагревателей четное, то можно включать их последовательно по 2 штуки — это уменьшит мощность вдвое. Но переключение между 50% и 100% требует дополнительной схемы как минимум на достаточно мощных диодах, а то и вообще на реле. Ни того ни другого у меня под руками не было.
Второй вариант — использование последовательно подключенного резистора. Но резистора таких размеров (а рассеиваемая мощность должна быть от 25 Вт и выше) у меня тоже нет, да и жалко как-то просто так обогревать что-то кроме себя.
Третий вариант — ШИМ. Вот тут у меня уже есть из чего его сделать. Основа — генератор на базе микросхемы таймера NE555 — что на них только не делали. Плюс N канальный полевик на ток от 5А (N-MOS) — у меня в столе нашелся такой, аж на 20А.
Тут встала 3 проблема — эргономическая. Как делать — кнопка вкл/выкл и рядом ручка регулировки мощности? Как-то громоздко. Тем более красивой ручки не находится. Управление ручкой с щелчком в крайнем вкл/выкл? Уже удобнее, но ручки-то все-равно нет. А как в машинах делают? У меня в прошлой было только вкл/выкл, сейчас есть 2 положения вкл — тепло и жарко. Ну что же, тогда так и поступим — зафиксируем регулятор в положении 50% и проведем тест-драйв. Забегая вперед скажу — это именно то, что надо. Причем сначала включаем на полную, чтоб прогрелось побыстрее, потом переключаем на половину и вуаля — едем в тепле.

Спаянный ШИМ регулятор

Спаяли, проверили, можно собирать дальше — для защиты от непогоды засовываем его в термоусадку с клеевым слоем. Полная герметичность. Сам регулятор не греется, т.к. транзистор работает в ключевом режиме.

Регулятор в термоусадке

Ну а теперь проблема три — как все это установить.
Во первых, нужно разместить где-то «органы управления» (в множественном числе, потому что для себя и для пассажира). Причем так, что бы каждый мог спокойно ими воспользоваться по своему желанию. Делаем в найденных местах две аккуратные дырочки 20мм для двухпозиционного круглого выключателя. Мы же хотим сделать красиво. Для этого не обойтись без вот такого сверла (можно считать за рекламу, но это действительно жутко удобная и полезная вещь)

Сверло для колхозника


Выключатель


Выключатель для места водителя.

После чего ставим кнопки и делаем проводку. Т.к. не хочется делать второй регулятор (для пассажира), решено, что он будет работать на постоянно, а выключателями будет определяться, куда подключен нагреватель — к нему или напрямую к сети.
Я не буду утомлять подробностями разборки максискутера, ибо это тема для отдельной статьи. Тем более, что модель непопулярна даже среди скутеристов и встречается довольно редко, поэтому пользы от этого почти никакой — у каждого другого бразца мототехники будут свои особенности. Хотя кого я обманываю — я просто тупо не фоткал сам процесс выкручивания тысячи винтиков из сотен взаимосвязанных пластиковых деталек. Просто крутил и матерился.

Ну и напоследок — ставим нагревательные элементы в саму сидушку (в моем случае еще и спинку). Делал до того, как пришли элементы для пассажира, а ездить уже хочется в тепле, поэтому сначала установлены долько для меня:

Сидушка в сборе, перед началом экзекуции


Примеряем элемент подогрева к спинке


Всрываем спинку и засовываем подогрев


Вскрываем сидушку (зона водителя)


Прикладываем элементы и прихватываем их армированным скотчем, что бы не сместились во время натягивания.

Ну и степлером забиваем сидушку (и спинку) обратно. Устанавливаем все на место, соединяем провода — профит!
  • ShiphTShiphT
  • Константин
  • 26 октября 2015 в 15:56
  • 16
  • оценка: +38

Комментарии (36)

RSS свернуть / развернуть
0
Islander
Годный подогрев! А можно в личку ссылочку на элементы? Хочу на квадрик замутить такое…
0
ShiphT
Можно. Отправил.
0
Islander
Спасибо большое!
0
hrenov_drumm
И мне плиз!
0
ShiphT
отправил
0
hrenov_drumm
Спасибо!
0
turnepz
на квадрик посоветовал бы емелю, самый простои бюджетный вариант, около 700 рублей, сам с таким гоняю
0
Islander
Взял у китаёз нечто среднее. Подстилку на сидуху, мягкую, размером 100*50см примерно. С регулятором, втыкается в прикуриватель. Нужно — положил зимой, тканюшка приятнее в минус. А летом и в межсезонье она нафиг не нужна. И смысл кромсать сидуху, и делать разьем на проводе, т.к. под седлом аккум, фильтр и вся электрика?
+9
zogar-zag
Инкубатор сделал, скоро цыплята будут :-)
0
ShiphT
инкубатор был когда на максимум включил. На половинке просто тепло, ничуть не жарко
0
ee_kot
крутое сверло! %)
0
HotGuy
толсты провода в стоке — это лучше чем тонкие :) все таки она будут держать заявленный ток. По поводу нагревательных элементов, можно ещё использовать одеяла с нагревателем. Смотря что под рукой есть
+2
ShiphT
вообще-то в стоке толстый провод благодаря резине — сечение самого проводника там дай бог 0,2мм2. Я же припаял 0,35мм2 — что явно лучше. Тем более для тока менее 1.5А это вообще не принципиально.
0
HotGuy
ну тогда все понятно, китайцы как обычно))
0
DimaZol
Понравилось! А ссылочку на элементы, плииз!
0
ShiphT
отправил
-1
Vladimir87nc
Не понимаю смысла) в таком тюнинге. Надо просто уже поставить моты на зимовку… и дожидаться теплых весенних дней. ИМХО
0
HotGuy
ну в некторых бмв попогрей это штатная фишка) почему бы и к другим не добавить
0
Sgt
Сама по себе пятая точка не мерзнет, у меня во всяком случае.
Зато во время/после дождя можно просушить сиденье и штаны.
Ну и в целом, комфортнее.
0
hrenov_drumm
Летом в прохладную погоду тоже не ездить?
0
ShiphT
Этим летом я только 2 раза из куртки в черепаху перелазил… И не раз в июне-июле-августе пододевал свитер…
0
hrenov_drumm
Ну вот о чем и речь. А если дождь, а если дальнобой на север, а если еще и вечер-ночь…
0
CTC
  • CTC
  • 26 октября 2015 в 19:14
Кнопку надо ставить с левой стороны, хотя тоже не понимаю установки жопогрейки в моцы… не тот транспорт, чтоб в минусовую погоду кататься.
0
zalex
  • zalex
  • 26 октября 2015 в 19:27
Интересно, а выложите схему вашего регулятора?

Делаю почти то же самое сейчас на двух 555: один таймер — бистабильный режим. Включает и выключает схему при падении напряжения, чтобы не забыть выключить. Второй таймер — ШИМ. Но интересна ваша схема.
0
ShiphT
схема самая примитивная. Ну прямо самая-пресамая. в связи с тем, что там примерно 50%, то даже без диодной развязки цепей разряда и триггера. У меня она запитана от питания штатной магнитолы, там 15А предохранитель в стоке и отключается при выключении зажигания. Поэтому никаких заморочек с бистабильными режимами.
0
ShiphT
и, кстати, можно использовать 556 — это аккурат сдвоенная 555 )))
0
Tolyai
Судя по ушам и яицам этот заяц CF MOTO JETMAX 250? Или я ошибаюсь?
0
ShiphT
он самый
0
LoocDog
как раз подумывал чето на подобие этого под пятую точку, а то в этом сезоне в начале мая вечером очень мечтал о подобном. ТС можно ссылку в личку?
0
ShiphT
можно, отправил.
+1
TRAYAN
как у вас именно жопы мёрзнут?)
руки, лицо… всяко бывало — но обмерзание пятой точки ...?))
ну… в любом случае + ))
скоро на всех водоёмах)))
+1
ShiphT
Кто сказал обмерзание?
Нет никакого обмерзания. Просто когда тепло — комфортнее…
А для рук есть ручки, теплые перчатки и муфты.
Лицо — не испытывал проблем в интеграле…
Да и неинтересно это все. А вот жопогрейка — это клёво. Особенно пассажирка в восторге ))
0
Oil
  • Oil
  • 27 октября 2015 в 16:27
Запас тепла карман не тянет )))
Иногда капля тепла помогат доехать (дотерпеть) пару десятков км до дома.
Пусть будет, пятерка за идею.

Друже, скинь ссылочку на элементы, а то у меня углетканевые не вываливаются почему то ((
0
ShiphT
Отправил. Не выходит наверное потому, что сами китайцы не знают, что они углетканевые )))
0
Oil
  • Oil
  • 27 октября 2015 в 20:50
Все получил. Спасибо!
0
Paxabnik
Здравствуйте, не подскажите, как Вы реализовали переключение? я сейчас делаю для подогрева ручек и с подбором подходящей скважности возникают проблемы. Опытным путем плюс моделированием подобрал номиналы как указано на картинке и на макеной схеме это даже заработало. но при разводке я где-то допустил ошибку и в итоге всё время шарашит на максимум. у Вас же схема явно прозе в разы и работает.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. ShiphT, Не дай себе замерзнуть!