Блог им. sibuser → Получение водительского категории А в Швеции. Часть 2.
Часть 1
Первый день практических занятий на автодроме был просто шикарен! А было вот как…
Утром мне позвонили из автошколы и напомнили вежливо о занятии, а так же дали инструкции «Куда придти, во сколько, как дверь открыть и так далее...»
Необходимо было приехать заранее, чтобы найти офис школы, переодеться и доехать до автодрома на машине. Тут я слегка подвис… потому звучало это примерно так «Код на входную дверь в офис, там переодеваетесь, берете ключи от машины в черной большой чашке и сами доезжаете до места.» На мой удивленный вопрос «А как я доеду, если у меня нет водительского на машину?» Звонивший сильно удивился… Как и предполагалось, люди идущие получать ВУ на мотоцикл, обычно уже имеют открытую категорию на машину. Таким образом им пришлось меня привозить и отвозить обратно откуда взяли:)
Машина была припаркована снаружи
А вот такое объявление висело на входе
Которое говорит «Если вам надо добраться до Свисты(автодром) тогда ключи находятся в большой черной тарелке на кухне.»
Вы можете себе представить? Просто пришел, переоделся, взял ключи, довез себя до места и обратно.
Мотоцикл ждал меня у входа
На автодроме
Только в конце июня у меня была вторая часть обучения безопасности вождения на автодроме и называется она «Риск 2».
Этот этап обучения занимает 5 или 6 часов, начинается он в 6-45 утра и проходит на автодроме.
По приезду мы разогрелись, катаясь медленно по кругу: фигурное катание на медленной скорости (со скоростью пешехода надо объезжать конусы и разворачиваться на 180 градусов), экстренное торможение 70 и 90 км/ч, ну и слалом на скорости 50 км/ч. После десятка таких кругов привыкаешь к мотоциклу и можно продвигаться дальше.
Дальше отрабатывали экстренное торможение и нам показывали на практике как отличается длина тормозного пути на скоростях 50 и 70 км/ч. Еще одно интересное упражнение было в нашей программе, чтобы показать что водитель чувствует, если на такой скорости сталкивается с чем то (в нашем случае был скотч, который мы рвали на скорости).
Потом на практике сравнивали тормозной путь машины и мотоцикла при одинаковой скорости. И тут то действительно видишь как важна дистанция и как глубоко ты можешь оказаться в машине в случае экстренного торможения.
Следующим уроком была отработка поворотов на скорости 60 км/ч и выше. У меня получилось выполнить упражнение при 65, а дальше было страшно:) Мотоцикл приходилось буквально класть на дорогу как будто участник реальных гонок. Того и гляди еще чуть чуть и мотоцикл соскользнет с трассы. Потом нам усложнили задачу, добавив внезапное препятствие на выезде из второго поворота. Туда поставили машину, которая сломалась на нашей полосе, и еще одна стояла на встречке. Идея была простая — при выходе из маневра, тормозить уже нет времени и надо было быстро объехать препятствия. Первый раз я «врезался» в левое крыло встречной машины и «умер» (конечно это были конусы, а не реальные машины). На второй раз получилось выполнить все успешно. Главное идей было — это найти нужную скорость, при которой 100% успеешь среагировать и избежать аварии. Для меня это было 55 км/ч.
Упражнения, которые необходимо выполнить для сдачи практического экзамена.
К сожалению не смог найти на русском или хотя бы английском языках, но думаю и так понятно что там происходит.
Теоретический экзамен состоит из 70-ти вопросов, которые ты не знаешь и нет возможности их прорешать, в отличии от Российского подхода. Для успешной сдачи необходимо ответить на 52 вопроса верно, потому что 5 из 70-ти не учитываются и их включают в тест для проверки на сколько успешно люди их могут решить. Если статистика говорит, что большинство людей может верное ответить на дополнительные вопросы, то их включают программу следующего года. Таким образом тест меняется каждый год. На сдачу теоретического теста у меня ушло чуть больше чем пол года, потому что все вопросы на шведском, а это далеко не просто если ты язык не знаешь:)
Как итог, в январе этого года сдал тест успешно и с началом сезона практический экзамен сдал с первого раза.
Первый день практических занятий на автодроме был просто шикарен! А было вот как…
Утром мне позвонили из автошколы и напомнили вежливо о занятии, а так же дали инструкции «Куда придти, во сколько, как дверь открыть и так далее...»
Необходимо было приехать заранее, чтобы найти офис школы, переодеться и доехать до автодрома на машине. Тут я слегка подвис… потому звучало это примерно так «Код на входную дверь в офис, там переодеваетесь, берете ключи от машины в черной большой чашке и сами доезжаете до места.» На мой удивленный вопрос «А как я доеду, если у меня нет водительского на машину?» Звонивший сильно удивился… Как и предполагалось, люди идущие получать ВУ на мотоцикл, обычно уже имеют открытую категорию на машину. Таким образом им пришлось меня привозить и отвозить обратно откуда взяли:)
Машина была припаркована снаружи
А вот такое объявление висело на входе
Которое говорит «Если вам надо добраться до Свисты(автодром) тогда ключи находятся в большой черной тарелке на кухне.»
Вы можете себе представить? Просто пришел, переоделся, взял ключи, довез себя до места и обратно.
Мотоцикл ждал меня у входа
На автодроме
Только в конце июня у меня была вторая часть обучения безопасности вождения на автодроме и называется она «Риск 2».
Этот этап обучения занимает 5 или 6 часов, начинается он в 6-45 утра и проходит на автодроме.
По приезду мы разогрелись, катаясь медленно по кругу: фигурное катание на медленной скорости (со скоростью пешехода надо объезжать конусы и разворачиваться на 180 градусов), экстренное торможение 70 и 90 км/ч, ну и слалом на скорости 50 км/ч. После десятка таких кругов привыкаешь к мотоциклу и можно продвигаться дальше.
Дальше отрабатывали экстренное торможение и нам показывали на практике как отличается длина тормозного пути на скоростях 50 и 70 км/ч. Еще одно интересное упражнение было в нашей программе, чтобы показать что водитель чувствует, если на такой скорости сталкивается с чем то (в нашем случае был скотч, который мы рвали на скорости).
Потом на практике сравнивали тормозной путь машины и мотоцикла при одинаковой скорости. И тут то действительно видишь как важна дистанция и как глубоко ты можешь оказаться в машине в случае экстренного торможения.
Следующим уроком была отработка поворотов на скорости 60 км/ч и выше. У меня получилось выполнить упражнение при 65, а дальше было страшно:) Мотоцикл приходилось буквально класть на дорогу как будто участник реальных гонок. Того и гляди еще чуть чуть и мотоцикл соскользнет с трассы. Потом нам усложнили задачу, добавив внезапное препятствие на выезде из второго поворота. Туда поставили машину, которая сломалась на нашей полосе, и еще одна стояла на встречке. Идея была простая — при выходе из маневра, тормозить уже нет времени и надо было быстро объехать препятствия. Первый раз я «врезался» в левое крыло встречной машины и «умер» (конечно это были конусы, а не реальные машины). На второй раз получилось выполнить все успешно. Главное идей было — это найти нужную скорость, при которой 100% успеешь среагировать и избежать аварии. Для меня это было 55 км/ч.
Упражнения, которые необходимо выполнить для сдачи практического экзамена.
К сожалению не смог найти на русском или хотя бы английском языках, но думаю и так понятно что там происходит.
Теоретический экзамен состоит из 70-ти вопросов, которые ты не знаешь и нет возможности их прорешать, в отличии от Российского подхода. Для успешной сдачи необходимо ответить на 52 вопроса верно, потому что 5 из 70-ти не учитываются и их включают в тест для проверки на сколько успешно люди их могут решить. Если статистика говорит, что большинство людей может верное ответить на дополнительные вопросы, то их включают программу следующего года. Таким образом тест меняется каждый год. На сдачу теоретического теста у меня ушло чуть больше чем пол года, потому что все вопросы на шведском, а это далеко не просто если ты язык не знаешь:)
Как итог, в январе этого года сдал тест успешно и с началом сезона практический экзамен сдал с первого раза.
- sibuser
- Алексей
- 6 июня 2015 в 23:49
- 4
- +53
- Drakon-1996
- 7 июня 2015 в 0:52
- ↓
Хорошо написал!) В России не помешало бы так же изменить систему получения прав, возможно аварийных ситуаций возникало бы меньше.
Ну не знаю, кто там понятия разводил. Для меня Родина — это не бескрайний лубочный континент с берёзками и на нём полтораста мильонов людей, а вполне конкретная деревня в Алтайском крае, вся природа вокруг, бирюзовая Бия и белая Катунь, родня, знакомые. То есть место и люди. А государство — это кремлядь, плохая и иногда хорошая, милиционеры и менты, законы, гарантии, права, очереди в гаи, бесплатная и платная медицина и прочее.
Дело не в казни, потому что при ней тоже будут брать. Надо сделать, чтобы было не выгодно брать.
Например если ты работаешь в ГАИ, то ты и твоя семья получает какие то бонусы в виде медицины или еще чего-то. Как только тебя поймали на взятке, то лишать всего и всех, ну и при этом садить.
Человек о себе не заботится, как правило, а вот о других переживает. Можно сравнить как человек ездит на байке когда один или когда с пассажиром (родственником например). Две разные картины.
Например если ты работаешь в ГАИ, то ты и твоя семья получает какие то бонусы в виде медицины или еще чего-то. Как только тебя поймали на взятке, то лишать всего и всех, ну и при этом садить.
Человек о себе не заботится, как правило, а вот о других переживает. Можно сравнить как человек ездит на байке когда один или когда с пассажиром (родственником например). Две разные картины.
В бронетапках в той же Испании ездят почти все. Экип в большинстве случаев не спасает от фатальных повреждений (за исключением шлема). На есть статистика по смертности и экипу, там на графике наглядно видно, что разница между человеком без шлема и человеком в шлеме существенна, разница между человеком в тапках и шлеме и человеком в фулэкипе в плане смертности составляет пару процентов. А бьются у нас наглушняк из-за повального неумения ездить и не менее повального сознательного нарушения ПДД всеми участниками движения. Но если мятые по кругу вёдра позволяют зарабатывать копеечку армии гаражных мастеров, то мотоциклисты частенько убираются наглухо там, где аварии вполне можно было избежать.
Просто посмотрите ролики с подборкой мотоаварий — абсолютное большинство всех случаев можно будет отнести к двум типам: или коробка грубо нарушила ПДД, или мотоцикл зверски превысил скорость и не смог грамотно обрулить внезапно возникшее препятствие.
Просто посмотрите ролики с подборкой мотоаварий — абсолютное большинство всех случаев можно будет отнести к двум типам: или коробка грубо нарушила ПДД, или мотоцикл зверски превысил скорость и не смог грамотно обрулить внезапно возникшее препятствие.
Можно наверное разделить проблему на две. Первая неуправляемые с ветром в голове подростки без шлемов и как раз в шлёпках это пример как раз дикости населения.
Вторая-ПДД не отражает реально сложившуюся на дорогах ситуацию, так что как раз его буквально соблюдать бывает более опасным чем нарушить, а это уже вопрос не «правильного» а безопасного вождения.
Вторая-ПДД не отражает реально сложившуюся на дорогах ситуацию, так что как раз его буквально соблюдать бывает более опасным чем нарушить, а это уже вопрос не «правильного» а безопасного вождения.
«Все участники»-это утопия, которая никогда не будет реализована, есть биологические основы поведения человека, которые никаким железом не выколотишь. Это просто реальность и поэтому соблюдение ПДД только статистически обеспечивает безопасность.
Даже ежу понятно, что едучи по правилам, например, велосипедист просто мясо-вот все и ездят по тротуарам, особенно, когда почувствовали вседозволенность от пиара велосипедов Собяниным. Так что самоуважение от соблюдения ПДД намного менее сильное средство чем чувство безопасности и вседозволенности на тротуаре. Для других участников движения точно такие же можно проследить аналогии.
Даже ежу понятно, что едучи по правилам, например, велосипедист просто мясо-вот все и ездят по тротуарам, особенно, когда почувствовали вседозволенность от пиара велосипедов Собяниным. Так что самоуважение от соблюдения ПДД намного менее сильное средство чем чувство безопасности и вседозволенности на тротуаре. Для других участников движения точно такие же можно проследить аналогии.
Я могу сказать что «Все» или 100% это утопия, тут соглашусь, но вот 99% реально. Оставшийся один процент можно отдать случаю. В течении последних 16-ти лет Швеция ведет программу под названием «Zero vision», что расшифровывается как «0 аварий» и у них это почти получилось.
А методы очень простые.
Нарушил? Наказан по всей строгости, но при этом государство делает все возможное со своей стороны:
— разделяют встречные потоки физически
— делают развязки
— отменяют левый поворот где это можно
— на кольце въезжающие пропускают
— в городе максимум 50, а то и 30 км/ч разрешенная скорость
— за пьянство наказывают не только если ты за рулем, но и на газонокосилке за пределами своего дома
Тут получается игра в две стороны, а не только наказывают.
А методы очень простые.
Нарушил? Наказан по всей строгости, но при этом государство делает все возможное со своей стороны:
— разделяют встречные потоки физически
— делают развязки
— отменяют левый поворот где это можно
— на кольце въезжающие пропускают
— в городе максимум 50, а то и 30 км/ч разрешенная скорость
— за пьянство наказывают не только если ты за рулем, но и на газонокосилке за пределами своего дома
Тут получается игра в две стороны, а не только наказывают.
Тут еще один момент, почему смертность в Европе меньше. Всю экипу можно купить и ты не будешь выплачивать несколько лет этот кредит. Поэтому 99% байкеров ездят в полной экипе (шлем, черепаха, куртка, штаны, боты, печатки).
Допустим шлем стоит 600 евро ( в Швеции это 6000 крон примерно), при средней зп одного человека 20-25 тысяч крон.
И для сравнения в России шлем тот же будет стоит 36000 при средней зп 15-20. Поэтому не каждый может себе такой позволить и покупают за 2000 рублей каску.
Цифры по России примерные, просьба не придираться.
Допустим шлем стоит 600 евро ( в Швеции это 6000 крон примерно), при средней зп одного человека 20-25 тысяч крон.
И для сравнения в России шлем тот же будет стоит 36000 при средней зп 15-20. Поэтому не каждый может себе такой позволить и покупают за 2000 рублей каску.
Цифры по России примерные, просьба не придираться.
Так ведь не обязательно покупать топовый брендовый экип. Есть бюджетные модели шлемов, те же Лазеры и LS2 с ценой в 100 баксов имеют 5* по Шарпу, в плане защиты ничем не уступая Шуберту за 36 тысяч.
Ну и, как я уже написал выше, даже самый лучший экип защищает в основном от асфальтной болезни, травм локтя, колена и стопы, а гибнут обычно от ЧМТ и разрывов внутренних органов. От таких травм никакой экип не спасает. Посмотрите обстоятельства гибели в Книге памяти. Там чуть не половина случаев «мот летел низенько-низенько, а коробка поворачивала и не пропустила лётчика».
Ну и, как я уже написал выше, даже самый лучший экип защищает в основном от асфальтной болезни, травм локтя, колена и стопы, а гибнут обычно от ЧМТ и разрывов внутренних органов. От таких травм никакой экип не спасает. Посмотрите обстоятельства гибели в Книге памяти. Там чуть не половина случаев «мот летел низенько-низенько, а коробка поворачивала и не пропустила лётчика».
Нельзя, это небезопасно. Даже ПДД предписывают двигаться всем транспортным средствам со скоростью потока, в отечественных реалиях для мотоциклов лучше двигаться чуть быстрее потока, чтобы иметь возможность самому планировать траекторию движения. Про трассу даже не заикаюсь. Хоть летунов и осуждаю, но и сам не без греха, на пустой хорошей трассе не отказываю себе в удовольствии открутить далеко за двести.
Мне кажется у нас обычно после получения прав обучение вождению только начинается! Сам получил права две недели назад, проучился в хорошей мотошколе на категорию два стандартных курса по 12 часов + еще 10 часов по площадке упражнений для ДОП (езда через рельсы и невысокие бордюры, разворот на перекрестке, трогание на подъем и т.д.) и вчера при съезде со МКАД на Варшавку чуть было не вылетел с поворота (скорость была километров 45). Да что там говорить: у нас в курс на категорию вообще не входит обучение использованию переднего тормоза! Давно пора менять порядок подготовки…
- Zab_Judah_
- 7 июня 2015 в 19:40
- ↑
- ↓
Все зависит от машины и мотоцикла. Неправильно сравнивать тормозной путь новенького БМВ 3-й серии на новой резине и какой-нибудь ушатанный мотоцикл начала 90-х. И наоборот, новенький спорт с шестеркой жигули.
Я именно про площадку. У нас, в Латвии, нужно сделать 8-ку, маленькую и большую змейку, торможение до стоп-линии, проезд по бревну, объезд препятствия и парковка в гараж. www.youtube.com/watch?v=2Vl1vvlE1c0
Очень понравился курс теории, который преподают в Швеции.
Очень понравился курс теории, который преподают в Швеции.
- QwertyG_MsK
- 7 июня 2015 в 23:02
- ↓
если сможешь перевести текст на английский или русский — я титры наложу.
здесь был ататат
- Stanislavsky
- 9 июня 2015 в 0:50
- ↓
А шведы знают толк в извращениях педагогике категории «А»! При всей сложности описанного процесса захотелось самому его пройти (за минусом языкового барьера, конечно), чтобы пороработать такие вот ситуации, как в истории с маневрированием на выходе из поворота или порывом скотча на скорости. Настоящим вещам учат, нужным.
- Stanislavsky
- 9 июня 2015 в 23:50
- ↑
- ↓
Как верно выше в комментариях отметили — у нас тут всему учиться самостоятельно приходится. Шведы хотя бы базу дают приличную! За что им серьёзный плюс. А дальше — опыт, сын ошибок трудных…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (54)
RSS свернуть / развернуть