Блог им. Koshatina → Развиваю дружбу со своей Жужей - личный опыт.
Мотоциклом владею уже месяц, но ездила мало и редко: довольно долго делали документы, плюс сначала мотоцикл стоял в чужом гараже, за неимением своего под боком. Поэтому выезжала редко, недолго, а в город впервые рискнула выбраться только несколько дней назад.
Первые покатушки были по гаражному массиву, частному сектору и лесу за ним. Жужа — мой Geon X-Pit 125 Enduro — оказалась отличной лошадкой, послушно везла меня туда, куда я хотела, пробиралась по неровной дороге, ямам и кочкам, мокрой траве и лесным тропинкам. Именно в лесу я ее и кинула. Один раз — переезжая несколько раз одну и ту же канаву, когда уже осмелела, решила, что сделаю все красиво, и попросила Женю (парня моего, сопровождавшего меня на эндуро-Ямахе) снять мои первые попытки на видео. Три раза проехала нормально, а едва он взял в руки камеру — я Жужу и уронила. Женя сразу с видом веселого ребенка поскакал ко мне с радостными криками: «Снял! Снял! Снял! Все, теперь маме твоей покажу!» А вот кому-кому, а маме совсем не надо видеть, как я падаю)))
Второй раз Жужа пострадала на неровном, перекопанном тракторными шинами, лесном подъеме. Это даже не была дорога с колеями, это были сплошные колеи, не до конца просохшие после дождя. На горку я вылетала махом, и уже почти добралась до вершины, как колесо скользнуло в одну из них. Дабы не упасть, мне надо было пытаться ехать дальше уже по колее, но я сделала этакое «вихляние» рулем, чтобы удержать равновесие, колесо боком вошло в земляную стенку, и Жужа на полном ходу зарылась рулем в землю. Результаты: слегка гнутый руль и отбитый поворотник. Руль Женя мне исправил на месте, а поворотник лишь потерял стеклышко, не потеряв при этом своих функций.
После этого мне нужно было тронуться вверх на довольно крутом подъеме.
Отдельно хотелось бы сказать пару слов об автошколах в маленьких городах, где учат только для сдачи площадки.
Когда два года назад я пошла в автошколу учиться на категорию -В-, на первом практическом занятии про сцепление инструктор сказал мне так: «Это тебе не газ или тормоз, тут нет работы по чуть-чуть, тут есть два положения — выжато и не выжато». Единственное что при начале движения отпускать его требовалось плавно, а при переключении передач — уже поживее.
Когда я прошлым летом ходила в автошколу на категорию -А-, про сцепление инструктор мне говорил практически то же самое, а, точнее, вовсе ничего не говорил, а только: «Вот газ, тормоз, сцепление, все, езжай».
И когда я прошлым летом, поднимаясь с одной учебной площадки на другую по весьма непологому уклону, пропускала встречный автомобиль, притормозила и заглохла, инструктор сказал: «Ты все равно не сможешь тронуться на горку, разворачивайся, спускайся, заводись, разгоняйся и выезжай обратно». Хотя я просила его рассказать о нюансах старотования на горку на мотоцикле.
Теперь в роли инструктора выступил Женя, рассказав (и показав как на своем мотоцикле, так и на моем), как же трогаться вверх по склону.
Вы все, конечно, опытные ездоки и все это прекрасно знаете, но для меня каждая тонкость — открытие, поэтому напишу ее тут.
Трогаясь вверх на горку, надо плавно пускать сцепление. В момент, когда движок начинает тухнуть и перегружаться — а по звуку это слышно — нужно потихоньку добавлять газ и отпускать передний тормоз. И вот тут саме интересное именно в работе сцеплением. Нужно найти ту грань, когда заслонка открыта достаточно, чтобы двигатель поддерживал себя и не глох, тормоз отпущен полностью, а сцеплением можно добиться трех ситуаций:
1. Мотоцикл тянет, хочет вперед, тогда надо добавить газу и уже ехать;
2. Мотоцикл просто держит сам себя на уклоне без тормозов, одним двигателем;
3. Мотоцикл начинает откатываться назад.
И вот так, поигравшись только сцеплением, я поймала все три позиции, и чуть назад отклонилась, и на месте постояла, и вперед тронулась.
На этом опыт бездорожья пока отложим в сторону, так как крайние несколько дней я стала выезжать в город — привыкать к движению вокруг себя, и к себе среди всех.
Первая моя вылазка в город несла в себе цель перегнать Жужу из Жениного гаража в мой. Тогда все прошло «на ура», Женя ехал впереди, я сзади, плюс все дворами, дворами, по дорогам проехали всего ничего. А вот вторая поездка попортила мне куда больше нервишек.
Нужно было съездить обратно к Жене в гараж, позатягивать некоторые болты, помыть и смазать цепь. И в этот раз Женя пустил меня вперед. А я мало того, что дороги не знаю (вернее не особо помню), так еще и была в предпростудном состоянии с квадратной головой, ну и плюс, по сути, впервые сама ехала через город… В общем, когда мы приехали в гараж, Женя покачал головой, и сказал, что в город мне еще выезжать рано. При чем сказал это таким тоном, словно не просто рано, а вообще никогда нельзя будет. «Ты ехала со скоростью 40 км/ч!!! Я всю дорогу тошнил за тобой на второй передаче!» Ну, в принципе, я с ним отчасти согласилась… ибо тупила я действительно неоднократно. Один раз заглохла на выезде со двора, один раз при включении поворотника случайно нажала «красную кнопку» и заглохла на ходу, пару раз забывала выключить поворотники…
Обратная дорога прошла легче — хоть уже стемнело, но нас теперь было трое, и я ехала в центре. Сразу и скорость возрасла, и тупить меньше стала. Но что и говорить, первый выезд принес мне массу впечатлений и адреналина.
С тех пор прошло несколько дней. Я выезжала кататься по микрорайону, по знакомым, не сильно загруженным улочкам, привыкая к движению и воплощая теорию на практике. Потом рискнула съездить в центр, и через него — в гараж к другу. Где точно находится съезд во дворы, через которые мне нужно было попасть на гаражный массив, я не помнила, и когда нужный ориентир-магазинчик внезапно вынырнул из-за деревьев, тормозить и перестраиваться в левую полосу уже было поздно. И я, дабы не делать резких движений, повернула вправо, проехала 20 метров через двор, и выехала на перекресток прямо напротив требуемого въезда. Получилось пересечение перекрестка по прямой, а не левый поворот, еще и с резкими движениями. Словно так и должно было быть)) Посидела у друга в гараже, переждала дождь, и друг потом вечерком провел меня домой на своем «Днепре». И таки я вам скажу, что, пока опыта нет, ехать за кем-то гораздо легче, чем самой.
Ну а вчера я рискнула съездить и на работу, и с работы, и уже могу сказать, что пусть с момента моего первого выезда на ДОПы прошло всего несколько дней, а езжу я уже намного лучше, меньше теряюсь, уже автоматически — а не осознанно — и передачи переключаю, и поворотники, и в зеркала смотрю не больше, чем на дорогу (как поначалу), а тогда, когда нужно (ну и иногда, когда не очень нужно, но просто хочется убедиться — а не догоняет ли меня какой-то шумахер на скорости 100 км/ч там, где все едут 60?)). Ну и вообще, начинаю получать удовольствие, а не сплошную панику оттого, что все хотят меня убить, а я тут туплю в такой неподходящий момент...))) Даже в междурядье вчера сунулась на светофоре, благо, машины стояли достаточно далеко, чтобы я не побоялась туда лезть. Доехала на первой чуть ли не на холостых до самого перекрестка, и на зеленый благополучно тронулась дальше.
Подведя итоги, хочется сказать, что ездить в городе можно научиться только ездя по городу. Хорошо бы помог опыт езды на автомобиле, но у меня из него — только часы учебной езды два года назад. Опыт езды по городу на велосипеде медленно отправляется в мусорку, потому что от велосипедиста требуется лишь ехать как можно правее и никому не мешать.
Лучше всего начинать с незагруженных улочек, желательно знакомых, и только потом соваться в центр и туда, где плохо ориентируешься.
За кем-то ехать легче, намного, поэтому увлекаться лишь покатушками «в хвосте» тоже не нужно, кататься-то будете, а опыта не появится.
Ну и да, надо Жужу отблагодарить и вывести ее в лес, пусть насладится природой))
Всем спасибо за внимание!
Первые покатушки были по гаражному массиву, частному сектору и лесу за ним. Жужа — мой Geon X-Pit 125 Enduro — оказалась отличной лошадкой, послушно везла меня туда, куда я хотела, пробиралась по неровной дороге, ямам и кочкам, мокрой траве и лесным тропинкам. Именно в лесу я ее и кинула. Один раз — переезжая несколько раз одну и ту же канаву, когда уже осмелела, решила, что сделаю все красиво, и попросила Женю (парня моего, сопровождавшего меня на эндуро-Ямахе) снять мои первые попытки на видео. Три раза проехала нормально, а едва он взял в руки камеру — я Жужу и уронила. Женя сразу с видом веселого ребенка поскакал ко мне с радостными криками: «Снял! Снял! Снял! Все, теперь маме твоей покажу!» А вот кому-кому, а маме совсем не надо видеть, как я падаю)))
Второй раз Жужа пострадала на неровном, перекопанном тракторными шинами, лесном подъеме. Это даже не была дорога с колеями, это были сплошные колеи, не до конца просохшие после дождя. На горку я вылетала махом, и уже почти добралась до вершины, как колесо скользнуло в одну из них. Дабы не упасть, мне надо было пытаться ехать дальше уже по колее, но я сделала этакое «вихляние» рулем, чтобы удержать равновесие, колесо боком вошло в земляную стенку, и Жужа на полном ходу зарылась рулем в землю. Результаты: слегка гнутый руль и отбитый поворотник. Руль Женя мне исправил на месте, а поворотник лишь потерял стеклышко, не потеряв при этом своих функций.
После этого мне нужно было тронуться вверх на довольно крутом подъеме.
Отдельно хотелось бы сказать пару слов об автошколах в маленьких городах, где учат только для сдачи площадки.
Когда два года назад я пошла в автошколу учиться на категорию -В-, на первом практическом занятии про сцепление инструктор сказал мне так: «Это тебе не газ или тормоз, тут нет работы по чуть-чуть, тут есть два положения — выжато и не выжато». Единственное что при начале движения отпускать его требовалось плавно, а при переключении передач — уже поживее.
Когда я прошлым летом ходила в автошколу на категорию -А-, про сцепление инструктор мне говорил практически то же самое, а, точнее, вовсе ничего не говорил, а только: «Вот газ, тормоз, сцепление, все, езжай».
И когда я прошлым летом, поднимаясь с одной учебной площадки на другую по весьма непологому уклону, пропускала встречный автомобиль, притормозила и заглохла, инструктор сказал: «Ты все равно не сможешь тронуться на горку, разворачивайся, спускайся, заводись, разгоняйся и выезжай обратно». Хотя я просила его рассказать о нюансах старотования на горку на мотоцикле.
Теперь в роли инструктора выступил Женя, рассказав (и показав как на своем мотоцикле, так и на моем), как же трогаться вверх по склону.
Вы все, конечно, опытные ездоки и все это прекрасно знаете, но для меня каждая тонкость — открытие, поэтому напишу ее тут.
Трогаясь вверх на горку, надо плавно пускать сцепление. В момент, когда движок начинает тухнуть и перегружаться — а по звуку это слышно — нужно потихоньку добавлять газ и отпускать передний тормоз. И вот тут саме интересное именно в работе сцеплением. Нужно найти ту грань, когда заслонка открыта достаточно, чтобы двигатель поддерживал себя и не глох, тормоз отпущен полностью, а сцеплением можно добиться трех ситуаций:
1. Мотоцикл тянет, хочет вперед, тогда надо добавить газу и уже ехать;
2. Мотоцикл просто держит сам себя на уклоне без тормозов, одним двигателем;
3. Мотоцикл начинает откатываться назад.
И вот так, поигравшись только сцеплением, я поймала все три позиции, и чуть назад отклонилась, и на месте постояла, и вперед тронулась.
На этом опыт бездорожья пока отложим в сторону, так как крайние несколько дней я стала выезжать в город — привыкать к движению вокруг себя, и к себе среди всех.
Первая моя вылазка в город несла в себе цель перегнать Жужу из Жениного гаража в мой. Тогда все прошло «на ура», Женя ехал впереди, я сзади, плюс все дворами, дворами, по дорогам проехали всего ничего. А вот вторая поездка попортила мне куда больше нервишек.
Нужно было съездить обратно к Жене в гараж, позатягивать некоторые болты, помыть и смазать цепь. И в этот раз Женя пустил меня вперед. А я мало того, что дороги не знаю (вернее не особо помню), так еще и была в предпростудном состоянии с квадратной головой, ну и плюс, по сути, впервые сама ехала через город… В общем, когда мы приехали в гараж, Женя покачал головой, и сказал, что в город мне еще выезжать рано. При чем сказал это таким тоном, словно не просто рано, а вообще никогда нельзя будет. «Ты ехала со скоростью 40 км/ч!!! Я всю дорогу тошнил за тобой на второй передаче!» Ну, в принципе, я с ним отчасти согласилась… ибо тупила я действительно неоднократно. Один раз заглохла на выезде со двора, один раз при включении поворотника случайно нажала «красную кнопку» и заглохла на ходу, пару раз забывала выключить поворотники…
Обратная дорога прошла легче — хоть уже стемнело, но нас теперь было трое, и я ехала в центре. Сразу и скорость возрасла, и тупить меньше стала. Но что и говорить, первый выезд принес мне массу впечатлений и адреналина.
С тех пор прошло несколько дней. Я выезжала кататься по микрорайону, по знакомым, не сильно загруженным улочкам, привыкая к движению и воплощая теорию на практике. Потом рискнула съездить в центр, и через него — в гараж к другу. Где точно находится съезд во дворы, через которые мне нужно было попасть на гаражный массив, я не помнила, и когда нужный ориентир-магазинчик внезапно вынырнул из-за деревьев, тормозить и перестраиваться в левую полосу уже было поздно. И я, дабы не делать резких движений, повернула вправо, проехала 20 метров через двор, и выехала на перекресток прямо напротив требуемого въезда. Получилось пересечение перекрестка по прямой, а не левый поворот, еще и с резкими движениями. Словно так и должно было быть)) Посидела у друга в гараже, переждала дождь, и друг потом вечерком провел меня домой на своем «Днепре». И таки я вам скажу, что, пока опыта нет, ехать за кем-то гораздо легче, чем самой.
Ну а вчера я рискнула съездить и на работу, и с работы, и уже могу сказать, что пусть с момента моего первого выезда на ДОПы прошло всего несколько дней, а езжу я уже намного лучше, меньше теряюсь, уже автоматически — а не осознанно — и передачи переключаю, и поворотники, и в зеркала смотрю не больше, чем на дорогу (как поначалу), а тогда, когда нужно (ну и иногда, когда не очень нужно, но просто хочется убедиться — а не догоняет ли меня какой-то шумахер на скорости 100 км/ч там, где все едут 60?)). Ну и вообще, начинаю получать удовольствие, а не сплошную панику оттого, что все хотят меня убить, а я тут туплю в такой неподходящий момент...))) Даже в междурядье вчера сунулась на светофоре, благо, машины стояли достаточно далеко, чтобы я не побоялась туда лезть. Доехала на первой чуть ли не на холостых до самого перекрестка, и на зеленый благополучно тронулась дальше.
Подведя итоги, хочется сказать, что ездить в городе можно научиться только ездя по городу. Хорошо бы помог опыт езды на автомобиле, но у меня из него — только часы учебной езды два года назад. Опыт езды по городу на велосипеде медленно отправляется в мусорку, потому что от велосипедиста требуется лишь ехать как можно правее и никому не мешать.
Лучше всего начинать с незагруженных улочек, желательно знакомых, и только потом соваться в центр и туда, где плохо ориентируешься.
За кем-то ехать легче, намного, поэтому увлекаться лишь покатушками «в хвосте» тоже не нужно, кататься-то будете, а опыта не появится.
Ну и да, надо Жужу отблагодарить и вывести ее в лес, пусть насладится природой))
Всем спасибо за внимание!
- Koshatina
- Дарья
- 12 июня 2013 в 10:07
- 1
- +16
- hooligan1789
- 12 июня 2013 в 11:19
- ↓
А ни чего страшного! Когда я начинал ездить на мото я вообще каждый день да по пару раз падал… и большинство по глупости, потом как то само приростает и ты станешь со своим мотоциклом одним целым! Так как ты эндуристКа кривых дорог тебе!)Учись)
- Rudesigner
- 12 июня 2013 в 16:16
- ↑
- ↓
болты на рычагах прослабляешь перед офроадом и все, при падении они не ломаются и не гнутся а уходят в сторону, потом поправляешь и едешь дальше
Не нужно. Просто потренируйтесь стоя на месте работать газом, удерживая пальцами пер. тормоз. Возможно будет полезным поставить короткий курок на тормоз. Тогда рычаг держите двумя пальцами, а ладошкой+оставшиеся три на ручке газа. Иначе для трогания у вас будет получаться сложный алгоритм:
-удерживая пер. тормозом ноги на земле, поставили левую, включили передачу ---сняли левую поставили правую нажали тормоз — передний отпустили газуете ---отпускаете задний ---трогаетесь. Сложно как-то.
-удерживая пер. тормозом ноги на земле, поставили левую, включили передачу ---сняли левую поставили правую нажали тормоз — передний отпустили газуете ---отпускаете задний ---трогаетесь. Сложно как-то.
Я так не делаю. Левую ногу с подножки вообще почти никогда не снимаю, и уж тем более никогда не стою на земле двумя и не стою на передаче. Движение-остановка (оба тормоза, левая нога на подножке, нейтралка, полная остановка, правая на землю)-стою (левая на подножке, правая на земле, пальцы на тормозе)-трогаюсь (включаю передачу, правую на место, отпустил пер. тормоз дал газ). Все. Хотя возможно на малокубатурной технике, чтобы тронуться надо хорошо выкрутить ручку и держа тормоз неудобно?
Но наверное просто у каждого свой стиль езды…
Но наверное просто у каждого свой стиль езды…
Интересное наблюдение: если девушка тупит за рулем мотоцикла, мы воспринимаем это с улыбкой, снисходительно. А если та-же девушка сядет в авто, и будет тупить там, -обезьяна с гранатой! Как думаете, почему так?))) А при трогании в гору, мотоцикл надо держать задним тормозом, т.к. на уклоне ц.т. смещается назад, и нагрузка на заднее колесо будет больше. Лучше держать будет.
- YaniKamikaze
- 6 июля 2013 в 13:28
- ↓
Как же знакомы все описанные тобой ощущения (!!!), будто я свой пост читаю =)
Молодчина! Эндуро — лучшая школа на мой взгляд.
Мне очень много дала езда по лесам, грязи, корягам, песку, камням и подобному. Хотя со сцепой надо бы ещё поработать и торможение отточить. В городе меня ваще паника охватывает, но как ты правильно сказала
Молодчина! Эндуро — лучшая школа на мой взгляд.
Мне очень много дала езда по лесам, грязи, корягам, песку, камням и подобному. Хотя со сцепой надо бы ещё поработать и торможение отточить. В городе меня ваще паника охватывает, но как ты правильно сказала
ездить в городе можно научиться только ездя по городУдачи вам с Жужей и нескучных дорог ;)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (20)
RSS свернуть / развернуть