Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. motograde → Как начать ездить на мотоцикле по городу.

На что обращать внимание и как проехать на мотоцикле свои первые самостоятельные километры?
Вождение мотоцикла в городе

Итак, вы закончили мотошколу, имеете представление о базовых навыках управления мотоциклом. В зависимости от потраченных усилий на обучение, вы либо обладаете самыми базовыми навыками и умеете управлять мотоциклом на малой скорости, либо вы доучились до более продвинутого уровня и умеете контролировать мотоцикл в наклоне, выполнять скоростное маневрирование, объезжать препятствия, освоили приемы эффективного (комбинированного) торможения. Может быть вы даже пробовали свои силы на треке и у вас кое-что получалось. Но как показывает практика, каких бы успехов вы не достигли в стенах мотошколы для уверенного и быстрого перемещения по улицам города этого к сожалению бывает недостаточно… хотя конечно все полезные навыки приобретённые в мотошколе вам безусловно пригодятся!

Первые шаги. У вас есть защитная мотоэкипировка, мотоцикл, права категории А и вы умеете всем этим пользоваться. С чего начать? Очень хорошо, если у вас уже есть некий автомобильный опыт и вы уверенно перемещаетесь по городу на машине, чувствуете габариты, умеете маневрировать в потоке и «читать» дорожную ситуацию.
С чего же начать на мотоцикле?
— С привыкания к самому мотоциклу. У вас не должно возникать затруднений с управлением. Ваши мысли не должны быть загружены воспоминаниями — где на какой рычаг жать, как переключать передачи и как включать свет. Так например, если на учебном мотоцикле поворотники были классические, на пульте под левой рукой одной кнопкой, а вы в качестве первого мотоцикла выбрали BMW, то стоит привыкнуть к немецкой трёх-кнопочной схеме управления сигналами поворота. Отдельная тема привыкнуть к тормозам. Вы чётко должны понять, где предел «схватывания» тормозов, где начинает срабатывать АБС на вашем мотоцикле (если она есть), когда наступает юз колеса, с каким оптимальным усилием воздействовать на рычаг/педаль тормоза.
В результате, нужно постараться добиться такого состояния, чтобы во время поездки по городу думать только о дорожной ситуации, а не о том, как управлять мотоциклом.
Город. Конечно, можно поступить радикально, сесть на мотоцикл и поехать из Химок в Бутово прямиком через центр в час пик. Вы потратите больше времени, похудеете на пару кило, выкурите двойную дозу сигарет и будете неистово ненавидеть автовладельцев. Всякий опыт есть польза. Однако начать без лишних нервов я бы советовал со знакомых районов и кварталов с небольшим дорожным трафиком, раз от раза приобретая бесценный опыт вождения мотоцикла. Можно начать с позднего вечернего времени или раннего утра. Пустынные загородные трассы как вариант погружения в тему тоже неплох, особенно для практики обгона на мотоцикле, но только на самых ранних стадиях, при привыкании к мотоциклу. Потому как, почувствовав себя асом загородных второстепенных трас можно испытать шок резко попав в мир светофоров, перекрёстков и неадекватных водителей. И вот вы обвыклись, исколесили вдоль и поперёк весь районный массив и, по крайней мере, морально готовы к «дальнобою до Смотры», каких правил придерживатся в городе? Прежде всего ещё никто не отменял ПДД и здравого смысла. Но есть ещё несколько специфических моментов применимых именно к мотоциклам. При движении в плотном потоке стоит соблюдать несколько древних как мир правил:
— Движение в междурядье на мотоцикле. Не уверен не лезь. Пока габариты мотоцикла вы чувствуете не очень хорошо, рисковать не стоит. Поцарапанный мотоцикл или проблемы с автолюбителями – не самое удачное начало вашей мотоциклетной карьеры. Для начала стоит смещаться в междурядье только для коротких обгонов, будучи абсолютно уверенными в безопасности маневра. Взгляд. При движении в междурядье старайтесь смотреть дальше, на 6-8 машинок вперёд, не задерживайте взгляд на автомобилях. Не забывайте, что вы не единственный мотоциклист в этом городе, поглядывайте в зеркала назад, не создаёте ли вы препятствия более опытным райдерам.
— Скоростной режим. Не стоит лететь быстрее своего ангела-хранителя. Мотоцикл штука быстрая. 20-и летний 400 кубовый японский спорт-турист даже с небольшими проблемами двигателя способен на такое ускорение, которому позавидуют большинство новых серийных гражданских спорткаров. А посему стоит чётко соблюдать правило «+20», то есть опережать поток не более чем на 20 км/ч.

— Слепые зоны для мотоцикла. На занятиях мотоинструктор показывал, где они, но как успеть смотреть в них на дороге? Мало того, что нужно в них поглядывать, поворачивая голову и бросать взгляд через плечо. Так ещё нужно умудрится контролировать чужие (!) слепые зоны. Стараться не попадать в них и совершать маневр обладая уверенностью что вас заметили. Эту уверенность можно обрести по зрительному контакту с водителем автомобиля в его зеркалах заднего вида. Это не просто, но освоив такие меры предосторожности, вы сделаете перемещение по городу на мотоцикле гораздо более безопасными. Большинство аварий с участием мотоциклов случаются потому, что мотоциклиста не заметили. И самый верный способ устранения «эффекта невидимки» — контроль слепых зон и визуальный контакт с автолюбителем. В этой связи ещё упомяну один небольшой, но важный аспект: обгонять машинки при прочих равных стоит всё же слева. Так получилось, что в левые зеркала водители время от времени заглядывают, а в правые крайне редко…

— Неадекватные водители. Далеко не все водители автомобилей искренне ненавидят мотоциклистов и хотят вас убить. Но вы должны быть готовым к тому, что любой из них может попытается это сделать. Самый простой и действенный способ бороться с неадекватными водителями, это держатся от них подальше. А что бы держатся от них подальше нужно вовремя выделить из потока законопослушных водителей «неадеквата». Например, если я вижу автомобиль совершающий беспорядочные перестроения из ряда в ряд, я понимаю что от него лучше держатся подальше – уйти в дальние ряды или быстро обойти его.

— Уверенность за рулём мотоцикла. После того, как человек наездит на мотоцикле определённое время, появляется уверенность — это хорошо. Но рано или поздно приходит чувство, которое я называю «хyли тут ездить то», оно придёт обязательно. Через пару недель или через 3 сезона, но очень важно его вовремя распознать и сделать шаг назад. Излишняя самоуверенность и пустая бравада — плохие советчики на дороге. Дорога может очень серьёзно наказать нарушителей закона и людей пренебрегающих здравым смыслом. Для раскрытия всех возможностей вашего мотоцикла есть гоночные треки и кроссовые трассы. Там стоит искать пределы, а не на дороге общего пользования. \
Как бы мне ни хотелось, в рамках одной статьи или даже книги нельзя объять необъятное и рассказать абсолютно обо всех возможных ситуациях и случаях. С ростом опыта растёт способность читать дорожную ситуацию и просчитывать действия других участников движения. Те моменты, о которых я рассказал, являются ключевыми и стоит помнить о них при передвижении по городу на мотоцикле. Я же буду продолжать публиковать на страницах этого сайта новые ситуации и варианты безопасного их решения. Лёгкой вам дороги, друзья! И помните, что хорошо натренированные рефлексы быстрее удачи ;)

С уважением,
мотоинструктор
Сергей Стрельников
  • motogrademotograde
  • Сергей
  • 22 мая 2013 в 16:11
  • 43
  • оценка: +101

Комментарии (56)

RSS свернуть / развернуть
0
vadopo
Сергей, срочно надо поставить cut
+1
motograde
спасибо за напоминание. давно не писал тут. уже поставил.
+1
6ec
Сергей, спасибо, очень хорошо написал!
яб только предпоследний абзац про «уверенность» на первое место поставил))
+20
nikiz2
ЗАНИМАЙТЕ В ПРОБКЕ ТОЛЬКО ЛЕВУЮ ПОЛОСУ
попав в другой ряд вы провоцируете водителей авто сузить окно где едут все остальные


ЗАНИМАЙТЕ В ПРОБКЕ ТОЛЬКО ЛЕВУЮ ПОЛОСУ
попав в другой ряд вы провоцируете водителей авто сузить окно где едут все остальные
+3
kent69
Вот эту картинку да в соседний пост про левое междурядье надо вставить, а то там такую муть развели, где там крайнее где соседнее, читал, читал ни фига не понял.
+5
nikiz2
вот крайне важная статья! было но это важно! msado.livejournal.com/2112060.html
0
Monk
отличная! готовцев как всегда «жжот глаголом» )
+9
mrLemon
Закидайте меня чем хотите, но я считаю что автор этой статьи в корне не прав. Езжу на мото и авто и не люблю таких ездунов что едут по междурядью и на 80 и на 100 и на 140кмч. Их не видно, больше внимания уделяешь тому что впереди на дороге и тем кто сбоку а не сзади. Имхо в междурядье стоит ехать если скорость потока 0-40кмч не более, далее стоит ехать вместе со всеми, тк времени особо не выйграешь. А самое безопасное положение это ехать в левой полосе по правому следу впереди идущей машины и зеркально для правого ряда, для среднего ряда держаться ближе к впереди идущей машине и ехать по середине полосы или смещаться к краям полосы для ухода в междурядье, если скорость потока постоянно колеблится 30-70кмч. Мои 5 копеек.
+3
mrLemon
Ибо на скорости у многих появляется желание сменить полосу, резко обьехать яму, вспомнить про поворот и тд. Эта статья хороша для сферической дороги в вакууме, где все водители включают поворотники, плавно перестраиваются, смотрят в зеркала и никогда не обьезжают люки\ямы.
+1
Sarius
закидываю плюсами :)
+2
zerbino
от человека по имени msado с зашкаливающим, но ранимым ЧСВ тошнит например.
+1
olegrem
Это конечно хорошо и правильно…
Но что вот делать если я в пробке догоняю телковоз или сарпёра на скуторе передвигающихся со скоростью, потока наглухо перекрыв левое междурядье и не желающих меня пропускать?
+1
ASTRALINE
я таких стараюсь объехать всеми возможными способами и знаками показываю, чтобы ехал за мной в междурядье, всегда готов провести новичков за собой
+1
olegrem
о том и речь, "… объехать всеми возможными способами..."©, я это к тому что такую ситуацию зачастую провоцирует, как раз мотоциклист который на картинке в машину врезался.
Если в пробке вас догнал другой мотоцикл вполне логично предположить, что он движется быстрее, и уступив дорогу вы избавите его от необходимости вас обгонять и себя обезопасите от изображённой на картинке ситуации. ИМХО
+1
ASTRALINE
если не получается его объехать, и тихоход не понимает, что задерживает других мото-участников движения, значит тошню за ним, не сигналю и моргаю дальним. Иногда рычу прямотоком, если вижу, что его не пропускает коробка
+3
johan
ну и ничего, подождёшь пару минут. у тебя что, пациент с сердечным приступом помирает? куда торопится -то? едешь — хорошо. заблокировали, нехотят пропускать — хули дёргатся, нервы себе портить? встал, отдохнул, поехал дальше…
0
olegrem
Всё зависит от типа техники, на которой ездишь. Может на gold wing-ах такой подход и рулит, а вот на моём DRZ-те, ну не как в нирване ездить не получается, такой уж он этот DRZ-т.
0
leech
Все верно написали Сергей, спасибо. Маленький вопрос, как сейчас с загруженностью мотошкол?
+1
motograde
Хорошие школы загружены сильно.
0
leech
Блин. Хочу скил прокачать. А когда теоретически на спад должно пойти?
0
motograde
июль август небольшой спад.
и с октября обычно у всех всё свободно
0
nikiz2
напиши про левое междурядье
0
kent69
Спасибо, отличная вводная!
+1
Red-Bearded
Полезно. Уже 2 года не сидел за рулем, через неделю заберу свой свежепригнанный байк. уже месяц штудирую бп и подобные ресурсы, тут уже на 700+ странице )) что то вспомнил, а что то подчерпнул. Спасибо за пост!
0
Zeeck
Конечно, можно поступить радикально, сесть на мотоцикл и поехать из Химок в Бутово прямиком через центр в час пик. Вы потратите больше времени, похудеете на пару кило, выкурите двойную дозу сигарет и будете неистово ненавидеть автовладельцев. Всякий опыт есть польза.
Ага, я попробовал. Результат известен.
0
Cheeky
Есть удачные примеры, но это скорее везение, не более
+5
Grim
По поводу «а хули тут ехать», мне еще в мотошколе говорили, и после мотоциклисты, что самый опасный момент — это второй сезон. Уверенность уже появилась, все таки сезон откатал отлично, вот и появляется такая «призрачная» уверенность, на которую большинство и попадается(
Пост отличный и полезный.
0
Evgeny_Gubin
3 сезон а все ровно страшновато ездить)))
+2
ber-rus
Такая увереность не появляеться если в конце первого сезона попадаешь в дтп.Но это значит что она появилась в первом сезоне)
0
hugo
Сергей, отлично написал! Спасибо!
+1
ber-rus
Хотя за зиму опыт попадания в аварию немного тускнеет, но все равно осторожности добавляет.И на ценники на экипировку уже глядишь иначе совсем.
+8
Aceofspades
Всё правильно. Могу добавить свои 5 копеек про сложности езды по городу

1. Найдите адекватного инструктора ДО выезда в город. Тогда вы в любой момент сможете позвонить или подъехать и обсудить сложную для вас ситуацию. Как поступать там-то и там-то. У меня сложности вызывали — движение в медленно ползущей пробке в горку. Поворот налево. Разворот на узкой дороге и мало ли что ещё, уже не помню. Всегда мой инструктор отвечал на мои вопросы как именно нужно делать в конкретных ситуациях.

2. Занимаемый ряд. Мои опыт показывает, что по междурядью лучше не ездить вообще, если пробка движется. Встали машины — ты поехал. Лучший ряд для этого — средний, больше возможностей для маневра.

3. Знание и умение интерпретировать правила дорожного движения. Решать что значит этот знак, у кого главная, нужно за доли секунды. Не уверен — считай, что у тебя помеха, ты на второстепенной и так далее… Отдавай приоритет другим, если не уверен, проще говоря — дай дорогу))

4. Скоростной режим. Разгоняясь — думай всегда, сможешь ли оттормозиться с этой скорости.

5. Веди себя вежливо, тогда и остальные будут вести тебя с тобой вежливо. Если ты сам неадекват, пугаешь водителей машин своими непредсказуемыми для них действиями, резко выныриваешь у них сбоку или перед ними и тд — ожидай в ответ агрессию. Ты не царь дороги, а полноправный участник. Но ты, помимо прав, имеешь также и обязанности и ответственность перед другими. За рулём машины может оказаться, например, неопытная дамочка, пенсионер и тому подобные люди с замедленной реакцией.
0
mottoman
Чуть выше nikiz2 выложил ссылку, где поясняется почему НАДО ехать в междурядье.
0
SUR777
Aceofspades
Прочитал твой эпос… Скажу тебе одно… Еще рано тебе в городе ездить… Судя по написанному ты основ вообще мотоезды не знаешь..:
1.Если ты в горку заехать не можешь---иди на площадке тренируйся
2.Как раз в междурядье когда движутся авто в пробке и нужно ездить, только в левом междрядье, а не почередине… Твой опыт не модет тебе подсказывать---у тебя нет опыта!!!
3.ЕСли ты задумываешься о знаке---рано в городе ездить… Это автоматом происходит…
4.Про разгон промолчу…
5.А вот в 5 пункте надо заранее просчитывать все ситуации которые могут случиться… И заранее надо думать о маневре авто и о дамочке неопытной…
Мой тебе совет, пока в город не суйся, а про междурядье вообще забудь… Надо учиться и учиться
0
Aceofspades
Я описывал сложности, которые у меня были при первых выездах в начале прошлого сезона. Я начал ездить в прошлом году. Сейчас всё в порядке. Научиться ездить можно только если ездить, практика и еще раз практика. С каждой новой ситуацией и тысячей километров приходит опыт. Сейчас езжу вполне уверенно в любых условия, дорожных и погодных.
По поводу знаков: имея более 15 лет автомобильный стаж, всё равно иногда попадаются незнакомые сложные перекрестки из пересечения нескольких дорог, где непросто вот так " с маху" разобраться, какой например была Комендантская площадь в Питере несколько лет назад. Постоянные были аварии, каджый день, пока они по-другому движение не организовали. Наверняка подобные места есть практически в любом крупном городе. У нас не Европа, где большинство перекрестков сделаны с круговым движением. Про междурядье- уверен, что никто не будет перестраиваться, открывать дверь, чтобы " подышать", обладаешь необходимыми телепатическими способностями — пожалуйста. Я не обладаю. И не лезу туда без особой нужды. Заранее просчитывать? Довольно самоуверенно. Последняя моё ДТП на авто — дамочка на очень малой скорости при выезде на главную со второстепенной ткнула меня в зад машины. Она задумалась), но бампер под покраску )
0
c_piper
меня в городе учили ездить в мотошколе. по тихим улочкам, а потом по ттк и по ленинградке. так лучше всего, ибо с мотоциклом учиться на своих ошибках больно и неприятно.
0
Cheeky
А что за школа, в которой так выкапывают?
0
Cheeky
Выкатывают, гррр
0
c_piper
отвечу в личку, а то замордо замодерируют
0
Cheeky
Пост очень в тему, я как раз в процессе вкатывается, причем без авто опыта, так что мой крайне наглядный пример постараюсь впоследствии описать :) тем более училась у ряда инструкторов, среди которых и Сергей. Пока обратная связь от друзей со стажем — ты едешь как-то слишком правильно и слишком медленно (45-65, в сложных местах 35-40).
0
GhostBear
Аналогично)
Только я учусь «на ходу» у друга, с которым вместе катаем иногда.
В случае чего, он комментирует мои действия посредством интерфона))
+2
Kyryll
Отличные советы!!!
«хyли тут ездить то», оно придёт обязательно. Через пару недель или через 3 сезона, но очень важно его вовремя распознать и сделать шаг назад.
тут согласен на все 100% сам через это прошел через 3 мес почувствал себя как минимум другом Росси, пару раз чуть не встретился с такси и грузовиком (хотя они нарушали) но снижение скорости с 70-80 в городе до 50 макс 60 дало резульат ездить намного спокойней.
Можно начать с позднего вечернего времени
я конечно не супер профи на мото. но скажу что лучше утро чем вечер, ибо вечером видимость хуже, мне в зад пару раз чуть слепые не въехали вечером, вот представьте дождик не работают дворники одна фара и водитель с линзами как в бинокле морском… хорошо что в зеркала люблю смотреть)))
0
lastlion
весьма полезно
спасибо
0
manfred
Сергей, очень полезно и своевременно! Спасибо! Я как раз на этом этапе «дальняк на Смотру»
+1
Filosof63
Очень грамотные замечания всех комментирующих. Добавлю свои пять копеек из опыта:
— Межряд-для опытных. Чувствуешь себя немного не уверенно в потоке в межряд не ногой. Твоя полоса движения средняя со скоростью потока.
— двигаясь в межряде внимательно следи за дверьми опережаемых авто выбирая такую скорость чтобы возможно было либо снизить ее до уровня потока, либо обьехать препятствие при возможности
— Не способен до сантиметра чувствовать мотоцикл и его возможность маневра-в межряд не суйся.
— особое внимание и осторожность при движении в потоке и межряде с пассажиром. Так как способность к острому маневру резко снижается из-за увеличевшегося веса байка.
— держи дистанцию до ближайшей машины такую, которая позволит тебе обьехать яму или препятствие на дороге ( машина за которой тебе многого не видно пропустит его между колес).
— даже в плотном потоке и межряде не забывай о применении поворотников иногда в угоду звуковому сигналу. Напугать водителя-даму иногда опаснее чем держаться дальше от неадекватного водилы
+2
SUR777
Добавлю лишь:
1. Главное всегда быть сконцетрированным и очень внимательным, расслабляться нельзя
2.Стараться заранее прогнозировать дорожные ситуации
3.Придумать себе определенное правило, которое нельзя переступать… Я напрмер в городе больше 120 не езду днем… Такое правило выбрал и его придерживаюсь, как бы мне не хотелось…
4.Если мот без Абс и Трешена---то обязательно на площадке в дождь попробовать поблокировать колеса и резко стартовать… Эти вещи необходимо чувствовать…
Я нигде не учился к моем сожалению, поэтому вообше не знал ни о каких блокировках… Поэтому как-то по началу в дождь я пережал тормоз передний и словил жесткий воблинг по всей ширине дороги, чудом не упал под грузовик, спасла спортивная реакция, холодный мозг и большой опыт езды на авто---резко вывернул газ и мот стабилизировался…
+4
Tarhun
Добавлю свои ощущения от езды в междурядье:
— Первое время совался туда от не от умения там ездить, а от безысходности — пробка такая, что ждать, когда машины тронутся, бесполезно.
— Мотоциклом управлял только при помощи рук. Ногами только «сидел» и переключал передачи. Соответственно, при резком торможении передним тормозом нещадно «клевал носом», чем пугал автомобилистов и пугался сам.
— Габариты чувствовал настолько смутно, что несколько раз задевал чужие зеркала — то своим зеркалом/торцом клипона, то локтем.
— Скорость выбирал, исходя из интервала между машинами: широко стоят, гоню, что есть силы. Узко — плетусь и злюсь на них, что криво стоят.
— Переходы из одного междурядья в другое делал «ножками» — подкатывался к «просвету» между машинами, совал в него переднее колесо, растопыривал ножки и забавно перекатывался, стараясь не чиркнуть машины.

Переломным моментом для меня стал курс медленной езды в мотошколе. Меня научили пользоваться задним тормозом, который я практически игнорировал, используя только в дополнение к переднему.
Освоив медленную езду с чуть прижатым задним тормозом и подтравливая сцепление, я вдруг открыл для себя целую вселенную красивого и безопасного передвижения.
Теперь «клевки носом» ушли в прошлое. Аккуратное проскальзывание на малой скорости в узких местах стало приносить удовольствие, а не вызывать панику.
Переходы, объезды машин, остановка в междурядье оказались вполне рядовыми упражнениями.
Плюс опыт езды дал понятие о пределах эффективного торможения, появилось пространственное понятие габаритов мотоцикла и определен безопасный интервал при движении в потоке.
Опытным путем (после «дня открытых в междурядьи дверей») определил для себя максимальную скорость в стоячей и ползучей пробке 40 км/ч. Контролирую себя постоянно. Ибо незаметно для себя постепенно начинаю ускоряться.
В итоге: перед выездом в сложные дорожные условия, в том числе — междурядье, необходимо сначала научиться хорошо управлять мотоциклом на площадке. В том числе — отработать движение на малых скоростях.
здесь был ататат

+3
dxaero
4-ый день за рулем по городу.
В нашем городе пробки маленькие (провинция как никак.)
Как новичок, я для себя сделал несколько правил:
1) 2-ой номер под запретом.
2) По городу не больше 70 км/ч
3) В пробке, я лучше постою со всеми. Правда в межрядье заходил дважды и то, пространство между машинами было большое, два мотоцикла войдут. Только ПОЛНАЯ уверенность в маневре.
4) В дождь старался вообще не ездить.
Эти простые правила помогают мне осваивать мотовождение по городу без лишних проблем.
Пока все отлично.
0
GhostBear
А я с воскресенья в городе)
Пробки у нас норм, есть где постоять)))
Никого до конца сезона возить не намерен, там по ощущениям — если буду уверен в своих навыках, повезу)
В пробках чаще стою, если пробка хоть как-то движется. В больших и медленных суюсь в междурядье, если пускают)
в дождь езжу, но очень аккуратно и не быстрее 40-60. Все равно надо учиться ездить в «мокрую» погоду, от этого никуда не денешься)
0
M4loi
на cb1 с пассажиром вобще кошмар ездить)
+1
GhostBear
ну хз, я по деревне гонял с пассажиркой — норм)
правда она и весит 40 кг, друг мой сибиван перегонял с женой на хвосте — по их отзывам, куда лучше суперфуры тянет двоих)
+4
smirenniy
Люди, любитесь ©
Задрало уже читать срачи.
+1
charligordon
Спасибо, хорошая памятка и напоминание для ,,, супермэновв,, чтоб незарывались.
что нибудь про вежливость на дороге надо было добавить:-)
0
Cinoptik
У меня вчера был секс, сегодня страшно тупил на дороге. Автору предлагаю добавить пункт в правила езды-либо секс с байком, либо секс с женой и на тролейбус! )
+1
NtLDream
а не пробовал такие вещи в личном оставить?(
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. motograde, Как начать ездить на мотоцикле по городу.