Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4277 | Постов: 2474

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → От Каспийского баркАса до Поморского карбАса (часть 6)



Твердое асфальтовое покрытие от ворот рудника ведет уже строго к пос. Ревда. Умом понимаем, что так оно быстрее и проще. Но… это нормальные герои всегда идут в обход. Опять буквально выцарапываем, нащупываем поворот вправо и вверх, на гору. Постепенно, метр за метром по какой-то старой технологической дорожке от ГАЗ-66, начинаем подъем. Терраса за террасой. На навигаторе смена высоты происходит исключительно медленно, дорожка пологая. Опять встречаются болотинки и даже выложенные гати Деревянные настилы из карликовых березок практически сгнили, видно, давно ими не пользовались… Дорожка чрезвычайно приятная для проезда на легком эндуро. Большие могут в нескольких местах подзасесть при неаккуратном обращении с дросселем. Позволяет и попрыгать местами и, балансируя в стойке, проходить верховые болотца по самой кромке. Ехал и думал, каково бы сейчас тут прокатиться на легком харде да без баулов. Однако, отставить мысли о спорте! По сути, мы уже срезали по боковушке горы путь, не пришлось заезжать в Ревду. Но выскочили на асфальт недалеко от Ловозерского горно-обогатительного комбината. Тут, как по щелчку, солнце отключили. Очень быстро небо затянуло низкими облаками. Стало холодно и неуютно. Я чуть отстал от своей группы, т.к. предвидя погоду на отметке 1100 метров над уровнем моря, решил надеть поверх туринговой куртки с подкладкой, еще и дождевик. Снял тонкие кроссовые перчатки, облачив руки в любимые ветрозащитные перчи MSR Windbrake. Ребята, подгоняемые тягой к седловине перевала, вжарили. Пытаюсь их нагнать, и на каменистом прямичке, разогнавшись до 60 км/ч, не удержал мот. Переднее колесо ударилось в большой камень, скорость моментально погасла, а моя инерция при этом, никуда не делась. Отстегиваюсь от мотоцикла, перелетаю через руль. Левую штанину слегка порвал об острый край камня, на который приземлился. Удар пришелся по коленной части моего брейса. Еще и еще раз говорю сам себе спасибо за то, что задушил зеленую жабу и второй сезон езжу в брейсах Asterisk. Поднял мот, догоняю братьев. Меня поджидают на очередном повороте террасы, т.к. в рацию не смогли докричаться.




На 700 метрах высоты ныряем в облака. Скорость падает еще ниже. Камни все больше, езда превращается в вялый триал с высматриванием пути. Покрытие нашего направления не видно даже перед колесом, едем скорее наугад.

Местами сильный ветер сдувает облачность, можно сориентироваться на местности. Покатавшись минут 20, все же нащупали в облаках нужный нам Перевал Геологов на отметке 1120 метров.
Не знаю, как в ясную погоду, а в тот момент местечко выглядело неуютно. Одним словом, перевал.
Сделали несколько фото




Нашли снежный язык


Ильгиз нашел тайник из копилки геокэшинга. Что-то там взял, что-то положил, как у них там принято в секте.



Побродили, размялись. Положили по камушку на сейды. Взмерзли, решили спускаться. Дальше произошел очень забавный момент. На самом спуске от Ловозервского ГОКа, метров за 500, нас всех разом накрывает ядовито-аппетитный запах еды. Причем, я сразу понял, это не кафе и даже не заводская столовка. Это что-то другое, место, где готовят сразу на полторы тысячи рыл. Еду последним. Мне так привычно и спокойно. Вижу, что спустившись в Ревду, мои милые друзья, включая конечно, веганов, водят носами, как вчерашний встреченный нами медведь. Делают они это на ходу. В шлемах. Но я-то сверху все вижу — ищут пункт приема пищи. Причем, в ту секунду ими управлял не мозг, а желудок. Далее, впереди в тумане загорелись 4 стоп-сигнала, тормознув у обочины заведения. А мне-то сверху уже понятно — справа находится gulagu.net/prisons/1023.html В тот момент, если бы моим друзьям распахнули ворота — мне кажется, они не сомневаясь проследовали туда ради обеда. В тот момент на волю через многоступенчатые ворота как раз высвобождался типаж с громадной спортивной сумкой наперевес.
Ревда произвела на меня очень, очень гнетущее впечатление. В центре поселка целый квартал заброшенных деревянных двухэтажных бараков с заколоченными глазницами окон. Наметанный глаз уже определил, что здесь одно бюджетообразующее предприятие – Ловозерский ГОК. И тот, некоторое время назад, испытывал проблемы в связи с приватизацией и переходом из одних рук в другие. Время обеденное, а значит, пора отведать местную кухню. И желательно, все же, не за колючей проволокой. Спрашиваем у локалов, где у вас тут прием пищи производят. Это, кстати, отдельная тема: спустя годы пришло понимание, что спрашивать нужно заводскую столовую, желательно со свободным проходом с улицы, не через «вертушку». Поскольку у различных категорий граждан – разное понимание темы общепита. Кому-то полутухлую тушку курицы на гриле съесть в ресторане за 900 рублей – нормально; а кому-то закусить половиной капустного пирожка бутылку водки – оптимально. Поэтому, заветная фраза «столовая» — относительно быстро расставляет все по местам и структурирует в голове опрашиваемого аборигена. Так вот, спрашиваем столовую – три человека подряд отправляют в одно и то же место. Нет, не туда, ребята, о чем вы подумали… хотя, видя специфику Ревды, вполне могли бы это сделать. Даем круг почета через бараки, и приезжаем в кафе-кулинарию, принадлежащее, конечно, Ловозерскому ГОКу. Мотоциклы поставили под окнами, чтобы держать их под контролем. Всячески рекомендую к посещению это кафе. Судя по ценам, оно ощутимо дотируется комбинатом, а сама пища сытная и добротная. Предварительно завалив пару столиков своими шлемами, члены команды задвигали челюстями, захрустели, зачмокали горячей снедью. Немясоедные Тимур с Артуром не сдавались, и тоже заказали много чего: по тройной (!) порции пюре. В этот будний трудовой день, кроме нас в кафе были только школьники: три девицы-восьмиклассницы со смартфонами, попивающие «Тархун» и хихикавшие, словно в их бокалах был абсент. И их же, видимо, одноклассники. Но, как известно, мальчиши в этом возрасте на полтора года отстают в развитии от ровесниц. Поэтому ревдинские мальчиши-плохиши уплетали перемячи, и явно горевали, что не вызывают интереса у сверстниц. В этот чудный день, можно сказать, экватор летних каникул у Ревдинских школьников, температура на улице была всего +8 градусов. Поэтому июльским днем они прогуливались в куртках и вязаных шапочках…. Да и я тоже напялил на себя флисовый снегоходный подшлемник. Попивая чай с лимоном, и наблюдая, как юность здесь проводит годы, мы тоже вспомнили, что у нас есть смартфоны! Достали, и начали звонить-стучать по клавишам домой. Кто-то совершил роковую ошибку, активировав не ту сим-карту, в результате посыпались звонки с работы. Но Тимур это дело быстро пресек. Вышли на улицу, глубоко вдохнули грудью остаточные пары лопаритового концентрата, доносимые холодным июльским ветерком. У крыльца кафе остановился брутальный Patrol в старом кузове. Мужчина, которого я про себя сразу обозначил, как зам.главного инженера ГОКа, не смог пройти мимо наших коней, и завел беседу. А к тому моменту у меня назрел целый вагон вопросов о жизни людей в Ревде. Нет, я не ограничен представлениями о жизни на уровне города-миллионника, и вобщем-то, понимаю, как живет страна. Заметив, что ИТРовец несколько торопится, задаю самый важный, как мне тогда казалось, вопрос: когда в Ревде отключают центральное отопление, и когда включают. Получаю ожидаемый ответ: отключение подачи теплоносителя в квартиры происходит в первой декаде июня; а подача осуществляется в первой декаде сентября, как только дети идут в школу. Но в эти летние месяцы, в поселке, как правило, происходит повышенный расход электроэнергии, т.к. народ греется от масляных электро-радиаторов. Понятия «местный» там практически, не существует. Люди либо приезжие, чтобы поработать ввиду отсутствия другой работы. Но при этом, постоянно находятся в поисках лучшей доли – уехать в Мурманск, а уж если совсем повезет – в Питер. Вообще, на Кольском в разговорах я ни разу не слышал упоминания Москвы. Питер является оплотом достатка, стабильности и благополучия. Послать детей учиться – в Питер. Съездить купить машину – в Питер. Командировка – в Питер. Южнее уже нет ничего, там, за Питером. Ощутимая составляющая обитателей Ревды, как я понял, это и освободившиеся ЗК а ныне — бичи. Те, кому некуда и не к кому ехать. Они остаются там, ищут хоть какое-то пристанище, в идеале – работу. Криминогенная обстановка в Ловозерском районе – ох, какая острая. Что ни неделя – то ЧП с «мокрухой». Это уже не из разговоров с повстречавшимся нам человеком, а в результате моего мониторинга по возвращению домой.
Что же, время еще только начало четвертого, оставаться здесь нет никакого желания. Заправляемся на старенькой металлической заправке «Роснефть» топливом малопонятного качества, и впереди у нас 150 километров по асфальту до Мурманска. Другой дороги, к сожалению, нет – слева и справа от твердого полотна тундра, болота. В компании редких попутных и встречных военных трехосных КамАЗов доезжаем до трассы «Кола». Гражданских машин мы практически не встретили на этом пути. Еще немного, и мы в столице российской Арктики. Опять же, для меня это определенная веха. Находим крупный магазин, закупаем съестные припасы на ближайшие 3-4 дня, т.к. магазины нам не встретятся. Пытаемся дружно все это утрамбовать в наши боковые сумки и баулы. Выбор рыбы просто огромный: холодного, горячего копчения, вяленая, соленая. Глаза настолько разбежались, что… я растерялся и в итоге купил просто сало. И коньяк. Жидкое светло-коричневое предусмотрительно было перелито из стекла в пластиковую тару из-под минералки. Еще какое-то количество минеральной воды пришлось просто вылить, потому что впереди у нас последняя на пути к полуостровам Средний и Рыбачий АЗС. Там нужно заполнить все имеющиеся емкости. Быстро домчали до бензоколонки. Я заправил бак Safari 13,7 литра, далее канистру Rotopax 7,5 литров и пару 2-литровых баклажек из-под минералки. Илья залил бак 22 литра и 5-ку из-под масла. Ильгиз – также 22 литра и еще 2 канистры по 5 литров. В бутылки мы наливали бензин не то, чтобы в открытую, но не прятались от сотрудников АЗС. Я прекрасно понимал, что с того момента, как в 2009 году отменили пропуска при въезде на полуострова Средний и Рыбачий, здесь каждое лето заливаются по самое горло сотни мотоциклистов. Разве что в карман не наливают, потому что резерв топлива – это единственное, что ограничивает длину маршрута по этим замечательным отросткам земли, отвоеванным нечеловеческими усилиями наших предков в ходе Великой Отечественной Войны. То есть, мы залились быстро и без лишних церемоний. Я даже кофе успел прихватить на люксовой «Роснефти». Тимур с Артуром устроили «цирк с конями». У них вообще такие принципы: положено заглушить мотик за 15 метров до АЗС, значит, положено. Ну, наверное, да… но у меня инжекторный 4-тактник, поэтому я думаю, что «рыжий», и игнорирую эти правила. Они же глушат технику на подъезде к колонке, доезжая накатом. Вблизи пистолета тоже не заводят мотор, а руками откатывают в сторону. Ну, у кого мораль крепка и сил много – ради Бога. Я же вешу 58 кг, и экономлю каждую калорию.
Заправили они свои баки, откатили мотики, поставив на подставку. Далее отвязывают канистры, возвращаются к колонке, а там, разумеется, заправляется стоявший за ними в очереди автомобиль. Приходится встать в «пешую» очередь. Очередь доходит, заливают пластиковые экстрим-канистры. Кстати, ребятушки, будьте внимательны: самарский производитель заявляет емкость этих канистр 10 литров. На деле же оказалось, что полезная вместимость составляет 8,5 литров. Учитывайте это при планировании маршрута и расчете запаса горючего. Но у братьев в запасе есть еще и тонкостенные-5-литровки из-под питьевой воды. Что они делают? Они идут к мотоциклам, переливают из «правильных» канистр в неправильные 5ки, и… возвращаются к заправке, чтобы восполнить излитое из больших канистр топливо. Вы уже почти уснули?.. Я тоже, пока сидя на газоне «Роснефти» наблюдал этот черно-белый фильм с двойным Чарли Чаплином в главных ролях.
Ну что же, вот теперь с Богом. Выезжаем из Мурманска, пересекаем великую реку Колу, и стелемся (а вернее трясемся шашками кроссовой резины) по спортбайковскому асфальту в направлении норвежской границы. Примерно через 80 км это дело нас притомило, решаем вставать на ночевку. Тык туда, тык сюда – болота, сырость. Происходит внутренний раскол. Илья прорывается, как ему кажется, к отличному виднеющемуся месту лагеря. Мы стоИм перед болотиной, и думаем, что место не располагает к комфортному ночлегу. Взаимный обмен любезностями в рацию. Эфир замолкает. Докладываем о том, что выходим на трассу и продолжим поиски ночлега. Оказалось, нужно-то было проехать буквально 1,5 километра. Нашли маленькую, но вполне достаточную полянку для 5 палаток. Вскоре и Илья приехал. Хапнул приключений в одиночку, проезжая каменистый насыпной бродик через речушку с сильным течением. Делать селфи, сами понимаете, ему было некогда. В команде некоторое напряжение из-за того, что не можем договориться, как нам кажется, по пустякам. Для кого-то – пустяк жахнуть трофи под вечер. А кому-то – кажется, ну что стоит развернуться и совместно поискать место под лагерь, тем более 4 человека из пяти настаивают. Угрюмо ставим палатки, разговор не клеится. Опять не с того момента начали ставить лагерь. Уж сколько раз твердил Мишутка: сначала стол, согрев, закуска. Потом уже палатка и переодевание. Трубка мира в воплощении маленьких рюмашек с коньяком и грудинка на бородинском хлебе возвращают шаткое равновесие в коллективе. Тимурчик с Артурчиком поддерживают нас снисходительными, но подбадривающими подмигиваниями. А дальше – натягиваю свою веревку, вешаю посушить вещи. Ухожу «до ветру», заодно проверить медвежьи тропки и лежанки в округе. Возвращаюсь через 15 минут – накрапывает мелкая мурмАнская морось. И все мои вещи, которые были всего-навсего влажными, становятся уже мокрыми. Зло берет. Сматываю парашютный фал, закидываю вещи в палатку. Продолжаем культурную программу. Макароны-тушенка. Бородинский хлеб, конечно, не без сопровождающих его жидких компонентов. Послушали музыку. Какую – не помню.
Проснулись не поздно. Выглянул из палатки: опять не дождь, а висящая в воздухе морось… делать нечего, физиология зовет «подышать утренним воздухом». Вернулся, залег в уже остывший спальник. Организм явно требует дневочку. Хотя бы полдня покоя. Не прокатило: на Лексусе приехали двое ребят с девушками и собакой. Вполне приветливо пообщались, они спросили: а вы как, надолго? Говорим, что через час-полтора уедем. Они вежливо отъехали на 50 метров назад, дожидаясь пока мы освободим полянку у реки. Было утро субботы, мурманчане выбираются на пикники, рыбалку, и прочие сопутствующие этому в юности деяния в палатках и на задних сиденьях авто. У них нет садовых участков, дач, как у нас. Т.к. на скалах ни хрена ничего не растет. В +8 помидоры не созреют, мне кажется, даже в парнике с гидропоникой. Поэтому основное хобби здесь – рыбалка. А место ночевки – палатка, либо экспедиционный автомобиль с полкой внутри.
Перед Титовкой останавливаемся у шлагбаума. Ребята на паспортном контроле еще не видят наши номера, только услышали приветственную речь. И говорят: здарова, земляки; татары, что ли? Оказалось, командированные из соседней с нами Ульяновской области. Проверили паспорта, пожелали удачной дороги. Кстати, на всем протяжении этой трассы, ведущей в норвежский Киркенес, установлены информационные штендеры запрещающие не гражданам РФ сворачивать с трассы в сторону, неважно под каким предлогом. И тут меня распирает злорадство, что буржуины-то не могут посетить Рыбачий. А я – могу. Очень по-детски, но на какие-то секунды эта плоская по своей сути мысль озарила сиянием мое сознание.
Итак, мотопробег команды «МотоТрофи-Казань» (в миру – «саранча-рейсинг», т.к. я постоянно ищу что где можно пожевать) прибывает в кафе в Старой Титовке. Цены в этом вагончике, однако… но других конкурентных вариантов нет, а пахнет так аппетитно. Это единственное и неповторимое кафе, в котором каждый бывавший на Рыбачьем эндурист оставил хотя бы сотню своих рублей, имеет даже похвальную грамоту от администрации Печенгского района Мурманской области. Угадайте, за что? Не угадали, так что имеет смысл съездить и прочитать содержимое лично. Обслуживание то еще… примерно так же, как в гос.монопольных «Водоканале» и «Энергосбыте», с непроницаемым выражением лица «а куда вы денетесь, сукины дети». Ну, люди северные, тут своя психология. Так что лично я свой Устав оставил в своем же монастыре и не выпендривался. Далее погнали по каменистой утрамбованной дорожке. Еду, и думаю: чего-то, может, не сюда нам? Навстречу «Логаны», обгоняю «Цивики». Народу – как на курорте. Выходной день… вот попали, так попали. Как говорил Карлсон, «спокойствие, только спокойствие». И правда, с каждым пятком километров камушки, торчащие из дорожного полотна все выше и выше, разъезды для встречных машин все более узкие. Дальше – больше: перед подъемом на перевал Мустатунтури из соперников остаются лишь УАЗы и лифтованные рамники. Вот и чудненько, тревога откатывает. Оказывается, на этот 30-километровый участок берега реки Титовка приезжает большое количество людей, особенно в выходные. А уж автомобилей с номерными знаками из других регионов в разы больше, чем местных.
После спуска с Мустатунтури, на перешейке между материком и Средним, сворачиваем налево, так как у нас в планах путь по Западному побережью. Не заморачиваясь, преодолеваем знаменитую «лужу» по левой стороне вдоль деревьев. Тормознулись у Музея ВОВ, но как-то не очень приветливо выглядели местные обитатели. Возможно, я ошибаюсь, но показалось, там бытуют люди без документов, как в анклаве. Поехали дальше. По стрелкам-указателям «БОЕЦ», вторглись на территорию одноименного патриотического лагеря. Ребята-школьники из г. Никель находят останки солдат и предают земле с воинскими почестями. Руководитель отряда Александр Федухин, человек военный, строгий, принял нас, разместил на поляне и предложил отобедать. Было как-то неловко объедать лагерь, тем более мы только недавно перекусывали в Титовке, мы вкратце послушали об их деятельности, и продолжили свой путь.
Телефоны переключились в международный роуминг. Баренцево море. Все вокруг в серых тонах, калибруются лишь его оттенки. Но красиво, сурово. Море также меняет свой цвет, если смотреть на него под разным углом. С высоты – синее, с плоского берега – бетонно-серое. Для ценителей военной истории здесь – рай.







Пушки, окопы, береговые укрепления, сооружения. А если предварительно не пожалеть времени и почитать о том, какая заварушка здесь царила во время войны, вы сможете словно трехмерно смотреть на каждую скалу, каждую расщелину, каждый ДОТ и воспроизводить прочитанное на кинопленке. Встретили ребят на «слониках».

Обменялись завистливыми взглядами: они нам сказали, как круто на такой юркой технике здесь катать, а мы спели им песню, как здорово на 800ках доезжать до интересных мест. Двинули далее, попутно останавливаясь и рассматривая укрепрайоны. Я нашел оленьи рога, уже было навьючил их к своему WRR. Но Тимур мне задвинул короткую догму о том, почему не стоит это делать. Я не вдавался в подробности саамских примет, просто отнес их на место, «полОжь где взял».

Вдоль западного побережья Среднего пейзажи великолепные. Это именно то, что я хотел увидеть, пусть и назову эти скалы «шотландской картинкой». Яркая зелень + темный камень 30-метровых скал. Серые воды Баренцева моря. Незаметно подобрались к скалам «два брата». Красиво, но… здесь прогуливалась джиперская тусовка с целым выводком детишек и собак. А скопление людей – совсем не то, что мы искали. Попробовали сделать фото с одного ракурса, с другого. Широкоугольниками никто из нас не располагает. Получается коряво.




Двинули дальше. Перескочили на Рыбачий. Илья с Ильгизом живо интересуются всем металлоломом, встречающимся по пути. Тимур с Артуром абсолютно индифферентны к военной тематике. Я как-то посередине… осмотрел 2-3 командных пункта, проникся.

Но останавливаться каждые 5 минут желания особого не было, так как меня манит вожделенный Вайдагубский маяк, ведь точка эта является своеобразным экватором нашего путешествия, после которой мы начнем обратный путь. В начале повествования уже говорил, что намерение посидеть у подножия маяка народилось во мне еще лет 5-6 назад. И сейчас, когда до него остается буквально два десятка километров, мое терпение заканчивается. Вырываюсь вперед группы, и не глядя в навигатор, по наитию устремляюсь к видимым впереди белым шарикам РЛС.
  • EgorkinEgorkin
  • Егор
  • 23 января 2016 в 17:58
  • 3
  • оценка: +27

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+1
zogar-zag
Для кого-то Русский Север экзотика, но когда живешь тут пол жизни, как-то тянет к вечнозеленым растениям и теплым водоемам :-)
+1
Egorkin
Вы абсолютно правы. Хорошо там, где нас нет…
+1
Pshecha
В очередной раз прочёл с удовольствием! Жду продолжения! + за пост…
0
Dyuh
  • Dyuh
  • 2 февраля 2016 в 20:22
наверное назовёте меня психом, но я планирую на своей технике летом скатать на рыбачий. маяк манит ))
жду продолжения.
0
Egorkin
Все нормально! Если с умом, то от Титовки на Рыбачий летом можно на скутере проехать (не протащить, а именно проехать). Так что не переживайте и вперед! Спасибо :) мотивируете сесть и уже дописАть, наконец, заключительную часть.
0
Dyuh
Ну, «с умом» — это как получится, но на откровенный оффроуд соваться точно не буду ))
Так же интересно, какие там места посещали, места для ночёвок и т.д.
0
Egorkin
На Среднем и Рыбачьем вариантов-то особо нет. После перевала Муста-Тунтури спуститесь вниз, заедете на п-ов Средний. Сразу после перешейка (справа на берегу что-то типа турбазы, но работает или нет — не могу сказать, т.к. мы в палатках ночуем) — дорога идет либо прямо, либо налево вдоль Западного побережья. Последняя мне кажется более живописной и проходимой, следуя по ней, проедете по берегу Баренцева и попадете на п-ов Рыбачий. Она же приведет к маяку. После маяка мы не захотели возвращаться той же дорогой, и поехали по центру, как бы рассекая Рыбачий по центру: дорога там эндурная, местами реально идкт по руслу не глубоких, но каменистых речек. Есть 2-3 болотца примерно по 50-70 метров длиной. А потом выскакивает она на Средний, там уже грейдер вдоль Мотовского залива. Изучите google earth, там много фото с привязкой к местности, и сразу понятно, где можно ехать.
0
Dyuh
Спасибо. это я уже изучил и пришёл к выводу, что на круизёрах мы там проедем.
Вопрос по ночёвкам в палатках — медведи на Рыбачьем не приходили?
на счет костров там как?
0
Egorkin
Ни разу не слышал, чтобы видели медведей на Рыбачьем или Среднем. Возможно, заблуждаюсь, но когда я катался по полуостровам, если бы я был на месте мишки — ни за что бы не стал там жить. Леса нет, спрятаться негде вообще, жрать вобщем тоже нечего. Палатки ставить в низинках, т.к. там основная проблема — постоянный ветер и морось. Некоторым везет, и в начале августа попадают на хорошую погоду. Но она там скорее исключение из правил. Костры?.. ну вобщем-то, можно там найти дрова при большом желании. Опять же, от военных много хлама осталось, так что и доски попадаются. Кстати, мониторьте ситуацию — там в 15 году собирали стат.данные о кол-ве посетителей, и я так понимаю, в воздухе витает идея объявить полуострова то ли рекреационной зоной, то ли нац.парком. Бред, конечно пр итом уровне загрязненности, но возможно, вскоре заставят регистрироваться, получать путевки туда и платить экологические сборы. Местные много об этом судачат. Еще худший вариант — военные или геологи просто закроют полуострова для посещения, как это было до 2008 года.
0
Dyuh
наблюдая по новостям за усилением вооруженных сил рф в арктике в связи с углеводородными шельфовыми делами — могут и закрыть. вот и хочу до этого успеть.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, От Каспийского баркАса до Поморского карбАса (часть 6)