Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4285 | Постов: 2504 +1

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → От Каспийского баркАса до Поморского карбАса (часть 5)

Перевал Геологов: в лоб, или по лбу




Однако, сутки, проведенные на ногах и подножках, а также полученные на всю жизнь впечатления от встречи с медведем, вскоре срубают нас в сон. Просыпаюсь почти в 12.00, когда полуденное полярное солнце нестерпимо нагрело палатку. Чувствую себя, как слизняк. Мышцы готовы растечься, словно детский мячик-лизун. Тело болит после вчерашнего прохвата по камушкам. Выдался непростой день. Прогулялся до ближайших зарослей. На обратном пути рыбаки сделали замечание, что мы близко подъехали к озеру. 35 метров – природная водоохранная зона, говорят у них не принято нарушать это правило. Нам с друзьями на ум пришла мысль – а как же многочисленные лодки с двухтактными моторами, рассекающие Умбозеро? Они не наносят вреда экологии?.. Сказали, что может приехать инспекция, и тогда нас подвергнут штрафу. Но у нас есть крутая история про медведя, что нам инспекторы!?

Возвращаюсь в палатку, открываю насквозь оба входа. Ложусь, и созерцаю Хибины со снежными лощинами на другом берегу озера. Да, это тот самый момент, который мы с вами, друзья, читающими эти строки, так любим – «вид из окна». За этим мы едем, преодолеваем разные разности, чтобы каждое утро видеть новый, все более шикарный пейзаж. Впитать, запомнить, обонять его всеми рецепторами. Нашей долгой русской зимой, эти фрагменты еще долго будут согревать мое сознание, радовать меня, словно неугасаемый фитилек керосинки, покачивающейся на санях ямщика, мчащего в зимнюю темную стужу…



Добрый ветерок с озера настойчиво разгоняет мошку, можно насладиться жизнью без москитной сетке, которую я не снимаю на биваках уже больше недели. Незначительная облачность присутствует, но все же, день ясный. Прекрасный момент для подъема на перевал Геологов, расположенный в Ловозерских горах. Должно быть, видимость с вершины сегодня будет хорошая. Однако поспали мы, немало. С каждым днем наш отбой и подъем сдвигаются на позднее время. Отобедав-позавтракав, трогаем. Выбираемся с уютного и красивого места ночевки на основной маршрут по плотненьким дорожкам с камушками, луж почти нет. А на основной жирной нитке нашего пути, который идет вдоль Умбозера с Юга на Север вдоль Восточного берега, начинается развлечение.




Можно ехать по насыпи, оставшейся от железной дороги. Но почти все мосты разрушены, а пересекающих речушек очень много, и они достаточно бурные.






Если ехать нижней «технологической» дорогой, придется скакать по бревнам гати и нырять в непредсказуемые лужи.


Эгегей, но мы-то на чекушках! Для нас это – пара пустяков. Хотя, конечно, на нескольких скользких бревнах не удерживаю мотик, и роняю, в мгновение ока сменив положение моточикла относительно дороги по 90 градусов.






По пути встречается замечательный скелет моста через речку. Я назвал ее «Микро-Витим». На фото очевидно, почему. До Витима я пока не добрался, но тренировку можно считать выполненной.


С каждым километром проникаюсь красотой Ловозерской тундры. Здесь меня радует все: старая гать, прозрачные чистейшие ручейки, пересекающие путь, и даже натуральное болото Кикиморы слева и справа. Вид на гору Кукисвумчорр и другие непроизоносимые для нас вслух возвышенности. Абсолютное безмолвие и отсутствие людей. Ни единого звука не доносится с какой бы то ни было стороны.


Обычный плотный еще карелский лес сходит на нет. Появляются карликовые березки. Еду, и краем глаза вижу, что над Хибинами происходит погодное «нечто», при том, что нам светит солнце. Стараемся больше ехать по «железке». Если набрать крейсерскую скорость 40 км/ч, шпалы проезжаются почти незаметно для наших длинноходных подвесок. Чуть сбрасываешь скорость, и поездка превращается в мучение. Снова отрываю газ – режим «глиссера» позволяет успевать любоваться озером. Оно слева, прямо под нами. А справа появляются весьма отвесные скалы-прижимы.




Но с остатками железной дороги, нужно быть внимательным: иногда попадаются участки, на которых отсутствуют по 4-5 шпал подряд. Проскочить такой провал на скорости не получится, а вот травмироваться, клюнув колесом – вполне. Приходится тормозить (торможение на шпалах – отдельный аттракцион, он мне напомнил первый мой выезд на гололед на автомобиле, оборудованном АБС, в далеком 1999 году), объезжать ловушку в узком пространстве между краем насыпи и ямой в центре. Растительность настойчиво отвоевывает неиспользуемый просвет бывшей железнодорожной ветки. Наступает слева и справа, создавая некоторые сложности. На старом полотне железной дороги очень часто видим следы взрослых медведей и медвежат, буквально у каждого ручья. По спинному мозгу снова пробегает этакий «медвежий импульс».
Зимой, когда мы с Тимуром прокладывали маршрут, присмотрели два варианта проезда к Ревде. Первый – это классический, вдоль (или) по железке. И далее из пос. Ревда подъем на перевал Геологов. Нас же при изучении «гуглоёса» привлекли фотографии белого L200, сделанные на коротком подъеме на перевал, перпендикулярно от Умбозера. Тропа эта или намек на дорогу начинаются в одной из малоприметных свороток с железки и тянется между речками Тавайок и Сенгисйок.



Как же круто мы это приметили, вот уж будет веселое приключение. Не учли лишь один микроскопический, но важнейший по значению нюанс: «элька» не поднималась на перевал по этой тропе, а спускалась с него. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Ну что же, ныряем в своротку, и начинаем тыкаться в разные тупики. Каждый раз сопоставляем, и делаем неутешительный вывод: нет, пусть и лифтованный L200 на 36х симексах не мог здесь не то, что ехать, а даже лебедиться. И все-таки находим нечто похожее на очередной так любимый «МотоТрофи Казань», вход в «портал». 15-20 метров почти ползком полулежа на мотоцикле, шаркая ботами по склизким камушкам; видимость ноль – только джунгли-лианы. Иии-иии, после очевидного подъема, вдруг выезжаем на полянку. Далее накатанная на камнях двуколейка.



Ну как вам сказать насчет «накатанности»… Скорее, там когда-то проехали несколько раз. Как накатали, так с тех пор и не ездили. Однако желания развернуться у нас не возникло. Продолжаем движение по долине с постепенным подъемом. Спуски сопровождались окунаниями в верховые болотца, в которых мы не раз застревали.





Пока нас окружала растительность, угол подъема по россыпи камней был вполне безобидным. Далее, после пересечения нескольких питьевых ручейков, впадающих, судя по всему, в Тавайок, зеленка пропала. Вместе с карликовыми березками. И начался полный каменистый голяк. С каждым метром становилось все жарче в борьбе с каменистым вертикальным триалом. Солнце еще светило, но стоило заехать за приличного размера камень в тенек, как становилось нестерпимо холодно. Хотелось либо откатиться назад под заветные лучики солнышка, либо прорваться на десяток метров вперед, чтобы оказаться в точке покрытия солнечного света. Пойти первым путем было просто, но тщедушно. Вторым – сложно. И с каждым последующим троганием с места, все сложнее и сложнее. Тут я хочу сделать отступление, отметив, что ребята, ездившие к Отортену, конечно, посмеются надо мной. И я с ними соглашусь, поникнув головой. То, что им пришлось испытать на размешанных полноприводниками колеях Приполярного Урала, на пути к МаньПупуНёру, не идет ни в какое сравнение с нашей прогулкой. Мы имели возможность соскочить и поехать «человеческим оффроудом».




Авангард нашего отряда в лице Ильи на Honda XR250 (как известно, лучшим в мире мотоциклом по версии авторитетного OFFROADPEOPLE) не оглядываясь, устремился вперед. В какой-то момент мне даже показалось, что он несет (везет) невидимое знамя. Знамя бескомпромиссности, твердости и беспощадности к слабакам, у которых ось маятника «на полшестого». Следом за Ильей, в попытке ехать на заднем, а в следующую секунду откинуться набок, осекал своего 440кубового коника Тимур. Увеличенный бак с пониженным центром тяжести, несомненно, помогал в этом деле, но в итоге все решал опыт и большой накат. Илья брал высоты одну за другой, о чем, разумеется, докладывал в радиоэфир исторически сложившегося в России для оффроудных мототуристов, 22го канала LPD. Его сладкие речи, транслируемые нашими почти разряженными Мидландами, звучали не очень убедительно, хотя дружище и пытался всячески нас приободрить. Например: «Я буквально в 150 метрах от вас, высота 630 метров; давайте уже возьмите этот острый косогор с боковым уклоном дороги 35 градусов, а дальше тут ерунда, все ровненько и безобидно». Смотрю на «гармин» – и вижу высоту над уровнем моря 480 метров. Получается, что нас с Илюхой отделают 150 метров не в плоскости. А 150 метров по вертикали! Хе-хе, я-то не первый год катаюсь с Ильей, и у меня в голове уже проектируется картина препятствий, ожидающих нас «там, за косогором». Если я склонен к гиперболизации событий и прогнозов, то Илья, наоборот, уничижает грозящие нам в реалии опасности и препятствия. И это такая хрупкая диалектика нашей группы, позволяющая, тем не менее, уже 8й год нам как-то сосуществовать и уживаться в походах.




У Артура кипит крупнокубатурный DZR440S. Нужно периодически глушить мотор и давать ему остыть. В свою очередь, от частых запусков сел аккумулятор. Кик-стартера нет. Помогает некоторая передышка, либо откат обратно и запуск накатом. Каменистая двуколейка становится вовсе неприличной. Смешно, но аккуратненько не удается тронуться с места даже на 50й звезде и при помощи ног. Слева — обрыв, справа – прижим. Отдыхаем, даем остынуть моторам. Ищем альтернативные пути. Попутно собираю образцы камушков, которые так любят мои дети. «Аметист? Не, не слышали, — тут только гранит». Правда, гранит самых разных оттенков, прихватил розовый.



По каменной «целине» забираемся еще на несколько десятков метров. DRZ Артура глохнет, а у меня возникают некоторые сомнения по состоянию сцеплению моего WRR, тем паче, что запасных дисков с собой нет. Тремя голосами из пяти принимаем решение возвращаться к Умбозеру. Едва заслышав наше подлое блеяние в рацию, Илья продолжает публичную лекцию о концепции твердописечности, о том, «как здесь красиво, еще чуть-чуть, и вы тоже сможете это увидеть». Фотографии, которыми соспровождается мой текст, конечно сделаны не мной, а флагманом нашего отряда.





Вкупе наша усталость, технические проблемы и неопределенность вопроса о том, насколько вообще реально тут забраться к перевалу Геологов, перевешивает. Декларируем свой манифест об отступлении в рацию, и начинаем спуск. Илья с Тимуром достаточно быстро нас нагоняют. Судя по их лицам, сильного раздражения они не испытывают. Ну и ладушки. «Главное, чтобы в семье все было хорошо».



Ужа на спуске я несколько раз видел в стороне от колей рваные металлические гусеницы, из чего сделал предположение, что если тут и ходила на подъем техника, то вероятно, не колесная, а гусеничная. Потому что ни одной рваной покрышки за все время подъема, мне на глаза не попалось.
Вниз ехать весело. Даже по верховым болотцам. Этакий полярный мотобобслей. Задний тормоз заблокирован, а передний работает в «режиме АБС», постоянно приходится пульсировать, подрабатывая им. Ребята останавливаются пополнить запасы питьевой воды из ручейка. Мне не нужно, т.к. водопотребление у моего организма минимально, из двухлитровой поилки я вряд ли выпил за день и половину. Досадно оттого, что пришлось отойти. Зато погода пока нас радует. Вечернее время подсказывает, что на сегодня достаточно, ищем достойное для ночевки место на Умбозере. Список критериев для выбора места лагеря у нас теперь ощутимо увеличился: отсутствие людей, по возможности, недоступность для проезда инспекторов лесной охраны (помним про водоохранную зону 35 метров от берега), пресная вода и конечно, отныне — изолированность от медведей. Доскакали до перекрестка. Справа под горой – остатки разрушенного Умбозерского Лопаритового рудника с технологическим водоемом нифелинового концентрата. Сворачиваем влево, спускаемся к Умбозеру. Там развеселый выпивший рыбачок или охотник. Ненавящивый, но уж очень словоохотливый. А мы порядком устали и проголодались. Увидели нечто наподобие тропинки, уходящей на выдающийся в озеро полуостров. Позже посмотрел по карте – называется губа Песочная. Рекомендую это место для стоянки. Губу отделяет от материка ручей, через который машинам никак не переехать, т.к. вязкий песок засасывает, даже имени не спросив, мгновенно. Хех, то, что нам нужно! Ловко проскакиваем естественный природный ограничитель для четырхколесных, и в третьей по счету красивой бухточке натыкаемся на полянку. Со стороны озера она укрыта деревцами полукругом. На берегу несколько прибитых волной сухих деревяшек. Разводим костер, сушим вещи, Илья готовит отличный турецкий супчик. С хлебом и салом Шпик уминаем, не забывая запить огненной водой. Погода портится. Поднялся сильный ветер, но дождя нет. Кажется, наблюдается морось, но из-за сильнейшего ветра она не капает на нас, ее сдувает. На другой стороне Умбозера, над Хибинами, наблюдаем жуткое завораживающее светопредставление. Ветер закручивает облака в бараний рог, вероятно, там даже не дождь, а снежный заряд. Оптимизма это не внушает, т.к. побаиваюсь пришествия всей этой хмари на нашу сторону озера. Напрасно. Как оказалось позже, над Хибинами постоянно происходят такие фокусы, их можно наблюдать издалека, так и не почувствовав на себе. Неспроста же в сердце Хибин расположена Кольская Спасательная Станция «Куэльпорр».
Поскольку на ночевку мы встали достаточно рано, успели сделать все свои бытовые дела, можно проинспектировать мотоциклы после сегодняшней попытки штурма перевала «в лоб». У моей WRRки от вибраций раскрутились микровинтики, и биксеноновая лампа вывалилась из цоколя. При помощи Лезермана и сталистой проволоки возвращаю на место источник света. Хотя, он еще ни разу не пригодился мне в этой поездке. Белые, белейшие ночи не дают ни единого шанса воспользоваться фарами.
Приключения предыдущего дня не дают расслабиться даже после коньяка с салом. Ходим в радиусе 30-50 метров от лагеря, ищем возможные следы испражнений косолапого. Ничего не нахожу, даже веток сломанных или примятого мха. Ночь прошла спокойно.



Завтрак, сборы. В этой поездке у нас объявился «лентяйка» в лице (а скорее, в раме) Хонды XR250. Он отказывался заводиться на холодную. Благо, мотоцикл чрезвычайно легкий, и моментально схватывает при попытке растолкать его на 3й передаче. Заводим младшего «хряка», толкнув втроем, и выдвигаемся. На сегодня у нас уже вполне четкая задача: подняться на перевал Геологов, пускай и по более попсовой дороге. На выходе из губы Песочной, Тимур газнув лишнего, засадил в ручейке мотоцикл.



Не так, чтобы критично, но вобщем, уже утром пришлось намочить мотоботы. Поднимаемся мимо старого рудника, к которому ведет метрового диаметра труба для подачи воды. А на берегу находилась заброшенная компрессорная станция. Лопаритовый ручей, проходящий практически по территории рудника, размыл асфальтовую дорогу.



Препятствием для нас это не является, на легких дуал-спортах сигаем через ручей. Далее оказалось, что ворота достаточно плотно закрыты, а калитка замурована сваркой. Придется преодолевать препятствие через искусственную насыпь, защищающую от въезда на «абандонную» территорию непрошенных автомобилей.



Изучать сам рудник не было даже и в мыслях. За годы поездок мы повстречали уже достаточно много подобных сооружений. А я и вовсе не испытываю пиетета к тому, что покинуто людьми и не приносит пользы. Погода утром была ясная, и от рудника открывалась живописная панорама северной оконечности такого большого Умбозера, вдоль которого мы едем, получается, уже третий день.

Продолжение следует…
  • EgorkinEgorkin
  • Егор
  • 8 января 2016 в 14:54
  • 3
  • оценка: +44

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
0
Hopma
  • Hopma
  • 8 января 2016 в 16:18
Жаль что пришлось возвращаться…
0
Egorkin
Весьма жаль. Тем более, что погода была именно в тот день отличная, и виды с Перевала, могу предполагать, — просто фантастика. На разгруженных мотоциклах, возможно, смогли бы подняться.
0
Pshecha
Продолжаю следить за вашей поездкой…
0
Ilia1000
Добрались до курума, можно сказать практически на вершину перевала, оставалось совсем малость до плоскача.

0
Ilia1000
0
sketh4
блин… классные края...)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, От Каспийского баркАса до Поморского карбАса (часть 5)