- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2495
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Пробег Ижевск-Атлантика на Иж Юпитер 2 в честь 130-ти летия П.В. Можарова. Германия. (часть 4)
Иж въехал в Берлин поздней ночью, часа в 2. Пока мы мчались к нашему другу, в голове было множество мыслей — Германия была важным этапом пробега, в частности предстояло посетить Чопау, где находились заводы DKW и MZ, давшие рождение серийным Ижам, Восходам и Минскам, побывать в университете, где учился и «заболел» мотоциклами конструктор-организатор серийного производства мотоциклов в СССР П.В. Можаров, и побывать на слёте любителей советской мототехники. Всё это – лишь несколько сотен километров, но зато каких!
Ингвар очень тепло и радушно встретил нас, несмотря на нашу задержку в пути. После встречи он отправился к девушке, чтобы нам не мешать. Мы настаивали, что можем спать хоть на кухне или в ванной, и не хотим его напрягать, но Инго был непреклонен. Да, гостеприимство людей не знает границ! В его квартире висело несколько фотографий с Ижевска – видимо всё же время в нашем городе оставили у него тёплые воспоминания. Увы, в тот раз, во время ремонта его Урала, мы пообщались не так много, восполним в этот раз!
Вот кстати интерьер его квартиры:
Конечно же, когда к вам приезжают гости, их принято кормить, но тут произошло интересное. В Европе сейчас бум вегетарианства, поэтому Инго, не зная наши пристрастия оставил нам два комплекта еды – для мясоедов и не очень. Ну а мы… Мы съели всё!
На следующий день наш мотоцикл получает заслуженный отдых, а мы отправляемся на прогулку на велосипедах – развитость велодвижения и инфраструктуры здесь очень радует. Пробок из машин, кстати, я почти не видел, а вот велопробок – насмотрелся вдоволь. Велосипедист пользуется преимуществом – смотрите внимательнее в правые зеркала при повороте, ведь вашу траекторию может пересекать велосипед!
Так как нам бы всё равно никто не поверил (и не верят до сих пор), что мы добрались на Иже до Берлина, было решено сделать фотографии с основными достопримечательностями этого города.
Кстати, об улицах. Мы сворачивали на Санкт-Петербург штрассе, ехали по улице Карла Маркса, и после этого — Карла-Либкнехта. Угадайте в какой части Берлина мы жили — западной (ФРГ) или восточной (ГДР) :-)
Но были в Берлине и некоторые моменты, важные для пробега. В частности отель Warshauerhof, в котором находился Можаров во время командировки в Германию для изучения опыта немецкого мотоциклостроения в 1927 году. Никакой информации о таком заведении в интернете не нашлось, но зато был известен адрес благодаря сохранившемуся письму Можарова в университет Миттвайды.
Прибыв на обозначенное место обнаружили старое здание как раз по этому адресу, конечно же, обрадовались находке. Инго же, словно предчувствуя, решил уточнить историю этого дома. На все поиски информации у нас ушло где-то минут 40, но если резюмировать: а) гостиницы здесь никогда не было, была торговая палата и место для военных; б) это единственное уцелевшее старое здание после войны на этой улице; в) с 1927 года номера домов на улице менялись раза четыре. Вывод: здания того самого отеля мы уже не увидим, но всё же решили сфотографироваться с бывшей торговой палатой, ведь её также при выходе из гостиницы мог наблюдать П.В. Можаров.
Предположительно здесь могло стоять здание
В это же время на нас вышел посмотреть местный злодей, настоящий доктор Зло. Толстенький мужичок маленького роста, лысый и с маленькой собачкой. А вышел он учинять свои маленькие злые дела – например кричать о том, чтобы мы убрали мотоциклы (хотя поставили их по всем правилам, никому они не мешались). Причём делал он это с каким-то французским акцентом, видимо чтобы заодно ещё быть похожим на Луи Де Финеса. В общем решили передвинуть мотоциклы метров на 10, и он ушёл дальше обдумывать очередные вредности со своей маленькой собачкой. Если хотите на него посмотреть – адрес Вы знаете :-)
Ещё один момент, значимый для пробега — в Берлине на русском кладбище Тегель был похоронен двоюродный брат Петра Владимировича Можарова – Борис Можаров. Вместе с ним они учились в университете города Миттвайда. Его могила находится на русском кладбище на окраине Берлина. Рядом, здесь же нашёл свой покой Глинка, художники, множество белых офицеров. Чтобы умершие на чужбине соотечественники могли покоиться в родной земле, сюда было привезено 4 тыс. тонн земли из России по приказу Александра III.
Не могли не сходить в Трептов парк, где находится монумент «Воин-освободитель». Эта скульптура является завершающей в задумке создателей: первая находится в Магнитогорске: «Тыл – фронту», где солдату вручается выкованный меч. Вторая – всем известная «Родина-мать зовёт» на Мамаевом Кургане, где был поднят меч и произошёл коренной перелом в ходе войны, и, собственно, третья – «Воин-освободитель», держащий в руках девочку и опущенный меч, у его ног лежит разбитая свастика. Этот монумент запомнился мне ещё с детства, когда я увидел его в одной из книжек про войну, но, конечно, тогда даже подумать не мог, что увижу его вживую.
Конечно, это не единственный мемориал советским воинам в Берлине. Присутствует и монумент в Тигартене, и в районе Шёнхольцер-Хайде.
Замечаем в восточной Германии одну особенность – просто легионы двухтактных мопедов Simson. Их делали неподалёку, в Тюрингии, и несмотря на банкротство завода в 2003 году, они пользуются огромной популярностью. Инго сказал, что они «разгоняются 60 км/ч, а другие мопеды 50 км/ч, поэтому и любят», но что-то мне подсказывает, что причина не в этом. Всё-таки немцы любят свою технику, да и ретро сейчас в моде. Но почему тогда мотоциклы MZ встречаются в куда меньшем количестве – сказать не могу.
Кстати, лицензия на производство двигателя Simson была продана на завод «Молот» в Вятских Полянах (тот самый, что делал Вятку), и у нас в России получил имя «ВП-50», устанавливался на наши Стрижи и Иж Корнет.
Вообще заинтересовал вопрос как проходит техосмотр Ингвар на Урале, как проходит техосмотр двухтактный MZ, ведь нас все пугали тем, что двухтактники в ЕС строго настрого запрещены и Иж туда не пустят. Нет, не запрещены. Техника проходит техосмотр в соответствии с годом выпуска. Техника до 1989 года на экологию практически не проверяется. Плюс пунктов техосмотра несколько, и кое-где снисходительно относятся к ретро-технике.
Нас интересовал ещё один вопрос: а что с капающим маслом? Иж, в целом, в техобслуживании не нуждался, но к моменту прибытия в Берлин начало подкапывать (несколько капель при долгой стоянке) с вала кикстартера – на двойке там стоит фетровое уплотнение. Вот что ответил немец про этот дефект: «Подкапывание масла с двигателя – очень серьёзный штраф. Другое дело – масло с коробки, ведь здесь оно не отравлено выхлопными газами, штраф будет меньше. А если докажете, что капает не с двигателя, и залито экологически чистое масло (например, для смазки цепей бензопил или скоттойлера), то штрафа можно избежать». С Ижа капать может только с коробки, да и проблему утечки удалось решить поджимом фетрового уплотнения втулкой, больше никакого обслуживания нам не требовалось.
По остальным достопримечательностям Берлина в целом всё понятно – стена, ворота, телебашня… Конечно, если вы уже здесь, то грех их не посмотреть. Но есть место, куда вас скорее всего не поведут гиды и турфирмы – мауэрпарк – сборище самых разнообразных людей, которые не прочь хорошо провести время. В самом «парке» нет аттракционов или вообще какой-либо организации – это просто пустырь, раньше здесь была граница между западным и восточным Берлином, т.е. проходила стена. Сейчас здесь можно встретить пожалуй всех: от немцев до аргентинцев. Люди просто приходят, играют на гитаре, поют на немецком/испанском/английском, танцуют…
Говорят, что Берлин – самая неформальная столица, и в этом парке в этом убеждаешься. Мы подсели к толпе аргентинцев, певших под гитару, и провели там несколько часов. Один из парней очень впечатлился, узнав, что мы из России. Чтобы усилить свои впечатления, он начал спрашивать: «Ооооо, Россия, а вот там где ты живёшь, там какая самая холодная температура? Ну вообще самая холодная?». Я подумал, и ответил: «Ну, -35 где-то». Далее последовало удивление в голос и радость от того, что мы его не разочаровали, после чего он побежал рассказывать об этом всем друзьям: «Да они в -35 живут, а у меня в холодильнике -18, ты понимаешь? У них холоднее, чем в холодильнике!». Удобно, когда можно так легко подарить людям радость Многие, увидев шлем, подходили к нам, и говорили, что у них тоже был/есть мотоцикл. Очень полезная информация Хорошим тоном в парке считается оставлять выпитые бутылки на земле, а не нести их до урны. В Германии вовсю работает переработка сырья, и эти бутылки подберут почти сразу же – для некоторых это неплохой дополнительный заработок.
Берлин оставил у нас невероятно тёплые воспоминания. За это время мы очень сдружились с Инго и его девушкой Сандрой, проведя вместе замечательное время! К счастью, скоро нам ещё предстояло скоро встретиться, мы же отправляемся в путь, в сторону Лейпцига, что лежит на Саксонской земле.
Конечно же, по пути много раз попадали на закрытые дороги. Пришлось, наплевав на все правила, двигаться по автобану – мы просто не нашли объезда, а дорожные знаки заставляли нас петлять кругами.
Зато радовала тёплая погода, о дожде мы забыли и наконец-то просохли. Кто-то назвал это «аномальной жарой», для нас же это была «радость мотоциклиста».
Пару слов о заправках, вернее их ценообразовании. Когда-то мы слышали, что заправки около автобанов и крупных дорог – дороже, но я не думал что настолько. В России уже привыкли, что бензин везде стоит примерно одинаково. Здесь же разница в стоимости за литр может достигать до 0,3 евроцентов (около 20-ти рублей!). Полезный совет: ищите заранее по маршруту автоматические заправки около супермаркетов, совладать с ними совсем несложно!
В целях экономии заправляем не просто 95, а 95E10 – бензин, содержащий 10% этанола. Официально сказано, что такой бензин можно заливать только в проверенные двигатели новых авто. Как думаете, мой Иж снимут за это с гарантии? :-) (шутка). Никакой разницы в поведении мотоцикла я не заметил, расход – 5,5-5,8.
На сам Лейпциг времени у нас не было, но была одна точка, которую мы обязаны были посетить: Монумент битвы народов. Именно отсюда родом известная фотография П.В. Можарова во время его заграничной командировки по изучению немецкого мотоциклостроения 1927 года.
Конечно же мы попытались её повторить. Сам памятник сейчас на реконструкции, и подойти туда, где стоял Пётр Владимирович, увы, не получилось.
Один из городов, где жил П.В. Можаров во время обучения в Германии – Хемниц (с 1953 по 1990 – Карл Маркс Штадт). Увы, место жительство конструктора в Хемнице нам было неизвестно, поэтому ограничиваемся променадом по исторической застройке города, где, наверняка, Можарову удалось побывать. Предположительно именно благодаря этому городу у конструктора зародилась любовь к мотоциклам – в года его обучения здесь находился завод Wanderer, выпускавший мотоциклы, и все были повально увлечены этим видом транспорта. За эти годы он испытал множество марок мотоциклов, и по его словам, проехал на них 60 тыс. км. За 3 года. На мотоциклах и дорогах до 1914 года!
Буквально в 22 километрах от Хемница находится кульминационная точка исторической части нашего пробега – небольшой городок (около 15 тыс. жителей) под названием Миттвайда, где находилось Alma mater Петра Можарова. В те года он назывался «Техникум Миттвайда», сейчас же «Университет прикладных наук г. Миттвайда». В назначенное время встречаемся в университете с сотрудниками архива, подготовившим нам идеально сохранившиеся документы по Петру Владимировичу Можарову, несмотря на то, что он учился здесь с 1911 по 1914, и с тех пор прошло больше 100 лет и две мировые войны. Жаль они почтовыми услугами не занимаются – было бы замечательно доверять такое людям, у которых документы хранятся по 100 с лишним лет в отличие от тех, кто теряет крупные посылки за одну неделю.
Изучаем старые корпуса, где проходило (и проходит) обучение студентов.
Мастерские. В начале ХХ века студент должен был научиться работать в мастерских, после чего мог приступать к лекционным занятиям. Всего у техникума было две специализации: «Машиностроение» и «Электротехника»
Парк, в котором отдыхали студенты учебного заведения.
Не знаю, мечтал ли когда-нибудь П.В. Можаров о том, чтобы созданная им марка мотоциклов подъехала к его Alma mater, но мы это сделали!
Заводим разговор об установке памятной доски такому выпускнику – казалось бы, провинциальный университет просто должен быть в экстазе! Организатор серийного производства мотоциклов в СССР (Ленинград, Ижевск, Подольск), обладатель различных патентов, его ученики позже налаживали производство в Ирбите, где и ныне выпускают мотоциклы. Но не тут то было. Среди выпускников университета: Расмуссен, создатель DKW, крупнейшего производителя мотоциклов в 20-е годы, Хорьх, создатель собственно Horch и Audi, Опель и другие. Но побороться за доску почёта стоит! Правда всё это затянулось из-за бумажной волокиты, хотя все необходимые документы университету мы отправили. Пока что всё до сих пор находится в подвешенном состоянии.
Кстати, даже в то время в университете русские занимали по количеству второе место (после немцев), спасибо сохранившейся листовке 1910 года, которая также была передана сотрудниками архива университета в музей г. Ижевска.
Улочки миттвайды.
Не устали ещё от исторической составляющей? Помучаю немного ещё – впереди Чопау. Свой нудный рассказ разбавлю фотографиями долины Чопау, около которой находятся Рудные горы.
Итак, Чопау. Население: 10 тыс. человек. Родина DKW, давших начало таки мотоциклам как Л-300 (первый серийный советский), Иж-7 (первый серийный ижевский), Иж-350 (первый ижевский массовый), М1А, Мински, Восходы, Ковровцы и все эти названия. После 1956 года мотоциклы этого завода стали называться MZ. Пусть и редкость на наших дорогах, но некоторым они знакомы. Ходят слухи, что фирмы Suzuki и Yamaha украли наработки MZ по двухтактным спортивным мотоциклам, создав удачные модели (пример: мотоцикл Yamaha RD 56, очень похожий на MZ RE 250).
Конечно же, бежим в музей мотоциклов! Очень достойная коллекция!
Есть здесь и DKW RT125 – пожалуй самая скопированная модель всех времён и народов (Мински, Ковровцы, К-55 (СССР), Harley Davidson Hummer (США), Yamaha YA-1 (Япония), Moto Morini 125 Turismo (Италия), Csepel 125 (Венгрия), Royal Enfield WD RE Flea Flying (Великобритания), BSA Bantam (Великобритания) WSK M06 (Польша), Sokol 125 (Польша), SHL 125 (Польша), Escord Rajdoot (Индия). Не уверен, что кто-то дочитал список до конца, но суть Вы поняли
А вот найти NZ-350, ставшей основой для Ижей – задача непростая. Такие мотоциклы поставлялись в армию, в гражданском же пользовании были DKW NZ-250.
Находим в музее упоминание об Ижевске, о том, как в 1945 году было решено вывезти оборудование DKW по репарациям. В этот же путь отправились и инженеры завода с семьями. К слову, жилось им в Ижевске очень даже неплохо – они жили в отдельных квартирах, а их дети ходили в немецкую школу в Ижевске. Все получали зарплаты согласно их образованию и учёному званию. Один из немцев даже умудрился жениться. Собранную информацию о репарациях также разместим на мотоциклетной выставке в музее Удмуртской республики.
Музей – замечательный! Нет такого интерактива как в Риге, но зато какая коллекция, и именно мотоциклов! Да и стоит в 3 раза дешевле – 3,5 евро. Можно взять билет сразу на два музея, ещё один в Аугустосбурге, в сумме около 300 мотоциклов. Но у нас на второй музей, увы нет времени.
На ломанном немецком разговариваем с одним из сотрудников музея – Кристиной Шуберт. Рассказываем, что мы из Ижевска, она очень вдохновляется, и позже даже напишет о нас в одной из газет. К счастью, у нас остались контакты друг друга :-)
Бывшая фабрика MZ и DKW.
Ну что, в путь! Прокладываем дорогу в Тюрингию – именно здесь будет слёт любителей советских мотоциклов Ostmotorrad Treffen. Здесь мы должны снова встретиться с Инго с Сандрой, а также Оле, ездившем в Монголию на мопеде из Германии в 2016, и заезжавшем в Ижевск.
По пути у нас ещё одна маленькая точка, связанная с Петром Владимировичем – Цвиккау. Здесь, в одном из фотоателье, была сделана его фотография, где он стремился быть похожим на своего кумира – русского богатыря Ивана Поддубного. Вообще увлечения конструктора были весьма современны – гиревая гимнастика (ну или пауэрлифтинг по модному), фотография и мотоциклы.
Не буду снова рассказывать о закрытых дорогах и поисках объезда, просто скажем, что в итоге на поляну прибыли лишь поздним вечером. Инго с Сандрой ещё нет, вокруг стоят трейлеры, я не понял, где мотоциклы? Подходим к костру – там сидят довольно пожилые немцы, которые не особо понимали по-английски. Но нашёлся один, говоривший на русском. Итого, вроде бы приехали мы куда и хотели. Но я не понял, где кутёж, где те, кто по ночам заводит мотоцикл и мешает всем спать? Не то!
Да, днём мы разглядели множество мотоциклов, но наши ожидания всё равно не оправдались. Подходящую атмосферу создавали лишь Инго, Сандра и Саша, приехавший на MZ. Нет, Саша не русский, Саша немец. Нет, родители Саши тоже не из СНГ – его отца зовут Зигфрид. Это самые популярные вопросы, которые получает этот немец при знакомстве. Просто в 80-е, по его словам, в Германии в моде были русские имена. Проверили права – действительно: Sasha Otto.
Ух ты, что это? Стыдливо затёртая надпись BMW, и приколхоженная табличка Днепр? Да! Хочешь ездить на мотоцикле с коляской – покупай Урал или Днепр, они дешевле. Но ведь не хочется чинить! Так ставь двигатель от BMW! Но ведь настоящие мужики ездят на Труъ Уралах и Днепрах, стыдно же…. Так поставь табличку Днепр, и будет счастье!
А вот и М72 с двигателем от Chiang Jiang.
Ну и конечно множество 750-ти кубовых Уралов.
В рамках культурной программы — поездка на проходящий по соседству фестиваль Simson. Здесь уже мототехники побольше!
Есть и стайка двухтактных трабантов.
По-немецки точно расписание фестиваля: «17.00 Начинаем пить».
Очень интересный интерактив – диностенд, где можно измерить мощность мотора. К сожалению, пускали туда только Simson’ы, и мне прокрасться не удалось :-(
После – небольшой променад по Тюрингии к бывшим пограничным вышкам – здесь проходила граница между ГДР и ФРГ.
На поляне делать особо нечего, решаю поменять колёса (перед/зад) дабы сделать износ резины более равномерным. Колясочное решаю не трогать – там, как всегда, износ идёт сильнее всего, и при необходимости просто поменяем на новенькую Петрошину, которая путешествует с нами.
Традиционно смотрят и дают советы все, а вот Саша решил помочь.
К вечеру на поляну приезжает Оле, только не на мопеде, покорившем Россию и Монголию, а на переделанном Харлее 1954 года.
Естественно на нём нет никакого электростартера – только настоящий кик! Про это и был один из интересных рассказов от Оле: мы узнали, что заводить с кикстартера – это модно и по-мужицки, да вот только не все хотят/могут это делать. А быть крутым хочется всем. А маркетологи не дремлют, и предлагают набор для установки на мотоциклы с электростартером кикстартера, который, однако, не вращает коленчатый вал, но замыкает при нажатии электрические контакты в результате которых срабатывает стартер.
Вечером решаем немного пофотографироваться с мотоциклом Инго (Урал Волк), ну и конечно пару фотографий Ижа.
А ночью заставляем Сашу петь песни у костра! Поскольку мы в Германии, то и песни должны быть соответствующие — Rammstein!
Вскоре и Саша отправился отдыхать в палатку, а мы остались смотреть на красивую лунную ночь. Путешествие ещё совсем не закончилось, но первую его часть – историческую, мы выполнили. Собран материал по университету, где учился Пётр Владимирович Можаров, получены копии его документов, посещён город Чопау, где производили DKW и MZ. Удалось подружиться с мотоциклетным музеем, и скопировать информацию о перевозке оборудования по производству мотоциклов из Чопау в Ижевск, а также некоторые фотографии быта инженеров в Ижевске. Это была часть, которую мы заявляли, и которую должны были выполнить. Сейчас же самое время переходить к следующей части – проехать на Иже там, где раньше, скорее всего, не было отпечатка его колёс (по-крайней мере не найдено свидетельств). Ну что, готовы?
Немножко не готов оказывается мотоцикл – утром мы не смогли его завести из-за севшего аккумулятора. Сам виноват – поставил на ночь на зарядку три телефона (около 6 А*ч) и фотоаппарат, а аккумулятор всего 7 А*ч. Совек заводится конечно и от 6-ти вольт, но тут видимо напряжение просело знатно. Ну что, бодрящая утренняя пробежка?
Я думал, что мотоцикл с электронным зажиганием нет смысла толкать при севшем АКБ, но довольно быстро мотор заработал. Прощаемся с Инго и Сандрой, вперёд, в путь! Гнать, не останавливаться – ведь нам надо зарядить аккумулятор!
Едем по направлению на Страсбург, во Францию, и к вечеру подъезжаем к границе. Впереди Альзас, Париж и Атлантический океан!
Ингвар очень тепло и радушно встретил нас, несмотря на нашу задержку в пути. После встречи он отправился к девушке, чтобы нам не мешать. Мы настаивали, что можем спать хоть на кухне или в ванной, и не хотим его напрягать, но Инго был непреклонен. Да, гостеприимство людей не знает границ! В его квартире висело несколько фотографий с Ижевска – видимо всё же время в нашем городе оставили у него тёплые воспоминания. Увы, в тот раз, во время ремонта его Урала, мы пообщались не так много, восполним в этот раз!
Вот кстати интерьер его квартиры:
Конечно же, когда к вам приезжают гости, их принято кормить, но тут произошло интересное. В Европе сейчас бум вегетарианства, поэтому Инго, не зная наши пристрастия оставил нам два комплекта еды – для мясоедов и не очень. Ну а мы… Мы съели всё!
На следующий день наш мотоцикл получает заслуженный отдых, а мы отправляемся на прогулку на велосипедах – развитость велодвижения и инфраструктуры здесь очень радует. Пробок из машин, кстати, я почти не видел, а вот велопробок – насмотрелся вдоволь. Велосипедист пользуется преимуществом – смотрите внимательнее в правые зеркала при повороте, ведь вашу траекторию может пересекать велосипед!
Так как нам бы всё равно никто не поверил (и не верят до сих пор), что мы добрались на Иже до Берлина, было решено сделать фотографии с основными достопримечательностями этого города.
Кстати, об улицах. Мы сворачивали на Санкт-Петербург штрассе, ехали по улице Карла Маркса, и после этого — Карла-Либкнехта. Угадайте в какой части Берлина мы жили — западной (ФРГ) или восточной (ГДР) :-)
Но были в Берлине и некоторые моменты, важные для пробега. В частности отель Warshauerhof, в котором находился Можаров во время командировки в Германию для изучения опыта немецкого мотоциклостроения в 1927 году. Никакой информации о таком заведении в интернете не нашлось, но зато был известен адрес благодаря сохранившемуся письму Можарова в университет Миттвайды.
Прибыв на обозначенное место обнаружили старое здание как раз по этому адресу, конечно же, обрадовались находке. Инго же, словно предчувствуя, решил уточнить историю этого дома. На все поиски информации у нас ушло где-то минут 40, но если резюмировать: а) гостиницы здесь никогда не было, была торговая палата и место для военных; б) это единственное уцелевшее старое здание после войны на этой улице; в) с 1927 года номера домов на улице менялись раза четыре. Вывод: здания того самого отеля мы уже не увидим, но всё же решили сфотографироваться с бывшей торговой палатой, ведь её также при выходе из гостиницы мог наблюдать П.В. Можаров.
Предположительно здесь могло стоять здание
В это же время на нас вышел посмотреть местный злодей, настоящий доктор Зло. Толстенький мужичок маленького роста, лысый и с маленькой собачкой. А вышел он учинять свои маленькие злые дела – например кричать о том, чтобы мы убрали мотоциклы (хотя поставили их по всем правилам, никому они не мешались). Причём делал он это с каким-то французским акцентом, видимо чтобы заодно ещё быть похожим на Луи Де Финеса. В общем решили передвинуть мотоциклы метров на 10, и он ушёл дальше обдумывать очередные вредности со своей маленькой собачкой. Если хотите на него посмотреть – адрес Вы знаете :-)
Ещё один момент, значимый для пробега — в Берлине на русском кладбище Тегель был похоронен двоюродный брат Петра Владимировича Можарова – Борис Можаров. Вместе с ним они учились в университете города Миттвайда. Его могила находится на русском кладбище на окраине Берлина. Рядом, здесь же нашёл свой покой Глинка, художники, множество белых офицеров. Чтобы умершие на чужбине соотечественники могли покоиться в родной земле, сюда было привезено 4 тыс. тонн земли из России по приказу Александра III.
Не могли не сходить в Трептов парк, где находится монумент «Воин-освободитель». Эта скульптура является завершающей в задумке создателей: первая находится в Магнитогорске: «Тыл – фронту», где солдату вручается выкованный меч. Вторая – всем известная «Родина-мать зовёт» на Мамаевом Кургане, где был поднят меч и произошёл коренной перелом в ходе войны, и, собственно, третья – «Воин-освободитель», держащий в руках девочку и опущенный меч, у его ног лежит разбитая свастика. Этот монумент запомнился мне ещё с детства, когда я увидел его в одной из книжек про войну, но, конечно, тогда даже подумать не мог, что увижу его вживую.
Конечно, это не единственный мемориал советским воинам в Берлине. Присутствует и монумент в Тигартене, и в районе Шёнхольцер-Хайде.
Замечаем в восточной Германии одну особенность – просто легионы двухтактных мопедов Simson. Их делали неподалёку, в Тюрингии, и несмотря на банкротство завода в 2003 году, они пользуются огромной популярностью. Инго сказал, что они «разгоняются 60 км/ч, а другие мопеды 50 км/ч, поэтому и любят», но что-то мне подсказывает, что причина не в этом. Всё-таки немцы любят свою технику, да и ретро сейчас в моде. Но почему тогда мотоциклы MZ встречаются в куда меньшем количестве – сказать не могу.
Кстати, лицензия на производство двигателя Simson была продана на завод «Молот» в Вятских Полянах (тот самый, что делал Вятку), и у нас в России получил имя «ВП-50», устанавливался на наши Стрижи и Иж Корнет.
Вообще заинтересовал вопрос как проходит техосмотр Ингвар на Урале, как проходит техосмотр двухтактный MZ, ведь нас все пугали тем, что двухтактники в ЕС строго настрого запрещены и Иж туда не пустят. Нет, не запрещены. Техника проходит техосмотр в соответствии с годом выпуска. Техника до 1989 года на экологию практически не проверяется. Плюс пунктов техосмотра несколько, и кое-где снисходительно относятся к ретро-технике.
Нас интересовал ещё один вопрос: а что с капающим маслом? Иж, в целом, в техобслуживании не нуждался, но к моменту прибытия в Берлин начало подкапывать (несколько капель при долгой стоянке) с вала кикстартера – на двойке там стоит фетровое уплотнение. Вот что ответил немец про этот дефект: «Подкапывание масла с двигателя – очень серьёзный штраф. Другое дело – масло с коробки, ведь здесь оно не отравлено выхлопными газами, штраф будет меньше. А если докажете, что капает не с двигателя, и залито экологически чистое масло (например, для смазки цепей бензопил или скоттойлера), то штрафа можно избежать». С Ижа капать может только с коробки, да и проблему утечки удалось решить поджимом фетрового уплотнения втулкой, больше никакого обслуживания нам не требовалось.
По остальным достопримечательностям Берлина в целом всё понятно – стена, ворота, телебашня… Конечно, если вы уже здесь, то грех их не посмотреть. Но есть место, куда вас скорее всего не поведут гиды и турфирмы – мауэрпарк – сборище самых разнообразных людей, которые не прочь хорошо провести время. В самом «парке» нет аттракционов или вообще какой-либо организации – это просто пустырь, раньше здесь была граница между западным и восточным Берлином, т.е. проходила стена. Сейчас здесь можно встретить пожалуй всех: от немцев до аргентинцев. Люди просто приходят, играют на гитаре, поют на немецком/испанском/английском, танцуют…
Говорят, что Берлин – самая неформальная столица, и в этом парке в этом убеждаешься. Мы подсели к толпе аргентинцев, певших под гитару, и провели там несколько часов. Один из парней очень впечатлился, узнав, что мы из России. Чтобы усилить свои впечатления, он начал спрашивать: «Ооооо, Россия, а вот там где ты живёшь, там какая самая холодная температура? Ну вообще самая холодная?». Я подумал, и ответил: «Ну, -35 где-то». Далее последовало удивление в голос и радость от того, что мы его не разочаровали, после чего он побежал рассказывать об этом всем друзьям: «Да они в -35 живут, а у меня в холодильнике -18, ты понимаешь? У них холоднее, чем в холодильнике!». Удобно, когда можно так легко подарить людям радость Многие, увидев шлем, подходили к нам, и говорили, что у них тоже был/есть мотоцикл. Очень полезная информация Хорошим тоном в парке считается оставлять выпитые бутылки на земле, а не нести их до урны. В Германии вовсю работает переработка сырья, и эти бутылки подберут почти сразу же – для некоторых это неплохой дополнительный заработок.
Берлин оставил у нас невероятно тёплые воспоминания. За это время мы очень сдружились с Инго и его девушкой Сандрой, проведя вместе замечательное время! К счастью, скоро нам ещё предстояло скоро встретиться, мы же отправляемся в путь, в сторону Лейпцига, что лежит на Саксонской земле.
Конечно же, по пути много раз попадали на закрытые дороги. Пришлось, наплевав на все правила, двигаться по автобану – мы просто не нашли объезда, а дорожные знаки заставляли нас петлять кругами.
Зато радовала тёплая погода, о дожде мы забыли и наконец-то просохли. Кто-то назвал это «аномальной жарой», для нас же это была «радость мотоциклиста».
Пару слов о заправках, вернее их ценообразовании. Когда-то мы слышали, что заправки около автобанов и крупных дорог – дороже, но я не думал что настолько. В России уже привыкли, что бензин везде стоит примерно одинаково. Здесь же разница в стоимости за литр может достигать до 0,3 евроцентов (около 20-ти рублей!). Полезный совет: ищите заранее по маршруту автоматические заправки около супермаркетов, совладать с ними совсем несложно!
В целях экономии заправляем не просто 95, а 95E10 – бензин, содержащий 10% этанола. Официально сказано, что такой бензин можно заливать только в проверенные двигатели новых авто. Как думаете, мой Иж снимут за это с гарантии? :-) (шутка). Никакой разницы в поведении мотоцикла я не заметил, расход – 5,5-5,8.
На сам Лейпциг времени у нас не было, но была одна точка, которую мы обязаны были посетить: Монумент битвы народов. Именно отсюда родом известная фотография П.В. Можарова во время его заграничной командировки по изучению немецкого мотоциклостроения 1927 года.
Конечно же мы попытались её повторить. Сам памятник сейчас на реконструкции, и подойти туда, где стоял Пётр Владимирович, увы, не получилось.
Один из городов, где жил П.В. Можаров во время обучения в Германии – Хемниц (с 1953 по 1990 – Карл Маркс Штадт). Увы, место жительство конструктора в Хемнице нам было неизвестно, поэтому ограничиваемся променадом по исторической застройке города, где, наверняка, Можарову удалось побывать. Предположительно именно благодаря этому городу у конструктора зародилась любовь к мотоциклам – в года его обучения здесь находился завод Wanderer, выпускавший мотоциклы, и все были повально увлечены этим видом транспорта. За эти годы он испытал множество марок мотоциклов, и по его словам, проехал на них 60 тыс. км. За 3 года. На мотоциклах и дорогах до 1914 года!
Буквально в 22 километрах от Хемница находится кульминационная точка исторической части нашего пробега – небольшой городок (около 15 тыс. жителей) под названием Миттвайда, где находилось Alma mater Петра Можарова. В те года он назывался «Техникум Миттвайда», сейчас же «Университет прикладных наук г. Миттвайда». В назначенное время встречаемся в университете с сотрудниками архива, подготовившим нам идеально сохранившиеся документы по Петру Владимировичу Можарову, несмотря на то, что он учился здесь с 1911 по 1914, и с тех пор прошло больше 100 лет и две мировые войны. Жаль они почтовыми услугами не занимаются – было бы замечательно доверять такое людям, у которых документы хранятся по 100 с лишним лет в отличие от тех, кто теряет крупные посылки за одну неделю.
Изучаем старые корпуса, где проходило (и проходит) обучение студентов.
Мастерские. В начале ХХ века студент должен был научиться работать в мастерских, после чего мог приступать к лекционным занятиям. Всего у техникума было две специализации: «Машиностроение» и «Электротехника»
Парк, в котором отдыхали студенты учебного заведения.
Не знаю, мечтал ли когда-нибудь П.В. Можаров о том, чтобы созданная им марка мотоциклов подъехала к его Alma mater, но мы это сделали!
Заводим разговор об установке памятной доски такому выпускнику – казалось бы, провинциальный университет просто должен быть в экстазе! Организатор серийного производства мотоциклов в СССР (Ленинград, Ижевск, Подольск), обладатель различных патентов, его ученики позже налаживали производство в Ирбите, где и ныне выпускают мотоциклы. Но не тут то было. Среди выпускников университета: Расмуссен, создатель DKW, крупнейшего производителя мотоциклов в 20-е годы, Хорьх, создатель собственно Horch и Audi, Опель и другие. Но побороться за доску почёта стоит! Правда всё это затянулось из-за бумажной волокиты, хотя все необходимые документы университету мы отправили. Пока что всё до сих пор находится в подвешенном состоянии.
Кстати, даже в то время в университете русские занимали по количеству второе место (после немцев), спасибо сохранившейся листовке 1910 года, которая также была передана сотрудниками архива университета в музей г. Ижевска.
Улочки миттвайды.
Не устали ещё от исторической составляющей? Помучаю немного ещё – впереди Чопау. Свой нудный рассказ разбавлю фотографиями долины Чопау, около которой находятся Рудные горы.
Итак, Чопау. Население: 10 тыс. человек. Родина DKW, давших начало таки мотоциклам как Л-300 (первый серийный советский), Иж-7 (первый серийный ижевский), Иж-350 (первый ижевский массовый), М1А, Мински, Восходы, Ковровцы и все эти названия. После 1956 года мотоциклы этого завода стали называться MZ. Пусть и редкость на наших дорогах, но некоторым они знакомы. Ходят слухи, что фирмы Suzuki и Yamaha украли наработки MZ по двухтактным спортивным мотоциклам, создав удачные модели (пример: мотоцикл Yamaha RD 56, очень похожий на MZ RE 250).
Конечно же, бежим в музей мотоциклов! Очень достойная коллекция!
Есть здесь и DKW RT125 – пожалуй самая скопированная модель всех времён и народов (Мински, Ковровцы, К-55 (СССР), Harley Davidson Hummer (США), Yamaha YA-1 (Япония), Moto Morini 125 Turismo (Италия), Csepel 125 (Венгрия), Royal Enfield WD RE Flea Flying (Великобритания), BSA Bantam (Великобритания) WSK M06 (Польша), Sokol 125 (Польша), SHL 125 (Польша), Escord Rajdoot (Индия). Не уверен, что кто-то дочитал список до конца, но суть Вы поняли
А вот найти NZ-350, ставшей основой для Ижей – задача непростая. Такие мотоциклы поставлялись в армию, в гражданском же пользовании были DKW NZ-250.
Находим в музее упоминание об Ижевске, о том, как в 1945 году было решено вывезти оборудование DKW по репарациям. В этот же путь отправились и инженеры завода с семьями. К слову, жилось им в Ижевске очень даже неплохо – они жили в отдельных квартирах, а их дети ходили в немецкую школу в Ижевске. Все получали зарплаты согласно их образованию и учёному званию. Один из немцев даже умудрился жениться. Собранную информацию о репарациях также разместим на мотоциклетной выставке в музее Удмуртской республики.
Музей – замечательный! Нет такого интерактива как в Риге, но зато какая коллекция, и именно мотоциклов! Да и стоит в 3 раза дешевле – 3,5 евро. Можно взять билет сразу на два музея, ещё один в Аугустосбурге, в сумме около 300 мотоциклов. Но у нас на второй музей, увы нет времени.
На ломанном немецком разговариваем с одним из сотрудников музея – Кристиной Шуберт. Рассказываем, что мы из Ижевска, она очень вдохновляется, и позже даже напишет о нас в одной из газет. К счастью, у нас остались контакты друг друга :-)
Бывшая фабрика MZ и DKW.
Ну что, в путь! Прокладываем дорогу в Тюрингию – именно здесь будет слёт любителей советских мотоциклов Ostmotorrad Treffen. Здесь мы должны снова встретиться с Инго с Сандрой, а также Оле, ездившем в Монголию на мопеде из Германии в 2016, и заезжавшем в Ижевск.
По пути у нас ещё одна маленькая точка, связанная с Петром Владимировичем – Цвиккау. Здесь, в одном из фотоателье, была сделана его фотография, где он стремился быть похожим на своего кумира – русского богатыря Ивана Поддубного. Вообще увлечения конструктора были весьма современны – гиревая гимнастика (ну или пауэрлифтинг по модному), фотография и мотоциклы.
Не буду снова рассказывать о закрытых дорогах и поисках объезда, просто скажем, что в итоге на поляну прибыли лишь поздним вечером. Инго с Сандрой ещё нет, вокруг стоят трейлеры, я не понял, где мотоциклы? Подходим к костру – там сидят довольно пожилые немцы, которые не особо понимали по-английски. Но нашёлся один, говоривший на русском. Итого, вроде бы приехали мы куда и хотели. Но я не понял, где кутёж, где те, кто по ночам заводит мотоцикл и мешает всем спать? Не то!
Да, днём мы разглядели множество мотоциклов, но наши ожидания всё равно не оправдались. Подходящую атмосферу создавали лишь Инго, Сандра и Саша, приехавший на MZ. Нет, Саша не русский, Саша немец. Нет, родители Саши тоже не из СНГ – его отца зовут Зигфрид. Это самые популярные вопросы, которые получает этот немец при знакомстве. Просто в 80-е, по его словам, в Германии в моде были русские имена. Проверили права – действительно: Sasha Otto.
Ух ты, что это? Стыдливо затёртая надпись BMW, и приколхоженная табличка Днепр? Да! Хочешь ездить на мотоцикле с коляской – покупай Урал или Днепр, они дешевле. Но ведь не хочется чинить! Так ставь двигатель от BMW! Но ведь настоящие мужики ездят на Труъ Уралах и Днепрах, стыдно же…. Так поставь табличку Днепр, и будет счастье!
А вот и М72 с двигателем от Chiang Jiang.
Ну и конечно множество 750-ти кубовых Уралов.
В рамках культурной программы — поездка на проходящий по соседству фестиваль Simson. Здесь уже мототехники побольше!
Есть и стайка двухтактных трабантов.
По-немецки точно расписание фестиваля: «17.00 Начинаем пить».
Очень интересный интерактив – диностенд, где можно измерить мощность мотора. К сожалению, пускали туда только Simson’ы, и мне прокрасться не удалось :-(
После – небольшой променад по Тюрингии к бывшим пограничным вышкам – здесь проходила граница между ГДР и ФРГ.
На поляне делать особо нечего, решаю поменять колёса (перед/зад) дабы сделать износ резины более равномерным. Колясочное решаю не трогать – там, как всегда, износ идёт сильнее всего, и при необходимости просто поменяем на новенькую Петрошину, которая путешествует с нами.
Традиционно смотрят и дают советы все, а вот Саша решил помочь.
К вечеру на поляну приезжает Оле, только не на мопеде, покорившем Россию и Монголию, а на переделанном Харлее 1954 года.
Естественно на нём нет никакого электростартера – только настоящий кик! Про это и был один из интересных рассказов от Оле: мы узнали, что заводить с кикстартера – это модно и по-мужицки, да вот только не все хотят/могут это делать. А быть крутым хочется всем. А маркетологи не дремлют, и предлагают набор для установки на мотоциклы с электростартером кикстартера, который, однако, не вращает коленчатый вал, но замыкает при нажатии электрические контакты в результате которых срабатывает стартер.
Вечером решаем немного пофотографироваться с мотоциклом Инго (Урал Волк), ну и конечно пару фотографий Ижа.
А ночью заставляем Сашу петь песни у костра! Поскольку мы в Германии, то и песни должны быть соответствующие — Rammstein!
Вскоре и Саша отправился отдыхать в палатку, а мы остались смотреть на красивую лунную ночь. Путешествие ещё совсем не закончилось, но первую его часть – историческую, мы выполнили. Собран материал по университету, где учился Пётр Владимирович Можаров, получены копии его документов, посещён город Чопау, где производили DKW и MZ. Удалось подружиться с мотоциклетным музеем, и скопировать информацию о перевозке оборудования по производству мотоциклов из Чопау в Ижевск, а также некоторые фотографии быта инженеров в Ижевске. Это была часть, которую мы заявляли, и которую должны были выполнить. Сейчас же самое время переходить к следующей части – проехать на Иже там, где раньше, скорее всего, не было отпечатка его колёс (по-крайней мере не найдено свидетельств). Ну что, готовы?
Немножко не готов оказывается мотоцикл – утром мы не смогли его завести из-за севшего аккумулятора. Сам виноват – поставил на ночь на зарядку три телефона (около 6 А*ч) и фотоаппарат, а аккумулятор всего 7 А*ч. Совек заводится конечно и от 6-ти вольт, но тут видимо напряжение просело знатно. Ну что, бодрящая утренняя пробежка?
Я думал, что мотоцикл с электронным зажиганием нет смысла толкать при севшем АКБ, но довольно быстро мотор заработал. Прощаемся с Инго и Сандрой, вперёд, в путь! Гнать, не останавливаться – ведь нам надо зарядить аккумулятор!
Едем по направлению на Страсбург, во Францию, и к вечеру подъезжаем к границе. Впереди Альзас, Париж и Атлантический океан!
- Kirilllen
- Кирилл
- 20 марта 2019 в 1:37
- 2
- +61
- capitan_amer
- 20 марта 2019 в 13:23
- ↓
не первый днепр с бмв-мотором который я вижу в Европе, там это модно, и запчасти на бмв-мотор достать легче чем на днепрячий. Днепры в свои годы совершенно официально поставлялись в Европу.
Невооруженный взгляд не найдёт отличий: Днепр (а для большинства Урал и Днепр это одно и то же) и Днепр.
Невооруженный взгляд не найдёт отличий: Днепр (а для большинства Урал и Днепр это одно и то же) и Днепр.
- capitan_amer
- 29 марта 2019 в 12:40
- ↓
Если бы вы поехали на японце (одиночке), то путешествие превратилось в банальную покатушку по Европе с хорошими дорогами, и читать было не интересно
Сегодня был в Саксонии, проезжал мимо этого музея (ссылка на Google Maps: вот), это недалеко от Zittau. Он нибудь-чем для этой темы интересен?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (29)
RSS свернуть / развернуть