Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4275 | Постов: 2469

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Галопом по Кавказу или как не посмотреть Грузию за две недели. Часть вторая.

Итак, поехали! Асфальт кончился сразу после выезда за ворота таможни, в стороне валяются обломки строительной техники, разбитой оползнем, горы бывают злы… Вскоре дорога появляется и вполне приличного качества, а виды вокруг становятся совершенно нереальной красоты. Без остановки пролетели вершину Крестового перевала, у арки дружбы народов попытались остановиться, но там шел ремонт. Тормознулись на выезде из тоннеля, недалеко от арки, красоты такие, что челюсть отпала начисто. Пришлось, издавая непонятные восторженные возгласы, скакать вокруг мотоцикла и щелкать во все стороны фотоаппаратом.
Следующая остановка – Казбеги, надо найти местную симку, обменник, купить воды, привести в чувство утухающую Лену и полюбоваться на Казбек, ведь его вершина словно специально к нашему приезду, очистилась от облаков, а это бывает редко. Хозяйка магазина, а заодно и обменника, отругала меня за то, что мучаю путешествиями бедную жену, выдала Лене бутылку холодной минералки, наотрез отказавшись брать за нее деньги и очень агитировала остаться на ночевку в Степанцминде. Но я стоять не могу, надо ехать, надо наслаждать тысячами поворотов и впитывать непередаваемую красоту гор. Рассказывать об увиденном не буду, мой словарный запас слишком беден, чтобы передать такие эмоции.



Бойтесь грузинских коров, эти рогатые монстры дьявольски коварны и непредсказуемы, они могут карабкаться по почти отвесным склонам и валяться на асфальте в абсолютно непригодных для коровьего отдыха местах. Если на российской стороне коровы хоть немного чтут ПДД, то здесь я периодически ощущаю себя в Индии, обруливая возлежащих на дороге буренок. Кстати, если парнокопытных не видно – это еще не значит, что вы в безопасности, разложиться на коровьей лепешке это та еще стыдоба, так что не спешите.

Спустя несколько остановок и встреч с нашими донецкими друзьями въезжаем в Тбилиси, мозги плавятся, а погода ставит рекорды, уже +38. Телефон видимо тоже перегрелся, и мы остались без навигатора, отстой. Поплутав по городу и понимая, что сил осталось совсем немного, останавливаюсь на обочине и тупо стою под палящим солнцем. И тут снова проявляется грузинское гостеприимство и готовность прийти на помощь, из остановившегося рядом лексуса мы слышим прямолинейное: «Чем помочь?» Маршрута этот добрый человек не знал, но не поленился дойти до рядом стоящей заправки и устроить там шумный консилиум с заправщиками, автомобилистами и прохожими. Беседа была настолько шумна и импульсивна, что я уже начал переживать, не подерутся ли из за нас эти добрейшие люди. Но нет, все кончилось хорошо, нам объяснили, как и куда ехать, пожелали удачи и мы поехали. Заблудились, конечно, снова, но к гостинице приблизились)) После нескольких интервью с таксистами мы оказались совсем близко от гостиницы, куда вели две дороги: одна длинная и сложная, вторая почти прямая но с крутым подъёмом. Я, как человек опытный, разумный и осторожный, сначала прошел пешочком, увидел жалкий подъемчик и легкий поворот за ним. Обрадованный, пообещал Лене, что наши страдания близки к концу, прыгнул на мот и рванул в гору. За маленьким поворотиком перед нами возникла почти отвесная круча, выложенная разбитой брусчаткой. «О ужас» матом сказал я и открутил газ, остановиться было негде, тронуться бы потом не получилось, да и не факт, что тяжелый мот с заблокированными колесами не ускользил бы вниз, так что выбора нет, только вперед! Передок жалобно грохочет на ямах (стук возник еще в Чечне, но разбираться было некогда), заднее колесо сносит то вправо, то влево, кажется еще чуть-чуть и встанем в свечку. Проскакиваем несколько поворотов, свернуть с ходу туда не получилось, да и не т уверенности что нам туда надо, и дорога переходит в узкую пешеходную тропинку с лестницей, кажется мы все таки завалимся((
Не завалились, прямо под лестницей оказалась небольшая ровная площадка. Где мы и остановились. Я поздоровался с человеком, сидящим на балконе, хороший человек, невозмутимый, съел виноградину, растущую над головой и сделал вид, что все так и было задумано. Жаль, но жена в это явно не поверила, то ли актер я плохой, то ли потряхивало меня довольно сильно. Нужная улица нашлась метрах в пятидесяти от нас, спускался я уже в одиночку, это было чертовски нелегко, колеса несколько раз соскальзывали, оставляя на отшлифованной столетиями брусчатке мерзкие черные следы, жара пошла во благо, в дождь я бы спускаться не рискнул. Гостиница нашлась быстро и оказалась превосходной, но оценили мы это не сразу, силы явно кончились, не самый длинный перегон Грозный – Тбилиси дался нам труднее всего, так мне казалось на тот момент.

С трудом открыв глаза через несколько часов я выполз на улицу и был приглашен пить вино. Хозяева отеля, невероятно гостеприимные люди, наверное, как и все грузины, угощают постояльцев вином, угощают просто так, без цели заработать. Мот получил пару дней отдыха, а мы превратились в пешеходов, гуляли, ели потрясающе вкусные хачапури и хинкали, катались на фуникулере и колесе обозрения, бегали на дикой жаре под струями фонтана, ужинали в Хард Рок Кафе. Не буду пересказывать инфу из путеводителей, но категорически рекомендую погулять вечером по проспекту Руставели, удивительно атмосферное место, особенно порадовало выступление уличных музыкантов, как же классно они играли РХЧП)

Счастливые дни в грузинской столице пролетели быстро, за ремонт мота я так и не взялся, позор, но в свое оправдание могу сказать, что причину стука нашел – разболтались рулевые подшипники, решил по дороге заехать в сервис и попросить большой ключ для гайки на траверсе. Так и поехали, погромыхивая на кочках, в Кутаиси, а наш промежуточный пункт – Гори. Трасса прекрасная, но после гор скучноватая. В Гори приехали быстро, музей Сталина, который мы намеревались посетить оказался закрыт, полчаса шатаемся в утренней прохладе. Открытие совпало с началом экскурсии на русском, она понравилась. Гид спокойно рассказывал факты, не восхваляя и не опошляя, а факты заставляли задуматься. Рассуждения кто герой, а кто подлец к моему рассказу не относятся, речь не о них, а вот то, то грузинский народ сумел сохранить музей такой неоднозначной исторической личности как Сталин вызывает уважение.

На парковке к нам пристал странноватый дедушка, помахивая волшебной палочкой этот добрый фей вежливо требовал заплатить за стоянку, но был также вежливо послан. Слегка заплутав выехали на автобан, а он тут же кончился, зато на обочинах проявились огромные заросли разноцветных гамаков, продают их все кому не лень. Скорость упала, но это не огорчает, спешить совсем не хочется. Протупив все автосервисы с инструментами въезжаем в Кутаиси, рулевая на брусчатке громыхает уже совсем неприлично, но вот перед нами уже открываются ворота гаража в забронированном гостевом доме. Отсутствие инструмента – единственный недостаток нашего жилища, в остальном все отлично, опять безумно радует отношение хозяев к постояльцам, складывается впечатление что твоему приезду искренне рады, а не смотрят как на большой кошелек, с которого надо натрясти побольше денег.

В Кутаиси запомнились две вещи: Храм Баграти, даже не сам храм, а развалины крепости позади него, сколько же веков и поколений пережили эти камни… Второе путешествие во времени мы совершили в кебабной Викентия, которая, по словам местных, ничуть не изменилась с семидесятых годов. Стоячие столики у стен, темный зал, мутные толстостенные пивные кружки, угрюмый и молчаливый продавец и отсутствие меню. А зачем нужно меню, если тут подают только один кебаб и наливают единственный сорт пива? Зато пиво отличное, а вкуснейшие кебабы подают с потрясающим соусом и нарезанной буханкой свежайшего хлеба. Довольные жизню уползли домой, заматывать в скотч купленные на местном рынке пряности и специи, упаковка получилась такая, что любой наркодилер обзавидуется замотанным в скотч мешочкам с порошком, а впереди еще четыре границы, печаль.

Утром следующего мы проснулись с решимостью добраться до моря. Туда и двинули, но сначала в автосервис. Инструменты нам разумеется одолжили, но окружили плотным кольцом и задали миллион вопросов, даже собака решила поинтересоваться нашими персонами, но не выдержала жары и уснула возле кучи вещей и запчастей. Мот починили быстро, а уехать к морю получилось не сразу, денег за ремонт с нас не взяли, зато настойчиво позвали есть хинкали. Хинкали так хинкали, едой не напугать людей прошедших Калмыкию и Чечню, наивно думали мы. Как бы не так, два тазика хинкалей напрочь отбили способность двигаться дальше, следующий час провели в беседе с Гоги и его братом. Расплатиться за обед тоже не удалось, мое предложение отдать хотя бы часть денег было принято как личное оскорбление, пришлось в знак примирения доесть последнюю хинкалину.

Вспомнив про море мы снова в пути, дорога петляет через массу опрятных ярких деревень и наконец, после небольшого серпантина, мы видим море!!! Поддавшись соблазну проехать вдоль берега не стали объезжать Кобулетти и пожалели об этом, тамошние отдыхающие бродят по проезжей части хуже коров, только успевай оттормаживаться и пропускать неторопливое тело или машину, обходящую человека по встречке.

Короткий рывок, заселение в хостел, и мы бежим к морю, а ведь оно, как известно, прекрасно. Не добежав до пляжа согласились на экскурсию вдоль берега и сели в маленький кораблик рядом с забавным азербайджанским семейством, Батуми с моря выглядит очень современно, но стеклянные башни смотрятся классно. Вскоре добрались и до пляжа, несмотря на злые волны я от души накупался всласть, шутка ли – открыть купальный сезон в конце августа. После была съедена потрясающая шаурма, ради одной нее стоило отмахать две с лишним тысячи верст. Страшный прогноз синоптиков наконец то сбылся, и мы знатно искупались под дождем и дико замерзнув смотрели на то, как сливаются тела влюбленных в удивительной подвижной скульптуре на набережной.

Дождь внес коррективы в завтрашний маршрут, решили не останавливаться на турецком побережье, а сквозить Турцию и проходить страну янычар за один день. Выехать смогли только к обеду, утром долго купались, наслаждаюсь хорошей погодой. От Батуми до Турции – пара десятков километров и граница возникает неожиданно, только что справа был пляж с отдыхающими и сразу же за ним большой погранпереход с еще большей очередью на въезд. Машины стояли так плотно, что пришлось спешиться и идти на разведку. Пограничник, увидев грязную личность со шлемом в руках поморщился, спросил сколько нас и узнав, что нас мало, пошел вместе со мной двигать машины, освобождая коридор для мота. 10 минут заняло прохождение грузинской стороны, турецкую тоже могли бы пройти легко и изящно, но я не озаботился оформлением грин-карты, пришлось долго и упорно делать страховку турецкую, еще и переплатил за нее больше чем в два раза.
Но вот вместе со взмахом шлагбаума перед нами открывается новая страна, открывается с не самой лучшей стороны, увидев царящий на турецкой земле бедлам я уже думал не повернуть ли обратно. Дикая свалка из фур, автобусов, легковушек и пешеходов, все куда-то ломятся не глядя друг на друга под крики и ругань не то полицейских, не то военных. Протискиваемся вперед, едва не проезжая по ногам бестолковым пешеходам и ситуация постепенно нормализуется и вскоре лишь многокилометровая вереница дальнобойщиков на встречке напоминает о приграничном ужасе.

Дорога, кстати, весьма достойная, лучше чем в Грузии, и вскоре нас встречает город Хопа. Если честно ожидал большего, на вид как российский городок, те же бетонные пятиэтажки и серые улицы, картину скрашивает лишь бесконечная морская гладь в сотне метров правее.

Но с морем пора прощаться и мы закладываем левый поворот уходя на Артвин и Ардахан. Дорога портиться, дома вокруг становятся совсем унылыми, но высота неуклонно повышается. Миновали несколько военных частей, какая-то воинственная страна, однако. На обочинах врыты столбы с уходящими вверх тросами, по ним спускают мешки с чаем, а может и завозят чайников?.. чайкистов?.. сборщиков в общем, к месту работы.

За очередным поворотом дорога уходила в серые облака, зацепившиеся за вершину горы. Пейзаж завораживал, ехать дальше не получалось, пришлось снова останавливаться и рассматривать с края обрыва эту нереальную красоту. Привычный мир равнин изменился до неузнаваемости, ползущие по серпантину грузовики казались размером со спичечную коробку, на склонах гор шевелились крошечные точки – сборщики чая, у подножья текла ярко голубая вода. Добавьте к этому долгожданную прохладу после почти сорокоградусной жары на берегу моря и вот он, рецепт счастья. Возможно существуют места и покрасивее, но я их пока не видел.
Дальнейший подъем дался труднее, Дьевиль был способен ехать только на третьей передаче, а прекрасная прохлада сменилась лютым холодом и ветром. Стуча зубами и борясь с желанием утеплиться доезжаем до вершины перевала, оставляем наклейку и вниз, в тепло! Автоматчики из военных патрулей, то тут, то там стоящих на обочине, провожают нас удивленными взглядами, но не останавливают. Вот тут-то меня и пробило восторгами, разум попрощался с телом, остались одни эмоции. Честное слово, красота какая-то нереальная, такого не бывает!!!



Дорога ухудшилась, местами стала совсем разбитой, часто попадались следы обвалов. Пропали тоннели и повороты стали еще круче. Машин практически нет, а те что есть попали в наши времена через портал из прошлого, такого старья я давно не видел. А может это мы уже в прошлом? Дабы развеять сомнения заехали на заправку, но нет, там все вполне современно, в чеке на топливо даже указывается номер мотоцикла. Жаль что английского современные турки не знают и объясняться приходиться на пальцах. Ценник конский, двести километров пробега обошлись тысячи в полторы рублей. Пока я любовался рекой и горами, ожидая Лену, выбежал безумный человек с горящим взором и стал кружить вокруг Девилля выкрикивая: «Russia!!! Moscow!!! Motorcycle !!!!!!» Прочитав эту мантру семь или восемь раз он убежал в психушку прочь, а мы стали карабкаться на новый перевал, становилось еще холоднее. Здесь вершина была другая, холодные облака рассеялись и небо стало темнее и ярче, по изумрудной траве бродили стада коров, не иначе как альпийские буренки, улыбнулся я про себя и двинул вниз.


Следующий город – Ардаган, проходился по пачке беломора и чутью, оно не подвело, через 27 поворотов мы вышли на отличную трассу и поехали в сторону «Gürcistan». Прошли мимо гигантского университета, он занимает территорию небольшого города. В душу вкрался червячок сомнения, у меня не было уверенности что погранпереход, к которому мы приближались, работает круглосуточно. Было забавное ощущение: день проходил, но вместе с темной приходило и тепло, назло привычной прохладе, высота – страшная сила))
Пока проходили границу, толкаясь на паспортном контроле, стемнело окончательно, из за слепой фары до Ахалцихе ехали пристроившись в хвост старому Мерседесу, а он явно нервничал и постоянно увеличивал скорость. Город возник внезапно, докатили до первой кафешки и остановились на ужин. Выбирали еду под очень странный взгляд официанта, ели под еще более странный взгляд трех расфуфыренных фиф в леопардовых шкурах и на каблуках. Постепенно до нас дошло, что мы сидим на входе в мегакрутой ночной клуб и в интерьер вписываемся слабо. Но вы же помните про наш главный козырь – невозмутимость, поели и уехали в гостиницу.
Утром, после замены задних колодок, прогулялись по крепости, красиво, но как-то уж очень новодельно и прилизано, нету здесь такого ощущения времени, как на развалинах в Кутаиси. Двинулись в сторону дома, план на сегодня – Степанцминда. Его и выполнили, успели пофоткаться у вершины Крестового перевала, прогнали в горы стадо ослов. Боржоми прошли без остановки, время поджимает, зато остановились в зарослях гамаков и купили один из них, как везли его домой — отдельная история, уж очень большой.


Добрались засветло и стали ждать хозяев гостевого дома, которые обещали предоставить нам кров на ночь. Пока эти неторопливые люди шли к нам мы успели полюбоваться вершиной Казбека, понять, что к церкви Гергети мы сегодня не успеем, снять колесо и правильно поставить колодки, которые достали своим скрежетом, найти на букинге отель и уехать туда ночевать. Возможно сейчас медлительные хозяева уже ждут нас, будете проезжать мимо – сообщите, что мы уже уехали.

Утром, найдя попутчиков и разделив с ними стоимость горного такси поехали к вершинам. Было страшно, но весело, люди с переднего сиденья перелетали назад и обратно, к счастью окна были закрыты и все кончилось хорошо. Всех желающих рассказать мне, как туда заехал R1, я внимательно выслушиваю и посылаю на дорожку к этому храму, я своего Девиля не на помойке нашел и гробить мот зазря смысла не вижу. Но я лучше расскажу как прекрасны огромные орлы, парящие в чистом небе.

На этом грузинская часть повествования заканчивается, границу прошли быстро, домой ехать было скучно, дорогу до Воронежа память сохранила отрывками. Вот проверки на посту, вот классный шашлык в Кабардино-Балкарии, вот мы почему-то оказались во главе небольшой колонны одного очень большого клуба, вот отличный отель в Армавире, а вот унылая четверка, пройденная сотню раз.
Скука кончилась в Воронеже, когда заболела Лена. Танцы с бубном, горячий чай и прочие реанимационные процедуры слегка привели ее в чувство, но дорогу от Воронежа до дома я расцениваю как маленький подвиг, прилюдно говорю: «Спасибо» своей отчаянной жене. Скорость меньше 160 почти не держал, дошли быстро. Дом, чай, коньяк, отходняк, планы на следующий сезон…
Каких-то советов и рекомендаций про Грузию я давать не вправе, уж больно мало я ее видел, куча прекраснейших мест оказалась за бортом маршрута. Но это не повод горевать, это повод вернуться!
И в завершение рассказа и путешествия хочу сказать такие слова, отрывок из прекрасной песни:
«Он жил для того, чтобы это однажды спеть:
«Есть только дорога, все остальное — смерть»
Я вдруг замечаю, что вижу мир сквозь прицел.
Возможно грех, зато у меня есть цель.
Возможно, меня поглотила эта игра.
Возможно, я вру себе, что не умею врать.
И путь неизвестен, шаги тяжелы и злы,
Я знаю, и я принимаю законы игры.»
Путешествия меняют мировоззрение, это бесспорно, я думаю это испытал на себе почти каждый, кто ездил далеко и долго, дорога делает человека лучше, человека, которому не сидится на месте, человека которого тянет прочь от привычных мест. Не отказываетесь от мечты ради привычного, уютного и безопасного мирка, не ограничивайте свой мир узкими рамками, он может быть поистине безграничным. Спасибо за внимание и до встречи на дорогах!
  • Som-ozSom-oz
  • Георгий
  • 9 октября 2017 в 22:51
  • оценка: +33

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
0
mirage
Отлично! Надо было тоже такую петлю через Турцию намутить!))
0
Som-oz
Там реально фантастическая дорога, за триста с лишним км ни одного прямого участка! А ты как Грузию прошел, по Трансаджарской, через Хуло?
0
mirage
Да, вот как раз сейчас пишу о проезде через Хуло.
+1
Natalohka
Путешествия меняют мировоззрение, это бесспорно, я думаю это испытал на себе почти каждый, кто ездил далеко и долго, дорога делает человека лучше, человека, которому не сидится на месте, человека которого тянет прочь от привычных мест.
100%!!!
0
okdell
Ну все! Теперь 100% следующий тур в Грузию и мб вообще вокрут Черного! Спасибо за классный рассказ! Скорее бы следующий сезон!)
0
-OVOD-
Давно думаю об кольце вокруг черного моря))) А как же Украина нынче?
0
Som-oz
Я тоже мечтаю давно о таком кольце, но через Европу дорогу и долго, а через Украину сомнительно.
0
Mihailo
Как прикольно читать два ваши отчета подряд — как будто побеседовал с вами )))
0
Vitzley
Жора, у нас есть чайники с картой мира. Взять тебе заместо пачки от Беломора?)
0
BigBug
Это в кругосветку надо брать))
+1
Vishen
Парню на эрадине икается наверное после каждого рассказа о поездке в Грузию)))
0
Serjio
А что за история с R1? Где-то я ее пропустил похоже…
0
Som-oz
В соседнем отчете про Грузию писали, как R1 в гору забрался, куда многие ехать своим ходом не рискнули.
0
-OVOD-
Спасибо за отчет! Приятно и душевно, а главное с юмором))) В Грузии был в том году, правда на машине, всю семью на мот не посадишь)) Многое из описанного видел. Огромная просьба, подписывайте фото и по подробней об местах остановки, особенно понравившиеся, что бы знать где остановиться, что посмотреть. В Ахалцихе например, рядом с этой «новой» крепостью, есть маленькое кафе, «Дупле» называется, лучшая кухня во всей Грузии, именно там! Рекомендую!!!
0
Som-oz
Спасибо, я старался)) Фото старался размещать связно с текстом, большинство из них описано в самом рассказе. А с про достопримечательности понравившиеся я даже говорить не берусь, уж очень много всего потрясающего в Грузии, путеводители это скажут лучше меня.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Галопом по Кавказу или как не посмотреть Грузию за две недели. Часть вторая.