- Пробег для публикации поста в сообщество: 100.00 км
- Читателей: 1251 | Постов: 95
Наш скромный уголок, для любителей почитать интересные статьи о мото спорте, технике вождения, различные нюансы и полезности…
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (1247)
kim Mila none9 Leonidas none10 Integra HAYABUSA Osama TriAl Urlak KOSHKA Stich glyaks100 anro spamer80 Konditer nbaksalyar smile ginecolog Oziris DiYamaha RedLine Ancalagon gnus Wishka Bike-TV SirNik Vacelica abc Hydrophonic teroff Nastik shakawkaw pmg Marcus street13 Mihalych none33 Eldarog JaGGa moxnatyj dcvfk Sefevid PyccoTypucTo NeeD gluck vooda tvoypraded Sanya198311 IlonaВсе читатели
Чтиво → Определяемся с первым мотоциклом - вооружаемся методом принятия решений!
Текст, равно как и пост, восстановлен.
Новички, новички. Кто это? Это парни и девушки у которых замирает сердце при виде байка? Это те люди, которые засыпают с мыслями о мотоцикле и с такими же мыслями просыпаются? Это люди просто вечно думающие о байке? Это люди, которые стремятся к своей цели?
А поговорим мы именно о таких людях, которые спят и видят себя в седле железного друга и совершают действия чтоб приобрести его. Только вот какого именно? Как определится с желаемым? Чтобы сделать точный и верный выбор обратимся к знаниям.
Вы скажите: «Бак, ты чо курил?» или «Совсем уже этому Ильдару делать нечего!». Нет, просто мне подкинули идею о том, чтоб я рассказал в отдельном посте о муках выбора, подкрепленных знаниями, которые получают некоторые студенты некоторых специальностей в некоторых ВУЗах. :)
Что такое выбор? Говоря по-заумному, выбор — это преодоление неопределенности при наличии множества вариантов альтернатив. Да чо я говорю. Переходим на русский язык.
Выбор — это принятие решения. Принятие решения можно определить как преодоление альтернатив. С преодолением альтернатив связано два понятия:
А теперь по порядку и более приближенно к мотоциклам :) Множество альтернатив — это варианты мотоциклов, которые вы хотели бы иметь. Например: среднестатистический Вася смотрит на байки, которые ему нравятся: Kawasaki Ninja 250R, Kawasaki ZZR400, Honda VFR400R, Yamaha YBR 125, Aprilia RS 125 R, Honda CBR 400 RR. Важно то, что альтернативы (т.е. мотоциклы) должны лежать примерно в одной плоскости, т.е. не стоит включать в список спортбайк и чоппер, да еще и сверху эндуро закинуть. Тогда выбор будет неадыкватен. Ну, и конечно, все варианты должны вызывать в вашем сердце трепет, а ваши слюнные железы просто источать слюнки при виде ваших вариантов. И конечно же — иметь холодную голову всегда было плюсом :)
Множество критериев — это набор показателей «издержки» и «выгоды». В качестве издержки можно взять стоимость байка или мощность двигателя (можно оба сразу, а можно отдельно каждый). Что подразумевается под издержкой? Под ней мы думаем о том ущербе который мы получим выбрав тот или иной мотоцикл: если мы возьмем мотоцикл по цене А, то наш кошелек понесет ущерб в размере А; если возьмем мотоцикл с мощностью двигателя 59 лошадей, то мы можем понести гораздо бОльший ущерб при падении/аварии/ЧП, чем если бы взяли мотоцикл с 25 лошадями. Чуете разницу? В качестве выгод (кстати, не воспринимайте это понятие буквально — оно здесь растяжимо) можно придумать пару-тройку-четверку показателей от которых нам хорошо — состояние байка, общий внешний вид и прочее. Чем больше показателей будет, тем точнее будет сделан выбор.
Итак, наш среднестатистический Вася придумал себе такие критерии:
Конечно, можно брать свои критерии. Можете придумать совершенно экзотические критерии, только помните, что не стоит брать в качестве критерия, например, наличие на байке той самой клевой наклейки Анджелины Джоли топлесс.
Дальше Вася вспоминает свои былые годы. И в его памяти всплывает комбинаторно-морфологический метод синтеза рациональных решений. Согласно данному методу нужно все альтернативы и критерии объединить в одной комбинаторно-морфологической матрице. Такой как на рисунке :)
Примечание: внешний вид (баллы, от 0 до 1) — под 1 подразумевается «предпочтительно», наоборот для 0. Т.е. внешний вид (дизайн, наличие сколов на пластике, следы скользячки и прочее) Kawasaki Ninja 250R по сравнению с Kawasaki ZZR400 предпочтительнее.
Дальше необходимо написать программу чтобы компьютер сделал всю умственную работу за нас. Но не все умеют программировать, поэтому мы сделаем так: подумаем сами.
Тот кто решил попробовать выбрать байк таким способом каким предлагаю я, уже взял ручку и бумажку и быстренько нарисовал примерно похожую матрицу. А теперь отметьте плюсиком те критерии которым вы доверяете, которые вам нравятся, которые вы бы хотели видеть в своем байке. Т.е. берете первую альтернативу и смотрите что вам нравится в ней и отмечаете прям поверх букв плюсиком, галочкой, птичкой, печатью, рисунком, чем хотите. В итоге у вас получится примерно такая матрица как у Васи:
Затем Вася убирает те варианты, которые получили минимум плюсов: Kawasaki ZZR400 и Yamaha YBR 125.
Остается вот так:
Дальше происходит то, что уже было — Вася заново выбирает то что он хотел бы видеть в своем байке, то каким он его видит для себя.
У Васи исчезают еще два варианта: Honda VFR400R (из-за года выпуска) и Aprilia RS 125 R (из-за стоимости). Таким образом остается два других варианта: Kawasaki Ninja 250R и Honda CBR 400 RR.
Вот теперь можно пойти двумя путями: можно опять сделать то что мы делали уже два раза — т.е. осуществить выборку по критериям, а можно внести новые критерии, оставив старые.
Вася выбирает второй путь. Выбрав его он обращается к различным тест-драйвам, всяким интересным обзорам и прочему. Почему? Он ищет экспертные оценки. Т.е. оценки тех людей, которые тестили этот байк. Допустим, Вася нашел мнение шестерых экспертов, которые высказали свой вердикт: трое высказались по поводу Kawasaki Ninja 250R, трое — Honda CBR 400 RR.
Тут уже не происходит выбора мне нравится/не нравится. Здесь смотрится что говорят эксперты. Итак, наш Вася — начинающий мотоциклист, который ищет байк который ему больше всего подойдет, и имеющий голову на своих плечах. Три эксперта из трех высказались что Ninja 250R лучший выбор для новичка. Один эксперт из трех высказался что Honda лучший выбор для новичка, у которого есть голова на плечах. Побеждает Ninja.
P.S. Данный метод выбора — очень и очень сильно упрощен. Просто предельно упрощен. Так что запчастями не кидайтесь.
P.P.S. Возможно Вася выбрал не такие критерии, которые б адекватно характеризовали тот или иной байк. Возможно с первого взгляда видно что победившая Ninja 250R идеально подходит Васе — этому есть объяснение. Все из-за конкретной модели. Если бы у нее был пробег выше, год выпуска старше и внешний вид убитый, то она не победила бы. Победила бы Honda. Но у нее странный пробег в 6 тыс. км при таком возрасте. Это должно внушать подозрение, по моему. Поэтому если Вася мнителен, то Вася купил бы Honda VFR400R.
Надеюсь хоть кому-то было интересно и хоть кто-то что-нибудь понял. Из меня плохой учитель — я не умею объяснять. Но я старался. :(
Новички, новички. Кто это? Это парни и девушки у которых замирает сердце при виде байка? Это те люди, которые засыпают с мыслями о мотоцикле и с такими же мыслями просыпаются? Это люди просто вечно думающие о байке? Это люди, которые стремятся к своей цели?
А поговорим мы именно о таких людях, которые спят и видят себя в седле железного друга и совершают действия чтоб приобрести его. Только вот какого именно? Как определится с желаемым? Чтобы сделать точный и верный выбор обратимся к знаниям.
Вы скажите: «Бак, ты чо курил?» или «Совсем уже этому Ильдару делать нечего!». Нет, просто мне подкинули идею о том, чтоб я рассказал в отдельном посте о муках выбора, подкрепленных знаниями, которые получают некоторые студенты некоторых специальностей в некоторых ВУЗах. :)
Что такое выбор? Говоря по-заумному, выбор — это преодоление неопределенности при наличии множества вариантов альтернатив. Да чо я говорю. Переходим на русский язык.
Выбор — это принятие решения. Принятие решения можно определить как преодоление альтернатив. С преодолением альтернатив связано два понятия:
- Множество альтернатив;
- Принцип выбора альтернативы или множество критериев.
А теперь по порядку и более приближенно к мотоциклам :) Множество альтернатив — это варианты мотоциклов, которые вы хотели бы иметь. Например: среднестатистический Вася смотрит на байки, которые ему нравятся: Kawasaki Ninja 250R, Kawasaki ZZR400, Honda VFR400R, Yamaha YBR 125, Aprilia RS 125 R, Honda CBR 400 RR. Важно то, что альтернативы (т.е. мотоциклы) должны лежать примерно в одной плоскости, т.е. не стоит включать в список спортбайк и чоппер, да еще и сверху эндуро закинуть. Тогда выбор будет неадыкватен. Ну, и конечно, все варианты должны вызывать в вашем сердце трепет, а ваши слюнные железы просто источать слюнки при виде ваших вариантов. И конечно же — иметь холодную голову всегда было плюсом :)
Множество критериев — это набор показателей «издержки» и «выгоды». В качестве издержки можно взять стоимость байка или мощность двигателя (можно оба сразу, а можно отдельно каждый). Что подразумевается под издержкой? Под ней мы думаем о том ущербе который мы получим выбрав тот или иной мотоцикл: если мы возьмем мотоцикл по цене А, то наш кошелек понесет ущерб в размере А; если возьмем мотоцикл с мощностью двигателя 59 лошадей, то мы можем понести гораздо бОльший ущерб при падении/аварии/ЧП, чем если бы взяли мотоцикл с 25 лошадями. Чуете разницу? В качестве выгод (кстати, не воспринимайте это понятие буквально — оно здесь растяжимо) можно придумать пару-тройку-четверку показателей от которых нам хорошо — состояние байка, общий внешний вид и прочее. Чем больше показателей будет, тем точнее будет сделан выбор.
Итак, наш среднестатистический Вася придумал себе такие критерии:
- В качестве издержки он взял стоимость байка. Чем выше цена на байк, тем больше ему потребуется заработать/накопить/выклянчить.
- В качестве выгод он возьмет следующее:
- Год выпуска — чем байк моложе, тем он дольше прослужит в будущем (не учитываем наличие кривых рук, отсутствие мозгов в голове и прочие индивидуальные вещи);
- Пробег — чем реальнее пробег, тем лучше (стоит настороженно относится к байку 1989 года выпуска и с пробегом в 2 тыс. км. Может это и есть реальный пробег, жизнь — удивительная штука, но мы ведь в этом не уверены.);
- Состояние — чем оно лучше, тем больше вероятности не потратить лишние деньги на ремонт;
- Кубатура — чем она меньше, тем живее останется Вася (опять не учитываем наличие опыта — наш Вася неопытный и ни разу не сидевший на байке или сидевший, но лишь пару раз);
- Мощность двигателя — аналогично кубатуре;
- Внешний вид — наш Вася эстет: чем байк больше привлекает к себе внимания, тем лучше для него, для окружающих, для пешеходов, для водятлов.
Конечно, можно брать свои критерии. Можете придумать совершенно экзотические критерии, только помните, что не стоит брать в качестве критерия, например, наличие на байке той самой клевой наклейки Анджелины Джоли топлесс.
Дальше Вася вспоминает свои былые годы. И в его памяти всплывает комбинаторно-морфологический метод синтеза рациональных решений. Согласно данному методу нужно все альтернативы и критерии объединить в одной комбинаторно-морфологической матрице. Такой как на рисунке :)
Примечание: внешний вид (баллы, от 0 до 1) — под 1 подразумевается «предпочтительно», наоборот для 0. Т.е. внешний вид (дизайн, наличие сколов на пластике, следы скользячки и прочее) Kawasaki Ninja 250R по сравнению с Kawasaki ZZR400 предпочтительнее.
Дальше необходимо написать программу чтобы компьютер сделал всю умственную работу за нас. Но не все умеют программировать, поэтому мы сделаем так: подумаем сами.
Тот кто решил попробовать выбрать байк таким способом каким предлагаю я, уже взял ручку и бумажку и быстренько нарисовал примерно похожую матрицу. А теперь отметьте плюсиком те критерии которым вы доверяете, которые вам нравятся, которые вы бы хотели видеть в своем байке. Т.е. берете первую альтернативу и смотрите что вам нравится в ней и отмечаете прям поверх букв плюсиком, галочкой, птичкой, печатью, рисунком, чем хотите. В итоге у вас получится примерно такая матрица как у Васи:
Затем Вася убирает те варианты, которые получили минимум плюсов: Kawasaki ZZR400 и Yamaha YBR 125.
Остается вот так:
Дальше происходит то, что уже было — Вася заново выбирает то что он хотел бы видеть в своем байке, то каким он его видит для себя.
У Васи исчезают еще два варианта: Honda VFR400R (из-за года выпуска) и Aprilia RS 125 R (из-за стоимости). Таким образом остается два других варианта: Kawasaki Ninja 250R и Honda CBR 400 RR.
Вот теперь можно пойти двумя путями: можно опять сделать то что мы делали уже два раза — т.е. осуществить выборку по критериям, а можно внести новые критерии, оставив старые.
Вася выбирает второй путь. Выбрав его он обращается к различным тест-драйвам, всяким интересным обзорам и прочему. Почему? Он ищет экспертные оценки. Т.е. оценки тех людей, которые тестили этот байк. Допустим, Вася нашел мнение шестерых экспертов, которые высказали свой вердикт: трое высказались по поводу Kawasaki Ninja 250R, трое — Honda CBR 400 RR.
Тут уже не происходит выбора мне нравится/не нравится. Здесь смотрится что говорят эксперты. Итак, наш Вася — начинающий мотоциклист, который ищет байк который ему больше всего подойдет, и имеющий голову на своих плечах. Три эксперта из трех высказались что Ninja 250R лучший выбор для новичка. Один эксперт из трех высказался что Honda лучший выбор для новичка, у которого есть голова на плечах. Побеждает Ninja.
P.S. Данный метод выбора — очень и очень сильно упрощен. Просто предельно упрощен. Так что запчастями не кидайтесь.
P.P.S. Возможно Вася выбрал не такие критерии, которые б адекватно характеризовали тот или иной байк. Возможно с первого взгляда видно что победившая Ninja 250R идеально подходит Васе — этому есть объяснение. Все из-за конкретной модели. Если бы у нее был пробег выше, год выпуска старше и внешний вид убитый, то она не победила бы. Победила бы Honda. Но у нее странный пробег в 6 тыс. км при таком возрасте. Это должно внушать подозрение, по моему. Поэтому если Вася мнителен, то Вася купил бы Honda VFR400R.
Надеюсь хоть кому-то было интересно и хоть кто-то что-нибудь понял. Из меня плохой учитель — я не умею объяснять. Но я старался. :(
- Buck
- 5 марта 2012 в 14:43
- 5
- +26
Увы в нашей стране все расчеты и выкладки разбиваются об «Поцоны же засмеют», и покупается литроспорт лохматого года :)
Я чего-то совсем не попадаю в среднестатические Васи. Хочется какой-нибудь классически классик типа honda cb400ss, или yamaha SR400, или даже страшно сказать honda gb500tt. По таблицам такой мотоцикл не выбрать.
Я чего-то совсем не попадаю в среднестатические Васи. Хочется какой-нибудь классически классик типа honda cb400ss, или yamaha SR400, или даже страшно сказать honda gb500tt. По таблицам такой мотоцикл не выбрать.
- demonraptor
- 5 марта 2012 в 19:50
- ↓
Пост отличный. И так вопрос: сможет ли новичок, не сидевший на баке ни разу, но в снах видящий два колеса, оседлать Hyosung GT250R 250?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (16)
RSS свернуть / развернуть