Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Гараж
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 20.00 км
  • Читателей: 2777 | Постов: 330

Ремонт, обслуживание и бережный уход за мото другом

Гараж → Нет прогрессии - нет проблем!


Хотите знать больше?

Прогрессия… Слыша это слово, эндуристы делятся на три группы:
• первые недоуменно хлопают глазами, не понимая о чем речь. Они пока совсем ничего не понимают в устройстве подвески своего мотоцикла? «Подвеска — а чо будем вешать?»
• вторые морщатся, как от боли, судорожно вспоминая, когда обслуживали крайний раз и, думая, что надо бы проверить люфт при удобном случае. Это хозяева японских эндуро, они с этим живут. В принципе, жить можно.
• третьи пожимают плечами равнодушно — это владельцы оранжевых эндуро мотоциклов, у них этот узел отсутствует как класс на подавляющем большинстве аппаратов, и про прогрессию они слышали только в теории.
А есть еще дополнительная подгруппа – это те, кто перешел из второй группы в третью, они облегченно вздыхают, лица их озаряются легкой и воздушной улыбкой, это счастливчики, сменившие свои японские ведра на оранжевые. Они успели познать всю глубину того омута, что зовется прогрессией подвески мотоцикла, и еще не успели привыкнуть к её отсутствию и к отсутствию всех головняков, которые подразумевает ее наличие.
Ну и, конечно, есть мотомеханики, которые бешено вращают завидущими глазами и жадно потирают загребущие руки в предвкушении наживы, видя престарелый японский эндурик.
Прогрессия — проклятье эндуриста и манна мотомеханика. Выглядит оно пример так:
в сборе на мотоцикле

в 3D

или так в разборе:

в живую в разборе вот так:
Honda CRF250R '05


Yamaha WR250R '09


Как работает прогрессия?

Глубоко в дебри деталей и узлов машин вдаваться не буду, особо пытливые умы могут на просторах интернета найти для себя исчерпывающие ответы на все неловкие вопросы. Если вкратце, то прогрессия изменяет плечо приложения силы к амортизатору в зависимости от хода подвески путем его наклона. Чем сильнее сжимается подвеска, тем больше наклоняется амортизатор, тем меньше плечо приложения нагрузки, и тем меньшая результирующая сила действует на амортизатор. Грубо говоря, за счет этого подвеска мягче в начале хода и жёстче к концу, что позволяет быстро и точно отрабатывать мелкие неровности и не пробиваться на крупных. И все это звучит модно, современно, чУдно, технологично и даже вроде логично… Если бы не одно, «но»!
Есть замечательный производитель оранжевых мотоциклов, который делает, пожалуй, лучшие мотоциклы для эндуро на планете (серия EXC), но это не точно. Хотя, если посмотреть любые соревнования по эндуро, хоть европейские мирового уровня типа Romaniacs, хоть наши местечковые, то из каждых 5 мотоциклов, заявившихся на гонку — минимум 3 будет КТМ, а то и 4. И с вероятностью 0.99 на подиуме тоже будет только КТМ. Так вот, «оранжевые» в своих эндуро мотоциклах не используют прогрессию вообще. То есть получается, можно было и без нее? Позвольте?! Так зачем же японцы продолжают пихать прогрессию везде и всюду? Совпадение? Не думаю…
«А что такого-то?» — спросите вы. Ну, прогрессия и прогрессия, подумаешь…

Зачем вообще нужна прогрессия на мотоцикле?
Первый момент не особо критичный — она изрядно уменьшает клиренс, цепляется за бревна, камни, и ее можно банально сломать, что чревато потерей изрядной суммы наличности. Чтобы этого не произошло, ее надо защищать, то есть поставить защиту, а чтобы поставить защиту ее надо купить, что приводит нас опять к потере $$$. Можно, конечно, сделать ее самому, но это время, а время — $$$. Как ни крути, все упирается в проклятые бумажки. Защита прогрессии выглядит вот, например, вот так:

От себя могу добавить, что я обходился без защиты прогрессии эндуро на обоих своих мотоциклах [Yamaha WR250R '09] и [Yamaha WR250F '06], ездил много, бился часто об бревна и все такое, ни разу повредить не удалось. Хотя [бывал и в Крыму] А там камни и все такое:

Ну и, в конце концов, весь этот лишний металл, подшипники, защита — это все лишний вес, его не так уж и много, и он в самом низу, тем не менее, он лишний, если без него можно вполне себе обходиться, как показывает практика мотоциклостроения от компании КТМ. То НУЖНО обходиться без него.
Второй момент — прогрессия мото работает в очень и очень некомфортных условиях, она очень часто погружена в воду, грязь, глину, песок, ее моют кархером и вот это все.
— WRF в гуано.
В итоге, если вы забиваете на прогрессию или покупаете БУ эндуро мотоцикл с рук, вполне можно обнаружить там вот такое:
— мертвая прогрессия от CRF
— грязные иголки CRF, а в особо запущенных случаях даже так:
— порванная обойма подшипника от CRF
— поврежденная косточка от CRF
— поврежденная косточка от CRF
Хотя, конечно, этот случай ну очень запущенный, подозреваю, что на этом мотоцикле в прогрессию не лазили с 2005 года, настолько она разрушилась. По-хорошему — «кость» под замену продается, она идет в сборе с подшипниками, сальниками и пальцами и стоит порядка 16-18 тысяч рублей на конкретно этот байк.
Чтобы такого не происходило, необходимо регулярно обслуживать подшипники маятника и прогрессии. Регулярность обслуживания зависит от частоты грязевых ванн и качества установленных подшипников. Например, если у вас стоят подшипники Pivot Works, и вы особенно не лезете в грязь и катаетесь раз в месяц и только летом, то они могут и 3 года проходить без проблем (но я настоятельно рекомендую как минимум раз в год проводить осмотр и перенабивку свежей смазкой). Если стоят AllBalls или Moose Racing (тот же AllBalls, только вид сбоку, хотя вообще Moose Racing в основной своей массе делает не плохие штуки), и вы любите залезть по самые помидорки в грязную лужу на каждой покатухе раза два-три в неделю, то они и пол года не проходят.
У меня на [Yamaha WR250R] подшипники прогрессии оригинальные проходили примерно 3 года активной эксплуатации без вмешательства человека и были условно живыми, хотя и под замену. А вот на [Yamaha WR250F], после сборки я наездил всего 40 часов, по сути, участвовал только в одном сильно грязном замесе на Viking Rally, а там уже люфт, стоял комплект AllBalls. У товарища на WR250F '07 года до сих пор стоят оригинальные подшипники, раз в год их инспектируем, и там все в идеале, один раз только в этом году заменили смазку.
В чем состоит обслуживание прогрессии?
Для начала нужно провести дефектовку. Как это делается? Вывешиваем заднее колесо у мотоцикла, снимаем его и руками шатаем маятник вверх-вниз (вертикальный люфт), влево-вправо (горизонтальный люфт). Вот с вертикальным небольшим люфтом жить какое-то время можно, 3-5mm на конце маятника вполне допустимо, но задуматься о замене подшипников и начать искать комплект — нужно.
Небольшое экономическое отступление:
Люфтить прогрессия мотоцикла обычно начинает не вся сразу, а по одной оси, то есть достаточно в целых подшипниках поменять смазку, а в люфтящих заменить подшипники, пальцы и сальники. Засада в том, что афтермаркет нам предлагает только комплекты сразу на всю прогрессию, по компонентно продаются только оригинальные запчасти, и стоимость комплекта только на ОДНУ ось (сальники, втулки, пальцы, подшипники), собранного из оригинальных компонентов, обходится чуть дешевле комплекта, например, AllBalls или PivotWorks, но на ВСЮ прогрессию. Таким образом собирать из оригинальных деталей получается дороже в разы.
Немного о качестве запчастей. По моему личному опыту получается так, PivotWorks — номер один (долговечнее, чем оригинальные запчасти), оригинальные запчасти — номер два (самое дорогое решение) и AllBalls — откровенное авнище, но дешевое, сойдет для предпродажной подготовки мотоцикла.
Что поменять, что обслужить подшипники, и по времени, и по стоимости, выходит примерно одинаково. Замена и обслуживание подшипников прогрессии и маятника обходятся примерно в 5-6 тысяч рублей. Для среднестатистического эндуро любителя математика получается такая: если вы сами с усами и руками, и раскидать-закидать подвеску мотоцикла не проблема, то идеально раз в год проводить обслуживание и ездить лет 5 на одном комплекте подшипников, а дальше или ишак сдохнет, или мотоцикл продастся.
Если же нет возможности заниматься этим самостоятельно, то дешевле выходит раз в 3 года покупать комплект подшипников в маятник и прогрессию и сдавать мотоцикл в сервис на замену.
Повторюсь, все это справедливо для среднестатистического райдера. Если вы вообще не любите говна, ездите только в хорошую погоду по сухим тропинкам, то можно и лет 5 прокататься, и обнаружить девственно чистые подшипники. А если вы настоящий гонец, не пропускаете ни одной гонки, тренируетесь раза 3 в неделю при любой погоде, то можно и за 6 месяцев ушатать комплект от Pivot Works, например…
Как вообще обслуживать прогрессию? Сначала надо все разобрать.

— хаска без маятника
— фото скинутого маятника
— фото маятника и прогрессии

желательно подписать, чтобы потом проще устанавливать было (хотя можно и не подписывать, неправильно все равно собрать невозможно)
— подписанная косточка

посмотреть в каком там все состоянии:
— грязный подшипник маятника WRR
— грязные иголки WRR
промыть все бензином/керосином/WD-40, и если все в живом состоянии, и люфта нет, то собрать все обратно и натолкать свежей смазки
-WD40

— чистые иголки WRF

— маятник со смазкой.
Если же люфт есть, и имеются следы выработки на пальцах, ну или такой лютый фарш, как на фотках в начале статьи, то тут только замена.
Меняется все довольно просто, сначала извлекаем старые подшипники, для этого сначала греем место посадки (но без фанатизма, примерно до 90 градусов).
— греем
Затем выпресовываем подшипники цанговым съемником, если его нет, можно применить тиски, головки из набора инструментов, подходящие куски труб, болты, шайбы гайки, смысл один — плавно выдавить подшипники оттуда, где они сидят.

— греем и вытягиваем

Выколачивать — крайне не желательно, только если нет других вариантов.

Затем берем новый комплект подшипников, сальников и всех необходимых втулок.
— новый комплект прогрессии для CRF, запрессовываем обратно тем же макаром, как выпресовывали, только наоборот. Повторюсь, заколачивать — крайне не желательно, только если нет других вариантов.

— маятник с установленными подшипниками.

После того, как все подшипники сели на свои места, набиваем их свежей смазкой и собираем мотоцикл обратно. Не забываем смотреть в сервис-мануале моменты затяжек осей маятника, прогрессии и всего остального. И пусть подшипник ходит долго!
  • BlackBOLTBlackBOLT
  • BOLT...BlackBOLT
  • 22 апреля 2017 в 10:53
  • 28
  • оценка: +121

Комментарии (54)

RSS свернуть / развернуть
+5
Tony-Red
Спасибо за интересный и подробный рассказ! Хоть эндуро и нет, но всё равно информация полезная и интересная) Успехов на гонка!
+20
BlackBOLT
Сегодня нет, завтра есть… ендуро дело такое. Все будут ездить на ендуро!
+2
MAKY
Тем более нам зомби апокалипсис пророчат. :))))
+1
damogilevich
Как раз выбираю эндуро
+7
Moto_rider
Хоть я и не эндурист, но меня однозначно заинтриговали, сразу потянуло под кат. Скажу одно, что постище зашёл на УРА, очень подробно и детально. Скорее, я к этому приду (к классу эндуро) через наццать лет или зим, не знаю точно. Спасибо, прочитано и зачтено. Фотоотчёт отдельная темаха. СПС!
0
Vik_raven
я невнимательно читал, или не понял… без прогрессии-то можно? или не можно?
0
cember
можно
-1
BlackBOLT
дык читай внимательно.
0
PavelPirat
Как раз недавно разбирал прогрессию на супершерпе. В целом была в нормальном состоянии и даже со смазкой, но в подшипнике, который около двигателя, видимо из-за температуры, смазка превратилась в какую-то мягкую фигню типа пластика или резины и вынималась кусками. С краю даже есть выработка металла. Менять не стал, все смазал собрал. Что скажешь, критичный момент к замене? (фото целиком не получилось засунуть)

подшипники вроде красивые
0
BlackBOLT
Если люфта нет, то в целом не особо критично, единственно салник вот не ходит в этом месте по пальцу? Если ходит, то будет плохо держать воду.
0
Hagor
  • Hagor
  • 22 апреля 2017 в 15:23
Статья полезная, спасибо!)))
А что насчёт прогрессии на дорожных мотиках? Как раз вот недавно её снимал, чтобы гнутые пластины на усиленные поменять. Подшипники в отличном состоянии вроде. На втулках есть только почти не ощущаемые на ощупь полоски от иголок. Собрал обратно даже без замены смазки. Пробег мотика 19800 км.
0
BlackBOLT
На дорожных ни разу не доводилось ни перебирать, ни ощущать люфт. За исключением KTM 690 Enduro R, у него она есть. Но там проблема была даже не в самой прогрессии, а в нижнем опорном подшипнике амортизатора, люфт был миллиметра 3. =) Но там и эксплуатация не совсем дорожная, и хозяин запустил сильно очень мотоцикл.
0
mcleon
Кстати, говорят, сам не видел, прогрессии нет не только на КТМ, но и на китайских эндурах (*многозначительно шевелит бровями*).
+1
kkolyan
На лифане точно есть)
+1
nekifirus
bars snk2 — нету прогрессии
0
Brdelndelver
Есть на многих китайских, но на большинстве лучше бы не было.
0
Bredli
и это потому что пальцы стоят без подшипников и убивается все это добро за раз
0
Brdelndelver
Подшипники есть, но у китайских подшипников своя атмосфера.
0
3BYK_BETPA
На китайских питбайках ещё нет.
+8
kkolyan
Очень интересно было почитать. Но до самого конца ждал объяснения того, какой ценой (или наоборот) KTM exc отказывается от прогрессии. Могу предположить что «прогрессивность» у КТМ заложена в самих амортах, но это лишь мои фантазии. А вы изучили тему вдоль и поперек, почему бы об этом не написать?
+1
nekifirus
Там у них пружина прогрессивная вроде как.
0
kkolyan
возможно, но внешне, она не похожа на прогрессивную.

Пример прогрессивных:


На фотке видно, что пружина не имеет переменного шага витков:
0
Asfaltero
Острый угол установки аморта уменьшает усилие для продавливания его в начале хода. А при полном сжатии этот угол становится ближе к прямому и продавить труднее.
+1
kkolyan
Да, тоже подумал об этом.

Но угол отклонения в максимально сжатом положении отличается всего 5° от нейтрального положения. Косинус 5 градусов равен 0.996 — таким образом различие в эффективной «тугости» пружины будет меньше полпроцента. Даже сам ход маятника (изменение угла между нормалью к дороге и касательной к траектории движения колеса вокруг оси маятника) будет оказывать большее влияние на нелинейность работы подвески, а он (ход маятника) примерно такой и на одноклассниках с прогрессией.


Полагаю что крутой угол наклона амортизатора выбран из соображений сосредоточения массы ближе к ее центру.
0
Asfaltero
Это косинус 5 градусов отличается от косинуса 0 так незначительно. Здесь же изначально угол градусов 45, а кос. 45-ти отличается от кос. 35 уже в 1,16 раза, т.е. прирост уже 16 процентов. Не знаю, достаточно ли только этого для подвески…
0
Asfaltero
Пардонте, запутался. Конечно же кос 45 от кос 40 градусов надо сравнивать. Тогда прирост поскромнее, 8 процентов.
0
kkolyan
Мне кажется угол нужно отмерять от оси работы пружины. Но не уверен, т.к. давно это все проходил… Впрочем ниже ответили про прогрессивность амортов за счет двух поршней внутри — это уже достаточное для меня объяснение :)
+3
crazy_alces
Отказались только на эндуриках, на всех кроссовых sx стоит прогрессия, видимо не все так радужно без нее.
0
BlackBOLT
Я про кросс не особо в теме, так как сам катаю ендуро и большинство мотоциклов которые ремонтирую и обслуживаю — тоже ендуро. Если дорожные отбросить, а взять только внедорожную технику, то процентов 95 — ендуро, и изредка кросс попадается, поэтому вот в тонкости кроссовой техники не вдавался так подробно. Статья исключительно про эндуро мотоциклы.
+1
Maxmoto
В начале у ктм не было прогрессии ни где, а потом по настоянию чемпионов мотокросса выступающих на ктм в версиях sx появилась прогрессия)
+3
oldrider
Там внутри два поршня: один работает как обычно, а второй когда аморт сработал на 2/3 хода. Приходилось ковырять амортик WP.
0
kkolyan
О как. спасибо за инфу. это все объясняет!
0
BlackBOLT
Так то времени нет написать обовсем. =)) Сейчас разгар начала сезона, работы не в проворот. =))Я эту статью месяц допилить до ума не мог.
+2
Elessar
Отличная статья, спасибище! Всё понятно и подробно.
Хорошо, что у Джебеля есть пресс-маслёнки.
0
Kingpin
Спасибо за ликбез! Сейчас эндуро нет, но кто знает, кто знает…
+1
Asfaltero
Вот так — «все будут», а у тебя нет! :)
+2
HotGuy
Думал что речь пойдет о переделки из прогрессивной, в не-прогрессивную подвеску — с научным обоснованием на примере ктм
0
p0nch
  • p0nch
  • 22 апреля 2017 в 23:29
Странно, я тоже далек от прогрессий, да и любого ремонта, но очнулся от магии повествования уже в самом конце ))
Спасибо, интересно.
++
0
skv
  • skv
  • 23 апреля 2017 в 2:54
Юоже, как же я люблю разобрать какой-нибудь кусок мотоцикла и заменить там все резинки, смазку и подшипники. Спасибо.
А ещё прогрессия достигается разной температурой обработки металла пружины. Шаг витков при этом будет одинаковый.
+1
hrenov_drumm
А чо, чо, правда AllBalls прям лютое говнище? А то жене тут в супершерпу поставил такие. Она, правда, тот еще эндурист, но иногда вполне себе погружается во всякое.

Какую смазку лучше напихивать в подшипники?
0
PavelPirat
я пихал LIQUI MOLY LM 50
0
BlackBOLT
Про AB, у них тока колесные подшипники ничо так, а вот сальники/пыльники вилки, и комплекты в прогрессию — лютое гуано. Собстно все из-за сальников.
0
hrenov_drumm
Сколько людей — столько мнений. Вилочные сальники AB лет семь назад (позже просто не знаю, не было необходимости менять) на дорожниках выхаживали сильно дольше любого афтермаркета, бывавшего в наличии в Москве. Vesrah, Ariete, Vicma, что там еще всякое попадалось… А
И точно так же с неделю назад услышал мнение, что колесные подшипники AB полное г., а прогрессия хотя и не офигеть-офигеть, но ставить можно. Хотя, зачем ставить колесные подшипники AB — для меня загадка, обычно всяких SKF, NTN и т. п. приличных производителей в наличии в Мск вполне есть.
Похоже, только практикой определить можно.
Хотя пыльники на рулевых подшипниках у AB действительно хреновые.
0
BlackBOLT
Вилочные сальники AB лет семь назад
СЕМЬЛЕТНАЗАД, КАРЛ! Все течет, все изменяется, они могли заключить договор на поставку сальников с другим производителем, для удешевления производства, например 5, 4,3 года назад… отсюда и все грабли.
Хотя, зачем ставить колесные подшипники AB — для меня загадка, обычно всяких SKF, NTN
Подшипники они, конечно, же не сами делают, а закупают их, как и сальники на стороне, собирают наборы для мотоциклов, упаковывают в коробочки, кладут наклейки и продают. Подшипники, если не изменяет память там лежали KOYO крайний раз, когда ставил. Если покупать отдельно подшипники, то быстрее, проще и дешевле подобрать из наличия в Москве в любом магазине. А вот если менять комплектом, подшипники, сальники, дистанционные втулки и колесные втулки. То дешевле решения, чем AB чтоб все в одной коробке найти сложно.
С подшипниками рулевой не замечал у них косяков. У меня на F800GS оригинальная рулевая отходила 20к, потом начала закусывать, поставил что было в наличии — как раз AB, уже примерно 47тысяч пробега, к рулевой претензий нет вообще.
0
BlackBOLT
Я пользую MOTUL Molybden Grease, раньше пользовал MOTUL Tech Grease, она на литиевой основе. По наблюдениям, получается что молибденовая дольше сопротивляется вымыванию. Но наблюдения не на 100% чистый эксперимент, скорее статистика по разным мотоциклам. Но они и немного в разных условиях.
0
PavelPirat
Насколько я знаю, в такие подшипники по госту литиевая смазка. Молибден в более герметичные места. Типа реагирует смазка с водичкой не очень.
0
BlackBOLT
Не знаю по какому госту, но в сервис мануалах я на Yamaha WR250F до года примерно 06-07 пишут про литий, а после про молибден, как в подшипники, так и на колесные оси. Про реакцию с водой на самой смазке ничего не написано, даже наоборот. =)Написано что противостоит хорошо, да и на практике ничего такого не встречал. Вот к слову, на моей WRF прогрессия (AllBalls) начала люфтить примерно через 40 часов (800км) после сборки, когда собирал не было под рукой молибдена, натолкал литиевой смазки, через 40 часов вот. У товарища на WRF сколько пробега в прогрессии и в мотоцикле ни кто точно не знает, он на нем ездит года 3, или 4ре. Раз в год разбираем ему прогрессию и тока подпихиваем туда молибденовую смазку. Но есть нюанс, у него оригинальные запчасти там стоят.
+1
CrowHunter
переборка прогрессии покажется милой забавой по сравнению с ремонтом PDS — амортизатора от кТм
0
barton
На китайском BM-200(250)прогрессия есть, и именно в таком виде, с игольчатыми подшипниками.
0
solidsnake
BlackBOLT сподвиг меня на обслуживание прогрессии моей ВРки, я уже писал об этом в нашей группе ВК. Повторюсь здесь — ничего принципиально сложного в обслуге нет, за 2 года эксплуатации и 4 тысячи км пересеченной местности мои подшипники были в приличном состоянии. Пыльники так и не смог снять, говорят после снятия нужно ставить новые. Мои были в хорошем состоянии, поэтому менять не стал. Не потеряйте иголки подшипников когда будете их вытаскивать!!!

+1
LIMUR
  • LIMUR
  • 24 апреля 2017 в 13:51
Замечательный пост!
+1
nonamenem
Спасибо за статью — прекрасное чтиво!
0
BlackBOLT
Не за что. Сейчас предсезонная лихорадка схлынет — еще чонить наваяю. =)
0
AMIN
Был у меня первым мотоциклом Белорусско-Китайский эндурик, первый раз разбирал прогрессию для обслуживания и обнаружил на «косточке» заглушки в виде болтов возле каждого подшипника, открутил их — отверстия сквозные, не долго думая прикупил в автомагазине пресс-маслёнки (тавотницы), вкрутил — ВСЁ! достаточно периодически (в зависимости от режимов эксплуатации) шприцевать хорошей смазкой и не разбирать больше этот гемор. В подшипниках всегда чистая и свежая смазка!
Пресс-маслёнки бывают разные: прямые, с углом наклона 45 и 90 градусов, нужно только подобрать по месту какую куда, чтоб потом удобно было подлазить шприцом. Цена вопроса около 100 рублей.
По своему опыту знаю, что на автомобилях детали которые имеют тавотницы и регулярно шприцуются выхаживают в несколько раз дольше чем необслуживаемые.
Как думаете, можно самому сделать тоже самое на любом другом мотоцикле, сэкономить время и деньги, потратив их на что-то другое?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Гараж, Нет прогрессии - нет проблем!