Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4286 | Постов: 2500

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Северо-осетинская кругосветка на Triumph Tiger 1050

Заслуженно попсовый кольцевой «прохват выходного дня» Владикавказ-Кармадон-Фиагдон-Алагир

легко превращается в двух/трехдневное приключение с элементами эндуро и триала.

Данный горный район в первый раз всегда вызывает трудности при планировании маршрута: «Почему такая запутанная сеть дорог? Как не впереться в задницу? Как не заблудиться?»
А пояснений потребуется совсем немного!

Кармадонское ущелье
Глубокое, зловещее, захватывает дух даже у искушенного мотопутешественника


Мемориал съемочной группе Бодрова — 42.870929, 44.519997
искать не надо, находится прямо на трассе на входе в самый первый туннель, который тридцатиметровым слоем льда и камней накрыл ледник Колка.


Ледник прошел и не зацепил сравнительно крупные поселки Кармадон и Саниба, снес только две турбазы у реки и все, что находилось на 20 км дороги в теснине, забрал около 120 жизней. И, кстати, единственного погибшего, которого удалось найти, обнаружил мой друг «Душман» из домбайского отряда МЧС. Ну а друзья спасатели — на Кармадоне отметились все.

Грунтовый спецучасток Кармадон-Даргавс — 42.834717, 44.481245



Хороший грейдер (микроавтобусами катают туристов), нитка маршрута легко читается, заблудиться невозможно.

Город Мертвых Даргавс — 42.841129, 44.444917


Всего лишь самое крупное и компактное скопление традиционных осетинских склепов, обязательная программа организованных туристов, забор, касса, сувениры, шум/гам/суета, не должно быть так на кладбище.
На развилке в Даргавсе можно свернуть вниз в сторону поселка Кобан и через 25 километров живописной грунтовки по дну ущелья вернуться на кармадонскую трассу.

Но нам — дальше, вверх по реке со звонким названием Мидаграбиндон, под Мидаграбинские водопады — 42.761579, 44.360936

Стандартная грунтовка, последний километр до автомобильной парковки — смачный танкодром.
Еще выше — туристы идут пешком или за 2000 рублей нанимают УАЗик-кабриолет.
Райдерам на КТМ рекомендую потренироваться в хард-эндуро по руслу ручья и крупным камням, там всего километр веселья до верхней смотровой.
Водопадов — много, больше двадцати

Один из каскадов — якобы, даже «самый высокий на Кавказе», 600 с лишним метров.
Но мы-то с Вами знаем, что водопаду придает красоту не высота, а мощь и декорации!

Кто-то забыл «Меч в камне»


А рядом кто-то дамбой перекрыл нарзанное болото, вышло живописно


И кто-то об этом разболтал в Инстаграме


Спецучасток Фазикау-Фиагдон
Уже вполне высокий грунтовый перевал



С аттракционами для туристов типа качелей, памятника фирменной осетинской букве «О» — 42.834050, 44.369119


Быстро заканчивается типовым реконструированным башенным комплексом — 42.850310, 44.317187



С видом на конкретно туристический поселок Верхний Фиагдон


даже без бинокля рискуешь залипнуть на полчаса и более.
Ну и решить, хочешь ли ты посетить оставшиеся тридцать точно таких же башенных комплексов.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь — 42.821867, 44.274153


Мощно пожрать в Фиагдоне
В туристическом месте действовать нужно осторожно.
Компании из трех упитанных местных женщин обманывать нет резона:
— Вернись назад на двести метров до кафешки с вывеской «Мясо/Осетинские пироги», мимо неё сворачивай в гаражи, через 20 метров будет гараж с надписью «ПИРОГИ» — 42.834728, 44.308078
— То, что надо, спасибо!





Большой пирог с мясом за 500 рублей, толщиной три сантиметра — очень вкусно, komendant рекомендует!


Роскошная нычка для палатки, последняя перед постом пограничников, с дороги не просматривается — 42.807035, 44.240713


Вверх по ущелью — еще 20 км несложной грунтовки, пропуск в погранзону, как ни странно — не требуется, достаточно паспорта.

Святилище Мады-Майрам — 42.807505, 44.237588
Дохристианский языческий артефакт


соседствует со средневековыми сооружениями


«Осетины — народ православный» — это вам скажет любой на Юге России.
Но плакат рядом со святилищем «Мады-Майрам» дает более глубокий экскурс в историю:
Ни православие византийское и грузинское, насаждаемые в средние века, ни мусульманство, приносимое с Востока и Севера, ни православие русское, насаждаемое полицейскими мерами, не укоренилось в Осетии, и осетины по сию пору продолжают исповедовать веру своих предков, но не хотят быть смешными, как Дон-Кихот и не борются с ветряными мельницами. Оттого-то осетины не восставали и не восстают против смехотворной работы пришельцев, насильственно насаждавших свою религию...

Легкодоступная горизонтальная «Штольня №40» — 42.809684, 44.243814
Добывали свинец, цинк, прочие тяжелые металлы.
Лазить можно без дозиметра, только оставляйте записку на входе.

Но форель из реки Фиагдон в ресторане лучше не заказывать.

На равнину от Верхнего Фиагдона ведёт отличная асфальтовая дорога





Алабай доедает осетинский пирог с мясом, очень вкусный, но ему нужнее


Продлить Большой траверс ГКХ без выезда на асфальт

Спецучасток Фиагдон-Мизур — 42.834332, 44.184017
Несколько лет назад я преодолел две первых шпильки со стороны Транскама — и отступил по техническим причинам (на заправке в Мизуре угостили редкостным шмурдяком, кое-как выработал этот бак на равнине).
А в этом сезоне новый друг Виталий на Гусе попробовал — и тоже отступил: «Большие промоины и колеи, шпильки с предельным уклоном.»
Хотя до этого своим ходом заехал в альплагерь Безенги: «Я не знал, что туда не проехать — и проехал...»

Спецучасток Саниба-Чми — 42.833577, 44.563903
Осенью 2024 года — хороший грейдер, ездят КАМАЗы.

Далее по Большому траверсу ГКХ
Через Джейрах в Ингушетию — увы, асфальт, я год назад рассказывал.

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+2
sergeech007
Спасибо за красивый маршрут. Есть что закинуть в закладки!
0
ds86
  • ds86
  • 19 ноября в 17:18
А почему в Безенги не проехать? Мы туда каждый год ездим пусть и на полноприводных, но легковых шкодах, субариках и кия.
0
komendant
Слишком сложная дорога для тяжёлого мотоцикла.
0
ushakov_ivan
А дорожный просвет имеет сильно значение? или в чём сложность?
0
komendant
Наверное, уклон колея и камни сразу. Я, если и поеду, встану ниже и к леднику сбегаю пешком.
0
Verona432
Фото симпатичные, только слово «Кругосветка» тут как будто бы не к месту немного))
0
komendant
Не я придумал.
Местные так называют.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Северо-осетинская кругосветка на Triumph Tiger 1050