- Пробег для публикации поста в сообщество: 20.00 км
- Читателей: 2778 | Постов: 330
Ремонт, обслуживание и бережный уход за мото другом
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (2770)
kim Mila none9 forcer Tosia NalVal Kyryll Integra HAYABUSA JuliaXJR1300 Osama Temy4 boomkie KOSHKA Stich glyaks100 anro CriggerMarg Denis Zhilinsky ArSoron ezhische swamprunner7 spamer80 Konditer dedal tapin13 Maxi nbaksalyar AXS smile KwaziMode ginecolog Oziris DiYamaha Fanya249 RedLine insideR Turners Satt 3dinfo voron gnus Wishka SirNik Vacelica Magnus abc Alan SanyaВсе читатели
Гараж → Грамотно делаем электрику.
Довелось мне наткнуться на работу одного электрика, отзывы о котором более-менее укладывались в формулировку «стабильно-хорошо». И оказалось, что может со схемотехникой и диагностикой товарищ и дружил, то вот с монтажом у него были явные натяги. И это далеко не единичный случай — в руках умельцев электрика превращается в лютый сборник нарушений правил монтажа. Ну, а к чему это ведет — несложно догадаться: обрывы, дым, искры, перегорание блоков от нестабильного питания.
Провода.
Начнем с самого банального — выбор провода. Для разводки на мотоцикле используют одножильный многопроволочный провод (один провод, свитый из множества проволочек).
Сечение провода выбирается просто: если мощность более 100Вт, то следует использовать простейшее правило — «10 ампер на квадрат», то есть через провод сечением 1квмм можно пустить ток силой 10А. Однако мощность девайсов указывается в Ваттах. Как перевести Ватты в Амперы? Да проще простого: поделить мощность прибора на напряжение бортовой сети. В случае мотоцикла это 12 Вольт.
Если мощность меньше 100Вт, то нужно просто взять провод сечением 0,75-1квмм, как разумный баланс между прочностью, размером и передаваемой мощностью.
Если реально смотреть на вещи, то потребителей мощностью более 100Вт на мотоцикле мало — а точнее всего навсего один: Стартер. Его мощность вполне может доходить до 500-700Вт (т.е. до 60А). Однако провода в 6квмм ему маловато — дело в том, что при пуске стартер может пропускать через себя значительно больший ток (аж до 200А) — и хорошенько при этом нагреть изоляцию. Так что для мотоциклов я бы рекомендовал следующую таблицу:
Подбор сечения стартерного провода в зависимости от кубатуры
0-50 — 4квмм
50-350 — 6квмм
400-800 — 10квмм
1000+ — 10+ квмм
0-50 — 4квмм
50-350 — 6квмм
400-800 — 10квмм
1000+ — 10+ квмм
Вся остальная ерунда типа головного света, сигналок, подогревов, зарядок мобил, поворотников, стопарей, инжектора, бортового компа, приборки и прочего потребляет, как правило, меньше 100Вт. Можно разводить чем угодно.
Сами провода бывают разных цветов. Я бы рекомендовал всегда покупать разноцветные — так проще потом ориентироваться при разводке. Но при этом всегда стоит выдерживать одно правило: главный «минус» всегда строго черный, а главный «плюс» всегда красный.
Да, на мотаки иной раз ставят очкрутое музло с дичайшими усилками, подсветку мощную, усиливают головной свет и прочими нестандартными вещами уходят за 100-ваттный рубеж. Правило 10 ампер на квадрат действовать продолжает.
Марки проводов, которые пришли в голову: ПУГВ, ПВ3, ПВ4, МГШВ
Кабельные клеммы.
Основной враг электрических соединений на мотоцикле — вибрации. Если два провода не соединены надежно (например, банальной скруткой), то под действием вибрации они будут потихоньку тереться. При этом будут возникать микроискры, которые изнашивают поверхность меди. Это приводит к ухудшению качества соединения и вызывает еще больше микроискр. И далее по накатанной вплоть до того, что оба провода обуглятся, будут периодически разрывать контакт и дико искрить (особенно это «приятно» под баком).
Еще один враг разводки — неправильная законцовка. К примеру, скрутить из провода колечко и прижать его винтом. При этом часть проволочек попросту перебивается, провод в месте крепления теряет жесткость и под действием вибрации начинает потихоньку отрываться. Тоже приятного мало.
Так что делать скрутки или запихивать голые жилы под болт — все равно, что заводить будильник на бомбе. Да, это прямо сейчас будет работать не хуже заводской заделки. Но дать гарантию того, что под баком не будет искр через пару неделек вам никто не сможет. Так что конца проводов должны быть заделаны правильно.
Кольцевой (тип «О») наконечник удобно применять там, где есть болт. Например, на клемме аккумулятора или на массе рамы. Если массу лень тянуть в «правильное место», то можно цепануться под любой винт в любом месте рамы. По сценарию эти наконечники должны прессоваться специальным кримпером — но в руках неопытного человека обычно есть только пассатижи. Поэтому эти наконечники лично я запаиваю, хотя для правильной пайки сноровка нужна еще большая, чем для обжима. Напомню, что для винтового соединения всегда необходима шайба-гровер — иначе привет искрению.
Ножевую клемму удобно применять для разбираемого соединения проводов «в стык». На одном конце «папа», на другом «мама». При соединении они «дружат». Очень удобный способ для подключения любых приборов. При этом «мама» всегда очень плотно поджимает «папу», так что бояться за сохранность такого соединения — излишне. На провод эти наконечники цепляются по такому же принципу, как и кольцевые: правильно — обжим, кустарно — пайкой.
Разъемы применяются только на блоках, хотя бывают сборки и для «проводного» соединения. Зачастую они представляют собой сборки из вилочных наконечников — к такому разъему на блоке можно подцепиться несколькими отдельными вилочными наконечниками.
Для ищущих вот простенькие картинки с обжимом:
КЛАЦ 1
КЛАЦ 2
КЛАЦ 3
Клеммники.
Вот это самый «сок» любой уродской разводки на мотоцикле. Не шарящие в теме электрики ставят на мотоцикл винтовые клеммники из ближайшего хозмага. Опытный человек эту дрянь никогда и на милю к мотоциклу не подпустит.
Причин несколько:
1) Даже в ПУЭ (библия электриков) написано, что эти клеммники надо подтягивать в электрощитках (стационарных, блин, щитках!!!) раз в год. Они ослабляются со временем и провод начинает шататься под винтом, как бы тот ни был круто затянут.
2) Медь «плывет» под нагрузкой и поддается со временем сама, даже если клеммник не прослабился.
3) Эти уродские клеммники делаются из дрянной пластмассы, которая превращается в труху за считанные годы даже в сухом помещении.
В общем, все три пункта это опять же, взведенный таймер бомбы. «Прямщас» работает идеально, но через год наступит трында.
В качестве варианта можно найти барьерный винтовой клеммник и загонять в него кольцевые наконечники из предыдущей главы, но это громоздко и муторно.
Удобнее применять пружинные клеммники — они прижимают провод с постоянно сохраняемым усилием через упругий элемент.
Вот WAGO серии 222 — идеальный кандидат. Этим клеммникам не нужен инструмент (защелкиваются пальцами) и они отлично работают с многопроволочным проводом. Еще они многоразовые. Бывают на 2,3 и 5 подключений. К недостаткам можно отнести только некоторую громоздкость.
Вот еще вариант от той же WAGO: модель 264. Этот клеммник уже можно прикрутить к основанию винтами. Для присоединения провода нужна мелкая отвертка, которой отжимается пружина.
Эти клеммники, между прочим, сертифицированы немцами для применения на железнодорожном транспорте, что откровенно круто — ведь там и вибрации, и охренительные стандарты безопасности, и запрет на винтовые клеммники. Так что для наших кустарных поделок тоже сойдет.
Да, не забудь на зачищенный провод одеть втулочный наконечник — это увеличит надежность и срок службы соединения. Задача такого наконечника — превратить многопроволодный провод в однопроволочный. Это увеличивает жесткость в месте снятия изоляции и защищает отдельные проволочки. Просто опаять провод тоже сойдет. В крайнем случае стоит хотя бы скрутить жилы в «косичку».
Кнопки.
Дополнительное оборудование требует дополнительных выключателей. Тут два варианта:
Либо на руль — тут я советую брать готовое с интернет магазинов. Эта кнопка уже герметична, компактна и имеет крепление на руль. (нашел ее на оч. знаменитой аукционной площадке по запросу «motorcycle handlebar button»)
Либо на приборку. Тут уже можно ставить универсальные кнопки из магазина. Можно вот такую кнопку взять — она небольшая и с подсветкой от 12В (напряжение питания подсветки необходимо уточнять!).
А можно и тумблер (кстати, тоже с подсветкой!). Для антуражу можно на него даже защитную лягушку поставить или намутить резиновый герметичный колпачок.
А еще можно намутить кнопку с двумя группами контактов — и включать два прибора одновременно. Либо одновременно включать один прибор и выключать другой (к примеру, выключил слабый режим подогрева сидушки и включил сильный).
Если нужна многоконтактность, то привет галетному переключателю — как на старых советских телевизорах. Тут у переключателя от 4 до 12 положений.
Кстати, бОльшая часть кнопок-тумблеров подключается обычными ножевыми клеммами!
Гермовводы.
Иной раз нужно протянуть провод в корпус или за некую перегородку. В самом простом варианте просто сверлят отверстие и протягивают кабель. Провод, при этом, может банально перетереться об острую кромку дыры. Можно, как водится, обмотать место изолентой. Но она тоже перетирается и может попросту съехать. А можно применить одно из двух решений:
Резиновое колечко, которое вставляется в отверстие.
Либо гермоввод. С этой штукой прибор можно даже погружать под воду. Еще он имеет зажимную втулку и не позволяет выдернуть провод из прибора. Неудобство только в его большом размере, вернее в выступающей наружу части.
Жгутировка.
Все провода на мотоцикле идут в жгутах. Это и защита, и механическая жесткость, и ничего не болтается. Промышленно (на родном заводе) жгуты собираются в отдельном электромонтажном цеху на стапелях с миллиметровыми допусками по скурпулезным чертежам. Нам, кустарям, такое не под силу — поэтому наши жгуты, это всегда подгонка по месту.
Чем жгутовать жгут? Самый простой ответ — «замотать изолентой!». Да и самый оптимальный по многим параметрам тоже. Но есть, на самом деле, еще несколько вариантов — где-то превосходящих изоленту, а где-то проигрывающих ей.
Ммммм… Классика) Изолента!
Плюсы изоленты:
— доступность;
— герметичность;
— жесткость жгута;
— любые длины жгута;
— малая толщина.
Минусы изоленты:
— одноразовость;
— сложная ремонтопригодность;
— плохая стойкость к истиранию;
— после отдирания изоленты все в гадком клею (хотя это зависит от изоленты).
Производитель любит пользоваться гофрой. Сверху все это приправляет изолентой.
Плюсы гофры:
— высокая прочность;
— высокая жесткость;
— хорошая защита;
— герметизация (только при правильной работе с изолентой).
Минусы гофры:
— высокая жесткость (да, она и в плюсах и в минусах);
— занимает очень много места;
— протяжка провода (если гофра не разрезная, или нет веревки-протяжки);
— трудность разводки (отвод жгута делать сложно).
Альтернативной гофре может служить кембрик. Он же «Трубка ПВХ».
Плюсы кембрика:
— хорошая защита;
— малые размеры относительно гофры;
— герметизация (только при правильной работе с изолентой).
Минусы кембрика:
— протяжка провода;
— трудность разводки (отвод жгута делать сложно).
Бандаж спиральный. Встречается такая штука в отечественных магазинах. Причем есть комнатный — из жесткого пластика, а есть очень мягкий и эластичный (к примеру, отечественный ЛСТ).
Плюсы спирали.
— легко наматывается;
— сама поджимает жгут;
— ремонтопригодность (пересобрать жгут очень просто);
— многоразовость;
— любые длины жгута (хотя мотать ее более 2м замучаешься...)
— отводы в любом месте;
— стойкость к истиранию (толщина большая).
Минусы спирали:
— влияет на толщину жгута;
— негерметичность.
Оплетка кабельная, или «чулок».
Плюсы чулка:
— эстетичность;
— простота упаковки больших длин;
— гибкость жгута;
— поджимает жгут.
Минусы чулка:
— сложно делать отводы;
— надо поискать в магазинах;
— негерметичность.
Герметизация оголенностей.
Иногда надо защитить спайку, клеммный наконечник или любую другую оголенную часть провода. Промышленность придумала два варианта на этот случай.
Термоусадка. В советские времена пользовались просто кембриком, но с появлением термоусаживаемых ПВХ, она канула в лету. Усаживается эта штука в идеале термофеном. Но сойдет зажигалка или жало паяльника (выглядеть, правда будет неаппетитно).К недостаткам усадки я бы отнес только один момент — частую невозможность надеть ее уже на готовый кабель. Иногда это можно решить применением усадки с большим отношением (1:4, к примеру), а иногда нет. Так что зачастую применить ее можно только на моменте изготовления жгута.
Термоусадка сама по себе отличная вещь и применений ей миллион! И чего только с ней не делают!
Пихают в нее целые приборы КЛАЦ
Целиком герметизируют разъем КЛАЦ
Поджимают окончания оплеток КЛАЦ
Упрочняют ломкие места КЛАЦ
И да — просто изолируют КЛАЦ
Термоусадка обычно усаживается 1:2 или 1:3. Но бывает более дорогая — 1:4 и более. Есть еще одна ураганная вещь (хоть и слегка кусачая по цене) — термоусадка с клеевым слоем. Эта зараза вообще неотдираемая, страшно жесткая и мегапрочная. На картинке из-под края усадки видна часть вытекшего клея.
Есть еще одна забавная штука — термоусаживаемая оплетка. Она небюджетна, но очень удобна при разводке. А главное — эстетична!
И в замом финале статьи перейдем к царице всей электрики — изоленте!
Хотя что тут нового скажешь — изолента она и в Африке изолента! Могу посоветовать не брать синий ужас советского прома. Так же не брать ни в коем случае тканевую. Есть уйма производителей типа REXANT, 3M, которые производят тянущуюся, прочную, клейкую, долговечную изоленту. И работать с такой — одно сплошное удовольствие.
Всё, задолбался) Надеюсь, что советы помогут не только на мото, но и в простом быту.
- Figgyfox
- Михаил Галёнков
- 31 марта 2015 в 8:58
- 271
- +360
- Alonso-b-v
- 31 марта 2015 в 11:17
- ↑
- ↓
Доброго времени суток Всем!
Раз уж заголовок «грамотно...» — то давайте про сечение провода добавлять…
Наверняка Все обращали внимание, что автомобильная (и мотоциклетная) электрика строится на достаточно толстых проводах (даже в самых слаботочных сигнальных цепях используется сечение 0.25, которого по идее хватило бы и на силовую цепь). А все потому, что при укладывании проводов в жгуты возникает явление «взаимные наводки» — из-за чего падение напряжения на участке сильно возрастает.
Чтобы компенсировать это увеличивают сечение провода(тем самым уменьшают сопротивление проводника).
Чем больше проводов в жгуте — тем сильнее взаимные наводки, и тем больше нужно увеличивать сечение…
Данный расклад отражен в таблицах «повышающих коэффициентов» в зависимости от сечения и количества проводов в жгуте. Дабы не заморачиваться с расчетами «по старой русской традиции» можно тащить все одним сечением, взятым с приличным запасом «на глазок».
Спасибо, Всем ровных дорог!
Раз уж заголовок «грамотно...» — то давайте про сечение провода добавлять…
Наверняка Все обращали внимание, что автомобильная (и мотоциклетная) электрика строится на достаточно толстых проводах (даже в самых слаботочных сигнальных цепях используется сечение 0.25, которого по идее хватило бы и на силовую цепь). А все потому, что при укладывании проводов в жгуты возникает явление «взаимные наводки» — из-за чего падение напряжения на участке сильно возрастает.
Чтобы компенсировать это увеличивают сечение провода(тем самым уменьшают сопротивление проводника).
Чем больше проводов в жгуте — тем сильнее взаимные наводки, и тем больше нужно увеличивать сечение…
Данный расклад отражен в таблицах «повышающих коэффициентов» в зависимости от сечения и количества проводов в жгуте. Дабы не заморачиваться с расчетами «по старой русской традиции» можно тащить все одним сечением, взятым с приличным запасом «на глазок».
Спасибо, Всем ровных дорог!
Наводки… вотоночо!!! А я-то думал, что это все из-за Ома и его дурацких законов! Рекомендую учебник по физике)))
А вообще я про выбор сечения в первом абзаце какбэ написал. Никаких таких взаимных наводок, влияющих на сечение нету. Сечение в многожилках увеличивают исключительно из-за взаимного нагрева проводников (вернее плохой их способности к самоохлаждению). И виноват в этом, опять же, дядька Ом, напридумывавший всяких формул. Для стационарной разводки даже таблицы мощностей и сечений разные — для открытой проводки и для скрытой.
А вообще я про выбор сечения в первом абзаце какбэ написал. Никаких таких взаимных наводок, влияющих на сечение нету. Сечение в многожилках увеличивают исключительно из-за взаимного нагрева проводников (вернее плохой их способности к самоохлаждению). И виноват в этом, опять же, дядька Ом, напридумывавший всяких формул. Для стационарной разводки даже таблицы мощностей и сечений разные — для открытой проводки и для скрытой.
- Alonso-b-v
- 31 марта 2015 в 11:59
- ↑
- ↓
Диплом Политехнического университета отсканировать? Факультет радиоэлектроники…
Ома — это хорошо, это базовый закон электродинамики. Нас в данном случае интересует подраздел «магнетизм» — а именно возникновение при прохождении тока в проводнике магнитных полей и их влияние на соседние проводники.
PS «никаких таких взаимных наводок нет...» СИЛЬНО УЛЫБНУЛО! Даже плюсану, пожалуй!
А Земля на трех черепахах, а вокруг Солнце… И тишина… ;-)
Ома — это хорошо, это базовый закон электродинамики. Нас в данном случае интересует подраздел «магнетизм» — а именно возникновение при прохождении тока в проводнике магнитных полей и их влияние на соседние проводники.
PS «никаких таких взаимных наводок нет...» СИЛЬНО УЛЫБНУЛО! Даже плюсану, пожалуй!
А Земля на трех черепахах, а вокруг Солнце… И тишина… ;-)
Да хоть справку из поликлиники отсканируй))))
Просто ссылки давай на выдаваемую информацию и делов!
Наводки есть. Но «влияющих на сечение» наводок нет. Не путай силовуху и разводку диффпары.
Ну а дипломы… Их ценности без защиты своей работой всегда была нулевой. Что в советские времена, что в нынешние…
Просто ссылки давай на выдаваемую информацию и делов!
Наводки есть. Но «влияющих на сечение» наводок нет. Не путай силовуху и разводку диффпары.
Ну а дипломы… Их ценности без защиты своей работой всегда была нулевой. Что в советские времена, что в нынешние…
Конечно проблема защиты внешних цепей от влияния электромагнитных полей токов и сохранения симметричности электрического поля существует… К примеру на 3-х фазных кабельных линиях напряжением выше 1кВ. Но тут то к чему это «слышал звон, на не знаю где он?». И решаются эти проблемы экранированием и соблюдением требований к прокладке. А не «сечением».
- lisyamorda
- 31 марта 2015 в 9:15
- ↓
Вааащще отлично. Но я бы ещё добавил информацию именно по инструменту.
Что для ножевой клеммы нужна такая обжимка, для наконечника — другая. Я когда сам всё покупал — была масса проб и ошибок, одних обжимок штуки 2 лишние купил ( ну, они " не лишние" просто не под то оказались, или работать не удобно)
Изоляцию снимать лучше всего вот этим и так далее.
Можно рассказать в двух словах — чем лучше кембрик усаживать ( у меня dremel versaflame и отдельных их газовый паяльник. не люблю просто ждать разогрева. щёлкнул и через 10 секунд паяешь)
На мой взгляд отлично, что в статье нет ничего про стыковые муфты под обжимку — и слава богу.
Ну воообще суперская статья. Спасибо огромное. Большая и полезная работа.
Сейчас чаю буду пить в двух словах про обжимки накидаю.
Что для ножевой клеммы нужна такая обжимка, для наконечника — другая. Я когда сам всё покупал — была масса проб и ошибок, одних обжимок штуки 2 лишние купил ( ну, они " не лишние" просто не под то оказались, или работать не удобно)
Изоляцию снимать лучше всего вот этим и так далее.
Можно рассказать в двух словах — чем лучше кембрик усаживать ( у меня dremel versaflame и отдельных их газовый паяльник. не люблю просто ждать разогрева. щёлкнул и через 10 секунд паяешь)
На мой взгляд отлично, что в статье нет ничего про стыковые муфты под обжимку — и слава богу.
Ну воообще суперская статья. Спасибо огромное. Большая и полезная работа.
Сейчас чаю буду пить в двух словах про обжимки накидаю.
- Fastallion
- 31 марта 2015 в 10:12
- ↑
- ↓
Если уж совсе для всего — тогда да, инструмента много может потребоваться. А если постараться, то: для термоусадки используем обычный фен, простотнужно приноровиться, паять можно и дедушкиным старым 100ватным паяльником — опять же нужна сноровка. Обжимник можно купить один, и к нему докупить сменные насадки для разных типов наконечников. Короче тут везде лайфхак можно найти! :)
- Fastallion
- 31 марта 2015 в 11:50
- ↑
- ↓
Это ты про плоскогубцы и круглогубцы? :)) Я сколько ради интереса пробовал ими обжимать — толково ни разу не получилось. Качественно только обжимниками получается. Все же они для этого предназначены. Возможно у меня не достаточно прямые руки =))
- hrenov_drumm
- 2 апреля 2015 в 17:05
- ↑
- ↓
А что плохого в муфтах под обжимку? Несколько раз приходилось пользоваться — если обжать нормально, то проблем не возникает. В эксплуатации уже довольно долго.
Я намеренно обошел тему кабельных разъемов.
Конкретно у этих есть свои косяки.
1 их трудно достать (ой, далеко не все здесь дружат с заграничной электронной коммерцией)
2 относительноо трудно обжимаются. Легко накосячить.
3 герметичность такого уровня нахрен не нужна
Я же в статье подобрал легкодоставаемые, простые и дешевые штуки.
Да, и щитовые — это с креплением на din-рейку.
Конкретно у этих есть свои косяки.
1 их трудно достать (ой, далеко не все здесь дружат с заграничной электронной коммерцией)
2 относительноо трудно обжимаются. Легко накосячить.
3 герметичность такого уровня нахрен не нужна
Я же в статье подобрал легкодоставаемые, простые и дешевые штуки.
Да, и щитовые — это с креплением на din-рейку.
На Али зарегится не тяжелее чем на байкпосте. Обжимаются не тяжелее чем остальные. По поводу ненужности герметичности на мотоцикле я бы поспорил, если он конечно не как атрибут гаражного интерера используется. А вообще дело каждого что навешивать на свой мот, да и катается каждый поразному, но ковырять проводку в лесах Карелии, не очень приятное занятие как мне кажется.
- lisyamorda
- 31 марта 2015 в 10:59
- ↑
- ↓
Нести свет в массы всегда сложно.
Вон часто спрашивают а сколько денег — … 2 обжимки -3000 рублей, стриппер для изоляции -1000 р, клеммы разьёмы ещё и тысяча.
Да ты чо ахренел! Дорого
Так на всю жизнь инструменты. А тысяча — раз пиво не попить.
Мне на 1 раз!
Ну и всё… обычно диалог заканчивается.
Вон часто спрашивают а сколько денег — … 2 обжимки -3000 рублей, стриппер для изоляции -1000 р, клеммы разьёмы ещё и тысяча.
Да ты чо ахренел! Дорого
Так на всю жизнь инструменты. А тысяча — раз пиво не попить.
Мне на 1 раз!
Ну и всё… обычно диалог заканчивается.
здесь был ататат
Ну, по Москве первый пункт не очень актуален. Они есть в Вольтмастере и на авторынках (в Мирус-Авто даже палатка отдельная по такой электрике). Аналоги бывают в ЧипДипе.
А вот что реально проблема, на мой взгляд, так это невысокие максимальные токи. Обычно 7-10 А заявляют, и сами контакты под провод не больше 1,5 мм2.
А вот что реально проблема, на мой взгляд, так это невысокие максимальные токи. Обычно 7-10 А заявляют, и сами контакты под провод не больше 1,5 мм2.
- Programer23
- 31 марта 2015 в 9:53
- ↓
У моего мотомехана всегда истерика когда я синюю изоленту достаю. Ну что поделаешь, после монтажей пооставалось дофига.
Благодарю. Хорошая статья, много не знал.
Сам скрутил в машине проводку к сабвуфера на винтовые клеммы, иначе провод не дотягивался. Надо будет перепаять, а то отвалится и коротнет на массу. А на моте сделал на пружинных клеммах. Удобно, если надо — вытащил, надо — воткнул ещё один провод в свободный разьём.
Сам скрутил в машине проводку к сабвуфера на винтовые клеммы, иначе провод не дотягивался. Надо будет перепаять, а то отвалится и коротнет на массу. А на моте сделал на пружинных клеммах. Удобно, если надо — вытащил, надо — воткнул ещё один провод в свободный разьём.
- Motochemist
- 31 марта 2015 в 10:47
- ↓
Пародокс, тканевая изолента сначала ни хрена не клеится, а через перу лет каменеет так, что снять ее с провода даже напалмом трудно.
здесь был ататат
здесь был ататат
- lisyamorda
- 31 марта 2015 в 11:01
- ↑
- ↓
Нормальной это как? В муфту под обжим и всё в термоусадку? %)))))))))) Ну и скотчем сверху закрутить сам бог велел.
но кто так делает ?:)
пока я вижу как все это разваливается в руках на второй год.
но кто так делает ?:)
пока я вижу как все это разваливается в руках на второй год.
- lisyamorda
- 31 марта 2015 в 11:06
- ↑
- ↓
стандартная скрутка детектед.
белый — синий тупо обмотали вокруг зелёный-жёлтый и привет.
через пол года уже были глюки. через год всё развалилось.
- Fastallion
- 31 марта 2015 в 11:54
- ↑
- ↓
Уж очень такой вариант жесткий. Что спайка жесткая, что термоусадка еще больше придает жесткости. Получается громоздко и не эластично. Хотя контакт и изоляция будут на уровне. По мне такой вариант больше подходит для каких то домашних приборов.
Статья супер, на 5+. Но все же, для тех, кто хочет сам ковырять проводку и навешивать допы, по типу туманок и прочего — я бы посоветовал автору выпустить что-нибудь с названием: «Грамотно делаем электрику. Часть 0.» — про теоретическую часть, составление схемы. И тоже вполне грамотным и доступным языком. На мой взгляд — это немаловажная, а может и основополагающая часть правильного монтажа и работы приборов в дальнейшем.
Допустим пост г-на AVIX о том, как подключить через реле.
Допустим пост г-на AVIX о том, как подключить через реле.
- TermoSINteZ
- 31 марта 2015 в 11:21
- ↑
- ↓
практически с каждым — есть еще супер вариант совместить приятное с полезным. Включить чайник чтоб всегда закипал. На пару термоусадка очень хорошо сжимается. А когда закончил, налил чаек, попил.
- Wanderer35
- 31 марта 2015 в 11:02
- ↓
Отлично Михаил, спасибо. Жду продолжения, про правильный обжим и пайку ) Это как с клеммами, вроде все знаю и всем пользуюсь, но всегда узнаешь что то новое.
очень годная и полезная статья. Мне как раз надо проводку восстанавливать. Для этих целей заказывал на louis
набор разъемов www.louis.eu/artikel/electric-plug-set-108-piece/10003843?list=59603135
отдельных коннекторов www.louis.eu/artikel/japanese-connector-set-100-pc-f-25-connections/10032033?list=59603779
и обжимку к ним www.louis.eu/artikel/multi-crimper-for-japanese-connectors/10003916?list=59603786
судя по внешнему виду, они идентичны тем что имеются на заводском жгуте проводки. Так же есть разрезная гофра разной толщины, осталось только провода купить, и попытаться собрать все по схеме…
набор разъемов www.louis.eu/artikel/electric-plug-set-108-piece/10003843?list=59603135
отдельных коннекторов www.louis.eu/artikel/japanese-connector-set-100-pc-f-25-connections/10032033?list=59603779
и обжимку к ним www.louis.eu/artikel/multi-crimper-for-japanese-connectors/10003916?list=59603786
судя по внешнему виду, они идентичны тем что имеются на заводском жгуте проводки. Так же есть разрезная гофра разной толщины, осталось только провода купить, и попытаться собрать все по схеме…
Хозяйке на заметку: при электромонтажных работах скидываем минусовую клемму с аккумулятора. В принципе, лучше обе скинуть, то именно в этой последовательности: сначала — минус, потом — плюс. При снятии аккумулятора последовательность та же, а при установке — обратная.
Смысл этого шаманства в том, что если вы коснетесь массы и минусовой клеммы — ничего не произойдет. Если же коснетесь массы и плюсовой клеммы (при отключенной минусовой) — тоже ничего не произойдет, так-как нет замкнутой цепи.
Смысл этого шаманства в том, что если вы коснетесь массы и минусовой клеммы — ничего не произойдет. Если же коснетесь массы и плюсовой клеммы (при отключенной минусовой) — тоже ничего не произойдет, так-как нет замкнутой цепи.
- pozitivnii
- 31 марта 2015 в 11:30
- ↓
в принципе ничего нового и никакой америки не открыто, за статью респект, видать много народу тут без дуплей как и что делать с электрикой :(
- pozitivnii
- 31 марта 2015 в 11:59
- ↑
- ↓
согласен, печалька, народ знает куда бенз лить и все. шо поделать поколение планшетов и вконтактике :(
Еще полезная штука (стоит копейки) — Ответвитель для провода прорезной — используются для выполнения отвода (ответвления) от токонесущего провода. При монтаже ответвителей не требуются использование специального инструмента и зачистка провода. Контакт между проводами обеспечивает контактная часть, которая прорезает изоляцию провода, а защелкивающаяся «крышка» ответвителя полностью изолирует узел.
- Dester_vrn
- 31 марта 2015 в 21:30
- ↑
- ↓
Не лучшего мнения об этих отводах, опыт работы с ними хотя бы раз в неделю порядка 7 лет. Площадь контакта зачастую мала, жилы иногда повреждает (особенно если изоляция уже подсохла), разбалтывается. Есть более-менее надежная версия от 3М, отличие в двойном ноже, но тоже не рекомендую на мото. Применяем их изредка в автопроводке под маломощный потребитель (<5А) и только там где его не найдет вода, то есть внутри салона под панелью.
- Angel20064
- 31 марта 2015 в 12:17
- ↓
Здравствуйте все… Скажу одно: «Сечение провода выбирается просто: если мощность более 100Вт, то следует использовать простейшее правило — «10 ампер на квадрат»» это В КОРНЕ НЕВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, 4 ампера на квадрат для медного проводника является предельно допустимой нагрузкой (ПУЭ)… плюс необходим запас 50% в идеале (если для себя), производитель 30% оставляет(в целях экономии)… тем боле при прокладке «в натяг» получим падения напряжений, т.к. у некоторых фара при включении зажигания горит, т.е. на стартер придет не 12 вольт, а 10… Поэтому не жалейте провод господа!
- Angel20064
- 31 марта 2015 в 12:25
- ↑
- ↓
почему же нельзя, можно, как раз впритык… если что то даже у китайского чайника провод более 1,5 кв
- Alonso-b-v
- 31 марта 2015 в 12:59
- ↑
- ↓
вот только удивительное дело: при включении чайников и утюгов в «наши» электропроводки лампочки горящие почему-то тускнеют сразу… а вот электроплита на 4 квадратах никак не влияет на свет…
печалька…
печалька…
- Angel20064
- 31 марта 2015 в 12:23
- ↑
- ↓
Пы.Сы. Изолента… черная VAG применяется немцами (в Ауди) тканевая и пвх, отличное качество, из минусов только цена ( но кого остановит, для себя любимого то ;))
- Angel20064
- 31 марта 2015 в 12:41
- ↑
- ↓
спорить не буду… в предельно допустимые значения все влазит… в нашем производстве допуски такие: медь 4а на квадрат, люминь 1а на квадрат… а сигнальная слаботочка вообще 2,5 квадрата делается для надежности.
- Angel20064
- 31 марта 2015 в 12:54
- ↑
- ↓
талмуд изучен, вот только 10 Ампер на квадрат ЭТО МАКСИМАЛЬНЫЙ ток на медный проводник СИГНАЛЬНОГО провода, в сети 220 вольт он выше. а так же зависит от способов укладки… Каждый сам решает подключить фару 50Вт проводом 0.5 или 2,5+ )))
- Alonso-b-v
- 31 марта 2015 в 13:01
- ↑
- ↓
Angel20064 нам с тобой Figgyfox не переспорить, он нас всех сильней и всем люлей даст :-(
- Angel20064
- 31 марта 2015 в 13:14
- ↑
- ↓
ИМХО… здравый смысл… чувство собственного самосохранения и доп % надежности… тем более прокладка проводки в ответственных местах.
- Orbea-sport
- 31 марта 2015 в 13:29
- ↓
Хорошая статья. Пользуясь редким моментом сбора любителей мотоэлектрики вынесу свою головную боль сюда. Как грамотно сделать выключатель массы, желательно с тумблером, вынесенным в удобное для пользования место. Какие провода и тумблер для этого использовать. Спасибо.
- Orbea-sport
- 31 марта 2015 в 15:27
- ↑
- ↓
У гуся обслуживаемый акб, который при стоянке на две недели саморазрядом теряет до 30 процентов мощности и требуется его зарядка. Если пользуешься мотоциклом не регулярно, то по инструкции акб надо снимать и заряжать. Раньше автомобилисты чтобы избежать саморазряда скидывали минусовую клемму и аккумулятор так мог храниться до трёх месяцев. Если у машины это сделать легко, то гусику надо снимать сиденье и откручивать панель фальшбака, не удобно.
Не в минусовой клемме дело. АКБ, просто так не будет разряжаться. Скорее всего в гусе что-то не отключается после выключения зажигания. Например, часы или бортовой компьютер.
Нужно найти этот потребитель и подключить его к замку зажигания вместо клемы батареи.
А вообще, нужно смотреть схему электрооборудования, так сложно сказать что-то конкретное. Ну и курить форумы. Проблема-то не у одного тебя скорее всего.
Нужно найти этот потребитель и подключить его к замку зажигания вместо клемы батареи.
А вообще, нужно смотреть схему электрооборудования, так сложно сказать что-то конкретное. Ну и курить форумы. Проблема-то не у одного тебя скорее всего.
- Orbea-sport
- 31 марта 2015 в 18:11
- ↑
- ↓
Так указано в руководстве на мотоцикл. Есть там клеммы для зарядки без снятия акб, но опять же в руководстве написано что при сильном разряде заряжать через них не безопасно. Да и у меня нет возможности заряжать его на стоянке, только снимать и нести домой.
здесь был ататат
Через какой разъем?
Розетку что ли?
Можно и так, по идее, но проще купить нормальное ЗУ к которому продаются отдельно герморазъемы — один привинтить к аккуму мото, второй к машине, третий и так далее :)
После пользовать одно ЗУ на нескольких ТС, просто подключая.
ЗУ типа такого:
Хвосты типа таких:
Плюс этого и им подобных ЗУ — они полностью автоматические, зарядник от АКБ можно хоть неделю не отключать.
Розетку что ли?
Можно и так, по идее, но проще купить нормальное ЗУ к которому продаются отдельно герморазъемы — один привинтить к аккуму мото, второй к машине, третий и так далее :)
После пользовать одно ЗУ на нескольких ТС, просто подключая.
ЗУ типа такого:
Хвосты типа таких:
Плюс этого и им подобных ЗУ — они полностью автоматические, зарядник от АКБ можно хоть неделю не отключать.
здесь был ататат
- lisyamorda
- 31 марта 2015 в 23:31
- ↑
- ↓
линк кинь.
я вот тоже на мот хочу выключатель массы.
но в авто исполнении они «толстовато будет»
я вот тоже на мот хочу выключатель массы.
но в авто исполнении они «толстовато будет»
здесь был ататат
- Alonso-b-v
- 31 марта 2015 в 14:23
- ↑
- ↓
Если «для надежности» — тумблер использовать нежелательно (контактная группа тумблера все равно окисляется постепенно)… Есть специальные «выключатели массы», в которых коммутация отличается от обычных тумблеров большой площадью контакта и надежной фиксацией соединения.
Ну либо брать тумблер: 1. с запасом по току коммутации и 2. с серебряными контактами
Провод использовать такой же, как идет на минусовую клемму. Возможно даже использовать родной провод: клемму с рамы перевесить на тумблер, а с тумблера на раму добавить новый провод.
Про «удобное место»… Выключатель массы особо не предназначен для постоянного щелканья туда-сюда — только при длительных стоянках отключать АКБ (если только в проводке нет КЗ, и мот с неработающим двигателем не высасывает АКБ за пару часов) :-)
Ну либо брать тумблер: 1. с запасом по току коммутации и 2. с серебряными контактами
Провод использовать такой же, как идет на минусовую клемму. Возможно даже использовать родной провод: клемму с рамы перевесить на тумблер, а с тумблера на раму добавить новый провод.
Про «удобное место»… Выключатель массы особо не предназначен для постоянного щелканья туда-сюда — только при длительных стоянках отключать АКБ (если только в проводке нет КЗ, и мот с неработающим двигателем не высасывает АКБ за пару часов) :-)
- Alonso-b-v
- 31 марта 2015 в 14:41
- ↑
- ↓
Про пайку проводов:
1. Паяльник использовать средней мощности (25-40 Ватт) — достаточно для БЫСТРОЙ спайки проводов, чтобы не плавить изоляцию.
2. В месте пайки провода лучше перекрутить несколько раз для механической прочности соединения.
3. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПАЯЛЬНУЮ КИСЛОТУ в качестве флюса — начнется гниение провода!
Самый хороший вариант для этих целей — спиртовый раствор канифоли (продается готовый, либо самому накрошить канифоль с спирт). Готовый припой с канифолью внутри — не всегда хорош (особенно для неопытных), потому как канифоль в нем быстро сгарает на жале паяльника и не проникает глубоко в многожильную скрутку.
1. Паяльник использовать средней мощности (25-40 Ватт) — достаточно для БЫСТРОЙ спайки проводов, чтобы не плавить изоляцию.
2. В месте пайки провода лучше перекрутить несколько раз для механической прочности соединения.
3. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПАЯЛЬНУЮ КИСЛОТУ в качестве флюса — начнется гниение провода!
Самый хороший вариант для этих целей — спиртовый раствор канифоли (продается готовый, либо самому накрошить канифоль с спирт). Готовый припой с канифолью внутри — не всегда хорош (особенно для неопытных), потому как канифоль в нем быстро сгарает на жале паяльника и не проникает глубоко в многожильную скрутку.
- hellrizerjrs
- 1 апреля 2015 в 10:35
- ↑
- ↓
Эта пять!
Надеть наушники на тёщу и картинку детям показать :)
Надеть наушники на тёщу и картинку детям показать :)
Профессионалы от электрики уже обо всём сказали. Хочу лишь добавить, что пайка в вибро нагруженном транспортном средстве — не лучший варинт соединения.
Например инженеры фольцваген групп рус категорически запрещают пайку при ремонте электропроводки на автомобилях концерна VAG. На концвеере она так же не используется.
Например инженеры фольцваген групп рус категорически запрещают пайку при ремонте электропроводки на автомобилях концерна VAG. На концвеере она так же не используется.
- madEngineer
- 31 марта 2015 в 18:46
- ↑
- ↓
Целиком принимаю что такие требования существуют, но вопрос спорный. Без пайки сделать достаточно долговечное и аккуратное соединение не получается. Негерметичные обжимки в слаботочных цепях — вообще не вариант (часто ли на практике применяют как положено, герметичные?)
Конечно, пайку нельзя применять в местах, где проводка подвержена изгибанию.
Конечно, пайку нельзя применять в местах, где проводка подвержена изгибанию.
- Dester_vrn
- 31 марта 2015 в 21:24
- ↑
- ↓
Вот-вот. Сами в работе используем только обжим. Нужно герметично? Не вопрос — обжим гильзами в клеевой термоусаживаемой оболочке. Пайка в редких случаях на сечениях от 10мм2 и все равно под обжим.
- madEngineer
- 31 марта 2015 в 18:52
- ↓
Проводку на траспорте я как правило паяю. Если делать вдумчиво и аккуратно, то как правило проблем не возникает. Там где возможно — герметичные обжимки.
Скажи из практики, Михаил, ты вообще встречал проблемы с паяными соединениями?
Скажи из практики, Михаил, ты вообще встречал проблемы с паяными соединениями?
Паяное соединение сложно поддается контролю. Я уйму раз видел проблемы с хреново запаяными соединениями, которые делал вполне опытный монтажник. Про неопытного вообще говорить не охота — лютый ужос.
С опрессованным все проще: нажал на ручку и оно сразу по всем канонам само обжалось. Не требуется квалифицированный персонал, нужен менее жесткий контроль и сам процесс чисто механический — никаких горячих расплавов, испарений и т.п. Так что обжим или надежней или дешевле, а зачастую и то и то.
С опрессованным все проще: нажал на ручку и оно сразу по всем канонам само обжалось. Не требуется квалифицированный персонал, нужен менее жесткий контроль и сам процесс чисто механический — никаких горячих расплавов, испарений и т.п. Так что обжим или надежней или дешевле, а зачастую и то и то.
- madEngineer
- 31 марта 2015 в 19:18
- ↑
- ↓
Герметичную обжимку так или иначе нужно прогревать. И обжимать правильно — тоже не так просто как кажется.
Из моей практики все паянное ходит годами, однозначно дольше чем разводка на негерметичных обжимках. Во многих случаях обжимками пользоваться вообще нереально из-за ограниченного пространства.
Изоляция самого места соединия — восновном качественная пхв изолента.
Поверхностная защита жгута — восновном матерчатая изолента.
Из моей практики все паянное ходит годами, однозначно дольше чем разводка на негерметичных обжимках. Во многих случаях обжимками пользоваться вообще нереально из-за ограниченного пространства.
Изоляция самого места соединия — восновном качественная пхв изолента.
Поверхностная защита жгута — восновном матерчатая изолента.
- madEngineer
- 31 марта 2015 в 19:39
- ↑
- ↓
А, не пойми неправильно. Я не отстаиваю пайку либо другой способ как единственно ТруЪ вариант, я действительно интересуюсь результатами различных подходов в реальной жизни. Ведь в итоге все уприраестя в практику.
- madEngineer
- 31 марта 2015 в 19:30
- ↑
- ↓
Коррозия развивается если соединение находится в агрессивной среде, на обычном транспорте как правило не проблема если монтаж выполнен грамотно. А вот если неграмонто — еще какая )
- alexey-nla
- 31 марта 2015 в 20:18
- ↓
По поводу скрутки я бы поспорил, но меня уже опередили. Из своего опыта могу сказать, вскрывал свою же скрутку, которая жила под капотом авто, недалеко от двигателя через 7 лет после изготовления — будто только что скрутил и никаких проблем от нее за это время Кстати, термоусадкой в первый раз не пользовался, только во второй. А разбирал, потому что требовалось снять узел, собственно, из-за этого же и был разрезан в свое время провод, чтобы не снимать половину проводки под капотом. Еще, в защиту скрутки, могу сказать, что на спутниковом оборудовании при соединении разных плат оборудования использовались либо разъемы, либо скрутка!!! Я был очень удивлен и долго не верил, но меня этому учили разработчики этого оборудования. Правда, та скрутка и скрутка, которую обычно делают большинство — это «две ОЧЕНЬ большие разницы!». Но это тема для совсем отдельного разговора.
От себя бы еще дополнил по поводу пайки. Пайка не панацея, как многие считают. Флюс, оставаясь на жилах провода, разъедает сами же провода и место пайки. Причем, меньше, чем за год место пайки может полностью развалится (сам видел и ремонтировал). В авто легче укрыть провода от внешних воздействий, а в мото таких мест намного меньше. Неправильный выбор места пайки и неправильная последующая укладка места пайки приводит к излишней жесткости и перелому провода.
Так что, я бы сказал, что ко всему надо подходить с головой!
А тем, кто все-таки пользуется скруткой, я бы посоветовал хотя бы переплетать жилы проводов между собой, чтобы соединение было более плотным.
От себя бы еще дополнил по поводу пайки. Пайка не панацея, как многие считают. Флюс, оставаясь на жилах провода, разъедает сами же провода и место пайки. Причем, меньше, чем за год место пайки может полностью развалится (сам видел и ремонтировал). В авто легче укрыть провода от внешних воздействий, а в мото таких мест намного меньше. Неправильный выбор места пайки и неправильная последующая укладка места пайки приводит к излишней жесткости и перелому провода.
Так что, я бы сказал, что ко всему надо подходить с головой!
А тем, кто все-таки пользуется скруткой, я бы посоветовал хотя бы переплетать жилы проводов между собой, чтобы соединение было более плотным.
здесь был ататат
На клюшки была намотана именно тканевая электроизоляционная лента. Предубеждение у меня против нее большое и крепкое. Растет оно от того, что раньше электрики этой изолентой очень любили скрутки (их я тоже нежно и трепетно) заматывать.
Через несколько лет работы на нагревающейся скрутке эта изолента превращается в высушенную какашку, которая спокойно разламывается пальцами, в то время как ПВХ изолента становится твердокаменной и продолжает защищать соединение.
Я уверен, что забуржуйские модели тканевой ленты круче советских раз в тыщщщщщу. Но все равно избегаю.
Через несколько лет работы на нагревающейся скрутке эта изолента превращается в высушенную какашку, которая спокойно разламывается пальцами, в то время как ПВХ изолента становится твердокаменной и продолжает защищать соединение.
Я уверен, что забуржуйские модели тканевой ленты круче советских раз в тыщщщщщу. Но все равно избегаю.
- Dester_vrn
- 31 марта 2015 в 21:44
- ↑
- ↓
Хех, а у меня противоположный опыт имеется…
Сразу оговорюсь что применять тканевую ленту тоже избегаю.
Но соединение до которого нужно было добраться спустя 5 лет после изготовления было под подобной лентой, причем самой обычной из хозмага, так уж вышло))) И лента превратилась в нечто монолитное, на удивление пластичное и очень трудно отдираемое от проводов, держала мертво и герметично.
Недорогая ПВХ лента 3М Temflex — отличный выбор считаю, самая часто применяемая у меня. Если уж очень хочется можно заморочиться на серию Scotch.
Сразу оговорюсь что применять тканевую ленту тоже избегаю.
Но соединение до которого нужно было добраться спустя 5 лет после изготовления было под подобной лентой, причем самой обычной из хозмага, так уж вышло))) И лента превратилась в нечто монолитное, на удивление пластичное и очень трудно отдираемое от проводов, держала мертво и герметично.
Недорогая ПВХ лента 3М Temflex — отличный выбор считаю, самая часто применяемая у меня. Если уж очень хочется можно заморочиться на серию Scotch.
- Dester_vrn
- 31 марта 2015 в 21:48
- ↑
- ↓
И кстати спасибо за пост! Очень редко попадаются люди хоть что-то смыслящие в электрике. Переделывать за ними приходится часто. Пусть хоть что-то почерпнут, либо поймут что надо обращаться к специалистам, хотя бы за советом.
Еще есть опыт переделки электрики пары мотов после американских хозяев… вот там жесть, так жесть я вам скажу, может дойдут руки написать пост.
Еще есть опыт переделки электрики пары мотов после американских хозяев… вот там жесть, так жесть я вам скажу, может дойдут руки написать пост.
У этой кнопки щель между клавишей и корпусом, в которую прекрасно затекает вода к контактной группе. Ваги на мотоцикле использовать не стал бы. С гибким проводом их использовать не пробовал, но сомневаюсь, что это возможно без наконечника, на работу выйду проведу эксперимент. Вообще они доверия не внушают, хоть и написано, что держат 20А, я на такую нагрузку их ставить не рискнул бы, площадь контакта слишком мала. На мотоцикле машине пайка или обжим. С обжималками сейчас проблем нет, на Али от 15 евро с доставкой, вполне приличного качества.
Да, наверное не самая удачная кнопка для примера взята. Есть похожие с прорезинкой.
Давно смотрел на документацию ваги — но вроде бы с гибким они как раз дружат. 20А держат в довольно тепличных условиях — я бы больше 10 опасался. Тем более, что есть поддельные 222, которые вообще караул.
С обжималкой многим лень возиться.
Давно смотрел на документацию ваги — но вроде бы с гибким они как раз дружат. 20А держат в довольно тепличных условиях — я бы больше 10 опасался. Тем более, что есть поддельные 222, которые вообще караул.
С обжималкой многим лень возиться.
Интересующимся хочу порекомендовать книгу "Азбука установщика" одной известной компании производителя охранных систем.
- don_carlos
- 2 апреля 2015 в 3:06
- ↓
На всех своих карытах и мотиках всегда сам ремонтировал, а также делал с нуля проводку, для чего закупил дичайше адовое количество разных клемм REXANT (неизолированных), несколько обжимников, в том числе гидравлический до 100мм2, кабелерез, стрипперы и мешок термоусадок и гофр, ну и фен, несколько паяльников и т.д. Да еще и магазин Кварц рядом с разъемами:) И Эмтика с проводами через дорогу:)
- hrenov_drumm
- 2 апреля 2015 в 17:15
- ↓
Ух ты, про наконечники для зажимания в ваги не знал, всегда голый провод засовывал. Спасибо, буду пользоваться.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (201)
RSS свернуть / развернуть