- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 722 | Постов: 151
Все о мотоциклах отечественной мотоиндустрии Уралы, Ижы, Явы, Минск, Восход времен СССР и современности
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (719)
Bodya Mila Kyryll Osama Togliatti ginecolog Oziris 3dinfo Bike-TV Vacelica Hydrophonic pmg Marcus DroiD Raptor504 Ctrelok Mihalych max_ment ChSch Sonique delet13 zaxar shtopor Sanya198311 Ilona GooDgirl JacksonBlack MAO InKon DockeR gold213 CEZAR Snegov Sheva BeavieS AndreyTech kib111 badmf Doberman horser SH-Rider alekhinsasha tartar Rusa_8 REBELAZ motoshilo weter84 LORD Or1yS RaynВсе читатели
Совкоциклы → Самый быстрый… ИЖ
Сделаем небольшой экскурс в историю, речь пойдет про старого доброго (но с оскалом овчарки) ПСА! Он же Иж Планета Спорт. Мот этот выпускали с 1974 по 1984 год, учитывая свой 30-40 летний возраст, в хорошем состоянии его встретишь редко, информации по нему в интернете довольно много, но я постараюсь собрать кратко самое основное и интересное здесь.
Реально к производству приступили в 1973 году, но первые спорты вышли в продажу в 1974 г. На то время это был революционный по советским меркам мотоцикл, внешне схожий с японскими мотоциклами 60х-70х годов. Он был с высоким качеством сборки и экспортировался во многие социалистические страны, составляя серьезную конкуренцию Явам и CZ. Выпускался до 1984 года, но особенно ценились и ценятся до сих пор ИЖ ПС первых выпусков.
Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя (т.е. в бак заливали только бензин, для масла был отдельный бачок), которую перестали устанавливать в 1977году.
На этот мотоцикл поставлялись импортные запчасти, как это было возможно в советское время, для меня остается загадкой. Первые 500 шт могли похвастаться задними амортизаторами KONI. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75мм), оснащался японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать 32 л.с. при 6700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л.с./тонну (в то время как безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л.с./тонну). Благодаря этому мотоцикл обладал хорошей динамикой, разгон до 100 км/ч не превышал 11 секунд. Более узкое переднее колесо на 19”, отсутствие бокового прицепа и динамические показатели – все говорит о том, что мотоцикл не привычный совнархоз для перевозки картошки.
Двигатель до 1977 г. был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — для снижения вибраций, а с 1978 г. его стали прикручивать жестко к раме (Позднее что-то похожее случилось с харлеями спортстерами, только у них наоборот: сначала были риджиты с жеским креплением, а с 2004 двигатель стали устанавливать через резиновые сайлент-блоки, это так называемые раббер маунты. Общей связи конечно нет). Первые годы мотоциклы оснащались японским выпрямителем Denso, благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Кстати, есть экземпляры с мильными спидометрами и фарой с оптическими элементами Lucas для левостороннего движения. Вообще 1977 год был переломным, ранние ПС оснащались импортными комплектующими, которые позднее вытеснялись советскими. Получались так называемые «Японские ПС» — т.е. раннего выпуска с двигателем на подушках и некоторыми отличительными частями и «Советские ПС» — поздних выпусков, с жестким креплением двигателя и почти полностью на советских запчастях. Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних выпусков можно по заднему фонарю, немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой, отличались амортизаторами, в более ранних версиях были стаканы из нержавейки, были отражатели на креплениях фары, под баком появилась косынка для укрепления рамы. В 1975 году головка цилиндров сменила оребрение с «веерного» на обычное, изменена форма камеры сгорания, в 1978 установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц. Таким образом, «Советские ПС» поправились на 20 кг и потеряли 4 лошади…
Технические характеристики
Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 (отличные, в скобках) годов.
• База мотоцикла 1 390 (1 440) мм
• Длина: 2 070 (2 150) мм
• Ширина: 790 (810) мм
• Высота: 1 150 мм
• Дорожный просвет: 135 мм
• Сухая масса: 135 (155) кг
• Максимальная скорость: 140 (135) км/час
• Расход топлива на 100 км пути…
• при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.)
• контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.)
• Время разгона до 100 км/час: 11 сек
• Тормозной путь:
• со скорости 60 км/час: 16 (18) м
• со скорости 30 км/час: 7 м
Двигатель
• Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять)
• Число цилиндров: 1
• Диаметр цилиндра: 76 мм
• Ход поршня: 75 мм
• Рабочий объём: 349 см³
• Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2)…(степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра…)
• Номинальная мощность двигателя…
• при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.)
• при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.)
• Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных)
• Система охлаждения — потоком встречного воздуха
• Система питания:
• Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
• Карбюратор «Микуни» (К-62М)
• Диаметр диффузора: 32 мм
• Производительность главного жиклёра: 320 см³/мин
• Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190»
Трансмиссия
• Моторная передача косозубыми шестернями
• Сцепление многодисковое в масляной ванне
• Коробка передач: четырёхступенчатая
• Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой
• Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью
• Передаточное число первичной передачи: 2,18
• Передаточное число задней передачи: 2,47
• Передаточные числа коробки передач:
• I передачи: 3,17
• II передачи: 1,81
• III передачи: 1,26
• IV передачи: 1,0
Ходовая часть
• Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная
• Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка
• Вертикальный ход оси переднего колеса не менее: 150 (160) мм
• Задняя подвеска — маятниковая
• Вертикальный ход оси заднего колеса не менее: 95 (105) мм
• Размеры шин:
• переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170
• заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74 (позже устанавливались заводом и на переднее колесо)
• Тормоза — колодочные
• Диаметр тормозного барабана:
• переднего колеса: 190 мм
• заднего колеса: 170 мм
Электрооборудование
• Напряжение бортовой сети: 12 вольт
• Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
• Напряжение генератора: 14 вольт
• Мощность генератора: 100 Вт
• Аккумуляторная батарея: 6МТС-9. На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи.
• Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
• Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра)
На базе Планеты Спорт в 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15», особенно ценился двигатель, поэтому часто ходовую брали от CZ, а двигатель от ПС, получалась хорошая машина. А также на базе двигателя ИЖ Планета Спорт выпускался мотоцикл для спидвея (для гонок по льду), также были и другие экспериментальные модели.
Разбавим сухие данные личными впечатлениями. Собственно, почему такой интерес к этой модели? Ответ прост: Планета Спорт — мой первый мотоцикл (мопеды не в счет). Считаю этот байк самым быстрым советским мотоциклом, который достоин внимания. У него есть своя харизма. Это такой «теплый ламповый» ретро байк, вибрирующий, живой. Гоняли на нем с братом в старших классах школы, в основном по лесу и грунтовке. Мотоцикл был 1983 года рождения, один из последних «Советских ПС», и даже со своими 28 двухтактными лошадями впечатлял тогда динамикой и одновременно тракторной тягой на низах. Спидометр был от Паннонии, родной.
Однозначно, это мотоцикл, к которому надо приложить руки. Получалось, что копался я с ним чаще, чем ездил. При этом он проявлял характер, и не хотел заводиться, даже когда есть искра на свече и бензин в карбюраторе. В то время я был совсем юнцом, почти все делалось в одиночку и удавалось не всегда. В основном приходилось возиться с отсутствием зарядки, настройкой карбюратора и зажиганием. А какая у него отдача с ножки кик-стартера при неправильном зажигании! Помню, как хромал неделю. Ходят легенды о количестве порванной таким способом обуви… Были эксперименты с электронным зажиганием, ставил коммутатор от 2108 и сам паял датчик на оптопаре. А однажды пришел… и нет его. Какие-то…нехорошие люди угнали ночью. С тех пор прошло лет 10, но несмотря на его постоянные капризы, все равно в памяти остались теплые воспоминания. Запах 72 (и 93) бензина с маслом и грохот его довольно оборотистой одностволки. Жаль конечно, что угнали, и как ни странно, чем больше времени проходит, тем больше вспоминаю про ПС.
Иногда попадаются в объявлениях более-менее живые аппараты, к которым еще можно и нужно приложить руки. Но останавливает отсутствие запчастей, их дороговизна, а также это шаманство со смешиванием бензина с маслом.
Прилагаю список отличительных запчастей, устанавливаемых на ранних «Японских ПС», за которыми гоняются почти все владельцы Псов.
Мотоцикл ИЖ Планета Спорт 1974 года и далее до 1977года.
Пульты на руле от Yamaha RD350 (Denso) (Япония)
Звуковой сигнал Nikko YPL1400 (Япония).
Карбюратор Mikuni VM 32-89 или AEX (Япония).
Стоп сигнал Stanley 040-4765 (Япония).
Замок зажигания от Yamaha RD350 (360-82508-42) (Япония).
Отражатели на вилке — Stanley (RR 501Y SAEА 71) (Япония).
Воздушный фильтр ELP 105/153-5100 TGL 39-474 (ГДР).
Спидометр от Pannonia Т-5 (Венгрия).
Оптика в фаре: Hella 1A7 001.140.01 (ФРГ).
Поворотники — Иж Планета 3 хром.
Защита цепи из нержавейки.
Глушитель прямой, задняя крышка «звёздочка».
Патрубок глушителя: 55 мм.
Двигатель на резиновых «подушках».
Хромированные «стаканы» задних амортизаторов, амортизаторы «короткие».
Короткое (зауженное к низу) заднее крыло — без брызговика.
Торцевое (слева на стойке) крепление зеркала заднего вида (M-408).
Планета спорт 1979 года, «Советский ПС»
Хорошие примеры есть у байкпостовца KAPITALIST «Советский ПС», правда сильно прокачан комплектующими, как раз теми, за которыми все гоняются.
и «Японский ПС».
Ну и бонусом приведу пару фоток кастома на базе Планеты Спорт от известного кастомайзера Юрия Шифа.
- bakinbard
- Игорь
- 30 июля 2015 в 15:01
- 8
- +83
- Sanchez_RSC
- 30 июля 2015 в 15:12
- ↓
Спасибо за пост. Не ездил ни на одном совкоцикле пилотом, но почему-то всегда с большим интересом к ним относился…
По рассказу испытателей данного мотоцикла их было выпущено 3 шт. Один тот, который на фотографии, уехал в Москву и неизвестно где он сейчас… А два других были отправлены на испытания. Со слов испытателей на них не издили… их только ремонтировали… На этом мотоцикле другая компановка двигателя… Кикстартер стоит перед лапкой переключения передач, цепь с другой стороны, электрооборудование советское и другие конструктивные отличия… К 40-летию начала выпуска Иж-ПС...
- Omega39rus
- 31 июля 2019 в 2:04
- ↑
- ↓
Сдаётся мне, потому что она была рассчитана на отечественное 2Т масло МГД-14М, которого днём с огнём не было даже в облцентрах, поэтому заливали всякую моторную фигню типа автола, кто чего достанет, следствием чего ускоренный износ двига и клин, да ещё на ходу… Остальное, думается, понятно.
Кстати, ИЖи с РСС и в 2000-х выпускали и есть, Планета 5 7.107-01 называется, ещё катают кое-где, и продают на Авито иногда, маслонасосы для них заводские в продаже по интернет-магазам мотозапчастей в наличии… А я в поиске левой крышки-маслобака на эту самую РСС…
Кстати, ИЖи с РСС и в 2000-х выпускали и есть, Планета 5 7.107-01 называется, ещё катают кое-где, и продают на Авито иногда, маслонасосы для них заводские в продаже по интернет-магазам мотозапчастей в наличии… А я в поиске левой крышки-маслобака на эту самую РСС…
- BarSuK_TDM
- 30 июля 2015 в 16:31
- ↓
Как бывший обладатель одной из первых модификаций ИЖ-ПС (импортные комплектующие по максимуму) немного дополню.
32 силы ПС выдавал только со снятой прокладкой под головкой цилиндра и с японской свечой (была одна в комплекте). Впрочем и с установленной прокладкой мощности было вполне достаточно.
Он был довольно легким и при скоростях выше 110 сильно разгружалось переднее колесо, поэтому на максималке одному ездить было рискованно.
Модификации с отдельной масляной смазкой ни разу не видел. На моем она была уже отключена.
Вообще эти мотоциклы планировались поставлять за границу, но с первой партией произошла неприятная история. Штук 5 подарили в рекламных целях английской полиции и один из полицейских разбился из-за конструктивного дефекта переднего тормоза. Выступ на тормозном барабане блокирующий проворот барабана относительно пера вилки был приварен некачественно и его сорвало при торможении. После этого этой выступ стали отливать вместе с барабаном, но реноме уже было испорчено. А раз за границу ПС не пошел в серьезных количествах, то и иностранные комплектующие для него закупать перестали.
У меня был ПС с доработанным передним тормозным барабаном и еще с японскими аккумулятором, карбюратором, фарой, пультами на руле, сигналом, реле-регулятором, задним фонарем. Также было стояло хромированное переднее крыло и прямой глушитель.
Посадка на ПС и его руль мне очень нравились.
Надежность его была вполне на уровне — работал он как часы.
Запчасти к первым ПС можно было купить через Ижевский мотозавод, когда у меня в Крыму сперли аккумулятор (придурки — 12в аккум к другим байкам не подходил), то я, добравшись в Москву на блоке батареек (с толчка ПС не заводился), написал письмо в Ижевск и мне прислали наложенным платежом новый японский (!) аккумулятор за небольшие деньги.
32 силы ПС выдавал только со снятой прокладкой под головкой цилиндра и с японской свечой (была одна в комплекте). Впрочем и с установленной прокладкой мощности было вполне достаточно.
Он был довольно легким и при скоростях выше 110 сильно разгружалось переднее колесо, поэтому на максималке одному ездить было рискованно.
Модификации с отдельной масляной смазкой ни разу не видел. На моем она была уже отключена.
Вообще эти мотоциклы планировались поставлять за границу, но с первой партией произошла неприятная история. Штук 5 подарили в рекламных целях английской полиции и один из полицейских разбился из-за конструктивного дефекта переднего тормоза. Выступ на тормозном барабане блокирующий проворот барабана относительно пера вилки был приварен некачественно и его сорвало при торможении. После этого этой выступ стали отливать вместе с барабаном, но реноме уже было испорчено. А раз за границу ПС не пошел в серьезных количествах, то и иностранные комплектующие для него закупать перестали.
У меня был ПС с доработанным передним тормозным барабаном и еще с японскими аккумулятором, карбюратором, фарой, пультами на руле, сигналом, реле-регулятором, задним фонарем. Также было стояло хромированное переднее крыло и прямой глушитель.
Посадка на ПС и его руль мне очень нравились.
Надежность его была вполне на уровне — работал он как часы.
Запчасти к первым ПС можно было купить через Ижевский мотозавод, когда у меня в Крыму сперли аккумулятор (придурки — 12в аккум к другим байкам не подходил), то я, добравшись в Москву на блоке батареек (с толчка ПС не заводился), написал письмо в Ижевск и мне прислали наложенным платежом новый японский (!) аккумулятор за небольшие деньги.
- Alexander2
- 31 июля 2015 в 0:23
- ↑
- ↓
У меня тоже был «японец». Несколько лет откатал, брату отдал. И он ещё несколько лет откатал. Переделал его на минское бесконтактное зажигание.
- hrenov_drumm
- 30 июля 2015 в 17:10
- ↓
Интересно, 11 секунд до сотни… современные мотоциклы при той же энерговооруженности разгоняются быстрее.
Спасибо за статью, с удовольствием прочитал.
Спасибо за статью, с удовольствием прочитал.
- hrenov_drumm
- 30 июля 2015 в 20:09
- ↑
- ↓
Magna-750, например. Примерно те же 0.3лс/кг, но до сотни 4.5с
чего? Что за бред. У ижа 0,23, у магны 0.4, это раз. Во вторых, попробуй разгони магну до 4.5сек до сотни, каки не хватит. В третьих, на разгон влияет не только отношение мощность на вес, а и передаточные числа коробки, общая общность. Чтобы достичь сотки, на иже придется врубить третью передачу, а это 2 переключения, на которые уйдет секунда вторая, плюс на второй и третьей передаче динамика сильно упадет. А большинству литров достаточно одной передачи, чтобы достичь 100 км в час. Сечешь?
- hrenov_drumm
- 30 июля 2015 в 23:32
- ↑
- ↓
Во-1, сбавь тон
Во-2, у магны-японки 75лс и 250кг снаряженной массы, это все-таки 0.3лс на кг, а не 0.4, т. е. сравнимо с ПСовыми.
Насчет переключения — я хз, как на иже коробка работает, а на той же магне переключение порядка полусекунды занимает.
Надо будет ради интереса на шерпе жены замерить разгон до сотни. 130кг и 30лс — соотношение вполне, как у ИЖа, да и одностволку-чекушку с ПСом сравнивать будет корректнее, чем V4 750-ку. Но не думаю, что ее придется 10 секунд до сотни кочегарить.
Насчет передаточных чисел и т. п. — спасибо, я в курсе. Я сравнивал именно по энерговооруженности.
Во-2, у магны-японки 75лс и 250кг снаряженной массы, это все-таки 0.3лс на кг, а не 0.4, т. е. сравнимо с ПСовыми.
попробуй разгони магну до 4.5сек до сотни, каки не хватитДавай ты мне не будешь рассказывать, я замерял. Точнее, у меня в районе 4.8 получалось, а 4.5 — это для американки, она чуть мощнее.
Насчет переключения — я хз, как на иже коробка работает, а на той же магне переключение порядка полусекунды занимает.
Надо будет ради интереса на шерпе жены замерить разгон до сотни. 130кг и 30лс — соотношение вполне, как у ИЖа, да и одностволку-чекушку с ПСом сравнивать будет корректнее, чем V4 750-ку. Но не думаю, что ее придется 10 секунд до сотни кочегарить.
Насчет передаточных чисел и т. п. — спасибо, я в курсе. Я сравнивал именно по энерговооруженности.
- hrenov_drumm
- 31 июля 2015 в 8:29
- ↑
- ↓
Да черт ее знает, в разных источниках по-разному.
Надо померять, в общем. Но это в следующем сезоне уже, к сожалению.
Надо померять, в общем. Но это в следующем сезоне уже, к сожалению.
Спасибо!
Как живой перед глазами «Желтый дьявол».
Помню, ездил тогда на авиационном бензине, выставил зажигание пораньше, так двигатель при желании можно было легким тычком запустить крутиться в обратную сторону. Я его так из болота вытягивал, куда закатился он передним колесом…
Цепь очень быстро растягивалась, в продаже не было.
Как живой перед глазами «Желтый дьявол».
Помню, ездил тогда на авиационном бензине, выставил зажигание пораньше, так двигатель при желании можно было легким тычком запустить крутиться в обратную сторону. Я его так из болота вытягивал, куда закатился он передним колесом…
Цепь очень быстро растягивалась, в продаже не было.
Моим первым байком был ПС советской сборки.Это было в 1984 году.Сразу был поставлен микуни от кросовой ЧЗ.Отличный мот-из косяков это перелив при запуске и бывало детонация двигла(глушиш а он работает) благо был декопмпресор.Мот смело валил 150км и уделывал все Явы и ЧЗ.Потом растачивали цилиндр и ставили поршень от 500 ЧЗ крос.Вот это было дело-вили на 1 и 2 передачи обеспечено.Да двигатель мог запустится в обратку-что очень Меня испугало в первый раз
- WhiteMotard
- 20 августа 2015 в 20:13
- ↓
отличный обзор, а главное, сколько добрых воспоминаний)) Теперь я понимаю, на базе чего сделан мой Kawasaki W650))
- Omega39rus
- 31 июля 2019 в 2:12
- ↓
Не видя хромированных кожухов амортов ПСа, в 2000-х сделал их на свою П5 из верхних кожухов хромированных амортизаторов от ИЖа 3 серии, расточив рашпилем отверстия под пластиковый кожушок штока и сухари))) До сих пор в гараже на этих амортах Планка стоит))) Вообще у меня в тот период была погоня за хромом и чёрным лаком, всё, попавшее в руки шлифовалось и полировалось — люм, хром, цинк))).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (61)
RSS свернуть / развернуть