ИЖ Юпитер-5 1991 → Ходовая, или от чего можно поставить нормальную вилку с минимальными доработками на ИЖ
С доработкой мотора вскрываются и другие недоделки ижа, особенно его передняя вилка и эффективность тормозов.
И так, когда мотоцикл хорошо разгоняется и идет на высокую скорость, его нужно остановить. для этого, как мы все знаем, в них предусмотрены тормоза, передние и задние.
Мы знаем, что усилие распределено так — примерно 70% тормозного усилия нужно прикладывать на переднее колесо и 30% — на заднее. Это объясняется тем, что при торможении центр тяжести переходит с одного колеса на другое. В этот момент заднее колесо легче блокировать, а вот переднее сложнее, отчего вы можете потерять контроль над мотоциклом. (взято с гугла))
История тормозной системы мотоцикла иж не так уж велика, когда передние претерпели несколько изменений, задние остались без внимания, примерно как у автоваза — сзади барабаны ставятся даже по сей день. но сейчас не об этом.
насколько мне известно, передние тормоза у ижей были 3 типов:
первый — с одним кулачком, барабанные, такие же как и сзади.
второй — с двумя кулачками, барабанные, но колодки уже шли немного другие.
третий — дисковые тормоза, а-ля «орион» вместе с воздушной вилкой.
И все, конечно же, хотят себе третий вариант, как самый офигенный и эффективный.
Такой сейчас сложно найти за вменяемые деньги. конечно они есть на авито, но состояние ушатанное, хром в рабочей зоне перьев давно сожрало и это место покрылось ржавчиной, такая вилка никуда не годится.
Первое, что я хотел обновить в мотоцикле — это вилка, а тормоза дисковые уже потом.
Поиски начал из китайских вариантов. и вот в один день наткнулся на комплект новой китайской вилки от мотоцикла Centurion bitrix — длина пера такая же, как у ижа около 80см, диаметр 33мм, состояние — новое. у продавца с авито имелось таких 3 комплекта — вилка в сборе с траверсами, был в соседней деревне. договорился о встрече, и на выходных поехал смотреть.
естественно, китайские запчасти не без приколов. в каких то была ржавчина, в каких то нет, из трех выбрал самые нормальные без дефектов. долго раздумывал, а зачем мне траверсы?) но, взял вместе с ними, уж очень они красивые и выглядят лучше ижевских, плюс продавец не продавал отдельно. так же у него были клипоны с выносом, под этот диаметр, но просил он за них многовато. вот как то так.
Перья были разобраны, отмыты и собраны с установкой новых оригинальных сальников Ariete. конструкция почти не отличается от той же вилки ориона.
Ставить обратно барабанные тормоза было бы кощунством, а диск этого китай мотоцикла не вписывается в общую картину. поэтому, останавливаться на достигнутом не стал, и нашел спицованный диск как у ИЖ-Юнкер под дисковый тормоз, за не дорого. почему «как у юнкера»? так вот, они разные. отличаются ступицей, а именно креплением под декоративный колпак, этот паз на нем отсутствует, и комплектовались ижи без него. я кстати об этом тоже узнал только тогда. ну да ладно.
почему не «литье»? все просто — оно мне не нравится. да и еще оно на 19. хоть и можно приколхозить тормозной диск на 18 колесо — нет, мне оно не нравится и точка. спицы нравятся больше, и тут дело вкуса.
спицы были покрыты ржавчиной, барабан был в ошметках чего-то высохшего, похожего на битум. все хорошо почистилось металлической щеткой на шуруповерт и обработалось цинкарем
отверстие под ось у вилки — 15мм, а у ижа — 17мм, как же быть?
тут два варианта. оставить ось ижа и рассверлить отверстия в вилке.
второй — взять ось того же китайца, и найти подшипники 15x47x14, это такие же как и 303, только внутренний диаметр в них на 15. такой без проблем нашелся от генератора какого то авто, маркируется подшипник как B15-86, NSK.
вот теперь можно и накинуть
ось комплектуется двумя втулками, длинная и короткая. нам же нужны другие втулки, и с этим вопросом идем к токарю, либо тратим деньги на еще пару подшипников чтобы вытащить из них внутреннюю обойму и болгаркой подгоняем. я же пошел к токарю, ибо нужны были еще кое-какие запчасти которых не существует.
пару манипуляции со штангеном, дело не хитрое. и вот, короткая втулка становится с новой выточенной под наше колесо. длинная втулка подрезается так, чтобы колесо оказалось по центру. почему две короткие втулки, а не одна длинная выточенная токарем?
потому что одна втулка с покрытием не будет ржаветь, а там у нас будет сальник. а второй кусок не будет входить в зону сальника, и его можно защитить краской от коррозии. при всем при этом, нужно учитывать, что ось затягивается одной гайкой, без фиксации оси с другой стороны, как это было ранее. тут можно пойти и таким путем, но я все посчитал чтоб перекоса пера не было после затяжки оси.
колесо там где надо, теперь надо тормозной диск. ждем.
и так, диск приехал, приехал и суппорт от этого же китайца. примеряем.
вот черт. он не подходит. что же делать?
из двух сошлось одно — это положение суппорта относительно вылета диска. с выставленным колесом оно прямо там где надо.
но диск для него большеват. вот же незадача. тут снова два решения — уменьшаем диск, либо делаем новое крепление на суппорт, а оно там не простое. с направляющими которые вкручены в него, толстый металл, длинная резьба.
взял диск и поехал к токарю. почему не сделал новое крепление? почему испортил диск, ведь оно такое редкое? ну так получилось, извините. проточить диск было проще, и на всю поверхность бы он все равно не работал, колодки рассчитаны на диск поменьше, и оставалась бы не рабочая зона.
дело сделано, иного не могло быть. все четенько встает теперь как родное.
суппорт б/у с разборки, колодки новые, ремкомплект суппорта новый. и не нужно искать за дорого, как на «орионе».
на этом подгонка по части колеса заканчивается, какие втулки нужны будут если ставить на родные траверсы, и совпадет ли вылет тормозного диска на суппорт мне неизвестно, но полагаю нужно будет сточить у суппорта гайки на сколько то, плюс у суппорта есть направляющие, в целом, все должно обойтись, если оставить родные траверсы. но нужно учитывать это! межперьевое расстояние у китайца больше!
далее внедряем китайские траверсы на иж.
еще давным давно были куплены конические подшипники FUSHI на алике. естественно брал я их под родные траверсы, и понятное дело что они теперь не подходят. поэтому берем штанген, делаем чертежи, и идем с ними к токарю.
сходили, получаем это. вниз пойдет проставка чтобы подшипник не болтался на оси траверсы. у китайского свой буртик под него, поэтому все измерялось по месту. верхняя гайка тоже точилась, чтобы она входила в подшипник, как это сделано на иже.
внизу траверсы будет открытое некрасивое место, поэтому был напечатан пыльник на Зд принтере. ограничитель привариваем тоже по месту, лучше больше, чем меньше, лишнее потом можно сточить если поворота руля не хватит.
тут понадобилась шайбочка, а позже еще одна, ну не рассчитал я малясь, видимо обоймы подшипников не до конца вошли в рулевую колонку при замерах.
собираем, прикидываем. смотрим, что получается. а получается красотень!
колесо, кстати. спицы и ступица были покрашены в серебристый металлик и покрыты лаком, тормозной диск тоже приведен в порядок, болты прикручены на фиксатор.
крышки с обеих сторон напечатаны на Зд принтере, внутри ещё одна проставка со стойками, стенки барабана просверлены для его крепления, наружная крышка так же крепится на эти же стойки, и там и там саморезы, держится довольно крепко. все центруется на конус ступицы
короткая выточенная втулка покрашена :) сальники подбирал в магазине по размерам. один вроде от стиралки, а второй, где обычно редуктор спидометра, подобрать не получилось. поэтому распечатал корпус под сальник поменьше, а в этот корпус заложены два магнитика, для возможно будущего спидометра :)
все собрано, смотрим видок как че. знаю, подножка просит о пощаде..)
осталось найти руль. были мысли просверлить траверсы и прикрутить штатный. но он мне начал не нравится еще тогда, когда в тот раз при покупке вилки, увидел классные клипоны с выносом. поискал, нашел, оказалось это от китайца Defiant dt200 (вроде), на авито в разборе был этот мотик, и клипоны от него забрал вдвое дешевле, чем у продавца вилки.
покраска, примерка — и вот, ну красотень же. и удобно, реально удобно.
тормозная машинка от какого то скутера, не знаю какого, универсальный какой то. тот еще шлак, но работает.
собираем еще немного, подгоняем, прокачиваем тормоза. и ура!!!1 идем кататься и проверять тормоза на максимальной скорости (шутка)
тормоза наконец то тормозят как надо! по сравнению со стоком, просто небо и земля! вилка отрабатывает отменно! мне конечно не с чем сравнивать, но работает в тысячи раз лучше штатной вечно текущей вилки! раньше при движении на большой скорости, нужно было за пол километра начинать сбрасывать скорость. сейчас же нет никакой тряски руля от кривого барабана, информативность просто суперская.
идем дальше. нужно ставить крыло. в сарае откопал давно не выкинутое хромированное крыло от 5 переходной модели. думал оно ржавое и все мятое. но, протер, оказывается оно ничего такое, хром в идеале… было пару небольших вмятин, но получилось отрихтовать чуть ли не в идеал. крепления долго разрабатывались и были напечатаны на 3д. крыло конечно болталось, но крепление сломалось когда намеренно решил заехать на яму. поэтому, пришлось городить что то другое, похожее на сток. а похожее на сток — это сток))
вот так поделил их по полам, изгибы в месте крепления к крылу выпрямил и изогнул под другим углом, поскольку крепление на этих перьях выше, чем на родном. опять же, все делалось по месту. режем и привариваем, красим. готово. прикручивать только не совсем удобно, но можно. между креплениями вставлены резиновые колечки.
ну разве не красотища, а?
ставим фару, крепление так же с алика, укороченное, ибо было че то слишком длинным. так же вырезал резинки из старой камеры, ибо не держалось нормально и сползало.
готовенько!
задняя резина Bridgestone Battlax BT45 110/90/18
передняя Bridgestone Battlax BT45F 100/90/18
если что то упустил или есть вопросы, пишите в комментариях, отвечу
И так, когда мотоцикл хорошо разгоняется и идет на высокую скорость, его нужно остановить. для этого, как мы все знаем, в них предусмотрены тормоза, передние и задние.
Мы знаем, что усилие распределено так — примерно 70% тормозного усилия нужно прикладывать на переднее колесо и 30% — на заднее. Это объясняется тем, что при торможении центр тяжести переходит с одного колеса на другое. В этот момент заднее колесо легче блокировать, а вот переднее сложнее, отчего вы можете потерять контроль над мотоциклом. (взято с гугла))
История тормозной системы мотоцикла иж не так уж велика, когда передние претерпели несколько изменений, задние остались без внимания, примерно как у автоваза — сзади барабаны ставятся даже по сей день. но сейчас не об этом.
насколько мне известно, передние тормоза у ижей были 3 типов:
первый — с одним кулачком, барабанные, такие же как и сзади.
второй — с двумя кулачками, барабанные, но колодки уже шли немного другие.
третий — дисковые тормоза, а-ля «орион» вместе с воздушной вилкой.
И все, конечно же, хотят себе третий вариант, как самый офигенный и эффективный.
Такой сейчас сложно найти за вменяемые деньги. конечно они есть на авито, но состояние ушатанное, хром в рабочей зоне перьев давно сожрало и это место покрылось ржавчиной, такая вилка никуда не годится.
Первое, что я хотел обновить в мотоцикле — это вилка, а тормоза дисковые уже потом.
Поиски начал из китайских вариантов. и вот в один день наткнулся на комплект новой китайской вилки от мотоцикла Centurion bitrix — длина пера такая же, как у ижа около 80см, диаметр 33мм, состояние — новое. у продавца с авито имелось таких 3 комплекта — вилка в сборе с траверсами, был в соседней деревне. договорился о встрече, и на выходных поехал смотреть.
естественно, китайские запчасти не без приколов. в каких то была ржавчина, в каких то нет, из трех выбрал самые нормальные без дефектов. долго раздумывал, а зачем мне траверсы?) но, взял вместе с ними, уж очень они красивые и выглядят лучше ижевских, плюс продавец не продавал отдельно. так же у него были клипоны с выносом, под этот диаметр, но просил он за них многовато. вот как то так.
Перья были разобраны, отмыты и собраны с установкой новых оригинальных сальников Ariete. конструкция почти не отличается от той же вилки ориона.
Ставить обратно барабанные тормоза было бы кощунством, а диск этого китай мотоцикла не вписывается в общую картину. поэтому, останавливаться на достигнутом не стал, и нашел спицованный диск как у ИЖ-Юнкер под дисковый тормоз, за не дорого. почему «как у юнкера»? так вот, они разные. отличаются ступицей, а именно креплением под декоративный колпак, этот паз на нем отсутствует, и комплектовались ижи без него. я кстати об этом тоже узнал только тогда. ну да ладно.
почему не «литье»? все просто — оно мне не нравится. да и еще оно на 19. хоть и можно приколхозить тормозной диск на 18 колесо — нет, мне оно не нравится и точка. спицы нравятся больше, и тут дело вкуса.
спицы были покрыты ржавчиной, барабан был в ошметках чего-то высохшего, похожего на битум. все хорошо почистилось металлической щеткой на шуруповерт и обработалось цинкарем
отверстие под ось у вилки — 15мм, а у ижа — 17мм, как же быть?
тут два варианта. оставить ось ижа и рассверлить отверстия в вилке.
второй — взять ось того же китайца, и найти подшипники 15x47x14, это такие же как и 303, только внутренний диаметр в них на 15. такой без проблем нашелся от генератора какого то авто, маркируется подшипник как B15-86, NSK.
вот теперь можно и накинуть
ось комплектуется двумя втулками, длинная и короткая. нам же нужны другие втулки, и с этим вопросом идем к токарю, либо тратим деньги на еще пару подшипников чтобы вытащить из них внутреннюю обойму и болгаркой подгоняем. я же пошел к токарю, ибо нужны были еще кое-какие запчасти которых не существует.
пару манипуляции со штангеном, дело не хитрое. и вот, короткая втулка становится с новой выточенной под наше колесо. длинная втулка подрезается так, чтобы колесо оказалось по центру. почему две короткие втулки, а не одна длинная выточенная токарем?
потому что одна втулка с покрытием не будет ржаветь, а там у нас будет сальник. а второй кусок не будет входить в зону сальника, и его можно защитить краской от коррозии. при всем при этом, нужно учитывать, что ось затягивается одной гайкой, без фиксации оси с другой стороны, как это было ранее. тут можно пойти и таким путем, но я все посчитал чтоб перекоса пера не было после затяжки оси.
колесо там где надо, теперь надо тормозной диск. ждем.
и так, диск приехал, приехал и суппорт от этого же китайца. примеряем.
вот черт. он не подходит. что же делать?
из двух сошлось одно — это положение суппорта относительно вылета диска. с выставленным колесом оно прямо там где надо.
но диск для него большеват. вот же незадача. тут снова два решения — уменьшаем диск, либо делаем новое крепление на суппорт, а оно там не простое. с направляющими которые вкручены в него, толстый металл, длинная резьба.
взял диск и поехал к токарю. почему не сделал новое крепление? почему испортил диск, ведь оно такое редкое? ну так получилось, извините. проточить диск было проще, и на всю поверхность бы он все равно не работал, колодки рассчитаны на диск поменьше, и оставалась бы не рабочая зона.
дело сделано, иного не могло быть. все четенько встает теперь как родное.
суппорт б/у с разборки, колодки новые, ремкомплект суппорта новый. и не нужно искать за дорого, как на «орионе».
на этом подгонка по части колеса заканчивается, какие втулки нужны будут если ставить на родные траверсы, и совпадет ли вылет тормозного диска на суппорт мне неизвестно, но полагаю нужно будет сточить у суппорта гайки на сколько то, плюс у суппорта есть направляющие, в целом, все должно обойтись, если оставить родные траверсы. но нужно учитывать это! межперьевое расстояние у китайца больше!
далее внедряем китайские траверсы на иж.
еще давным давно были куплены конические подшипники FUSHI на алике. естественно брал я их под родные траверсы, и понятное дело что они теперь не подходят. поэтому берем штанген, делаем чертежи, и идем с ними к токарю.
сходили, получаем это. вниз пойдет проставка чтобы подшипник не болтался на оси траверсы. у китайского свой буртик под него, поэтому все измерялось по месту. верхняя гайка тоже точилась, чтобы она входила в подшипник, как это сделано на иже.
внизу траверсы будет открытое некрасивое место, поэтому был напечатан пыльник на Зд принтере. ограничитель привариваем тоже по месту, лучше больше, чем меньше, лишнее потом можно сточить если поворота руля не хватит.
тут понадобилась шайбочка, а позже еще одна, ну не рассчитал я малясь, видимо обоймы подшипников не до конца вошли в рулевую колонку при замерах.
собираем, прикидываем. смотрим, что получается. а получается красотень!
колесо, кстати. спицы и ступица были покрашены в серебристый металлик и покрыты лаком, тормозной диск тоже приведен в порядок, болты прикручены на фиксатор.
крышки с обеих сторон напечатаны на Зд принтере, внутри ещё одна проставка со стойками, стенки барабана просверлены для его крепления, наружная крышка так же крепится на эти же стойки, и там и там саморезы, держится довольно крепко. все центруется на конус ступицы
короткая выточенная втулка покрашена :) сальники подбирал в магазине по размерам. один вроде от стиралки, а второй, где обычно редуктор спидометра, подобрать не получилось. поэтому распечатал корпус под сальник поменьше, а в этот корпус заложены два магнитика, для возможно будущего спидометра :)
все собрано, смотрим видок как че. знаю, подножка просит о пощаде..)
осталось найти руль. были мысли просверлить траверсы и прикрутить штатный. но он мне начал не нравится еще тогда, когда в тот раз при покупке вилки, увидел классные клипоны с выносом. поискал, нашел, оказалось это от китайца Defiant dt200 (вроде), на авито в разборе был этот мотик, и клипоны от него забрал вдвое дешевле, чем у продавца вилки.
покраска, примерка — и вот, ну красотень же. и удобно, реально удобно.
тормозная машинка от какого то скутера, не знаю какого, универсальный какой то. тот еще шлак, но работает.
собираем еще немного, подгоняем, прокачиваем тормоза. и ура!!!1 идем кататься и проверять тормоза на максимальной скорости (шутка)
тормоза наконец то тормозят как надо! по сравнению со стоком, просто небо и земля! вилка отрабатывает отменно! мне конечно не с чем сравнивать, но работает в тысячи раз лучше штатной вечно текущей вилки! раньше при движении на большой скорости, нужно было за пол километра начинать сбрасывать скорость. сейчас же нет никакой тряски руля от кривого барабана, информативность просто суперская.
идем дальше. нужно ставить крыло. в сарае откопал давно не выкинутое хромированное крыло от 5 переходной модели. думал оно ржавое и все мятое. но, протер, оказывается оно ничего такое, хром в идеале… было пару небольших вмятин, но получилось отрихтовать чуть ли не в идеал. крепления долго разрабатывались и были напечатаны на 3д. крыло конечно болталось, но крепление сломалось когда намеренно решил заехать на яму. поэтому, пришлось городить что то другое, похожее на сток. а похожее на сток — это сток))
вот так поделил их по полам, изгибы в месте крепления к крылу выпрямил и изогнул под другим углом, поскольку крепление на этих перьях выше, чем на родном. опять же, все делалось по месту. режем и привариваем, красим. готово. прикручивать только не совсем удобно, но можно. между креплениями вставлены резиновые колечки.
ну разве не красотища, а?
ставим фару, крепление так же с алика, укороченное, ибо было че то слишком длинным. так же вырезал резинки из старой камеры, ибо не держалось нормально и сползало.
готовенько!
задняя резина Bridgestone Battlax BT45 110/90/18
передняя Bridgestone Battlax BT45F 100/90/18
если что то упустил или есть вопросы, пишите в комментариях, отвечу
- VadiK95
- Вадим
- 18 октября 2023 в 17:36
- ?
В целом всё классно, только мне кажется что установка китайской «no name» вилки вместо родной — это шило на мыло. Если уж менять, то стоило заморочиться с поиском если не вилки нормального производителя, то хотя бы вилки с китайца известной фирмы, там хотя бы ставят что-то гарантированно пригодное для эксплуатации.
Но это сугубо моё мнение, да и бюджет будет иной, конечно
Но это сугубо моё мнение, да и бюджет будет иной, конечно
данная вилка хорошо подходит как «с минимальными доработками»
траверсы можно оставить родные (диаметр такой же), сальники продаются оригинальные итальянские, барабанный тормоз так же можно оставить родной, а пристроить ось не составляет проблем, пусть колхозно, но работать будет, а работает в разы лучше чем штатная вилка, которая вечно течет маслом, и работоспособность сомнительная. внутренняя конструкция почти не отличается от современных вилок. да, конечно можно было подобрать что то другое. изначальная мысль была такая, чтобы просто избавиться от родной вилки, но получилось как получилось.
траверсы можно оставить родные (диаметр такой же), сальники продаются оригинальные итальянские, барабанный тормоз так же можно оставить родной, а пристроить ось не составляет проблем, пусть колхозно, но работать будет, а работает в разы лучше чем штатная вилка, которая вечно течет маслом, и работоспособность сомнительная. внутренняя конструкция почти не отличается от современных вилок. да, конечно можно было подобрать что то другое. изначальная мысль была такая, чтобы просто избавиться от родной вилки, но получилось как получилось.
поверьте, сильной разницы в жесткости, учитывая что вилка тоже стала мягче и резина не дубовая, я не заметил. по удобству тоже все хорошо, ездил и в лесу по часу, все нормально, спина не устает. другое дело если бы они были без выноса — тогда да, спина дала бы о себе знать, и дорожное покрытие ощущалось бы сильнее.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (20)
RSS свернуть / развернуть