Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. rayslava → Летний выезд на море, в Архангельск

С выси ночной мне иногда,
Словно проклятье или дар,
«Следуй за мной,
Следуй туда»,
шепчет Полярная звезда.
— Авантаж — «Я не гадал и не думал»

Внезапная поездка

Я понял, что лето в разгаре, а я всё ещё не был на море. А тут как раз выпадает перерыв в работе, и возможность взять недельку отпуска.
Ну, сказано — сделано. Отпуск подписан, отпускные получены, чай заварен, и вот я внезапно обнаруживаю себя внимательно изучающим карту. И в какой-то момент я понимаю, что всё внимательнее смотрю на верхний обрез карты, а не на нижний, и всё больше вспоминаю невероятную красоту северной природы летом.
Ну и опять же не люблю я жару, не нравится мне. И даже не то, чтобы я как-то плохо её переносил, я вполне выживаю, просто мне некомфортно и не хочется. Зато северные моря — это прямо моё! Чтобы солёный ветер, чуть тёплый воздух, и прохладное море.
И примерно в это время мне на глаза попадается сообщение от старого друга, который хихикает, что вот, мол, мне, не то, что семь, а семьсот вёрст уже не крюк, а до него всё никак не доберусь, хотя давно обещал. И тут мозаика в моей голове складывается, и я понимаю, что вот он, мой маршрут к северному морю, Архангельск — отличный вариант.

День первый

С подготовкой никаких проблем не возникло, хотя бы потому, что я не так давно вернулся из Казани, к которой тоже довольно основательно готовился, поэтому быстренько глянул чеклист, и собрал вещи по нему же.
2023-arh-01.jpg
Из интересного — погода, где светит солнышко, потом внезапно льёт дождь, как из ведра, а затем снова светит солнышко. Похоже что использование дождевика будет куда интенсивнее, чем я думал.
В общем, с утра пораньше, не выспавшись, как и положено перед путешествием, завтракаю, закидываю сумки в кофры, и беру путь на северо-северо-восток! Ну на Ярославку выезжаю, то есть :)
Первые километры пути качусь в городском режиме, вкатываюсь, расслабляюсь, проникаюсь ощущением дороги. Да и вообще вокруг Москвы движение всегда нервное и дёрганое, это нужно просто пережить.
Постепенно машин становится меньше, мест для обгона — больше, и в целом становится чуточку свободнее. Так продолжается несколько часов в той самой медитации, ради которой мы и затеваем все эти наши мотопутешествия — когда ты уже не здесь, но ещё не там, ты в пути. И всё, что ты видишь вокруг, существует только в моменте — стены леса по сторонам, небо, с причудливым рисунком облаков, впереди и вверху, и полоса дороги, которая тебя ведёт, у тебя под носом, но ты видишь её только до следующего поворота и пока не знаешь, какой изгиб она сделает дальше. Кажется, что всё это замерло во времени, что гармония с миром достигнута, что не нужно ничего менять, и только одометр бесстрастно отсчитывает пролетающие мимо тебя километры, да датчик топлива подсказывает, что это состояние равновесия не будет бесконечным, и иногда всё же нужно делать перерывы.
2023-arh-02.jpg
Дозаправка байка и себя (небольшая порция кофе не будет лишней), и снова в путь! Хочется продолжить это ощущение полёта на минимальной высоте, и увидеть ещё лес, ещё небо, ну и ещё что-нибудь интересное, если попадётся.
В итоге во второй половине дня я въезжаю в город Вельск, про который, по большому счёту, рассказывать и нечего. Небольшой, когда-то-уездный город, а теперь обычная российская провинция, состоящая из небольших домиков, нескольких уцелевших (видимо, случайно) дореволюционных зданий, да высокой набережной, с которой открываются восхитительные виды на вечернее небо над дальним перелеском. Погулял немножко по городу, пофотографировал не успевшие спрятаться достопримечательности, и завалился спать.
2023-arh-03.jpg2023-arh-04.jpg2023-arh-05.jpg

День второй

Утром, прикинув свои вчерашние ощущения и то, сколько мне ещё ехать, я сменил перчатки на «зимний» кожаный вариант, и пристегнул подстёжку к куртке, а также аккуратно и очень плотно затянул рукава, чтобы на ходу туда не задувало. В общем, это оказалось верным решением, потому что по пути я во-первых регулярно проезжал через какие-то то ли низины, то ли болота, где стоял довольно холодный воздух (похожий эффект я ощущал в прошлом году по дороге в Териберку, но там ощущалось острее), а во-вторых я трижды попал под небольшой дождь, который теперь на общую картину уже не влиял, но я бы знатно задубел, если бы влетел в него без подстёжки.
Ну и продолжилась примерно та же трасса, похожие пейзажи, пусть высота деревьев и начала уменьшаться, однако, дорога прошла ровно и спокойно. Как раз к обеду я доехал до Архангельска.
2023-arh-20.jpg
Поразбиравшись с гостиницей, и найдя байку место во внутреннем дворе, я решил пообедать и просто побродить по городу, ехать сегодня уже никуда особо не хотелось.
2023-arh-06.jpg
Так что посетил памятники, погулял по набережной, даже заглянул в местный туристический центр, и побеседовал с сотрудницами, которые, узнав, что я приехал из Москвы на мотоцикле, переглянулись, и чуть ли не хором задали вопрос «— Ты вообще долбанутый, что ли?» «— А вы ответите нам на несколько вопросов?». Пришлось пообщаться :)
2023-arh-07.jpg2023-arh-09.jpg2023-arh-10.jpg2023-arh-11.jpg
В общем день так и прошёл — полу-в-пути-полу-по-городу, но всё равно довольно расслабленно. Удалось полностью отключиться от всех проблем и просто лениться.
2023-arh-12.jpg

День третий

Глянув накануне прогноз, я решил с утра поездить по окрестностям, и посмотреть на достопримечательности, поскольку после обеда прогноз обещал «небольшой дождь».
В итоге, проснувшись, и заметнув в себя завтрак, я под утренним солнышком вытащил байк из под чехла, запрыгнул на него, и отправился в Малые Корелы (да, через «о», не спрашивайте), смотреть на уцелевшие памятники деревянного зодчества.
Памятников здесь собрали довольно много, однако большинство из них удивляет разве что качеством реставрации. Скажем, мельница — она и в Африке во Владимирской области мельница.
2023-arh-13.jpg2023-arh-14.jpg
А вот размеры домов поражают, конечно! Ну то есть умом я понимаю, что и никаких особенно хитрых технологических изысков там нет, всё сделано по тем же схемам, что и любые другие русские избы, просто должным образом отмасштабировано, но в реальности смотришь на эти огромные здания (реально огромные), и начинаешь задаваться вопросом, почему люди так удивлялись первым пятиэтажкам.
2023-arh-15.jpg2023-arh-16.jpg
Ну, опять же, достаточное количество подтверждений, что предки наши были далеко не дураки, и куча вполне прагматичных и удобных решений тоже просматривается — от выхода со второго этажа, явно подходящего для местной зимы, до амбаров-ледников, фактически холодильников (очень, надо заметить, эко-френдли холодильников).
В общем получилась отличная прогулка по северному лесу, усеянному памятниками архитектуры, в компании неожиданно палящего солнца, запаха хвои, и, конечно же, роя комаров, куда ж без них!
2023-arh-17.jpg2023-arh-18.jpg
После музея с зодчеством, я по наводке товарища, который меня сюда и заманивал, проехал несколько километров по той же дороге, попав под дождь на несколько минут, и буквально упёрся в местный пивзавод и небольшой магазинчик при нём. В качестве награды-сувенира мне досталась пара литров свежайшего пива.
2023-arh-19.jpg
Из других планов была мысль доехать до Пинеги, где есть карстовые пещеры (по слухам и фоткам — красивые), но я позвонил в туристический центр и поинтересовался, как там дела, а мне ответили, мол, «— Там немного подмыло дорогу, если сможете доехать, то это будет часа четыре в одну сторону» (чуть больше ста километров, на минуточку), после чего я пошёл в интернет, и обнаружил, что там и правда немного подмыло дорогу, в результате чего в означенной дороге тонут Камазы, а местные жители пишут, что если ехать, то ехать нужно минимум парой внедорожников, чтобы вытягивать друг друга. В общем, доберусь до Пинеги в следующий раз. Наверное лучше даже зимой, потому что во-первых доступно больше пещер с красивыми ледяными сталагмитами, а во-вторых есть шанс поймать полярное сияние.
В итоге Пинега у меня отложилась, и я решил отправиться, наконец, к Белому морю, которое и было изначально «официальной», так сказать, целью путешествия. Полчаса дороги до Северодвинска, и можно взять чашечку кофе, и прогуляться по пляжу, потрогав воду. Вода, кстати, хоть и прохладная, но сильно теплее, чем я ожидал, ну и намного теплее, чем была в Баренцевом море. Некоторое количество народу вполне себе купалось, хотя, конечно, у нас народ начинает купаться каждый раз, когда видит, что вода не покрыта льдом. Впрочем, даже и лёд тоже мешает далеко не всегда.
2023-arh-21.jpg
С одной стороны — вот оно, море. С другой — ну не потащу же я свою мопедку на общественный пляж ради фотки. Как минимум — некрасиво. В итоге, погуляв, еду искать какое-нибудь приемлемое место для фото с мотоциклом. Спустя ещё полчаса поисков нахожу какой-то относительно дикий пляж с не слишком удобным, но проходимым песчаным подъездом, куда и забираюсь на свою фотосессию. Небо, конечно, здесь просто потрясающее, независимо от погоды и времени суток. Можно сидеть и смотреть бесконечно.
2023-arh-22.jpg
Да, по пути в Северодвинск отметил очередную историческую веху в 20000 километров пробега. Мелочь, а своей задницей все их просидел. Пока, вроде, не отсохла.
2023-arh-23.jpg
Пофотографировавшись, и чуть побродив по окрестностям, еду обратно в Архангельск, снова попадаю под двухминутный дождь, и высыхаю за следующие десять минут. Дозаправка, заезжаю во двор отеля, пакую мотоцикл обратно в чехол, и только-только успеваю дойти до крыльца отеля, как разверзаются хляби небесные и дождь начинает лупить просто стеной. Причём лупит настолько мощно, что я начинаю гадать: попади я под него в пути — меня бы смыло в море, или я бы просто утонул прямо в колее, не съезжая с дороги?
Пока дождь лупил, я как раз успел переодеться, и отправиться на прогулку. Набережная, музеи, обычная туристическая поездка. Периодически заряжали такие же резкие и очень мощные ливни, длящиеся по 10-15 минут, которые местные воспринимали как нечто, само собой разумещееся, что нужно просто переждать под каким-то козырьком.
Впрочем, вечером был закат, который заставил забыть про все ливни, неудобства, и прочее, и заставлял буквально бегать по берегу и искать ракурс, чтобы получился закат. Нет, чтобы столбы дождя на горизонте! Нет, чтобы закат с дождём! Аааааа, чёрт, не хватает глубины экспозиции у камеры, чтобы поймать и закат и дождь, и чтобы всё это попало на одно фото так, как я это вижу сейчас глазами! Срочно дайте мне воооот такенную зеркалку и я привезу вам одновременно и Sony World Photography Awards, и British Wildlife Photography Awards, и ещё, на сдачу, комплект фотографий природы для календарей на следующие тридцать пять лет!
2023-arh-27.jpg2023-arh-24.jpg2023-arh-25.jpg2023-arh-26.jpg
Приблизительно в таких метаниях и прошёл закат и некоторое время после него. Когда стало понятно, что «что снял — то снял, это теперь твоё», я чуть успокоился и попытался выяснить, всегда ли оно здесь так красиво. Ответом мне было «— Ну я вот как купил зеркалку, так потом несколько месяцев чуть ли не каждый день ходил ловить эти закаты, у меня их теперь много гигабайт». В общем, закаты над Северной Двиной очень рекомендую, и рекомендую посмотреть их собственными глазами.

День четвёртый

Ну тут просто удалось отоспаться, потом довольно спокойная прогулка по музеям и набережным, и отдых. В общем, передышка такая, перед следующим куском пути обратно. Вечером сходили немножко пострелять в местном тире, потом выпить пива, и снова прогуляться по набережной и снова немного половить закат, которым невозможно перестать восхищаться. В общем, тот самый «отпуск» :)
2023-arh-28.jpg2023-arh-29.jpg2023-arh-30.jpg
Вечером глянул прогноз погоды, ливни с утра отменились, обещали просто немного пасмурную погоду. Остаётся надеяться, что проскочу.

День пятый

Ну что ж, настало время двигаться из Поморья назад, в свою среднюю полосу.
Утро порадовало тем, что вокруг отеля было сухо, дождь так не добрался, поэтому собраться удалось посуху, однако, глянув прогноз, и карту осадков, дождевик я надел сразу, и не прогадал. Отъехать мне удалось километров на пять максимум, после этого зарядил дождь, который не прекращался до самого Шенкурска. Из хорошего было то, что дождь не был слишком уж сильным, никаких особых потоков и чудовищных ливней, просто немного воды, достаточно быстро уходящей с дороги.
Километров через триста с небольшим дождь прекратился, поэтому на очередной дозаправке я стащил дождевик и дальше доехал уже вполне себе с комфортом и вентиляцией. Из интересного обнаружил, что мотоцикл прямо ну совсем не любит бензин с роснефти, расход сразу плюс половина, бак спалил меньше, чем за две с половиной сотни километров, пришлось остановиться ещё раз, и залить нормального.
2023-arh-31.jpg
Чуть побродил по Вологде, в городе я уже был, потому прогулка получилась по знакомым местам. Резная, палисадная на месте!
2023-arh-32.jpg2023-arh-33.jpg2023-arh-34.jpg

День шестой

Ну и остаётся рывок до Москвы. И вот здесь, похоже, природа решила отыграться за весь отпуск. Из хорошего — утром удалось погрузиться без дождя, а вот дальше началось интересное. На выезде из Вологды, в окружающих полях, начался ураганный ветер, который переставлял по дороге не то, что мотоцикл вместе со мной и кофрами, но даже газели!
Хорошо, что продолжалось это не очень долго, и в какой-то момент ветер начал стихать. Я подумал было, что это предвестник скорого дождя, но оказался не совсем прав, это был не дождь, а какой-то тропический ливень, грозивший смыть с дороги асфальт. Сквозь эту стену воды не было видно практически ничего, я зацепился за какую-то легковушку со включёнными противотуманками, которые худо-бедно, с трудом, но подсвечивали красными огоньками, в какую сторону нужно будет поворачивать, и аккуратно пополз на этот маяк.
Минут, наверное, через десять, мы всё же выехали из вертикальной реки, и поехали просто под довольно сильным дождём, однако раз уж должны была получиться сложная поездка, то получилась сложная поездка — прямо во время этого дождя вышло солнце! В итоге, по впечатлениям, едешь даже не в тумане, а прямо сквозь ярко-белое сияние, ощущение, что оказался внутри той тестовой программы для Матрицы, только вместо кресла, обшитого красной кожей, чёрное седло хонды.
Помимо видимости, солнце дало и второй эффект — начало довольно сильно пригревать. В итоге я ехал, и варился в своём дождевике.
Ну примерно так я и добрался до Москвы — то солнце, когда ты начинаешь думать, не снять ли дождевик, то удары дождя, в которые думаешь «Хорошо, что не снял».

Итог

В общем, своей поездкой на море я доволен, южный берег Белого Моря посмотрел, восхитительными закатами полюбовался, с проблем переключился, поездкой насладился.
Из интересных наблюдений — в Архангельской области даже есть дорожные камеры, которые сделаны не для сбора денег, а стоят в реально опасных местах, где неплохо бы сбрасывать скорость, вроде опасных поворотов и примыканий региональных дорог. В Вологодской, например, такими мелочами не заморачивались, просто навтыкали везде, где было доступно электричество, потому что бюджет сам себя не пополнит.
Ну и с этой поездкой в очередной раз убедился, что у меня тот мотоцикл, который я всегда хотел. Едет именно так, как мне нравится, позволяет добраться, куда мне хочется, и хватает всего, даже и улучшать уже особо нечего, поэтому ходил по Архангельску с довольной мордой
2023-arh-35.jpg
  • rayslavarayslava
  • rayslava
  • 5 августа 2023 в 12:18
  • ?

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
0
Tratatanych
Спасибо! Красивые фото и душевный рассказ!
0
madrider777
Тоже ездил месяц назад в Архангельск. Приятно увидеть фото знакомых мест.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. rayslava, Летний выезд на море, в Архангельск