Блог им. rayslava → Териберка летом 2022. Часть 1.

Раз уж наступила зима и приближается конец года, то самое время вспомнить о том, что удалось в этом году. Пусть будет хоть какое-то хорошее воспоминание от две тысячи двадцать второго: первая поездка в Териберку.

Да, скорее всего это будет «ещё один рассказ, как ещё один чувак доехал туда же, куда все, по накатанной тропе», но всё равно мой графоманский орган зудит и чешется, хочется растечься по древу, чем положено, и поделиться эмоциями со всем миром, как я прокатился до Баренцева моря и выжил

bikepost_ter_22_camp.jpg

Подготовка
Я слежу за творчеством уважаемых SLON_RUS и Storm08, с поездками сквозь Африку по диагонали или длинными путешествиями по безвестным дагестанским просёлкам, и, само собой, читаю байкпост, где реально впечатляют, например, отчёты от Kadet73 про путешествия в глубинах тайги, и тут моя поездка кажется мне вот той самой историей «А следом за этой голдой едет техничка со второй голдой, ну и если пойдёт дождь, то можно пересесть в неё, скользко же», так что у меня скорее получилась этакая довольно комфортная, пусть и долгая прогулка, даже не знаю, можно ли такую вот поездку на две с половиной тысячи километров от дома назвать Настоящим Дальняком.

Ну и да, по опыту и навыкам я тоже явно не претендую на какие-то высокие уровни. Как обычный турист — да, я без проблем проживу несколько дней в палатке, как механик — могу заклеить прокол бескамерки, подтянуть цепь, или починить в пути что-то по мелочи, но не более. Поэтому основным моим инструментом обеспечения комфорта и безопасности была тщательная подготовка маршрута. Так что готовиться к поездке я начал ещё где-то в январе, аккуратно составляя списки необходимого (получилось 130 пунктов, пригодилось не всё) и прикидывая местонахождение, собственные навыки, и возможные проблемы.

В общем-то, ничего критичного или необычного: документы, деньги, аккуратно собранная аптечка, лагерный комплект одежды и снаряжения для меня, применимый ремкомплект для мотоцикла (скажем, заменить тросик я могу, поэтому его взял, менять на трассе звёзды я вряд ли буду, поэтому их не потащил), мыльно-рыльные принадлежности, да традиционную порцайку гаджетов.

Отдельно можно сказать разве что про карты и документы: для всех документов были копии в водонепроницаемом чехле, отдельно от основного хранилища документов, все карты я подготовил в qMapShack и напечатал через nakarte.me. Просто как инженер-программист я знаю тысячи способов, которыми тебя в поездке могут подвести любые гаджеты, а бумага в герметичном пакете — не может. Такой вот психологический ход. Ехал я в итоге всё равно по навигатору, но наличие условно-неуязвимого бэкапа в кофре всю поездку действовало на меня успокаивающе :)

Сборы
Как известно, ни одна поездка не может начаться спокойно и так, как запланировано, ты обязательно что-то забудешь, что-то не подготовишь, а потом ещё и проспишь, поэтому я стратежно взял отпуск за день до предполагаемого выезда. Угадал. Успел пробежать по всем нужным магазинам, докупить всё, чего не хватало, упаковать всё в кофры, передумать, распаковать всё из кофров, переложить и упаковать разумнее, навесить всё это добро на мотоцикл, почувствовать традиционное «кажется я простыл, как же невовремя», осознать, что это просто нервное, лечь спать пораньше и, естественно, абсолютно не выспаться.

Путешествие начинается
Есть у меня такое довольно интересное ощущение, связанное с поездками и путешествиями: «переживать в поездке ты не должен, думать и переживать следует раньше». И получилось так, что ритуалом для избавления от всех этих нервов и мыслей о том, что я что-то забыл, стала работа коробки.

Ты идёшь к мотоциклу, прокручиваешь к голове планы, вещи в кофрах, идеи, расписание, застёгиваешь шлем, садишься, и всё ещё в задумчивости выжимаешь сцепление. А затем — щелчок лапкой вниз, байк вздрагивает, показывая, что он готов к поездке, и вся эта рефлексия остаётся позади, потому что теперь ты в пути.

В целом, до Питера дорога понятная, ездил и не один раз, сейчас хотелось быстрее забраться дальше на север, поэтому поехал я по М11, собственно, ничего особенно интересного, кроме установившейся жары. Вышел на трассу, встал на круиз и катишься, где-то часа через три стало понятно, что одним из самых великолепных приобретений были круизные подножки — отсел чуть назад, практически выпрямил ноги, расслабился и наслаждаешься путешествием. Красота. Расход 7.7 при средней скорости 121, если верить компьютеру. На второе место по полезности я бы поставил ветровик от MRA с «козырьком» — ровно этой пары сантиметров не хватало стоковому ветровику, чтобы полностью убрать воздушный поток со шлема, с MRA'шным я уже сидел с полным комфортом и наслаждался тишиной.

И, кстати, про тишину: с учётом того, что ехать нужно было долго, я себе купил мотоберуши и ехал в них, штука оказалась хорошая, усталость реально снижается, теперь без них езжу только по городу. А ещё обнаружил довольно забавную психологическую пластичность: когда я только выехал, приходилось выкручивать на максимум музыку в наушниках, чтобы слышать хотя бы какие-то отрывки, а к концу второго дня беруши отрезали мне только звук двигателя, в музыке где-то на 60% громкости я уже вполне слышал гитарные переборы и различал записи по качеству.

В целом, ничего особенно интересного не происходило, просто сокращал расстояние до цели путешествия, иногда отмечая забавные названия
bikepost_ter_1_mb.jpg
Из любопытного — я сперва думал поехать через Санкт-Петербург, но в конце июня там всё оказалось переполнено, и цены на отели были какие-то совсем уж странные, в итоге я решил делать первую остановку в Лодейном Поле, и отель там был, и место интересное — ни разу ещё там не бывал.

В Лодейном Поле обнаружились тишина, спокойствие, восхитительные виды Карелии
bikepost_ter_2_lodpol.jpg
и транспорт, на котором по этой самой Карелии можно передвигаться
bikepost_ter_3_lodpol_transp.jpg
Почитал несколько статей про историю города, побродил по улицам, и в итоге отправился спать.

Рывок на север
За первый день я вполне успокоился, привык к ритму путешествия, поведению байка, и даже жаре, а под вечер вообще вполне расслабился, и получилось весьма неплохо выспаться, поэтому на следующий день я решил осилить перегон до Кандалакши. В целом мне это удалось без какого-либо надрыва и проблем, я просто ехал, ехал и ехал, созерцая — не подберу другого слова — восхитительную северную природу летом. Дорога хорошая, трафик неплотный — благодать!

Естественно, не мог проехать мимо обязательных чекпойнтов
bikepost_ter_4_krug.jpg
Довольно забавным было разве что ощущение, что чем дальше на север, тем становится светлее (ожидаемо) и теплее (неожиданно). Вообще с погодой мне в этой поездке скорее повезло: в Мурманск, скажем, я попал когда там была какая-то рекордная жара, и я, похоже, оказался единственным человеком в городе, у которого есть шорты. Местные жители смотрели на меня несколько осуждающе, но ничего не говорили. А под дождь я вообще попал только один раз, причём уже на обратном пути, возле Петрозаводска, и успев заблаговременно упаковаться в дождевик.

В общем, пока я просто ехал и ехал на север, и это было чем-то сродни медитации: ровная дорога с плавными изгибами, спокойное урчание мотора, приятное лёгкое дрожание руля, и взгляд в горизонт: бесконечность, беспредельность и расслабленность. Пара дозаправок, обед в кафешке около той же заправки, и снова в седло. За это время я уже полностью втянулся в поставленный себе же ритм, выбросил из головы всё лишнее и просто жил этим движением, не зря всё же многие говорят о том, что в какой-то момент в мотопутешествиях ты перестаёшь ехать куда-то и начинаешь просто ехать.

Кандалакша встретила меня заливом
bikepost_ter_5_kand1.jpg
первой возможностью постоять на берегу Белого моря
bikepost_ter_5_kand2.jpg
и всё ещё продолжающей восхищать природой
bikepost_ter_6_kand3.jpg

В целом город оставляет достаточно интересные ощущения. С одной стороны, я сам вырос в типичном советском ПГТ и безумная смесь перелесков посреди города и вокруг, технических сооружений, каких-то складов, дорог, дорожек и троп по лесам меня не смущает, с другой — здесь же явно всё завязано на море, поэтому тот самый флёр портового города присутствует, ну и чайки летают. В общем, для туриста выглядит красиво и необычно, но если задуматься о деталях, то жить здесь — развлечение явно не для слабонервных.

Подкрадываясь к мотобухте
Заночевал я снова во вполне уютном отеле, просто приехав и поговорив на месте, даже без брони и всяких сервисов — палатка со спальником в кофре придаёт уверенности, что под открытым небом спать не придётся, поэтому можно просто попробовать приехать куда-то по карте наугад и попробовать заселиться. Не получится — ну что ж, не так уж сильно и хотелось, не смертельно. В общем, мне снова вполне удалось выспаться, несмотря на вопли чаек в открытое по случаю жары окно, принять душ, выпить чашечку кофе, и стартовать дальше на север, как обычному городскому туристу, привыкшему к комфорту.

Маршрут свой я специально строил по датам так, чтобы посмотреть на официальную мотобухту, но не попадать в самую гущу — не для того я уезжал из мегаполиса, чтобы снова толкаться в толпе, пусть даже и находясь где-то на краю света, так что в отеле и по пути я встретил довольно много мотопутешественников, но в среднем ехал один и не сильно от этого страдал.

Дорога от Кандалакши дальше на север стала чуть похуже, временами асфальт был неидеален, иногда встречались ремонты, но всё равно Кола — это очень хорошая дорога. Скажем, во Владимирской области по-моему вообще таких дорог нет, М7 не в счёт, по ней всё равно не получится ехать, нужно просачиваться.

За всеми этими мыслями я доехал до Мурманска, чтобы заправиться и подкрепиться. Далеко в город пока не поехал, доехал до заправки на окраине, и взял шаурму с чаем
bikepost_ter_7_murm1.jpg
Получасовой перерыв на перекус и отдых, и отправляюсь дальше — в сторону Териберки.

Поворот с развязки на Серебрянку, и вот она — родная русская дорога! Сразу почувствовал себя в своей тарелке: местами ямы, асфальт временами идёт гребёнкой, дорога в меру извилистая и с уклонами туда-сюда, но во вполне разумных пределах. Солнце светит, движок тянет, подвеска работает — красота!

Неожиданно по дороге начали встречаться ветряки. Целые поля ветряков!
bikepost_ter_8_wind.jpg
Посреди тундры они выглядят немного неожиданно, но всё равно интересно. Ощущение, что ты реально заехал куда-то в компьютерную игру и там по сюжету должны быть ветряки, на самом деле же, подозреваю, что связано это в первую очередь с добывающими предприятиями, которые там в тундре попадаются. Но в конце концов ветер есть, почему бы и не ветряки.

Затем свернул на грейдер и не отказал себе в удовольствии с ногами забраться в июльский снег.
bikepost_ter_9_snow.jpg
Вообще путешествие по грейдеру ещё раз убедило меня, что у меня именно тот мотоцикл, который я всегда хотел: у меня не слишком много опыта езды по бездорожью и моего скилла откровенно говоря просто не хватило бы, чтобы успешно преодолеть дорогу из кусков полированного камня, ям с песком пополам с пылью, и периодически попадающихся кусков гравийки. Вообще дорога весьма ровная, а погода была сухая, и в целом грех жаловаться, однако покрытие меняется довольно непредсказуемо и держать на нём гружёную турынду — тот ещё квест. Однако это был тот самый момент, когда электроника отработала просто на все деньги. Чтобы преодолеть этот сегмент пути оказалось достаточно включить offroad-режим, включить на максимум все возможные torque-, traction-, и прочие control'ы, воткнуть передачу и просто не мешать машине работать. Я включил вторую и начал просто катиться на холостом ходу. И это сработало! Спустя пару километров я даже встал на подножках, чтобы не отбивать задницу на ухабах, и чуть открутил газ. Байк просто ехал. Главное — резко не газовать, не тормозить, не создавать усилий на руле и вообще не мешать ему ехать. Честно говоря, я даже не особо устал на этой дороге — думал, что будет сильно тяжелее. Иногда электроника — это хорошо :)

Бдительный страж и его транспорт встретили меня у того самого грейдера
bikepost_ter_10_road.jpg
Виды с дороги временами были абсолютно потрясающие, просто останавливался и фотографировал всё вокруг. Солнце, светло-голубое небо в разрывах облаков, а внизу — бесконечная, чуть всхолмлённая равнина, пятнисто покрытая кустами и небольшими деревцами, и изредка разрезаемая невысокими каменистыми грядами, а ещё иногда попадающиеся озерца, по берегам которых лежит снег.
bikepost_ter_11_road.jpg
bikepost_ter_12_road.jpg
bikepost_ter_13_road.jpg

Териберка
И вот я у цели путешествия — Териберка. Край света где-то здесь. Ну по крайней мере не очень далеко.

Доехал до края карты, что дальше?
bikepost_ter_14_end_of_map.jpg
bikepost_ter_15_puddle.jpg
bikepost_ter_16_lake.jpg
bikepost_ter_17_waterfall.jpg
bikepost_ter_18_eggs.jpg
В общем, я просто погрузился в природу, и ходил, созерцая бесконечно прекрасные виды природы на столкновении моря и гор под довольно свежим северным ветром: придаёт сил и выдувает из головы всё лишнее.

И именно среди этих потрясающих видов я и решил устроить себе ночёвку. Нашёл место у ручья, впадающего в залив, который буквально зажигал у меня в памяти воспоминания о Death Stranding и тамошних красотах. Я смотрел по сторонам, а затем периодически поглядывал в небо и ожидал там увидеть перевёрнутую радугу.
bikepost_ter_19_brook.jpg
bikepost_ter_21_sea.jpg
После прогулки по окрестностям, естественно, две основные ачивки, ради которых я и ехал в такую даль:
1. Сфотографировать кроссовки
bikepost_ter_23_boot.jpg
2. Выпить глинтвейна на берегу
bikepost_ter_20_glint.jpg
В итоге, побродив вокруг, послушав крики чаек, шум прилива, и жужжание сотен комариков, комаров, и комарищ, я всё же поставил свой скромный лагерь
bikepost_ter_22_camp.jpg
Я читал истории о том, что на побережье в Териберке бывают такие ветры, что сдувает не только гружёных гусей, но валуны, к которым этих гусей привязывают канатами. К счастью, у меня всё прошло довольно спокойно, собственно ветер был только на берегу, и то больше обычный морской, чем какой-то серьёзный шторм. Оттянул палатку от мотоцикла я скорее для того, чтобы он без меня куда-нибудь не уехал. Не то, чтобы место выглядело людным, или опасным, но мне просто так было спокойнее.

Под всё никак не желающим темнеть небом я забрался в палатку, нашёл более-менее уютное положение и начал погружаться в сон с мыслью «И всё-таки я добрался…»
  • rayslavarayslava
  • rayslava
  • 28 декабря 2022 в 23:28
  • 1
  • ?

Комментарии (34)

RSS свернуть / развернуть
+7
rayslava
Дорога обратно у меня всё же больше по городам, не знаю, инетересны ли это кому-нибудь виды Мурманска и Петрозаводска.
Но в целом могу написать и вторую часть, если кому-то будет интересно
+1
pdim007
Ждем!
0
Belarus
Интересно, публикуйте :)
0
canon3000
конечно пиши.
0
Kadet73
Молодец! Интересно читать, ждём вторую часть
-1
sp80
  • sp80
  • 29 декабря 2022 в 18:25
А как же поездки по местности, вокруг Териберки? Или ты африку купил по асфальту ездить?
+1
rayslava
Так это и есть фотки с поездок вокруг. Часть с мыса Долгий, часть от губы Завалишина, часть ещё там по пути и по окрестностям, до момента, пока дорога выглядела приемлемо.
Просто не описывать же каждый просёлок :)
Собственно, из самой Териберки я даже и не выкладывал фотки, этого кладбища кораблей во всех ракурсах и так полно.

Ещё была мысль после Териберки съездить на Рыбачий, но я не рискнул: встретил ребят, которые как раз возвращались оттуда на сильно злой резине, и сказали, что они натерпелись даже с ней, погода там не располагала, поэтому на моих вседорожных бриджстоунах я и пытаться не стал. Чтобы проверить ощущения, я ещё весной полежал в грязи в Подмосковье, потягал байк туда-сюда, приключение интересное, но повторять его ещё раз не особо хотелось.
0
Win
Ещё была мысль после Териберки съездить на Рыбачий, но я не рискнул: встретил ребят, которые как раз возвращались оттуда на сильно злой резине, и сказали, что они натерпелись даже с ней, погода там не располагала, поэтому на моих вседорожных бриджстоунах я и пытаться не стал.
Вообще там сильно прикольнее. чем на териберке, и если если навыков для бездорожья не хватает — можно просто по дорогам кататься :)))) я несколько раз на обычном тяжёлом дорожнике на асфальтовой резине там проезжал кругом без проблем вообще. Но только по дорогам, конечно.
0
TheWind3
Отличный рассказ, спасибо! Добавил в планы :)

У меня технический вопрос. Ты упомянул, что печатал карты через nakarte.me. Спасибо, что рассказал, я об этом сервисе не знал, похоже — полезная штука. А как именно ты печатал? Опиши процесс, пожалуйста, можно кратно. Я что-то потыкался, и не смог понять.
+1
rayslava
Да там ничего сложного, вроде. Можно в документации посмотреть: docs.nakarte.me/
Они вот даже видео записали:


Вкратце: я подготовил gpx-файл с метками и маршрутом, кнопкой справа внизу загрузил его на сайт, кнопкой слева внизу открыл диалог подготовки к печати и разместил сегменты маршрута на листах.
0
TheWind3
Все понятно. Спасибо!
-1
S-I-L-V-E-R
Можно углы зажигания в топливных картах править хоть до бесконечности, но на 92 бензине мот с степенью сжатия 12.0, никогда не поедет так же хорошо как на 95, на который этот мотор рассчитан.
0
mrBrichevski
А про какой мот речь то? У Африки например степень сжатия существенно ниже — 10,1
+1
komendant
Про БМВ )))
+1
komendant
Избыточная тщательность подготовки ИМХО напрочь убила авантюризм и привела к тому, что самым острым переживанием за поездку стало: «Оттянул палатку от мотоцикла я скорее для того, чтобы он без меня куда-нибудь не уехал. Не то, чтобы место выглядело людным, или опасным, но мне просто так было спокойнее.»
А того, что погода не нахлобучила и обошлось без происшествий, стесняться не надо.
+1
rayslava
Ну тут ещё влияет то, что это у меня первый дальний выезд в таком формате, я и так всю дорогу на стрессе был :)
Теперь вот чуть лучше понимаю, что с собой можно было и не брать, в этом году поеду более осмысленно
0
komendant
Подумай насчет ветровика!
Ты успел поездить с родным стеклом?
Ну не должен человек так уставать от шума, что приходится включать музыку и пользоваться берушами, тем более на стоковом грушителе!
0
rayslava
Угу, вторую половину сезона 2021 и первую половину 2022 я как раз со стоковым и проездил. Там не столько шум, сколько именно встречный ветер, лупящий в макушку шлема, в максимально поднятом положении ветровика.
Вот прямо буквально не хватало той пары сантиметров, которую даёт «козырёк» на MRA'ной версии, сам ветровик-то такого же размера, просто можно добавить 2-3 сантиметра, приподняв козырёк, и прямо сразу становится хорошо.

Про беруши — не то, чтобы нельзя ехать без них, просто реально в них усталость меньше на уровне ощущений. Очень вряд ли я бы оглох или ещё как-то пострадал, если бы ехал без них, скорее вопрос комфорта, который можно улучшить малыми усилиями.

А музыку я включал просто для фона, не чтобы она глушила окружение. Особенно мне зашло ехать под Эйнауди по тундре, хотя, думаю, что любая классика даст примерно такой же эффект. Было полное ощущение, что я в фильме — под величественную музыку катишься по бесконечной равнине в горизонт :)
0
ministrell
Я поставил родное высокое стекло. при моем росте 178 и каждодневной эксплуатации показало себя отлично. Так же прекрасно работает стеклышко от Touratech, с ним меньше дует в плечи. Крейсер 130-140
0
ministrell
‎Партнамбер 08R70-MJP-A60
a.co/d/1SmiDD9
0
Aslan1988
Красиво там! а вот расход 7,7 удивил, у меня КТМ груженным и с женой не более 5.7
+1
komendant
Чистая физика: высокий ветровик, громадные кофры, канистры и дуги на морде — это не только неудобство в повседневной эксплуатации, но и нарушенная стоковая (т.е. оптимальная) аэродинамика и развесовка, возросший коэффициент лобового сопротивления.
Кроме повышенного расхода топлива, еще и максималка будет не больше 170 км/час, наверное.
Но так всегда в кастомизации: улучшаешь что-то одно — ухудшается все остальное.
0
rayslava
Именно так. Полная загрузка, обвес и ~140 на круизе. Парусность, конечно, влияет на расход, но расход меня в данном случае волновал меньше.
Ехать 170 с кофрами ехать было опасно: задняя часть загружена, даже в максимально выкрученном в жёсткое состояние подвеске, передняя — почти разгружена.
Я осторожно попробовал разгоняться, когда отъехал от Москвы, но где-то после 150 начинался вобблинг, поэтому сделал небольшой запас и больше не рисковал.

Впрочем, на региональных дорожках, на скоростях около 70, расход прямо драматически падал. По ощущениям, при такой парусности самый жор начинается где-то после сотни, байк тянет, конечно, но на разгоне прямо физически ощущаешь, как он упирается в воздушную стену.
+1
seregavb
Погружающий рассказ! Спасибо! Очень потеплело в этот зимний день! Удачи на дорогах!
0
Zark0nen
Возможно я пропустил, но в каких числах происходило вышеуказанное путешествие? Интересуюсь для себя, хочу сгонять в наступающем 2023 и выбираю оптимальные даты…
0
rayslava
Это был конец июня—начало июля. Но я выбирал просто по максимуму температуры, чтобы не околеть там.
Но насколько я понимаю, тут больше зависит не от времени, а от того, как повезёт с погодой — если с моря надует что-нибудь, то и в июле там можно знатно офигеть
0
Zark0nen
Спасибо, принято…
0
iMihalych
Отличный рассказ, возьму на заметку маршрут! А как проезжал платный дороги (транспондер, билеты, зайцем))?
0
rayslava
Транспондер, отлично срабатывает из набеденной сумки на правой ноге, кстати.
Вообще народ пишет, что можно проскочить за какой-нибудь фурой и мотоциклисты обычно так и делают, но я предпочитаю не нарываться лишний раз там, где можно просто соблюдать правила не слишком дорогой ценой.
0
Penetrator
За Кодзимыча отдельный лукас)))
А вообще да, на старте DS была тема, что прям Кольский…
0
konyuhfedor
Спасибо за отчет! Интересно читать и сопоставлять со своими собственными воспоминаниями и ощущениями :).

ps Слушай, но 7.7 на 120 — это вообще мрак :(((
0
rayslava
Да на самом деле не такой уж и мрак, я чего-то такого и ожидал.
komendant всё правильно написал: аэродинамику я даже не нарушил, а практически уничтожил, и 120 — это средняя скорость. То есть я ехал где-то 140-150 всю дорогу, притормаживая только за фурами и в трафике.
При езде по региональным дорогам с региональной скоростью, расход падал до вполне нормальных значений. А по трассе — не пофиг ли? Заправки есть, бензина хватает, канистра вообще ни разу не понадобилась, в итоге просто вылил её на обратном пути, на той же трассе, тупо чтобы не убирать полной на хранение.
0
B-twin
Класс!
0
norad
Что за палатка?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. rayslava, Териберка летом 2022. Часть 1.