Блог им. YanaVanorb → "Летящие к Северу" - на побережье Финского залива. Август. Кронштадт. Остров Фортов.


Утро пятого августа, Москва; рассвет сизый и туманный. Выезжаю часа в четыре — сыро, немного моросит. На этой неделе мой маршрут — строго на север, к старинным фортам Кронштадта, артиллерийским укреплениям и древним валунам Финского залива. Закрепив тросами палатку, спальник, туристическое снаряжение, двигаюсь не очень быстро — километров восемьдесят в час. Всего предстоит преодолеть за день восемьсот километров — трасса «Россия», М10-Е105. Конечная точка маршрута — мыс Каравалдайского полуострова, побережье у Шепелёвского маяка. Погодные условия — не самые подходящие; зябко, ветрено, пробирает до костей — фуры окатывают облаком брызг, и под Солнечногорском — порывом ветра — выдирает из барсетки и размолачивает смартфон о заднее колесо. Первые трудности и преодоление препятствий: первые сомнения. Ехать дальше, без связи, коммуникаторов, интернета? без интерактивных карт? без фото? Первые колебания… и решение: еду дальше. Впереди неделя, и запланированная поездка, которая должна состояться. По памяти, маршрут несложный; слежу за указателями: М10-Е105. Ближе к Питеру начинает холодать, снова морось; подъезжаю к КАДу. Притормаживаю, спрашиваю направление на заправках, запоминаю разъезды, стараясь не ошибиться. С Московского шоссе — на Пулково, третий съезд — а там прямиком по КАДу… ещё пара вопросов — и на Петергоф, прямой указатель. Уже стемнело, и Петергоф встречает ночным туманом, очень морским, прибалтийским. Всматриваюсь, но моря не видно — поворот на Сосновый Бор — и по прямой до Шепелёва. Темно, воздух потрясающий, очень свежий, лесной; дождя нет, по правому борту — портовые огни. Остановка и съезд; ночёвка в спальном мешке. Утром еду искать маяк.

Девять утра, подъём. Слева — Каравалдайское озеро, справа — море. Спрашиваю, как проехать к маяку — после Шепелёва — два съезда: первый ведёт к маяку справа. Там пески, валуны, сам маяк и исторические пристройки; но не остановиться. Второй ведёт на побережье от маяка слева, там палатки и машины; и проезд вглубь. Куда меня и повёл внутренний компас. Сначала ямы и рытвины, большие лужи посреди леса; затем песок, по колено — на эндуро, гружёным ещё пятьюдесятью килограммами поклажи, не так просто проехать. Буксую, но хочется пробраться к морю — далее плотный грунт посреди высокой травы — снова лес с ямами и выезд на побережье. Где и открылся невероятный, потрясающий вид: огромные валуны, разбросанные то тут, то там на побережье; много гальки. Карликовая ольха, потрёпанная северными ветрами, невысокие, приземистые сосны, раскидистые дубы — цветы в камнях, жёлтые, фиолетовые, розовые. Голубая, бирюзовая с сизым налётом, колючая трава в песках, коряги… и шиповник. Цветущий, кустистый, усыпанный алыми плодами и пурпурными цветками — шиповник. Всё побережье, у лесных троп — в цветущем плодоносном шиповнике. Удивительная красота и неожиданное буйство цвета. Под ольхой, на песке, среди голубой травы, у шиповника разбиваю палатку.
Далее по побережью, за смотровой площадкой (которая на деле оказалась артиллерийским двориком начала века — в таких устанавливали корабельные дальнобойные пушки, орудия Б-13) — сам маяк. Фонарь которого изготовлен во Франции, а сооружение с пристройками возведено в 1910 году. Действующий; вообще место привлекательное и романтичное; утром таинственное, на закате — знаковое, в звёздную ночь, при яркой луне — мистическое. Рядом покорёженная вышка, на которую можно забраться — но не на верхний ярус, туда путь закрыт — и полюбоваться открывающейся панорамой… особенно красиво было на закате, когда солнце спускалось в море. Туристов и прогуливающихся пар, семей, отдыхающих от суеты на побережье, не так уж и мало — во всяком случае из тех, кто смог сюда добраться.

Погода ясная; море шумит. Довольно безлюдно. Решаю, не теряя времени, плавать ежедневно, и каждый день выезжать на экскурсии. Распорядок такой: подъём, водные процедуры, кашеварю на день (горячую еду загружаю в большой термос) — и выезжаю, до вечера. Морское дно здесь каменистое, и необходимо соблюдать осторожность, но в плавании среди валунов есть своя прелесть. Некий спортивный интерес «добраться до самого дальнего и залезть». Это непросто — валуны скользкие, а при шторме «с барашками» и вовсе перекрываются волнами, и уцепиться практически не за что — срывает, и синяки на коленках — последствие. Тем не менее доплыть и залезть на самый дальний камень — всё-таки удалось, в спокойную, солнечную погоду.

Штиль. Довелось увидеть любопытное погодное явление, иллюзию, — идеальный, или абсолютный штиль. Это когда поверхность моря полностью статична, ни единого движения — как зеркало. Небо отражается в море, дымкой стёрта линия горизонта — только камни, возвышаются над поверхностью — будто парят в воздухе. Спокойствие стихии нарушают большие белые цапли, складывающие при полёте длинные шеи, — громко кричат, ищут корм, приземляются на камни, бродят в воде у берега. И стайка нырков, бултыхается неподалёку.

Первые вылазки вдоль побережья. Форт «Красная горка». Один из известных морских фортов Кронштадской позиции Петра Великого, год постройки — 1907. По указателям сворачиваю в лес, к убежищу музея; въезжаю в железнодорожные, массивно-бетонные врата Цитадели. Рядом — заброшенная, заросшая узкоколейка. Спешиваюсь, иду к орудиям. С лесной тропы — на поляну: открывается артиллерийская батарея орудийных двориков. По левому флангу — остатки батареи орудий Канэ; во время Первой мировой войны на защите позиции осталась горстка матросов, которые пользоваться дальнобойными пушками — попросту не умели (а это действительно, целое искусство — рассчитать, навести и точно поразить цель), поэтому при отступлении оружие заминировали. Немцы на позицию так и не прорвались, а через некоторое время прогремела серия самопроизвольных взрывов на уже брошенной территории, почти полностью уничтоживших боевые укрепления. Остатки сооружений можно наблюдать и по сей день. По правому флангу — оборудованные укрепления уже Второй мировой войны, и сохранившиеся знаменитые, боевые пушки — 130-мм морские орудия Б-13. Подхожу рассмотреть поближе: массивная поворотная башня, винтовые сиденья в глубине с обеих сторон, спереди — заваренные узкие смотровые прорези. Вокруг корпуса, на бетонном основании — металлические шкалы наведения, расположенные на окружности. Сажусь на место артиллериста; узко, жарко, везде механические рычаги, рукоятки; что-то можно ещё покрутить, но большая часть обездвижена навсегда. Чуть дальше за пушками — входы в подземные галереи — дворики соединяются между собой узкими проходами. Там темно, и если есть желание осмотреть помещения поглубже — необходим фонарик. Внутри обнаружены проржавевшие котлы, остатки проведённых коммуникаций, вентиляции, средств связи; подальше от входа кое-где даже сохранились деревянные, массивные, исцарапанные двери.
Сверхтяжёлая артиллерия. Совсем рядом — «сухопутный линкор» на суше — гигантская корабельная пушка, железнодорожная установка ТМ-3-12 образца 1938 года; всего в Советском Союзе их было выпущено трое. Разрабатывались под руководством инженера Александра Дукельского; проектирование началось в 1935 году в конструкторском бюро в Ленинграде. Орудие принимало участие в Советско-финской войне, прицельным огнём держало береговую оборону. «Транспортёр морской» — такая расшифровка — мог двигаться по рельсам как при помощи тягача, так и своим малым ходом, а также становиться на бетонное основание и трансформироваться в установку, способную вести круговой обстрел. Любопытным можно залезть наверх, вовнутрь — там машинное отделение, гигантских размеров — пробраться по переходам к 305-мм стволу — правда, необходимо соблюдать осторожность, это опасно, и велика вероятность сорваться — проходы узкие, страховки нет. На самом верху — подготовленный к заряду снаряд… и живые красные гвоздики, лежали на стволе. Кто-то оставил, дань памяти; здесь всё, что создано воевать, — остановлено; огромные цепи, шестерни механических передач окрашены зелёной масляной краской и замерли навсегда. Перехожу к ещё одному образцу военной техники — колёсному противокорабельному ракетному комплексу «Сопка». Установку с крылатыми ракетами перевозил «ЗИЛ» — также можно обойти со всех сторон.
Форту «Красная горка» посвящаю два дня; и — в Кронштадт.
Попасть в город от Соснового Бора можно через подземный подводный тоннель, прямо под фарватером, — это если на колёсах. Поворот на КАД — спуск в тоннель — выезд — минуя форт «Константин» — поворот на Кронштадт… с трассы «Скандинавия», которая летит туда дальше на север, к Выборгу и Финляндии.
Кронштадское шоссе. Остров Котлин. Направо указатель — «Остров Фортов». Съезжаю к набережной… причал, корабли, сигнальные знаки. Солнечный день. Ищу Никольский морской собор — его купол сияет издалека ещё на въезде в город. Сделав крюк по набережной, подъезжаю к площади, паркуюсь — и пешком. Собор величественный, ажурный, белоснежный. Проектировал архитектор В. Косяков, 1903-1913 гг., — задумывался как храм-памятник всем погибшим морякам. Внутри идёт Литургия; рассматриваю интерьер. На стенах по периметру — мемориальные мраморные доски с датами — «пропал без вести», «погиб в сражении при Цусиме», «утонул», «убит» — военно-морская история с начала 20-го века. А ещё — макеты. В приделе слева располагается небольшой музей военно-морского флота, с макетами боевых линкоров, броненосцев, подлодок. У собора площадь с Вечным Огнём, памятник адмиралу Макарову. И Макаровский пешеходный мост, перекинут через овраг, — на другой конце делаю привал. Достаю «сухой паёк», жую, кормлю с рук кронштадских голубей.
Суббота. Вообще в этот день я хотела возвращаться в Москву… но погода выдалась великолепная. И я не побывала в форте «Константин». Решено: снова еду на остров.
Форт «Константин» — начинает историю с 1808 года. Причалы, приземистые дворики батарейных орудий — справа кирпичные, слева — бетонные. Направо — казематы двухъярусной батареи «Брылкин» — если зайти вовнутрь — там темно. Где-то есть электричество, где-то стоит небольшая свеча. Подтопленные казармы, ни души, капает вода. Через боевую поттерну (длинный освещённый арочный тоннель) — переход в блиндаж, броневую батарею «Шведе», на пять 11-дюймовых орудий (сами орудия демонтированы и вывезены). Из бойниц открывается вид на Кронштадский фарватер. Снаружи — броневичок (реконструкция, снимался в исторических фильмах), салютная пушка (временами выстреливает) — и музей. Впереди — панорамная площадка, яхтенные причалы, батарея Паукера на два 11-дюймовых орудия; справа — навигационный знак и фарватер. Слева — бетонные постройки двухъярусной батареи «Троицкой». Можно залезать на крыши, спускаться в полузатопленные мрачноватые погреба, да и вообще очень долго бродить по территории.
Выезжаю в Кронштадт — очень хочется попасть на «Остров Фортов». Это набережная и большой благоустроенный парк — там смотровые и спорт-площадки, арт-объекты, символический «Нулевой километр», скамейки в виде лодок, «крылатые качели», фудкорты — всё в морской тематике. Стенды, рассказывающие об истории фортификационных построек, кораблестроении и основании парка, генпланы. «Аллея героев» — истории адмиралов и выдающихся деятелей морского флота, воплощённые в скульптуре и изображениях. Наискосок, направо от входа, можно пройти к острову, где находится форт «Пётр Первый» (1724 год) — путь к нему по узкой железнодорожной насыпи Каботажной гавани, со старой недействующей узкоколейкой — идти довольно долго — расстояния. Сам форт на реконструкции, доступ закрыт — зато там есть причал с прогулочными катерами.
Вечером возвращаюсь к себе в палатку, к маяку. Плещет Балтийский прибой; спокойно на побережье. А в воскресенье утром — обратно в Москву: дорогу помню. Не без эксцессов (порванный под Вышним Волочком трос сцепления, и плюс 300 км в режиме аварийной поездки) — но ночью была уже дома.
  • YanaVanorbYanaVanorb
  • Татьяна Броновицкая
  • 3 октября в 18:10
  • ?

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
0
komendant
Круто, что вернулась в строй!
Как идет реабилитация?

Поездка — классная, хоть и короткая!
Новоделы типа «Острова фортов» надо смотреть не в первое посещение Кронштадта, а когда все по-настоящему историческое уже осмотрено.
+1
YanaVanorb
— я ещё (на выходной неделе) съездила в Дербент в сентябре, на Каспий, к Луню и в Нарын-Кала — за впечатлениями — привезла ракушек с морского побережья. Там разбилась в горах, не доехав 20 км до Дербента. Получила тяжелые мотоциклетные травмы — перелом рёбер, переломы кистей обеих рук. Очень больно — но я работаю, нет другого выхода — иначе уволят. Правая рука не работает, сняли гипс, три пальца почти выключены и распухли, дрожат; возможно, повреждение нервного сплетения — надо было сразу после травмы делать операцию… сразу. Я, кстати, была в перчатках, при аварии (погодные условия, дождь, очки запотели, не заметила ремонта дороги). Требуется реконструкция кисти. Направление на госпитализацию, ищу возможности СРОЧНОЙ госпитализации и оперативного лечения — мне надо работать и я за рулём. И нельзя терять времени.
+1
konyuhfedor
Вы столько уже поломали и поотшибали себя :(( Прям какое-то подсознательное суицидальное поведение прямо.
Впрочем я о другом хотел написать. Имею в анамнезе перелом обеих кистей. К сожалению, если вы не найдете энную сумму на очень хорошего хирурга и очень дорогую операцию — у вас после формирования костных мозолей уже никогда подвижность (и отчасти моторика) не восстановится в прежнем объёме.
С учетом вашей профессии и необходимость работать с графикой, а значит и пером, мышкой, планшетом, кистью — срочно вынимайте из кошелька 200-400 тысяч и бегом в какой-нибудь центр спортивной травмы или похожее заведение. И если хотите сохранить кисти, выкиньте в урну бесплатные направление и не тяните время. Здоровья!
0
YanaVanorb
Не знаю. Никто не знает, что там будет… потом. Но да, рука у меня — так себе. Надо бы починить.
0
__AlVas__
Крепить тросами груз — звучит сурово, улетевший из барсетки телефон — повеяло девяностыми, у всех чотких пацанов была барсетка.
Тема про военные железяки малоинтересна и даже отвратительна в данный момент, купание в балтике мазохизм, но тема с картинками вместо фоток в отчете прикольная и за это спасибо.
А ремкомплект тросов купи и вози с собой всегда, это копейки, менять быстро при наличии базового инструмента, а жизнь облегчает сильно и не надо будет ездить без сцепления, это неудобно и может привести к аварии.
0
YanaVanorb
— без сцепления я и не ездила. Трос вытянули из рубашки — перекинули снизу под двигателем — привязали к выструганной палке (из лесу, вестимо) — и через некоторое время я научилась выжимать сцепление не рычагом, а ручной тягой (левой рукой) — и так 200 км до Мск. Было жёстко, но доехала. Это два мотобрата тормознули — вообще им спасиб, я не помню как звали — у меня трос прямо в лесу порвался. Ни туда и ни сюда; придумали такое, решение поездки. А я взяла и доехала до дома :) Без сцепления ехать отказалась, тогда, мотоцикл тоже бросать не стала — без сцепления я бы коробку передач свою убила, а так — сохранила и мотоцикл, и коробку, и сама цела осталась. Но раз на раз не приходится. Судя по всему.
+1
alex2704
Отличный пост, спасибо! жаль без фоток) Картинки -Вашего авторства? Поправляйтесь!
+2
YanaVanorb
Да, делала наброски прямо на морском берегу — у Шепелёвского маяка, акварелью, и на вышку залезла, там в альбом зарисовывала, углём и пастелью. Ну и кое-что дома, по памяти набрасывала, уже после травмы кисти, после поездки в Дагестан. О Дагестане напишу позже, там тоже без фото, к сожалению, будет (фото не сохранились после поездки). Спасибо.
0
mototurist
Картины вместо фото — отлично!
Сам только что там катался


Красная Горка — отличное место!
+1
YanaVanorb
— у Шепелёвского маяка — очень красиво. Эндуристы туда закатывали, наблюдала издалека. А ночью, в палатке, меня разбудила луна — как прожектор, светила со стороны леса, на море. Я вышла, безоблачно, прошлась по побережью, маяк мерцает, пролетают спутники — а ещё увидела падающие звёзды, высоко, как росчерки. И эту Северную, очень яркую, звезду. Вроде в какое-то время года там можно увидеть северное сияние — ещё ни разу не видела, вживую.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. YanaVanorb, "Летящие к Северу" - на побережье Финского залива. Август. Кронштадт. Остров Фортов.